Грани Эпохи

этико-философский журнал №79 / Осень 2019

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Сабианские символы жизненного пути семьи Н. К. Рериха

(Опыт эзотерического исследования)

 

Посвящаю внучке Кире, родившейся

в дни окончания этой работы.

Июнь 2013 г.

 

 

Неожиданное открытие

 

«Дукельский, Данилов, Радьяр - проникают через Святослава и всё время сидят в их доме. Имеют очень плохое влияние на Святослава, Е. И. прямо больна от их присутствия, до того на неё действует их аура»[1]. Цитата, приведённая выше, взята автором из книги-дневника З. Г. Фосдик[2] (запись от 8.12.1922 г.).

Радьяр! «Подумалось, уж не тот ли это Дэйн Радьяр, разработками которого активно пользуюсь в собственных эзотерических исследованиях?» Весьма вероятно! Поскольку «Радьяр» не фамилия, у которой могут быть однофамильцы.

Радьяр - псевдоним, причём взятый с умыслом редкого свойства, псевдоним, указывающим на необычные пристрастия владельца.

В переводе с санскрита «радьяр» означает «активист», то есть человек действия, энергии. Предлагается и другой вариант понимания псевдонима: имя «Радьяр» могло возникнуть от имени ведийского бога Рудра… Согласитесь, маловероятно, что существуют два человека, присвоившие себе подобное имя.

А из этого следует, что, находясь с родителями в 1922 году в США, Святослав Рерих был хорошо знаком и встречался на квартире отца с Дейном Радьяром (Д. Р.)

С жизнью и творчеством Святослава Рериха многие читатели, наверняка, знакомы, а вот с биографией знаменитого в узких кругах Д. Р., вряд ли. Попробуем восполнить этот пробел.

Да, но возможно ли в принципе означенное знакомство?

И если возможно, то что именно могло подвигнуть к знакомству будущего художника - мыслителя С. Н. Р. и будущего астролога-психоаналитика Д. Р.?

 

 

Путей скрещенье

 

Обратимся к малоизвестной широкому читателю, но столь важной для понимания последующего, биографии Дэйна Радьяра (настоящее имя Даниэль Шенневьер).

«Родился 23 марта 1895 года в Париже. В возрасте 16 лет окончил Сорбонну, став бакалавром философии. Посещал музыкальные курсы Парижской консерватории. В 18 лет, вдохновлённый Ф. Ницше и О. Шпенглером, написал книгу о Клоде Дебюсси. В то же время начал писать музыку. Писал рецензии для местного журнала, короткое время работал секретарём у Огюста Родена, общался в артистической среде.

Философские исследования привели Даниэля к выводу, что бытие носит циклический характер. Радьяр полагал, что западная цивилизация находилась на осенней стадии увядания, а себя считал её порождением, «семенем», которому необходимо прорасти на новой и плодородной культурной почве. По этой причине в возрасте 21 года отправился в «Новый Мир», Америку, с целью самореализации.

В ноябре 1916 года Радьяр получил небольшое денежное наследство и приехал в Нью-Йорк. Его оркестровые аранжировки и оригинальные композиции были исполнены в Метрополитен-опера.

Это был абстрактный синтез танцевальных движений, поэзии, музыки, геометрических форм, цветов и запахов.

С 1917 по 1919 год проживал в Нью-Йорке и Филадельфии, а также Канаде, где издал томик своих стихотворений и открыл для себя музыку А. Н. Скрябина. В январе 1920 года переехал в Калифорнию, где играл эпизодические роли в театре и кино, писал статьи на различные темы, открыл магазин восточных товаров».

Как видим, взятый впоследствии псевдоним «Активист» вполне оправдан и как нельзя лучше соответствует натуре и характеру Даниэля Шенневье. Но вернёмся к биографии.

«В 1922 году выиграл приз в 1000 долларов на написание оркестровой работы для Филармонического оркестра Лос-Анджелеса.

В то же время Радьяр встретил Сасаки Роши - одного из первых японских учителей дзэн в Америке, который заинтересовал его изучением восточной философии и оккультизма. Тогда же Данниэль Шенневьер взял себе псевдоним Радьяр…

Его дальнейший интерес к востоку активизировался приобщением к теософии и теософскому обществу, с которыми он познакомился, когда в 1920 году его попросили написать музыку для представления в штаб-квартире общества».

Из дневниковой записи З. Г. Фосдик следует, что к концу 1922 года (возможно, несколько раньше) относятся встречи Д. Р. со С. Н. Р., которые, по-видимому, проходили в Калифорнии. На какой «почве» могли бы встретиться и познакомиться композитор и художник?

Скорее всего, на выставке картин Н. К. Рериха, триумфально проходившей в Калифорнии и привлекавшей всеобщее внимание.

Из сказанного следует, что в семью Рерихов Даниэль Шенневье явился, представившись новоиспечённым «Радьяром», что собственно и отразила в дневниковой записи З. Г. Фосдик.

Отсюда вытекает и другое: вероятно, ко времени знакомства со Святославом Рерихом, Дэйн Радьяр находится в начале пути изучения восточной философии и оккультизма. Но вернёмся к биографии.

«Радьяр сыграл заметную роль в истории американского модернизма, движения в классической музыке 1920-х годов.

С 1922 года Радьяр - член Международной гильдии композиторов, с 1925 - «Нового музыкального общества» Г. Коуэлла. Он немало концертировал по Калифорнии и не только, исполняя свои фортепианные произведения (как вариант, С. Н. Рерих мог бы познакомиться с Радьяром, привлечённый его композиторским искусством, - А. Х.).

Радьяр также писал статьи и книги по музыке. В 1926 году Радьяр стал гражданином США. К 1931 году из-за личных обстоятельств, проблем, обусловленных Великой Депрессией, Радьяр фактически прекратил музыкальную деятельность.

С 1931 года он жил в Санта-Фе (Нью-Мексико) и Калифорнии, где и провёл большую часть своей жизни. В те же годы состоялось знакомство с Марком Эдмундом Джонсом, который заинтересовал Радьяра астрологией и передал ему откопированные на мимеографе лекции».

Заметим, те самые лекции, которые со временем воплотятся в замечательную книгу «Астрологическая мандала», книгу, которая является «настольной» у автора этой работы.

