Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Жукова

 

«Величайший художник мира…»

С. Н. Рерих. Портрет профессора Николая Рериха

со скульптурой Гуга Чохана. 1937

 

Около Великого Служения должна быть непобедимая твёрдость сознания правоты [1].

Е. И. Рерих

 

Гуру есть Светоч человечества и Мой Доверенный и Посланник [2].

Грани Агни Йоги

 

Удумать надо, как велико значение того, кто стоял на ступени, к Самому Владыке ближайшей [2].

Грани Агни Йоги

 

Надо ли сегодня говорить о значении Николая Константиновича Рериха? Ведь труды его изданы, картины признаны во всём мире, Общества его имени существуют во многих странах, идеи Рериха увлекают всё больше и больше людей…

Но осознаём ли мы в полной мере Величие этого Творца, глубину и значение его Наследия и всю ответственность за его неискажённое распространение?

Сказано: «Каждая картина соединяет зрителя с её творцом и с Стоящими с ним» [4]. Николай Константинович Рерих – Посланник Иерархии Света, ближайший Ученик Великого Владыки. Его Священные картины, помимо гармонии цвета и ритма, излучают Свет Высший.

Елена Ивановна Рерих писала: «Позволю себе добавить несколько слов об искусстве Н.К. В искусстве его, прежде всего, отмечают чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие красочных сочетаний при необычной силе и глубине тонов. Каждая картина – прекрасная симфония красочных созвучий. Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя. Известно, что прекрасные произведения искусства имеют в себе дар целительный, и мы имели немало случаев убедиться в этом. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытые, ибо, как сказано: «Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас».

Но не меньше внимания заслуживает совершенно исключительный дар Н.К. в композиции, являющийся, между прочим, даром редчайшим. (Здесь и далее выделено автором). (…)Но каждое произведение Н.К. поражает гармоничностью в сочетании всех своих частей, и эта гармоничность и даёт основу убедительности. Ничего нельзя отнять или добавить к ним, всё так, как нужно. Эта гармония формы, красок и мастерства выполнения и есть дар, присущий великому творцу» [5].

 

* * *

Во многих Рериховских Обществах, где нет возможности выставить подлинники картин Рериха, проводят выставки репродукций. Если репродукции качественные и не искажают цвет, они также передают Высокие Светоносные излучения картин Мастера.

Копии картин Рериха не имеют такой светоносности, так как современные художники наслаивают на них свои излучения, и даже если они неплохие, то всё же это не излучения Гения. Несмотря на внешнее сходство, копии не несут самого главного – Света Великого Владыки и не преображают сознания и сердца людей.

В конце 80-х – начале 90-х, создавая Сибирское Рериховское Общество, это разъясняла Наталия Дмитриевна Спирина (1911–2004), прошедшая в Харбине у Бориса Николаевича Абрамова (1897–1972) многолетнюю духовную школу по Учению Живой Этики. И при её жизни в Обществе и Новосибирском Музее Н. К. Рериха никогда не выставлялись копии картин Рериха. Это относилось не только к живописным копиям, но и к скульптурным, вышитым бисером и др.

Разве нужно талантливому художнику самовыражаться, используя творения Гения? Талантливое творчество оригинально, самобытно и тем ценно, что непохоже на творчество других. Конечно, вполне возможно для приобретения мастерства копировать шедевры для себя, не выставляя на всеобщее обозрение, но при этом принято не ставить подпись ни автора картины, ни художника-копииста.

При копировании картин Рериха бывает, что художник из-за недостатка опыта искажает выражение Священных Ликов или добавляет что-то своё в произведение Мастера. Наталия Дмитриевна Спирина называла это явление «отсебятиной» и всегда предостерегала против такого проявления самости и неуважения к Великому Творцу.

Известно, что Николай Константинович Рерих много сотрудничал с другими художниками. Он делал эскизы для театра, мозаики, витражей, монументальных росписей, мебели, посуды и т.д., и по его эскизам другие мастера изготавливали эти произведения. Но в художественном мире всегда существовала профессиональная этика, и было принято любые изменения согласовывать с Автором. В наше время, когда сам Николай Константинович не может проследить за выполнением художественных работ по его эскизам, требуется особенная внимательность, духовная чуткость, бережность и, конечно, высокий профессионализм, чтобы не допустить искажения и профанации.

