№77 / Весна 2019
Грани Эпохи

 

 

Наталья Башкова,

канд. филос. наук, г. Тула

http://etikavomne.agni-age.net/

 

Простота как нравственное качество человека и признак духовности

Просто, всё великое просто, ибо простота – одна из Основ.

Грани Агни Йоги. 1970 г. § 582 (М.А.Й.)

 

…Простота …признак Нового Мира.

Грани Агни Йоги. 26.01.1960 г.

 

Простота – это ясное и чёткое, непосредственное и гармоничное выражение сущности или отдельных свойств человека, явления или идеи. Внутренняя природа подлинной простоты – это её синтетичность. «Выразить просто всю сложность жизни можно лишь синтетически. Синтез – решение жизни»[1].

Как духовно-нравственное качество человека простота свидетельствует о его глубоких познаниях, синтетичности мышления, большом жизненном опыте и мудрости. Осуществить и переплавить этот синтез накоплений способно только подлинно духовное сознание. Простота неотъемлемо проявляется одновременно с красотой, мощью духа и гармоничностью всего человеческого микрокосма.

Простота, касается ли она всего облика человека или отдельных его свойств и умений, приходит как следствие его прошлых трудов и усилий, настойчивости и устремлённости в достижении желаемых целей и идеалов. Мы видим, как просто и легко играет музыкант или рисует художник, как увлекательно ведёт урок учитель, как мастерски работает плотник или сапожник. Очень часто после сложнейших поисков и рассуждений, через заблуждения и ошибки выдающиеся учёные приходили к простым выводам и открытию законов природы, сущность которых оказывалась, хотя и неожиданной, но простой и убедительной в своём действии. Как метко отмечается в Учении, «не проста простота»[2]. Именно «знание приводит к простоте»[3]. «Велика мощь простоты. Всё просто, всё легко, всё доступно, но невероятно трудно, но невозможно, если дух не готов. Потому готовность поймём глубже. Расширим это понятие, чтобы увидеть, что годы напряжённой борьбы и усилий выливаются в простоте формулы достижения»[4]. Так, выявление достигнутого человеком – просто, но вот путь к нему полон терний и преодолений.

Как это ни парадоксально, но гордость, высокомерие, неприступность человека отнюдь не указывают на его обширные познания и опыт, а как раз наоборот. Чем более напыщенно и претенциозно выражено явление, тем более оно внутренне бессодержательно, ибо не может говорить само за себя, но требует внешних “подпорок”, посредников и подкреплений. Простота же всегда непосредственна, естественна и искренна. Именно простота и непривязанность человека к внешним отличиям и почитанию говорит о достигнутой им внутренней духовной силе, которая ни от чего не зависит и ни в чём внешнем не нуждается для своего утверждения и развития. Поэтому простота может быть чётким критерием распознавания подлинной духовности личности и сущности явления. «Чем духовнее, тем проще. Отсутствие простоты – явный признак отсутствия духовности. Простота – великое понятие. Надо быть духом великим, чтобы являть простоту. За сложностями построений можно совсем утратить внутреннее содержание. Чем выше, тем проще. Простота может служить критерием при определении сущности явления, почитающего себя высоким или почитаемого таковым»[5].

Простоту не следует отождествлять с упрощённостью и примитивностью, порождаемыми ограниченностью и невежеством человека. Именно об этом говорит народная мудрость: «Иная простота хуже воровства». Слишком многое рядится в обманные одежды простоты. В искусстве и отношениях между людьми под ними может скрываться отсутствие красоты, тонкости воображения и грубость. В образе жизни и деятельности человека, несмотря на его самооправдания скромностью и бедностью, побеждают лень, нежелание совершенствоваться и преодолевать возникающие трудности. Всё это характеризует низкий уровень развития сознания и отсутствие внутренней культуры.

На самом деле, за подлинной простотой человека стоит духовная мощь, насыщенность понимания и мужественная готовность к действию во имя Добра и Красоты. Видимо, поэтому простота так магнитно притягательна, и своей ясностью и чёткостью побуждений и стремлений она “попадает” в самое сердце созвучащих ей сознаний. В отношениях людей простота свидетельствует о близости, душевном созвучии и взаимопонимании, которые, как мы знаем, также проистекают из большого опыта общения и сотрудничества. Близкие люди не нуждаются в длительных объяснениях и рассуждениях. Язык простоты, подчёркивается в Учении, основан на любви. Любовь – это самый простой, краткий и естественный путь к гармонии отношений с людьми, приближению к Духовному Учителю и Высшему Миру.