«Постигая астрологию, Радьяр изучал психологические труды К. Г. Юнга и обдумывал объединение астрологии и аналитической психологии. К 1933 году он уже ежемесячно писал статьи для астрологических журналов и 1936 году подготовил монументальный труд «Астрология личности». С 1930-х годов Радьяр посвящал значительную часть своего времени астрологии, и большинство из его почти пятидесяти книг и сотен статей посвящено астрологии. Предложенный Радьяром в книге подход к психологической интерпретации гороскопов принят многими практикующими астрологами».

На этом, собственно, закончим рассмотрение столь богатой на события творческой биографии чрезвычайно талантливого человека, приходом которого на квартиру в 1922 году была крайне недовольна Е. И. Рерих. Остаётся заключить, что Дэйн Радьяр умер в возрасте 90 лет 13 сентября 1985 года в Сан-Франциско, Калифорния, США.

 

 

Святослав Рерих. Из Лондона в США.

 

Теперь обратимся к биографии С. Н. Рериха.

«Родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье русского художника, деятеля искусств Николая Константиновича Рериха и его супруги Елены Ивановны Рерих.

Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки Школы Общества Поощрения Художеств, проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями.

С 1913-го по 1916 год Святослав Николаевич учился в гимназии Карла Мая, именно там он получил первые уроки рисования.

С 1916-го по 1918 год он вместе с семьёй живёт в Финляндии, где в 13-летнем возрасте пишет первый портрет отца.

С 1919 года Святослав Рерих обучается в Лондоне, в Королевской академии искусств, где изучает архитектуру. Продолжая занятия живописью, участвует вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер «Снегурочка», «Садко», «Князь Игорь». Николай Рерих так оценил живопись своего сына».

В 1920 году семья Н. К. Рериха по приглашению директора Чикагского института искусств приезжает в США, где организуется большое выставочное турне по 30 городам США».

Заметим, 1920 год знаменателен и тем, что Е. И. Рерих начинает общение с Великим Учителем и закладывает основы УЖЭ.

«В конце 1923 года семья Н. К. Рериха направляется в Индию…

В США Святослав Рерих продолжает архитектурное образование, сначала в школе Колумбийского университета на архитектурном отделении, где после окончания получает степень бакалавра, а затем Гарвардского университета, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса. В это же время занимается живописью, книжной иллюстрацией и графикой».

Как видим, увлечённость Святослава Рериха музыкальным искусством в биографии не отражена и это склоняет к выводу, что познакомился С. Н. с Д. Р. вероятнее всего на триумфальной выставке картин Н. К. Рериха.

Итак, вывод такой: 19-летний С. Н., приехавший с семьёй в США, вполне мог познакомиться с более опытным 28-летним «Активистом» и вести с ним «горячие» споры на интересующие композитора и художника философские темы. Более того, как будет показано ниже, С. Н. вполне мог оказаться под влиянием «Активиста», чему и противилась осторожная Е. И. Рерих. По какой причине? В первую очередь, из-за невозможности сосредоточиться, поскольку отсутствие в квартире тишины и покоя крайне затрудняло общение Е. И. с Великим Учителем. Собственно, об этом и рассказывает дневниковая запись З. Г. Фосдик…

Далее обратимся непосредственно к исследованию. В приводимых автором ясновидческих картинах градусов Зодиака автор использует психоаналитические наработки Дейна Радьяра, изложенные в современной книге «Астрологическая мандала».

 

 

Часть 1. Что там, в символах рождения?

 

Человек под «Знаменем Мира»

 

Н. К. Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге. Полдень указанного дня обнаруживает для целей исследования следующие градусы гороскопа: Солнце - 16 Весы, АСЦ - 7 Стрельца и МС - 19 Весы. Что же «символическое» содержит Солнце рождения человека, носившего духовное имя «Фуяма», человека, поднявшего над планетой Земля «Знамя Мира»?

Ясновидческая картина такова: «После шторма лодочный причал нуждается в капитальном ремонте (перестройке)».

Ключ к пониманию символа Д. Р. предлагает следующий: «Потребность сохранять действующими устойчивые связи между обширным бессознательным и эгосознанием».

Отчего же возникает такая потребность для Н. Р.? Обширное бессознательное приходит из Космоса и невидимкой «прячется» в человеке. До поры, до времени, в ожидании востребованности бессознательного эгосознанием.

Психоаналитик поясняет: «То, что создано человеком, чтобы иметь возможность оторваться от твёрдо определённых сознанием основ деятельности, может быть повреждено ещё незнакомыми космическими силами. Тонкая связь между двумя сферами нуждается в восстановлении».

В постоянном «восстановлении» наладившихся связей с Высшими Силами, как видим, нуждался Н. К. Рерих. Тезис, обозначенный выше, указывает на небезопасность деятельности Н. К. Рериха с использованием Высших Сил на то, что установленный «мост» в виде «тонкой связи» с этими силами периодически «нуждается в восстановлении».

Есть ли тому подтверждения? Есть. Вот одно из них.

Великий Владыка в общении с Е. Р. 7 мая 1924 года сообщает[3]: «Просим завтра сделать нужный очень опыт. Мой луч настолько ассимилировался с вашим, что беседа может идти легко. Теперь Мы решили испытать Провод Братства к вечерней беседе… Прошу не смущаться необычным характером явлений. Не удивлюсь, если Фуяма устанет больше Урусвати…

Как хочется, не повредив вам, поскорее ещё приблизить и сделать полными участниками Нашими». Учитель высказывает опасение: «Успешно всё, только бы не натрудить здоровье».

В характере рождения Н. Р. (АСЦ) видим любопытную картину: «Купидон, стучится в дверь человеческого сердца».

Не этот ли, столь понятный и яркий символ объясняет нам пожизненное стремление Н. Р. к воспеванию любви и красоты, заставивший художника и философа поднять «Знамя Мира»? И хотя, как поясняет Д. Р., речь идёт об «индивидуальной любви, далёкой от социальных ценностей», именно такая любовь, приводящая к эмоциональному возрождению, в конце концов, обретает и социальную ценность, из личной становится общественно значимой.

