этико-философский журнал №103 / Осень 2025
Александр Файнлейб
Однополюсным сознанием обладают все, биполярным очень немногие.
Путь к нему труден и очень тернист.
Особенно труден он в процессе познавания человека.
ГАЙ 1962 г., 389
Материалом для настоящей публикации послужили записи Граней Агни Йоги (ГАЙ), представленные ниже.
ГАЙ 1960 г., Янв. 16. «Не было бы счастья, да несчастье помогло. Так оно и бывает. Один полюс служит основанием для проявления другого, противоположного. Усмотреть в теневом полюсе явления его антитезу будет ступенью познавания биполярного. Оно даёт силу мужественно встречать противные явления жизни, коль ручательства утверждены их другой стороной. Уметь находить добро или положительное начало во всём будет означать практическое применение этого принципа в жизни. Тактика Адверза [представлена в публикации [1], – А. Ф.] и использует именно этот двойственный аспект каждой проявленной вещи, давая возможность отрицательному явлению выявить всю свою сущность, для того чтобы подавить её лучом света. …»
ГАЙ 1960 г., Май 8. «Друг Мой, со Мною надо пройти через радость и горе, здоровье и болезнь, успех и неудачи, лёгкость и трудность. Словом, через биполярности мироощущения сознания. В достатке легко забывается Учитель, равно как и при болезнях, но когда никакие противоположности внешних условий уже не влияют на взаимоотношения с Учителем, тогда правилен путь. Колеблющиеся, сомневающиеся, неустойчивые, двоедушные, страдающие малодушием, преданности не знающие – не надо вас. Не удержать вам Серебряной Нити».
ГАЙ 1960 г., Июль 25. «Агни бесполый. Трансформатором огня служит сердце, которое всеначальную энергию делает биполярной, то есть светлой или же тёмной. Конечно, по структуре своей двойственен Агни, но – в высшем аспекте и поверх чувств и страстей человеческих. Когда же он устремляется сердцем, то сердце и накладывает на него печать тьмы или света. Вот почему в древних писаниях сказано, что имеет значение для человека не то, что входит в него извне, но то, что исходит от человека. Ибо всё исходящее из «уст его», то есть от него, трансформируется его сердцем и уже кармически связывается с человеком…»
ГАЙ 1960 г., Окт. 11. «Сын Мой, Считаю нужным предупредить о том, что всё построение на личных чувствах – непрочно. Само слово «чувство» указывает на его преходящую и меняющуюся природу, ибо относится к сфере астрала. Биполярность этой природы обуславливает неизбежность манифестации противоположного полюса чувства в самый ярый напор уявления какого-либо из его полюсов. Начинается обычно с полюса положительного, в данном случае светлого и приятного для общения, но проходит время, энергия полюса исчерпывает себя, как исчерпывает и должно исчерпывать себя всякое чувство астрала, и на сцену выступает полюс противоположный, антипод первого. Если первое чувство было приязнью, неприязнь уявляется в степени, равной приязни. Этому порядку подвержены все чувства астрала. Отсюда их ненадёжность и невозможность базироваться на них и строить на них свои взаимоотношения с людьми, астральное начало в которых превалирует над другими. В этом смысле можно понимать и изречение «Не надейтесь на сынов человеческих». Там, где астрал главенствует, не ищите прочных взаимоотношений, привязанности и дружбы. Каждое выявление чувств будет себя отрицать во времени. Не поддавайтесь на приманку движений астрала, какими бы привлекательными они ни казались, так как за каждым стоит их антипод, долженствующий уявиться какое-то время спустя. Астральный подход к Учению Света самый ненадёжный. Астральный подход к Руководителю чреват многими неприятными неожиданностями. Ярым примером предательской сущности астрала служат слова: «осанна» и «распни Его». Суровость бесстрастия надо явить ужимкам астрала. Из них родится предательство, отступничество и уползание. Сотрудничество, основанное на личных чувствах, непрочно. Личность есть вместилище самости, несовместимой ни с подвигом, ни с самоотверженностью. Высшие качества духа – любовь, преданность, бесстрашие и другие – надо пронести поверх движений в астрале, иначе не утвердить их в себе».
ГАЙ 1960 г. «…Чувства человеческие биполярны. Ощущая одно, непременно вызываем к манифестации и другое, противоположное. Много смеха к слезам – так считают в народе. И это верно отмечено народной мудростью. Так же как существуют сферы света без тени, так же есть и область космической радости без горя. Но это уже за пределами земных измерений. Этой ступени предшествует ступень сверхличных радостей и скорби. Не за себя, но за мир. Чашу яда земного дух испивает на последней ступени. Много сознанию надо вместить, прежде чем расширится оно до сознания космического. Но путь овладения всеми своими чувствами и ощущениями и подчинения их воле придётся пройти. И чем скорее, тем лучше. Воля родиться должна как бы вновь к осознанию своей мощи, пределом роста которой будет беспредельность. Не временные мы, а беспредельные, и эта беспредельность уявляется и утверждается в человеке во всех его чувствах, во всём микрокосме его.
Оптимист и пессимист, смотря на одно и то же, извлекают из него выводы совершенно противоположного порядка. Так, всё зависит от угла зрения. Но этот угол можно установить волей, поворачивая луч сознания в желаемом направлении. От человека зависит этот угол его зрения на окружающий мир, и выбирать и утверждать его может он сам, но сознательно, но волю призвав. Зачем же отдавать во власть произвола то, чем распорядиться может сам человек. Не он ли решатель? Шаг следующий – это анализ явлений другого порядка, не радующих, но огорчающих и омрачающих сознание. В каждом из них можно найти нечто положительное. Не бывает явлений абсолютно плохих. Найдя в них положительные стороны, можно двинуться дальше и усмотреть, чему учат нас те вещи, которые нам неприятны. Ведь каждая из них обязательно учит чему-то. Поняв смысл даваемого жизнью урока и значение заключённого в нём опыта, можно и порадоваться тому, что полезным для продвижения может быть всё: и хорошее, и плохое, и приносящее радость, и приносящее скорбь. Так заставляет сознательно служить себе всё: и явления света, и явления тьмы, – тот, кого называют суждённым победителем».
