ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №103 / Осень 2025

Читателям Содержание Архив Выход

Бориэль Сим

 

О феномене иллюзии полноты миропонимания
в эпоху искусственного интеллекта

 

«Я вполне допускаю, что, достигнув достаточно высокого уровня цивилизации, человечество по собственной воле вернется к варварству; или же откатится назад просто от неспособности поддерживать достигнутый высокий уровень» [Сомерсет Моэм, 1896 г.]

«Мы изменили своё окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении» [Норберт Винер].

 

Вот текст, выданный искусственным интеллектом GOOGLE в июле 2025 г. в ответ на словосочетание «иллюзия полноты миропонимания»:

«...это психологический феномен, когда человек ощущает, что понимает мир во всей его сложности и многогранности, хотя на самом деле его знания и понимание ограничены и субъективны. Это может проявляться в уверенности в своей правоте, неспособности признавать альтернативные точки зрения или в преувеличении собственной компетентности. Суть иллюзии: Люди склонны верить, что они понимают мир, каким он есть на самом деле, но на самом деле их восприятие искажено личным опытом, предубеждениями и ограниченными знаниями.

Последствия: Эта иллюзия может приводить к неадекватным решениям, конфликтам с другими людьми, а также к упущенным возможностям для обучения и развития…

В заключение, иллюзия полноты миропонимания – это распространенное когнитивное искажение, которое может негативно влиять на жизнь человека. Осознание этой иллюзии и стремление к критическому мышлению помогают преодолеть это ограничение и расширить своё понимание мира».

 

По моему мнению, иллюзия полноты миропонимания – одна из основных причин трагедий человечества, отчасти объясняющая его безумную историю. Нижеизложенное основано на личных представлениях автора о предмете.

Миропонимание человека складывается из объективных знаний, мировоззренческих идей, субъективных ощущений, а также коллективных и индивидуальных фантазий. Представления индивидуума о мире несовершенны, фрагментарны и отличаются от представлений других. Если человек что-то не знает, то это «что-то» просто отсутствует в его завершенной картине мира, ничуть не мешая жить. При этом фрагментарность и ошибочность собственных представлений не замечается. Хотя с приобретением нового знания эта картина уточняется, у большинства психически здоровых людей, как высокообразованных, так и невежд, она выглядит полной и завершённой.

Иными словами, прекрасно зная о том, что их представления отличаются от представлений других, люди не испытывают острой потребности в подтверждении истинности своих представлений, подобно тому, как нуждаются в удовлетворении чувства голода или жажды. У подавляющего большинства ущербность их миропонимания вообще не вызывает какого-либо дискомфорта – люди просто считают свои представления правильными (в противном случае они бы их скорректировали). Именно таким автору представляется феномен иллюзии полноты миропонимания (ИПМ) – удивительный и недооценённый – важный ключ к объяснению судьбоносных поворотов в жизни отдельного человека, государства, вплоть до безумной истории человечества – если на них взглянуть именно с этой точки зрения.

 

* * *

В основе проблематичности договориться о чём-то, придти к консенсусу – не только различия в знаниях и мировоззрении, но собственно ИПМ. Проявления этой иллюзии точно подмечены в поговорках и притчах, например, «сколько людей – столько мнений», «где два еврея, там три мнения». Невольно вспоминается часто цитируемая притча о слепцах, ощупавших разные части слона и уверенно заявлявших о том, что из себя представляет это животное. Негативизм, упрямство, предубеждения, инерция мышления, «идиотизм» (полезные идиоты) – типичные спутники и черты ИПМ.

Приходит на ум гештальт психология, открывшая у людей тенденцию к завершенности любых знаний и представлений, подсознательного стремления соединить отдельные детали в некую в единую картину. Психологи как бы говорят: не удивляйтесь, это обычная, свойственная человеку особенность мышления. Тем не менее, удивляться есть чему, и размышлять есть над чем.

ИПМ мы наблюдаем и в мире животных, но на видовой основе, не индивидуальной, как у людей. При этом они прекрасно обходятся теми скромными знаниями и инстинктами, кои характерны для их вида. Их миропонимание включает всё необходимое «знание» для успешного выживания – для обнаружения и дифференцирования подходящей и не подходящей пищи, строительства жилищ, защиты от врагов и природных стихий, нахождения партнёров и размножения во исполнение заповеди Творца «плодитесь и размножайтесь».

Иным простым видам, обладающим немногими нейронами, удалось сохраниться на этой планете на протяжении миллионов лет. Их крошечная по объёму знаний картина мира по сравнению с человеческой может показаться убогой, но оказывалась вполне достаточной для их существования по причине адекватности реальности мироздания, можно сказать, гармоничности.

