ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №103 / Осень 2025

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Файнлейб

 

Вечное и временное соприкасаются на Земле

Вечное во временном – это дух в теле.

Временно тело земное, но вечен дух.

 

Название публикации и эпиграф к ней взяты из Граней Агни Йоги, 1972 г., 360, которые будут представлены ниже в полном объёме. Ниже также представлены выдержки из разделов Учения Агни Йоги и записей Граней Агни Йоги по озоглавнной тематике.

 

Беспредельность, ч.1

«Даём книгу «Беспредельность»...

Так будем давать сияние лучей Беспредельности, куда уносится не только дух, но и камни, как бы сочетая высшее творение с низшим телом. Но в вихре Вечности и камень, и дух невесомы, ибо втянуты в тот же магнит. Самое понятие магнита увеличивает притяжение, собирая его в фокусе напряжения токов. Те же вихри преодолевают пространство, и вы не знаете, из которых сфер достиг нас неделимый электрон – средотело Тамаса и Тероса…»

 

007. «…Где же не живёт огонь Беспредельности? В ключе вечной бьющей любви понятие создателя разве не утверждено чувствознанием? Уявлен нам символ – ключ любви. Разве в Вечности и в работе Космоса не заключён беспредельный труд? Разве не заложено ядро, вечно живущее, Нашего устремления помочь человечеству?

Вечно двигающие, вечно устремлённые, вечно тянущиеся ввысь, вечно являющие дозор, утверждающие Истину, нить прекрасную Матери Мира уявляющие доспехом красоты беспредельной, поражающие мрак невежества, сулящие звёзд сияние обители человечества, – так пойдите, сказав: "Мир, хочу взять твои дары. Хочу чашу достижений наполнить. Хочу, Владыка, Твоих Заветов Мудрости чашу испить!”...»

 

008. «…Многие устрашаются понять Вечность, но как прекрасно понятие осознанного величия Вечности! Только дух, прикоснувшийся к огню, знает всю красоту сияния. Дух, лишающийся силы, идущей от Светил, лишается сущности Космического Огня и прекращает ток, явленный Фохатом. Определение вечности живёт только в сознании. Чем шире сознание, тем ярче горит луч сознания, тем зов Наш звучнее сознавшему красоту эволюции…»

 

009. «…Почему в мире существует обычай поклонения космическим силам в минуты нужды? Почему тогда влечение к Беспредельности? Почему тогда признание так называемых сверхъестественных сил? Советую произносить Имя Матери Мира не как символ, но как мощь дающую. Советую обращаться к Источнику Беспредельности не как к символу, но как к явлению Вечности, как к вечно рождаемому красоту и творящему твердь».

 

018. «…Как творчество Космоса неиссякаемо, так неотъемлемо пусть будет понимание Беспредельности. Явление тысячелетий и Вечности, труд на преображение океанов и коры Земли могут служить образом вечного движения.

Вы подвига к трудному заданию не осознали, но омрачение людское не приписываете прообразу ваших действий! Но напрасно нарекание на опустошение космическими вихрями; оно не является злом, но лишь необходимостью. Каждое выявление Космоса имеет своё применение в Вечности. И как опустошение, так и нарастание подлежат ритму, неотделимому от утверждённого хода ваших планетных событий. Разница в том – Зевс, порождающий космическую бурю, наполняет пространство озоном, в то время как ваш Зевс земной, порождающий гнев, наполняет сферу чадом удушья. В этом низшее и высшее не соприкасаются».

 

019. «Почему люди так принимают изображения Майи? Жизнь полна этими образами и обманчивыми явлениями. Это напряжение наполняет только существование ненужными образами. К Великому Началу устремлён дух, познающий Вечность, и в нём заложено зерно понимания Космоса. К малой действительности Майи направлен дух, воспринимающий только привычное ему. Ему привлекательны только явления обычной жизни. Отсутствие вмещения не помогает ему открыть книгу жизни…»

 

020. «…На вершине сознания утверждение пути Владыки. На вершине сознания подвиг звучит унисоном с эволюцией. Вечный, неустанный труд восхождения! Это вечное движение есть карма ваша! Урусвати права: только волевые токи направляют карму. Но остановить ход кармы так же опасно, как вызывать вечную ночь. Чем наполните Чашу Амриты, если погрузитесь в пруд мрака!? Ответим: "Океан действий, истинно, прекрасен!”...»

 

039. «Когда дифференциация элементов произошла, не разобщилась космическая сила. Разное проявление Космических Огней есть одно вращение колеса Фохата. Фохат во всём, и разные явления несут его выражение…

Дифференциация происходит от вращения, но произвола нет. Сила вращения и влечения обогащает Космос явлениями действия огней. Следствие пространственных волн призывает сознательное творчество. Творчество Космоса и импульс сознания являются двигателями энергии, потому разобщить в Вечности ничто нельзя. Пространство улучшает строительство, и велик избыток напряжённо несущихся сил!»

 

041. «…Когда человечество поймёт искры Фохата и примет неисчислимые проявления несцеплённой ещё материи, тогда будем уявлять новые формулы. Половина явлений космических сил ждёт в Вечности и для человечества. Как не использовать все радиоактивные силы и все радиации миллиардов лучей!»

 

042. «Ассимиляция высших энергий при явлении напряжения может формировать новые энергии. Материя и дух растут взаимно. Когда напряжение волевого тока течёт с ускоряющей скоростью, материя поглощается духом и исполняет функции творца духа; тогда формы получаются утончённые. Сила Огня духа, как сила огня, расплавляющего металлы. Только при явлении расплавления можно формировать новые сочетания. Дух, желающий раскалить свою энергию, является плавильщиком материи. Какие формы и размеры может дух плавить из всех пространственных материй и наших жизней! Расплавление сознания издавна Владыки приняли на себя. Вечность является тем пламенем, в котором беспредельно комбинируются новые сочетания. Истинно, явление исканий шло веками. Где оно, Начало? Скажем пока: «В вечном желании новых форм». С такой же широкой мечтой будем слагать наше будущее!»

 

066. «Космос состоит из нескольких психопространственных явленных основ Материи Матрикс. Макрокосм и микрокосм имеют свои основы, правильнее сказать, свою одну основу Атома Космического. Энергия разобщающая и энергия соединяющая – одна и та же, но психодинамика связывает их материально. Вечный закон Беспредельности – дифференциация, взаимоиспытание и вечное собирание разъединённых атомов, несущих проявление Начал. Космос начертан как великий строитель и сердце космической энергии. Гармонизирующая, творческая пространственная сила, находя принадлежащие частицы, подвергается великой психодинамике космической эволюции. Строитель Космос и его отражение микрокосм живут тем же законом. И живёт в Космосе беспредельная гармонизация. Ищущий ту Истину найдёт красоту Бытия беспредельного!

Мы утверждаем, что творчество Космоса разлито в Нас и только Наше собственное устремление может направить Нас к тому достижению, которое Матерь Мира и Мы, Архаты, превозносим в Высшее Таинство. Сознание огненной энергии направляет пространственный принцип, но различные напряжения сознания мешают часто объединению.

