Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Анна Марианис

 

Мастер Света

«Могущество цвета»

13 декабря 1947 года ушёл из жизни один из величайших художников мира, Н. К. Рерих, 140-летие со дня рождения которого отмечалось в этом году. В дни памяти великого Мастера невозможно не вспоминать о тех или иных гранях его поистине необъятного творческого наследия.

Одна из самых интересных сторон живописи художника – это его колористическое мастерство. Об этом было написано немало, но тема эта столь обширна и увлекательна, что исчерпать её невозможно.

Безусловно, будучи символистом, Рерих использовал цвет и для подчёркивания основной идеи, заложенной в картине, и для выражения определённого настроения в природе, и для оказания нужного эмоционального воздействия на зрителя. Мудрый современник Рериха Юргис Балтрушайтис заметил: «Знаменательно, что свои отдельные краски Рерих черпает то из красочных глубин вечернего или предрассветного неба, то из таинственной области северного полуночного солнца – словом, отовсюду, где разлито волшебное, величавое и безмолвное пылание Тайны, ибо этого требует как его основное чувство мира, так и вся созерцательная природа его творчества»[1].

Похожее мнение о картинах великого живописца высказал и другой его современник, Михаил Бабенчиков, также отметивший идейную, символическую основу колористических приёмов Рериха: «У Рериха своё «умозрение в красках» и своя «смысловая» красочная гамма. Он знает, что истинная радость редкая гостья в этом мире. Поэтому чаще всего он берёт чистую изумрудную зелень и розовый крап и располагает их так, что его картины внушают нам подлинную красочную радость.

Он хорошо знает, что мир ещё далёк от совершенства, ибо многое ещё пребывает во мраке. Поэтому, пользуясь индийской жёлтой, кадмием и охрой, он насыщает свои картины сияющим светом праздничных золотисто-жёлтых тонов»[2].

Но вместе с тем невозможно не отметить, что в пейзажной живописи Рериха (особенно в изображении гор) символизм удивительно гармонично сочетался с реализмом, и что использование мастером ярких, насыщенных красок не было лишь декорационным приёмом, а было точным воссозданием того, что можно наблюдать в горах.

Люди, никогда не бывавшие в горах, нередко полагают, что горным пейзажам Рериха свойственны нарочитые цветовые эффекты, что в природе не может быть столь ярких красок, какие можно видеть на рериховских полотнах. Однако уникальность природных условий гор, разреженность воздуха на высотах и цветовые сочетания, образующиеся при определённом освещении снежных вершин солнечными лучами (особенно во время восхода и заката), создают подчас такие эффекты, которые не в состоянии изобрести даже человеческая фантазия.

Ю. Н. Рерих писал об отношении Николая Константиновича к природе и, в частности, к красоте гор: «Для Николая Константиновича созерцание горного пейзажа не было просто любованием красотами природы. Оно отвечало его внутренним стремлениям глубокого проникновения в природу. Подобно старым китайским пейзажистам, сочетавшим глубокую философию с поразительным изобразительным искусством и чувством природы, Николай Константинович в полном смысле слова живёт горным миром. Он наблюдает его во все часы дня и ночи и изображает его на своих полотнах. Ранним утром пишет он восход, то, что тибетцы – эти горцы – образно называют «це-шер» – «сверкание вершин», когда снега загораются ослепительным светом в предрассветной мгле, которая медленно опускается в долины.

Запечатлевает он и яркую феерию заката, когда бесконечные горные гряды, подобно волнам моря, лиловеют в лучах заходящего солнца»[3].

Красота и разнообразие запечатлённых Рерихом природных видов действительно поражают воображение. Художественная манера Рериха сразу узнаётся в его пейзажных полотнах. Горные вершины, сверкающие чудесными красками; завораживающие извивы Брамапутры среди гор, игра света и тени на горных склонах, освещённых солнечными лучами – всё это отличается таким неповторимым великолепием, таким «рериховским» колоритом, что сомнений относительно авторства этих картин ни у кого не остаётся. У Рериха были подражатели, есть и немало подделок под его картины, но никто и никогда не сумел повторить такую красоту горного царства, которая запечатлена на его картинах.