Дольше просуществовал генотип, лучше приспособленный к фактическим условиям и обстоятельствам. Это то, что заметил Чарльз Дарвин, предположив, что таким же путём шла межвидовая эволюция, что наукой пока не доказано. Автору этих строк больше нравится креативистское объяснение: в Небесных лабораториях создавались генотипы по принципу от простого к сложному, и ими осеменялась планета. Вероятно, с посещением её инопланетными аппаратами.

Животные не строят планов порабощения или уничтожения себе подобных. В естественной среде в их картинах мира отсутствуют фантазии, способные внести диссонанс в заложенную творением гармонию, хотя люди могут выдрессировать животное как убийцу. Люди наделены свободой воли, их воображение и фантазия неотделимы от процесса мышления. Их мировоззренческие отличия бывают настолько серьёзными, что становятся причиной раздоров от семейных конфликтов вплоть до развязывания войн, уносящих сотни тысяч – миллионы жизней, в конечном счёте, без пользы. Ещё Плиний Старший заметил: «Стыдно признаться, но ведь из всех живых существ лишь один человек не знает, что для него полезно».

Возьмем единственный факт: верующих в Высший Разум на планете ныне около 83% населения. При этом число разных религиозных сект и конфессий составляет десятки тысяч и быстро растёт, и нет признаков объединения и слияния. При едином Боге это убедительное следствие феномена иллюзии полноты миропонимания на фоне дефицита разума[1].

В числе практик, иллюстрирующих феномен ИПМ, наряду с сектами – создание мифов, концепций и «теорий». Родители передают свою веру и свои мифы детям. Среди наиболее известных – геоцентрическая концепция мироздания, «теория» плоской Земли, отрицание Холокоста и антисемитизм, миф о постановочности пребывания космонавтов на Луне, возведение дарвиновской гипотезы происхождения видов в разряд теории. Обращает на себя внимание фанатизм, с каковым эта убеждённость отстаивается.

 

* * *

Незнание, некомпетентность, наличие пробелов в картине мира не кричат о себе, не стимулируют людей проявлять скромность в поведении и стремиться к познанию истины. ИПМ не мешает самоуверенному продолжению существования каждого со «своей правдой». Последствия ИПМ – многочисленны. Заслуживает внимания аспект, связанный с образованием, где этот феномен проявляется в неосознанном сопротивлении быстрому, глубокому и упорядоченному обретению человеком новых знаний[2].

Бертран Рассел заметил: «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать». Иллюзия полноты миропонимания всегда была серьёзным препятствием на путях принятия истины и взаимопонимания. Среди прямых следствий – преднамеренные искажения истории и фактов политиками, ложь СМИ, взаимная ненависть[3], религиозные, гражданские и захватнические войны, геноцид. Ядерный вариант осуществления безумных планов фанатичных лидеров уже на повестке дня, и со всё большей вероятностью средствами международного террора.

Угрозы нередко звучат вполне варварски, как, например, угроза иранских аятолл, стремящихся овладеть ядерным оружием, уничтожить Израиль (буквально: «стереть с лица планеты сионистское образование[4] »). Напомним, что речь идёт о крошечном клочке поверхности планеты, составляющем менее одной тысячной от площади мусульманских стран. Но ИПМ аятолл мешает им признать как ветхозаветную историю еврейского народа, так и фетвы Корана, многократно упоминающие Израиль, иудейских царей и еврейских пророков. Уважаемые знатоки ислама доказывают, что в Коране нет антисемитизма[5].

 

* * *

На фоне новостных сводок, напоминающих компьютерную хоррор-стратегию на выживание, происходит становление и быстрое развитие алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ). В блогах обсуждают, а что, если некий компьютерный вирус в неведомый момент овладеет серверами ИИ... Писатели фантасты и сценаристы описали множество вариантов гибели человечества, – есть из чего выбрать.

Благодаря феномену полноты миропонимания, люди живут как бы по инерции, они утрачивают чувство реальности и бдительность, способность быстро обнаруживать истинный источник смертельной опасности и адекватно реагировать на него. Интересанты-популисты, обретшие власть, успокаивают граждан: всё хорошо, – ведь это я у руля. Альберт Эйнштейн объяснил это так: «Наш мир является опасным для жизни местом, но не потому, что некоторые творят зло, а потому, что все остальные видят это и ничего не делают».

