Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Владимир Маяковский – человек ХХI века

На земле огней – до неба...

В синем небе звёзд – до чёрта.

Если бы я поэтом не был,

Я б стал бы звездочётом.

Владимир Маяковский

 

 

И поэт, и астролог…

 

В книге Виктора Шкловского «Энергия заблуждения» приводятся любопытное суждение, связанное с Владимиром Маяковским. Писатель, хорошо знавший поэта, высказывается в том смысле, что когда он думает о Маяковском, то в комнате исчезает потолок и над головой раскрывается звёздное небо… Сказано сильно, эффектно, но, по сути, верно. Ибо Владимир Маяковский – поэт космического масштаба, «ревнующий не к мужу Марьи Ивановны, а к Копернику».

Поэт и космос. Эти понятия, оказываются, вполне совместимы, если обратиться к поэме Маяковского «Человек»:

 

Сколько их, веков, успело уйти,

вдребезги дней разбилось о даль.

Думаю, глядя на млечные пути, –

не моя седая развеялась борода ль?

 

Когда я подыскиваю определение уникальному таланту поэта, то оставляю в стороне такие определения, как « видный», «известный», «замечательный, «великий», «гениальный»…

На мой взгляд, самое точное определение для поэта Маяковского – «грандиозный». Маяковский грандиозный поэт! Почему? Да потому, что мыслеформам В. Маяковского по силам проникнуть в глубины космоса. Но при этом воспеть гимн человеку:

 

Это я сердце флагом поднял.

Небывалое чудо двадцатого века!

 

И ещё одна неожиданная тема: поэзия и астрология. Совместимы ли? Оказывается, не просто совместимы, они, по сути, «близнецы и братья»! У автора портала «Адамант» Алексея Селищева читаю: «21 марта мы отмечаем всемирный день поэзии и начало нового астрологического года. Что поэзия, что выстраивание своего жизненного цикла согласно пульсации объектов Космоса (планет и светил) – явления для нас чрезвычайно нужные и известные нам с древних веков».

Вот уж, действительно, сопоставление попавшее «в десятку»!

Но правомерно ли на самом деле «ставить на одну доску» поэзию и астрологию? Более чем! Между поэтом и астрологом, обнаруживается по сути, одинаковая «платформа». По формуле Маяковского «поэзия – езда в незнаемое». Но разве работа астролога не та же попытка «заехать» в непознанное, в надземное, в незнаемое? Вот и получается, что Поэт и Астролог, принадлежат к одному ведомству, идут рука об руку в одном направлении. И даже пользуются похожими приёмами. В обоих случаях, помимо специальных знаний и умений, и поэту и астрологу требуется незаурядное воображение, интуиция, предчувствие приближения к тайне, устремлённость к духовному. Поэт познаёт тайны природы и души, астролог познаёт тайны материального и духовного мира. Кому из астрологов не польстит известное утверждение Маяковского: «Если бы я поэтом не был, то стал бы звездочётом»? Легко верится, что если бы Маяковский не «делал» стихи, то, действительно стал бы редким, воинствующим «гороскопщиком». И, наверняка, в лице Маяковского астрологи мира обрели бы преданного «служителя неба», футуриста – оракула, революционера в науке «чтения звёзд». Заявление Маяковского о склонности к астрологии сделано не ради красного словца, а вполне серьёзно, осмысленно, как серьёзным и осмысленным было всё, чем занимался поэт.

По воспоминаниям сестры поэта Людмилы Володя много времени проводил в саду: «Лежал на спине и рассматривал звёздное небо, изучая созвездия по карте, которая прилагалась, кажется, к журналу «Вокруг света». В Маяковском в юные годы на равных бродил дух и поэзии, и астрологии. Но верх взяла поэзия.

 

 

Что там, в гороскопе?

 

Из автобиографии: «ГЛАВНОЕ. Родился 7 июля 1894 года (или 93 – мнения мамы и послужного списка отца расходятся. Во всяком случае, не раньше). Родина – село Багдади, Кутаисская губерния, Грузия».

Однако из каких соображений время и место рождения поэт относил к «главному» в своей жизни? Да всё из тех же! Ведь таким же образом мог заявить о себе и астролог, понимающий, что очень многое в жизни и судьбе «строится» на «фундаменте» времени и места рождения, которые от новорождённого никак не зависят.

По расчётам автора В. В. Маяковский родился утром 19 июля 1893 года, в 9 часов 58 минут.

 

 

 

Похож на Деву?

 

Родился под созвездием Девы, судьбой управляет земной Меркурий, который наряду с Солнцем, Венерой и Марсом оказывает сильнейшее влияние на сферу «общественных отношений» (XI дом). Рождение в Деве предполагает «тщательный уход за своим внешним видом и желание произвести на окружающих благоприятное впечатление, фанатизм чистоты и гигиены, ухода за своим телом, сдержанность в общении. Склонен к депрессии и самоедству, боится катастроф и болезней, сам себе создавая проблемы».