ГАЙ 1960 г., Дек. 15. «Конечно, на ниве сознания всходы дадут и семена света, и семена зла. Разница между ними лишь в том, что при восхождении духа первые возрастают в своей силе, а вторые, дав всходы и встретив возросшую силу духа, уже не смогут ей противостать с прежним успехом. Поэтому, если что-то нет сил в себе преодолеть в данный момент, следует, не смущаясь этим, продолжать накапливать мысль о неизбежном преодолении этого свойства в будущем. При неудаче внушения можно его повторить даже несколько раз. Всеми способами и мерами подавляется враг, и нежелательное качество духа уничтожается в корне путём трансмутации, то есть путём утверждения качества, ему противоположного, при внушении этот противоположный полюс изживаемого качества следует иметь в виду, усиливая постоянно его потенциал. Эмоции астрала биполярны, и каждая может уявить, при отсутствии контроля, любой из полюсов, но если астрал обуздан, то ему не дозволяется проявляться ни на одном. Это основание бесстрашия. Астрал есть средоточие личного начала, самости. Чувства сверхличного порядка уже за его сферой. Но здесь требуется большая зоркость, так как часто, совершенно незаметно для самого себя, сверхличные чувства окрашиваются эмоциями астрала, и кажущаяся забота о других и переживания за других фактически текут о себе, ибо себя ставит астрал на место опекаемого или нуждающегося в помощи, подменяя сверхличное личным. Отсюда и любовь давать непрошеные и ненужные советы, которые могут быть хороши и пригодны, но только не тому, кому даётся совет, ибо мысль при этом обращена на себя и питает астральное тело советчика. Когда вредные советы или меры идут в крупном масштабе, в основании их лежит эгоизм, но не забота о человеке. Служение самости развито очень широко, и усмотреть его корни для вынесения правильного решения необходимо прежде всего. Самость часто пытается под всякими покровами надеть на других свой намордник, даже под видом помощи ближним. А под нею всё тот же астрал и забота о собственной священной особе. Самоотверженность – великое качество духа, когда оно кристально чисто и без примеси личной заинтересованности…»
ГАЙ 1961 г., 326. (Окт. 14). «Да! Да! Да! Утверждение явления в сознании есть к нему ближайший подход. Утверждать очевидность не трудно, ибо она перед глазами, но стремиться видеть действительность, когда очевидность застилает глаза, будет открытием новых путей познавания. Всё видимое имеет основание своё или корень в невидимом, малой частью которого оно является. Увидеть оба полюса явления физическими органами чувств невозможно. Нужно биполярное зрение, когда действует уже третий глаз. Сфера его применения очень обширна. Всё, что представляет себе человек перед своим внутренним оком, все картины, которые вызываются его памятью, всё, что запоминает он из виденного в окружающем его мире, всё это находится в области видения третьего глаза. Дом давно разрушен или сгорел, но память вызывает на экране сознания его яркий и красочный образ. Этот образ уже не в области плотного мира, но Тонкого, равно как и содержание любой книги, скрытое за символами напечатанных букв. Никакой микроскоп или химический анализ не обнаружит почти живые образы героев Шекспира на страницах его напечатанных книг, ибо созданы они его творческим гением на плане физической невидимости и запечатлены лишь при помощи символов. Невидимый мир настолько тесно переплетён и связан с видимым, что границу установить невозможно. Мысль, передаваемую человеческим голосом, считают явлением материального порядка, упуская из виду то обстоятельство, что слова – это только лишь символы, или внешние покровы, облекающие её сущность. Нежелание анализировать явления мешает усмотреть, что обычную видимость сознание человека дополняет сложным и почти мгновенным процессом автоматического мышления, за которым стоят долгие годы опытного познавания. Видя слёзы, знает уже человек, что за ними кроется горе, а за улыбкою – радость, и за следствием – породившая его причина. Мудрый под внешнею формою стремится увидеть её содержание, а за следствием – его причину. Понимание сферы причинности и действия Закона позволяет творить новые причины (для получения желаемых следствий уже сознательно и по воле). Обычно действия человека мало считаются с Законом причин и следствий, в то время как действия йога всегда строго продуманы и под контролем, ибо он знает, что каждое мгновение творит новые причины, и стремится к тому, чтобы были они в полной гармонии с Этикой Учения Жизни. Для мудрого все явления его жизни лишь следствия сознательно им порождённых причин».
ГАЙ 1961 г., 431. (Нояб. 8). «…Только опыт даёт твёрдость руке и умение разобраться в биполярности качеств. Каждое положительное, каждый огнедатель имеет свою противоположность в уявлении наличия его огнетушителя, природу которого надо яро познать, чтобы вступить с ним в беспощадную борьбу. Нельзя огнетушителей допускать в свою сущность, ибо погасят огни и пресекут путь огненный духа. Каждое настроение человека создаёт либо благоприятные, либо неблагоприятные условия для уявления Агни. Можно страдать, можно быть тьмой окружённым, можно быть в тяжких условиях жизни и всё же огни духа в себе охранить, а можно и в лучших условиях жизни угасить в себе и последние искорки Агни. Великая зоркость нужна и несломимое решение духа, чтобы неугасимо огни духа пронести через жизнь».
ГАЙ 1961 г., 544. (Дек. 9). «О правдивости основания. Можно ли считать, что то, что знает человек о мире на данной ступени развития, – непреложно, безошибочно и всесторонне? Нет! Нет такого знания у человека. Всё относительно, всё неполно, всё подлежит расширению и углублению. Но среди этих нагромождений относительного знания даются людям основы знания безотносительного, например: закон биполярности вещи единой, закон ритма или пульсации жизни во всём, явление манвантар и пралайи, цикличность космической жизни явления сущего и так далее. Это те рамки, те законы, в пределах которых развивается жизнь и которых не может покрыть относительность прочих явлений. Так, среди относительности знаний обычных и обычного представления о мире, людям даны основы знания непреложного, которое и называем Основами. Понятие о них то утрачивается человечеством, то обретается снова. Периоды упадка истинных знаний сопровождаются периодами его расцвета. Но каждая новая ступень эволюции их расширяет и их углубляет, приближая человека всё к более и более совершенному познаванию действительно сущего. Утверждение основ есть утверждение несомненного Учения Жизни, единое от начала времён, но даваемое в форме доступной и созвучной историческому моменту Земли, даёт снова и снова эти незыблемые основы Космического Знания в аспекте, соответствующем ступени развития, достигнутой человечеством в этот момент. Никогда не оставляется оно без Высшего Руководства и получает оно эти основы Космического Знания соизмеримо. Дающие дали бы больше, но люди не могут вместить. Можно отметить ещё и ещё и можно ещё подчеркнуть, как ограниченность человеческая и невежество преследовали Носителей Высшего Знания и как ополчались на Них. Все пострадали, все умучены были и ярым поношениям подвергались. Может быть, и не восстали бы столь яро и нетерпимо, если бы не активные служители зла, сторонники восставшего против Света. Ныне нет Князя тьмы, и близкая победа над невежеством отрицаний и тьмою предрешена. И снова утверждены будут основы, чтобы никогда уже более не быть погружёнными в забвение вновь. Новое время идёт, которое заставит увидеть и новое Небо, и новую Землю».
ГАЙ 1961 г., 546. (М. А. Й.). «Биполярное зрение духа приводит к синтезу, когда оба полюса вещи единой открыты для познающего сознания. Ограниченность вопиет: противоречия, несостоятельность, отрицание того, что только что утверждалось. Малое сознание, лишённое синтеза, видит только один конец палки, одну сторону медали, один полюс явления, упуская из вида вторую их половину, другой полюс, осознание которых только и может дать синтез наблюдаемого явления. Потому не противоречие, но знание того, чего не постигает однобокое и ограниченное сознание. Вмещение пары противоположностей или, по терминологии некоторых школ, «нейтрализация бинеров» есть ступень расширения сознания, через которую обязательно надо пройти. Большинство отрицаний порождаются невмещением этого условия. И, действительно, трудно радоваться, когда горе; чувствовать лёгкость при перегружении; видеть Свет, когда тьма наступает; или жизнь утверждать перед лицом смерти. Многое, многое трудно, если не видеть противоположного полюса вещей и явлений и, видя, не радоваться пониманию смысла вещей. В дни печали и скорби радость и Свет утверждая, утверждаете Знание духа и видите биполярно».