Простота утверждается в Учении как признак Высшего Мира Духа и его Законов – «в духе всё просто»[6]. Однако из-за несовершенства и неразвитости сознания именно эта простота Законов космической жизни часто непонятна и недоступна людям. Многоэтажные рациональные рассуждения, затемняющие голос сердца, или уход в крайности от Золотого срединного пути духа пока оказываются для людей очевидно более наглядными и понятно-осязательными в применении. «Слишком просты великие законы жизни, чтобы люди могли их принять, не блуждая по сторонам, – отмечает Е. И. Рерих. – Всё великое просто. А так как простота не свойственна людям, то и великое остаётся недоступным»[7]. Вместе с тем, сами Первоучителя, основатели религиозных и духовно-философских учений, отличались простотой и ясностью изложения духовных поучений и тех великих истин, которые знаменовали новый поворот спирали человеческого восхождения. «Нужно во всём находить наиболее сердечное выражение, не стесняясь, ибо самые простые слова всегда будут самыми доходчивыми»[8], – утверждает Духовный Учитель М. «Если бы Мы имели ещё более простые слова, Мы употребили бы их»[9].

Облики Великих Учителей, ярко сияющих в истории человечества, окрыляют наши сердца своей неземной красотой и простотой. Они остались в памяти людей не долларовыми миллиардерами и собственниками роскошных дворцов за недоступными стенами, не высокомерными проповедниками или учёными, патентующими свои знания и открытия и извлекающими из них выгоду. Нет. Они живут в своём чистом, духовном Учении, в жертвенном подвиге жизни, в неустанном даянии и в умении обращать все духовные и материальные силы на общее благо людей. В поисках истины и знания Будда оставил дворец своего отца. В желании утвердить духовную близость Христос совершил обряд омовения ног своих учеников. Преподобный Сергий учил своим примером такой непритязательности и простоте во всём, что крестьянин не смог его, игумена, различить среди работающих монахов. Рамакришна на своём опыте показал, что за многообразием обрядов и символов разных религий существуют простые и единые для всех Основы Жизни. Окружающих поражала простота Облика Духовных Учителей, чуткость их понимания и обращения, человечность, милосердие и доброта. «Всегда помните… – указывала Е. И. Рерих в качестве критерия распознавания, – там, где нет величавой простоты, там нет и красоты, значит, нет и Высшего Присутствия»[10].

Именно потому, что простота является свойством Высшего Мира, то и путь к нему должен быть простым и непосредственным. На это в Живой Этике обращается особое внимание. «Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование, оно призывает к упрощению и к непосредственному общению с Высшими Мирами. Можно видеть, как пранаяма и прочие искусственные приёмы разных йог могут быть заменены простым огненным сердцем. Конечно, эта простота относительна, к ней ведёт пылающий огненный путь»[11]. Путь доверия, непоколебимой преданности и устремлённости к избранному Идеалу открывают врата искренней любви. Она исходит из глубин человеческой сущности, её невозможно искусственно “вызывать” и требовать. Поэтому она не нуждается в посредниках. Ни священнослужители, ни пышные обряды, ни магические заклинания не могут за человека сделать то, что должен совершить только он сам, силою своего сердца.

Так, простота из неприметного и как бы невыразительного явления предстаёт в Учении Живой Этики в одну из Основ Жизни, являя собой «Высшее Знание и Высшую Красоту»[12].

 

 

 

* * *

Грани Агни Йоги. 1956 г. 278. Думали ли когда о том, что простота – это качество необычное и редкое? Но в нём выражается синтез всех пройденных жизней. Как бы необычайная сложность их кристаллизуется в формуле простоты, красота которой сосредоточена в сердце.

Община, 31. …Жизнь прекрасна в простоте.

