Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Константин Елькин

 

Задачи человека

Человек – это уникальное, единственное животное в Космосе, которое образуется и прогрессирует вокруг мысли о Боге – всемогущем, добрейшем и бессмертном существе, способном влиять на ход движения Вселенной и творить мир по произволу. В представлении человека Бог всемогущ, добр и бессмертен, – Бог бессмертен, потому что Он всемогущ, и Бог добр, потому что Он бессмертен. Человек хочет жить вечно и счастливо, поэтому он обращается с молитвами к Богу, чтобы Он помог человеку обрести бессмертие. Однако религиозный Бог не отвечает на молитвы человека, либо потому что не добр, либо потому что Его не существует. В отсутствие помощи со стороны Бога человек сам хочет стать Богом. Всемогущество – это главное свойство Бога и для того, чтобы стать Богом, человеку необходимо найти способ стать всемогущим.

Человек хочет быть всемогущим, чтобы сделать мир таким, каким он должен быть, ибо, по мнению человека, существующий мир не таков, каким он должен быть, – в существующем мире человек смертен (конечен) и оттого несчастлив. Быть всемогущим, значит обладать способностью и возможностью творить мир по произволу, по собственной воле. Творить мир по произволу, значит творить мир на основании собственных представлений о том, каким должен быть этот мир. В представлении человека только один Бог может творить мир по произволу и в этом смысле Бог – это абсолютный субъект истории.

Представления о том, каким должен быть этот мир или какой должна быть любая вещь вообще – суть идеалы. Идеалы всегда субъективны, они выражают конечные или последние стремления субъекта истории – человека, они суть цели человека в этом мире. Цели являются желаемыми состояниями, которые хочет достигнуть человек. Конечной целью своего развития – конечным своим состоянием человек мыслит бессмертие, вечную и счастливую жизнь. Следовательно, в представлении человека идеальным состоянием мира является такое состояние, при котором человек будет жить вечно и счастливо. Бессмертие важно для человека не только потому, что смерть есть небытие, но и потому, что человек верит, что обретя бессмертие, его жизнь превратится в увлекательное путешествие по Вселенной и его жизнь станет одним большим счастливым приключением. Однако Вселенная не вечна, она движется к своему концу от этапа рождения к этапу смерти, следовательно, не вечен и человек, являющийся частью Вселенной. Таким образом, конфликт между конечностью Вселенной и стремлением человека к вечной жизни становится основным онтологическим конфликтом во Вселенной, а противоречие между конечностью человека и его стремлением к вечной и счастливой жизни становится основным онтологическим противоречием человека. Человек полагает, что он может решить это противоречие и этот конфликт в пользу человека. Однако человек оказывается всего лишь способом жизни нечто большего – Самости Космоса, живущей в человеке, через человека и посредством человека, и между человеком и Самостью Космоса также возникает конфликт. Суть этого конфликта, с одной стороны, в конечности человека и, с другой стороны, в желании Самости Космоса быть вечно. Кажется, этот конфликт является продолжением конфликта между конечной Вселенной и желанием человека жить вечно. Действительно, если человек является частью Вселенной, то его тело можно рассматривать, как часть смертной Вселенной и тогда Самость Космоса, которую мы можем отождествить с душой человека, стремится к вечной жизни в конечном теле (в этом смысле душа человека и Самость Космоса тождественны). Однако Самость Космоса появилась раньше человека. Самость Космоса появилась одновременно с Вселенной примерно 13,7 миллиардов лет назад, а человек появился как род лишь с появлением жизни на Земле примерно 3–3,5 миллиардов лет назад, а как вид он появился всего лишь несколько миллионов лет назад. Значит, скорее всего, человек всё-таки является формой, средством и способом бытия Самости Космоса.

Представление о том, каким должен быть этот мир, основано на потребностях творца, среди которых главная – потребность жить вечно, ведь если эта потребность не удовлетворяется, то творец исчезает, а вместе с ним исчезает и созданный им мир, так как мир, в отсутствие своего творца, обессмысливается, а то, что не имеет смысла, не существует. Следовательно, мир должен быть таким, чтобы его творец жил вечно и счастливо, иначе, зачем нужен такой мир? Мир, в котором творец мира живет вечно и счастливо – это добрый мир, и, напротив, мир, который несёт его творцу гибель и несчастье – это злой мир. Следовательно, мораль в мире определяется потребностями творца и поскольку потребности являются источником творчества, то творец мира является источником морали. В мире, в котором мы живём, источником морали является человек, следовательно, человек является творцом Вселенной, Бог же является целью человека и дан нам в религиозном представлении, как идеал, к которому человек стремится. С ростом науки роль религии, исполнявшей целеполагающую (организующую) роль, утрачивает своё значение, так как знание о конечной цели истории становится рациональным. Осознав конечность естественного мира и движимый потребностью жить вечно и счастливо, человек вынужден силой обстоятельств, имеющих космологические причины и характер, поставить перед собой цель стать Богом – всемогущим существом, способным сотворить новую Вселенную, в которой человек обрёл бы бессмертие. Но так как форма человека является частью Вселенной и подчиняется тем же законам, что и Вселенная, человек вынужден также сотворить себе новую форму, которую мы называем сверхчеловеком. Собственно задача создания новой формы человека, стойкой к катастрофам органического мира и способной к жизни вне Земли – в открытом космосе, является первым шагом на пути к обретению человеком всемогущества.