ГАЙ 1961 г., 591. «Создать надо новую жизнь. А создать её можно лишь мыслью. А мысль будет работать правильно только тогда, когда она вооружена знанием. Чем меньше в знании относительности, тем оно выше. Обычные умы в плену у относительности. Знание вечных основ насыщает каждое слово Спасителя. Не глубока перед Ним мудрость земная. Наука, лишённая знания основ, – ложная. Не отрицать её следует, но расширить и как бы покрыть куполом понимания. Всё, что люди знают, касается окружающего их мира. Знание человеческое однополюсно. Только биполярное знание пары противоположностей, но не одного какого-либо из полюсов, даёт в руки синтез. Это означает видеть вещь или явление в целом, и не только начало любого действия, но и его конец; не только причину, но и её следствие. Не только слёзы, но и радость, идущую за ними; не только жизнь, но и смерть; не только плотное существование, но и тонкое. Такое знание будет знанием синтетическим, обобщающим в нераздробленном понимании оба полюса вещи единой. И когда знающий это видит один полюс явления в жизни своей, он радуется ему, каким бы тяжким оно ни было, так как знает, что неизбежен противоположный полюс».
ГАЙ 1962 г., 389. (Авг. 24). «Вмещение пары противоположностей, или, как это говорили раньше, нейтрализация бинеров, есть достижение, которое можно назвать ступенью биполярного сознания. Куда бы и на что бы ни обратился взор, везде имеются эти два полюса вещи единой, обуславливающих её существование. Вмещение означает и понимание, прилагаемое на практике в жизни. Говорим об отречении от земной собственности и Добавляем: владейте всем. Говорим об отрешении от всего земного и тут же Поясняем, что надо любить эту жизнь на Земле и, живя ею, сердечно интересоваться всем, что видит глаз, и принимать самое живое участие в её потоке. И слава и известность – всё допустимо, если осознан противоположный полюс явления. Видеть вещь в её целостности: конец и начало, светлую и тёмную сторону, причину и следствие, здесь и там, потенциальное всемогущество духа при ограничении телом земным – будет ступенью Архата. И когда слышите крики «Осанна» и провидите в них ярость грядущих поношений, глумлений и преследования – это тоже ступень биполярного зрения духа. Ступень эта трудна необычайно, трудна необходимостью именно практического применения этого понимания, то есть вмещением. Личность и личное сознание – это тоже полюс существования духа, за которым стоит полюс другой – сознание сверхличное и интересы других: коллектива, народа, страны, всего человечества и даже человечеств дальних миров. Мало об этом знать, надо научиться жить жизнью сверхличной и интересами целого так, чтобы личность как самоцель и самодовлеющее начало перестала иметь своё прежнее значение, но, не перестав существовать, влилась бы как созвучное гармоническое явление в сферы сверхличного сознания, то есть чтобы личность превратилась в Индивидуальность и слилась с нею. Жизнью сверхличной, жизнью своей Бессмертной Индивидуальности жили все Великие Духи, полагая душу свою, личность свою за мир, хотя бы это и достигалось Ими ценою великих страданий и даже смерти того, что люди называют личностью в человеке. Именно этим путём сохраняли они свою Бессмертную Индивидуальность, которая росла и укреплялась в огнях испытаний. Оба полюса жизни: земной и надземной – совмещали Они в своём понимании, являя этим ступень биполярного сознания. Так же и, смотря на человека, видели Они не только один полюс его бытия – физическое тело и внешние уявления, но и другой – его скрытую от других невидимую сущность. Точно так же и каждый поступок имеет две стороны: одну, творимую явно, и тайно – другую, творимую в мыслях; одну, совершаемую ныне, другую – приносящую следствия в будущем, то есть конец; конец и начало, обе стороны вещи единой. Однополюсным сознанием обладают все, биполярным очень немногие. Путь к нему труден и очень тернист. Особенно труден он в процессе познавания человека. Можно отметить, что при первых встречах и соприкосновении с подходящими к Свету яро выявляется один полюс их существа, с тем, чтобы со временем так же яро выявить и другой. По признаку этому можно научиться распознавать ту, другую, тщательно скрываемую сторону человека, то, что закрыто внешнею маской, или даже то, что подошедший и не подозревает в себе, но что подлежит напряжённому выявлению. Почему около некоторых людей происходит неизбежное выявление ликов? Не потому ли, что оба полюса вещи единой им становятся видимы явно. Человек хочет Света, и... выявляется в нём всё самое тёмное, самое неприглядное, всё самое хитро и тонко скрываемое, выявляется для преодоления, изживания и победы или же для поглощения тьмою. Тьма во тьму и отыдет, но выявить её надо, ибо время теперь счетов конечных, когда Свет и тьма расположились по полюсам и притяжения их, этих полюсов Света и тьмы, усилились необычайно. Ступени биполярного зрения можно порадоваться, хотя нелегка. Но крест познавания жизни и человека несут, кто восходит по лестнице Света».
ГАЙ 1962 г., 421. (Сент. 10). «Война идёт и сейчас. Войной Называем столкновение полярностей. Вследствие усиления космических токов усиливаются и полюса и, достигая известного напряжения, вовлекают в магнитное поле своего воздействия родственные им элементы, каждый по своему роду. Свет и тьма соревнуются в силе притяжения в сферу свою того, что принадлежит им. В битве принимают участие все планеты, и вовлечены в неё все люди, так как каждый человек находится под воздействием звёзд. Октава воздействия звёздных лучей основных планет тоже, в свою очередь, биполярна, и каждое сознание звучит на высший или низший регистр. Взаимосвязь с космическими лучами делает всю планету полем напряжения магнитных воздействий, и под влиянием их текут события жизни планетной. Воля человека делает выбор между полюсами притяжения и устремляет дух во тьму или к Свету. Текущее время характерно особым напряжением магнитных воздействий, ибо в орбиту их вовлечены все стихии. Равновесие стихий нарушено до предела. Трясётся земля под воздействием стихии огня. Наводнения, ливни, дожди указуют на неспокойствие стихии воды. Ураганы и ветры свидетельствуют о том, что и стихия воздуха вышла из берегов. И земля неспокойна, яро реагируя на энергии прочих стихий, так как является самой инертной и самой пассивной и служит объектом воздействия всех прочих стихий. Дух человеческий и стихии связаны тесно и взаимодействуют постоянно. Разновесие в сфере одного вызывает разновесие в сфере другого. Если бы мир вошёл в сознание и сердце человека, стихии тоже вошли бы в свои берега. Вот почему так нужен мир на Земле. Стихии надо обуздать. Но их обуздать невозможно, пока продолжается хаос разновесия в сознании землян. Аппарат человеческого микрокосма мощно воздействует на планету, вызывая на ней явления, созвучные его настроенности или тональности. Нужен мир на Земле и нужен мир в человеках, в человеческом сердце и сознании. Когда состоится мир на Земле и когда мир утвердится в сердцах, мир, который выше всякого разумения, стихии войдут в берега и равновесие установится снова, но уже на высшей шкале новой ступени эволюции жизни».
ГАЙ 1962 г., 466. (Окт. 10). «Спросят: "Почему мытари, разбойники и блудница?" Ответьте: "Маятник духа, качаясь от одной крайности, приходит к другой". Указание о тёпленьких, горячих и холодных из той же области противоположений. Живём в мире двойственности и пользуемся законами биполярности. Надо лишь знать, что течение времени в спиральном движении эволюции всегда приводит явления к противостоящему полюсу. В этом уявляется закон равновесия. Течение кармы и восстановление нарушаемого равновесия стихий идут параллельно, и от закона никуда не уйти. Когда намечается цель устремления, всё противодействующее восстаёт, чтобы её подавить, но тем вызывает к проявлению новые силы духа, которые при сохранении устремления постоянно растут. Устремление есть питательная среда огненной энергии духа. Потому сохранить устремление во всех условиях жизни – значит победить. Огненным двигателем духа называем устремление. Устремлённые вечно путники Великого Пути неуклонно движутся к цели далёкой».
