Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Владимир Деревянко

 

Увлекаясь или о наших хобби

Тематический цикл "Параллельные миры"

 

1. Почему возникают и в чём смысл хобби?

Труд создал и формирует человека и это также верно, как и то, что дела, которыми он занимается на протяжении жизни, в той или иной мере выражают его натуру и являются для него более или менее интересными и увлекательными. С раннего возраста дети, имея между собой много общего, выбирают какие-то свои игры и занятия и у них проявляются индивидуальные наклонности и способности. Став постарше, они интенсивно накапливают знания и опыт и, предпочитая те или иные предметы, начинают что-то делать для себя и других, выбирая опять-таки более интересные дела. Постепенно у каждого человека формируется свой круг интересов и предпочтений, однако, далеко не все люди, получив аттестат зрелости, определяются со своей профессией и ещё меньшее число людей находит себе дело по душе и трудится с увлечением.

Немало людей, по разным причинам не нашедшие или не сумевшие найти работу по способностям, трудятся для хлеба насущного без энтузиазма и, коль скоро это - обычная практика и привычная для многих ситуация, её приходится терпеть, особенно, если работа неплохо оплачивается. В противном случае терпения не всегда хватает и люди пытаются найти другую, более подходящую для себя работу. Впрочем, это не всем удаётся и приходится заниматься тем, что не только не увлекает, но и оставляет равнодушным, например, на производстве или в сфере услуг и торговле, где велик удельный вес рутинных операций и нетворческого труда. Надо заметить также, что существует и категория людей, не склонных или не приученных к труду вообще, которых не увлекает никакая работа, но влекут удовольствия, легко переходящие во вредные привычки, и есть люди, которые не увлекаются ничем, но могут быть весьма прилежными и добросовестными во всём, что бы они ни делали.

Чем более интересно или выгодно дело, тем лучше, как правило, человек работает, но увлечение работой возникает тогда, когда он занимается любимым делом! Увы, у людей выполняемые ими обязанности и дела далеко не всегда любимые... И не только потому, что в жизни получается не всё, что хочется, - ещё надо иметь способности и суметь проявить их, а это непросто. То есть существует немало причин и обстоятельств во вне и в них самих, препятствующих оптимальному самовыражению и эффективной самореализации людей. Потому, наверное, и появляются хобби, реализующие субъективно привлекательные цели и возможности их достижения доступными средствами, которые способствуют самовыражению и дополняют дотоле неполноценную в этом отношении жизнь.

Так складывается и, наверное, это не очень хорошо, как и нередко в жизни, что люди в массе своей делают не то, что хочется, а что даёт им большие средства к существованию. Хорошо, если этих средств достаточно не только для жизни, но и для развлечений-удовольствий, которые компенсируют недостающее в их работе. Как капли дождя, подчиняясь гравитации, собираются в ручейки и потоки, так и способности человека, подвластные энергии самовыражения, стремятся к свободному проявлению и вознаграждают радостью, когда это получается. Увы, пока это удаётся немногим, как и осознавать то, что действительно выражает их наклонности, а не просто нравится или приятно, как удовольствия тела или примитивные состояния - пищевой или алкогольный кайф, модный или экстравагантный внешний вид, домашний комфорт или владение ценными / редкими вещами.

Занимаясь не своим делом, преодолевая неудобства и дискомфорт в работе для хлеба насущного, люди, остро чувствующие и ищущие, рано или поздно находят себе компенсацию-увлечение и отдают ему свободное время. И такая двойственность интересов и занятий весьма распространена и привычна, а иногда бывает и так, что второе переходит в первое, но всё же было бы лучше, если бы человек определялся со своим любимым делом и начинал заниматься им пораньше, всё более совершенствуясь в нём и достигая больших высот. Пока же немало людей мается всю или часть жизни на нелюбимой работе и хорошо, если кому-то хотя бы иногда удаётся найти и заняться любимым делом с увлечением и радостью. К сожалению, такова действительность и только большой оптимизм помогает надеяться на изменение этой ситуации в будущем. Пока же каждый занимается тем, чем может.

