Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Начало и конец династии Романовых -
300 лет истории России

(Опыт историко-эзотерического исследования)

 

 

В 1830 году поэт М. Ю. Лермонтов написал удивительное стихотворение, которое озаглавил «Предсказание»:

 

Настанет год, России чёрный год,

Когда царей корона упадёт;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь…

 

Предсказание сбылось в 1917 году, когда пала династия российских царей Романовых. Но начиналась династия в начале ХVII века, в годы смуты и тяжелейшего безвластья на Руси.

16 января 1613 года в Москве открылся Земской собор, который должен был решить вопрос, кому на Руси «володеть и княжить», а именно, сидеть на царском троне. Что же представлял собой Земский собор того времени? Но вначале поставим вопрос шире: какова была общественно-политическая обстановка на Руси вначале XVII века? Для прояснения вопроса обратимся к энциклопедии «Википедия».

 

 

Часть 1. Начало династии Романовых

Предыстория вопроса

Династический кризис в России разразился в 1598 году после смерти царя Фёдора Иоанновича. На момент своей смерти Фёдор оставался единственным сыном царя Иоанна Грозного. Двое других сыновей были убиты: старший, Иоанн Иоаннович, погиб в 1581 году предположительно от руки отца; младший, Дмитрий Иоаннович, в 1591 году в Угличе при невыясненных обстоятельствах. Своих детей у Фёдора не было. После его смерти трон перешёл к супруге царя, Ирине, затем к её брату Борису Годунову. После смерти Бориса в 1605 году последовательно правили:

После свержения Василия Шуйского с престола в результате восстания 27 июля1610 года власть в Москве перешла к временному боярскому правительству (см. Семибоярщина). В августе 1610 года часть населения Москвы присягнула на верность королевичу Владиславу, сыну польского короля и великого князя литовского Сигизмунда III. В сентябре армия Речи Посполитой вошла в Кремль. Фактическая власть Московского правительства в 1610 - 1612 годах была минимальной. В стране царила анархия, северо-западные земли (включая Новгород) были заняты шведскими войсками. В подмосковном Тушино продолжал функционировать Тушинский лагерь другого самозванца, Лжедмитрия II (сам Лжедмитрий II был убит в Калуге в декабре 1610). Для освобождения Москвы от захватчиков последовательно собирались Первое народное ополчение (под руководством Прокопия Ляпунова, Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого), а затем и Второе народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В августе 1612 года Второе ополчение с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения, разбило армию Речи Посполитой, а в октябре полностью освободило столицу.

 

 

Созыв собора

26 октября1612 года в Москве, лишённый поддержки со стороны основных сил гетмана Ходкевича, капитулировал гарнизон войск Речи Посполитой. После освобождения столицы возникла необходимость в выборе нового государя. Из Москвы во многие города Руси были разосланы грамоты от имени освободителей Москвы - Пожарского и Трубецкого. Дошли сведения о документах, отправленных в Соль Вычегодскую, Псков, Новгород, Углич. Эти грамоты, датированные серединой ноября 1612 года, предписывали прибыть в Москву представителям каждого города до 6 декабря. Однако выборные долго съезжались из далёких концов ещё бурлящей России. Некоторые земли (например, Тверская) были разорены и сожжены полностью. Кто-то присылал 10-15 человек, кто-то всего одного представителя. Срок открытия заседаний Земского Собора был перенесён с 6 декабря на 6 января. В полуразрушенной Москве осталось единственное здание, способное вместить всех выборных - Успенский собор Московского Кремля. Численность собравшихся колеблется по разным оценкам от 700 до 1500 человек.

 

 

Кандидаты на престол

В 1613 году на российский престол, помимо Михаила Романова, претендовали как представители местной знати, так и представители правящих династий соседних стран. Среди последних кандидатами на престол были:

Среди представителей местной знати выделялись следующие фамилии. Как видно из приведённого списка, все они имели серьёзные недостатки в глазах избирателей:

  • Голицыны. Этот род происходил от Гедимина Литовского, однако отсутствие В.В. Голицына (он был в плену в Варшаве) лишало этот род сильных кандидатов;
  • Мстиславские и Куракины. Представители этих знатных русских родов подорвали свою репутацию сотрудничеством с властями Речи Посполитой (см. Семибоярщина);
  • Воротынские. По официальной версии наиболее влиятельный представитель этого рода, И. М. Воротынский подал самоотвод;
  • Годуновы и Шуйские. И те, и другие являлись родственниками ранее правивших монархов. Род Шуйских, кроме того, происходил от Рюрика. Однако родство со свергнутыми правителями таило в себе определённую опасность: взойдя на престол, избранники могли увлечься сведением политических счётов с оппонентами;
  • Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой. Они, бесспорно, прославили свои имена во время штурма Москвы, но не отличались знатностью (хотя Трубецкой был из Гедиминовичей, но он подорвал свой авторитет командованием воровских казаков, а Пожарский хотя и происходил из князей Стародубских, в годы опричнины его род оказался в опале и изрядно упал в вопросах местничества, кроме того, боязнь его как одного из немногих воевод, не запятнанных предательством, объединил против него тушинцев, воровских казаков и бывших участников семибоярщины.

