№77 / Весна 2019
Грани Эпохи

 

 

Широко известен случай, когда на вопрос Конфуцию: "Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?" философ ответил: "А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром". Сколько лет прошло с тех пор, однако справедливости в нашем мире не прибавилось, а потому и зла не стало меньше. С рождения и до смерти человек сталкивается с этими понятиями, но возникает ощущение, что за многие тысячи лет наша цивилизация не только не приблизилась к пониманию причин добра и зла, а, напротив, с необъяснимым упорством отдаляется от него. Почему сегодня, чаще чем когда бы то ни было, звучит вопрос «где же справедливость»?

 

В первую очередь потому, что все аспекты человеческого бытия неразрывно связаны с дисциплиной духа и сознанием ответственности. Это сознание является своего рода “порогом” столь необходимой человечеству духовной зрелости! Она, в отличие от так называемой гражданской зрелости, утверждает ответственность не только за слова и поступки, но, в ещё большей степени, за мысли. Утверждаемый приоритет можно обосновать тем, что качество мысли, как и искусство, не может быть нейтральным. Подобно искусству, которое служит либо свету, либо тьме, мысль человека несёт в себе либо созидание, либо разрушение. И третьего между ними нет! Мысль работает всегда либо в ту, либо в иную сторону. Прибавим к этому утверждение Платона о том, что миром правит мысль, и причина всех бедствий человечества станет очевидной. А ведь есть ещё и космический масштаб!

«Если зло поражает и заражает атмосферу, то добро является истинным целителем и восстановителем растленных тканей». /Н. К. Рерих «Самоотвержение зла»/

Лучший учитель – практика. А свобода воли, на практике, означает необходимость постоянного выбора - как поступить в той или иной ситуации. Без достижения абсолютной чистоты мышления такой выбор никогда не застрахован от ошибок. И лишь не признающие духовной дисциплины утверждают, что всегда поступают правильно.

 

И ещё, поступать правильно, по совету Будды, означает начинать любое дело "с самого необходимого, ибо каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия".

 

Медлить нельзя!

 

С уважением ко всем нашим авторам, читателям и участникам форума,
редакция этико-философского журнала Грани эпохи

 


 

 

№53 дата публикации: 08.03.2013