Возникновение и выбор хобби, как правило, зависит от нескольких обстоятельств и условий: степени реализации человеком своих способностей или удовлетворённости тем, что он делает в рабочее время, и наличием у него свободных времени и денег. Занимаясь нелюбимым делом, пусть даже и хорошо оплачиваемым, люди испытывают негативные эмоции и перенапряжения, которые, чтобы не доводить до болезни, следует снимать, разряжаться, занявшись чем-то приятным. В этом смысле - самые приятные и доступные каждому занятия - еда, алкоголь, зрелища и секс, и немалое число людей этим и ограничивает круг своих "увлечений". Хобби также может быть производным неблагоприятных семейных обстоятельств, например, флирт, рыбалка, гараж, выпивка, или разносторонности натуры - пение, рукоделие, земледелие, техника; или проявлением культуры и позитивных личных качеств - театр и занятия физкультурой и увлечение животными, рыбами или растениями...

В любом случае хобби выполняет вспомогательную или защитную функцию, помогая людям справляться с жизненными проблемами, находить себя, развиваться и лучше реализоваться. Учитывая, что далеко не каждому удаётся найти и заниматься любимым делом, было бы не только полезно, но и необходимо ещё в процессе начального воспитания и образования помочь каждому человеку найти для себя один-два оптимальных способа самовыражения и подготовить к ним, чему сейчас не уделяется должного внимания, а ведь в этом заинтересованы все. К сожалению, теперь больше говорят и пишут не о проблеме нелюбимой работы, а о том, какие у людей необычные или экстремальные хобби, как получить навыки в том или ином деле и где приобрести принадлежности и аксессуары для того или иного увлечения... Отдавая дань особенностям восприятия людей и их привычкам, мы также касаемся некоторых подобных аспектов хобби, но лишь затем, чтобы понять смысл того, что делают люди и зачем им хобби.

 

 

2. Какие у людей бывают хобби?

Известно немало увлечений людей и их количество возрастает. Они различны по содержанию и форме. Физические - спорт и духовные - чтение книг и посещение театров, музеев. Пассивные - прослушивание музыки и просмотр фильмов и активные - бег трусцой или туризм. Позитивные - книголюбие и негативные - частая выпивка и просиживание перед ТВ с сигаретой все вечера. Необходимые - прогулки и не очень - сидение у подъезда. Естественные, как продолжение или искажение жизненных отправлений, например, страсть к конфетам, шоколаду и патологические - алкоголизм и наркомания. Хобби выполняют функцию заполнителя свободного времени, компенсации нереализованности на работе и реализации сокровенных желаний, наконец, они являются проявлением разносторонности или напротив - недоразвитости /ТВ сверхмеры, примитивные игры и занятия/. В зависимости от функции и значения хобби находится его  статус или место, которое оно занимает в жизни людей, впрочем, по определению - это любимое занятие на досуге, дополняющее основное. Редко, но бывает, занимаясь чем-то с увлечением, человек достигает совершенства и его хобби переходит в разряд основных занятий. Что ещё примечательно, и это характерная черта времени - вокруг относительно немного людей, которые по-настоящему увлечены своими работой и, тем более, общественными обязанностями...

В определённой степени выбор хобби зависит от материальных возможностей человека: чем они меньше, тем сложнее реализовать свои увлечения. Избыток средств способствует увлечениям, дающим более острые удовольствия и впечатления. Содержание хобби безусловно связано с культурой человека, его образованием и способностями. Чем выше культура, тем более сложными интеллектуально и изощрёнными могут быть хобби. На структуру хобби оказывают влияние экономические и научно-технические достижения, достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть множество, прежде всего, молодых людей с плеерами и мобильными телефонами, увлекающихся компьютерами и автомобилями. Хобби, имеющие характер вредных привычек, чаще свойственны менее развитым и культурным людям.

Размышляя о хобби, как об увлеченном отношении к чему-либо, следует отметить полезность многих занятий и для общего развития, для формирования необходимых деловых и человеческих качеств и, что самое важное, для развития и наилучшего самовыражения человека, на котором вырастает его более эффективная самореализация. Последнее очень важно, ибо в значительной степени определяет смысловое наполнение жизни человека и его счастье.

