Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Мировые истории
Иисуса Христа и Николая Рериха

От автора

 

Читателю, вероятно, знакомо выражение «история повторяется». Невинных примеров повторения историй можно привести достаточно. Например, множественные истории знакомства читателя с автором книги. В 1935 году Павел Беликов прочитал книгу «Пути Благословения» и таким разом познакомился с Николаем Рерихом. В 2005 году автор этих строк, прочитав книгу «Рерих. Опыт духовной биографии», познакомился с Павлом Беликовым. И в обоих случаях это было не просто знакомство, а «прорыв» в духовной жизни. Судьбоносное чтение! Но имеются истории, которые удивительным образом повторяются на эволюционном пути развития человечества. Древность обнаруживает примеры событий, способных, спустя тысячелетия, выстраиваться в новых пространственно-временных условия. Конечно, не с абсолютной точностью «один к одному», но в общем и целом выдерживая заданный «кем-то» сценарий развития. Кем именно заданный сценарий? Это вопрос. В представленной работе сравнительно будут рассмотрены две истории. Библейская история, бывшая в начале нашей эры, а также современная история, произошедшая в первой половине ХХ века. Таким образом, между обеими историями – «близнецами» прошло две тысячи лет…

Начнём с главных действующих лиц. Подобно тому, как предваряя наступление Эры Рыб, на землю явился богочеловек по имени Иисус Христос, в начале ХХ века, предваряя наступление трагической фазы развития Эры Водолея, на землю явился человек по имени Николай Рерих. Обе реинкарнации преследовали одну цель: привнести в жизнь человечества Новое Учение и тем самым помочь адаптироваться к предстоящим нелёгким особенностям существования.

Это главное. Это основа обеих историй. Как известно, Иисус Христос проповедовал учение, получившее название Христианство. Николай Рерих под руководством Высших Сил создавал, а затем и распространял по миру Учение Живой Этики. Художник-мыслитель, сообразно наступившему Новому Времени, целенаправленно культивировал новую религию, религию будущего, религию Эры Водолея. Кармически Н. К. в этом помогала семья: Е. И. – Рерих и сыновья Юрий и Святослав. Общую основу обеих историй поставим под № 1.

 

 

Иисус Христос

Итак, по мнению автора, история, повторившаяся в начале ХХ века и связанная с именем Николая Рериха, является повторением библейской истории прихода, жизни и деятельности Иисуса Христа. Рассмотрим главные моменты из жизни героев.

Из Википедии. «Иису́с Христо́с или Иисус из Назарета – центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей.

Основными источниками информации о жизни и учении Иисуса Христа являются Евангелия и другие книги Нового Завета. Сохранились свидетельства о нём и у нехристианских авторов I-II веков. Согласно христианскому Никео-Цареградскому Символу веры, Христос является Сыном Божьим, единосущным (то есть, одной природы) с Отцом, Богом, воплощённым в человеческую плоть. Также в Никео-Цареградском Символе веры утверждается, что Христос умер ради искупления человеческих грехов, а затем воскрес из мёртвых, вознесся на небеса и придёт второй раз, чтобы судить живых и мёртвых».

 

 

Николай Константинович Рерих

Из Википедии. «Николай Константинович Рерих (Рёрих) (27 сентября (9 октября) 1874, Санкт-Петербург 13 декабря 1947, Наггар, Химачал-Прадеш, Индия) – русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.

В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».

Однако согласитесь, приведён более чем скромный комментарий описания жизни и деятельности Н. К. Рериха. Причина? Непонимание истинного значения личности Н. К. Рериха и его миссии как мирового Учителя? Безусловно.

В доказательство приведу пример из жизни автора этих строк: истинное понимание значения художника Н. К. Рериха для мировой истории пришло ко мне совсем недавно, после 2005 года… Увы, современное российское общество пока ещё не готово к восприятию мессианского значения русского художника-мыслителя и его Учение всё ещё остаётся вне поля зрения общественности. И уж тем более для мировой общественности!

Как известно, Учение в первую очередь было ориентировано на Россию, поскольку было сказано «В Новую страну моя первая весть», следовательно, кому как не современной России следует идти в авангарде Нового Учения? Но весть о наступлении Новых Времён и поныне всё ещё мучительно пробивает себе дорогу к пониманию будущего.