Кроме того, рассматривалась кандидатура Марины Мнишек и её сына от брака с Лжедмитрием II, прозванного «Ворёнком».

 

 

Мoтивы избрания

Согласно официально признанной в эпоху правления Романовых (и позднее укоренившейся в советской историографии) точке зрения, собор добровольно, выражая мнение большинства жителей России, принял решение об избрании Романова, согласуясь с мнением большинства. Эту точку зрения разработал историк Н. А. Лавровский, который изучив сообщения источников, построил следующую схему событий. Первоначально участники собора решили не выбирать царём из Литвы и Швеции "с их детьми и Маринку с сыном, равно как всех иноземных государей", а "выбирать из московских и русских родов". Затем участники собора стали обсуждать вопрос, кого же избрать "из русских родов" и решили "избрать царя из племени праведнаго... блаженной памяти Феодора Ивановича всея Руси" - его племянника Михаила Романова. Такое описание работ Собора повторялось многократно, вплоть до начала ХХ века. Этой позиции придерживались, в частности, крупнейшие российские историки XVIII - XX веков: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, Н. И. Костомаров, В. Н. Татищев и другие.

«Не было тогда никого милее народу русскому, как род Романовых. Уж издавна он был в любви народной. Была добрая память о первой супруге Ивана Васильевича, Анастасии, которую народ за её добродетели почитал чуть ли не святою. Помнили и не забыли её доброго брата Никиту Романовича и соболезновали о его детях, которых Борис Годунов перемучил и перетомил. Уважали митрополита Филарета, бывшего боярина Фёдора Никитича, который находился в плену в Польше и казался русским истинным мучеником за правое дело» - Н. И. Костомаров.

Ознакомимся со справкой о Земских соборах Руси:

«Земские соборы созывались в России неоднократно на протяжении полутора столетий - с середины XVI до конца XVII века (окончательно упразднены Петром I). Однако во всех остальных случаях они играли роль совещательного органа при действующем монархе и, по сути, не ограничивали его абсолютной власти. Земский собор 1613 года созывался в условиях династического кризиса. Его главной задачей было избрание и легитимизация новой династии на российском престоле».

Именно в такой, крайне сложной и противоречивой общественно-политической обстановке Русь подошла к выбору долгожданного и достойного правителя.

И, как мы знаем, Русь выбрала «фамилию Романов», которой суждено было править на Руси 300 лет. А ныне, россияне ХХI века, на государственном уровне с чувством признательности и уважения отмечают 400-летие «дома Романовых», вполне сознавая, что династия Романовых сыграла в истории России выдающуюся роль.

 

 

Эзотерическое исследование

1.1. Для начала замечу, что гороскопы, составленные на полдень даты открытия Собора, выбора Собором на царство Михаила Романова и даты первого «царского» рабочего дня представляются автору крайне напряжёнными и проблемными. Видимо, таковыми они и должны быть… И только дата гороскопа «венчания на царство» Михаила Романова проявляет зачатки гармонии, предполагает благополучие и внушает исторический оптимизм будущей жизни Руси.

Избрание Земским Собором Михаила Романова царём произошло 400 лет назад 3 марта 1613 года

С 27 марта новоизбранный царь приступил к непосредственным обязанностям. Но настоящее, окончательно утверждённое право на царствование Михаила Романова произошло после процедуры «венчания на царство», состоявшееся 21 июля 1613 года в Успенском соборе Кремля. И это убеждает в том, какое огромное значение имела церковь на общественную жизнь Руси того времени. Каждая из обозначенных дат важна по-своему, за каждой датой стоит некий Сабианский символ, смысл которого открывает исследователю тайное знание исторического события.

 

1.2. Символический гороскоп на полдень открытия Земского Собора даёт следующие важнейшие градусы: Солнце – 27 Козерога, Дом «Рождения» – 18 Тельца, дом «Сотрудничества» - 18 Скорпиона, дом «Руси» - 17 Рака, дом «Карьеры» – 17 Козерога.

Обратимся к значению Сабианских символов градусов, согласно представлений Дейна Радьяра (Дейн Радьяр «Астрологическая мандала». Москва: Сампо, 2006). Картина Солнца более чем символична: «Пилигримы, взбирающиеся по крутым ступеням, ведущим к усыпальнице на горе». Психоаналитический ключ к пониманию картины таков: «Подъём индивидуализированного сознания к высшему пониманию, достигаемому духовными вождями культуры». Итак, открытие Земского собора  это событие, направленное на подъём исторической перспективы Руси. В этом и заключается смысл трансцендентного понимания символа Солнца первого народного шага к благополучию Отечества в 1613 году. Это восход Солнца, солнечный подъём Руси…

Что же содержится в смысле «Рождения» события? Картина весьма любопытна: «Женщина, проветривающая старый мешок в открытом окне своей комнаты». Сразу же обратим внимание на центральную часть символа: Русь - это женщина, а по определению М. М. Пришвина – «дебелая баба». Но это так, к слову…

Оказывается, смысл события заключается в «очищении эго-сознания» собравшихся на открытие Земского Собора. Дейн Радьяр поясняет: «Реальный враг – внутри ума, это эго с его привязанностью к обладанию. Ум символизируется мешком, теперь пустым и нуждающимся к чистке и проветривании на солнышке». Ум эго претерпевает очищение. Итак, событие Земского Собора в Успенском соборе Московского кремля согласно тайнознанию заключается в очищении сознания выборных представителей, явившихся в Кремль.