Наверное, это не очень хорошо, когда в жизни человека бывает много увлечений: и то, и сё, пятое-десятое... Кажется, человек как бы распыляется, измельчает свой личностный созидательный потенциал? Впрочем, бывает, что ряд увлечений не случаен, подготовляя его к какому-то непростому, делу, например, для будущего актёра полезны увлечения чтением и музыкой, танцами и гимнастикой, языком и пением, да и какие-то другие общие знания и умения не помешают, чтобы быть более выразительным на сцене или экране. Тем не менее, всё же лучше, когда этот ряд увлечений выстраивается сообразно натуре-природе человека и его жизненным задачам, помогая и способствуя ему в развитии и наилучшей самореализации. Надо ли говорить, что это путь к счастью!

У каждого из нас было немало увлечений, наверное, собрав их, можно было бы составить многотомную энциклопедию хобби. Не обошла эта "напасть" и вашего покорного слугу - их было так много, что перечислим лишь те из них, которыми занимался не менее полугода. Вспоминаются детские - чтение и игры, пение и танцы, вышивание и выпиливание, коньки и моделирование. Став постарше, увлекался техническими поделками и коллекционированием - марок, открыток, этикеток, фотографией и радиолюбительством, аквариумом и рыбалкой, филофонией и живописью, игрой на фортепиано и стихосложением, три года регулярно занимался атлетизмом. Довольно много просадил денег, играя в карты на деньги и покупая лотерейные билеты, изучал английский язык и увлекался чтением сначала приключений и фантастики, добравшись до русской и зарубежной классики и поэзии, а затем пытался писать сам...

После переезда в спальный район на окраине города несколько лет увлекался посадками деревьев и цветов, перешедшее в многолетнее увлечение кактусами. Имея детей, поддерживал их увлечения рыбками и птичками, хомячками и черепахами, собачками и кисками. Подарив на десятилетие сыну модель железной дороги, увлекся сам и занимался этим несколько лет. Ещё было увлечение кино, теперь видеосъёмкой и велосипедом, собиранием макулатуры для приобретения книг и их собирательством, коллеционированием музыкальных пластинок, кассет и компакт-дисков, увлечение аудиотехникой и бытовым компьютером. Всю жизнь делал зарядку и лет двадцать пять бегал по утрам... А сколько ещё было относительно недолгих увлечений, навеянных прочитанной книгой или каким-то событием и оставивших след в моём сознании, - география, археология, химия, астрофизика... Лишь в 48 лет, наконец, я определился со своими интересами, серьёзно занявшись человековедением.

Что можно сказать по этому поводу: интересуясь многим и удовлетворяя любознательность, я немало узнал и многому научился. В детстве и юности увлечения давали жизненное разнообразие, поддерживали более высокий жизненный тонус и отвлекали от недостойных занятий. Разумеется, было бы лучше заниматься чем-то одним или немногим и совершенствоваться в нем, однако, с этим было непросто, влекомый неведомой жизненной силой, - я шёл куда-то вперёд: был рабочим, техником, инженером, окончил школу, затем университет, стал научным сотрудником, работал программистом не без интереса, а позже и руководителем, имел детей и помог им стать хорошими людьми, читал и пробовал писать, и это было некоей общей целью... Но, только увлекшись человековедением, я осознал, что такое заветная жизненная цель, что есть оптимальное самовыражение и как это трудно и радостно не только работать с полной отдачей, но и делать нечто новое, занимаясь тем, к чему лежит душа, о чём неявно думал с юности, что мешало долгие годы быть довольным собой.