Правда, энциклопедия оговаривается, указывая, что предлагаемый читателю текст требует серьёзной правки. И действительно требует! Автор этих строк убрал бы определение «мистик», поскольку Н. К. Рерих никогда мистиком не был (раннее увлечение столоверчением не в счёт). Философия Н. К. Рериха напрочь лишена мистицизма и относится к мистицизму самым критическим образом. Как видим, энциклопедией упущено главное, на что следует обратить внимание: Н. К. Рерих стоял во главе создания и распространения Учения Живой Этики, учения Эры Водолея, которое представлено серией книг не только на русском, но и на многих иностранных языках.

И всё-таки, насколько близки имена «Иисус Христос» и «Николай Рерих»? Перекликаются ли эти имена в Истории и если перекликаются, то как именно? Автор уже высказал гипотезу о том, что наступление не только Эры Рыб, но и Эры Водолея, сопровождалось приходом на Землю мессии, высокодуховной исторической личности, призванной «протрубить» человечеству приход Нового Времени (возможно, что и в иных Эрах та же картина).У дивительно, но версия получила неожиданное подтверждение. Когда материал уже был напечатан в «ГЭ», в книге П. Ф. Беликова автор обнаружил следующее свидетельство: «В 1910 году Н. К. стал подписывать картины монограммой, сочетающей первую и последнюю буквы фамилии Рерих: Р/Х*. Как следует из письма В. А. Шибаеву от 30 апреля 1922 года, такое буквосочетание появилось не случайно. Н. К. сообщал в письме: «У нас было 2-х томное издание С. Досса, но М(ахатма) М. указал купить трёхтомное и там указал многие символы, ранее показанные жене в видениях, указал на тибетское предание, указал на значение моей подписи под картинами Р/Х, которая появилась с 1910 года». В первые века христианства обыкновенно вместо изображения Христа употреблялась монограмма его Имени. Древнейшей формой монограммы было сочетание греческих букв Х и Р и как раз в виде Р/Х.* Эта форма сродственна египетскому кресту, служившему знаком жизни: Р/Х.** Монограмма Р/Х изображалась на многих картинах и предметах религиозного значения вплоть до средних веков» (1, с.100-102).

 

*В машинописном варианте книги, правленом рукой П. Ф. Беликова, на стр. 60 буква «Х» помещена под буквой «Р».

**Здесь следует привести компетентное разъяснение А. А. Анненко: "Монограмма Иисуса Христа, известная с древности, с первых плошек христиан, которая отличается от монограммы Рериха:

 

Монограмма Н. К. Рериха

 

 

Монограммы Иисуса Христа

 

Египетский крест жизни (анкх)

 

Источник: Н. К. Рерих. Дерзайте! Письма к В. А. Шибаеву и Н. В. Кордашевскому (1921-1925). – Сост., вступ. статья, прим. А. Н. Анненко. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2013. – С. 114.

 

Что же следует из сказанного выше? Следует подтверждение гипотезы автора, а именно: уже с 1910 года Н. К. Рерих вполне осознавал себя как личность, которой предстоит принести человечеству весть о наступлении Эры Водолея, что впоследствии воплотилось в создание книг Учения Живой Этики. Таким образом, в начале ХХ века Н. К. Рерих исполнил ту же миссию, что и Иисус Христос две тысячи лет назад.

 

 

Ох, уж это число 12!

В истории жизни Иисуса Христа особое значение имеет появление 12-ти близких учеников, проповедников Христианства, названных Апостолами. Обратимся к энциклопедии.

«Двена́дцать апо́столов – двенадцать непосредственных учеников Иисуса Христа. По христианскому учению, за время своей жизни Иисус Христос призвал двенадцать учеников, чтобы они были с Ним, возвещали Евангелие и изгоняли бесов (Мк. 3:14) и говорили от его имени (Мк. 6:6-13). В силу власти, которой наделил их Христос («Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня», Мф. 10:40), после Воскресения Христова и сошествия на них Святого Духа апостолы начинают устройство христианской церкви. Жизнь и деяния этих учеников, называемых также «апостолами от двенадцати», частично изложена в Евангелии и книге «Деяния святых апостолов», которые входят в состав Новозаветного канона».

Назовём их поимённо:

Андрей Первозванный,

Пётр,

Иаков Зевдеев,

Ионанн Богослов,

Филипп,

Варфоломей,

Фома,

Матфей Левий,

Иаков Алфеев,

Иуда Фаддей,

Симон Кананит,

Иуда Искариот.