 

«Шекар Дзонг»[4]. 1933. МНР[5]

 

 

«Брахмапутра». 1945. ГМИНВ[6]

 

Одни картины Рериха имеют яркий, сочный, насыщенный колорит, для передачи которого художник нередко прибегал к известному приёму старых мастеров – многослойному нанесению краски на холст; причём в зависимости от того, какого цвета надо было добиться, он наносил таким образом краски как одного, так и разных цветов или оттенков.

 

Н.К.Рерих. Шатровая гора. 1933

«Шатровая гора»[7]. Серия «Святые горы». 1933. МНР

 

Другие полотна, напротив, отличаются нежными, почти постельными тонами, как, например, «Тибет», «Гималаи» и им подобные работы. Нежные розово-фиолетовые тона, мягко переходящие в их полутона и оттенки, радуют глаз и приводят зрителя в состояние релаксации, спокойствия и умиротворения – практически такого же, которое бывает у людей на лоне природы.

 

«Тибет». Б/д, ГМИНВ

 

«Гималаи. Лист альбома». 1934. МНР

 

Многоцветная палитра Рериха, его изумительное колористическое мастерство сделали его картины не только объектами эстетического наслаждения, но и средством мощного духовного воздействия на сознание зрителей. Пейзажная живопись Рериха имеет уникальную особенность – она способна оказывать благотворное, гармонизирующее влияние на эмоционально-духовное и даже на физическое состояние людей, созерцающих эти картины. В основе этого загадочного явления лежат известные ещё древнему Востоку закономерности воздействия цвета на психику и физический организм человека. Известно, что гармоничные цветовые сочетания оказывают на психику и физическое здоровье людей положительное влияние, дисгармоничные – отрицательное. Исключительно гармоничный колорит рериховских полотен с выверенными цветовыми сочетаниями стабилизирует состояние ауры и биополя человека, и тем самым оздоравливает организм.

На Востоке о способности цвета исцелять самые разнообразные болезни знали века и тысячелетия тому назад. В наше время появилась цветотерапия, особая методика исцеления с помощью воздействия на психику человека специально подобранных цветовых сочетаний. На Западе эта методика начала практиковаться совсем недавно, Рерих же применил её принципы в своём творчестве задолго до того, как об этом заговорили учёные. В Учении Агни-Йоги говорится, что в будущем официальная медицина обратится к новым методам лечения различных заболеваний, связанным с воздействием на человеческий организм цвета и звука…

За счёт чего цвет способен воздействовать на психику и физическое тело человека? В Агни-Йоге говорится, что цвет, проявленный на земном плане – в природе или на картине – создаёт в окружающем астральном пространстве определённые волны тонких (как они называются в Агни-Йоге) энергий. Эти волны способны влиять на состояние физических органов человеческого тела, не говоря уже о психике, и таким образом гармонизировать организм и даже исцелять различные заболевания. Состояние болезни характерно тем, что при нём нарушается энергетическое равновесие тех или иных органов, что приводит и к функциональным расстройствам их деятельности. Энергии, излучаемые в пространство цвето-волнами, своим гармоничным воздействием способны восстанавливать нарушенное энергетическое равновесие тех или иных органов и благодаря этому помогать организму преодолевать болезни.

В одном из сообщений Учителя М., записанном в дневниках Е. И. Рерих, говорится, что жёлтый цвет гармонизирует физический организм человека в целом и особенно поддерживает сердце; лиловый цвет укрепляет мозг; зелёный – нервную систему; розовый – оздоравливает желудок. Синий цвет оказывает общеукрепляющее действие и активизирует в сознании человека духовное начало. Таким образом, для цветотерапии более всего подходят синий, лиловый, жёлтый, зелёный и розовый цвета.