 

 

3. Хобби и жизненная необходимость

Приятно сознавать, что я нашёл-таки себя и то самое - своё дело, которым, подумать только, - вот уже который год занимаюсь на интересе с увлечением и энтузиазмом. Возможно, этому и способствует моя увлекаемость, а опыт многих хобби не пропал даром и теперь помогает мне в человековедении - сложной, комплексной и весьма перспективной науке и практике. Окидывая взглядом минувшее, замечу, что многое из того, чем я увлекался, ещё живо во мне и, будь у меня больше времени, а лучше сказать, не будь у меня дела, которое подчинило себе меня всего, будь у меня глаза поострее и здоровья побольше, будь моя жизнь поустроеннее и организованнее, наконец, будь я помоложе и энергичнее, вспомнил бы минувшее и загорался снова и снова... Однако, сколько времени я потратил, пусть не зря, но неэффективно, глядя на это с высоты своего жизненного опыта и под углом зрения человековедения, займись которым раньше, можно было бы достичь гораздо большего...

Люди многого не сознают в себе, своих потребностях и действиях, но жизненная практика через возникновение и накопление проблем помогает им от противного ощущать и понимать, насколько хорошо или плохо для них то, чем они занимаются. Впрочем, не все способны вполне понимать и решать свои проблемы, как и не всегда обстоятельства жизни благоприятны для этого. Испытывая дискомфорт, люди в меру своих возможностей пытаются его преодолеть или защититься доступными способами и средствами, в том числе, посредством хобби, будь то - приобретение новой марки или картины, чтение новой книги или общение с друзьями, поездка за грибами, на рыбалку / охоту... И хорошо, когда такая возможность у человека есть и он достаточно разумен для того, чтобы не пресыщаться приятным времяпровождением и дозировать удовольствия, которые не помешают, а помогут лучше исполнять его основные обязанности. Тем не менее, как и любая психологическая защита - это лишь компенсация, уклонение от проблемы, а не её решение...

Когда человек работает с увлечением, раскрывая и реализуя свои возможности, и при этом занимается делом, полезным и для других людей, - нет ничего лучше в жизни. Собственно, - это идеал любой деятельности человека и, не смотря на то, что в каждом деле есть свои приятные моменты, помогающие скрашивать его недостатки, всё же куда лучше делать то, что сообразно твоей сущности и наклонностям. Однако, в силу несовершенства или относительности наших представлений о самих себе, мы можем, если не заблуждаться, то не знать вполне того, что выражает наши сущность и жизненные интересы, лишь постепенно приближаясь к осознанию жизненной необходимости и сопрягаемому с ней оптимальному самовыражению. Увы, нас этому не учат и не в последнюю очередь потому, что гуманитарная сфера знаний, а подразумевается прежде всего философская антропология, задающая опорные точки для гуманитарных наук, находится, используя терминологию информатики, в своеобразном клинче или взаимоблокировке различных программ - представлений о человеке. В результате система познания человека "зависла" и давно уже требуется её перезагрузка. Но подразумевается не простой перезапуск работающих компьютерных программ, конфликтующих чаще всего из-за ресурсов, а перезапуск процесса познания человека на новой методологической основе-платформе. Снова ассоциация с информатикой: платформа определяет важнейшие характеристики и возможности вычислительной системы и является основой процесса, как материнская плата в компьютере. Наконец, последняя ассоциация: для невежи компьютер - нечто заоблачно сложное, что недалеко от истины, и, своеобразная терра инкогнита, особенно, когда в ответ на его ошибку он "зависает" или вообще перестаёт работать. Для мало-мальски грамотного пользователя - не "чайника" и, тем более, продвинутого в знании архитектуры компьютера, разбираться в таких ситуациях, как и собрать и разобрать-сделать апгрейд компьютера, становится всё проще потому, что он состоит из крупных инвариантных блоков, начиная с материнской платы, а операционная среда - тот самый Windows - всё более приближается к пользователю, упрощая его действия.

Кажется, такой экскурс далёк от темы хобби, но можно быстро вернуться к ней, вспомнив, как много людей, прежде всего молодых и не очень, среди которых и ваш покорный слуга, которые даже не увлекаются, а преклоняются перед компьютером, просиживая перед ним часами, и хорошо, если делают это с пользой. И вот здесь наступает момент истины, - чтобы серьёзно судить о необходимости и пользе хобби человека, надо знать, что он есть, что для него хорошо и плохо, что необходимо и полезно? Если вполне это знать, то люди скорее будут находить себе дела по душе и их хобби из защитных занятий перейдут в разряд дополняющих, расширяющих и усиливающих позитивный эффект основной деятельности.