ГАЙ 1962 г., 497. (Нояб. 6). «Сын Мой, в сознании Моём слиты два мира в один, причина и следствие – в одно неразрывное целое. Обычное сознание видит лишь мир плотный, отрицая Невидимый Мир. А если и верит в него, то всё же не видит. Сознание, открытое обоим, замыкает дугу кругом. Такое сознание Называем биполярным. Ходить можно только на двух ногах, на одной лишь стоять или прыгать. Нелепы прыжки человечества, ибо сознание людей однополюсно. Отсюда и постоянное отклонение от следования по пути эволюции. Мир тот существует, как же его отрицать! Как же отрицать то, откуда проявляются в видимость дотоле незримые формы. Идея возникает в сознании, облекается в невидимую глазу форму, а затем уже одевается плотью. Велосипед, автомобиль, самолёт так создавались, а также и прочее всё. Полнота сознания достигается лишь признанием обоих миров. Мир биполярный широк: прошедшее и будущее заключаются в нём. Прообразы будущих осуществлений там создаются, чтобы позднее вылиться в плотные формы. Знать это надо. Как же творить, если отрицать сущее. Ныне творят отрицая, но всё же не зная того, что следуют закону, по которому творчество осуществимо. Как же оно расцветёт, когда будут знать. Именно диалектически придётся признать наличие Незримого Мира. Тогда безответственность поступков и дел немыслимой станет, ибо будут знать, что от следствий поступков своих никуда не уйти и что не скрыть ничего. Всё станет явным, и за всё придётся платить. Наука открывает врата в Мир Тонкий, и отрицать очевидность более будет нельзя. Когда граница между мирами сотрётся, сознание станет биполярным и Сокровища пространства станут доступны. Миры Дальние далеко по трассам трёхмерной вселенной, но близки они в измерениях Тонкого Мира. Я далеко за горами, морями, полями, но Близок Я в духе, ибо для духа нет расстояний, ибо дух – вне измерений трёхмерных. Точно так же и с касанием Дальних Миров – их можно в духе коснуться, если устремить на них мысль. К цели приводит устремление, как привело вас ко Мне. Устремление прорывает каналы в веществе Незримого Мира и приближает сознание к объекту, на который направлена мысль. Потому Говорю, всё достижимо, ибо не существует для мысли преград. Сказано было, мыслью дерзайте. Мысль доведёт до поставленной цели. Мечта – это мысль, имеющая крылья. Есть и бескрылые мысли, тяжёлые, тёмные, тучам свинцовым подобно висящие над сознанием, подавляя его. Разные мысли бывают. Но к цели несут лишь крылатые мысли».
ГАЙ 1962 г., 520. «Бога нет, но есть Иерархия Знания, Духи Света, стоящие на Лестнице Жизни, которые людьми почитались богами. Что же сказать о Духах Планетных, о Творцах звёздных систем и миров, о Матери Мира, о Начале Начал. Беспредельна Лестница Иерархии Света, и даже Высочайшие Духи не могут сказать, что Они Предстояли Началу Начал. Потому надо понять, что без Бога пути нет. Не Наша вина, если понимание противоположностей не вмещается в сознание. Биполярное мышление доступно Архату. Бинер Иерархический наитруднейший для постижения».
ГАЙ 1963 г., 002. «Хорошо, когда отпадает явление личных желаний и на их место становится одинаковое отношение к полюсам причин, вызывающих желание, например: теплу или холоду, сытости или голоду, выигрышу или проигрышу, осуществлению желания или невозможности его осуществить. Овладение полюсами желания даёт над ним власть. Когда форма желаемого следствия пущена в колесо исполнения и потушена энергия личной заинтересованности, желание непреложно осуществится. При этом астральное начало из процесса исключается. Мы Желаем сверхлично. Не о равнодушии и бесчувственности говорится, но о бесстрастном отношении к биполярности происходящего, то есть о равновесии».
ГАЙ 1963 г., 082. (Февр. 11). «Друг Мой, в каждом – два «я»: большое и малое, бессмертное и смертное, высшее и низшее. Всё, происходящее в сознании, обогащает или одно «я» или другое. Всё низшее обогащает малое «я». И если человек живёт только его интересами, желаниями и устремлениями, сознание привязывается к нему и в нём пребывает. Все качества духа биполярны: страх и бесстрашие, спокойствие и беспокойство, равновесие и неуравновесие и так далее. Полюс страха, беспокойства и неуравновесий и всех прочих отрицательных качеств – сфера низшего «я»; сфера противоположных качеств – мир высшего «Я». Сознание притягивается или к тому или другому полюсу и накапливает его свойства, но сфера низшего «я», сфера личности преходяща и смертна, как и сама личность. Живя в ней исключительно и всем сознанием, человек делает себя смертным, ибо смертны все его переживания, чувства и мысли, равно как и само личное сознание. Но можно привести к молчанию всё, что касается личного, и жить в мире мыслей и чувств и стремлений, выходящих за пределы малого «я». Любовь к природе, цветам, звёздам уже сверхлична по своему качеству. Каждое действие, совершаемое не для себя, объединяет сознание с высшим «Я». Каждое преодоление качеств низшего порядка утверждает высшие и собирает элементы бессмертия, обогащая накопления чаши. Отходя ко сну, можно проверять каждодневно, что собрано за день и каков сбор: для смертного начала в себе или бессмертного «Я» был он совершен, и какие преобладают в собранном элементы. Непрерываемость сознания может касаться лишь тех явлений, длительность которых идёт за пределы личности, и того отрезка времени, в течение которого оно существует, то есть пока в теле. Даже мысль о Дальних Мирах переносит сознание за пределы одной жизни. Мысль большой длительности живёт вне личности малой. Мыслью утверждается бессмертие человека, и мысль же ведёт его за пределы данного воплощения на Земле».
ГАЙ 1963 г., 298. (М. А. Й.). «Любовь – победительница, но живёт она в сердце. «Сильна, как смерть, любовь». Да! Да! Любовь сильнее смерти, так как место пребывания её в сердце, которое бессмертно. Поэтому любовью к Высшему Облику можно достичь столь многого. Противоположным полюсом её будет ненависть. Ненависть чёрного сердца в Avitchi живёт, перейдя пределы земного. Двуполюсны огни сердца. Много осмотрительности требуют огни, возжигаемые в сердце. Можно зажечь и те и другие, и светлые, и чёрные. Жизнь биполярна там, где есть ещё тень».
ГАЙ 1964 г., 008. (М. А. Й.). «Чистота возжигаемых в микрокосме огней порождает пространственное созвучие по соответствию. Огни биполярны. Огни любви и огни ненависти злобной создают соответствующие их природе созвучия с определёнными слоями пространства. Огонь магнетичен. Контроль над собою регулирует качество огней. Достаточно обуздать поднимающееся раздражение, как дымные и грязные вспышки низших огней мгновенно погаснут. Овладение своими огнями начинается с малого, но постепенно приводит к большим результатам. И Светлый Агни тоже нуждается в обуздании, ибо безудержное пылание изнашивает физическую оболочку. Контроль или овладение необходимы над всеми энергиями микрокосма, как высшими, так и низшими. В этой области люди ещё очень беспомощны. Человек, прежде всего, должен стать владыкой своей собственной мощи».