Почему же Н. Р. так настойчиво и целенаправленно стремился к внедрению в сознание народа такого понятия как «любовь и красота»? А всё очень просто: в «Листах Сада Мории», (Зов.1.03.1922), читаем: «Произнёсший красота - спасён будет». Уместно напомнить следующее: «Если любовь есть тот могучий двигатель, посредством которого развивается жизнь в мироздании, то красота есть та цель, к которой развивающаяся жизнь стремится»[4].

Более того, анализируя составленный гороскоп рождения Н. К. Рериха, готов утверждать, что Н. К. Рерих родился «с умыслом» Великих Учителей, поскольку на момент рождения оказала сильнейшее влияние Венера, передав будущему художнику обострённое чувство пропорции, гармонии и красоты.

Итак, именно красота является целью, к которой обязано стремиться всё живое. В дневнике З. Г Фосдик читаем: «Мы же совершили дивную прогулку. Мы все шли с такой радостью, Н. К. как всегда, чудесно добрый, простой, любящий и указывающий всё красивое и всё время шутя» (от 9.08.1928).

Символизм карьеры и репутации Н. К. Рериха (МС) описывается на первый взгляд обескураживающей картиной: «Шайка разбойников в бегах», в чём Д. Р. предлагает усматривать «протест против дисгармонии социальных привилегий».

Но замечает, что нельзя быть уверенным в верности этого символа и его можно принимать лишь в самом общем виде.

Однако применительно к жизни и судьбе Н. К. Рериха с его действительным протестом против несправедливостей жизни и страстном желании сделать жизнь человечества более справедливой, указанный символ имеет определённый смысл.

Д. Р. подчёркивает: «Протест против неуравновешенного общества с его жёсткой стратификацией может рассматриваться как позитивный фактор».

В данном случае в Н. К. Р., вероятно, следует усматривать «дух Робин Гуда ХХ века», стрелы которого направлены на добывание и распространение тайн Космоса, как известно, приведших к созданию УЖЭ.

 

 

«Другиня» Елена Шапошникова

 

Елена Ивановна Шапошникова (Рерих) родилась 12 февраля 1879 года в г. Санкт-Петербурге. Реалии символического гороскопа рождения таковы: Солнце - 23 градуса Водолея, АСЦ - 9 Рака, МС - 20 Водолея.

Посмотрим на удивительную картину Солнца «Урусвати»: «Большой медведь, сидящий и покачивающий всеми четырьмя лапами».

В столь необычном символе Д. Р. предполагает видеть «самодисциплину, возникшую в результате интеллектуального развития индивидуальных способностей и правильного упражнения».

Согласимся, что обозначенный тезис находится в полном соответствии с жизнью и судьбой Е. Р., которой действительно приходилось поддерживать редкую самодисциплину для того, чтобы выполнить сложнейшую кармическую задачу создания и распространения УЖЭ.

В записях Е. Р. постоянно жалуется на нехватку времени, на то, что «время мчится», а сделано так мало…

Смысл жизни Е. И. Рерих «запрятан» в картине момента рождения (АСЦ): «Маленькая голая девочка нагнулась над прудом, пытаясь поймать рыбку». Д. Р. предлагается следующий ключ к пониманию символизма: «Первый наивный поиск знаний и вечно ускользающего смысла жизни».

Нам не трудно представить маленькую девочку Елену, «стремящуюся удовлетворить своё любопытство по поводу того, что кажется ей таинственным и ускользающим».

В дневнике З. Г. Фосдик читаем: «Е. И. рассказывала сегодня милый эпизод, как, будучи маленькой девочкой, любила варить разные травы и цветы, толкала в ступке, а потом варила. Чтобы получить красивые цвета жидкости, как в аптеке» (от 31.08.1922) . По мнению З. Г. Фосдик, «Е. И. - натура ищущая, мечущаяся с раннего детства за знанием духа».

Но «любопытство», проявленное в раннем детстве, окажется верным спутником Е. И. и всю последующую жизнь. Любопытство «чистого и необусловленного ума» поведёт великую труженицу вначале к знанию, затем к тайне.

Остаётся проникнуться символом «карьеры и репутации» Е. И. Рерих. На этот счёт открывается изумительная картина: «Большой белый голубь, несущий послание».

И здесь мы встречаем неотразимую расшифровку Д. Р: «Ответ духовных сил на основательные, непрерывные или победоносные усилия индивидуума».

Итак, усилия Е. И. Рерих обозначены как: 1.Основательные. 2. Непрерывные. 3.Победоносные.

Воистину, лучше не скажешь и точнее не придумаешь…

В связи с выявленным тайнознанием показательно, что в главе «Сны и видения»[5] Е. И. Рерих описывает появление монахини, над головой которой «серебряный голубь, чешуйчатый, длинная сине-серебряная искра в виде вибрирующей нити исходит из голубя и проникает в её темя».

Таким образом, символический голубь рождения нашёл отражение в реальной жизни Е. И. Рерих. Выше отмеченным и должна представляться «карьера и репутация» создательницы Учения Живой Этики, с её «основательными, непрерывными и победными усилиями».

Становится понятно, что послание, которое несёт белый голубь-символ, не что иное, как послание Белого Братства, а именно, Учение Живой Этики, которое несёт человечеству Е. И. Рерих.

Обратимся к комментарию «Активиста»:«Индивидуум, мужественно и несгибаемо прошедший через кризис испытания, получает глубокое духовное благословение сферы души: «Миссия выполнена. Мир с вами». В этом благословении может быть усмотрено тайное пророчество того, что будет, если ум воспринимающего проницателен и духовно чувствителен.

Каждый реальный духовный шаг, который человек совершает в своём развитии, результат победы над силами инерции и деструкции.

Божественное всегда присутствует в сердце всех истинных побед».

 

 

Символизм рождения Ю. Н. Рериха

 

Старший сын Юрий родился 16 августа 1902 года в имении Окуловка Новгородской области. Полдень указанного дня и места события предлагает для целей исследования следующие градусы гороскопа: Солнце - 23 Льва, АСЦ - 4 Скорпиона, и МС - 21 Льва.

Картина Солнца рождения человека, получившего духовное имя «Удрая» следующая: «В цирке наездница без седла показывает своё опасное искусство».