Как хобби соотносятся с жизненной необходимостью? Если рассуждать в общем, то если разумный человек что-то делает и чем-то увлекается, значит, это ему нужно. А если быть строже, то далеко не всё, что делают и чем увлекаются люди, им необходимо. Прежде всего подразумеваются вредные привычки и деяния людей, которые ими не вполне сознаются, контролируются и управляются. То есть в каждый момент жизни человека есть то, что ему необходимо и полезно делать объективно, будучи сообразным его сущности, и есть нечто, что человек делает и что в той или иной степени разумно. Из этого следует, что многие увлечения людей отнюдь не необходимы и нередко не только не полезны, а вредны - как для собственных здоровья, самореализации и продолжения рода, так и для других людей. Важнейшими критериями целесообразности того, что делают люди, является сообразность их сущности-природе. Когда выше мы упомянули о теоретико-методологическом клинче философской антропологии, то сделали это потому, что вследствие этого у людей нет цельного и объективного представления об их сущности и адекватных ей критериев необходимости и пользы, без которых не может быть понята и, тем более, решена ни одна гуманитарная проблема... Даже если согласиться с официальным мнением о недостаточности данных для выражения сущности человека /Б. Юдин/ или принять теорию божественного происхождения человека, он отнюдь не является чем-то неясным и неопределённым до такой степени, чтобы его нельзя было лечить, учить и познавать также, как, например, не менее сложную и бесконечную вселенную, которую изучает астрофизика и даёт намного больше данных о ней, чем философская антропология о сущности и смысле жизни человека...

Категории жизненной необходимости и пользы, обоснованные человековедением, позволяют перешагнуть через так называемую недостаточность и неопределённость данных, а точнее их дисперсность и субъективность, и увидеть человека как цельную системную разумную сущность в развитии, у которой есть свои смысл, задачи и цели существования, познавая которые, можно содействовать улучшению его самого, его дел и всей жизни!

 

 

4. Дело жизни и сама жизнь как хобби!

Хобби, как приятное занятие, занимает особое место в жизни человека и естественно стремиться к тому, чтобы и его дела и вся жизнь были так же увлекательны, как хобби. Увы, это бывает пока довольно редко, гораздо чаще люди не слишком увлечены работой, а хобби является своеобразной разгрузкой или приятным дополнением к ней. Не углубляясь в анализ причин такого положения, заметим, что оно производно развитию человека и социума и будет изменяться по мере их совершенствования. Решающим в этом процессе является изменение смыслового наполнения жизни человека и его ценностной ориентации сообразно сущности и выражающим её жизненной необходимости и пользе. Когда жизненные акценты будут направлять человека не на обогащение и достижение более высокого положения в социуме, а на развитие и совершенствование, в его работе станут более привлекательными не зарплата и должности, а её содержание и адекватность его способностям!

Разумеется, это предполагает другие организацию социума и его воспитательно-образовательной системы. На вопрос: что следует делать и как должно быть, чтобы дело жизни, как и она сама, увлекали человека и в ней было больше радости, следует ответить - прежде всего, это надо захотеть! Затем, необходимо как можно раньше определиться со своими способностями и наклонностями и развивать и совершенствовать наиболее яркие и перспективные из них. Должно быть понятно, что это - задача не только самого человека, но и его семьи и всей системы воспитания и образования - к наступлению зрелости иметь одно или несколько интересных направлений для эффективной самореализации и самовыражения, подкреплённых необходимыми знаниями и навыками. А как и чему учат теперь? Наверное, не тому, раз вокруг так много нелюбимой работы и столько различных хобби... Становится всё более очевидным, что образование и просвещение, в особенности, следует переориентировать с безличного освоения некоего массива знаний на подготовку человека к жизни сообразно его сущности и индивидуальным наклонностям. Такой переход предполагает создание другой методологической базы педагогики на основе науки о познании и реализации сущности человека - человековедения. Кстати, это не приведёт к девальвации знаний, но принципиально изменит отношение учащихся к ним - в их структуре должны преобладать знания "для дела", как говорил академик А. Мигдал, сообразные натуре и интересам учащегося, объём которых, усваиваемых на интересе, кстати, будет значительно большим, чем теперь объём общих знаний, при снижении количества так называемых знаний "впрок". Известно, что последние хуже усваиваются и быстрее выветриваются из памяти. Что же касается отношения к учёбе, которое теперь у немалого числа детей оставляет желать лучшего, то, занимаясь самопознанием и работая на интересе и для себя, они обязательно откликнутся и с радостью пойдут за учителем, который в такой школе должен быть не только источником знаний и их толкователем, но наставником по жизни и помощником в познании и наилучшей реализации сущности учащегося в контексте осуществления жизненной необходимости и достижения наибольшей пользы.