ГАЙ 1964 г., 009. (Гуру). «Зёрна начальных благих действий, целеустремлённо закладываемых в сознание, непреложно дадут результаты во времени. Это следует помнить всегда, чтобы в делании не преутомиться. Можно рассматривать всю жизнь на Земле как поле посева зёрен, которые дадут свои всходы в Мире Надземном. Закон причин и следствий будем понимать биполярно: причина порождается в мире активном, следствие вытекает из него в мире пассивном. Конечно, в известном смысле, и мир земной есть мир следствий того, что было раньше, но в Мире Надземном следствия проявляются соответственно на своих планах: астральном, ментальном и огненном. Не могут там проявляться следствия земного порядка, требующие материальных условий и физического тела, но тонкие проявляются непреложно и в соответствии с природою и характером порождённых причин».
ГАЙ 1964 г., 278. (М. А. Й.). «Уничтожение желаний есть первый шаг на тропе мудрости. В каждом из них, под цветистой раскраской, шипы. Раскраска блекнет и отпадает, остаются шипы. Биполярность желаний неизменно содержит в себе и шипы и розы в одинаковой мере. За розами тянутся все, но о шипах забывают. И когда лепестки увядают и остаются только шипы, то есть встаёт противоположный полюс достигнутого, начинаются сетования и недовольства. То, что двойственно по природе, стать не может иным. Потому всё, что вокруг, имеет свою оборотную сторону, ибо человек живёт в мире светотени, где антипод каждого явления неизбежен по существу. Нет света без тени, нет счастья без горя, нет верха без низа, нет очарования без разочарования, нет молодости без старости и улыбки без слёз. Когда становитесь у стены плача, помните – радость идёт. Но поверх мира теней есть царство абсолютного Света, где кончается двойственность земных проявлений. Это сфера Космической радости, там тени не существует».
ГАЙ 1964 г., 353. (М. А. Й.). «Ужасных давлений не избежать, они сопровождают обостряющуюся восприимчивость центров. Символ Атласа, несущего тягость земную, есть символ человека с открытыми центрами. Надо увидеть и Свет, надо увидеть и тьму. И чем ярче Свет, тем резче контраст с беспросветностью тёмной. Два полюса вещи единой видны биполярному зрению. Космическая радость и скорбь мировая тоже доступны обострённому чувствознанию. Спросят, о чём же скорбеть победившему духу. Ответьте: но миллионы других, идущих во мраке, не победили. И скорбь, и забота о них. Каин ответил, что он не страж своему брату. Но победитель на страже за всех, ибо несёт на себе тягость мира. Поймём, наконец, что не личная она, но пространственная и общечеловеческая. С Тем, Кто Принял на себя ответственность за Землю, по силам своим разделяет её идущий к Владыке. Мысль о помощи Иерархии Света свидетельствует о понимании Великого Служения».
ГАЙ 1965 г., 255. (М. А. Й.). «По мере роста сознания и накопления опыта снимаются розовые краски с ликов друзей, с жизни, с окружающего. Познание человека – суровая школа. Нет и не остаётся места самообольщению хорошестью подходящих. Вспомните, как сурово Знал Он (Спаситель) людей. Не найдёте в Его обращениях, словах и поучениях умиления людской хорошестью. Он слишком хорошо Знал человеческую природу, чтобы обольщаться розовыми надеждами на верность, постоянство, признательность и преданность окружавших и слушающих Его. И, зная людей, Он никогда не Осуждал. Это великое качество неосуждения Хотел Он привить людям. Суровость и неосуждение, знание скрытой сущности человека, во всей её непривлекательности, и к людям любовь, борьба и противление тьме и нежелание даже руку поднять в защиту Себя свидетельствуют о биполярности Сознания, которое нашло срединную точку равновесия между полюсами двух противоположностей. Малые сознания обычно спотыкаются даже на малых противоположениях, находя в них противоречия, вызывающие сомнения и шатания. Но Великий Дух Являет Собою великое равновесие противоположностей в Сердце Своём, которое Является великой силой и Твердыней, способной противостать самым ярым натискам тьмы. Только Тот, Кто Установил это равновесие, Может по праву сказать: «Я Победил мир», ибо Великое Равновесие есть знак победы над миром».
ГАЙ 1965 г., 312. Подражая Учителю, ученик погружается в возможности Высшего Мира, и внутренний мир его становится, подобно Миру Учителя, тоже не от мира сего. Он живёт в плотном мире, он добросовестно и честно выполняет всё, что требуют от него условия жизни, но сознание его переходит черту обычности, и сфера очевидности плотной утрачивает для него своё самодовлеющее, ограниченное и властное значение над его мышлением. Он в мире сём, но сознание его уже не от мира сего, мира очевидности плотной, за пределами которой для обычного человека не существует уже ничего. Биполярное сознание нелегко. Оно требует равновесия. Качество равновесия одно из труднейших. Мало понимающих значение этого ценнейшего качества. Забывают, что равновесие – это сила, перед мощью которой разлетаются брызгами противодействия тьмы. Как устоять против вихрей враждебных, как удержать огни сердца, как парализовать тупое, инертное, но сильное сопротивление окружающей среды? Только равновесием духа, которое спокойно и стойко встречает волны идущих явлений при полном, чутком и твёрдом осознании того, что "даже и это пройдёт"».
ГАЙ 1965 г., 340. (М. А. Й.). «Биполярность человеческих чувств подлежит неизбежности замены их своей противоположностью. В этом заключается особенность астрала. Сегодня превознесут, чтобы после унизить и снова приблизить потом. Эти качания очень характерны для уявлений астрала – грош им цена. Будем в жизни искать постоянство, преданность, любовь и прочие чувства добрые».
ГАЙ 1965 г., 488. (Нояб. 4). «Синтез можно рассматривать как принцип объединения противоположных начал. Сознание, обладающее синтезом, объединяет в своём понимании все явления жизни и находит место всему, что происходит под Солнцем. Кстати, и Солнце тоже светит и над добрыми, и над злыми. Диалектика противоположностей их включает в себя, всему есть своё место под Солнцем. Предметы различаются по светотени и благодаря светотени. Без противоположения тонов художник не напишет картины. Синтез соединяет следствия и причину. Химия синтетическая в основе своих целей имеет творчество. Синтез и творчество связаны прямой нитью, именно в творчестве проявляется синтез. Творчество и есть синтезирование входящих в него элементов. Понимание полюсности, или крайностей человеческих сознаний, невозможно без синтеза. Биполярное постижение явлений и есть постижение синтетическое. Точно так же и утверждение будущего в настоящем немыслимо без объединения их в сознании. Время делится на прошедшее, настоящее и будущее. Но провидцы прошлого видели будущее, устраняя границы времени и объединяя его три аспекта в один, в синтез прозрения огненного, когда исполнялось пророчество Ангела о том, что времени уже не будет. Дальность и близость, то есть преодоление пространства и расстояний, подчинены этому же принципу. Объединитель – огонь. Следовательно, синтез есть понятие огненное и обозначает огненное состояние сознания. Степени этой огненности различны, равно как и ступени синтетического сознания. Сказавший: «Я в вас, вы во Мне, Я в Отце, и Мы едины» – Дал свидетельство Высшей ступени синтетического сознания. Так, объединяя в своём понимании явления противоположных начал, утверждаем в себе сознание синтетическое».
ГАЙ 1966 г., 373. «Закалка и утверждение сознания происходят на объединении противоположностей и стремлении охватить их оба полюса, не в отдельности каждый, но как одно нераздельное целое. Обычно видят только один, упуская из вида другой и получая однобокое, одностороннее понимание вещи единой, двуполюсной в своём существе и двойственной в проявлении. Именно одновременное представление обоих полюсов поможет постижению многих явлений. Биполярное понимание предшествует биполярному зрению».