 

Как тут не вспомнить известные строки: «В смокинг вштопорен, побрит что надо, по грант, по опере гуляю грандом».

 

Меркурий микрокосма «обнимается» с Венерой, Венера «обнимается» с Марсом и всё это происходит на амбициозном поле Льва. Отсюда следует: «Человек наделяется литературными и организаторскими способностями, имеет артистическое дарование, страстный темперамент, музыкальность, понимание гармонии, проявляет личный магнетизм. А так же склонность к риску, неустойчивость настроения, дух творчества, популярность, расточительность, мимолётные конфликты, сильное половое влечение, страстные и интенсивные любовные чувства, быстро завязываемые привязанности». И всё вышесказанное проявляется в жизни общества.

В характере Маяковского (I дом) Луна «обнимается» с Сатурном, что формирует всем известный облик неулыбчивого, серьёзного Маяковского: «Мрачноватая личность, требующая культивирования оптимизма. В характере самоотверженность и бережливость, самодисциплина, способность усердно трудиться, развитое чувство долга и ответственности, неудовлетворённость собой, но хорошие ментальные способности, вплоть до гениальности. Жизнь воспринимается как тяжёлая работа. Возможна депрессия, когда человек попадает в полосу временных неудач». Вот и ответ на причину револьверного выстрела Маяковского…

 

 

Депрессия интеллекта

 

На сферу философии и религии (IX дом) наилучшее и существенное влияние оказывает Юпитер: «Основное направление развития человека – интеллектуальная жизнь, а успех определяется богатством личных качеств, глубоким интересом к науке и философии».

И вот тому примеры. Маяковского серьёзно беспокоили не только вечные вопросы жизни и смерти, старения человека, но и жизни вечной. По воспоминаниям Натальи Рябовой, киевской пассии поэта, на вопрос, «что ей читать», Маяковский протянул почитательнице таланта поэта томик «Теории относительности Эйнштейна». Это была шутка? Как мы понимаем, вовсе не шутка. Не важно, что книга оказалась неразрезанной, а значит, не читанной самим Маяковским. Важно, что знаковая книга у поэта была. Это означает, что у Маяковского проявлялся неподдельный интерес к фундаментальным вопросам мироустройства.

Известно, что Маяковский на редкость был привязан к жизни: «Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь». Это было жизненным кредо человека и поэта. Но почему же именно ему, воинствующему жизнелюбу, «ненавидящему мертвечину», пришлось до срока по собственной воле уйти из жизни? Ответ надо искать в микрокосме рождения: «Жизнь воспринимается как тяжёлая работа. Возможна депрессия, когда человек попадает в полосу временных неудач». Маяковский панически боялся старости, в страхе разглядывал морщины, страстно желая оставаться молодым. Это вне нормы. А разве творчество поэта-бунтаря, бунтаря в искусстве, в политике, в личной жизни, входило в рамки каких либо «норм»?

Из гороскопа следует, что Луна характера Маяковского гармонирует с Нептуном и Плутоном, а это указывает на «развитую интуицию и проницательность, дружелюбие к окружающим, идеализм в мировоззрении, вероятно, большой талант художника или писателя, получает наслаждение от всего таинственного, магнетизм личности работает на его пользу, не теряет присутствия духа при неудачах».

В таких же гармоничных отношениях находится и Сатурн: «Имеются способности для коллективной работы, при этом чувства искренни, глубоки и серьёзны, идёт поддержка для творческой, артистической, художественной стороны жизни».

 

 

Удивительное совпадение

 

Моя первая публикация о жизни и судьбе Маяковского относится к 1993 году, ко времени первоначального накопления астрологического знания, когда я только начинал осваивать азы «звездочтения» в Московской школе практической астрологии профессора С. А. Вронского (1991-1995 гг.). По странному совпадению мои усилия познать движущие тайные силы жизни и судьбы В. Маяковского пришлись точно к юбилею поэта, к столетию со дня рождения, которое отмечалось летом 1993 года.

Работа вовсе не планировалась к «дате», делалась сама по себе и тот факт, что поспела к юбилею, обнаружился в редакции журнала «Чудеса и Приключения», куда она и была предназначена. Случайное совпадение? Допустим. Однако дальнейшее развитие событий показывает, что за этим может стоять нечто большее…

 

 

К вопросу о чудесах

 

В изнурительных многодневных поисках необходимого для астрологического исследования нетривиального биографического материала о Маяковском мне посчастливилось чудесным образом «выйти» на редкую книгу о жизни и творчестве поэта. Это была книга Василия Катаняна «Маяковский. Литературная хроника».

