Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Максим Орлов

 

ПОЭТ ЗИНАИДА МИРКИНА

Так сложилось, что лишь на восемьдесят восьмом году жизни Зинаиды Александровны и на сорок первом своей собственной я увидел, наконец, вот это:

 

Когда б мы досмотрели до конца

Один лишь миг всей пристальностью взгляда,

То нам другого было бы не надо,

И свет вовек бы не сходил с лица.

 

Когда б в какой-то уголок земли

Вгляделись мы до сущности небесной,

То мёртвые сумели бы воскреснуть,

А мы б совсем не умирать могли.

 

И дух собраться до конца готов.

Вот-вот… сейчас… Но нам до откровенья

Не достаёт последнего мгновенья,

И – громоздится череда веков…[1]

 

Современность выросла в моих глазах. Прежде я думал, что таким речам место – либо века назад, либо через века. Либо там, где болезни самовыражения ещё не знают, либо там, где от неё уже оправились.

 

Мне надо стать бумагой белой,

Жить в совершенной тишине.

И ничего самой не делать,

Чтоб Ты мог действовать во мне.

 

Мне надо быть открытой Дверью

В ту глубь, где всё просквожено

Такою полнотой доверья,

В которой я и Ты – одно[2].

 

Что можно ответить улыбающимся скептически? То, что к художественным гениям Зинаиду Миркину нельзя отнести. Гений – Марина Цветаева. Но как поэт Миркина выше. «Разве не одно и то же поэт и художник?» Нет. Художник просто тот, кто умеет лучше, ярче других выражать переживаемое им. Поэт – тот, кто одержим повышением качества, достоверности и объективной ценности переживаемого; тот, кто отказывается от глубокого погружения в чувство удовлетворения выраженным, а чувство удовольствия и вовсе обходит стороной. Первый живёт самовыражением, второй – самоотвержением, влекомый жаждой услышать нечто неизмеримо большее, чем он сам; услышать и понять до конца – пропустить беспрепятственно через себя.

 

Какое счастье быть сквозною,

Какое счастье быть никем![3]

 

Есть удивительно сильные выразители, бесконечно далёкие от понимания того, что и зачем они делают, безнадёжно глухие. Есть имеющие прекрасный голос и слух – и служащие ими совершенно противоположному. Иначе говоря, никакая гениальность не гениальна сама по себе. Она не абсолютна, не причина-цель себя самой, как принято думать. Самодостаточная гениальность – фикция, как и всё, что не приложено к своему Смыслу, всё, что легко и быстро нашло Бога в лице себя самого и остановилось, умерло – дальше Бога нет ничего. Так мёртво теперь искусство: от художника больше не требуют духовных качеств, полагая, что его талант и есть высшее проявление духовности. Каннибал, рождённый с даром художественного слова, имеет шанс быть причисленным к лику творцов…

 

Мастерство выражения не связано с моралью. В поисках же истоков самой поэзии невозможно не очутиться перед Крестом.

 

А можно ли писать пером жар-птицы?

Да, есть на свете огненные строфы

И есть неопалимые страницы,

Но автор их прошёл через Голгофу…[4]

 

Недоступное выражению Безличное ценится поэтом выше акта выражения, сопряжённого с личностью, ценится само по себе, бескорыстно. Потребность сказать у поэта – не субъективная, а от переполнения добытым в самозабвении смыслом (духом). Такое сказанное – не о жизни, а сама жизнь. Поэт говорит не от знакомого всем желания сказать, его побуждения куда более серьёзны и загадочны: воплотить, озвучить дух (смысл), молчавший доселе, словно несуществующий. Содержание всех мыслей, слов и поступков поэта едино – «Бог есть!» Все желания переплавлены в одно – быть устами Вечного, быть живым доказательством реальности Того, что другим кажется нереальным, мёртвым.

 

Научи меня смерти великой,

Уводящей в великую жизнь[5].

 

Лишь тогда, когда стал Выражаемым, можно сказать: «Я». Вот самовыражение, согласное с Природой и совестью. Остальное – обман, левый путь, чёрная магия.

 

Плохо художнику, когда не пишется – когда нет его, художника. Для того, чтобы было плохо поэту, должна исчезнуть Вечность – должна исчезнуть возможность отдавать свою жизнь за Жизнь Общую.

 

Ты поэт? А ты б смог замолчать,

Если б это вернуло всем Небо?

 

Миркина – смогла бы.

 

 

Примечания:

[1] Из сборника «Потеря потери».

[2] Из сборника «Дослушанный звук».

[3] Из сборника «Проникновенье света».

[4] Из сборника «Дослушанный звук».

[5] Из сборника «Мои затишья».

 

 


№57 дата публикации: 10.03.2014

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020