ГАЙ 1967 г., 496. (М. А. Й.). «Жидкий огонь, нежгущее пламя – сколько противоречия в самом этом определении. И в то же время есть огонь творящий и огонь поядающий, болезненно жгущий. От нейтрализации противоположностей в сознании никуда не уйти. Не противоречие это, но свойство биполярного сознания, то есть сознания, способного видеть одновременно оба полюса данного явления. Почему не радуется мудрец, когда видит человека, утопающего в избытке земного благополучия? Не радуется, ибо видит другой полюс судьбы его духа, лишающего себя благодаря этому благополучию возможности жизни духовной и обрекающего себя на беспросветное существование в Мире Надземном. Понимание противоположностей без кажущегося противоречия необходимо для правильного подхода к явлениям обоих Миров. Невозможно без такого подхода понять сущность Тонкого Мира. Даже попытки его описать будут полны подобных противоречий. Стены непонимания, закрывающие видимость и горизонт, – внизу. Достаточно подняться на известную высоту, чтобы увидеть всю местность и взаимоотношение частей в целом. Но надо подняться, то есть возвысить сознание».
ГАЙ 1968 г., 434. (М. А. Й.). «Ощущение нахождения на краю пропасти сопровождает временами сознание того, кто утверждается в Свете. Биполярность Мироздания открывается познающему взору. В этом двуродном огне закаляется клинок духа. Сколько же стойкости надо явить, чтобы твёрдо пройти через всё! И нет ничего своего, и ничего не жаль будет оставить в этом мире. Всё у Него, Позвавшего вас за Собою. И когда всё ваше перенесено из этого мира в Мир Высший и сосредоточено там, тогда, истинно, неотъемлемо достояние ваше и тягость мира сего становится легче пера, ибо Сказано было: "Приму на Себя тягость его"».
ГАЙ 1969 г., 698. «Чем выше полёт, тем сильнее и глубже возможно падение. Падший ангел служит тому примером. Это означает, что каждый человек, обладающий каким бы то ни было качеством, несёт в себе в потенциале и другой его полюс и возможность его проявления. Каждое качество человека биполярно. Процесс трансмутации заключается в том, чтобы вызвать к утверждению именно противоположный полюс желаемого качества. Человек, не имеющий никаких качеств, не может вызвать к активности ничего. Такие индивиды не пригодны к эволюции, ибо ни холодны, ни горячи. Поэтому такие плохие люди, как разбойник и блудница, указываются примерами возможной трансмутации их отрицательных качеств в положительные. Пример Савла в этом отношении необычайно ярок. Трансмутация качеств возможна, если есть что видоизменить. Только под лежачий камень психической инертности не течёт живая вода жизни. Недостатками характера не стоит смущаться, ибо каждый из них можно переделать в противоположный. Интересно отметить, что при приближении к Учителю в ученике ярко вспыхивают все его дремлющие отрицательные качества, чтобы мог он их распознать и трансмутировать в положительные. Сила отрицательных качеств служит как бы гарантией возможности переделать их в положительные, если, конечно, устремление к Свету достаточно динамично. Двуполюсно и каждое явление в мире, люди утверждают или один, или другой его полюс. Сколько прекрасных идей и установлений даётся сейчас людям, и можно видеть, как извращаются лучшие начинания и противоположный полюс заступает на место положительного. Мысль во времени растёт и усиливается, как отрицательная, так и положительная. Посев мыслей даст всходы. Пользуясь этим, можно посеять в сознании своём зёрна любого желаемого качества или способностей. Поэтому можно сказать, что любая способность достижима, если приложено к тому должное усилие. И ясновидение, и яснослышание тоже достижимы и будут достигнуты, если во времени устремление к ним не погаснет. Во времени всё достижимо, ибо дух вечен. Для облегчения Скажу, что при контакте чистого сердца с Учителем можно решить многое. Дерзайте!»
ГАЙ 1970 г., 010. (Гуру). «Чтобы победить очевидность, надо ясно понять и представить себе, что именно являет она собою. В некоторых случаях это очень легко, например, когда небо сливается на горизонте с Землёю, знание или опыт помогают. Но иногда трудно невероятно. Первое свойство очевидности – это её двойственность. Довольство чем-то сегодня оборачивается назавтра печалью. Но от противоположений никуда не уйти. Дело не в них, а в том, как к ним относиться, когда только данный полюс явления поворачивается лицом к сознанию. Мудрость умеет усматривать в этот момент и второй, противоположный, полюс, и, видя их оба и зная, что за одним обязательно должен быть и второй, позволяет она, утвердившись в нейтральной точке уравновешивания обоих, сохранить нужное равновесие, и не обольщаться, и не приходить в наивный восторг. Поэтому йог никогда не радуется слишком и не приходит в восторг от удачно сложившихся обстоятельств. Он хранит равновесие и в горе, и радости и подобен ёлке, одинаковой и зимой, и летом. Иллюзией очевидности его уже нельзя обмануть. Он не поддаётся воздействию момента, зная быстротечную природу подобных явлений. Так, биполярное зрение, или понимание жизни, позволяет ему снимать маску со многих явлений обманчивой очевидности».
ГАЙ 1970 г., 444. (Гуру). «Пусть углублённые и просветлённые сознания научатся усматривать в как бы противоречащих друг другу утверждениях не противоречия, но разные полюса вещи единой и уметь приводить в гармонию явления противоположностей. Иначе они запутаются в этих кажущихся противоречиях. Понимание двойственной природы вещей является свойством Архата. В старых школах это свойство называли «нейтрализацией бинеров». Но дело не в названиях и терминологии, но в приобретении биполярного зрения, когда начало и конец, причина и следствие, прошедшее и будущее, то есть явление в целом, становятся видимыми огненному сознанию. Каждое явление имеет своё противоположение. Одноногому человеку можно уподобить того, кто видит один конец палки, хотя логически другой её конец неотрицаем, если даже его и не видно».
ГАЙ 1970 г., 477. (Авг. 1). «Биполярное зрение позволяет видеть оба полюса вещи единой в каждом явлении жизни. Сознание занимает тогда срединную, нейтральную точку равновесия, и это даёт власть над обеими противоположностями и знание, что горе и радость – это одно целое, но выявляющееся на полюсах. Также устремление и достижение тоже – одно. Также и тьма настоящего, и поле Светлого Града – противоположения. Стоя «у стены плача», знайте, радость идёт. Твёрдо надо усвоить, что любое условие, даже самое тяжкое, имеет свой противостоящий полюс. Эта уверенность даст понимание двуединой природы вещей. Мы в криках «Осанна» слышали: «Распни Его», вы в тягости текущего времени осознайте непреложность наступления суждённого счастья. Именно век чёрный есть ручательство прихода Светлого Века. Биполярность зрения зависит от способности сознания вмещать пару противоположностей как единое нераздельное целое».
ГАЙ 1970 г., 501. (Авг. 9). «Случится ли всё согласно даваемым знакам или нет, биполярное состояние сознания позволит хранить непоколебимое устремление при всех обстоятельствах. Равнодействующая устремления и его равновесие не будут нарушены ничем. Путь жизни станет путём непреложности. Так, устремление будет двигать во всех мирах, и ничто не поколеблет его».
ГАЙ 1970 г., 613. (Гуру). «Огненность сознания проявляется в том, что оно одновременно воспринимает явления плотные и вибрации Сфер Высших, и это не мешает остроте биполярного восприятия. Не может земное отвлечь от надземного, а надземное не препятствует видеть и ощущать земное».