 

«Благодаря творчеству Леонардо да Винчи кульминационный момент жизни Иисуса Христа навечно остался в памяти поколений.

 

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

 

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

  • Варфоломей, Иаков Алфееви Андрей;
  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета), Пётр и Иоанн;
  • Фома, Иаков Зеведеев и Филипп;
  • Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

Считается, что на фреске изображён момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них».

Заметим, что число 12 и в астрологии находится на особом счету. Существует 12 Знаков Зодиака, 12 домов гороскопа и т.д. Сумма цифр 12 образует число 3, а «в три перста крест кладут». Всё это указывает на то, что число 12 имеет в нумерологии и в истории человечества особый статус, оно как бы «от Бога». К слову, автором установлено, что число 12 является и «фундаментальным» числом исторического развития Руси – России (3).

Однако, и вокруг Учителя Н. К. Рериха так же образовалась группа преданных учеников, и то же числом 12. Учеников, которых с полным правом можно назвать Апостолами ХХ века. Самым близким к Учителю явилась З. Г. Фосдик, оставившая после себя замечательную книгу «Мои учителя» (5). В предисловии к книге составители упоминают «членов внутреннего круга» Н. К. Рериха (стр.32).

Назовём имена в порядке, представленном составителями книги:

1. Авирах (Морис Моисеевич Лихтман),

2. Логван (Луис Хорш),

3. Люмоу (Святослав Николаевич Рерих),

4. Модра (Франсис Грант),

5. Нару (Гребещикова Татьяна),

6. Ояна (Эстер (Ента) Лихтман),

7. Порума (Нетти Хорш),

8. Радна (Фосдик (Лихтман) Зинаида Григорьевна),

9. Тарухан (Гребенщиков Георгий Дмитриевич),

10. Удрая (Юрий Николаевич Рерих),

11. Урусвати (Елена Ивановна Рерих),

12. Фуяма (Николай Константинович Рерих).

Ученики, впоследствии предавшие учителя под влиянием «Иуды» Луиса Хорша, выделены жёлтым цветом.

По непонятной причине в списке Н. К. Рерих указан последним, 12-м по счёту. И почему-то составителями книги не указан ещё один важный персонаж. Среди перечисленных лиц отсутствует имя «Генри Эдгара Уоллеса» с эзотерическим именем «Галахад», или «Друг» (1888-1956). Это был министр земледелия США в 30-х годах, позднее вице-президент, активный участник рериховского движения», занявшего впоследствии негативную позицию» (5, стр.766). Если добавить имя Генри Эдгара Уоллеса в представленный список, то число апостолов Н. К. Рериха так же окажется равным 12-ти. Как видим, в данном случае Павел Беликов не входит в число 12-ти ближайших учеников. Как и Апостол Павел у Иисуса Христа, Павел Беликов появляется в окружении Н. К. значительно позже. В книге З. Г. Фосдик приводится фотография ближайшего круга Н. К.Рериха.

 

Сидят слева направо: Э. Лихтман, З. Г. Лихтман, Н. К. Рерих, Н. Хорш, Ф. Грант.

Стоят: Л. Хорш, С. М. Шафран, С. Н. Рерих, М. М. Лихтман, Т. и Г. Д. Гребенщиковы (5, стр. 652).

Фамилии будущих изменников помечены жёлтым цветом.

 

Итак, если у Иисуса Христа обнаружился один предатель, то спустя два тысячелетия «рыбьей» жизни, у Н. К. Рериха круг предателей расширился. Главным из них, повторимся, явился Луис Хорш, которого в измене поддержали Нэнси Хорш (жена) и Эстер Лихтман. Но, кроме названных лиц, предателем оказался и высокопоставленный чиновник Г. Э. Уоллес. Под давлением Луиса Хорша небогатый и нуждавшийся в средствах Г. Э. Уоллес отступился от Учителя и, благодаря высокому положению, помог на суде присвоить Луису Хоршу имущество Учителя. Итак, это следующий по значению признак общности обеих историй. Назовём его № 2.

 

 

История предательства

О ней уже упоминалось. Повсеместно известна история предательства Христа любимым учеником Иудой Искариотом. Но мало кому из непосвящённых известна история предательства Н. К. Рериха учеником Луисом Хоршем. И не за 30 серебряников, а за куда более значимые материальные и духовные ценности, принадлежавшие семье Н. К. Рериха. Это повторение историй поставим под № 3.