Торжество Космоса – в гармонизации двух Начал. Я торжественно утверждаю, когда даём миру новое Учение».

 

071. «Поясню о законе объединения атомов. Закон разобщения так же разновиден, как формы Бытия; но закон объединения един – и в этом вся космическая мощь и вся красота.

Разобщение влечёт Начало в отдалённейшие сферы. Когда дух Начал лишён исканий, магнит тогда ослабевает и переходит из психокосмического магнита в две резко противоположные формы. Явление разобщения и временной задержки обусловлено ослаблением психомагнита духа: в сильных духах переходит в антагонизм, в слабых – в подчинение. Но един закон объединяющий.

Но сознание исканий и устремления Начал усиливают психокосмический магнит, и в продолжение веков, тысячелетий притяжение растёт до конечного союза. Вечный, великий закон! Так творится мироздание красотою Космического Союза.

Можно утверждать, что уровень сознания человечества пропорционален планетному явлению, но невозможно утверждать, что уровень Космоса сравним с планетою. Как можно принять такое измерение, когда весь Космос беспределен и бьёт, как огненная струя, разбрасывающая свои искры на зарождение жизни во всём пространстве? Едина струя, и многочисленны искры. Един Космос и беспредельны формы.

Мы – ваши Братья. Мы знаем ту страницу жизни, где записано единство Космоса. Мы утверждаем, что не разобщением создаётся явленная эволюция, но беспредельным устремлением к гармонии. Чем прекраснее, тем выше; чем мощнее, тем выше. Почему уявлять борьбу духа и материи, когда исходят из одного Источника? Почему не напрячь силы и чуять в себе ту психожизнь Космоса?..»

 

090. «Когда весь Космос работает на обобщение, то почему человечество идёт вразрез с назначением? Прямое соответствие существует во всём Космосе. Человечество противоречит самому себе и назначению своему. Когда можно слить самые разобщённые проявления Космоса, тогда можно развить в себе чувство работы на Общее Благо.

Задача наша – формирование существования гармонии и творчества космической Беспредельности. Мир в своём объёме развивается обусловленным человеческим мышлением. Космос даёт другое направление. Творчество человеческое мало походит на космическое. Мы являем понимание человеку, что задача может идти в полном ритме с космическим творчеством…

Дальние миры зовут и работают в великом колесе жизни. Страница будущего так же реальна, как и день сегодняшний. Реальностью жизни, намеченной Вечностью, человек должен существовать, и это признание даст ему предусмотрительность в действиях».

 

162. «…Перемещение народов шло под действием Космического Магнита, и теперь все передвижения идут под этим законом. У великого закона столько действующих магнитов! И куда повернётся стрелка, указующая направление, туда направится устремлённый дух. Вечное движение и перемещение точно устанавливают действующую магнитную силу. Можно точно определить, по какому направлению и почему происходили перемещения. Токи, определяющие направление, согласуются с назначенным будущим. Токи, определяющие самое перемещение, согласуются с настоящим обстоятельством.

Исторически можно получить ключ к явлениям переселения народов. Причин столько и так разнообразны миссии человечества, что условия могут дать лишь бледный отпечаток мощи перемещений.

Склад мыслей течения не сформирует, если не устремиться в вечное перемещение Космического Магнита».

 

172. «На первой ступени развития человека утверждалось понятие стихий, как силы творческой. Не только поклонение грозному небу, но инстинкт заложенный уявлял мощь. Также можем принять ту же мощь, но, руководимые знанием, можем извлечь все принципы. Так же как элементы определяют сущность человека, так же можем применить знание тонких энергий. Ведь знание элементов, как орудующих вместе со Светилами, может определить течение Космического Магнита. Ведь наука элементов и тонких энергий является сущностью эволюции.

Когда мы можем огнём разрушать, тогда мы в беспредельной мере можем это явление применить к созиданию. Ключ огня бьёт, как струя беспредельная.

Переплетение вибраций равно переплетению лучей. Можно назвать переплетение вибраций тем слиянием Магнита. Любим назвать мощь соединения переплетением, ибо оба Начала выражают самую высшую потенциальность. Вечное стремление к одной полярности служит током напряжения. Потенциал полярности напрягает части, принадлежащие одному атому. Столько прекрасного в потенциале одной полярности!

Конечно, Мы не можем дать эту великую формулу человечеству без опасности, что самое однобокое понимание установится. Только избранные могут утвердиться в этом великом принципе.

Ужасно однобокое понимание! Даже химия признаёт чистые субстанции. Как же двигатель психожизни не будет торжествовать, когда он собирает чистую мощь!

Теперь о параллельности. Конечно, Космический Разум притягивает единые частицы своей магнитной силой, и параллельность идёт не всегда Началами.

Утверждение Космическим Магнитом объединения Начал называется истинным Венцом. Так Космос собирает свой Разум. Урусвати утверждена, истинно, не планетными законами, но Законами Владык! Владыки видят и знают».

 

220. «…Фактор творчества назначенный, как сила, двигающая достижение космического равновесия, всегда будет двигаться принципом Магнита. Только утверждение Начал может мировое соотношение привести к равновесию. Вечно нарушающее движение устанавливает разновесие. Потому Начала и их почитание будут тем фактором, который человечество может утвердить, как спасение мира…»

 

301. «…Абсолютный Разум, из которого человечество черпает свою устремлённую эссенцию, заботится об утверждении творческих проявлений. Созидание космических энергий направлено Совершенным Сердцем. Ведь в Космосе продолжительность действия называется нескончаемостью. Как же не приложить это понятие к энергии, которая устремляет дух в Высшие Сферы? Когда даже растения стараются утончить, то как же не применить тот же закон к человечеству? Совершенное Сердце напрягает все энергии к этому восхождению.

Вечно движется Космический Огонь, направляемый Абсолютным Разумом и Совершенным Сердцем».

 

 

Беспредельность, ч.2

473. «Космос напрягается в сочетании своих частей. Принцип сочетания настолько мощен, что можно утверждать, что явление самого мощного рычага есть принцип единения. Намагничивание духом даёт решение Космической Воли. Ведь только творчество духа может, истинно, быть названо творчеством Вечности. Так творческое зерно духа напрягает каждую устремлённую клеточку. Дух цепь жизней намечает, потому единение космическое настолько мощно, потому утверждённое единение строится на притяжении духа. Да, да, да! Так принцип, явленный духом, собирает по космическому Закону те зёрна, которые отвечают притяжению Магнита».

 

721. «Материя непроявленная утверждается в жизни только одухотворением. Только форма придаёт материи явление жизни, но дух должен утвердиться в понимании, что хотя материя получает свойство жизнеблага от одухотворения, но сам процесс зависит от потенциала Вечного Огня. Так мысль формирует действие, но потенциал духа творит. Так человечество распределяется по потенциалу духа».