Каким же образом указанный символизм соотносится с личностью Юрия Рериха? Оказывается, вот каким: «Смелость и стойкость, необходимые для того, чтобы управлять мощными энергиями витальной сферы в человеческом существовании».

Известно, что Ю. Р. учился в Лондоне и Париже и, помимо юридическо-экономического, занимался и на военном отделении, к чему имел большую природную наклонность.

Выявленное тайнознанием определение «смелость и стойкость» наилучшим образом характеризуют Ю. Р. как человека бесстрашного, сопровождавшего Н. К. Рериха во всех экспедициях. Более того, Ю. Р. нёс ответственность за охрану и безопасность долговременных трудных путешествий.

Из биографии Ю. Р. (Википедия, МЦР): «Здесь в полной мере пригодились его знания военного дела. Не раз тактические навыки и личное мужество Юрия Рериха спасали караван …». «В 1941 году, во время начала войны, Ю. Рерих телеграфировал советскому послу в Лондоне с просьбой зачислить его добровольцем в ряды Красной Армии».

Как видим, Ю. Р. действительно проявлял способность успешно «управлять мощными энергиями витальной сферы».

Смысл рождения Ю. Р. заложен в трепетной картине: «Юноша несёт зажженную свечу в ритуале посвящения».

Д. Р. видит в образе «воспитательную и образовательную силу церемоний, впечатывающих великие образы культуры в сознание собранных вмести соучастников».

И в представленной картине нет ни малейшего противоречия, поскольку «собранные вместе соучастники», это отец Николай Константинович, мать Елена Ивановна, сыновья Юрий и Святослав.

Мать и отец проводят над детьми церемонии, наделённые «воспитательной и образовательной силой». И это важно, поскольку Учитель на одном из сеансов посетовал: «Нужная Мне репутация сына гибнет, а Е. И. рассказала, что у них большие осложнения с Юрием, которого мадам Манциарли желает женить на своей дочери» (запись З. Г. Фосдик от 4.01.1923).

Но, несмотря на проявленные со стороны усилия «оженить», Ю. Р. так и остался холостым. Почему? Это интересный вопрос. Брат Святослав удачно женился и прожил долгую и счастливую жизнь. А вот Юрий…

Ответ может быть таким: очевидно, Юрий оказался более подвержен влиянию родителей, чем Святослав, который оказался более чувствительным к влиянию «со стороны», о чём речь пойдёт ниже.

Д. Р. считает, что здесь «изображён метод, посредством которого достигается единство чувствования в годы детства и отрочества». Речь идёт о «власти и силе символов».

Не эта ли «власть и сила» единства чувствования Ю.Р.с родителями, наложила отпечаток на Судьбу, благодаря которому Ю. Р. так и не испытал семейного счастья?

Обратимся к картине репутации, которая изображается первый взгляд странным образом: «Опьянённые цыплята ошеломлёно раскрывают свои крылья, пытаясь взлететь».

На что намекает символизм? Оказывается, на «часто негативные и иногда смешные последствия первого соприкосновения с духовными учениями».

Было ли нечто подобное в жизни Ю. Р.? Трудно сказать. Однако в биографии читаем: «Ю. Рерих входил в Кембриджский кружок по изучению Живой Этики (Агни-Йоги). Этот кружок был эзотерическим по своей направленности и занимался оккультными практиками. Молодые люди изучали соответствующую литературу, вечерами собирались вместе, обсуждали прочитанное; делали записи, используя метод «столоверчения», то есть полагали, что вызывают потусторонних духов».

Возможно, речь идёт о том, что «рано соприкоснувшись с мистическим или оккультным опытом» Ю. Р. мог прийти в состояние «ошеломления», что для него могла возникнуть «опасность преждевременного расширения сознания».

Вероятно, на счёт обнаруженных «негативных последствий» раннего соприкосновения Ю. Р. с «духовными учениями» следует отнести и сложившиеся после переезда в Москву весьма трудные обстоятельства творческой жизни Ю. Р. Возможно, ко всему прочему, этим и объясняется ранний уход Ю. Р. из жизни…

 

 

Символизм рождения С. Н. Рериха

 

Младший сын Рерихов Святослав родился в 23 октября 1904 года в Санкт-Петербурге. Полдень указанного дня и места обнаруживает следующие градусы гороскопа: Солнце - 30 Весы, АСЦ - 16 Стрельца, и МС - 4 Скорпиона.

Любопытно, что в данном случае символ сути рождения Юрия имеет тот же содержание, что и символ репутации Святослава. Обнаруженным эзотерическим обстоятельством и связываются два родных брата, сыновья Н. К. Рериха…

Картина Солнца человека, называемого в семье ласково «Светик», а в духовной жизни «Люмоу», такова: «Три «возвышения» знания на голове философа».

Символ указывает на вероятную природную мудрость С. Р., поскольку ключ к картине гласит: «Свершение (исполнение) человеческой способности понимания на любом уровне существования и действия».

Любопытен на этот счёт комментарий Д. Р: «…Само по себе знание может быть и бесплодным¸ и даже разрушительным для мудрости». Но число 3 - «число полноты, совершённости философского понимания». Итак, в С. Р. следует признать задатки человека «понимающего и мудрого в вопросах жизни общества и в опыте межличностных и групповых отношений».

Не это ли объясняет причину «горячих» бесед молодого художника с композитором Дейном Радьяром в 1922 году?

Но вот что обращает на себя внимание. С. Н. нередко вступал в споры с членами семьи по важным «идеологическим» вопросам, отстаивал собственное мнение.

На этот счёт имеется свидетельство З. Г. Фосдик: «Вечером - беседа с Владыкой. Потом у нас пили валериан. Светик опять повёл разговор, что это мол, не настоящее автоматическое письмо, а правильно писали лишь истинные чела - всё намекая на Н. К.

Н. К. очень скорбит о Светике, говорит, что он именно подрывает основы, говоря против Учения, посланий (через) Н. К., и способа написания» (запись от 11. 03.1930).

Картина рождения С. Р. представляется следующим символизмом: «Морские чайки летают вокруг корабля в ожидании пищи».

