Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

О. Н. Чеглаков

 

Перспективы продвижения и подписания Пакта Рериха

Для лучшего понимания перспектив развития и распространения идей Пакта Рериха целесообразным будет предварительно рассмотреть проблемы продолжения подписания этого наиважнейшего Документа.

 

Перечислим эти проблемы:

  • отсутствие широкой информации о Пакте Рериха привело к смешению, уравнению и, в конечном счёте, к умалению Его при установлении этого Пакта в один ряд с другими договорами, носящими межгосударственное, континентальное или иное другое наименование;
  • Конвенция Заключительного акта Гаагской мирной конференции, подписанная большинством развитых цивилизованных стран, фактически приостановила процесс продолжения активных действий по подписанию Пакта Рериха, ибо в культурной общественности возобладала мысль о том, что эта Конвенция будет способна оградить культурные сокровища от разрушения;
  • отсутствие распространения идеи воспитательного характера Пакта Рериха;
  • отсутствие широкого оповещения об уникальности Пакта Рериха с точки зрения защиты не только во время вооружённых конфликтов, но и в мирное время;
  • отсутствие единого авторитетного международного комитета, способного координировать все действия по подписанию этого Договора;
  • отсутствие яркого общепризнанного лидера в деле защиты культурных ценностей;
  • ошибочная тенденция в понимании роли и значения Пакта: одобрение Пакта в целом, признание его широкой международной общественностью выдающимся документом и одновременно произвольное решение о том, что его тексты несовременны, устарели и не содержат оформления, понятного всем, кто мог бы его подписать;
  • инициатива о новой редакции Пакта и внесение изменений, учитывающих некоторые недостатки ранее утверждённого и принятого текста, является не только неприемлемой, но и губительной для самого Пакта. Во-первых, страны, подписавшие этот Договор, уже по несколько раз сменили свои руководящие органы и некоторые сменили и политический курс, а потому нет никаких гарантий, что в настоящее время они подтвердят свои подписи, тем более в новой редакции. Во-вторых, даже если в тексте новой редакции будет указано об отсутствии необходимости подтверждения прежних полномочий прежними подписантами, то всё же возникнет проблема существования и исполнения или по двум разным редакциям Договора, или по одному, но разному для ранее подписавших и новоподписавших;
  • использование Договора под двумя редакциями может привести к противоречивым действиям и решениям в практическом применении;
  • Панамериканский союз, официальный учредитель Комитета Пакта Рериха и инициатор его выдвижения на подписание, не только изменил своё наименование, став Генеральным Секретариатом при Объединении Американских Государств, но и функции, и расстановку в нём сил и идеологию.

 

В послевоенное время была предпринята попытка подписания Пакта Рериха: в 1946 году Италией, а в 1948 и 1950 годах Индией. Но, к сожалению, инициаторам этого замечательного действия не удалось до конца осуществить задуманное, и в основном по бюрократическим причинам. При этом в послевоенное время был принят целый ряд документов и подписано несколько соглашений, направленных на сохранение культурных ценностей. Авторитетные сторонники Пакта Рериха с гордостью заявляют, что многие из них основаны на идеях Рериха, заложенных в Пакте Рериха. Приведём неполный перечень этих договоров:

  • «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённых конфликтов», 14 мая 1954 года;
  • «Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности», принятая 14 ноября 1970 годав Париже;
  • «Конвенция об охране всемирного культурного и природного разрушения наследия», принятого в Париже 16 ноября 1972 года;
  • «Всеобщая декларация о культурном разнообразии», принятая в 2001 году;
  • «Декларация о преднамеренности разрушения культурного наследия», принятая в 2003 году;
  • «Конвенция ООН об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения», принятая в 2005 году;
  • символическое подписание Пакта Рериха студентами стран Латинской Америки, Карибского бассейна, Африки и Азии по предложению посла Боливии Марии Луисы Рамос. Подписали студенты 19 стран: Аргентины, Боливии, Колумбии, Коста-Рики, Чили, Кубы, Эквадора, Гайяны, Гватемалы,Мексики, Никарагуа, Доминиканской республики, Венесуэлы, ЮАР, Гаити, Ямайки, Панамы, Сальвадора, Перу.