 

816. «Вечный обмен так космически объединяет и устремляет к завершению принадлежащие друг другу частицы. Творческая мощь Космоса притягивает устремлённые частицы жизни, которые устремлены к утверждению завершения. Потому только когда дух знает явленный закон, то Космос может мощно привлекать. Потому, когда мысль завершения зовёт, то частицы, как огненные устремления, летят к объединению».

 

 

Иерархия

003. «Сердце Космоса равно сердцу Архата. Огню Солнца равно сердце Архата. Вечность и движение Космоса наполняют сердце Архата. Майтрейя приходит и горит всеми огнями. И горит сердце Его состраданием ко всему обнищавшему человечеству; пылает сердце Его утверждением новых Начал.

У людей живёт понятие мёртвых Архатов, и жалкие йоги питают воображение их своими образами. Когда же человечество поймёт, что Архат есть высшее проявление Материи Люциды, то оно поймёт, что нет разграничения между Материей Люцидой, дающей Свет, и Материей Любви, облекающей всё Светом. Человечество облекает Архата в суровую оболочку, но Материя Люцида сияет Любовью.

Когда можно будет озарить человека Нашим Образом?! Мышление трудно осознаёт чистоту Сферы Высшей.

Высшее дано высшему, и высшее живёт в высшем, и высшее будет первенствовать в измерении Высших миров».

 

038. «…Пора понять и ответственность, и преимущество земных воплощений. Но люди избегают часто слушать волны пространства и ловить отзвуки и ответы, которые проливаются из разных слоёв мироздания. Мы повторяем о преимуществах духовного развития, но дело стоит так уродливо, что благонамеренный обыватель даже боится произнести всё, что связано с сияющей областью духа. Попробуйте сказать о свете познания и о благе духа, и вас будут опасаться, как грабителей и разбойников. Но даже грабители были учениками Христа и Будды, а потому не бойтесь человеческих кличек, но слушайте Голоса Вечности, ведущие к Благу и Свету.

Не бойтесь! Не бойтесь! Не бойтесь!»

 

 

Сердце

072. «Множество уже близких возможностей разлагаются людскими жалобами, порождёнными саможалением. Когда люди начинают взвешивать, сколько кто пожертвовал и сколь мало получил от Учителя, то смысл Учения пропадает. Люди учитывают полученное как плату поденщика, не соизмеряя получение с вечностью, для которой они существуют. Как неприложима мысль оплаты добрых намерений со смыслом совершенствования! Но нужно сказать, что многие предпочитают обрядиться поденщиком не из сердечной испорченности, но из невоспитанности воображения. У многих чувствознание Вечности отсекается устремлением к саможалению…»

 

412. «Даже самые Высшие Существа должны преисполниться духом, чтобы действовать. Выражение «преисполниться» очень точно. Именно нужно преисполниться. Значит, следует наполниться избытком духа. Но не означает ли это войти в соприкосновение с Иерархией? Только это черпание духа из Высшего Источника даёт обновление и напряжение огненной энергии. Потому нигде не указано затвориться духом, напротив, лишь преисполниться мощью духа, ведущего к Свету. Правильно вспомнили о стоянии на краю пропасти как о пределе напрягающем. Только эти гребни волн вознесут дух к преисполнению. Кто же думает о самости, о самоутверждении, тот никогда не черпнёт Огня Вечного. Так будем прикладывать своё стремление к пространственным мерам. Могу приветствовать вас, воинов крепких, знающих о Фениксе, возрождающемся из пепла».

 

 

Мир Огненный, ч.1

073. «Звук и цвет являются одними из главных огненных проявлений. Таким образом, музыка сфер и сияние Огней Пространства будут высшими явлениями Огня. Потому и невозможно постоянно слушать звуки сфер или видеть Огни блистающие. Такие частые эмоции слишком разделили бы земное тело от Огненного. Тем самым не создалось бы равновесие, так нужное для Вечности. Правда, нужно отделять в сознании четыре тела своих, чтобы функции их могли быть разделены. Нарушение равновесия ведёт к преждевременному разрушению низшего тела».

 

385. «Лётчик, когда достигает предельную высоту полёта, всё же переполнен неудовлетворения; он тогда решает испытать задачу высшую. Неудовлетворённость – врата Беспредельности. Нужно ценить всеми мерами неудовлетворённость. Удовольствие есть уже сосед довольства, тогда как радость есть крылья Беспредельности. Учение Огненное должно охранять все возжигания Огней и уберегать от всяких тушителей. Удовлетворённость есть признак ничтожества и невежества. Не удовольствоваться, но радоваться о вечном труде есть удел великого и восходящего. Теперь глупцы могут хохотать, Мы скажем о вечном восхождении; даже могила не спасёт глупца от Вечности. Нужны ребяческие мозги, чтобы не понять, что одежда земная не есть завершение. Огни призывают к Непостигнутому, и даже слепые видят эти светочи. Не забывайте спросить слепых об Огнях. Некоторые из них видят огненные знаки и понимают связь их с сердцем. Так зовы неудовлетворённости ведут к Миру Огненному».

 

591. «Воскресение и Жизнь Вечная разве не направляют мысль к основе Бытия? Но даже эти непреложные истины устремляют людей к разъединению вместо сотрудничества. Много потоков Благодати проливается на Землю. Явление Благодати происходит гораздо чаще, нежели предполагают, но гораздо реже, нежели можно надеяться, эти священные дары людьми принимаются. Так закон свободной воли своеобразно толкуется земными жителями. Тёмные силы изо всех сил пытаются не допустить явления Благодати. Своеволие людей способствует различным извращениям. …»

 

594. «Нужно понять и покрыть добром. Многое, творимое по беспамятности, не зло, но отсутствие памяти часто делает людей преступниками. Конечно, и неотвергнутая самость помогает беспамятью о других. Но огненное сознание не забудет цели жизни, когда она во благо Мира. Часто люди не умеют мыслить о благе Мира, считая себя ничтожными, и это неправильно, ибо дух, зерно огненное, происходит от Единого Огня и направляется к Вечному Свету. Не имеет значения, где горит светильник, указавший путь заблудшему!»

 

Мир Огненный, ч.2

425. «Люди будут требовать от вас новых лекарств, новых указаний о пище лишь для телесного благополучия, но не для улучшения своего будущего, которое нуждается в постоянном заботливом строении. Люди не хотят представить себе, что их земная жизнь короче самой мимолётной остановки поезда. Достойный путник на кратком ночлеге заботится не утрудить хозяев, но сознание его устремлено к цели путешествия. Но путники Великого Пути часто мыслят лишь о ночлеге, маломысленно забывая о своём назначении. Несоизмеримо маломыслие с Великим Путём! Потому Огненный Путь будет путём сознания будущего. Каждый путник, просвещённый мыслью о Вечном Пути, может идти с радостью. В каждом таком шествии нужно исхитить частицу Огня Вечного. Нужно приближаться к Миру Огненному всем помышлением, всем желанием, всем сердцем».