В данном случае мы видим, что картина момента рождения в известном смысле находится в противоречии с картиной Солнца рождения. По-видимому, речь идёт о врождённой зависимости С. Р. от социального окружения, а окружение в разные периоды жизни С.Н., как известно, являлось весьма разнообразным.

Вот как звучит ключ Д. Р. к картине рождения: «Легко обретаемая зависимость психических желаний от стимулов, исходящих от социального окружения».

Можно ли привести примеры из жизни С. Р., которые бы подтвердили обнаруженный тезис? Повторим дневниковую запись З. Г. Фосдик: «Дукельский, Данилов, Радьяр - проникают через Святослава, и всё время сидят в их доме. Имеют очень плохое влияние на Святослава, Е. И. прямо больна от их присутствия, до того на неё действует их аура».

Из записи 15.08.1928: «Говорили утром о Светике - я рассказывала о нём. Она отошла от такого чувства. Е. И. сказала, что при всей любви к нему (это её любимый сын) она так не убивается, как было раньше. Говорила о трудности его характера, ужасе игры на бирже и (о том), какой огромный дар у него».

В качестве иллюстрации предполагаемой «зависимости», приведу пример из рассказа Н. К. в передаче З. Г. Фосдик: «О Светике, хотя он и вырос колоссально, но иногда на него находят моменты, когда он говорит совсем немыслимые вещи, тогда (нужно) не убеждать его, а оставить в покое - это крайне важно (стр.206).

Итак, с одной стороны в С. Р. находим задатки мудреца, человека понимающего, но с другой стороны подверженность пагубному влиянию извне.

Не это ли обстоятельство, размышляя над историей возвращения наследия семьи Рерихов на родину, следует иметь в виду в первую очередь? И той ситуации, что сложилась в передаче наследия, особенно поступков и решений, которые принимал С. Р. по этому вопросу?

Картина-символ репутации С. Р. следующая: «Юноша несёт зажженную свечу в ритуале посвящения». Выше было показано, что картина имеет прямое отношение к жизни Ю. Н. Рериха. Картина весьма показательная и в отношении воспитания С. Р. в семейных традициях, поскольку (повторимся) ключ к картине прямо говорит о «воспитательной и образовательной силе церемоний, впечатывающих великие образы культуры в сознание собранных вместе сопричастников».

Итак, согласно символизму, известностью и репутацией С. Р. обязан главным образом родителям, которые «впечатывали в него великие образы культуры». И это, по-видимому, ответ на вопрос, почему С. Р. «пошёл по стопам отца» и стал замечательным художником.

 

 

Часть 2. Ключевые моменты биографий

 

1. День встречи Н. К. Рериха и Е. И. Шапошниковой

 

Первое знакомство, положившее начало созданию великой семьи, произошло летом 1899 года в селе Бологое Новгородской губернии, в имении князя Путятина, которому Е. И. приходилась племянницей. К сожалению, автору не удалось обнаружить, в какой именно день лета 1899 года впервые увидели друг друга и познакомились Н. К. Рерих и Е. И. Шапошникова. По этой причине тайнознание первой Встречи останется «за семью печатями».

Однако биограф П. Ф. Беликов[6] приоткрывает завесу тайны: «Встреча, безусловно, была кармически предуготованной: «Устами Времён я заповедовал привести Вас на путь Мой».

 

 

2. День бракосочетания Н. К. Рериха и Е. И. Шапошниковой

 

Торжественный день, положивший начало возникновению семьи Н. К. Рериха, пришёлся на 10 ноября 1901 года, когда в церкви Императорской Академии художеств на Васильевском острове произошло венчание молодых.

Символический гороскоп венчания имеет следующие показатели: Солнце - 17 Скорпиона, АСЦ - 5 Козерога, МС - 21 Скорпиона.

Символ Солнца венчания следующий: «Женщина, оплодотворённая своим собственным духом «велика ребёнком»». Что же означает, безусловно, глубокий и многозначный символ? Оказывается, в акте венчании Е. И. с Н. Р. следует понимать«полное доверие указаниям Бога внутри». Обнаруженный тезис говорит о том, что Е. И. становится женой Н. Р. благодаря внутреннему божественному указанию.

Символ прямо указывает, что дети Е. И. Рерих будут «оплодотворены её собственным духом» и вырастут большими людьми.

Как тут не вспомнить о намерении Е. И. выйти замуж не за богатого, а за художественно одарённого и талантливого человека!

Теперь мы знаем, что это было «указание Бога»! Но был ведь и соблазн… Известно, что к Е. И. сватался миллионер, владелец пароходов, но получил отказ.

П. Ф. Беликов по этому поводу пишет: «Она поставила себе задачей в жизни выйти замуж за человека - знаменитого служителя искусства, будь то музыкант, певец, художник, живописец или скульптор, но непременно человек с высшим дарованием и талантом» (стр.36).

Суть бракосочетания Н. Р. и Е. И. видится, казалось бы, на первый взгляд, в странной картине: «Индейцы на тропе войны».

Имеется и пояснение: «Несколько мужчин гребут в каноэ, остальные в нём исполняют военный танец».

Однако картина бракосочетания не покажется странной, если принять во внимание, что Д. Р. в действие усматривает «мобилизацию физических и эмоциональных энергий в духе завоевания». Такова суть рождения брака Н. К. Рериха и Е. И. Шапошниковой. Вывод таков: указанный брак является браком людей необыкновенных, настроенных в духе завоевания, а потому готовых «к мобилизации физических и эмоциональных энергий».

Образно говоря, сочетание браком как бы «утраивает» силы Н. Р. и Е. Р. Это обстоятельство не прошло мимо внимания П. Ф. Беликова: «Их сотрудничество - идеальный образец взаимодействия незаменимых, а не «больших» и «малых» в нашем понимании, Сил. Этой слаженной незаменимости в сотрудничестве нам нужно ещё учиться и учиться» (стр.70).

Репутация брака Н. К. Рериха представлена картиной: «Послушный своей совести, солдат отказывается выполнять приказание». Что же на этот раз имеется в виду?

Оказывается, «готовность принять последствия отказа следовать автократическим паттернам агрессивного общества».

Не этот ли посыл тайнознания объясняет насущную потребность семьи Рерихов поднять «Знамя Мира» и «полную готовность принять на себя последствия такого решения» перед лицом агрессивного общества?