Однако, всё это - теория и пока нет ни официально признанной науки, ни образовательного курса человековедения, разве, что есть разрозненные субъективные попытки его преподавания. Более того, до сих пор нет даже самого общего определения сущности человека и сообразного ей поведения, людей разделяют нередко противоречивые интересы, их дела в разной мере необходимы и полезны, а порой и вредны для всех, вспомним экологические проблемы. Самое неприятное в происходящем, - людей это мало волнует, потому что для них ценно другое... Увы, это объективно и нужны время для осознания жизненной необходимости и пользы перемен и информационные поддержка и стимуляция этого процесса гуманитарными науками. Особое место среди них занимают педагогика и человековедение, задача которых определить и организовать воспитательно-образовательный процесс на основе природосообразного поведения и развития учащихся в самопознании и оптимальной самореализации.

Важнейшая задача человековедения - помогать учащимся в самопознании и эффективной реализации сущности, давая необходимые знания и с помощью учителей-наставников, специальных средств и методик научая и способствуя эффективному развитию и обеспечивая готовность человека для действий, всё более сообразных его сущности в контексте осуществления жизненной необходимости. Итак, основа новой системы воспитания и образования - развитие и совершенствование человека в природосообразном поведении. Для этого предполагаются накопление необходимых и полезных знаний, опыта и навыков к труду, регулярные тренировки в решении всё более сложных задачи на интересе в эффективном развитии и совершенствовании. Откуда он возьмётся и как этого добиться? Во-первых, интерес развития выражает важнейшую цель воспитания и образования, наилучшим способом достижения которой, увы, чуждой и недосягаемой для многих теперешних учеников, но хорошо известной в спорте, науке и искусстве - являются нарастающая и посильная нагрузка и позитивный результат, субъективно значимый в контексте развития и совершенствования и ощущаемый через поощрение учителя и личное удовлетворение достигнутым результатом - радость. Именно радость жизни, как награда за усилия и достижения, будет той желанной и наполняющей смыслом целью, стимулом и результатом всего процесса воспитания и образования. Она перейдёт в последующую, взрослую жизнь человека и будет теми искрой и пламенем, с которых начинается любое необходимое и полезное дело, а дела человека разумного и должны быть такими - желанными, радостными и увлекательными! В контексте природосообразного поведения людям не надо бороться за ресурсы и для выживания терпеть неинтересные работу и обязанности, оно настраивает на развитие и совершенствование, которые не могут быть эффективными без оптимального самовыражения в любимом деле и взаимополезных и добрых, дарящих радость, отношений и взаимопомощи людей, которые стремятся к общей цели - достижению высшей пользы всех или улучшению вида! Увы, и в реалиях XXI века это выглядит фантастикой, если не утопией, но для развивающегося человечества нужны рациональные конструктивные теории и практики, сопрягаемые с сущностью человека, которая постепенно приоткрывается и через её познание и оптимальную реализацию обещает лучшую жизнь, которая будет столь же увлекательной, любимой и бесконечной, каковыми теперь являются наши хобби!

 

17.05.2009 – 18.02.2013

 

 


№53 дата публикации: 08.03.2013

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020