 

 

Мир Огненный, ч.3

063. «Истинно, Божественная Сила нисходит на Землю и божественно в духе человеческом устремляется ввысь. Это Божественное Общение есть явление союза Миров, союза Духа, союза Кармического. Много общений можно проследить на плане земном. Много Божественных Искр рассыпано, но есть Божественное Общение, которое вечно. Источник Общения Вечного – дух и действия, связанные мощным явленным Законом Космическим».

 

069. «Правильно мыслить об очищении догм, которые уводят справедливое мышление. Понятие Чистилища и Ада могут быть заменены понятиями утверждения жизни Мира Огненного. Нет более мощного Чистилища, нежели жизнь земная, если напряжены все потенциальности духа. Также нет мощнее Ада, нежели земные заразы духа. Утверждать Чистилище на Земле, как ведущее начинание к Миру Тонкому и Огненному, есть задача очищения сознания. Все устремления человечества к знанию Невидимого Мира должны побудить сознание к принятию мышления очищения, которое продолжит путь земной к Миру Огненному. Ведь лишь понятие единства пути заставит людей жить Красотою и умирать, как путники, продолжающие своё странствование. Когда Мир поймёт эту неразрывную связь с Тонким Миром, Чистилище примет тот же образ Вечной Истины. Потому так важно утвердиться в понимании нескончаемости жизни, как бы продолжение великого Колеса Жизни. Явление накопления «Чаши» даёт великую мощь духу в Мире Огненном, как и путь мрака даёт своё мрачное существование.

Направим мысли людей к Чистилищу на Земле».

 

108. «Конечно, невникание в существующую связь между Мирами Огненным и земным лишает жизнь значения. … Ведь связь духа с Кармою проявляется на двух Мирах. Понимание связи направит к красоте, утверждённой Космосом. Распознание тех жизненных импульсов, которые дадут в будущем условия для тонкого существования, так важно! Ибо нельзя принимать вечность за преходящее и преходящее за вечность. Так дух научается, живя в материальности, ценить преходящее, но в Космосе заповедана Вечность!»

 

175. «Каждая Эпоха оставляет свои отпечатки в Вечности. Эти явленные остатки времени также жизненны, как сама жизнь. Каждая Эпоха оставляет своё эхо, как повторение рекордов пространственных. Но никогда рекорды не являют повторения, ибо к ним присоединяются новые энергии и новые решения. Так можно утверждать тождественность времени, но переустройство планеты имеет свои новые рычаги, и на смену идут новые энергии. Так Вавилон пал, так Рим пал, так пески покрыли цивилизации, и воды поглотили Царства. Но на смену нашего Цикла идёт самое огненное и самое великое разрушение и строительство. Пространство насыщается огненными энергиями для переустройства. Необычно время, бушует Огонь! На пути к Миру Огненному явим понимание идущему Огненному Циклу».

 

285. «…Нужно отдать справедливость тем тёмным за их скорые действия и предвидение, ибо каждый день можно сравнить с каждым Днём Вечности. Потому в дни разрушения и переустройства Мира так важно утверждать начала истинного строительства. Потому каждый изъян искажения утвердится явленным ударом в Щит. Именно, малодушие и самость есть братья искажения. Явление неправдивости входит в привычку, и самость являет свои губительные следствия. Потому, когда Мир рушится, нужно подумать о том, как уничтожить все искажения».

 

363. «Если бы сознание человечества могло сопоставить вечное с преходящим, то явились бы проблески понимания Космоса, ибо все ценности человечества зиждятся на вечном основании. Но человечество настолько прониклось уважением к преходящему, что оно забыло о Вечном. Между тем, как показательно, что форма меняется, исчезает и заменяется новой. Преходимость так очевидна, и каждая преходимость указывает на жизнь вечную. Дух – творец каждой формы, но отвергается человечеством. Когда поймут, что дух вечен, тогда и Беспредельность, и Бессмертие войдут в жизнь. Так нужно направлять дух народов к пониманию Высших Начал. Человечество поглощено следствиями, но корень и начало всего – творчество, но оно забыто. Когда дух будет почитаться, как священный Огонь, то подтвердится великое восхождение».

 

 

АУМ

471. «Вечно растущей называем психическую энергию. От Беспредельности она может черпать своё усиление. Только необходимо условие осознания её и направление к добру. Без осознания энергия останется узником.

Спросят – неужели такая ценная энергия может быть направлена ко злу? – Всякое злоупотребление поведёт к разрушению. Могут быть различные сроки и ступени такого разрушения, но конечное разложение неминуемо».

 

492. «Учитель и ученик неразрывны. Каждый Учитель остаётся и учеником, ибо среди Иерархии он будет звеном в Цепи Вечности. Также по нисходящей линии и каждый ученик будет Учителем.

Ошибочно думать, что какие-то посвящения возводят на ступени безусловного Учительства – только постоянная дисциплина познавания будет живым источником совершенствования. Не будем искать предела в Беспредельности. Не будем понимать познавание, как нечто законченное, в этом ограничении мы утеряем радость Бытия».

 

 