Но цвет может не только исцелять. Важнейшая тайна цвета состоит в его способности активно влиять на психодуховное состояние сознания человека. Как говорится в Агни-Йоге, духовное развитие индивида тесно связано с уровнем активности высших энергетических центров его сознания, или чакр. Цвет, или цветовые волны, в тонкоматериальном пространстве преобразуется в определённые вибрации и энергии, воздействующие не только на психику человека, но и на его тонкие тела и находящиеся в них энергетические центры. Энергии, излучаемые чакрами, на тонкоматериальном плане соответствуют определённой цветовой шкале. Не случайно в традиции йоги разным энергетическим центрам приписываются разные цвета, и графический символ каждой чакры имеет свой особый цвет. Чистые, насыщенные краски рериховских полотен создают в астральном пространстве определённый энергетический резонанс с излучениями чакр, пробуждая и активизируя их. Синий, фиолетовый, лиловый цвета соответствуют излучениям высших центров человека; воспринятые его сознанием, они стимулируют активность сверхсознательного начала, тем самым ускоряя духовное развитие индивида.

Синий, фиолетовый, лиловый, розовый цвета встречаются на полотнах Рериха чаще всего. Довольно часто в картинах живописца преобладает какой-либо один цвет с различными его оттенками, как, например, красный цвет картины «Дордже Дерзнувший», фиолетово-лиловый колорит полотна «Ладакх», зеленоватый фон картины «Путь на Кайлас».

 

«Ладакх». 1928 (1929). МНР

 

Н.К.Рерих. Путь на Кайлас. 1933

«Путь на Кайлас»[8]. 1933. МНР

 

Иногда художник использует контрастные цветовые сочетания (синий с жёлтым, синий с оттенками красного), что придаёт цветовой гамме его картин особую выразительность, даже экспрессивность.

 

«Канченджунга». 1944. ГМИНВ

 

Рерих начал интересоваться воздействием цвета на духовно-психическое состояние людей ещё в российский период творчества. В этом отношении у него даже был предшественник – один из основоположников абстракционизма В. В. Кандинский, изложивший в своих литературных работах сделанные им наблюдения в данной области. В. В. Кандинский подготовил для Всероссийского съезда художников, прошедшего в 1911 году, доклад «О духовном в искусстве»[9], в котором немало говорилось о влиянии цвета на психическое и духовное состояние человека.

Во время жизни в Лондоне в 1919–1920 годах Рерих изучал влияние цвета на сознание и организм человека уже в ходе настоящих научных исследований. А. П. Соболев (со ссылкой на публикацию в журнале Фламма[10] за 1939 год) приводит интересный факт о том, что в Лондоне Рерих вместе с доктором Янгом (Young) занимался научными исследованиями по изучению влияния цвета на лечение различных заболеваний[11]. Как писал сам художник, доктор Янг даже предлагал ему постоянную работу с тем, чтобы он мог остаться в Лондоне насовсем.

Впоследствии Рерих получит от Учителя Мории интереснейшие сведения о влиянии цвета на духовное и эмоциональное состояние человека и о возможностях применения цвета в медицине. В статье «Одеяние духа» Рерих писал: «…мы всё-таки сознаём, что каждая гамма красок создаёт какое-то могущественное настроение.

Могущество цвета! Люди, имеющие перед собой все могущественные цвета Божественного неба и земли, – они пытаются ослепить себя, лишь бы не допустить давно суждённую им радость. Но, одев все серые, жёлтые и чёрные стёкла, рассудок людей всё-таки пытается пробиться и доказать мощь цвета. В наши дни начинают вспоминать связь музыки с цветом; начинают вводить в церковь цветные освещения для концентрации настроения; начинают лечить цветом»[12].