 

В настоящее время несколько инициативных групп напрямую действуют или с целью продвижения идей для подписания, или с целью пропаганды идей самого Пакта, чтобы в дальнейшем начать такую работу. Во-первых, – это Международный Центр Рерихов (МЦР), развернувший постоянно действующую передвижную выставку «Пакт Рериха. История и современность», которая прошла уже во множестве городов как в России, так и за рубежом. Во-вторых, – это Музей-институт семьи Рерихов, создавший постоянно действующую выставку, посвящённую Пакту Рериха, выпустивший к 70-летию подписания Пакта полный сборник документов, принятых в целях защиты культурных ценностей, и, наконец, проводящий множество конференций, на которых прикладывается много сил, чтобы идеи Пакта нашли поддержку как на государственном уровне, так и в обществе. В-третьих, – созданный по инициативе Международной организации «Звёзды Гор» специальный «Комитет единения народов под Знаменем Мира», выдвинувший идею внесения определённых изменений в текст Пакта, по мысли авторов приближающихего к первоначальным мыслям инициатора Договора Рериха, а также придающих Документу большую ясность и понятность в оформлении на современном языке. Лидерами этой инициативы являются: Мария Скачкова и Елена Тарасенко. В-четвёртых, – эта идея нашла своё продолжение в идее создания и подписании «Пакта о мире», поддержанной участниками форума в Астане, посвящённому миру и согласию во всём мире. В-пятых, – в 2003 году была образована новая инициативная группа «Международное общественное движение «За подписание и использование Пакта Мира Н. К. Рериха». В этом движении выражена основная идея: «Главенствующее Культурное Международное Движение за дальнейшее продвижение Пакта Рериха Н. К. Рериха, объединённого Единым Символом Знамени Мира».

 

Очень важной идеей этого движения, по словам координатора из Латвии Г. В. Астахова, является утверждение Пакта Рериха как вневременного Документа, который не подлежит пересмотру и изменению, актуального во все времена, выступающего в качестве Культурного Ориентира. В-шестых, – набирает активность международный «Институт Лиги Культуры и социального содружества», созданный по инициативе Одесского Дома-Музея им. Н. К. Рериха.

 

В то же время в действиях общественных организаций, призванных по праву наследования стремиться исполнять волю их учредителей нередко наблюдаются противоречивые действия. Так МЦР, проводя широкую всемирную выставку и Всемирную конференцию, посвящённую 70-летию подписания Пакта, одновременно прикладывают усилия в пропаганде Конвенции Заключительного акта Гаагской мирной конференции и его символа – Голубого Щита, подменяющего священный Знак Знамени Мира.

 

Все указанные действия активистов по продвижению подписания Пакта Рериха надо оценивать в двух аспектах: вероятность успеха в подписании и действенность самого Пакта в результате подписания. Н. К. Рерих совершенно не случайно на первой конференции, посвящённой продвижению идеи по подписанию этого Пакта, связал воедино три потока культурных действий: защитно-охранительный (Пакт Рериха), объединительный (Мировая Лига Культуры) и просветительно-воспитательный (проведение Мирового Дня Культуры). Рерих прекрасно понимал, что даже в случае подписания этого наиважнейшего Договора большинством стран мира, необходима ещё и добрая воля к исполнению того, что подписано официально. Но для этого требуется более высокий культурный уровень масс, создающих общественное мнение, способствующее формированию правительств стран, которые стремились бы к реализации Договора. Так только три начинания Рериха: Пакт Рериха, Мировая Лига Культуры и Мировой День Культуры, объединённые единым Знаменем Мира, способны реализовать крайне важное и спешное задание человечества – сохранение культурного наследия, призванного быть маяком в эволюционном процессе.

 

Именно сейчас, несмотря на спешность задачи в деле защиты и охранения культурных ценностей, требуются продуманные и ответственные действия в начинаниях с малого. С ещё большей силой и убедительностью встала первоочередная задача – привнесение Культуры в жизнь каждого дня и каждого человека, способного очувствовать Высший Свет в своём сердце.

 

 


№61 дата публикации: 17.04.2015

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020