Обратимся к «Дому», где происходил Земской Собор. То есть фактически к содержанию Успенского собора в момент работы Земского собора. Оптимистическая картина такова: «Росток, прорастающий из семени». Психоаналитик заключает, что происходит «развитие многоуровневых потенций, исходящих из первоначального семени». И здесь же: «Жизненное стремление актуализировать прирождённые потенции». Как видим, в Успенском соборе происходит прорастание народного сознания.

Любопытен и аспект «Сотрудничества» выборных представителей. В содержании завораживающей картины находим: «Дорога через лес, сверкающая многоцветным великолепием». Дорога Руси через «лес» истории, благодаря сотрудничеству и единству, обещает «великолепие»… Речь идёт о том, что на Земском Соборе, вероятно, рождается «возвышенное чувство хорошо сделанной работы и истинно совершенной жизни». Происходит преображение сознания выборщиков, понимание того, что жизненная сила Руси в объединении и сотрудничестве земель.

И, наконец, аспект «Славы и Репутации» Земского собора. Картина вначале обескураживает: «Угнетённые женщины находят психологическое освобождение в нудизме». Заметим, и здесь Русь представляется Женщиной… с которой происходит: «Разрушение зависимости от социальных запретов и опора на мудрость тела». Русь освобождается «от социальных запретов», нащупывает собственное «Я», рассчитывая на саму себя, на «мудрость тела Руси». Русь, согласно Радьяру, «являет естественный протест против подавлений, ведущих к неврозу».

Итак, как было установлено выше, ключевыми словами открытия Земского Собора являются подъём, очищение, преображение и разрушение зависимости Руси.

 

1.3 Перейдём к следующей важной дате, к тому дню, когда Земский Собор сделал окончательный выбор, назвав царём Михаила Романова. К дате 3 марта 1613 года.

Символический гороскоп на полдень избрания Земским Собором царём Михаила Романова обнаруживает Солнце в 13 градусов Рыб, градус «Рождения» – 11 Рака, градус «Сотрудничества» - 13 Козерога, градус «Дома царя» - 2 Девы, градус «Репутации царя» – 2 Рыб.

Картина Солнца новоизбранного царя такова: «Древняя шпага, бывавшая во многих битвах, выставлена в музее». А понимать символ психоаналитик предлагает так: «Благодаря использованию воли, посвящённый человек становится символом мужества для всех, кто следует за ним».

Тезис в комментарии автора исследования таков: благодаря воли Земского Собора посвящённый Михаил Романов обретает символ мужества для населения Руси. Отсюда следует, что избрание Михаила Романова царём явилось волевым решением. В пояснении Радьяра имеем: «Божья воля действует через его ум, фокусируя её проявления. Оккультно говоря, это сила Братства, энергия Целого, действующая через одного индивидуума-точку, который ставит Целое в известность о необходимости её использования в определённой ситуации». В данном случае, как мы понимаем, в ситуации Земского собора.

Обратимся к содержанию минуты, когда Собор объявил Михаила Романова царём. Картина являет не напыщенность и самодовольство, а некую парадоксальную комичность ситуации: «Клоун, передразнивающий хорошо известных персонажей». О чём это? Кем является упомянутый клоун? Кого он передразнивает? Кто эти хорошо известные персонажи?

За разъяснением обратимся к комментарию Радьяра: «Юмор и ирония – мощное средство для оценки социокультурных реальностей и освобождения от предрассудков и ослеплённости. Смех освобождает от обусловленности и часто прокладывает путь к пониманию, что мы должны слишком доверять тому, что внушает нашему сознанию, более или менее насильственно традиция». Как это важно, «смеяться, в том числе над своими мелкими привычками и ужимками, над своей напыщенностью. Это шаг освобождения от обусловленности». Автору, в связи с комментарием Радьяра, вспоминается поэт Андрей Вознесенский: «Человечество хохочет, расставаясь со старьём, что-то в нас смениться хочет, мы как время, настаём». Вот и тогда, 3 марта 1613 года, «расставаясь со старьём жизни» выборщики в Земском Соборе «хохотали», предвкушая добрые изменения в жизни Руси. Видимо, для этого настало историческое время…

Посмотрим и на причудливую картину градуса «Сотрудничества и суда» выбранного царя: «Огнепоклонник медитирует над предельными реальностями существования». Психоаналитик разъясняет: «Это субъективное искание первооснов за игрой процессов жизни и смерти». По этому поводу Радьяр пишет: «Мистерия огня всегда привлекала человеческое воображение, потому что это тайна всех превращений, скрытых в загадке смерти». И тут мы выходим «за пределы самой жизни», чтобы «испытать смерть и вернуться в тоже тело».

