Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

С. Р. Аблеев,

доктор философских наук

 

РЕЦЕНЗИЯ

на монографию
Иванова А. В., Фотиевой И. В., Шишина М. Ю.
«Человек восходящий:
философский и научный синтез «Живой Этики» *

Монография российских исследователей духовной культуры А. В. Иванова, И. В. Фотиевой и М. Ю. Шишина посвящена трём доминантным темам: рациональному осмыслению философских идей теософского гнозиса и Учения Живой Этики, анализу духовных основ современной цивилизации и изучению перспектив дальнейшей эволюции человека. Эти темы авторами рассматриваются в тесной идейной взаимосвязи на базе мировоззренческих положений Живой Этики, которая выступает новой философской парадигмой не только в антропологическом, но и ценностном аспектах.

В постсоветском культурном пространстве философские идеи теософии и Живой Этики получили весьма высокую популярность и явились основой формирования массового социо-культурного движения. В конце ХХ - начале XXI веков появился целый пласт литературы, связанной с осмыслением этих учений. Однако этот пласт преимущественно составляли работы популярного и компилятивного характера. Исследования академического уровня встречаются крайне редко. Поэтому появление рецензируемой монографии в российской, да и мировой философии есть явление своевременное и значительное. Полагаю, что Живая Этика по глубине своих философских идей вполне достойна серьёзного осмысления и аутентичной научной репрезентации. Попытки продвижения в этом направлении достойны не только пристального внимания, но и научной поддержки.

Авторы монографии рассматривают теософию и Живую Этику как единую философскую традицию. В историко-философском смысле это совершенно оправданно. Для многих исследователей, которые находятся, как говорится «в теме», это вполне очевидный факт. Однако сейчас начинает нарастать странная дифференциация единого идейного потока нового философского гнозиса, в которой работы теософского этапа (XIX век) противопоставляются работам этапа формирования Живой Этики (вторая четверть XX века), а также трудам близких учеников авторов Живой Этики (вторая половина XX века). Такой подход не имеет под собой никаких оснований и должен быть аргументировано опровергнут.

В монографии проводится обстоятельный критический анализ культурных оснований современной западной цивилизации. Такая философская работа уже давно назрела. Но пишут об этом очень мало. Почему это важно? Мы наблюдаем незаметную, но неумолимую трансформацию основ западной цивилизации и культуры. Она направлена далеко не в созидательную и восходящую сторону. Предельно кратко состояние западной цивилизации можно обозначить как масштабный духовный кризис. Внимательному наблюдателю не нужно долго перечислять и пояснять его симптомы. Они вполне очевидны: моральное разложение, потеря глубоких смыслов жизни, процветающий гедонизм, расшатывание устоев семьи и гендерных отношений, политическое потакание сексуальным извращениям, крушение авторитета религии и церкви, нарастание роли спекулятивного финансового капитала в ущерб здоровой производительной экономике, политический произвол на международной арене и грубое попирание международного права, использование идей свободы и демократии как ширмы для прикрытия вмешательства в интересы независимых государств, разжигание локальных войн.

Проблема состоит в том, что многие не видят тревожной реальности и продолжают по инерции воспринимать Запад как очаг высокой культуры. Культуры ушедших эпох - духовного Возрождения, расцвета Нового времени, научного Просвещения. Всё это требует глубокого философского осмысления. Почти сто лет назад мыслитель-гуманист Николай Рерих написал о том, что пламя культуры уходит на Восток. Тогда азиатские страны были глубоко отсталым, заброшенным миром, интересы и роль которого никто не принимал в расчет. Поэтому подобные утверждения мыслителей казались весьма странными. Теперь стремительное экономическое, политическое и культурное развитие стран Востока не оставляет сомнений в том, что это были без всякого преувеличения пророческие слова.

Критический философский анализ имеет далеко не абстрактное значение. Его практический смысл состоит в понимании ценностных ориентиров изменяющегося общества. Ложные ценности заводят в тупик и умножают страдания. Истинные ценности задают направление эффективного развития общества и человека, открывают горизонты свободы и культурного процветания. Альтернативы просты и понятны: Россия пойдёт по пути созидания или разложения? В этом смысле аксиологические, социальные, культурологические наблюдения и выводы авторов заставляют читателя о многом задуматься.

В монографии предпринята попытка идейно интегрировать Живую Этику в философский контекст русской мысли. В современной российской философии она, может быть, является наиболее обстоятельной и аргументированной. Однако здесь возникает опасность смещения акцентов в понимании историко-философских и культурных истоков нового философского гнозиса. Разумеется, невозможно отрицать глубокие корреляции ценностей и идей русской религиозной мысли, русского космизма, с одной стороны, и идей Живой Этики, с другой. Вместе с тем, теософию и Живую Этику надо рассматривать как уникальные феномены всей мировой культуры. Кросскультурный характер и философский синтез этих учений явление вполне явное и не требующее особых доказательств. Кроме того, невозможно не заметить и значительное присутствие восточной метафизики в Живой Этике, которая, как начинают понимать современные исследователи, парадоксальным образом всё больше коррелирует с новейшим достижениям естественных наук.