ГАЙ 1970 г., 796. (Дек. 10). «На чередовании дней и ночей, то есть противоположных начал, зиждется течение времени. На чередовании противоположностей зиждется жизнь и всё происходящее в мире. И сознание человека подчинено тому же закону. Диалектика сущего является основою бытия. Временами ощущает себя человек на вершинах познания, когда открываются ему далёкие горизонты, а через какое-то время всё исчезает, и кажется ему, что ничего нет и что не знает он ничего. Можно даже почти одновременно ощущать великое знание и незнание. Противоположные полюса вещи единой становятся видимы в одно и то же время. Это уже ступень биполярного зрения. Не нужно смущаться этой двойственностью понимания явлений, ибо это уже ступень мудрости. Когда Говорил, что в ликующих криках «Осанна» Мне слышались вопли: «Распни Его», Чувствовал и Видел оба полюса проявлений сущности человеческой природы. Мудрость заключается в способности видеть оба полюса вещи единой. И когда ученик ощущает в себе, в чувствах и понимании своём, наличие двух противоположных полюсов единого целого, значит, биполярное зрение духа становится доступным ему».
ГАЙ 1970 г., 814. (Дек. 17). «Биполярное зрение обоих полюсов вещи единой есть достижение Архата. Биполярна и жизнь, основанная на чередовании противоположностей – дней и ночей, тепла и холода, добра и зла, жизни и смерти, Кали и Сатиа Юг. Учитель и ученик, Посылающий и принимающий – явления того же порядка. В сердце своём надо утвердить не злословить против людей, мучителей ваших, и злобы против них не иметь, и это будет победой над тьмою. В них Свет утверждайте, если усмотрите (в них) хотя бы искорку Света. Это будет внесением Света во тьму. За здоровье своё, то есть за гармонию в микрокосме своём, за равновесие в нём, надо бороться всё время. Здоровье, или равновесие духа, телу здоровье даёт. Не позволяйте ничему нарушать гармонию духа. Всё разрушающее её – только лишь Майя. Мир Мой, который Даю вам, – поверх Майи. Майя сильна убедительностью очевидности плотной. Надо разрушить её. Так же убедительна и астральная Майя. Но бытие духа, который вечен и неразрушим, утверждается поверх Майи плотного и Тонкого миров, утверждается в Огненном Мире, ибо дух есть Огонь и от Огня, от Вечного Пламени Жизни».
ГАЙ 1970 г., 828. «Освобождение происходит через связь с Учителем Света. Свет, который во Мне, стал частью вашего. Свет и тьма борются в человеке за преобладание. И когда Свет, который в нём, побеждает, воссоединяется он со Светом Учителя, и тогда в Свете своём видите Свет Мой. Победа добывается слиянием сознаний. Формула «Я в вас, вы во Мне» становится явью, ибо Мы – едины. И тогда уже не разделяет ничто. Сперва Я, а потом всё остальное. Я в сознании Первенствую. Первая мысль – Мне. И тогда кто же силён против Нас, объединённых в одно? Так преодолевается тьма – сперва внутри, а потом и вовне. Надо понять и осознать, какая мощь рождается слиянием сознаний. «Как меч непобедимый сокрушает все преграды сознание, отождествлённое с Владыкой». Залог в этом победы. Ещё и ещё напрягайте все силы духа для достижения этого слияния, «ибо тьма велика». Против бешенства тьмы – Свет. Биполярное зрение видит Свет, сверху идущий, и тьму окружающую. И дух победивший тьме торжествовать не даёт».
ГАЙ 1971 г., 006. «При понимании биполярности внутренней сущности человека борьбу со своей низшей природой вести уже легче, если сознание сосредоточивается на полюсе светлом. Свобода выбора всегда остаётся за волей, каков бы он ни был. Это надо понять до конца. Власть над собою всегда принадлежит человеку, даже тогда, когда он ей злоупотребляет и направляет её во зло. И власть над собою астралу отдаёт сам, своей же собственной властью. Это осознав, не так уж трудно её взять и обратно, утверждая примат духа над всем, что происходит в оболочках. Оболочки временны, дух вечен. Именно этой временностью и смертностью оболочек обуславливается власть духа над ними. И при стойкости и постоянстве устремления к совершенствованию оболочки вынуждены уступать верховную власть духу. Дух победителем будет всегда, если это осознано».
ГАЙ 1971 г., 047. (Янв. 20). «Равновесие биполярно, то есть сохраняется оно как при самых благоприятных и радостных стечениях обстоятельств, так и самых тяжёлых. И если на одном из полюсов не удаётся удержать равновесия, то и на другом прочным оно не будет, ибо не может быть таковым. Испытание на крепость равновесия не минует устремлённого к Свету, ибо без утверждения этого качества дальше известной ступени подняться нельзя. Хорошо научиться мысленно проходить через испытания на обоих полюсах, представляя себе благоприятное стечение обстоятельств, а затем совершенно противоположное, и себя самого, проходящего через них. Тогда столкновение с ними в действительной жизни станет таким, как будто бы они уже были в прошлом и сознание победно прошло через них, сохранив равновесие».
ГАЙ 1971 г., 099. «Выход кверху свободен всегда над всеми нагромождениями и построениями прошлого. Сами всё строим, и сами же можем разрушить. Владыка человек во внутреннем мире своём. Даже Нас принимает и отвергает по воле своей. В этом его власть, и благословение, и проклятие, и свобода, и рабство. Двуполюсны возможности человека, в каждой кроется её противоположность. Может Свет бесконечный увидеть и бездны беспросветную тьму. Может кверху идти или в пропасть катиться. Биполярное сознание открыто возможностям Света и тьмы. И выбор свободен».
ГАЙ 1971 г., 118. (Фев. 26). «Биполярное зрение позволяет видеть оба полюса вещи единой, позволяет видеть и двуполюсную сущность человека, и не только видеть, но и определять равнодействующую энергий обоих полюсов и чуять, преобладает ли энергия тёмного или светлого полюса. Слова: «Лучше сурово знать друзей, нежели умиляться масками» – относятся, главным образом, к сознанию, обладающему биполярным зрением, когда почти безошибочно взвешиваются достоинства и недостатки человека и определяется – годен и полезен он для эволюции или нет. Однобокие оценки человека недопустимы, ибо всегда, безусловно, ошибочны. При определении полезности человека для эволюции биполярное зрение делает суждение о нём справедливым».
ГАЙ 1971 г., 446. (Июль 25). «В каждом явлении жизни имеются как светлые, так и тёмные стороны. В мире, где Свет борется с тьмою, всё отбрасывает свою тень, то есть двойственно по природе. Биполярность зрения позволяет видеть оба полюса вещи единой. Но если она ещё не достигнута, будет ошибкою видеть во всём только один отрицательный полюс. Надо учиться даже и во тьме отыскивать искорки Света, ибо без них немыслимы никакие существования. И, прежде всего, следует применять к людям и находить в них положительные стороны. Не бывает, чтобы человек был окончательно и безоговорочно плох. В каждом можно усмотреть искорки Света и пытаться усиливать их, вместо того чтобы тушить осуждением и нежеланием признать их наличие. Думая плохо о человеке, делаем его ещё хуже, но, возвышая его, даём ему возможность подняться. Апеллируя к лучшему, что есть в человеке, путь открываем ему к Свету. Изъято потому осуждение из действий Служителей Света».
