ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №103 / Осень 2025

Читателям Содержание Архив Выход

Владимир Калуцкий,

член Союза писателей России

 

Таинство имени

28 июля – День памяти Владимира Крестителя

 

Досталась на переломе тысячелетий Русская земля Владимиру. Властолюбивый, подозрительный, лукавый, мстительный – настоящий язычник. Свои города разорял, свои корабли топил. Наместников в города сажал по признакам личной преданности, заграницу ни в грош не ставил. Воевал и внутри страны, и соседей частенько поколачивал.

Это я пишу о князе Владимире.

И верно, когда глядишь в историю тысячелетней давности, то возникает ощущение, что никаких тысяч лет и не было. Как царила Кривда на Руси, так и осталась. Как была гонима Правда на Руси, так гонимой и осталась.

Одна разница. До Крещения много Богов было и не было патриарха. Но зато именно до Крещения и сложился на Руси язык, выкроился народный костюм, возникло народное творчество.

Тысячу лет мы это богатство пускаем по ветру, – а оно всё ещё не иссякло. От языка былин одно креативное месиво осталось. Народный костюм… да при большевиках прививался стыд носить сарафаны и косоворотки. У страны на приличную одежду денег никогда не хватало. Только на обмундирование.

Впрочем, – чего это я разошёлся! А кто создал мировую державу, чья это цивилизация тысячи лет довлеет на просторах Евразии и повелевает государствами и народами?

Мы, русские…

Как две стороны одной медали, мы являем собой единство и крайности. Те же Правда и Кривда, богатство и нищета, убогость и гениальность, – всё мы. И что интересно, – в веках это единство противоположностей связано одним именем.

Это имя – Владимир.

28 июля как раз тот день, которым имя Владимир отмечено в святцах. День равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Об этом много написано, и при желании прочесть о князе можно в художественной, научной и православной литературе. И не буду я нагружать читателя повторением написанного.

Я вам скажу другое.

Я скажу, что волею – или капризом – истории, в узловых точках народной судьбы правителем всегда стоит человек по имени Владимир.

Владеющий миром. До революции имя писалось так: Владимiръ. Обратите внимание, – написано через i десятеричное (имевшее цифровое значение 10). Это символично, ибо слово мiр означало Вселенную, человеческое сообщество, а не состояние «без войны». А ещё раньше, до Стоглавого Собора (1550 г.), имя писалось так: Володiмер. (Так оно и нынче пишется на Украине). Означало оно – владеющий мерами (всему). Той же Вселенной, в том числе.

И вот человек, «владеющий миром», стал, на мой взгляд, главной фигурой Русской истории.

Судите сами.

Первый исторический владимирский узел и ко времени привязать непросто, – так давно это было. Иоакимовская летопись лишь косвенно относит его на две тысячи лет назад – ко временам Христа. Тогда в Европе выкристаллизовывался русский мир, и первым володетелем славян назван князь Владимир Древний.

Это было время, определившее колею для русской государственной машины на тысячелетия вперёд, до нынешних дней. Собственно, – наша с вами нынешняя Российская Федерация есть детище Владимира Древнего. Именно при нём держава укрепилась в очертаниях Городищенской, позднее Киевской Руси. Об этих землях читаем у Эсхила:

 

«Пройдя невспаханные земли,

Ты Скифии достигнешь. Там живут

Кочевники в возах с плетёной крышей,

С колёсами большими, и у них,

В колчанах спят губительные стрелы…».

 

Впрочем, Эсхил не бывал в наших краях, иначе он знал бы, что в описываемое им время западные народы звали Русь Страной городов – Гардариком, и где-то в наших белгородско-воронежско-курских землях стояли великие города Экзерпей и Голунь. И только в Северской земле, ещё до создания «Слова о полку Игореве», насчитывалось больше полусотни городов. Прислушайтесь к звучанию их имён, – музыка! Любеч, Чернигов, Листвен, Сновск, Курск, Новгород-Северский, Стародуб, Обловь, Вырь, Моривейск, Ормина, Гомий, Вжищ, Болдыж, Корачев, Севсько, Козельск, Путивль, Дедославль, Дебрянск, Лобыньск, Ростиславль, Колтекс, Кром, Домагощ, Мценск, Уненеж, Всеволож, Въяхань, Бахмач, Беловежа (вероятно, – нынешний Белгород), Воробейна, Блестовид, Гуричев, Березый, Ольго, Глухов, Рыльск, Хоробор, Радощ, Воротинеск, Синин Мост, Ропеск, Оргощ, Зартый, Росуса, Чичерск, Свирельск, Лопасна, Трубецк… (БСЭ, 2-е издание, т. 47, стр 162).