Большинству известно о так называемой красной кнопке на ядерном чемоданчике. Сотни миллионов могут погибнуть в один момент по причине неразумной ИМП какого-то лидера, даже не успев понять, что именно произошло. Армагеддон не предотвратить нажатием на волшебную кнопку, упование лишь на чудо Бога Милосердного, способного вразумить. Размышляя о причинах безумной истории человечества, феномен иллюзии полноты миропонимания я бы поставил на второе место по важности после феномена дефицита разума у большинства душ, воплощающихся на этой планете[6].

 

* * *

У людей миллионы разных представлений, и они опираются на них, так как считают их правильными. Но...высшая реальность Творца не зависит от того, желает конкретный человек принимать её во внимание или нет, она существует помимо его воли, и исследователи шаг за шагом её постигают. Одна из целей создания ИИ, основанного на больших данных, накопление и фильтрация знаний, максимально приближенных к научной картине мира на текущий момент. Достижения поразительны (не будем их здесь перечислять), фундаментальная проблема – в понимании смыслов, как люди. От этого зависит качество перевода с одного языка на другой, адекватность и точность ответов поисковиков. Но главное – полноценная возможность замены человека, уверенность в том, что на ИИ можно положиться. Алгоритмы человеческого мышления до конца не ясны, потому перспектива выглядит туманной[7].

ИИ обладает огромными знаниями по сравнению с человеком, вопрос о том, свойственна ли ему ИПМ, может показаться нелепым, однако всё не так просто. Создатели ИИ заинтересованы в объективности и точности накопленных знаний и вынуждены оберегать продукт от случайных и преднамеренных искажений. Ложь, несоответствие имеющейся физической картине мира и законам логики – основательные причины перевести информацию в разряд подозрительной, нуждающейся во всестороннем анализе. ИИ должен быть защищён не только от «стирания мозгов», но и от своего рода «нейролингвистического программирования» интересантами. Но, увы, это имеет место быть, как и проблема идентификации фейков, а также надёжности источника информации. Пока не будет достигнуто адекватного понимания человеческих смыслов, эта проблема сохранится, и об абсолютной полноте миропонимания ИИ утверждать будет невозможно. И даже после этого, – пока в мире царит ложь, производимая интересантами с отличающимися ИПМ.

 

* * *

Существует мнение, якобы нет ничего опаснее невежества. Миллиарды часов тратятся на то, чтобы обучить физике, алгебре и другим наукам будущих продавщиц и маникюрш. А израильские ультраортодоксальные раввины на протяжении многих десятилетий упорно изолируют свою молодёжь, изучающую наставления Творца, пророков и мудрецов, от постижения упомянутых «светских премудростей», а также иностранных языков, хотя их далёкие предки стремились дать детям университетское образование. Парадокс? Но нужно ли оно им будет в эпоху образованного в высшей степени ИИ, когда придётся радикально пересмотреть цели и стратегии обучения людей. Как заметил Герберт Спенсер: «Знание законов жизни несравненно важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию и самосохранению, есть знание первейшей важности».

Вопросов много. Не превратится ли большинство людей в роботов, зависимых от машинного интеллекта? Где в ближайшем будущем пройдёт грань между человеком образованным, интеллигентным и невежественным, между людьми и ИИ?.. Совсем недавно это была тема писателей-фантастов, ныне – бесчисленного числа публикаций и постов. По моему представлению, эта грань была и останется в наличии продвинутого разума и сознания со всеми присущими человеческой душе высокими качествами, включая веру в Творца, в необходимость соблюдения Нравственных Заповедей, в бессмертие души. Очень многие и сегодня находятся за этой гранью.

Что касается перспектив понимания смыслов, как люди, вопрос по сути сводится к возможности обретения ИИ сознания и разума, аналогичного выдающимся представителям рода человеческого. Создатели ИИ вплотную приблизились к категориям, которые мы относим к функциям души, в этом месте работа остановилась. Ведутся дискуссии, известны планы разобраться с разумом и сознанием в ближайшие годы, но существует основательный скептицизм. На деле пока мы видим только имитацию[8]. Нет у ИИ ни души, ни самосознания, а на вопрос, что это такое, где находится и возможно ли перевоплощение душ, наука ответа не имеет. Карл Юнг, например, о перевоплощении говорил: «Я легко могу себе представить, что мог жить в прежние века и столкнуться там с вопросами, на которые я ещё не был в состоянии ответить; что я должен был родиться вновь, ибо ещё не выполнил порученного мне задания».

 

* * *

При всём при этом едва ли кто решится отрицать тот факт, что, в отличие от животных, люди обладают продвинутым разумом, такова особенность душ человеческих уровней развития сознания. Эти уровни начинаются почти от животного – для душ, впервые воплотившихся в человеческом облике, – вплоть до обладателей уникальных способностей, наитствуемых Небесами, – выдающихся поэтов, композиторов, изобретателей, посланников Творца – учителей человечества.