 

 

3. Начало трансляции Учителем Е. И. Рерих фрагментов Учения Живой Этики

 

Это выдающееся событие произошло 24 марта 1920 года в Лондоне. Символический гороскоп первых записей Учения имеет следующие показатели: Солнце - 4 Овна, АСЦ - 28 Рака, МС - 2 Овна.

Картина Солнца канала связи «земля-космос» вполне миролюбивая и земная: «Двое любящих, на уединённой прогулке».

Кто же эти «любящие»? И почему их прогулка «уединённая»? Расшифровка символа Д. Р. неожиданна: «Поляризация энергий, необходимая для выполнения жизненных функций».

Понятно, что «двое любящих» - это Учитель и Е. Р. Понятно, что их взаимоотношения - сугубо личные, уединённые, проходят под покровом тайны, когда происходит «поляризация энергий», а так же «взаимодействие биполярных энергий». И здесь напрашивается вывод: процесс общения Е. И.с Учителем носил энергетический характер, «в контакте с окружающими энергиями природы».

В «Снах и видениях»[7] относящихся к указанному времени читаем: «Часто просыпалась от толчка, как бы от электрической искры, и начинала видеть. Так видела два сине-серебряных луча…» (стр.70, 71). Видений, и самых разнообразных, у Е. Р. случалось на протяжении жизни множество, но всегда «видение сопровождалось сильнейшим трепетом всего организма», следовательно, имело энергетическую природу.

Обратимся к символической картине содержания начала трансляции Учения: «Девушка-индианка представляет своего белого возлюбленного собранию племени».

Кто эта девушка-индианка? Елена Ивановна? А «белый возлюбленный»? Учитель? Тогда складывается закономерная фраза: «Е. Р. представляет Учителя «собранию племени», то есть нам, землянам… Всё вполне логично. Что же при этом происходит?

Ключ к картине вносит пояснение: «Внутреннее возрождение посредством полного принятия первичных ценностей, проявленных в человеческом теле и его функциях».

По мнению Д. Р., происходит «возвращение к природе» и «сонастроенность с процессами биосферы», то есть Е. И., общаясь с Учителем, «внутренне возрождается», принимая первородные ценности, заложенные в собственном теле и его функциях.

Слава начала трансляции Учения описывается картиной: «Комедиант раскрывает человеческую природу». В чём же заключается слава столь неординарного события? Оказывается, в способности «смотреть объективно на себя и других». А это означает, что передаваемое через Е. Р. УЖЭ открывает нам объективную картину состояния, как самого человека, так и всего человечества.

 

 

4. Учитель представляет Рерихам рисунок знака-печати

 

Это выдающееся событие произошло в Нью-Йорке 16 декабря 1922 года. Символический гороскоп появления Знака-Печати имеет следующие показатели: Солнце - 24 Стрельца, АСЦ - 22 Рыб, МС - 26 Стрельца.

Картина Солнца эзотерического рисунка такова: «Маленькая синяя птичка, сидящая на калитке коттеджа».

В этой картине Д. Р. готов видеть «награду каждому усилию интеграции в социальное окружение для тех, кто при этом остаётся верен себе».

И тут всё обозначено предельно ясно и понятно в соответствии с содержанием самого события. Образ знака-печати является подарком и одновременно наградой Великими Учителями семье Рерихов.

За что же именно? За верность и усилия интеграции в социальное окружение.

Д. Р. поясняет: «Синяя птица - хорошо известный символ счастья, вместе с тем, это символ духовно ориентированного ума…

Встреча с этим символом может быть намёком на то, что ожидается благоприятная фортуна».

Содержание рисунка знака-печати представлено картиной бесспорно соответствующей сути события: «Пророк, несущий скрижали Закона, спускается с горы Синай».

Это означает, что в знаке-печати заключена «потребность довести до уровня повседневного существования ясное понимание того, что проявилось в великом опыте необычного».

В пояснении Д. Р. читаем: «Символ, очевидно, относится к получению Моисеем от Бога его народа основных принципов новой религии и нового ритуала жизни. Этот основной закон должен быть «спущен вниз»… Ключевым словом здесь может быть мандат, и основная проблема состоит в том, как использовать его правильным образом».

Репутация рисунка знака-печати следует из лаконичной картины: «Знаменосец в битве». О чём идёт речь? О «благородном принятии подчинения индивидуума коллективным ценностям и целям».

Приводится следующий комментарий: «Флаг символизирует организованный коллектив людей, нацию или класс. Символ по-существу спрашивает: готов ли ты принять роль? Действовать, как сознательный и ответственный представитель человечества…» Это символ посвящения себя идеалу.

 

 

  • 5. Закладка Ларца с реликвиями в «краеугольный камень» основания Дома Учителя (здания Музея им. Н. К. Рериха)
  •  

Выдающееся событие произошло 23 марта1929 года в Нью-Йорке. Символический гороскоп закладки Камня обнаруживает следующие показатели: Солнце - 4 Овна, АСЦ – 21 Рака, МС - 3 Овна.

Благодаря записи З. Г. Фосдик (от 30.10.1928) нам известно, как именно готовился священный терафим: «Сегодня вечером мы вкладывали последнюю монетку в Ларец, ту, которая привнесена в Лондоне. Её тоже вложили в шёлк и запечатали сургучом и кольцом Н. К. затем внутри Ларец выложили шёлком и закрыли на ключ, а ключ Е. И. вынула. Затем она весь ларец протёрла вазелином на ватке, ибо это лучше всего чистит железо. Если спросят на границе, сказать, что везём старый ларец, купленный для закладки в основание дома. Купили закрытым, в нём ничего нет.

Значит, в нём лежат: напечатанное на тибетской бумаге изображение Майтрейи, портрет М.М., его письмо, монетка, принесённая здесь, семнадцать мексиканских долларов и монетка, данная в Лондоне. Всё это покрыто внутри синим шёлком, и было закрыто сегодня, 30- го октября 1928 года в Дарджилинге…»

Солнце Ларца-терафима изображает «Двух любящих, на уединённой прогулке». Но этот символ нам уже встречался и анализировался. А именно, Солнце Ларца-терафима содержит тот же символизм, что и Солнце начала трансляции УЖЭ. И это говорит о многом! И в этом случае происходит поляризация энергий, необходимая для выполнения жизненных функций».

