этико-философский журнал №103 / Осень 2025
Александр Херсонов
«Но если вера, которую Церковь передаёт христианскому человечеству, является живой верой, а благодать таинств – действенной благодатью, то возникающий в результате союз божественного и человеческого не может ограничиваться особой сферой религии, но должен распространяться на все отношения человека и должен возрождать и преобразовывать его социальную и политическую жизнь» [1].
В. С. Соловьёв. Портрет работы Н. А. Ярошенко 1892 года
Википедия: «Влади́мир Серге́евич Соловьёв (16 [28] января 1853, Москва – 31 июля [13 августа], 1900, Узкое) – русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик, преподаватель; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900).
Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких, Павла Флоренского, Семёна Франка, а также на творчество поэтов-символистов – Андрея Белого, Александра Блока и других.
Исследователи русской мысли признают Соловьёва наиболее крупным представителем русского идеализма. Владимир Соловьёв является одной из центральных фигур в русской философии XIX века как по своему научному вкладу, так и по влиянию, оказанному им на взгляды учёных и других представителей творческой интеллигенции. Он основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма. Он разработал новый подход к исследованию человека, который стал преобладающим в российской философии и психологии конца XIX – начала XX века».
Из биографии: «Приближение апокалипсиса Соловьёв связывал с «восточной опасностью», «жёлтой угрозой» – грядущим, по его мнению, вторжением японо-китайско-тибетской орды в Россию и Европу. В 1894 году он написал известное стихотворение «Панмонголизм». Соловьёв ввёл в оборот как таковое понятие панмонголизма, который в историософской концепции Соловьёва выражал идею исторического возмездия Европе со стороны народов Востока и сопоставлялся с завоеванием Константинополя мусульманами.
Если прекращение войны вообще я считаю невозможным раньше окончательной катастрофы, то в теснейшем сближении и мирном сотрудничестве всех христианских народов и государств я вижу не только возможный, но необходимый и нравственно обязательный путь спасения для христианского мира от поглощения его низшими стихиями. Мне кажется, что успех панмонголизма будет заранее облегчён тою упорною и изнурительною борьбою, которую некоторым европейским государствам придётся выдержать против пробудившегося Ислама в Западной Азии, Северной и Средней Африке».
Всемирная история. «Соловьёв принимает идею прогресса. Дикость сменяется цивилизацией, а национальные монархии – всемирными монархиями. Ассиро-вавилонскую монархию сменяет мидо-персидская монархия, а ту – македонская монархия. Первой истинной вселенской монархией Соловьёв называет Римскую Империю. Цель истории – это богочеловечество. Концепция «конца всемирной истории» рассмотрена Владимиром Соловьёвым в книге «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», под которым он понимает второе пришествие Христа, Божий суд и конец борьбы добра со злом на Земле» [2].

Микрокосм символического рождения В. С. Соловьёва
В авторском расположении планет микрокосма обнаруживается следующий ряд: Солнце 9 Водолея; Нептун 10 Рыб; Плутон 30 Овна; Уран 5 Тельца; Сатурн 11 Тельца; Луна 18 Девы; Юпитер 17 Стрельца; Венера 12 Козерога; Меркурий 20 Козерога; Марс 8 Водолея.
«Формула жизни» обнаруживает: «Динамичное включение новых социальных ценностей, воплощающий духовный потенциал – в способности обрести силы и умения действовать в духовно-ментальной сфере – с пониманием естественных границ – при непостоянстве всех материальных и социальных связей – в развитии сил и способностей ума, на которых основано эго-сознание – при способности соприкоснуться с глубокими тайниками бессознательной души и чувствительности к психическим указаниям – в жажде групповой причастности к процессу возрождения, стимулируемой культурой – исследовать малознакомые сферы и открывать законы – осуществляя творческие функции посредством участия в групповом действии, посвящённом трансцендентному единству – вдохновением и предвосхищением того, что будут испытываться в рождающейся культуре, провозглашающей новое коллективное развитие».
Итак, остановимся на главной черте натуры В. С. Соловьёва открытой тайным знанием, его основного достоинства: «Динамичное включение новых социальных ценностей, воплощающий духовный потенциал в способности обрести силы и умения действовать в духовно-ментальной сфере».
Меркурий, как управитель судьбы, представлен картиной-символом: «Пятилетний ребёнок, несущий мешок с бакалейными товарами».
Символ означает: «Способность справиться, когда нужно принять социальную ответственность, превышающую возможность нормального развития».
Картина- символ Солнца: «Флаг превращается в орла».
Символ означает: «Динамичное включение новых социальных ценностей в индивидуумах, воплощающих духовный потенциал и величайшее значение этих ценностей».
Символ Луны: «Гадальная доска».
Символ означает: «Способность соприкоснуться с глубокими тайниками человеческой души и чувствительность к психическим указаниям и приметам».
Символ Венеры: «Иллюстрированная лекция по естественным наукам открывает малоизвестные аспекты жизни». Символ означает: «Способность исследовать малознакомые аспекты жизни и открывать законы, лежащие за сложными процессами природы».