 

* * *

Чтобы глубже понять значение и ценность Священных Даров Искусства, данных нашему народу величайшим Гением и уберечь их от любых искажений, вновь обратимся к Письмам Елены Ивановны Рерих и Записям ближайшего ученика Рериха Бориса Николаевича Абрамова («Граням Агни Йоги»).

В 1947 году, после ухода Н. К. Рериха, Елена Ивановна Рерих писала:

«Наш Светлый и Любимый будет жить в памяти народа. Просветлённые сознания поймут, какой Великий Дух ходил по Земле среди людей и будил их сознание ко всему Прекрасному и тем самым вливал в них Эликсир Жизни. Ганди, после своего убийства, стал Спасителем народа, но ещё большим станет наш Светлый и Любимый, когда будет собрано воедино всё им созданное и оповещённое во Благо Человечества. Истинно, он заложил основание Новой Эпохи, Нового Мира» [7].

«Индия любила и почитала его и сумела оценить его как лучшего человека. Для них он был Великим Риши, Мудрецом, Маха-Дэвом [8] или Сверхчеловеком. (…) Он был полон незлобивости, но не допускал попустительства и полумер» [9].

«Индия стала нам ближе близкого, ибо с уходом нашего Родного мы ещё сильнее осознали и убедились, что Он вошёл в жизнь страны, как один из самых мощных духовных двигателей. Индия – родина величайших Гигантов Духа. Конечно, Индия особенно чует связь Его творений с её великим Наследием. Индия признала Его своим неотъемлемым духовным Гуру. Все наиболее выдающиеся писатели, творцы и критики высказались единогласно, что Он величайший художник своего времени и таким останется, ибо, помимо совершенства художественного мастерства, Его творения несут человечеству духовный Message [10], облечённый во всей неотразимости новой Красоты. Духовный аспект всего Его творчества неизгладимо запечатлелся в сознании лучших деятелей и мыслителей этой страны» [11].

«Многие прекрасно отметили богатство оставленного им духовного наследства и насущную обязанность каждого сознательного человека принять это богатство и следовать его высоким Заветам» [12].

«Миссия его переросла планетные размеры, и устремления его уже направлялись в надземные пространства. При современном одичании… его фигура высилась, как напряжённый укор, как последний символ Творца и Певца, зовущего к Красоте Беспредельной, Красоте Вечной» [13].

«Наш Любимый любил давать и никогда не заботился, что будет с его творениями и вещами, но мы должны всячески охранить его духовное наследство. (…) Повезём в Новую Страну, но сколько останется по городам и музеям в Индии и Европе; уцелеют ли? Что сделает Америка с доставшимся похищенным ею сокровищем? Последний её акт был выкидывание из Музея сокровищ, приобретённых на общественные деньги. Пока что никто не превзошёл Америку в таком акте» [14].

 

* * *

Россия, куда так стремились вернуться Николай Константинович и Елена Ивановна, тогда не приняла их. В 1957 году, с наступлением Хрущёвской оттепели, их старший сын Юрий Николаевич привёз на Родину Великие Сокровища – Картины отца. В 1959 году, из Харбина в Россию приезжают ближайший ученик Н. К. Рериха Б. Н. Абрамов и его ученица Н. Д. Спирина, Посланные Великим Владыкой в «Новую Страну» готовить её народ к духовному возрождению.

Записи Б. Н. Абрамова («Грани Агни Йоги»), Высокий Источник которых был троекратно подтверждён Е. И. Рерих, раскрывают сокровенные значение Великого Творца и Его картин.