Обратимся к символической картине «Дома царя», а по сути, к кремлёвским палатам: «Большой белый крест доминирует над ландшафтом». Что же нового появляется в Кремле с приходом на трон Михаила Романова? Оказывается, «мудрость и сострадание, которые может дать только опыт страдания и одиночества». Как это важно осознавать нам, потомкам…

Радьяр поясняет: «Крест доминирует над мистическим Путём и ведёт к Инициации, то есть к вхождению в более широкую сферу деятельности и участию в возвышенном Обществе совершенных существ». Это означает, что в Московском Кремле с приходом туда Михаила Романова «сострадание и понимание должны подняться из внутренних глубин существ на Освобождающий Божий суд».

Картина «Репутации» избранного царя такова: «Белка, прячущаяся от охотников». И тут всё предельно ясно. Царская репутация и карьера собственно заключается в «индивидуальной потребности обеспечить себе будущее существование и защитить себя от агрессивных социальных элементов». И вот она, царская доля: «Индивидуум никогда не уверен в собственной безопасности среди себе подобных…» Символ… «предупреждает об опасностях социальной жизни в период обострения индивидуализма, когда возможность насилия постоянно присутствует. Необходима осторожность и самозащита».

 

1.4 Венчание Михаила Романова на царство.

Для прояснения вопроса обратимся к «Википедии».

«Венчание на царство - церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи правопреемства московской и византийской государственности. В Византии и России чин венчания на царство носил ярко выраженный сакральный оттенок и включал в себя таинство миропомазания - «чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям».

Дата венчания на царство 21 июля 1613 года представляет для нас наибольший интерес, поскольку символизирует завершение «компании» выборов царя, подводит окончательный итог, вбирает в себя сущность происходящего.

Исторический день представлен Солнцем в 28 градусах Рака, «Рождение» события – 14 градусов Весы, аспект «Сотрудничества» - 14 градусов Овна, «Дом или Кремлёвские палаты» - 20 градусов Козерога и историческая «Репутация» царя – 20 градусов Рака.

Картина Солнца весьма экстравагантна: «Девушка-индианка представляет своего белого возлюбленного собранию племени».

Между прочим, заметим, что и в этом случае, как и ранее, аспект Руси связан с образом Женщины. Что тут можно сказать? Девушка-индианка – это, вероятно, разноплеменные выборщики со всех концов Руси, присутствующие на венчании. «Белый возлюбленный» - венчаемый на царство Михаил Романов. «Собрание племени» - все, кто присутствует в Успенском соборе Кремля на венчании. Ключ Радьяра к картине Солнца таков: «Внутреннее возрождение посредством полного принятия первичных ценностей, проявленных в человеческом теле и его функциях». Идёт процесс «возвращения к природе» …Позволительно просить: «Возвращение к природе рождения Руси?»

Обратимся к картине смысла венчания на царство (рождения). Картина такова: «Дневной отдых человека в полуденную жару». Ключ к картине гласит: «Потребность восстановить силы в пределах социального паттерна повседневной деятельности».

Итак, в процессе венчания на царство наблюдается момент спада напряжённости, так как главное сделано ранее и проглядывает некая расслабленность. Не случайно автором был отмечен факт «гармоничности», «успокоения» в гороскопе венчания на царство. В Успенском соборе в часы венчания у присутствующих возникает потребность «восстановить силы» среди себе равных.

Как же в этом случае выглядит аспект «Сотрудничества»? Картина такова: «Змея, обвивающаяся вокруг мужчины и женщины». Ключ к пониманию картины замысловат: «Отождествление в биполярном соотношении с неличным ритмом природной энергии». О чём идёт речь? Как видим, выстроен символический треугольник, в котором змея «олицетворяет принятие отношения двумя поляризованными человеческими существами». По мнению Радьяра, «скорее идёт ритуализация отношений», которые по установлению, и определят, как именно в дальнейшем будет происходить сотрудничество.

Каким образом в случае венчания на царство символически выглядят «кремлёвские палаты», собственно «дом царя»? Картина писана прямо-таки с натуры: «Спрятанный хор поёт во время религиозной службы». Ключ к картине получается не столь замысловат: «Осуществление творческих функций индивидуума посредством участия в групповом действии, посвящённом трансцендентному единству». И это пища для размышления. Всё просто. Царь во время венчания далеко не статист, он творит, вокруг царя в «групповом действии» стоят приближённые, и вся наблюдаемая мистерия происходит ради «трансцендентного единства», попытки проникновения в тайнознание.

Радьяр поясняет: «Спрятанный хор лучше передаёт гармонию «небес» или музыку сфер. Обретённая гармония настраивает (царя - А.Х.) на «развитие высшего сознания». И все присутствующие на царском венчании в Успенском соборе имеют возможность испытать «идеал полноты бытия».