Грани Агни Йоги

1953 г. 71. (Фев. 10). «Из вечного пламени создан кристалл, из пламени Вечного Света. Потому и говорится, что назад возврата нет, когда перейдена известная граница. И тогда Мы навсегда Принимаем идущего к нам. Камень вечного основания жизни состоит из кристаллов Вечного Света. Отсюда и призыв Учителя к пониманию бессмертия и утверждение жизни вечной. Сознание уявляет себя в кристалле Вечного Света, потенциально растущем. И бессмертие, однажды достигнутое, сопровождает нашедшего его через все жизни. Конечно, человек бессмертен, но быть бессмертным и осознать своё бессмертие, то есть утвердить его в сознании и обрести степень непрерываемого сознания – явления разного порядка. Не прерывается сознание Архата, в этом его победа над смертью. Попрать смерть не так легко. Сознанием попирается и в сознании преодолевается явление смерти. Хотящий умереть умрёт. Верующий в смерть получит её. Каждый получит то, во что верит, ибо там мысль, на Земле утверждённая, будет либо крыльями полёта в сияющие просторы Беспредельности, либо глухими непрорубными стенами добровольной темницы сознания, воздвигнутой человеком для самого себя и самим собою при жизни своей на Земле. Мысль – это свет, или крылья, мысль – это цепи и путы. И куда бы человек ни поднялся, впереди его летит светоносная мысль. Мысль ткёт Тело Света. Дух мыслью ткёт оболочки свои. Мысль от Света создаёт Тело Света, а мысль от тьмы? В ваших храмах поют: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». Поют!.., но кто верит в реальность Тела Света Владыки, в то, что ныне Свет этот сияет над миром мощью своих Лучей, кто приобщил сознание своё к Вечному источнику Высшего познавания и бессмертия? Пустые оболочки, как попугаи, твердят слова неосознанные и продолжают находиться в отупении безмыслия. Зову к действительному утверждению Вечного Света в сознании, Зову, поправ смерть, к вечному утверждению жизни. Бессмертие человеческого духа Утверждаю. Но глухи уши людей, и затемнён мозг. Но идёт время великое, и молнии пробудят ходячих мертвецов. Молнии Моего Духа рассекут мир, дабы каждый проснулся и решил судьбу свою. А вы пойдёте во все концы мира и скажете Слово Моё. Огненное Слово Владыки зажжёт мир огнём. И примут его, и отвергнут, но отвергнувшие отвергнут Меня навсегда. Ибо при повороте Цикла времени сознание получает направление на весь наступающий Цикл. Велика значимость поворотных пунктов планетной судьбы и неотделима от сознаний человеческих. Человечество как часть планеты и её высших принципов не может выйти или отделиться от спирали планетной Эволюции. Кольца оборота спирали начертаны звёздами. И если годовая спираль времени зависит от Солнца, или от Неба, то от Неба, или светил, зависит вся эволюционная спираль земного шара, частью которой является и земной год. Вечное уявлено во временном, и временное есть лишь отрезок аспекта Вечности, лишь часть, малая часть гигантской спирали Космической эволюционирующей, восходящей вечно Жизни. От величия Космических Законов никуда и никогда не уйти. Потому величие Вечности будем низводить на Землю, в пределы земного понимания, дабы Землю поднять к Вечности и возвысить. Истинно, приблизилось Царствие Божие, ибо мощные огненные энергии устремлены из пространства на Землю. Их цель – разредить и утончить земную плотную материю. Эволюция предполагает утончение. Конечная цель Круга – довести планету до высшей степени разреженности, когда видимое превратится в невидимое и планета облечётся в Тело Света. И не грубые физические тела будут облекать тогда человека, но разреженные, утончённые высшие оболочки, переходной ступенью которых, или к которым, явится уплотнённый астрал. Но уплотнённый астрал – лишь ступень к телам ещё более утончённым и светоносным. Разрежение и утончение в спирали Эволюции пойдёт параллельно во всех царствах планеты, и формы жизни, отстающие за поступательным движением восхождения, сами себя обрекут на вымирание и уничтожение, как вымирает всё, не отвечающее ступени Эволюции. Велик путь человечества, начертанный светилами – Путь Света и Путь к Свету. Многие ли поймут величие будущего и многие ли поверят?»

 

1960 г. Февр. 17 (Гуру). «Заповеданная сказка осуществляется явно. Не беда, что не в ожидаемых мерах и рамках идёт это осуществление. Если процветает искусство, и пустыни цветут, и наука шагает так быстро, то можно поверить, что и прочее всё, что было Указано раньше, будет утверждено столь же успешно. Родина приняла дар мудрости Владыки и потому впереди. Имейте терпение, всё будет, всё придёт в должное время. Нельзя начать посев ранее срока. Зёрна погибнут, и напрасно будет израсходована энергия. Всему своё время. Требование сроков надо понять. Недопустимы ни преждевременность, ни запаздывание. Но готовность сердечную надо иметь, чтобы не упустить урочного часа. Ждали Явления годы, а когда сроки пришли, ушли, не дождавшись. Так поступают малые сердцем. Вечно ожидание, как на картине «Ждущие» – символом служит жданности сроков и готовности к ним. Эволюция обуславливается готовностью человеческого сознания. Ускорить преждевременностью, – значит, разрушить, потому ожидание сочетается с мудростью. Но давать можно всегда и при всяких условиях, если соблюдена соизмеримость. Давать соизмеримо – означает давать по сознанию. Следовательно, мудрому даянию ничто не мешает. Ждущих так много, не себялюбие ли требует раздачи не по сознанию ждущих, а по уровню дающего, когда забота течёт о себе и питаются свои малые чувства?..»

 

Ниже представлены упомянутая картина Николая Рериха «Ждущие», написанная художником в 1917 г. [1]:

 

Н. К. Рерих. Ждут. #51 (Ждущие)

 

1960 г. Февр. 28. «И всё же опереться можно лишь на Владыку – это единственная опора. Всё остальное непрочно. Казалось бы, скала под ногами – опора крепкая и надёжная, но нет ничего опаснее иллюзии плотной, ибо опасностей кругом невидимых и видимых – без конца. И скала не спасёт, да и само тело – дом тесный, дом временный, дом угрожаемый. Я твоя крепость. Всё остальное – жизни поток, уносящийся в вечность. И уже не дом тела, но дом духа возводится строителем жизни, дом духа в пространстве, которое вечно. Вечное в вечности, ибо дом духа неразрушим. Во временном строится вечное, чтобы в нём пребывать. Не странно ли, что вечное обиталище духа он строит сам для себя. Так строит каждый, знает он о том или нет. Это созидание идёт особенно напряжённо в период нарастания, когда достигают полного расцвета и развития все семена, заложенные в Чашу человеком в течение воплощения своего на земле. Так накапливаются элементы бессмертия в сфере высшей триады, и остаются с человеком они навсегда. Могут спросить, а как же те, кто идёт вниз, умножая кристаллы отложений чёрных огней? Отвечу: Адепты и иерофанты Братьев тьмы тоже имеют бессмертие, то есть сознательное существование после смерти, все они идут в бездну, и это бессмертие ужасно, ибо лишено Света. Конец же таков, что всего ужаса их кармы невозможно передать языком человеческим…»

 

1960 г. Июль 14. «…Все земные понятия и представления относительны. Но абсолютна в основе своей сфера вечной Космической Мысли. Утверждаем Мир Огненный, вечный, ибо земной относительности лишён. Так же безотносительны и великие космические законы. Вот почему Говорим об Основах, на которых покоится Мир. Непоколебимы Основы, хотя и течёт в океан вечности поток жизненно проявленных форм, вечно изменяясь и эволюционируя в стремлении своём к совершенству. Вечное во времени усматривает коснувшийся беспредельности ум, собирая жатву бессмертия. Конечность земная и ограниченность плотного мира – не в мире, который вокруг, но в уме человека, в сознании его, принявшем за реальность относительность мира земного. Стены, ограничивающие сознание, надо разрушить, прежде чем оно сможет выйти на просторы Космического Океана. Океан Космической Мысли стать может доступным человеку, освободившему сознание своё от призрачного мира земных представлений. Тайна времени и пространства сознанием быть должна решена и побеждено понятие смерти. К новому пониманию жизни приближается на земле человек, и достижение ступени космического сознания становится уже близко возможным».