В истории Иисуса Христа Учитель знал о предстоящем предательстве Иудой Искариотом и заявил об этом во время «тайной вечери» собравшимся апостолам. Как выясняется, в истории предательства Н. К. Рериха Учитель также знал о «поползновениях» Луиса Хорша к предательству. Однако решил не вмешиваться в ход событий, дабы карма предателя всецело находилась в его руках. За подробностями предательства и мнениями по этому поводу отправляю читателя к «Рериховской энциклопедии». Это повторение обозначим № 4.

 

 

Изгнание предателей

В истории Христа, Иуда Искариот с позором изгнан из круга апостолов. В истории Н. К. Рериха Луис Хорш так же был осуждён бывшими товарищами и сам отошёл от Учителя. Это повторение историй поставим под № 5. В истории Христа произошло раскаяние Иуды Искариота и смерть предателя от собственной руки. В истории Н. К. Рериха… Вот тут происходит существенное различие историй. Раскаяния предателя Луиса Хорша не последовало, последовало дальнейшее благополучное развитие карьеры чиновника и бизнесмена. Более того, считается, что лжеученик долгие годы сознательно шёл к предательству, втирался в доверие Рерихам, но по своим личным качествам не мог быть до конца предан Учителю (см. «Рериховскую энциклопедию»). В истории Христа предатель Иуда Искариот являлся казначеем и заведовал всеми деньгами Учителя. В истории Н. К. Рериха предатель Луис Хорш также являлся казначеем и так же вёл доверенные ему финансовые дела предприятий Учителя. Это повторение отметим под № 6. В истории Христа на освободившееся среди апостолов место вскоре пришёл Апостол Павел. В истории Н. К. Рериха на освободившееся место изменника Луиса Хорша вскоре пришёл проповедник жизни и деятельности Учителя Павел Фёдорович Беликов. Это повторение поставим под № 7. И, наконец, казнь Христа через распятие. Но известна и своего рода казнь Н. К. Рериха и его сотрудников во время Центрально-Азиатской экспедиции 1927 года в горах Тибета .Это совпадение пометим № 8.

 

 

Распятие Христа

Вот только жаль распятого Христа…

Владимир Высоцкий

 

Из энциклопедии. «Распятие Иисуса Христа – казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову. О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста и каждый сообщает свои подробности». Мы приведём только одно свидетельство. Евангелие от Иоанна (Ин. 19:17-25):

«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, – да сбудется речённое в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина».

 

 

Распятие Николая Рериха

Это произошло в 1927 году во время Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924-1928). Вот как описывает трагический момент экспедиции Н. К. Рериха Л. Шапошникова: «Экспедицию не пропустили ни в Лхасу, ни даже в Нагчу. Её задержали и оставили в летних палатках на плато, похожем на арктическую тундру. Пологие осыпающиеся горы окаймляли его по краям. Наступала зима. Пошли снега, и метели потянули по смёрзшимся камням белые шлейфы. Николай Константинович пытался связаться с Лхасой. Его посланцы уходили и больше не появлялись. Морозы доходили до шестидесяти градусов. В аптечке замерзал коньяк. Дули ураганные ветры. Офицер зорко следил за тем, чтобы не было никаких контактов с редко проходящими караванами. Он запретил экспедиции покупать продовольствие у местных кочевников. Связь с миром прекратилась. «Тибетское стояние» Центрально-азиатской экспедиции Рериха продолжалось девять страшных месяцев. Плато Чантанг находится на высоте 4 – 4,5 тысяч метров над уровнем моря. Суровая зима на таких высотах губительна для людей и животных. Умерло несколько человек, погибли караванные животные, но основной состав экспедиции всё-таки выжил в этих невероятно тяжёлых условиях. Много лет спустя станет известно, кто обрёк экспедицию на гибель и кто не хотел возвращения Рериха в Индию. Документы, найденные в архивах независимой Индии, свидетельствуют против колониальных властей и английской разведки. И всё-таки Рерих одержал трудную, почти невозможную победу над стихией и враждебным людским заговором. Экспедиция вырвалась из смертельных объятий морозного плато. Её дальнейший путь пролегал по неисследованной области Трансгималаев» (6).

 

 

Действующие лица

Продолжим прослеживать параллели обеих историй. Рассмотрим персонажи предателей Иуды Искариота и Луиса Хорша.