И, наконец, просмотрим ситуацию «Репутации и Славы» венчания царя, которая зашифрована в картине: «Венецианский гондольер, поющий серенады». Ключ к картине вполне адекватен рассматриваемому событию: «Счастье, как обертон социальной интеграции и конформности по отношению к обычаю».

Радьяр комментирует ключ таким образом: «Всё выполняет свою роль и человек испытывает социальное счастье и чувство свершения». А далее начинается «общественно принятая игра эмоций в праздничном веселье». На этом позвольте закончить первую часть исследования «начала правления дома Романовых».

 

 

Часть 2. Конец Дома Романовых

Последним царём дома Романовых явился царь Николай Второй, судьба которого, как известно, сложилась трагически. Трагически сложилась и судьба всей царской семьи. Но есть ли на то указание трансцендентного знания?

С исследовательской целью нас будут интересовать две даты: дата «венчания на царство» Николая Второго, и дата отречения царя от власти.

Историк Андрей Мановцев пишет: «Торжества коронации Николая II имели место 14 мая (по старому стилю) 1896 года... И всё-таки: что есть помазание на царство? Только ли обряд, как бы подтверждающий уже свершившийся факт восшествия на престол нового Государя? Что оно значило для Николая II? Что означала ходынская трагедия в перспективе следующего, ХХ века?

Тема помазания на царство требует серьёзного и вдумчивого подхода. Это в особенности относится к коронации Николая II, который, как ясно задним числом, был помазан тогда же и на предстоящие страдания. Но лишь задумаешься о миропомазании последнего нашего Царя, как помысел, по видимости исполненный сострадания к погибшим соотечественникам, «встаёт на стражу» и заставляет думать о катастрофе. Впрочем, трагедию, унесшую более чем 1,5 тыс. жизней, конечно, нельзя обойти вниманием. Она случилась на четвёртый день после коронации, была, как мы увидим, результатом кратковременного безумия толпы и, по слову игумена Серафима (Кузнецова), явилась предзнаменованием той утраты самосознания, с которой, после 1917 года, мы стали «давить» друг друга уже не тысячами, а миллионами.

Царь прибыл в Москву в день своего рождения, 6 мая (ст.ст.) и остановился в Петровском замке, находившемся тогда на окраине столицы. 9 мая состоялся торжественный въезд царя в Москву. Царская чета поселилась в Александринском дворце (нынешнее здание Академии Наук РФ на Ленинском проспекте) и все дни, оставшиеся до коронации, говела. Наступает 14 мая (ст.ст.) 1896 года, и на паперти Успенского собора Государя и Государыню встречает духовенство. Митрополит Московский Сергий (Ляпидевский; †1898), благословив царя и царицу, произносит речь, обращённую к Государю и, по традиции, наставительную, а не только приветственную. Он говорит в ней: «Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить здесь на себя царский венец и принять священное миропомазание <…> Миропомазания сподобляются все православные христиане, и оно не повторяемо. Если же предлежит тебе воспринять новых впечатлений этого таинства, то сему причина та, что как нет выше, так нет и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Чрез помазание видимое да подастся тебе невидимая сила, Свыше действующая, озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных».

 

 

Коронационное шествие

Царь и царица целуют крест, их окропляют святою водою, после чего они входят в собор, при пении 100-го псалма, в котором звучит исповедание правителем идеала непорочности: «…сердце развращённое будет удалено от меня; тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; злого я не буду знать…» Государь и Государыня совершают земной поклон перед царскими вратами, прикладываются к чудотворным иконам и садятся на приготовленные для них престолы посреди храма. Вскоре должен начаться чин венчания или коронования, но он начался не прежде, чем первенствующий митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев-Писарев; †1898), приблизившись к царскому трону, спросил у Государя о его вероисповедании. В ответ император ясным и громким голосом произнес Символ Православной веры.

Один из важнейших моментов коронования – возложение крестообразно рук митрополита на царскую главу и возношение им молитвы о том, чтобы Господь помазал царя «елеем радования, одел его силою с высоты, …дал в десницу его скипетр спасения, посадил на престоле правды…» После этой молитвы Государь взял принесённую ему на подушке митрополитом корону и, в соответствии с чином, сам возложил её на себя, затем малую корону возложил на голову царицы, вставшей перед ним на колени.

Исповедав веру и приняв бремя власти, Царь преклонил колена и, держа корону в руке, вознёс к Богу коронационную молитву. В ней есть такие слова: «…Исповедую неизследимое Твое о мне смотрение и, благодаря, величеству Твоему поклоняюся, Ты же, Владыко и Господи мой, настави мя в деле, на неже послал мя еси, вразуми и управи мя в великом служении сем. Да будет со мною приседающая Престолу Твоему Премудрость. Посли ю с небес святых Твоих, да уразумею, что есть угодно пред очима Твоими, и что есть право по заповедям Твоим. Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей».