 

1960 г. Авг. 14. «Река жизни течёт в океан Беспредельности. Беспредельность, сущая вечно, принимает её в лоно свое. Живём в беспредельности вечности. Вечно сущая жизнь уявляется во временности форм своего выражения, и временное становится выражением вечного. Осознать уявление вечного во временном будет победою духа над ним, преходящим, и постижением тайны себя самого, ибо дух вечен. Процесс осознания вечного будет процессом накапливания элементов бессмертия в микрокосмосе человека. В каждом явлении жизни можно найти эти элементы непреходящего, ибо всё существующее не имеет ни конца, ни начала, но связано с окружающим миром цепью непрерывной преемственности. И даже великие понятия времени и пространства не имеют ни верха, ни низа, ни конца, ни начала. Они не имеют пределов, ибо сама беспредельность выражается в них. Так, созерцая бесконечный поток жизни в её временных формах, вечных постоянством своей смены, можно ощутить дыхание вечности во всём, что в ней существует. Эта жизнь временного в беспредельности подчинена великим космическим Законам, которые являются незыблемой основою проявленного Мира. Изучение этих законов есть соприкосновение с вечностью; постижение их будет выходом Сознания на космический простор, а применение их в жизни ознаменует собою утверждение элементов бессмертия в духе. Мыслить космически может лишь тот, кто в духе поднялся над жизнью, над личною жизнью своей и малым, ограниченным миром личного отношения к миру. …»

 

1960 г. Авг. 28. «…Вот нечто было, прошло и кануло в Лету. Я же стою на берегу вечного и снова смотрю на новые струи потока, которые проносятся мимо и так же пройдут, как прошло всё, что было раньше, до них. Эту проходимость настоящего часа нужно в сознании утвердить, как основу, ибо не проходит лишь Смотрящий Безмолвно [подробнее см. в публикации [2], – А. Ф.] на жизни поток. Так утверждаются элементы бессмертия духа, которые не от временного, но от вечности. Временное служит лишь путём приближения к Вечному, и без него, без опыта и знания, им приносимого, к Вечному не подойти. Через временное и преходящее – к непреходящему и Вечному, Сущему в Беспредельности. Явления большей длительности ближе к нему, чем малой; цепь воплощений ближе, чем одна отдельная жизнь, или день, или час краткий, вырванный из сферы преходящего. Потому проведение более длинной линии будет решением жизни. И через краткость каждого часа можно вести эту длинную линию жизни, далеко за пределы этого часа, и дней, и годов жизни отдельной, и даже отрезка из нескольких жизней, ибо беспредельность вмещает их все, и даже больше того, что время вмещает в себя и обнимает собою. Ведь само понятие времени заключает в себе временное. Царство же Моё не от мира сего, не от временного и его элементы. Нечто в себе, стоящее посреди между несущимся потоком преходящего и безмолвным Свидетелем, можно приближать к любому полюсу жизни или отдалять от него. Когда сознание приближается к потоку, оно входит в него, сливается с ним и отождествляет себя с преходящим. Когда же оно устремляется в сферу Смотрящего вечно, выходит оно из потока и поднимается над ним, утверждает себя на камне вечного основания жизни. Ничто, происходящее с человеком в сфере трёх его оболочек, не может затронуть Безмолвного Рекордера, хотя и кажется порой человеку, что потеряно всё и он погибает. Не может погибнуть нерождённый от трёх, ибо он есмь от начала времени и прежде начала. К чему устремится сознание – с тем и пребудет. Если к временному – с временным, если к вечному – с вечным. И если со Мною, то со Мною…»

 

1960 г. Нояб. 23. «Обещана вечная жизнь. Жить не в настоящем, не в будущем, но в вечном будет победой над Майей трёх преходящих миров. Элементы вечного и преходящего легко различимы. Жизнь вечна, формы её выражения временны. Субстанция материи, то есть огонь – вечен, но преходящи формы его выражения; дух вечен, но ограничены сроком его оболочки. Вечны космические законы, но то, что заключено в рамках этих законов и обнимается ими, – подобно великому потоку жизни, текущей в беспредельность. Срочны миры и системы миров, и даже целые галактики, но Космос, как таковой, вечен, ибо сущ в беспредельности. Так Космос и дух человека по природе своей беспредельны. …»

 

1961 г. 122. (Вечером перед сном). «Вечное уявляется во временном, и бесконечное в конечном. Преходящее есть аспект Беспредельности, взятый в разрезе времени. Разрез материального мира, рассматриваемый в настоящем, в каждой его точке уходит в бесконечность прошедшего и нескончаемость будущего, и точка становится нитью, протянутою в Беспредельности времени и пространства из прошлого, не имеющего начала, в будущее, не имеющее конца. Живём в Беспредельности, и какого бы явления ни коснулась наша мысль, цепь причинности уводит её к началу, которого нет, или к концу, которого тоже не будет. Нельзя представить себе конца времени или пространства, точно так же невозможно представить и конца какого-либо явления, дальше которого уже отсутствует цепь причинности, породившей его. И если даже время есть не что иное, как категория рассудка, то Беспредельность есть великое лоно, в котором существует проявленная Вселенная. Пусть «времени уже не будет», но будет, но останется жизнь и последовательность движения и изменений, происходящих в мире, и Тот, Кто созерцает их, Тот, Молчаливо Смотрящий, вечно пребудет».

 

1961 г. 209. «Мудрость определяется проведением более длинной линии. Мысль вечная и мысль временная принадлежат разным сферам. Мысли бывают длительности разной. Мысли суеты кратковременны очень. Длительностью мысли отличается преходящее от непреходящего. Элементы бессмертия определяются длительностью мысли.... Вечная мысль в пространстве царит над всем, что меняется вечно. И микрокосм человеческий может быть вместилищем либо мыслей от вечности, либо мыслей текущего дня, с днём преходящих и его суетой. Но если временное есть лишь разрез Беспредельности, то и во временном вечное можно найти, его утверждая и видя во всём. И в суету дня жизни конечной и преходящей можно внести элементы вечного и непреходящего, лишь бы не ограничивать мысль малым кругом, как ограничивают люди свою жизнь малым пределом и сроком. Осознание беспредельного пути, по которому двигается в будущее человечество в целом и каждый человек в отдельности, даёт ключ к утверждению элементов непреходящего, элементов бессмертия в сознании человека, вовлекая его в поток вечной жизни. Утверждая бессмертие своё, воистину бессмертным становится человек, ибо человек – это то, что представляют собой его мысли. Выбор мыслей конечных или мыслей от Беспредельности зависит от человека, так и бессмертие тоже зависит от него, ибо человек таков, каковы его мысли. Мысль ведёт и мысль утверждает. Потому и упор делается на мысль. Атмосфера вечной мысли смывает накипь и сор суеты, и тогда вечное торжествует над временным и бессмертное над смертью в микрокосмосе человека».

 

1961 г. 315. (Окт. 9). «Камень вечного основания жизни – от него никуда не уйти. О нём можно забыть, но тогда уходит и вечная жизнь, то есть жизнь в Вечности и в Беспредельности. В Беспредельности вечно живущим осознает себя тот, кто мышление своё построил на Камне вечного основания. Проходит всё, но не то, на чём зиждется бытие человека. Среди мелькающих дней и ночей обычного существования, Камень – как утёс среди бурного потока. Волны приходят и волны уходят, но он остаётся вовеки. Сознание может сочетаться с каждой волною, в неё погружаясь, но может извлекаться из волн и покоиться на незыблемой тверди основания. Выбор зависит от духа и от того, куда устремлён луч сознания. Сознание лучу света подобно, ибо освещает то, на что устремлено. Во что погружается сознание, тем оно себя и окружает. Безграничен океан мысли, различны глубины его и слои, и широк беспредельный простор. Океан Космической Мысли не имеет пределов. В него погружаясь устремлённою мыслью и прободая волнистую поверхность, сознание проникает до тех глубин, где не шелохнется ничто, и тогда дыхание вечности касается его своим огненным ритмом. Вода – только символ среды, в которой отражается всё, это – Великие Воды, где зачата была жизнь».