Символ Марса: «Красиво одетые восковые фигуры на выставке». Символ означает: «Предвосхищение того, что будет испытываться в рождающейся культуре, провозглашение нового коллективного развития».
Символ Юпитера на вершине Дома «Религия» (VII): «Пасхальная утренняя служба собрала большую толпу».
Символ означает: «Стимулируемая культурой жажда групповой причастности к процессу возрождения».
Символ Сатурна: «Женщина, поливающая цветы в своём саду».
Символ означает: «Развитие сил и способностей ума, на которых основано эго-сознание».
Символ Урана: «Золотая чаша на конце радуги».
Символ означает: «Богатства, приходящие от связывания небесной и земной природы».
Символ Нептуна: «Лётчик следует своим курсом, пролетая сквозь скрывающие землю облака».
Символ означает: «Способность человека обрести силы и умения, позволяющие ему, преодолевая природные ограничения, действовать в ментально-духовной сфере».
Символ Плутона: «Утиный пруд и выводок утят».
Символ означает: «Понимание естественных границ.
1. Глубинная сущность натуры указывает на человека, переоценивающего свои силы и ввязывающегося в ссоры, из которых всё равно нет никакого проку. После неприятностей и бесполезной траты энергии, к своему большому сожалению, такой человек может обнаружить, что своими похождениями он не добился ничего и лишь заработал безумие в награду. Это символ Ошибочности и Неловкости.
Из биографии: «28 марта 1881 года Соловьёв прочитал лекцию, в которой призывал императора Александра III помиловать цареубийц Александра II, во имя христианского милосердия, из-за чего ему было на некоторое время запрещено чтение публичных лекций, что, в конечном итоге, повлияло на прекращение университетской карьеры».
2. Вопрос благополучия указывает на человека романтической, но сумасбродной природы, ценящего земные безрассудства больше, нежели мудрость. В своей погоне за счастьем он не найдёт ничего, кроме утомления, истощения и пустоты. Это символ Дезориентации.
Из биографии: «Семьи не имел. Жил большей частью в имениях своих друзей или за границей. В 1900 году переписывался с Анной Шмидт. Развёрнутое образное описание внешности «великого мистика» оставил Андрей Белый в поэме «Первое свидание».
3. Способ жизненного самовыражения указывает на человека, вся жизнь которого посвящена поиску истины, придающую ему, помимо простой веры, твёрдую уверенность в себе. Он никогда не усомнится в своём пути, несмотря ни на какие невзгоды, происходящие вокруг. Так же как Великий Небесный Архитектор, завершающий своё Земное Творение, он прозревает Драгоценное Чудо своего земного паломничества и, созерцая это, – обретает знание. Это символ Фундаментальных Основ.
Читаем: «Соловьёв считал возможным быть вполне католиком, не переставая быть в то же время и вполне православным. Он просто-напросто отрицал сам факт действительного разделения церквей, допуская, что разделение существует только на поверхности и не касается самой внутренней сущности церковной жизни <…> он категорически заявляет «что <…> русская религия, если понимать под этим термином веру народную и богослужение, вполне православна и кафолична» [4].
4.Местожительство указывает на того, кто будет вынужден бороться и прилагать значительные усилия на протяжении большей части своей жизни, – человека, которому придётся часто использовать свою изобретательность для того, чтобы избавить себя от волнений и путаницы. У такого человека могут быть финансовые трудности и сложности с имуществом и недвижимостью. В конце концов, вероятно, даже посреди невзгод взойдёт и его звезда, и он восторжествует над врагами и порочными условиями. Это символ Стратегии.
5.Естественные желания и дружеские привязанности указывают на непостоянного человека, любящего попутешествовать. Он неплохо зарабатывает с помощью кораблей, перевозок грузов и пассажиров. Находясь в плавании, он ощущает себя действительно счастливым. Как правило, такому человеку везёт с друзьями, и он удачлив в своих жизненных начинаниях. Это символ Путешествий.
6.Повседневность указывает на того, кто слишком чувствителен к грубой пище и крепким напиткам, которые выводят его из состояния равновесия, повреждая тонкое устройство его чрезвычайно чувствительного мозга. Такое обычно случается из-за чрезмерного потворства своим желаниям, когда этот человек становится доступным соблазнам и поддаётся пагубным предложениям. Если он устоит против этих пороков, его таланты впоследствии дадут о себе знать и принесут ему известность. Это символ Наваждения.
«Исследователи убеждены в том, что он подорвал свой организм значительными периодами поста и интенсивными занятиями, а кроме того, постепенно отравлялся скипидаром, разрушительно действующим на почки [5].
7.Сотрудничество указывает на романтическую личность с артистическим темпераментом, увлекающуюся поэзией, искусством и теми научными исследованиями, которые возвышают человеческую душу над условностями нашего мира, зовут её ввысь, навстречу лунным горам и звёздным пространствам. Такой человек может оставить после себя научные работы, романы и стихи, которые переживут его. Но что бы этот человек ни делал и чем бы он ни занимался, он верит в это и всегда доводит дело до положительного результата. Это символ Приобщения.