 

 

Въезд в Кремль

Окончив молитву, Государь встал, и тогда тотчас же все присутствовавшие в соборе преклонили колени. Митрополит Палладий, стоя на коленях, прочёл от лица народа молитву за царя: «<…> Покажи его врагам победительна, злодеям страшна, добрым милостива и благонадежна, согрей его сердце к призрению нищих, к приятию странных, к заступлению нападствуемых. Подчинённое ему правительство управляя на путь истины и правды, и от лицеприятия и мздоимства отражая, и вся от Тебе державы Его врученные люди в нелицемерной содержи верности, сотвори его о чадах веселящагося…» На таковых словах останавливаешься, зная, что последовало через 21 год, думаешь с горечью: сбылось в точности противоположное, и не удерживаешься от восклицания: Господь ли не содержал?

После молитвы митрополит Палладий с амвона обратился к Государю с пространным приветствием, завершающимся словами: «Ты же, Царь православный, Богом венчанный, уповай на Господа, да утвердится в Нём сердце твоё: верою и благочестием и цари сильны, и царства непоколебимы!».

После чина коронования началась Божественная литургия. В конце её, перед принятием Святых Христовых Таин и совершено было миропомазание Царя и Царицы. По замечанию Б. А. Успенского, повторение священного действия, которое в принципе не должно повторяться, придавало поставляемому лицу (в данном случае царю) особый статус, особую харизму: царь становился принадлежащим к иной, высшей сфере бытия, и его юридические полномочия превращались в полномочия харизматические (цитируется по В. Семенко. Харизма власти).

По мысли протоиерея Максима Козлова (см. статью «Его искреннее самопожертвование было совершено ради сохранения принципа самодержавия»), «смысл этого священнодействия состоял в том, что Царь благословлялся Богом не только как глава государственной или гражданской администрации, но прежде всего - как носитель теократического служения, служения церковного, как наместник Бога на земле». Более того, Царь отвечал за духовное состояние всех своих подданных, ибо, будучи верховным покровителем православной Церкви, был хранителем и духовных традиций других религиозных общин.

После завершения службы в Успенском соборе началось коронационное шествие: посещение Государем и Государыней святынь Архангельского и Благовещенского соборов. Наконец, высочайшие особы поднялись на Красное Крыльцо и трижды поклонились народу: перед собой, направо и налево.

На Николая II обыкновенно смотрят теперь, как на «хорошего человека» с прибавлением «но». Вслед за «но» может содержаться обвинение во всех наших бедах ХХ века, а может и не содержаться, однако, во всяком случае, подразумевается следующее: «хороший человек, но несостоятельный государь». Его успехи, признававшиеся даже врагами, замалчивают, а об ответственности его совершенно не думают, считают её само собой разумеющейся. В то же время в плане ответственности Царь Николай II может считаться образцом Государя. Известно, что никакое решение он не принимал, не предъявив его Богу, никогда не шёл против совести. Ни единое слово коронационных молитв, таким образом, не произнёс он втуне и не пропустил мимо ушей. Да, впоследствии он вынужден был отречься, но это не означало пресловутой, приписанной ему современниками и по сей день праздно присвояемой «слабости».

 

Не о «слабости» был дан ему знак уже во время коронации. Какой знак? Об этом малоизвестном эпизоде пишет игумен Серафим (Кузнецов) в своей книге «Православный царь-мученик» (М. 1997): «После длинной и утомительной коронационной службы, в момент восхождения императора на церковный помост, изнемогая под тяжестью царского одеяния и короны, он (Государь) споткнулся и на время лишился чувств». Такому случаю, оставшемуся почти никем не замеченным, игумен Серафим придаёт символическое значение: «Что же случилось после того, как Государь при короновании изнемог? Кровавая катастрофа, народ давил и душил друг друга. Не то же ли случилось, как царь изнемог под тяжестью креста, насильно снятого с него частью народа?». Тут игумен Серафим и сказал о потере самосознания, стоившей нам миллионы жизней.

Обратимся к событиям на Ходынском поле 18 мая 1896 года. С раннего утра и даже с ночи здесь собралось огромное количество народа: более полумиллиона человек. Ждали раздачи царского подарка, представлявшего из себя такой набор: памятная кружка (алюминиевая крашеная) с вензелями их величеств, полфунта колбасы, фруктовая сайка, вяземский пряник с гербом и мешочек со сластями и орехами. Вплоть до шести утра всё было совершенно спокойно. Около шести разнёсся вдруг слух: подарков на всех не хватит, буфетчики, мол, делают для себя запасы… Тогда, по словам очевидца, «толпа вскочила вдруг как один человек и бросилась вперёд с такой стремительностью, как если бы гнался за ней огонь… Задние ряды напирали на передние, кто падал, того топтали, потеряв способность ощущать, что ходят по живым ещё телам, как по камням или брёвнам. Катастрофа продолжалась всего 10-15 минут. Когда толпа опомнилась, было уже поздно».

 

В «каноническом» списке обвинений в адрес Николая II трагедия на Ходынском поле занимает пусть не слишком значительное, но вполне определенное место. Обвиняли и обвиняют царя – в бессердечии: не отказался, мол, пойти на бал у французского посланника, и т.п.