Но если в природе отсутствует способ, с помощью которого человек может стать всемогущим, то человек никогда не сможет его найти, и тогда он никогда не сможет стать Богом. Однако это утверждение противоречит цели человека, которая определена его природой, его целью присутствия во Вселенной. Природа человека заключается в безграничности его потребностей, среди которых главная – потребность жить вечно. Человек не придумывал себя сам, таким его создала Вселенная. Следовательно, стремление человека к всемогуществу и бессмертию заложено в нём в качестве его сущности и имеет объективные, независимые от человека причины. Из этого следует, что человек является только инструментом реализации воли к всемогуществу и бессмертию и в качестве источника этой воли мы определяем Самость Космоса. А что же сверхчеловек? – сверхчеловек – это ступень на лестнице прогрессирования человека на пути к своей конечной форме – к Богу. Но так как человек – это всего лишь эволюционная форма Самости Космоса, то сверхчеловек – это не только и столько постчеловеческая форма человека, но очередная эволюционная форма Самости Космоса. Конечной же формой и целью Самости Космоса является Бог. Но так как Самость Космоса существует в человеке, посредством человека и через человека, то Бог является также целью человека.

Однако человек не удовлетворён своей ролью в качество формы Самости Космоса. Человек хочет быть абсолютным субъектом истории, и не только своей, но истории всей Вселенной. По мнению человека, это он, а не Самость Космоса, хочет быть Богом. Человек даже отождествляет себя с Самостью Космоса. Но истинно ли утверждение, что Самость Космоса тождественна сущности человека? Или человек это всё-таки форма Самости Космоса, этап её эволюции? – от ответа на этот вопрос зависит будущее человека. От ответа на него зависит – продолжится ли прогрессирование Самости Космоса к Богу в линии человеческого рода или человеческий род уступит место новой форме жизни, возможно, не биологической, а основанной на процессах, стойких к катастрофам органического мира и способной к жизни в открытом космосе – в невесомости, под непрерывным воздействием космических лучей и частиц. Но человек никому не хочет уступать место и роль субъекта истории. Поэтому, в свете конца Солнца, для человека становление его сверхчеловеком – новой более прогрессивной формой Самости Космоса – означает преодоление в человеке земного животного начала и замещение его космическим морально-разумным началом. Здесь сразу следует отметить, что прогресс человека есть не столько прогресс его формы, сколько прогресс его морально-разумных качеств, форма же нужна человеку только для того, чтобы его морально-разумные начала – его сущность могли реализовать своё предназначение во Вселенной. Как уже понял внимательный читатель, предназначением человека является спасение Вселенной от гибели в результате её распада вследствие действия онтогенетических законов её развития и творение новой Вселенной. Таким образом, Человек – это Спаситель Вселенной и Творец новой Вселенной, Творец Нового Мира, в котором он обретёт бессмертную и счастливую жизнь, – в этом не может быть никаких сомнений. Всё, что противодействует этим идеям, противодействует исполнению Человеком своей космической миссии.