 

1961 г. 505. (М. А. Й.). «То, что вокруг, всё беспредельно: беспредельно началом и не имеет конца. Живём в Беспредельности, касаясь её всеми сторонами своего существования и самым своим существом. Сущность её уявляется яро во всём: в беспредельности качеств и чувств, в беспредельном пространстве, в касаниях вечностью наших сознаний. Даже наука говорит, что материя вечна и вечно движение в ней. Ничто не имеет ни конца, ни начала, равно как и верха и низа, равно как и центра, который везде, с окружностью также повсюду. И времени нет, но есть вечность, а время – иллюзия Майи. И всё, что мы видим и слышим, действительности собой не являет, ибо оболочки затемняют знание духа. Вечная правда сущего – по ту сторону их, знанием духа не озарённых. Но действительность есть, и её можно знать, сняв с сознания личные стекла. Когда самости сняты очки, действительность сущего начинает уявлять свой облик и знание духа становится доступным. Чувствознание, или непосредственное знание действительности, будет достижением того, кто освобождается от власти Майи земной и преходящей личности, облекающей на земле человека и заменяющей ему бессмертную сущность его благодаря всё той же Майе и ярой яркости снов земного существования».

 

1961 г. 616. (Дек. 24). «Ты – искра от Вечного Света. Пройдём невредимо сквозь строй тяжких преображающих дух явлений жизни. Всё, что в тебе, не ты. Ты – это Я и Моё. Знай это, душу свою потерявший, потерявший её за порогом. Предел преображающий нагнетения внешних условий не смог остановить бега к Учителю. Ты не Я; Я – это будущее. Я, Владыка Шамбалы – Владыка Будущего. В него можно войти и жить в нём так же, как люди живут в настоящем. Живя в нём, можешь стать таким, каким хочешь. Оно не во власти Кармы прошлого. Освобождение духа – только в сфере будущего. В нём дух твой – владыка, не связанный ограничениями настоящего. В него проникнуть можно лишь сознанием и мыслью. Твой дух в теле есть огни творящий. В прошлом и позади всё сожжено. Твоё будущее – ученик. Учитель, Владыка, Дхиан-Коган, Планетный Дух. Когда (ты) во Мне – (ты) вне трёх низших. Но в них, когда с собою и в себе. Хорошо представить себе, что ты такой, каким себя знаешь, там, за порогом Света».

 

1961. 628. «Тело может стареть, но не дух. Дух старости не знает. Дух вечно молод и юн. Только если Агни растрачен и дух идёт вниз, ощущение юности исчезает. Когда накапливается Агни и Камень растёт, ощущение молодости и силы не оставляет сознания, хотя бы физическое тело и старело. Освобождение от физического тела и земных пережитков, в каком бы преклонном возрасте ни был человек, возвращает ему юность духа, если законы его на земле не нарушались. Но живые мертвецы этого ощущения не испытают».

 

1962 г. 271. (Июнь 2). «Вечность уявляет себя в сознании нашем через временные, преходящие формы. Ритм Беспредельности явлен в биении сердца, в смене дней и ночей, в пульсации атомного ядра Нельзя, погружаясь в сознание временной и преходящей личности, ощутить Бессмертную Индивидуальность свою, со всеми её накоплениями. Вечное сочетается с временным лишь при условии, если первенствует не временное и личное в человеке, но то, что бессмертно. Утвердить господство и первенство духа над всеми его оболочками будет победою вечного в человеке над временным, космического над личным, Индивидуальности над преходящею формой отдельного воплощения. Можно отметить, как у Духов Великих Индивидуальность заслоняла собою их личность, оттесняя её на задний план и тем давая возможность Индивидуальности выявлять себя более или менее ярко в выполнении миссии данного воплощения. Индивидуальность Духов Великих сияет в веках, личное же стирается временем, ибо даже при их жизни сведено на ничто. Когда личность становится выражением Индивидуальности, открываются возможности космических достижений».

 

1962 г. 271. (Июнь 2). «Вечность уявляет себя в сознании нашем через временные, преходящие формы. Ритм Беспредельности явлен в биении сердца, в смене дней и ночей, в пульсации атомного ядра».

 

1962 г. 277. (Июнь 16). «Пусть неустойчивость земного окружения служит постоянным напоминанием о краткости земного пребывания и невозможности утвердиться на нём. Утвердиться возможно лишь на духе в себе, который непреходящ. Преходимость всего внешнего явствует яро хотя бы из того, что перед сознанием уже столько прошло даже в одной этой жизни, прошло, промелькнув словно сон и заменившись другим, уже новым, уже захватившим и чувства и мысли кажущейся реальности настоящего момента. Можно ли утверждаться на том, что неизбежно заменяется постоянно всё новым и новым, как нов каждый день новым оборотом спирали. Цитадель духа зиждется на непреходящем. Непреходящ тот, кто смотрит на всё происходящее с человеком внутри и вовне. Текут мысли и чувства и события жизни, всё течёт. Неизменен только Смотрящий. И отождествляя себя с Ним, с Безмолвно Смотрящим, утверждает свой дух человек на Камне Вечного Основания Жизни».

 

1962 г. 291. (Июль 5). «Будущее – это мост в Беспредельность. В вечном живём, но Майя мешает видеть Вечное Основание Жизни и утвердиться на Нём. Но временность условий, ведущих дух в Беспредельность, надо понять как вехи пути беспредельного. Поток окружающих явлений течёт во времени из прошедшего в будущее. Временную природу окружающих человека условий можно принять как ступени лестницы жизни, ведущей к постижению Вечности. Ни Вечности, ни Беспредельности, которая в ней существует, невозможно понять, не пройдя, поднимаясь, по ступеням этой лестницы. Она ведёт в будущее, где для духа уготовано всё. Настоящая ступень сознания не позволяет объять космическое величие Беспредельности. Но Беспредельность дана как поле будущих нахождений, как ведущий магнит к жизни вечной. Вечен дух. Время нужно, чтобы раскрыть глубины его. Во времени шлифуются грани алмаза сознания, чтобы засиять в Беспредельности всеми огнями Космоса. Вечность и время – полюсы вещи единой, между которыми дух продвигается в Беспредельность».

 

1962 г. 370. «Близок Владыка, и Забота Его течёт поверх временных и преходящих состояний сознания, поверх переменчивости астрала, поверх впечатлений текущего дня и всего, что, подобно потоку, проходит перед внутренним оком человека, и поверх всего, что вовне тоже проходит мимо него и становится прошлым. Учитель – это прошлое, настоящее и будущее, явленное поверх их в Великом и Вечном ныне».