Существенное внимание в книге уделяется антропологической проблематике и проблеме духовной эволюции человека. На мой взгляд, эта тема сейчас является одной из самых важнейших. В конечном счёте, даже самые лучшие философские концепции не должны оставаться образцами изящной игры высокого разума, но должны служить совершенствованию человека. В этом и состоит практический смысл философии, с точки зрения великих мастеров мудрости. Весьма ценно, что авторы книги исследуют не только отвлечённые моральные постулаты Живой Этики, но пытаются показать пути и методы действительного совершенствования человеческого сознания. Это довольно сложная тема, так как в исследуемых текстах практическая методология преображения человека во многом опирается на духовные практики сокровенной йоги и сакральных религиозно-мистических традиций, которые ещё только предстоит рационально осмыслить современному научному сознанию. В монографии данная проблема затрагивается только частично.

В заключительной главе монографии проводится анализ некоторых актуальных проблем современной цивилизации. Его философской основой выступает ценностная парадигма Живой Этики. Здесь авторы затрагивают экономические вопросы (экономическая теория, природа как субъект хозяйственной жизни, экономическая кооперация, «зелёная экономика»), вопросы биоэтики и даже попытки достижения телесного бессмертия, а также нарастающее проникновение неомагических методов в современную медицинскую практику. Особое внимание уделяется проблемам образования и культуры, которые в российском обществе год от года наращивают свою актуальность. Трудно не согласиться с авторами в том, что в современных условиях, когда вопреки поверхностной болтовне о глобализации мир всё больше раскалывается на богатых и бедных, на различные этнические и религиозные общности, как никогда актуальным становится призыв Живой Этики обратиться к достижениям высокой культуры всех народов, к судьбам их великих праведников и духовных подвижников.

В монографии были поставлены крайне сложные, почти нереальные задачи: концептуально показать основные философские идеи Живой Этики и очертить периметр их социо-культурного приложения. Разумеется, они были решены далеко не в полной мере. Концептуальный философский каркас Живой Этики слишком масштабен и сложен. Поэтому отразить его в одной книге практически невозможно. Например, онтологическая и космологическая проблематика теософии и Живой Этики в книге представлена довольно фрагментарно. Периметр социо-культурного приложения идей Живой Этики тоже огромен. Поэтому отражённые в монографии проблемные поля - это только часть данного периметра. Например, одна только проблема образования и воспитания может быть представлена отдельной объёмной книгой. Отмечаю это не столько как критическое замечание, сколько как некоторое пояснение сложности и масштабности исследуемых вопросов. Ведь далеко не каждый читатель представляет себе истинные размеры философского горизонта Живой Этики.

Таким образом, на мой субъективный взгляд, рецензируемая монография имеет три важных достоинства. Во-первых, она принадлежит к числу тех немногих работ, в которых проводится трезвый, достаточно объективный, научно квалифицированный философский анализ идей Живой Этики. Во-вторых, она рассматривает Живую Этику в контексте мировой культуры, встраивает её в философские традиции и поиски, артикулирует мировоззренческое созвучие нового философского гнозиса и русской духовной мысли. И, в-третьих, на фоне анализа антропологических и этических идей Живой Этики пытается показать её практическую ценность как новой философской парадигмы современного межкультурного диалога, религиозного синтеза и подлинного совершенствования человеческого духа.

Книга написана относительно простым, достаточно доступным философским языком. Но читатель не должен рассчитывать на лёгкое чтение. Конечно, это не популярная журнальная статья. Ведь серьёзные философские проблемы, очевидно, требуют не менее серьёзного текста. Мне кажется, авторам удалось решить довольно трудную задачу: совместить академический стиль, глубину мысли и простоту формы. Полагаю, что книга найдёт своего заинтересованного читателя и вызовет интерес, как у профессиональных исследователей, так и у представителей неравнодушной, размышляющей, ищущей культурной общественности.

 

Москва, 2013 г.

 

Примечания:

[*] Иванов А. В., Фотиева И. В., Шишин М. Ю. Человек восходящий: философский и научный синтез «Живой Этики». - Барнаул: Алтайский дом печати, 2012. - 512 с.

Информация о выходе книги: http://grani.agni-age.net/articles12/5134.htm

 

 


№53 дата публикации: 08.03.2013

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020