 

 

Жертвы ходынской катастрофы

«Царь распорядился выдать по 1000 рублей (весьма значительная сумма по тем временам) каждой семье погибшего или израненного на Ходынском поле. Вместе с Государыней он посещал раненых во время трагедии в московских больницах. Посещала их и вдовствующая императрица Мария Федоровна. А. Н. Боханов приводит её письмо сыну Георгию, написанное в те дни: «Я была очень расстроена, увидев всех этих несчастных раненых, наполовину раздавленных, в госпитале, и почти каждый из них потерял кого-нибудь из своих близких. Это было душераздирающе. Но в то же время они были такие значимые и возвышенные в своей простоте, что они просто вызывали желание встать перед ними на колени. Они были такими трогательными, не обвиняя никого, кроме их самих. Они говорили, что виноваты сами и очень сожалеют, что расстроили этим царя! Они как всегда были возвышенными, и можно было гордиться от сознания, что ты принадлежишь к такому великому и прекрасному народу. Другие классы должны бы были брать с них пример, а не пожирать друг друга, и главным образом, своей жестокостью возбуждать умы до такого состояния, которого я ещё никогда не видела за 30 лет моего пребывания в России».

«Примечательное свидетельство. Увы, «возбуждение умов» будет лишь возрастать, и всё в одну сторону: истощания традиционной для России любви к царю и обретения «права на бесчестье», по выражению Достоевского».

Итак, 26 мая 1896 года совершилось венчание Николая Второго на царство. Полдень этого дня для целей исследования обнаруживает следующие градусы: Солнце - 5 градусов Близнецов, «Рождение» - 8 градусов Девы, «Царский дом», то есть Кремль – 29 градусов Скорпиона. «Слава и Репутация» царя – 29 градусов Близнецов, и «Сотрудничество» - 8 градусов Рыб.

Картина Солнца венчания на царство представляется весьма неожиданной: «Революционный журнал требует действия». И это в 1896 году! Уже тогда… А ключ к картине поясняет: «Взрывная тенденция подавляемых чувств и глубинных эмоций».

Любопытен на этот счёт комментарий Радьяра: «То, что жестоко связано формой и условностью, стремится взорваться бесформенностью. Это может произойти насильственно в случае социального давления – посредством революции или на психологическом уровне - в психозе». И далее: «Будь революционное действие насильственным или мирным, жестоким или полным любви, его единственная цель – достижение того, что находится за пределами установленных форм».

В обозначенном находим объяснение тому, что венчание на царство закончилось «бесформенностью», а именно Ходынской трагедией. Итак, в любом случае «пределы установленных царизмом форм» обречены народом на ломку и свержение…

Обратимся к сути «венчания на царство». Картина опять-таки открывается неожиданная: «Пятилетний ребёнок на первом уроке танцев». Ключ к картине поясняет: «Научение использованию способности к эмоциональному самовыражению в соответствии с культурной нормой».

Как видим, новоиспечённый царь представляется «пятилетним ребёнком», который во время коронации учится «эмоциональному самовыражению»…

Радьяр замечает, что «число 5, пятиконечная звезда, указывает на крайнюю потенциальность инициации». Не говорит ли это о том, что в венчании на царство уже «проглядывает» образ будущего большевизма и коммунизма»?

А как обстоят дела с картиной «Сотрудничества» царя Николая Второго? Здесь мы наблюдаем опять-таки детскую картинку: «Девочка, дующая в рожок». И это ни что иное, как «призыв к участию в служении расе в приближающемся эволюционном кризисе». Как говорится, попадание «в десятку»! Эволюция российской истории призывает царя в конце XIX века участвовать в служении расе в приближающемся кризисе. И тут не поспоришь!

 

Обратимся к вынужденному отречению царя от власти.

Из «Википедии»:

«2 (15) марта в 23 часа 40 минут (в документе время подписания было указано царём, как 15 часов - время принятия решения) Николай передал Гучкову и Шульгину Манифест об отречении, который, в частности, гласил: «Заповедуем брату нашему править делами государства в полном и нерушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу». Гучков и Шульгин также потребовали от Николая II подписать два указа: о назначении князя Г. Е. Львова главой правительства и великого князя Николая Николаевича верховным главнокомандующим; бывший император подписал указы, указав в них время 14 часов.

После этого Николай записывает в своём дневнике: «Утром пришёл Рузский и прочёл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется соц[иал]-дем[ократическая] партия в лице рабочего комитета. Нужно моё отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2½ ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я поговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжёлым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман».

Итак, день отречения царя Николая Второго от власти… Астрология трагического дня такова: Солнце – 24 градуса Рыб, «Рождение» в 20 градусах Льва, «Сотрудничество» в 20 градусах Водолея, «Царские палаты» в 2 градусах Скорпиона.

Картина Солнца отречения: «На маленьком островке, окружённым огромным пространством моря, люди живут в тесном взаимодействии».