Книга была издана в Москве, в победном 1945 году, тиражом в три тысячи экземпляров. Прошло полвека и одна из этих редких книг нечаянно попалась мне на глаза. Причем именно тогда, когда у автора в этой книге возникла самая крайняя необходимость. Не чудо ли? В пору «дикой» торговли начала 90-х годов на пристанционные рынки-однодневки выносилось на продажу всякое старьё. Но оказывается, среди хлама, иногда попадались и удивительные вещи. Случилось так, что я едва не наступил ногой на «чудо», которое среди других подержанных книг лежало на газетных листах, расстеленных прямо на земле у пристанционной платформы, где торговали «барахлом» бабушки.

Книгу эту я с благоговением держал в руках, больше всего опасаясь, что у меня не хватит денег её купить. Не показывая бабушке свою крайнюю заинтересованность в книге (каюсь, грешен) я с безразличием спросил: «сколько стоит книга?». Бабушка, святая душа, ответила: «А сколько дашь…»

В данной мне чудесным образом книге день за днём прослеживалась вся жизнь Маяковского… Так кто же в момент крайнего отчаяния направил мои ноги к старушке, обладавшей уникальной книгой? Не иначе, как сам Господь Бог!

Книга, которую я безрезультатно искал по библиотекам, магазинам, друзьям, когда «пробило время», сама пришла ко мне. Но на этом «чудеса» не кончаются…

 

 

Провидел «химика»?

 

В поэме «Про это» Маяковский фанатично верит в «мастерскую человечьих воскрешений». Верит, что людей будут воскрешать. И просит, нет, заклинает, чтобы и его воскресили. Сообщает читателю, что «видит ясно, до деталей». Но что же или кого именно видит Маяковский? Оказывается, «идущего через горы времени, которого не видит никто». Это ли не признание в способности ясновидения?

Маяковский пишет: «Вот он, большелобый тихий химик, перед опытом наморщил лоб…» И буквально умоляет химика: «Не листай страницы, воскреси!». Не просит, требует! Как в такое поверить? Но в жизни многие годы спустя случилось всё именно так, как поэт написал в поэме, как «ясновидел».

В юбилейном году воскрешение порядком подзабытого соотечественниками Владимира Маяковского действительно состоялось. И, действительно, химиком, то есть автором этих строк. В моём университетском дипломе, полученном летом 1972 года в КГУ (г. Краснодар) в графе «квалификация» чёрным по белому написано – «химик». А в нынешнем сайте www.hersonov.ru представлен девиз, он же путь развития: «От химии земли к химии космоса». Опять совпадение? И уже третье по счёту? Однако допустим, совпадение. Но, согласитесь, весьма странное, удивительное совпадение.

Нелишне заметить, что в Агни Йоге Елена Рерих именует астрологов «космохимиками». Но кто такой химик? Это – специалист, получающий новые вещества. Но ведь и астролог – специалист, добывающий крупицы нового, неведомого, тайного знания. Не потому ли Елена Рерих с полным на то основанием приравнивает астролога к космохимику?

Однако, как бы там ни было, но «воскрешение» Владимира Маяковского реальным космохимиком состоялось. И произошло это в журнале «Чудеса и приключения», в апрельском номере за 1993 год.

 

 

В гостях у поэта

 

На пике произошедших событий и «заболевания» Маяковским, автор не ограничился одной публикацией в журнале «Чудеса и приключения», а решил пойти дальше: открыть заинтересованным людям тайны жизни и судьбы поэта. Действительно «воскресить»! С этой целью зимой 1994 года астролог-химик пришёл в государственный музей В. Маяковского по адресу Москва, проезд Серова 3/6, где присутствующие со вниманием выслушали рассказ о недавней публикации в «ЧИП». О том времени у автора осталась на память книжечка – путеводитель по Музею с дарственной надписью автора путеводителя и директора Музея, заслуженного работника культуры РСФСР С. Е. Стрижнёвой, кстати надписи, сделанной в духе В. Маяковского, ибо рукописный дарственный текст стрелкой упирается в типографское «Приглашение в музей Маяковского: «Дорогому Александру Ивановичу на память о предновогоднем вечере в Музее Маяковского, куда Вас привело расположение звёзд, с глубокой благодарностью и признательностью моё приглашение в музей Маяковского». 13.01. 94, Москва.

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1. «Имя этой теме – любовь. Современницы о Маяковском». Москва, «Дружба народов», 1993 г.

2. В. В. Катанян «Маяковский. Литературная хроника». Москва: «Сов.писатель», 1945.

 

 


№58 дата публикации: 17.06.2014

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020