Листы сада М. Озарение, ч. 2, гл. 4, 1. Ценно, не будучи медиумом, не покидая жизни, подойти к высшим путям. Где рассудок, где боязнь, где начало предрассудков, там трудно белым цветам. Просто, просто, просто – полагая любовь, мужество и готовность. Не ко времени надуты пузыри; неуместна важность, когда Христос рыбакам ноги мыл.

В простоте жизни, при сознании достоинства служения Новому Миру, любовь к достойному открывает Врата.

Листы сада М. Озарение, ч. 2, гл. 4, 3. Именно, из жизни дойти надо. Именно, не нужна общепринятая религиозность. Нужны факты сознательного общения с Обителью Света. – Вот мы желаем принести пользу, идём сознательно, без магии, к практическому Источнику.

В этой простоте заключается вся очередная тайна, ещё так недоступная людям, бредущим по пояс в предрассудках.

Невозможно им понять простоту, красоту и бесстрашие.

Листы сада М. Озарение, ч. 2, гл. 4, 4. Бесстрашие – Наш водитель. Красота – Наш Луч понимания. Простота – Наш ключ от тайных дверей счастья.

Можете писать о простоте особенно, ибо ничто так не преграждает путь, как тучность надутости. Надо всякими усилиями изгонять любое зарождение самомнения, не впадая в ханжество. Кажется, старая истина, но сейчас должно твердить её. Каждый должен понять сам, где его простота страдает.

Листы сада М. Озарение, ч. 2, гл. 4, 5. Насколько самоуверенность в действии благословенна, настолько самомнительность губительна. Самомнительность враждебна простоте. Даже большие умы подвержены этой болезни, и в труде должны возвращаться лишний раз, пока не сотрут этой шелухи. Одно из условий мешающее – отсутствие простоты. Можно носить лапти и не быть простым. В простоте можно величайший Храм построить.

Простота, Красота и Бесстрашие – Христос и Будда ничего иного не говорили. И благо, если дух трепещет этими заветами.

Письма Е. И. Рерих. 12.08.1954. Родные, старайтесь совершенствоваться, помня прежде всего о великой Простоте.

Простота открывает все сердца и все Врата. Простота есть Высшее Знание и Высшая Красота!

Так и проходите Ваш путь в простоте обихода, в простоте отношений к людям, в простоте и чистоте мышления сердечного и возвышенного в красоте Солнечного Озарения наших высших Центров. …Мои Любимые должны достигать, должны совершенствоваться в Беспредельном устремлении Любви и Преданности к Нему, всё Давшему, всё Изливающему, всё Охраняющему и Ведущему к Красоте Беспредельной.

Письма Е. И. Рерих. 24.04.1931. Искренность и простота – два мощных магнита и основы великого творчества отношений между людьми.

Письма Е. И. Рерих. 23.08.1943. …Именно эта простота доброжелательства в наш век стяжательства и обострённой подозрительности к друг другу труднее всего.

Письма Е. И. Рерих. 23.06.1934. Можно жить в полной нищете и быть привязанным к собственности, так же как находиться среди вещей и не быть привязанным к собственности... Решительно всё измеряется лишь степенью сознания. Также и относительно простоты – понятие это мне так дорого и так редко оно встречается. Помните, как сказано: «Можно в простоте построить величайший Храм, но можно ходить в лаптях и не быть простым». Готовый дух с такою лёгкостью отказывается и отрывается от всего земного. Всё для него просто и естественно.

Грани Агни Йоги. 1956 г. 358. (М.А.Й.). ...Сколько трудов надо было предпослать, чтобы …простота достижения стала доступной. Просто писать, просто играть, скажем, на скрипке, но для того, кто умеет. И просто ходить, и видеть, и слышать, и говорить, но думал ли кто о том, сколько миллионов лет понадобилось искро-монаде, чтобы встать на ноги и пойти или чтобы немые расы заговорили? Сложен и труден процесс достижения, и без труда и усилий достигнуть нельзя ничего.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 294. Узкая тропа, ведущая в жизнь, – это тоже золотой, или срединный, путь, о котором говорит Восточная Мудрость. Но так как он труден именно своей простотой, то люди и предпочитают всевозможные отклонения и уклонения от него, всевозможные изуверства, самоистязания, крайности и фанатизм. Куда легче воздержание от пищи и самый суровый пост, нежели воздержание от нехороших мыслей. Куда легче отдать деньги или вещи, чем раздавать духовное богатство. Отсюда и сектантство, и прочие зигзаги человеческой психики. Только опытный путник, нашедший Путь жизни, никогда уже более не прельстится ни чужими словами, ни чужими и ложными учениями, ни пророками, зазывающими в свою веру.