У людей с разным уровнем развития сознания проявления ИПМ существенно различаются. Автор на протяжении десятилетий изучал причины проблем сосуществования и обнаружил их в драматическом различии уровня развития сознания при преобладании на планете малоразвитых душ[9].

 

И в заключение две цитаты:

«Можем ли мы жить без веры в правильность норм нашей жизни? Нет, без веры человек делается бесплодным, беспомощным. Без веры человека охватывает ужас и панический страх. Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующих поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех, – или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности. Опасность прошлого в том, что людей делали рабами. Опасность будущего в том, что люди могут стать роботами». Эрих Фромм.

«Люди переживают трагедии, созданные ими самими. Недостаток широты взглядов и суждений, ограниченность сознания мешает им усмотреть сложности со многих сторон и найти точки соприкасания и новые возможности для укрепления мужества и роста духовного...» Е. И. Рерих.

10.08.2025

 

Примечания:

[1] Бориэль Сим. Религиозные войны и либерализм: катастрофический дефицит разума. Журнал «Грани Эпохи», № 102, Лето 2025, https://www.facets.ru/index.htm?article=10220

[2] К вопросу об оптимизации образования. На наш взгляд, ИПМ является одной из основных причин ригидности к восприятию нового наряду с инерцией мышления, непроизвольным отсутствием концентрации, переключением внимания, неупорядоченностью багажа знаний, и далеко не в последнюю очередь упрямством и ленью. Это отражается на качестве и продолжительности человеческого образования. Например, полный курс высшей математики в печатном виде составляет около двухсот страниц. При обычной скорости чтения порядка десяти страниц в день постижение этой науки заняло бы три недели. Современным алгоритмам искусственного интеллекта на подобную работу требуется многократно меньшее время. У молодых людей изучение высшей математики, начиная с арифметики, занимает в среднем около десяти лет. При этом университетское образование до сих пор сводилось к вольному пересказыванию лекторами материала, опубликованного в учебниках и пособиях. Многие конспектирующие за ним студенты не успевали понять и усвоить материал в реальном времени, надеясь вернуться к конспекту перед экзаменами. В итоге неразумная трата лучших лет жизни. В эпоху ИИ должны произойти радикальные изменения в методологии образования.

[3] В качестве примера следствий ИПМ рассмотрим распространённейшее явление на протяжении всей истории человечества – взимную ненависть. О причинах её возникновения можно строить разные предположения, но ввиду неубедительности доводов таковую часто называют беспричинной. Например, за что-то многие ненавидели и ненавидят евреев (антисемитизм). Тора (Ветхий завет Библии) объясняет это игнорированием (неисполнением) Союза, заключённого с ними Всевышним на вечные времена. Возникновение подобной «беспричинной» взаимной ненависти внутри самой еврейской среды в религиозной иудейской традиции считается тяжелейшим грехом, наказание за который Всевышний насылает суровейшие. И чтобы не было сомнений, что это Его рука, самые трагические события в жизни народа происходили в один и тот же день года по еврейскому календарю – 9-го ава. Среди них – разрушения Первого и Второго Иерусалимских храмов*, изгнание сотен тысяч евреев из Англии, затем из Испании, массовая резня (погромы) в Польше, Украине и Бессарабии и даже начало гитлеровской депортации из Варшавского гетто (подробнее: https://ru.wikipedia.org/wiki/Девятое_ава).

Масштабы взаимной ненависти меняются, но с этой злой напастью мы сталкиваемся и сегодня. Иудеи и христиане молятся об избавлении от неё и терпеливо ждут прихода Машиаха (Мессии), когда зло будет повержено.

* На иллюстрации представлен фрагмент барельефа на триумфальной арке Тита, построенной в Риме спустя 11 лет после победы в Первой иудейской войне (фото из Интернета). В 70 г. н.э. Иерусалимский Второй Храм, простоявший шесть столетий, был разграблен и разрушен римлянами под предводительством Тита. Воины на барельефе несут украденные из него предметы, среди которых золотая менора. Тех, в чьей ИПМ отрицается ветхозаветная история евреев на земле Израиля, этот артефакт ставит в тупик.