Таким образом, человек – это, прежде всего, существо ответственное за организацию бытия, ведь именно человек привносит в бытие цель, а цель достигается организацией. Именно характер цели определяет характер организации материи, пространства и времени. Поэтому полноценное развитие разума возможно только на базе высоких моральных принципов (уровень развития разума коррелирует с уровнем моральности индивида; не следует отождествлять разум с интеллектом, – интеллект – это вычислительный инструмент разума и не более того). Таким образом, космический человек будет постчеловеком, преодолевшим свою земную животную форму, ныне уже ограничивающую прогресс Человека (человеческого рода). Однако в обстоятельствах завершающего этапа онтогенетического развития Солнца стихийное, происходящее вследствие действия случайных факторов, прогрессирование человеческого рода из фактора прогресса превратилось в препятствие для продолжение прогресса. Для выживания в изменяющейся космической среде человеку необходимо заблаговременно приспособиться к жизни в новых условиях, так как на этапе конца Солнца скорость влияния изменяющейся космической среды на изменение биосферы – непосредственной среды обитания человека будет выше скорости естественной эволюционной адаптации человека (естественного приспособления человека к изменяющейся среде), и биологическая форма человека – тело не успеет приспособиться к жизни в среде, характеризуемой высокой температурой, большим атмосферным давлением, отсутствием в атмосфере свободного кислорода, отсутствием воды и т.д. Также есть все основания полагать, что когда на Земле наступят условия, близкие к современным венерианским, естественная жизнь на Земле погибнет, так как известная нам органическая форма жизни может существовать лишь в рамках определённых параметров физической среды. Также человеческий род не может приобрести форму космического человека естественным путём, находясь в условиях земного тяготения, под защитой озонового слоя и магнитного поля Земли. Жизнь в земных условиях способствует приспособлению к жизни к этим именно условиям, но не к условиям жизни в открытом космосе, в состоянии невесомости и под непрерывным воздействием космических лучей и частиц, губительно действующих не только на человека, но на все известные формы органической жизни. Для того, чтобы естественным образом приспособиться к жизни в условиях открытого космоса, человеку нужно покинуть Землю и начать жить в условиях открытого космоса. Однако это не представляется возможным по двум причинам. Во-первых, для естественной эволюции человеческого рода в условиях невесомости, под непрерывным действием космических лучей и частиц, необходимо, чтобы человеческая популяция, которая будет жить в этих условиях, насчитывала достаточное для естественной (стихийной) эволюции число индивидов (может быть несколько сотен тысяч, а может быть, несколько миллионов индивидов – чем больше, тем лучше), чтобы в ней могли произойти случайные мутации, которые, закрепившись отбором, положили бы начало новой – космической расе людей. Однако вывести в космос такое количество людей сегодня и в обозримом будущем не представляется возможным по экономическим соображениям. Впрочем, если всё человечество будет работать для того, чтобы реализовать задачу выведения космической расы людей естественным путём, эта задача может быть решена, если вообще возможна стойкая к космической радиации высокоорганизованная (разумная) форма органической жизни. Однако, во-вторых, естественная эволюция зависит от случайных факторов и её результат непредсказуем с точки зрения времени, которое пройдёт, прежде чем в популяции возникнут необходимые мутации в количестве, достаточном для появления космической формы человека. Очень возможно, что в популяции вообще не возникнет никаких мутаций, способствующих адаптации вида к жизни в открытом космосе, в силу невозможности высокоорганизованной органической жизни в условиях открытого космоса. Таким образом, естественный ход эволюции человека уже не отвечает вызовам космоса и для того, чтобы успеть приспособиться к жизни в открытом космосе – в состоянии невесомости, под постоянным действием космических лучей – человек должен ускорить процесс своей трансформации. Сделать это он может, только используя методы искусственной эволюции, прежде всего, методы генной инженерии, – космический человек, если он возможен, будет земным генномодифицированным человеком, выведенным специально для жизни в космосе. Если человек не будет изменяться, чтобы приобрести способность жить в открытом космосе – он погибнет. К сожалению, это понимает, может быть, 4–5% людей. В большинстве своём человечество живёт текущим днём, не отвечая на вызов со стороны космоса, даже не осознавая этот вызов.

Однако может случиться и так, что человек не сможет эволюционировать в космическую форму по причине, например, невозможности создания искусственного мозга, стойкого к космически излучениям или невозможности записи на искусственный мозг сознания (души) натурального – биологического – человека. Тогда задачей человека будет создание Наследника – высшей по отношению к человеку формы искусственной жизни – новой формы Самости Космоса. Если живёт Самость Космоса, а человек является лишь её формой, в которой, посредством которой и через которую существует Самость Космоса, то Самости Космоса, по большому счёту, всё равно, в чьей форме ей пребыть в будущем – в форме ли человека или в иной форме, главное, чтобы эта форма наделяла Самость Космоса большей степенью свободы, чем предшествующие ей формы. В этом случае человек выступает в роли демиурга по отношению к новой – искусственной форме жизни. С созданием же новой формы жизни – Наследника, способной жить в условиях открытого космоса, космическая миссия человека будет исчерпана.