 

Суть закладки Ларца-терафима представлена картиной, отражающей акт проявления искусства: «Знаменитая певица подтверждает свою виртуозность в оперном представлении».

Любопытный образ! И означает он не что иное, как «эмоциональное поощрение, сопровождающее культурное совершенство». В контексте события, вероятно, «знаменитая певица» - это «поющий» терафим, «оперное представление» - сама процедура закладки Ларца, а в том, что терафим Великих Учителей «виртуозен», сомневаться не приходится.

Слава и репутация Ларца-терафима следует из картины: «Профиль человека, напоминающего изображение его страны».

Что же по этому поводу поясняет Д. Р.? Психоаналитик указывает на поддерживающую силу Целого, поскольку индивидуум отождествляет себя с его Жизнью».

Иными словами, индивидуум, по-видимому, это и есть Ларец-терафим, поддержанный Целым, то есть Божественной Вселенной. А причина поддержки понятна: Ларец-терафим отождествляет себя с жизнью Божественной Вселенной.

 

 

6 . Принятие пакта Н. К. Рериха

 

Выдающееся событие международного значения, к которому многие годы стремился Н. К. Рерих, произошло в Вашингтоне ровно в полдень 15 апреля 1935 года. Символический гороскоп Конференции имеет следующие показатели: Солнце - 25 Овна, АСЦ - 5 Льва, МС - 23 Овна.

В этот день в присутствии президента Франклина Д. Рузвельта при участи представителей 20 стран Латинской Америки было подписано соглашение об охране сокровищ науки и искусства, памятников культуры. Заметим, что событие, назначенное на «полдень», - акция далеко не случайная. Символизм «макушки дня» отмечается и широко используется в астрологической практике. В «полдне» как бы фокусируется квинтэссенция проходящего дня…

Солнце заключения Пакта символизирует: «Возможность для человека приобретать опыт на двух уровнях бытия». Ключ к картине, обозначенный Д. Р., предельно понятен: «Открытие новых потенциальностей». Заключая Пакт «Знамя Мира», именно на открытие новых потенциальностей, то есть благоприятных перспектив развития общественной, политической и культурной жизни стран и народов, рассчитывал Н. К. Рерих.

Любопытный призыв по этому поводу (ни к кому не относящийся конкретно) находим у Д. Р.: «Будь открытым. Имей возможность и желание формировать свой прозрачный ум в форму, открытую духовным свершениям. И ты сможешь испытать жизнь и силу на внутреннем плане, как и на внешнем». Удивительно, но ощущение такое, что обращение Дэйна Радьяра, слово адресовано именно Н. К. Рериху…

Впервые мысль о необходимости защиты памятников культуры была высказана Н. К. Р. в далёком 1899 году при чтении лекций в Санкт-Петербургском университете. Но идея со временем не угасла, продолжала внутреннее развитие, и в 1931 году реализовалась в предложение Н. К. Р. создать «Всемирную Лигу культуры», поскольку «можно убить цивилизацию, но Культура, как истинная духовная ценность бессмертна».

Смысл содержания Пакта Рериха видится в картине: «Скалы, возвышающиеся над глубоким ущельем».

Этот, казалось бы, незамысловатый образ вовсе не прост. В содержании ключа Д. Р. к картине читаем: «Структурирующая сила элементалий в длительном цикле планетарной эволюции».

О чём идёт речь? Д. Р. поясняет: «Символ указывает на потребность в рассмотрении того, что мы в состоянии сделать в значительно более широкой перспективе, а так же на наше стремление продлить юность и нашу мужскую гордость достигнутым».

Правительства Франции и Бельгии первыми «заболели» идеей сохранения культурных ценностей, но со временем в процесс оказались вовлечены представителей 20 стран Латинской Америки, США и Индия.

Символическая картина Славы заключённого Пакта Рериха проста и благородна: «Беременная женщина в лёгкой верхней одежде».

И тут речь идёт ни о чём ином, как о «Плодородии».

В 1935 году человечество находилось в ожидании рождения «ребёнка», имя которому дали «Мир через культуру». Это был нелёгкий процесс «внутреннего свершения». В 1930 году разработанный проект «Пакта Рериха » был передан в Международный комитет музеев Лиги Наций, а когда проект «Пакта» был опубликован, его поддержали выдающиеся деятели культуры многих стран Европы.

Рабиндранат Тагор в 1931 году откликнулся замечательным приветствием: «Я зорко следил за вашей гуманитарной работой во благо всех народов, для которых ваш Пакт для защиты Мира, с его знамением для защиты всех культурных сокровищ, будет исключительно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот пакт принят Комитетом по делам музеев Лиги Наций, и я глубоко чувствую, что он будет иметь огромные последствия для культурного взаимопроникновения народов».

И вот оно, окончательное, подлинное «плодородие», отмеченное тайнознанием: весной 1956 года правительства 56 стран (в том числе, и СССР) собрались в Гааге возродить «Пакт Рериха», защитить в случае вооружённого конфликта культурные ценности. Это была окончательная победа усилий семьи Н. К. Рериха.

 

 

7. Прибытие наследия семьи Рерихов в Москву

 

Это знаковое событие произошло 7 мая 1990 года. Символический гороскоп возвращения духовного наследия семьи Рерихов в столицу СССР, увы, накануне его распада, содержит следующие значения: Солнце - 17 Тельца, АСЦ - 15 Льва, МС - 24 Овна.

Картина Солнца передачи наследия на родину представляется следующей: «Символическая битва между «шпагами» и «факелами».

Ключ к картине поясняет: «Отказ зависеть от прошлого, идущий превращается в бойца, вновь вступающего в вечную «Великую битву».

Москва, принимая наследие Н. Р., «отказывается зависеть от коммунистического прошлого»? Отказывается отпредубеждений в отношении семьи Рерихов, когда Н. Р. и Е. Р. отказали в визах и въезде с СССР? По-видимому, так. Наследие Рерихов «превращается в бойца», вновь вступающего в вечную «Великую битву» за торжество жизни Духа? Именно об этом идёт речь в символизме картины.