Иуда (Йехуда) – восхваление Господа (Быт. 29:35), «хвала или прославленный». Искариот человек, муж; – города, слободы, кериоф, кериофа, кириаф. «Человек из Кариота», по месту своего рождения в г. Кариоте (Кариофе) – возможно, тождественен городу Крийот в Иудее. Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, Иуды, сына Иаковлева, прозванного Фаддеем.

 

Библейская история

Среди апостолов Иуда заведовал их деньгами, а затем предал Иисуса Христа за 30 сребренников (сиклейили тетрадрахм).

После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился. (Матф.27:5)

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам. (Деян.1:23-26)

Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников (30 серебряных шекелей, это сравнимо со стоимостью раба того времени), которые так же часто используются как символ награды предателя. «Поцелуй Иуды» стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства. По описанию Иоанна Златоуста, Иуда, как и другие апостолы, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых, однако, лишился Царства Небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он был «разбойник, вор и предатель Господа».

 

 

Луис Хорш (Логван)

Век ХХ. История повторяется. Кто же такой Луис Хорш?

Обратимся к примечанию книги:« Хорш Луис (наст. фамилия Леви) (1889-1979), президент Музея Рериха в Нью-Йорке, ведавший финансовыми вопросами, президент Мастер-Института Объединённых искусств, президент Международного художественного центра «CoronaMundi», сотрудничал с Н. К. и Е. И. Рерихами до середины 1935 года»(1, стр.424).

Как видим, Луис Хорш – финансист, бизнесмен, «трижды президент», человек занимавший в окружение Н. К. важные посты. До знакомства с Рерихами являлся «биржевым воротилой с Уолл-Стрита». Это был деловой человек и опытный прагматик, в котором, безусловно, нуждался Н. К. Рерих для ведения финансовых дел предприятий. Луис Хорш, надо отдать ему должное, много полезного сделал для развития и укрепления начинаний Н. К. Рериха. Вот что по этому поводу пишет «Рериховская энциклпедия»: «Хорш (Леви) Луис / Louis L. Horch (1889-1979) –член эзотерического Круга американских рериховцев. Президент Корона Мунди и Института Объединённых Искусств (сменив на этом посту Н. К. Рериха, в связи с отъездом того в экспедицию 8.5.1923; заодно стал казначеем Учреждений и доверенным лицом Н. К.). Президент Музея Рериха в Нью-Йорке и его дочерних Учреждений, их спонсор и управляющий финансами. Один из основателей Картинной Корпорации. 2.5-8.7.1925, как президент корпорации "Белуха", ездил в Париж (вёл переговоры с полпредом СССР Л. Б. Красиным) и Лондон. Председатель Постоянного комитета по проведению Пакта Рериха в Нью-Йорке, председательствовал на Третьей Международной Конференции Пакта в Вашингтоне 17-18.11.1933. Автор статьи "The Message of the Roerich Museum" ("Archer", 1927) и других заметок в "Вестнике" Музея. "Рука Фуямы [в делах]" – по Указу 1923 г. "Воин". "Логван", "Одомар".

Но искренне ли Луис Хорш в первые годы общения с Рерихами старался помочь Учителю? Или, возможно, попав со временем в затруднительное положение, а так же благодаря изъянам натуры, разочаровался в деятельности Учителя? И по этой причине из корыстных побуждений опустился до предательства? Но иное дело, если с самого начала отношений с Рерихами, надев маску преданного Ученика и соблюдая исключительно личный интерес, Луис Хорш выгадывал для предательства удобное время… «Рериховская энциклопедия» настаивает на последнем варианте: «Финансовые жульничества Л. Х-а и его планы в удобный момент "выйти из игры" Н. К. замечал задолго до развязки. "...Логв[ан] хочет получить обратно все свои деньги, даже с процентами за эти шесть лет. То есть он прекрасно поместил свой капитал, одолжив деньги, и теперь получит по 6% и деньги обратно. Даже то, что за это время деньги падали, были кризисы, его не касается, ибо он хочет всё сполна. Значит, с его стороны дара не было, Музей не был им основан. Мы буквально поражены всем. Но Н. К. запретил нам даже заикаться ему об этом, иначе, он сказал, вы нарушите его карму, а он должен её пройти" (ДФ-4.7.29).