Конечно, оздоравливающий эффект свойствен картинам Рериха не только благодаря их уникальной цветовой гамме. В Учении Агни-Йоги есть понятие терафима – предмета, на который наслоена психическая энергия какого-либо свойства. В этом смысле картины Рериха являются настоящими терафимами – сконцентрированная в них духовная энергия передаёт свой позитивный заряд новым и новым поколениям людей, не утрачивая своего первоначального потенциала. Более того, дневниковые записи Рерихов, в частности, записи их бесед с Учителем Морией, свидетельствуют о том, что Великий духовный Учитель Востока намеренно усилил свойственный картинам Рериха целительский эффект. Так, в одном из сообщений Махатмы М., записанном Еленой Рерих, говорится: «Хочу дать картинам Рериха дар исцеления явления болезни. <…> Чуда не открой, кроме Моего круга[13]. <…> Присутствие картины подобно дезинфекции. В случае опасной болезни пристально и долго погрузить глаза в картину»[14].

Оздоравливающее воздействие, присущее картинам Рериха, было подтверждено научными исследованиями, проведёнными группой врачей из США. В те годы, когда художник со своей семьёй жил в Америке, врачи одной из клиник провели интереснейший эксперимент: они взяли под наблюдение две палаты, где находились больные с одинаковыми заболеваниями одной и той же степени тяжести. В одной палате медики разместили на стенах картины Рериха, в другой – нет, и стали наблюдать процесс выздоровления. Больные из палаты, в которой находились картины, выздоравливали в среднем в три раза быстрее. Данные этого эксперимента были опубликованы в одном из американских медицинских журналов того времени.

Картины Рериха оказывают благотворное влияние не только на тело, но и на душу людей. Они не только улучшают эмоциональное состояние, но и возвышают, облагораживают всю ментальную сферу человека, пробуждают его скрытый духовный потенциал. Это происходит не только благодаря воздействию цвета на определённые сферы человеческой психики, но и в силу идейного содержания творчества художника.

Идеи, лежащие в основе большинства полотен Рериха, теснейшим образом связаны с «миром горним», с духовными основами бытия. Двойное влияние идейного и колористического содержания рериховских полотен обусловливает их сильнейшее влияние на внутренний мир человека. Картины мастера несут в себе колоссальный творческий импульс, как бы заряд позитивной свето-энергии, пробуждающий спящие духовные силы человека и содействующий его ускоренному духовному развитию.

О необычных психоэнергетических свойствах картин Рериха много говорится в записях его духовного ученика Бориса Абрамова.  «Знайте, что рукотворчество Гуру есть процесс особого огненного напряжения и что в полотнах его кристаллизованы энергии Света, которые незримо излучаются и действуют на тех, кто их созерцает и чьё сердце достаточно чутко и открыто для восприятий тонких энергий. Поистине, его полотна можно назвать контейнерами сгущённого Света, который пульсирует жизнью, незримо, но мощно воздействующей на окружающее. Спокойная, упорная и постоянная мысль, обращённая к Гуру, устанавливает с ним мост связи. Мысль не абстракция, но живая, активная сущность – энергия, способная передаваться через пространство»[15].

 

 

Мастер Света

Говоря о колористическом мастерстве Рериха, невозможно не затронуть вопрос об уникальности световых эффектов на полотнах мастера. Рерих был непревзойдённым мастером изображения света и «живого» свечения, подобно тому, как Леонардо да Винчи был непревзойдённым мастером сфумато. Особое отношение Рериха к изображению света объясняется, вероятно, его философскими взглядами; как уже говорилось, идейной основой творчества художника является Учение Агни-Йоги, в котором понятие Света отождествляется с понятием Добра, противостоящего злу, то есть с эволюционной основой мироздания.