Грани Агни Йоги. 1970 г. 245. В сущности говоря, весь Путь заключается в расширении сознания, и ноги тут ни при чём, то есть не внешним движением, но внутренним состоянием определяется продвижение по Пути. Это не так уж трудно понять, и всё же, несмотря на простоту и доступность этого понимания, люди в поисках Света всегда стремятся куда-то, чтобы где-то вовне, но не внутри себя найти этот Путь, но давно уже Сказано, что «Царствие Божие внутри вас есть», и ходить никуда не нужно, и искать не нужно нигде, как только в глубинах своего собственного существа. Все поиски вовне не приводили ни к чему. «Аз Есмь Путь, Истина и Жизнь», но «Я в вас, а вы во Мне», и, следовательно, искать надо внутри.

Листы сада М. Озарение, ч. 3, гл. 1, 10. Пора сказать Свету: «Иду, твой помощник, и протяну самому Солнцу руку мою. И пока серебряная нить цела, сами звёзды будут панцирем моим».

Так простой путь заповедан человеку. И, наконец, идолы символов сотрутся лучом Света. И не Богами, но Сотрудниками Нам позволено будет быть. Это завет простоты.

Письма Е. И. Рерих. 28.01.1950. Пусть привыкнут к тому, что все истинные переживания и видения, прежде всего, отличаются простотой и краткостью. Красота высшая именно в простоте.

Письма Е. И. Рерих. 28.05.1937. Видения Космического характера посылаются или открываются глазу ясновидца лишь при его внутренней честности. И отличительное качество таких видений будет Красота и Величие в Простоте.

Письма Е. И. Рерих. 22.08.1934. Столько сейчас расплодилось всяких «Посвящённых» и «Иерофантов», и великих «Воплощенцев» и т.д. Но не так трудно отличать всех самозванцев, прежде всего простота будет отсутствовать в них. И тогда как истинно приближённый или доверенный будет именно прост в своей жизни, стараясь внешне ничем не выделяться, и будет молчать о достижениях своих, сообщая их лишь по Указу и ближайшим сотрудникам, все самообольщённые ужасно любят принимать на себя таинственность и говорить о пройденных ими где-то якобы высоких Посвящениях, принимать титулы и имена.

Письма Е. И. Рерих. 1.01.1952. Мы так скоро готовы стать великими посвящёнными и носителями особых Миссий и избранными учениками Великих Учителей и т.д., но быть скромными исполнителями Их Воли и настоящими тружениками никто, почти никто не желает. Но лишь в великой скромности и простоте достигаются и высшие ступени.

Письма Е. И. Рерих. 20.05.1949. …Я разделяю Ваши сожаления о больших талантах, не нашедших в себе дерзания простоты и искренности. Условность жизни отравила их мозг и уязвила сердце. Духовность – Высшая Благодать трудно уживается в уязвлённом сердце. Как ни странно, но простота требует смелости и дерзания. Но приобрести такое дерзание нелегко, лишь большое сознание и знание владеют им.

Письма Е. И. Рерих. 20.05.1949. Именно смирение, как и простота, приходит с великим знанием.