И это – только Северная земля. А была ещё Полянская, Вятичская, Скривская, Древлянская… И всем этим краем «володел» Владимир Древний. Вот где зародились и наш язык, и наш костюм. И наша государственность, и наш эпос. Городищенская, докиевская Русь была цивилизацией гомеостаза – равновесия с природой. Язычество не давало людям входить в противоречие с внешним миром. Ведические верования предков производили человека напрямую от природы, а через неё – от Бога, и всякие поползновения на Божий Мiр были грехом. То был мир интенсивного развития.

И всё это богатство спустя сотни лет получил другой Владимир – князь Красно Солнышко.

Именно Красно Солнышко завязал на истории Родины ещё один узел. На пороге тысячелетий он крестил Русь. Образно говоря, если до него Россия развивалась по всей окружности, расширяясь и распространяя своё влияние окрест, около, «коло себя», то с принятием христианства она обрела свой вектор в солнцевороте христианства.

Не будем о том, – хорошо это или плохо. Напомню лишь, что и на этом тысячелетнем пороге Россией правил человек по имени Владимир. После него Русь Владимира Древнего исчезла, «аки не бысть», и возникла новая мировая держава – Третий Рим.

Эта держава, на мой взгляд, развивалась уже не за счёт души и внутреннего содержания человека, а за счёт окружающего мира. Тысячу лет христианства мы живём вне гомеостаза, – вне равновесия с природой. Мы лишь транжирим духовные богатства, собранные и накопленные нашими пращурами – единоверцами Владимира Древнего.

Конечно, Киевская Русь, Московское государство, Российская империя вписались именно в экстенсивную модель остального мира. Иначе было нельзя, и что случилось, то случилось.

Не знаю, что сломалось в хронологическом календаре, но смена тысячелетий в России наступила на сотню лет раньше, чем в иных землях. И в начале ХХ века, на сломе исторической и государственной традиции России, у кормила её опять оказался Владимир. Владимир Ильич Ленин.

Опять-таки не станем давать оценку русскому ХХ веку. Лишь скажем, что к концу его календарь опять вернулся в общемировое русло. Россия вошла в третье тысячелетие христианства наравне с другими странами.

И на смене эпох и тысячелетий на русском, условно говоря, троне, опять оказался Владимир.

Что это? Простое совпадение? Знак свыше? Игра случая?

Не думаю. Цивилизационные процессы столь закономерны, что случайностей тут не бывает. В знаковом Владимире Путине мне видится ещё один русский узел. Судите сами: Россия исчерпала оба известных пути развития – интенсивный и экстенсивный. Мы стоим на пороге новой данности. И боюсь, что это будет время государства без государственности. Что-то такое, что мы уже называем глобализмом. И на каких основах войдёт в этот мир Россия, – мы ещё не знаем.

Я боюсь, что на Земле вообще заканчивается цивилизационный процесс. Вырождаются и мельчают народы, уходят мораль и тяга к знаниям. Люди становятся биообъектами с узкими и яркими потребностями.

Помню, в семидесятые годы я работал прицепщиком в колхозной тракторной бригаде. Кто знает, что такое сельхозтехника советской поры, – тот меня поймёт. Это были чудовищно тяжёлые, запредельно металлоёмкие машины. Но эта техногенная инфраструктура как раз и являла собой особо зримый признак цивилизационности. И однажды я очень остро ощутил, что цивилизация кончилась, что начался её распад и падение. Это случилось, когда в отряд пришли новые тракторы Т-74. Это были первые машины с облегчёнными, ординарными направляющими колёсам гусениц. Колёса эти назывались ленивцами.

Вроде, ничего не случилось. В стране – эпоха развитого социализма, железа меньше не стало, а – вид упрощённого ленивца делал трактор пришельцем из другого времени. С тех пор таких примет возникало всё больше и, наконец, это другое время нагрянуло.

Я опять всё это к тому, что история не случайно в свою узловую точку поставила человека с именем Владимир. Как будто тысячелетний порог закольцевал развитие Руси именно на человеке с таким именем. Скорее всего, мы, люди нынешнего дня, так никогда и не поймём смысла этого выбора истории. Но нынче, 28 июля, давайте вспомним Ангела крещённой России.

Имя его – Владимир.

 

 


№103 дата публикации: 01.09.2025

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2025