Н. Рерих с давних пор интересовался передачей световых эффектов живописцами и иконописцами прежних эпох. Как он писал, «Светоносность (тайджаси) Манаса[16] та же действительность, как и светоносные излучения, возникающие особенно при напряжении мысли высокого качества. Художники христианского иконописания так же, как и буддийские мастера, изображали световые излучения с великим знанием. Вглядитесь и сопоставьте эти изображения, и вы найдёте наглядное изложение кристаллизации света. Эту действительность ценности мысли, ценности света пора изучать и прилагать в жизни. Пора подумать, что, произнося великое понятие Благодать, мы не впадаем в отвлечённость, но осознаём реальность и благоценность действительности»[17].

Подобно упомянутым им древним мастерам, Рерих изображал световые излучения не только с великим знанием, но и с великим умением – оттого на его картинах происходила такая же «кристаллизация света», как и в работах старых мастеров. Свет на полотнах великого русского живописца порой кажется живым, пульсирующим. Незабываемое впечатление производит «живое свечение» на картинах «Lumen Coeli» («Свет Небесный»), «Fiat Rex» («Да будет Владыка!»), «Чудо. Явление Мессии», «Христос в пустыне».

 

Чудо. Явление Мессии (1923 г.)

«Чудо. Явление Мессии». 1923. ГМИНВ

 

Н.К.Рерих. Fiat Rex! [Да будет Царь] [Да здравствует Король]. 1931

«Fiat Rex» («Да будет Владыка!»). 1931. МЦМР[18]

 

Н.К.Рерих. Lumen Coeli [Свет Небесный]. 1931

«Lumen Coeli» («Свет Небесный»). 1931. ГМИНВ

 

«Христос в пустыне». 1933. МЦМР

 

Эффект свечения присутствует на рериховских картинах не только в изображении источников света, таких, как ауры святых. Необычная светимость присуща практически всем краскам художника, даже синева гор на его картинах отличается не просто яркостью, но и как бы неявным внутренним свечением, заметным, конечно, только на оригиналах его картин (репродукции передают лишь интенсивность цвета, но не эффект светимости).

Как удалось мастеру достичь такого эффекта? Большинство искусствоведов придерживается мнения о том, что Рерих изобрёл особый состав красок, обладавший светимостью. Известно, что художник действительно много экспериментировал с красками и создавал особые их составы. Но только ли в химическом составе красок было дело?

Поклонники творчества Рериха считают, что светимость красок на полотнах художника имеет не химическое, а психоэнергетическое происхождение. Иными словами, картины живописца насыщены тем самым «светоносным излучением», возникающим «при напряжении мысли высокого качества», о котором он писал в своих эссе. Данная точка зрения была высказана в Записях духовного ученика Рериха Бориса Абрамова, который утверждал, что получает эти Записи от своих духовных Учителей, так же, как сами Рерихи ранее получили тексты учения Агни-Йоги от Учителя М.: «<…> Правильно названы его полотна идеограммами, то есть картинами, ярко включающими в себя определённые идеи, чётко запечатлённые в красках, в изумительно гармоничном их сочетании. Скажу больше: полотна его представляют собою кристаллы сгущённого Света, которым насыщены творения его рук. Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущённым, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на неё смотрит. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Выражаясь языком современности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи в его изумительных полотнах. Многие замечали, что светятся краски на картинах его»[19].

Таким образом, духовные Учителя Б. Н. Абрамова объясняют светимость красок на картинах Рериха именно духовными причинами, а не химическим составом темперы, которую художник готовил по определённому рецепту.

Гунта Рудзите – дочь современника Рерихов, руководителя Рижского Рериховского общества Рихарда Рудзитиса – в своей книге о семье Рерихов приводит интересный эпизод: когда реставраторы обратились к С. Н. Рериху с просьбой раскрыть рецепт красок, которыми пользовался его отец, сын великого художника ничем не смог им помочь – или не захотел этого сделать[20]. Было ли это связано с тем, что тайна светимости красок наполотнах Рериха-старшего заключалась не в химическом их составе, а в духовной насыщенности? Или Святослав Николаевич опасался неумелого подхода к реставрации картин своего отца и к тому, что чужое воздействие нарушит изначальное энергетическое поле его картин, их чистую духовную ауру? Об этом мы можем только гадать, но факт остаётся фактом: в истории мировой живописи светящиеся краски Рериха навсегда останутся явлением столь же таинственным, сколь и неповторимым.