ГАЙ 1971 г.. 449. (Июль 27). «Воплощённый в тело дух находится в круговороте биполярных явлений, движущихся в спирали времени. Недвижим Безмолвный Рекордер. Вечно смотрящий и рекордирующий Безмолвный Свидетель запечатлевает всё в Чаше, нетленном хранилище всех накоплений. Но в движении всё, все оболочки. Через них течёт материя соответствующих им планов. Но недвижим Смотрящий. Тайна Его непостижима сознанием. К пониманию её можно лишь приблизиться. Когда-то где-то может стать она достижима, но лишь только частично. Это будет тогда, когда времени уже больше не будет и обольщение времени, пространства и вещей будет разрешено или побеждено…»
ГАЙ 1971 г., 614. (Окт. 8). «Торжественность есть ключ, которым настраивается сознание для входа в Высшие Сферы. Антипод торжественности – суета. Суета властвует над психикой обывателя. Биполярность состояния духа позволяет понимать сущность этого бинера и выбирать любой полюс для утверждения. Не совместим Свет с тьмою, также торжественность – с суетой. Первая – Свет, вторая – тьма. Можно ли отдавать сознание своё во власть суеты. Плата – потеря всего…»
ГАЙ 1971 г., 635. (Окт. 17). «Не привязывайтесь ни к чему, и вам нечего будет терять. Не очаровывайтесь никем и ничем, и не придётся разочаровываться. Словом, не проявляйте крайностей нежелательных чувствований на полюсах, чтобы не вызывать неизбежности кармических переживаний. Как часто люди сближаются, чтобы рассориться; превозносят друг друга, чтобы позднее хулить; хохочут, чтобы плакать позднее; и поддаются необузданным проявлениям чувств, чтобы после расплачиваться за это. Сдержанность чувств ведёт к овладению ими. Серебряная узда духа накладывается на чувства ученика. Биполярность чувствований ставится под контроль воли. Восторженность не допускается. Восторг духа не есть восторженность, ибо неистовства астрального паяца есть не что иное, как распущенность психической энергии. Неуравновесия проявления чувств на полюсах не позволяют утвердить равновесие духа. Вот почему мечутся люди, как пробковые человечки, между крайностями переживаний. Спокойствие не есть бесчувствие, но контроль над чувствами, или власть над ними. Пока не утвердится власть духа над тремя оболочками, его облекающими: физической, астральной и ментальной – власть его над всякою плотью останется мечтою».
ГАЙ 1971 г., 647. (Окт. 21). «Для того чтобы готовность была полнострунной, она должна стать биполярной, когда сознание готово встретить волны явлений на том и другом полюсах. И когда радость идёт, готова встретить она и горе, не теряя равновесия, а также и здоровье, и болезнь; достаток и нищету; дружелюбие и поношение; одиночество и окружение людьми; и тишину, и суетливость людскую; памятование и забвение; жизнь в теле и вне его. Словом, сознание должно быть готово ко всему, и притом удерживать равновесие даже перед самой поражающей неожиданностью. Это и будет готовностью полной».
ГАЙ 1971 г., 651. (М. А. Й.). «Ступень биполярной готовности, то есть готовности встретить в равновесии полном и радость и горе, удачу и неудачу, лёгкость и трудность, дружелюбие и вражду, и жизнь и смерть указывает на высокую степень достижений духа. Всё в духе, и путь в духе. И всё, что достигнуто духом, с ним остаётся. Потому энергии духа направляются на приобретение ценностей вневременных, не имеющих значения в глазах невежественных людей и не признаваемых ими за таковые».
ГАЙ 1972 г. 159. (Гуру). «Биполярное зрение позволяет видеть оба полюса наблюдаемых явлений и поступать соответственно. Как тень за движущимся предметом, следует тёмный полюс явления за светлым. Связаны оба Законом противоположностей. Светлое сознание выбирает положительную сторону вещей и её укрепляет, тёмное – отрицательную, и её усиливает. Так, самые лучшие начинания, установления и учреждения в тёмных руках оборачиваются своей теневой стороной. Это очень характерно для конца Кали Юги. Сатиа Юга, Юга Света, прекратит беззакония. И конечное рушение тьмы будет великим».
ГАЙ 1972 г., 195. (М. А. Й.). «Никакое утверждение человеческое, ни одно положение, даже взятое из Учения Жизни, не может быть полным и исчерпывающим. Потому в Учении не даётся исчерпывающих формул. Причины к тому две: первая – каждое явление касается, в конце концов, Беспредельности и охвачено сознанием быть не может, вторая – надо оставить место и для собственных мыслей, чтобы сознание могло расти и расширяться не чужим, но своим собственным мышлением. Полнота понимания явлений зависит от совмещения противоположностей, то есть от биполярного зрения. Не радуется мудрый и не печалится слишком, ибо знает, что не бывает несчастья без счастья и горя без радости и что Закон противоположностей уравновешивает оба полюса. И самая горячая и бурная земная любовь обычно кончается равнодушием, скукой и даже неприязнью. Потому от двойственности чувств и переживаний астральных отказывается мудрость. Истинная любовь, настоящая преданность и устремление огненное уже не подлежат замене своими противоположностями, ибо от духа они и вневременны. Так исключаются из взаимоотношений Учителя и ученика неустойчивость и проходимость астральных эмоций. Любовь к Учителю – навсегда, преданность – тоже, а также и устремление к Свету».
ГАЙ 1972 г., 211. (М. А. Й.). «Готовность тоже должна быть биполярной, то есть готовностью как к одному, желанному, жданному, неожиданному и хорошему, так и к другому, ему противоположному. При этом в том и другом случае предполагается полное сохранение равновесия. От манифестации явлений на полюсах Основы не меняются, оставаясь прочными и непоколебимыми. От понимания этого проистекает и спокойствие. Главное – состояние сознания, ибо никакие внешние события ничего не дадут человеку, сознание которого начало разлагаться. Сказано кратко и ясно: «Что пользы человеку, если весь мир приобретёт, а душу свою потеряет». Жемчужина сознания – единственное сокровище, которым законно владеет человек в этом мире и которое может он удержать, и освободившись от тела».
ГАЙ 1972 г., 330. (Июнь 27). «Земная мудрость есть вражда против Господа. Суета и сутолока плотного мира враждебны тонким проявлениям. Нет согласованности между мирами в сознании человека. Сказки, а в них спящие царевны, живая и мёртвая вода, добрые и злые волшебники, оборотни, заколдованные замки и все чудесные явления, им сопутствующие, не фантазия, но реальность Тонкого Мира. Люди чувствуют это, и дети так любят сказки. Мир Тонкий есть тот Мир, где возможно и достижимо всё, ибо там царствует мысль и всё творится и приводится в движение мыслью. Все тонкие образования реальны во всех сферах и явно видимы тонким зрением. Биполярное зрение достижимо. Великая Огненная Эпоха, время которой уже приблизилось небывало, даст людям ключ к биполярному зрению, и оба мира победно и гармонично сольются в сознании человека, не нарушая его равновесия…»
В заключение представляется целесообразным отметить, что: «Нет худа без добра». Эту народную мудрость и вышеизложенные сведения положим в основе наших действий по расширению сознания, чтобы достичь уровня биполярного, когда происходит «нейтрализация бинеров».
Литература:
1. А. Файнлейб. Тактика Adversa и обратный удар. Журнал «Грани Эпохи», № 90 / Лето 2022 г., http://www.facets.ru/index.htm?issue=90&article=9010
Подготовил:
Александр Файнлейб.
Израиль, декабрь 2024 г.
№103 дата публикации: 01.09.2025
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2025