Но что же случилось с середины 1935 года? В примечаниях к книге П. Ф. Беликова читаем: «Во второй половине 1935 года Л. Хорш официально объявил о своём разрыве с Рерихами и отстранении от дел членов Правления музея. Благодаря поддельным документам и поддержке Г. Э. Уоллеса суд признал здание Музея Н.Рериха в Нью-Йорке со всеми находящимися там произведениями Н. К. и С. Н. Рерихов, архивными материалами, коллекциями и другим имуществом собственностью Л. Хорша и его супруги (1, стр.374).

Это было ограбление, не имевшее аналогов. Ученик, которому безоговорочно доверяли финансовую часть предприятия, предал Учителя и завладел его имуществом. Поскольку Иисус Христос являлся богочеловеком, он заранее знал о наступающем предательстве. Но Н. К. Рерих являлся человеком и о готовящимся предательстве точно мог и не знать. Мог только догадываться, поскольку в душе не доверял казначею, но вынужден был с ним сотрудничать. И не мог по известной причине предотвратить ужасные последствия предательства. Иуда Искариот раскаялся в содеянном, и от стыда наложил на себя руки. Луис Хорш не раскаялся в предательстве и прожил безбедную жизнь до глубокой старости. И всё же…

Из «Рериховской энциклопедии»: «...неслыханное предательство по своим размерам... они осуждены всем В[еликим] Б[елым] Б[ратством], и, как Сказал Вл[адыка], дух их уже не принадлежит к нашей планете. Какая ужасная участь ожидает их!!!» (П/П-3.12.35).

 

 

Апостол Павел и Павел Беликов

Из Википедии. «Апо́стол Па́вел (предп. 5/10, Тарс 64/67, Рим) – «апостол язычников» (Рим.11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. (Но и П. Ф. вначале не входил в число приближённых Н. Рериха, – А.Х.). Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшимИисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. (Пережитый П. Ф. опыт встречи летом 1936 года с письмом Н. К. Рериха привёл к прояснению цели жизни и стал основанием для последующей апостольской деятельности, – А.Х.). Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия». (Но и П. Ф. были созданы и подготовлены аналогичные тексты.)

 

Апостол Павел

Павел, он же Савл (ивр. שאול‎,Шауль), призван после Воскресения Иисуса Христа, то есть он не входит в состав двенадцати учеников, призванных в период земной жизни Иисуса. Несмотря на это Павел является одним из самых почитаемых апостолов христианства, поскольку он и апостол Пётр (Симон) считаются первоверховными отцами Церкви. Апостол Павел сам себя называл «апостолом язычников» (Рим. 11:13).

 

Павел Беликов

Итак, в библейской истории место предателя Иуды Искариота занял Апостол Павел. В истории ХХ века место предателя Луиса Хорша, спустя год, а именно летом 1936 года, занял апостол Павел Фёдорович Беликов.

Обратимся к энциклопедии Википедия.

 

Па́вел Фёдорович Бе́ликов(29 июля 1911, Нарва 15 мая 1982, Таллин) – исследователь жизни и творчества семьи Н. К. Рериха, автор ряда публикаций по этой тематике, соавтор биографии Н. К. Рериха в серии «ЖЗЛ» (1972). Собирал архив о его творческой деятельности, составил библиографию литературного наследия.

 

Из переписки П. Ф. Беликова.

«Я сам ещё маленький ученик в ней, мне бесконечно много надо учиться, так много, что я не постигну того, что мною намечено, за всю свою жизнь. Но это меня нисколько не запугивает и не отталкивает… «Кто знает, что лучше – обладание ли возможным или стремление к невозможному. Я выбрал последнее».

 

Из письма 20 января 1935 года.

«Я хочу, чтобы хоть одна моя мысль, перепетая другим, пережила меня. Не ради меня самого, не ради «моего имени», нет – ради той правды, которую в себе содержит эта мысль, и в которую я глубоко верю…» (2).

На этом, пожалуй, и следует поставить точку.

 

 

Литература

1. П. Ф. Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии. МЦР, Мастер-банк, Москва, 2011.

2. «Странник Державы Рериха», Абакан, ХКИ, 2011.

3. www.astrolog.ru Тезисы доклада ВШКА.

4. А. Н. Анненко. «Молодые годы классика рериховедения». Журнал «Грани эпохи». № 58, 2014.

5. З. Г. Фосдик «Мои учителя», Москва, «Сфера», 2002.

6. Шапошникова Л. В. От Алтая до Гималаев: По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха. – М.: МЦР; Мастер-банк, 1998.

 

 


№59 дата публикации: 07.09.2014

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020