В Записях Б. Абрамова также подчёркивается, что все произведения искусства оказывают на зрителей воздействие на неосознаваемом уровне. Картинам Рерихам это свойственно в особой степени в силу мощного духовного потенциала, заложенного в них. Именно поэтому так велико значение выставок картин Рериха – скрытый в них духовный импульс способен активизировать духовное развитие сотен и тысяч людей, видящих эти картины:«<…> значение выставки картин Гуру имеет очень большой и глубокий смысл, оставляя неизгладимый отпечаток на сознании. Многие хотя и не понимают того, что происходит, но всё же чувствуют нечто необъяснимое, не поддающееся выражению словами. Если бы со стороны Тонкого Мира было бы можно взглянуть, то увидели бы, как облако Света стоит, окружая собранье полотен, и отсвет его озаряет окружающее пространство. Произведения истинного искусства действительно служат источником Света, не меркнущего во времени»[21].

В этой связи невозможно не вспомнить о весьма прискорбном обстоятельстве: значительная часть картин Н. К. Рериха в России находится не в постоянной экспозиции, а в хранилищах и запасниках музеев[22] – их не могут разместить в залах из-за нехватки выставочных площадей. Образы и краски, способные дарить радость и вдохновение, облагораживать сознания тысяч и тысяч людей, из-за этого лишены возможности совершать свою благую миссию. Остаётся лишь надеяться, что недалеки те дни, когда истинная ценность творчества Рериха будет осознана большинством социума, и отношение к его художественному наследию изменится.

 

 

Примечания:

[1] Балтрушайтис Ю. Внутренние приметы творчества Рериха // Рерих: жизнь, миссия, творчество. М., 2007.

[2] Бабенчиков М. В. Мысли о Рерихе // Там же.

[3] Рерих Ю. Н. Листки воспоминаний // Рерих. Жизнь, миссия, творчество.

[4] У Н. К. Рериха есть как минимум три варианта картины с таким названием. – Прим. авт.

[5] Здесь и далее – Музей Николая Рериха (Нью-Йорк).

[6] Здесь и далее – Государственный музей искусства народов Востока.

[7] Встречается название «Гора Шатровая». – Прим. авт.

[8] Название «Путь на Кайлас» имеют несколько картин Н. К. Рериха. – Прим. авт.

[9] Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., 1992.

[10] Paul R. Radosavljevich. Spirit of Roerich’s Cult-ur of Veneration of Light in Modern Education // Flamma. 1939. № 5.

[11] Соболев А. П. Пребывание семьи Рерихов в Англии в 1919–1920 годах. http://grani.agni-age.net/articles11/4734.htm

[12] Рерих Н. К. Одеяние духа.

[13] Кругом, или внутренним кругом Учитель Рерихов называл наиболее близких к ним сотрудников и последователей. – Прим. авт.

[14] Высокий путь. Т. 1. Запись от 6 сентября 1922.

[15] Грани Агни Йоги, том 7, 430.

[16] В Теософии и Агни-Йоге – один из высших бессмертных духовных принципов человеческого существ; так называемый «духовный ум». – Прим. авт.

[17] Рерих Н. К. Держава Света.

[18] Здесь и далее – Международный центр-музей Рериха (Москва).

[19] Грани Агни Йоги, том 11, 713.

[20] Рудзите Г. Избранное. Минск, «Звезды гор», 2008.

[21] «Грани Агни Йоги», том 5, 516.

[22] Так обстоит дело в Государственном музее искусства народов Востока, в Государственном Русском музее. В Государственной Третьяковской галерее также хранится порядка двадцати картин Рериха, большая часть которых не экспонируется. – Прим. авт.

 

 


№60 дата публикации: 19.12.2014

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020