Начинается битва. Битва символическая. «Шпага» закоренелого материализма СССР вступает в борьбу с «Факелом» Духа семьи Н. К. Рериха. Кто победит в этой борьбе? Прибытие в СССР наследия Н. Р. «поляризовало представление о ценностях» и в этом надо видеть главный результат воздействия духовного наследия выдающегося художника на общественность рождающейся Новой России.

Смысл великого культурного события представлен в пёстрой и довольно таки сумбурной картине: «Карнавальное шествие с разукрашенными платформами движется вдоль улицы, толпа приветствует его ликующими возгласами».

Символ подчёркивает, что в «умирающем» СССР не находится тех, кто хотел бы категорически отказаться от наследия Рерихов. Народ, толпа, с радостью приветствует возвращение духовного наследия.

Но делает это бессознательно, по инерции, на пределе эмоций, как-то даже разухабисто…

На что указывает и ключ Д. Р. к картине: «Более или менее сенсационное высвобождение энергий в форме, драматизирующей бессознательные стремления и желания человеческой примитивной инстинктивной природы».

Велико почитание обновляемой России наследия Н. К. Рериха! Но в почитании видится излишек «театральности Льва», эйфории, желания бездумно покрасоваться на фоне «факела» Духа…

Не это ли самое продолжает наблюдаться в наши дни, почти четверть века спустя? Символ указывает на открытую, очевидную способность идей Рерихов «завладеть толпой, представляя в драматической форме популярные идеалы».

Но что можно сказать о славе наследия семьи Н. К. Рериха на родине, в современной России? В этом случае картина открывается поистине замечательная: «Занавеска открытого окна, вдуваемая внутрь ветром, принимает форму рога изобилия».

Д. Р. расшифровывает символизм просто: «Открытость втеканию духовных энергий». И комментирует:«Сознание индивидуумов (дом) получает более концентрированный приток духовной энергии, дающий ему возможность расширить объём своего сознания и творческого выражения».

Для чего требуется «не только открытый ум, но и готовность быть вместилищем духовного урожая». Но с тем, что бы быть «вместилищем духовного урожая»в сегодняшней РФ далеко не всё в порядке…

Одним словом, современная Россия, благодаря наследию семьи Н. К. Рериха, открыта для получения изобильных духовных энергий, в чём и заключается высокий смысл наследия, повсеместно развивающегося движения УЖЭ.

 

 

P.S. «Чувство соучастия» Дейна Радьяра

 

В заключение исследования было бы полезно рассмотреть Сабианские символы рождения выдающегося философа, астролога и психоаналитика Дейна Радьяра.

Гороскоп, составленный на полдень Парижа 23 марта 1985 года, представляет для анализа следующие градусы гороскопа: Солнце - 3 Овна, АСЦ - 25 Рака и МС - 1 Овен.

Картина жизнетворческой энергии «Активиста» нам хорошо известна. Она рассматривалась выше: «Профиль человека, напоминающего изображение своей страны».

Отсюда следует, что Солнце рождения Дейна Радьяра по содержанию аналогично символу славы и репутации Ларца-терафима, который закладывался сотрудниками Рерихов в основание Дома Учителя.

В разъяснении Д. Р. читаем: «Это идея Аватара, «сверхличной» жизни и сознания, полностью отданного Божественной Силе и управляемого ею». И далее: «Идея формально-структурной тождественности универсального макрокосма и человеческого микрокосма проявляется на многих уровнях. Она создаёт внутреннее чувство уверенности и гармоническую силу в архаическом человеке. Современному человеку, находящемуся под гнётом кажущейся бессмысленности и бесполезности, она даёт чувство соучастия в обширном потоке эволюции. Это ответ на распространённое ныне чувство трагического одиночества».

Обозначенное «чувство соучастия» в обширном потоке эволюции Дейн Радьяр несомненно познал в полной мере… Мы обнаруживаем безусловное участие Дейна Радьяра во всеобъемлющей жизни.

Но в чём заключается смысл жизни «Активиста»? Хотя мы уже и догадываемся, в чём именно… И всё же. Ответ находим в картине: «Своенравный человек, защищаемый сходящей высшей силой».

Д. Р. о смысле собственной жизни говорит так: «Реакция духовных сил на интеграцию личности посредством позитивных своевольных действий».

Иначе говоря, «чтобы справиться с проблемами жизни, Д. Р. использует свою волю и позитивное воображение», получает «манию власти», благодать, или Провиденциальную помощь, делающею его истинным вождём своей культуры. Это не только внешний успех, но так же и ответ духовных сил, знак внутренней силы и необычного дара.

Остаётся понять причудливое содержание незаметной для общественности картины славы и репутации «Активиста»: «Женщина, только что поднявшаяся из моря. Её обнимает тюлень».

Из содержания картины следует важный вывод: «Происходит появление новых форм и потенциальностей сознания».

Из пояснения Д. Р. следует: «Быть индивидуальным сознанием означает появиться из моря родового и коллективного сознания, которое для появившегося ума является бессознательным».

Последнее означает, что слава и репутация Дейна Радьяра как раз и заключается в том, что он нашёл в себе силы проявить новые формы и потенциальности сознания, выделиться из толпы и явил обществу «порыв быть».

 

 

Примечания:

[1] Текст выделен автором.

[2] З. Г. Фосдик «Мои учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922 - 1934». Москва: «Сфера», 2002. О подлинных, не идеализированных  взаимоотношениях в семье Н. К. Рериха рассказывается в этой книге.

[3] Е. И. Рерих «У порога нового мира. Огненный опыт». Москва: МЦР, Мастер-банк, 2007.

[4] А. И. Клизовский «Основы миропонимания Новой Эпохи». Новосибирск: Росазия, Сибро, 2008.

[5] Е. И. Рерих «У порога нового мира. Огненный опыт». Москва: МЦР, Мастер-банк, 2007.

[6] П. Ф. Беликов «Рерих. Опыт духовной биографии». Москва: МЦР, Мастер-банк, 2011.

[7] Е. И. Рерих «У порога нового мира. Огненный опыт». Москва: МЦР, Мастер-банк, 2007.

 

 


№55 дата публикации: 02.09.2013

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2019