Так, в Записи от 19 декабря, в Памятный День Святителя Николая Чудотворца, когда в Харбине торжественно праздновались Именины Н. К. Рериха (Гуру) читаем:

«День Памятный пусть будет днём утверждения Гуру. Будем о нём говорить так, как никто никогда ещё не говорил. (…)

От времени до времени посланцы Иерархии идут в мир, неся новую весть. На смене рас, в момент особой ответственности, в мир отправляются посланники наиприближённейшие. Носителем Камня является посланник Иерархии. Свет Владыки несёт он в мир для утверждения. (…)

Гуру – Носитель Света, Носитель Камня, огненный посол Иерархии, Апостол Нового Мира, провозвестник красоты, утверждающий Знамя Владык. (…)

Гуру, посланник Владык, явил собою высшую меру Света как ближайший ученик Владыки Шамбалы и Его доверенный. Глубоко значение посланников Наших. Являя собою Свет, они… пробуждают в Чаше каждого, кто с ними соприкасается, все его накопления, и хорошие и плохие. Потому неистовствует тьма, потому и беснуются тёмные сердца при их прохождении. Потому каждый, кто от Света, при даже кратком общении с ним загорался своими накоплениями и всю жизнь, долгие годы, несёт бережно в себе этот неугасимый и всё более и более разгорающийся пламень… (…) Гуру утвердил рукою своею искусство как высшую форму познавания истины и Света. Он был величайшим художником мира, великим из великих. Картина любого вашего художника, являясь шедевром своего вида, всё же только картина. …Но творение рук посланника Иерархии, его картины – это нечто совершенно иное по тому потенциалу огня, который в них заключён. Картина Гуру – это сгущённый Свет… это мощный светоносный магнит, излучающий… ряд огненных энергий особого напряжения… Для слепых и невежд – это только картина… для знающих и зрячих – это мощный магнит… посланный… в мир, чтобы творить великое дело преображения… сердец человеческих… (…) ...Свет Владыки Шамбалы запечатлён и сгущён Его учеником в своих произведениях. Ученик и посланец всегда творит волю Пославшего… (…) Деление по светотени пойдёт во всем сверху донизу. Коснётся оно и искусства. И прозревшее человечество духовные шедевры Гуру, величайшего художника из величайших, отнесёт к сфере священных предметов искусства и будет почитать их… Но посланник Света вкладывал огонь и Свет не только в творения кисти. Во всё, чего касалась рука его, вкладывалась мощь огненных психических зёрен. (…) Будет утверждено Знамя Мира, им провозглашённое. …Будет утверждено на Земле искусство как высшая форма уявления Света, будут охранены художественные сокровища. Будут читаться, и утверждаться, и изучаться писания Гуру как величайшего духовного водителя современности, на тысячелетия вперёд предвосхитившего и указавшего путь эволюции человечества. И Учение Жизни, им в миру утверждаемое, станет единым путеводным огнём человечества. И тогда вознесут Гуру, тогда поймут величие его, тогда увидят Свет его… Магниты, Гуру созданные… и разбросанные по лику Земли, творят своё великое, но невидимое дело… преображения духа человеческого. (…)  Величие Гуру Утвердим как Посланника Нашего… как носителя Великого Знания и провозвестника грядущего Света» [15].

«Через посланника подходим к Пославшему…» [16].

«Какими прекрасными образами наполнил Гуру пространство, и в каких прекрасных полотнах частично были запечатлены эти образы в плотных, земных, формах. Говорю: частично, ибо семь с лишним тысяч картин, оставленных им миру, представляют собою только малую долю того, что создал он своей мыслью. (…) Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена… Светом… который мощно воздействует на того, кто на неё смотрит. (…) Многие замечали, что светятся краски на картинах его» [17].

«Художник, творя свои картины, вкладывает в них силу своих излучений, степень и характер которых зависят от силы его творческого огня. (…) Можно представить себе, какова мощь великих произведений искусства, если созданы они при тесном объединении с Иерархией Света и если их творец сам является Иерархом высокой ступени» [18].