[4] В связи с небывалым ростом антисемитизма на планете, маскирующегося под антисионизм, приводим фрагмент открытого письма Мартина Лютера Кинга своему сподвижнику, высказывавшемуся против Израиля:

«...Ты утверждаешь, мой друг, что ты не ненавидишь евреев, что ты всего лишь "антисионист". Но я скажу, и пусть правда разнесётся с вершин высоких гор, пусть она эхом отразится в зелёных долинах земли Господа: Когда критикуют сионизм, – подразумевают евреев. И это – Божья истина. Антисемитизм – эта ненависть к еврейскому народу – всё ещё остаётся несмываемым пятном на душе человечества. И в этом мы с тобой полностью согласны. Но знай же и это: антисионист – наследник антисемита, и всегда был таким. Почему это так? Ты знаешь, что сионизм – это всего лишь идеал и мечта еврейского народа о возвращении в свою землю. Еврейский народ, как сказано в Книге, когда-то процветал в Святой Земле. Но из этой Земли он был изгнан римским тираном. Тем же самым тираном, который жестоко убил Нашего Господа. Изгнанный со своей родной земли, сжигаемый, принуждаемый скитаться по всему земному шару, еврейский народ бесконечное число раз страдал от плети всякого тирана, под власть которого подпадал… Чёрный народ, мой друг, хорошо знает, что значит подвергаться унижению тираном, по законам, которые выбирал не сам… Как легко должно быть любому, кто поддерживает это неотъемлемое право для всего человечества, понять и поддержать право еврейского народа жить в своей древней Земле Израиля. Все люди доброй воли будут счастливы, исполняя обещание Бога, что Его Народ вернётся и в радости отстроит свою разграбленную землю. Это и есть сионизм. Не больше, но и не меньше этого. Тогда что такое антисионизм? Это – отрицание права еврейского народа, того права, которое мы справедливо требуем для народов Африки, и которым свободно располагают все другие народы Земли. Это – дискриминация евреев, мой друг, лишь за то, что они евреи. Короче, это – антисемитизм. Антисемит радуется любой возможности излить свою злобу. Наше время сделало непопулярным на Западе открыто выражать свою ненависть к евреям. И это стало причиной тому, что антисемит вынужден непрерывно искать новые формы и новые аудитории для своего яда. Какую новую маску надел он с большим удовольствием! Он больше не ненавидит евреев – он всего лишь антисионист!.. Пусть мои слова проникнут в самую глубину твоей души: Когда критикуют сионизм, всегда подразумевают евреев. Не заблуждайся...» (https://cursorinfo.co.il/interest/chto-dumal-martin-lyuter-king-o-sionizme-i-evreyah-interesnoe-pismo/)

См. также: https://madan.org.il/ru/news/osnova-antisemitizma-na-protyazhenii-tysyacheletiy-otricanie-pravdy-i-rasprostranenie-lzhi

[5] https://islam.ru/content/analitics/30339;

Согласно Википедии, Израиль (Исраил) упоминается в Коране около 40 раз, имя Моисея (Мусы) – 136 раз, имена еврейских царей: Давида – 16 раз, Соломона (Сулеймана) – 17 раз (для сравнения, имя Мухаммеда упоминается в Коране 5 раз). https://ru.wikipedia.org/wiki/Персонажи_Корана

[6] Бориэль Сим. Религиозные войны и либерализм: катастрофический дефицит разума. Журнал «Грани Эпохи», № 102, Лето 2025, https://www.facets.ru/index.htm?article=10220

[7] Современный ИИ не способен понимать смыслы, как люди, симулируя мнения по типу: «не знаю, но поговорить могу». Пока что это выглядит как тупик: https://3dnews.ru/1125442/sposobnost-ii-k-ponimaniyu-sobstvennih-slov-okazalas-potyomkinskoy

[8] Устройство человеческого мозга и алгоритмы мышления во многом не ясны, функционирование сознания остаётся загадкой. При этом «железо» нынешних версий ИИ в миллиарды раз «прожорливее»: https://www.tasnimnews.com/ru/news/превзойдет-ли-искусственный-интеллект-человеческий

[9] Результаты собственных исследований этой проблемы опубликованы в ряде работ, в том числе в более доступном для понимания – в трилогии «Пять жизней на Земле. Эволюция душ». Условно выделено пять ступеней (уровней) развития сознания души и представлены типичные особенности каждого уровня. Для удобства читателей основные положения собраны в тематические сборники из фрагментов трилогии под общим названием «ИНСТИТУТ ДУХОВНОКРАТИИ». Первый раздел – «МИРОПОНИМАНИЕ» созвучен рассматриваемым здесь вопросам. Типичные характеристики представителей первых трёх ступеней собраны в разделе «ДЕТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА». Описаны особенности грядущей эпохи ДУХОВНОКРАТИИ (с) (SPIRITUALOCRACY (c)) как альтернативы современной либеральной демократии. https://five-lives.com/институт-духовнократии/

 

 


№103 дата публикации: 01.09.2025

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2025