Картину можно понять и так: «маленький островок» - это то, чем обладает царь на момент отречения, «огромное пространство моря» - это неподвластные царь просторы России, «тесное взаимодействие» - панические отношения немногих верных царю приближённых. И вот он, всё расставляющий по местам, ключ к картине Радьяра: «Необходимость принять сознательно ограничения для своей личности, чтобы сконцентрировать энергию и жить центрированной и полной жизнью».

Ограничения своей личности приняты царём «по полной программе», поскольку царь отрекается в пользу брата. Но «сконцентрировать энергию и жить центрированной и полной жизнью» царю не удастся, поскольку Революционный трибунал скажет жизни царю и царской семье твёрдое «Нет!»

Вглядимся в необычную картину под названием «Суть отречения»: «Индейцы, исполняющие ритуал, посвящённый солнцу». Ключ к картине прост и однозначен: «Возвращение к прославлению природных энергий».

В «отречении» царя следует усматривать «поворот народа к природе и прославление солнца после длительного кризиса «цивилизованной» жизни в искусственных городах». Тезис Радьяра в ситуации отречения царя можно прокомментировать и так: «Кризис в России жизни по «царскому указу» подошёл к концу, исчерпал себя и прежние построения следует признать «искусственными», то есть нежизнеспособными. Народ России жаждет обновления, прославляет новое солнце. Вот как об этом говорит Радьяр: «Это образ переворота в нашей социализированной деятельности и открытие пути глубочайшего высвобождения долго отвергавшихся коренных энергий». И далее: «Это означает отождествление через поклонение – освящение творческой силы». Народ-творец с весны 1917 года поклоняется новому кумиру, явленному эрой Водолея образу «пятиконечной звезды», идеи «Свободы, Равенства и Братства».

Посмотрим, как в случае отречения от власти выглядят «царские палаты». Картина открывается любопытная: «Маленькая бутылочка духов лежит разбитая, распространяя аромат». Разбитые духи на царском столике – неплохой символ всеобщего хаоса и паники в доме царя.

Ключ к картине гласит: «Случайная природа возможности, заставляющей человека покончить с прошлым, память о котором остра и лелеема». В данном случае можно заметить, что природа отречения не случайная, а всё остальное так и есть: царь покончил со своим прошлым, о котором Николаю Второму остаётся только сожалеть.

Радьяр замечает: «Символ говорит о трудностях отношений с прошлым при вступлении в новый мир чувств, возбуждению новизны отвечает память о прелестях прошлого, которое оставлено». Добавим: оставлено навсегда.

Остановимся на возможной версии «Славы и Репутации» отрекающегося царя. Картина впечатляет: «Электрическая буря!» При этом возникает существенное соображение: отречение царя – явление космического масштаба, это веление Космоса, это следствие эволюционного развития России, вхождения России в новый исторический период развития. Об этом же говорит ключ к картине Радьяра: «Космическая сила, способная трансформировать всё, что содержится в естественном существовании». И царь, осознав эту Силу, добровольно подчиняется ей, отрекается от положения «помазанника божьего». Прислушаемся к комментарию Радьяра: «В определённые моменты эта сила принуждает естественную, обусловленную земными условиями личность – в священном трепете – потенциальности «высшей» небесной судьбы от этой силы может озарить и может разбить вдребезги». Как известно, с Николаем Вторым случилось последнее: сила Революции разбила царскую семью вдребезги…

Что касается аспекта «Сотрудничества и возможного суда» царя в ситуации отречения от власти, то картина выявляется следующая: «Большой белый голубь, несущий послание». Можно понять, сколь непросто далось царю решение отречься от власти… Но был ли в этом решении духовный шаг со стороны царя? Было ли глубокое, осознанное понимание того, что власть следует отдать добровольно? Или же царя заставили отдать власть, и он сделал это по крайнему принуждению? Вот что пишет в комментарии к символу Радьяр: «Каждый реальных духовный шаг, который человек совершает в своём развитии, - результат победы над силами инерции и деструкции. Божественно всегда присутствует в сердце всех истинных побед». Но имеет ли сказанное отношение к царю Николаю Второму? Из царского дневника следует, что царь сознательно отрёкся от власти, понимая неизбежность отречения. И отречение от власти – внутренняя духовная победа царя, а не его поражение. И обозначенный символ имеет отношение скорее не к царю, а к народу России и ключ к картине отречения будет звучать так: «Ответ духовных сил на основательные, непрерывные или победоносные усилия». Это к российскому народу в ситуации отречения царя от власти могут иметь отношение слова Радьяра: «Мужественно и несгибаемо прошедший через кризис испытания (народ - А.Х.) получает глубокое духовное благословение сферы души: «Миссия выполнена. Мир с вами».

Однако, увы, с миром во внешней и внутренней политики СССР возникли самые большие проблемы. Хотя желаемое повсюду выдавалось за действительное, когда повсюду на глаза попадался идеологический слоган «Миру - мир».

 

 

Сайт автора www.hersonov.ru

 

 


№57 дата публикации: 13.03.2014

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020