Из биографии: «Философские построения В. Соловьёва оказали значимое влияние на русский символизм начала XX века. При этом, когда в 1894–1895 году Валерий Брюсов выступил со сборниками «Русские символисты», Соловьёв выступил со злыми и меткими пародиями на его стиль. На соловьёвские идеи во многом ориентировались Андрей Белый, Александр Блок и Вячеслав Иванов, хотя каждый из них по-своему спорил с учителем».
8. Возможность несчастных случаев указывает на чрезвычайно выносливого человека, заставляющего себя упорно трудиться, – здоров ли он или болен, с тем, чтобы убрать все препятствия, стоящие на пути осуществления своих желаний. Здесь мы видим соединение умственной, душевной и физической силы – троица, которая проносит этого человека сквозь опасность и самые неблагоприятные обстоятельства. Рождаясь, душа восстаёт из мира теней, жизнь движется вперёд и вместе с нею чарующие огни удивительных храмов становятся достижимы, а постоянство порождает бессмертие. Это символ Упорства.
9. Умственные и духовные интересы указывает на мужественную, упрямую и решительную личность, твёрдо придерживающуюся того, что она говорит. Если такого человека затянет политическая жизнь (или религия и философия), он станет государственным деятелем, твёрдую и непреклонную позицию которого одобрят его друзья, но о ней пожалеют его враги. Это символ Умения Держать Слово.
Из биографии: «Стержнем философии Соловьёва является категория «всеединства». Основной идеей его религиозной философии была София – Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. По мнению Соловьёва, этот образ встречается в Библии. Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается».
Из биографии: «Отношение Соловьёва к евреям было последовательным выражением его христианского универсализма, этических принципов, предписывающих любить все народы как свой собственный. Отвержение евреями Иисуса представлялось Соловьёву величайшей трагедией, предопределившей всю будущую историю еврейского народа, однако философ возлагал вину за упорное неприятие евреями христианства не на евреев, а на самих христиан».
«Народ иудейский, показывающий самые худшие стороны человеческой природы, «народ жестоковыйный» и с каменным сердцем, этот же самый народ есть народ святых и пророков Божиих»… Решением «еврейского вопроса» философ считал экуменизм – объединение иудаизма с православием и католичеством на общей религиозной основе. На смертном одре Соловьёв молился за еврейский народ и читал псалом на иврите. После смерти Соловьёва в синагогах читались молитвы за упокой его души».
10.Потенциальные возможности личности указывают на того, кому улыбается Слава и кто достоин, получить её благоволение. У этого человека есть чувство собственного достоинства, и он будет пользоваться уважением, которое придёт к нему после многих усилий, разочарований и периода безвестности. Этот человек руководствуется разнообразными чувствами и одарён превосходным и пылким воображением. Он аккуратен, образован, артистичен и обладает значительными духовными способностями и пониманием сокровенного. Это символ Восхождения.
11.Вхождение в общественные отношения указывают на трезвую и здравомыслящую личность с естественными склонностями к оккультным наукам. Он относится с уважением к эзотерическим знаниям, и сам талантлив в этой области. Будучи человеком разумным, он отказывается следовать за традиционной мыслью, так же как и не хочет идти на поводу у поверхностных мнений загипнотизированной толпы. В целом его жизнь складывается удачно. Он несколько медлителен, но обладает подлинным чувством сострадания, действующим заодно с его умом. По мере того как этот человек будет эволюционировать, начнёт открываться его духовное зрение и он поймёт и осознает такие вещи, которые раньше принимал лишь с оговорками. Именно последний период жизни этого человека станет тем временем, когда ворота истинного знания откроются для его души. Это символ Контроля.
Из биографии: «Теоретические истоки философии Соловьёва коренятся в многовековой мистической традиции – от Платона и неоплатоников до позднего Шеллинга, творца «философии откровения», Шопенгауэра и Гартмана. На философию Соловьёва оказали большое влияние идеи русского религиозного мыслителя Николая Фёдорова. Соловьёв считал Фёдорова своим «учителем и отцом духовным», называл гениальным мыслителем».
12. Лишения и страдания указывают на любителя приключений, на того, кто склонен к риску и нарывается на неприятности, его доля – нести крест страданий в пространствах света. Он, вероятно, одарён некоторыми возвышенными чертами характера, но излишняя поспешность и стремительность приводят его к ошибкам, угрожая сделать посмешищем в глазах врагов. Это символ Отклонения.
Литература:
1. Соловьёв Владимир (1948). «Россия и Вселенская Церковь». Перевод Герберта Риса. Издательство Geoffrey Bles Ltd. стр. 10.
2. Оберлендер Эрвин; Катков Джордж. (1971). Россия вступает в двадцатый век, 1894-1917. Schocken Books. стр. 248.
3. Дэйн Радьяр. «Астрологическая мандала», М.: Сампо, 2006.
4. Предисловие кн. Е. Н. Трубецкого к изд. «Владимир Святой и христианское государство». – М.: Путь, 1913. – С. 6, 7, 47.
5.Величко В. Л. «Владимир Соловьёв. Жизнь и творения».
№103 дата публикации: 01.09.2025
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2025