Однако человек не хочет сдаваться и ставит перед собой задачу создания всеобъемлющей теории обосновывающей не столько необходимость выхода разума за пределы ограничивающей его формы – homo sapiens, сколько возможность жизни человека в новой форме, создания новой формы для человека (но не новой формы человека, которая была бы другим человеком). Я полагаю, что создание новой – космической формы для современного земного человека возможно, так как бытие неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных представлений о нём. Так как человек – это прежде всего его душа, средоточием которой является мозг, то для этого, прежде всего, нужно создать действующую модель человеческого мозга, на основании которой необходимо будет изготовить модель искусственного мозга, способного существовать в условиях открытого космоса. Понимая, что мозг является только сложноорганизованной частью тела, от которого он зависит своим питанием и интересы которого обслуживает, также необходимо вместе с мозгом создать и искусственное тело. Одним словом, речь идёт о создании полностью искусственного живого организма, имеющего безграничные потребности и превосходящего своими возможностями возможности homo sapiens. Подобно человеку он должен хотеть жить вечно и лучше, и обладать возможностями для жизни в открытом космическом пространстве в условиях невесомости под постоянным действием пронизывающих его тело космических лучей. Пожалуй, этими двумя требованиями он должен отличаться от человека. В остальном же он должен быть подобен ему. Впрочем, подобие сверхчеловека человеку может быть только в одном – в бескрайней, не признающей никаких границ устремлённости его свободной воли к абсолютной свободе – власти над миром.

Современный человек – homo sapiens – в большинстве своих представителей пасует перед задачей, заданной ему Космосом. Homo – это земной человек и ему трудно оторвать взгляд от Земли к Космосу. Как правило, homo о Космосе не думает, а если думает, то в большинстве своих представителей думает как о деле, его не касающемся. Однако человек – это космическое создание и его задачей является космическая задача – продолжение эволюции Вселенной, жизни, Самости Космоса (земной формой которой он является). И для того, чтобы не оставаться в форме человеческого животного, живущего одним текущим днём, и не погибнуть в результате конца Солнца, человек должен обрести истинный смысл своего существования. Смысл вещи – это включённость вещи в отношения между вещами в самом широком контексте. Смысл вещи оправдывает её существование для других вещей. Смысл человека постигается только в контексте его отношений с Вселенной и оправдывает его существование во Вселенной только в качестве спасителя Вселенной и её Самости Космоса от смерти. Т.е. оправданием человека является исполнение человеком своей космической миссии – спасение Самости Космоса – свободной воли Космоса от гибели в результате смерти натуральной Вселенной путём создания искусственной Вселенной. Решение этой задачи является конечной целью человека, его разума, науки и техники. Но кто же скажет человеку о его смысле, о его конечном предназначении? Мы видим, что единственным источником истинного знания о человеке является он сам, точнее – живущая в нём, посредством него и через него Самость Космоса.

Социальную жизнь я рассматриваю, как продолжение космической эволюции и по этой причине политическое устройство общества я рассматриваю в качестве фактора и механизма космического прогресса (от того, как устроено общество, т.е. каковы отношения между людьми, зависит то, о чём они думают, чем занимаются, какие цели перед собой ставят). Я полагаю, что либеральная демократия является единственной формой, способствующей неостановимому прогрессу жизни и разума (об этом моя статья “Почему в России не состоялось либеральное демократическое государство”). Либеральная демократия – это такой способ организации разумного вещества (мозга, сознания), который в максимальной степени способствует прогрессу – росту свободы и власти разума и, значит, человека и, следовательно, исполнению им своей миссии – прогрессу жизни. Человечество и сейчас могло бы уже колонизовать Луну и Марс, если бы ставило задачи космического прогресса на первое место. Однако этому мешает его архаичная организация – разделённость на нации, государства, конфессии, политические партии и т.д., из-за чего цели человечества не могут подняться выше текущих повседневных интересов. Космическое человечество – это единое человечество и, таким образом, единство человечества возможно только тогда, когда космические задачи оно будет ставить выше своих текущих земных задач, а общечеловеческие задачи выше узких национальных, государственных, конфессиональных и групповых задач. Но последнее будет возможно только тогда, когда человечество осознает своё истинное предназначение, свой истинный смысл в истории как космического феномена (об этом писал ещё В. И. Вернадский, когда определял условия, при которых может возникнуть ноосферная организация общества). Таким образом, космический прогресс человека и исполнение им своей космической задачи непосредственно зависит и определяется его социальной (политической, экономической) организацией.

Предельной целью моих текущих мечтаний является искусственная целенаправленная эволюция человека во всемогущее бессмертное существо – богочеловека или просто – Бога – конечную форму Самости Космоса. Я полагаю, что человечество обладает для этого всем необходимым – свободной волей, разумом, наукой и техникой. Свободную волю, стремящуюся обрести свободу воли, я ставлю на первое место, – она причина всего. Она и есть – Самость Космоса.

 

 


№62 дата публикации: 01.06.2015

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020