«Посланник, Доверенный, Агни Йог, Гуру – так называли его, когда говорили о нём, от нас прежде времени ушедшем. Не сейчас, но потом, в веках, поймут его люди, когда Свет Учения озарит их. (…) Там, где ступала нога Посланника Иерархии, дела цветут особенным цветом. (…) Вот, ходил он по Земле, и видели его люди, и смотрел он на них своими голубыми глазами. Но многие ли понимали, что видели эти глаза, как видели эти глаза и Кого они видели? Раз в столетие от двух с половиной миллиардов людей допускаются в Твердыню избранные и достойные или вызываются туда для получения Поручения. И он был Там. (…) Пламенный Агни Йог был тем, про кого Сказано: имеющий уши да слышит и имеющий глаз да видит. Творчество огненное доступно лишь тому, кто глаз имеет Орлиный. Обладатель «Орлиного глаза», давший миру образы Огненного творчества, явился посредником соединения двух миров – мира земного и Мира Высшего, двух культур – культуры Востока и культуры Запада, и звеном соединительным. Он, видевший Орлиным Глазом своим, выбрал Страну Новую. …Руководитель планеты избрал её сосудом явленным для восприятия и утверждения Энергий и Лучей, творящих новую эпоху человечества. В себя их приявшая и в сущности своей их претворившая, станет она законным и признанным Водителем народов мира на путях утверждения грядущего Царства Света» [19].

 

С. Н. Рерих. Профессор Николай Рерих. 1944

 

Близко время, когда наш народ воскреснет духом, и тогда исполнится Пророчество: и в возрождённой России «Совет профессоров постановит считать художественные произведения Рериха ценнейшими сокровищами страны» [20].

Закончим строками поэмы «Вестник», посвящённой Наталией Дмитриевной Спириной Николаю Рериху:

 

…Он помогал людям подниматься

По самой крутой из всех лестниц мира,

По лестнице Духа, той самой,

По которой когда-то восходили Те,

Кого потом стали звать богами,

И по которой прошёл он сам –

И потому знал точно и непреложно,

Как надо идти, чтобы достигнуть

Предназначенной каждому вершины.

 

Через какое-то время, в суждённые сроки

О нём вдруг вспомнят,

Как вспоминали многих –

Забытых, оклеветанных и убитых

Героев духа...

И начнут его восхвалять,

И ставить ему памятники и монументы,

И писать о нём длинные трактаты,

Попутно искажая его идеи

И изображая его по своему образу и подобию.

 

Но теперь, в преддверии Светлого Века,

Мы, идущие его следами

И продолжающие его работу,

Не дадим исказить и разрушить

Красоту, которую он дал людям

Великой ценою собственной жизни.

 

И за нами встанут лучи Урана

И весь резервуар космических накоплений

И помогут в нашей священной битве

За утверждение Сокровища Мира,

Принесённого его руками

Во имя суждённой эволюции

Человечества земного

и человечества Вселенной! [21]

 

12–18 мая 2015 г., Новосибирск.

 

 

Примечания:

1. Рерих Е. И. Письма. Т. 8. М., 2008. 19–20.08.1948.

2. Грани Агни Йоги 1952 (2), 498.

3. Грани Агни Йоги 1953 (2), 495.

4. Грани Агни Йоги 1958, 536.

5. Рерих Е. И. Письма. Т.1. Рига, 1940. 19.06.1933

6. Рерих Е. И. Письма. Т. 8. М., 2005. 23.02.1948.

7. Маха-Дэв – букв. «Великий Бог» (санскр.) – титул Шивы.

8. Рерих Е. И. Письма. Т. 8. М., 2008. 13.01.1948.

9. Message – (англ.) Весть.

10. Рерих Е. И. Письма. Т. 8. М., 2008. 19–20.08.1948.

11. Там же. 23.02.1948.

12. Там же. 16.09.1948.

13. Там же. 23.02.1948.

14. Грани Агни Йоги 1952 (2), 669.

15. Грани Агни Йоги XI, 713.

16. Грани Агни Йоги 1953 (2), 495.

17. Грани Агни Йоги 1952(1), 92.

18. Грани Агни Йоги XII, 693.

19. Грани Агни Йоги 1953 (2), 495.

20. Грани Агни Йоги 1952(1), 92.

21. Спирина Н. Д. Перед Восходом: Сборник стихов. Новосибирск, 2013.

22. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов / http://gallery.facets.ru/

 

 


№63 дата публикации: 01.09.2015

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020