Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Спирина

 

Весна света

25 декабря начинается, по удивительно точному и поэтичному слову Михаила Пришвина, Весна Света. День начинает прибывать. И неважно, что на одну минуту, важно само движение в сторону увеличения света в природе. Свет - это то, что первично было явлено при сотворении Мира. И в этот день христианство отмечает рождение Христа, начало Весны духовного Света после беспросветной ночи дохристианского язычества, когда души людей были погружены во мрак и ужас бездуховной ночи, и эти души отмирали в культах тела, так как они были лишены будущего. «Ешь, пей и веселись, ибо завтра умрёшь». Впереди для них была только смерть.

Появление Христа победило понятие смерти. Оно было заменено вечной жизнью бессмертного духа, и эта жизнь зависела не от слепой судьбы, а от самого человека, и эта жизнь обрела, наконец, для него смысл и цель.

Искупительная жертва Христа началась не на Голгофе, а в момент Его воплощения. Нам невозможно представить состояние великого, божественного духа в тисках плотного, материального мира. Но, не войдя в материю, как мог Он показать победу над ней? Только смертью можно было попрать смерть. Иначе как поверили бы люди, что её нет, если бы после смерти не было бы явлено воскрешение?

Искупительная жертва - не только принятие на себя следствий грехов людских, но и следствий их духовного невежества, приведшего их к этим грехам. Для того, чтобы рассеять мрак неведения, надо было воплотиться и провозгласить Евангелие, то есть благую весть Истины. «Познайте Истину, и она сделает вас свободными».

Искупление невежества и искупление греха как следствия невежества началось в день Весны Света, поворота к Свету, в день Рождества Христова.

У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина «Христос в пустыне».

 

Н. К. Рерих. Христос в пустыне. 1933

 

Н. К. Рерих. Христос в пустыне. 1933

 

В глубоком мраке движется светоносная фигура Спасителя среди мрачных холодных скал, проливая на них тёплый, розовый, живительный луч. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой. А впереди на чёрном каменном выступе гнездится череп с оскаленными в страшной злобе клыками и выпученными пустыми глазницами, чуя своё неми­нуемое поражение. Светоносная фигура тихо, но неуклонно движется на него, и в этом неотвратимом движении залог того, что смерть и зло будут побеждены. Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена.

А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. И где-то вдали небо начинает светлеть. День новый непреложно настаёт.

Выступление на Круглом столе. 26 декабря 1993 г.

 

 


№56 дата публикации: 06.01.2014

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020