Аум, 508. Знание приводит к простоте. Люди, хорошо друг друга знающие, не нуждаются в длинных и сложных рассуждениях. Они предпочитают обмениваться сущностью вещей. Прекрасно знание, ведущее к смыслу, лишь мнимая наука будет захлёбываться в нагромождениях и тем затемнять своё назначение. (…) Тщетно стучится психическая энергия, но ледяная рука наркоза умеряет движение жизнедательницы. Явление простоты пусть поможет освободиться от шелухи.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 114. В моменты прозрения дух знает. Но проходит время, и острота знания тускнеет и даже утрачивается совсем. Знание надо не только получить, но и его удержать, что гораздо труднее, ибо знание духа чуждо обычности и при столкновении с нею утрачивает свою ясность и простоту. Отсюда и постоянство борьбы между земным знанием, или земною мудростью, и знанием духа, или прозрением в область действительно сущего. Но удержать можно. Условие одно – от Меня не отрываться.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 349. (М.А.Й.). Когда красотою овеяны мысли, слова и дела, Свет их насыщает, ибо Красота и Свет – синонимы. …Красота сочетается с простотою. Не проста простота. Как просты и ясны утверждения Первоучителя, и какие нагромождения являют последующие истолкования и наслоения комментаторов. Говорить просто и мыслить – великое искусство. Простота изложения родится от ясности и чёткости мысли. Мысль огненная обычно проста, ибо зиждется на первооснове – творящем огне. Извилиста мысль интеллекта, ибо идёт не от сердца, но мозга, знание которого затемнено ограниченностью внешних чувств. Так устремление сердцем приобщает мысль к её огненному основанию и оформляет её красотою, если крепка связь с Владыкой.

Община, 91. Нужно мочь заменять сложный план более простым, никогда наоборот, ибо противники Наши действуют от простого к сложному. Думайте укрепить друзей ваших.

Надземное, 150. Невозможно объять всю глубину проповеди Великого, ибо в самых простых словах Он давал наставления всей сущности жизни. Именно ценность Его подвига была в простоте. Эта простота не была измышлена для народа, но красота была в том, что высочайшее выражалось наипростейшими словами. Нужно постоянно обращать сложное в простое. Только в простоте выражается добро – такова деятельность Великого Путника.

Надземное, 622. Урусвати знает, что возвышенная, утончённая простота есть хороший путь к Надземному. Простота есть познание и преуспеяние. Роскошь есть тление и разложение. История в различные эпохи даёт тому примеры. Неутомимые созидатели просты в обиходе, но мало того, они влияли на всё окружающее.

Каждый деятель невольно распространяет излучение своих устремлений, но нужно научиться найти мудрый уровень своих потребностей. Всякое изуверство не есть решение правильное. Не следует насильственно убеждать в нужности простоты в жизни. Она должна снизойти вместе с чувством гармонии.

Нужно очень понять, что бахвальство простотою тоже не полезно. Она должна сделаться естественной. Много раз мы поминаем о естественности достижений. Она даёт истинное спокойствие вне зависти, вне подражания нелепым обычаям. Пусть некоторые народы полагают, что роскошь есть их призвание, лучше сказать – клеймо. (…)

Мыслитель говорил: «Если одежда рваная и грязная, есть ли это простота? Если слова грубы и ругательны, есть ли это простота? Если мысль таит зло и лукавство, есть ли это простота?»

Надземное, 943. Урусвати в поисках Истины стремится к простейшим решениям. Гармония в простоте. Сложные нагромождения не дают гармонии; между тем планета питается гармоническими сочетаниями. Особенно когда человечество далеко от сотрудничества с Надземным Миром, не удивитесь, что необходимо каждодневно твердить о живых связях Тонкого Мира.

Невозможно освободить Землю от отравления, если не найти гармонии пространственной. Так можно призывать гармонию не как нечто отвлечённое, но как строй земной. Можно наблюдать, как великие учёные начинали сложным мышлением, а затем приходили к простейшему. Они были истинными испытателями и невольно искали простую, великую, строительную гармонию.

Уже знаете, что дисгармония разрушительна, а гармония созидательна. Явление высшей науки приведёт к Целительному Источнику.

 

 

Примечания:

[1] Грани Агни Йоги. 26.01.1960 г.

[2] Грани Агни Йоги. 1962 г. § 349 (М.А.Й.).

[3] Аум, § 508.

[4] Грани Агни Йоги. 1956 г. § 358 (М.А.Й.).

[5] Грани Агни Йоги. 1965 г. § 222.

[6] Грани Агни Йоги. 1955 г. § 482.

[7] Грани Агни Йоги. 1956 г. § 294 (М.А.Й.).

[8] Надземное, § 410.

[9] Надземное, § 216.

[10] Письмо Е. И. Рерих от 1.08.1934 г.

[11] Иерархия, § 297.

[12] Письмо Е. И. Рерих от 12.08.1954 г.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№60 дата публикации: 01.12.2014