Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Удачин

 

В гостях у московских теософов

Прочитав в электронном журнале «Дельфис» о готовящейся в Москве Третьей Всероссийской Теософической конференции «Братство религий», автор этих строк решил, что было бы полезно принять участие в работе конференции, а заодно получить представление о современных наследниках Е. П. Блаватской. Тем более, что доклад на тему «Христиане всех стран, соединяйтесь» у автора практически был готов. Увы, упомянутый доклад так и не был принят устроителями конференции. И это правильно! В среде теософов должны выступать теософы, а не «сочувствующие» незнакомцы вроде меня, каковые должны сидеть в зале и «мотать на ус».

Сразу скажу, что я не разочаровался в том, что посетил собрание почитателей «божественной мудрости». Ведь именно так переводится слово теософия. Было интересно. Было необычно. Было ново. Было не похоже на проведение известных автору «научных» конференций с чередой скучноватых докладов и вялых прений. При том, что теософы собирались в «намоленном» большими учёными огромном конференц-зале Теплотехнического института (ул. Автозаводская, 16). На этот раз на встрече нашлось место минутам «тишины и медитации», молитвам разных религий с трибуны, «исцелению звуком» в музыкальных выступлениях, индийским танцам…

Это была 3-я по счёту Всероссийская Теософическая Конференция, с большим представительством Украины, участниками из Финляндии и Бельгии. Большое впечатление на меня произвела видио-презентация памяти седьмого президента МТО Рады (Радхе) Бернье, организованная представителями ТО Украины Гавриленко С. И. и Головченко Т. В.

Вот, что писал недавно о Раде Бернье на сайте «Адаманте» Сергей Целух: «Радха Бернье является президентом Теософского общества с 1980 года по настоящее время. Теософские общества проводят свою работу, согласно рекомендаций своей гениальной основательницы – русской учёной, доктора всевозможных наук, заслуженного деятеля теософских и эзотерических наук - Елены Петровны Блаватской». Увы, накануне проведения конференции, не дожив несколько дней до 90-летия, Рада Бернье ушла в мир иной, и теперь теософский мир ожидают выборы нового Президента…

На конференции прозвучало много интересных выступлений. В первый день с окладом «Значение культуры в сближении религий» выступил московский писатель – эзотерик, председатель независимой писательско-эзотерической ассоциации «Лютня Ориолы» Л. А. Володарский. Впечатлил основательный доклад доктора медицинских наук, профессора Украинской национальной мед.академии, члена Киевского отделения ТО Л. А. Поповой «Путь сердца в различных духовных традициях». О «Братстве религий» поведал слушателям генеральный секретарь ТО Бельгии Ян Елле Кеплер. Важнейшую тему «гармонизации межрелигиозных отношений в России» поднял вице-президент Центра Обществ сознание Кришны (Москва) С. В. Зуев, кстати, как оказалось, в прошлом авиационный инженер… Замечательно выступила поэт и культуролог, член Международного ТО Л. Ю. Кривич, рассказав о «рассвете духовного творчества в условиях синтеза религий». В выступлениях теософов много добрых слов было сказано в адрес Е. П. Блаватской и Е. И Рерих. В культурной части первого дня конференции замечательное впечатление произвела в музыкальном выступлении на плоских колоколах (била) Влада Якупова. Это было действительно «исцеление звуком» собравшихся в зале. Первый день конференции закончился проведением «круглых столов». Представитель теософской группы «Гелиос» Панчишин Н. В. (г. Минск) провёл молодёжный круглый стол «Теософское образование сегодня», а психотерапевт к.м.н Нечаев Н. В. круглый стол «Энергетические основы межконфессионального взаимодействия».

Второй день конференции прошёл без моего участия. Из программы конференции в этот день следовали доклады участников из Кемерова, Москвы, Киева, Владивостока. Вот некоторые темы докладов: «Глубинная природа сакрального в человеке», «Теософия и религия», «Интерконфессиональность теософии», «Единство и различие в мировоззрении основных религий», «Попытка примирения доктрины кармы и доктрины спасения», «Некоторые аспекты буддийской философии», «Братство религий с эзотерической точки зрения» и другие. Конференция закончилась «круглым столом» «Ученичество», где обсуждались вопросы:

  • Задачи нашего времени для всего человечества.
  • Роль теософов в наши дни.
  • Что есть Ученичество?
  •  Сотрудничество и взаимопонимание изучающих Учения Махатм.

Церемония закрытия конференции закончилась запуском «шаров счастья».

 

 

Справка. «Из истории теософского движения в России»

 

«В 1908 году в России существовало восемь теософских кружков: четыре в Петербурге, два – в Варшаве, по одному – в Киеве и Калуге. 20 сентября1908 года эти кружки объединились в Российское теософское общество. 21 апреля1909 года на основе Калужского теософского кружка было образовано Калужское теософское общество* как отдел Российского теософского общества. Оно оставило самый значительный и яркий след в истории теософского движения в России. В годы дореволюционной деятельности Калужское теософское общество вело широкую просветительскую работу. Лекции и диспуты проводились в больших аудиториях (Дворянское собрание) при большом стечении публики. О времени проведения и теме мероприятия сообщалось заранее через газету «Калужский курьер». Калужское теософское общество вело большую издательскую деятельность через издательство «Лотос» и издательства Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, поддерживало связи с другими теософскими обществами России, участвовало в международных конференциях теософов (например, Будапешт, 1909), имело огромный авторитет среди теософов России. Его председатель Е. Ф. Писарева была избрана вице-президентом теософского общества России. В 1918 году местные власти распустили Калужское теософское общество, а в 1922 году Е. Ф. Писарева уехала в Италию. Возродилось Калужское теософское общество в 1922 году. Его возглавил молодой инженер Валентин Митрофанович Лалетин. Деятельность Калужского теософского общества прекратилась 13 ноября1929 года в связи с арестом шестнадцати его членов. Кроме этого арестовано было четверо москвичей – всего 20 участников теософского движения. 23 февраля1930 года Особое совещание коллегии ОГПУ приговорило к трём годам лишения свободы восемь человек и на три года ссылки в Северный край девять человек. Трое москвичей были оправданы и из-под стражи освобождены. В настоящее время все осуждённые реабилитированы».

*В связи с упоминанием Калуги было бы интересно обнаружить факт участия в ТО Калуги жителя города и гениального основоположника теоретической космонавтики К. Э. Циолковского.

 

P.S. Доклад «Христиане всех стран, объединяйтесь» будет представлен читателям сайта «Адамант», http://www.lomonosov.org/

 

 

 

 

 

 

 


№57 дата публикации: 01.04.2014

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020