 

1962 г. 405. (Авг. 31). «Считаем, что никакие потуги противодействовать наступлению Огненной Эры не увенчаются конечным успехом. Не может человеческая злая воля преодолеть Законы Эволюции. Атлантида – хороший пример для тех, кто в этом ещё не уверен. Знание мощи Космических Законов лежало в основании уверенности в своей правоте Тех, Кто Вёл человечество за собою. Также и многие древние пророчества о будущем планеты базировались на этом же Знании. Основы Бытия – непреложны и не зависят от того, знают о них люди или не знают, равно как и великие Космические Законы. Эти Законы существовали до появления людей на Земле и до появления самой Земли и будут существовать после неё. Вечность и временное несоизмеримы. Но вечен дух человека. Когда сознание начинает постигать его сокровенную, непреходящую сущность, оно касается Вечности и становится частью её. Жить не в настоящем или будущем, но в Вечном, которое включает в себя то и другое, будет решением жизни. О вечной жизни духа Говорили Великие Духи, коснувшиеся дыхания Вечности и заглянувшие по ту сторону Тайны. Жизнь, но не смерть – удел человека. Люди измеряют её несколькими десятками лет, в то время как жизнь непрерывна и не ограничена временем. Жизнь тела и жизнь в теле – да, но не жизнь духа и в духе. Так, полагая мысль о непреходящем, сознание касается Вечности и этим путём может найти узкую тропу, ведущую в жизнь».

 

1963 г. 274. (Май 31). «Не Устану Твердить о том, что всё временное преходяще, пока не осознаете непрочность и призрачность всех устоев земных. Особенно яры своей проходимостью чувства астрала. Только изменчивостью своих переживаний он и живёт. Он во власти полюсности явлений. За очарованием следует всегда разочарование, за любовью – равнодушие и забвение, за дружбой – утрата друзей. За одним – его противоположность другая. Так и живёт сознание, погружённое в смены астральных состояний, от одного полюса до другого, не будучи в силах остановиться ни на одном. Вот почему Говорю, что связь Наша – поверх движений, происходящих в оболочках, подлежащих замене, то есть долженствующих умереть. Родиться от духа, – значит, перенести сознание в область Бессмертной Триады, которая поверх облекающих её оболочек. Стоит отметить, сколько раз в течение жизни менялось астральное и ментальное состояние сознания. Сколь оно было отлично от настоящего, если взять какой-либо момент, скажем, двадцатилетней давности. Но стержень, вокруг которого происходят эти изменения, остаётся центром непреходящности. Так, даже в жизни обычной можно отделить преходящее от непреходящего. К области последнего и отнесём всё, что связывает нас с Иерархом, и на нём утвердимся. В калейдоскопе внешних событий и внутренних изменений и движения в оболочках нельзя найти того, на что можно было бы опереться. Опора одна – Учитель. На этом Камне Вечного Основания Жизни и будем строить свой дом духа».

 

1963 г. 292. «В эти трудные дни мощных сдвигов планетных нужна особая стойкость сознания, чтобы могло удержаться оно на Камне Вечного Основания Жизни. Меняется всё, но не Основы, ибо Основы – как канва для новых узоров: узоры различны, канва неизменна. Неизменны Законы гармонии и пропорции, дающие красоту и изысканность новых узоров. Когда усмотрено Основание, можно строить спокойно, зная, что построение идёт в согласии с Законами Эволюции. Успех обеспечен там, где Основание заложено правильное. Новый Мир основой своей избрал Эволюцию. Революции – этапы Эволюции, ибо поступательны тоже. Великие перемены и есть Великая Революция всей жизни от низа до верха».

 

1963 г. 348. (Июль 20). «Не будет ошибкой считать, что большая половина всего, что происходит в сознании, нецелесообразна и несоизмерима с истинным назначением человека. Это в лучшем случае. В случае же обычного жителя Земли несоизмеримо всё. Но, независимо от того, каково содержание сознания, жизнь остаётся школой и, сознаёт он это или нет, учит его кармически, постепенно приближая к пониманию смысла существования человека. Этот смысл заключается в одном слове – Эволюция. Эволюционирует всё, до галактик включительно. В процессе Эволюции находится весь Космос. Правда, отдельные Индивидуальности деградируют и, становясь Космическим сором, выбрасываются из мирового вселенского потока жизни, но даже из живого организма выбрасываются отжившие, мёртвые клетки, не останавливая его развития. Цикл круга – рождение, расцвет и закат, то есть его завершение, для нового цикла рождения и заката, на новой ступени Эволюции сущего. Уничтожается, как правило, всё, что не соответствует Эволюции, ибо Космические Законы неумолимы. Порою кажется, что не скоро «сказка сказывается и дело делается», но это лишь для глаза земного. В аспекте Вечности, когда Космические расстояния между звёздами измеряются миллиардами световых лет, масштабы другие и меры не человеческие. Целые миры на испытании и даже системы миров. Жизнь является школой не только для человека, но и миров и звёздных систем. Человечество нашей Солнечной системы тоже поднимается со звезды на звезду по лестнице Эволюции, которая не имеет конца. Космические масштабы, выявляясь в Беспредельности, охватывают неисчислимые периоды времени, практически охватить которые не в состоянии ум человеческий. Но живём не в Беспредельности, но не имеем конца, ибо мы, люди, только вечные путники на путях в беспредельную жизнь».

 

1964 г. 062. «Пространство и в нём проявленный мир и ты во Мне, этот мир познающий и через Меня. Сознание перенесено в сердце, а сердце отдано Мне. Час, отданный Мне, ритмом преображается в звено цепи счастья, протянутой в будущее. Солнце прейдёт, и Луна, и многие звёзды, но останется дух, перенесший сознание в сердце и Мне отдавший его. Ибо Я вечен, от Вечности, и в ней Пребываю. Вечность – это огненное горнило жизни, проявленной в миллиардах форм и никогда не перестающей быть. Форма даётся духу для самопознавания. Дух познаёт себя через формы, в которых он проявляется. Цель жизни – познание мира и себя, познающего мир, то есть самопознание. Нас двое, но мы одно: Ведущий и ведомый, Я и ты, идущие вместе, временный и вечный в одном. Удел духа – творить из вечной материи вечно новые формы жизни, но по спирали подъёма. Настоящее перед Вечностью – только мгновение. Не в нём цель и смысл, но в будущем, будущее дано человеку для осуществления его устремлений. В нём всё».

 

1964 г. 122. (М. А. Й.). «Заботы земные, беспокойства, дела и обременяющие обстоятельства даются лишь для того, чтобы, в конце концов, осознать, что все они кончаются ничем и что всё это лишь суета, не имеющая сама по себе никакого значения, но необходимая человеку, чтобы понять конечность земных его дел. Жили миллиарды и умерли, и пески занесли огромные, когда-то цветущие города, и моря покрыли развалины великолепных сооружений и целые страны. Но дух пережил всё и продолжает всё строить и строить, чтобы всему, что он строит, быть разрушену вновь. Потому, сосредоточивая смысл жизни в духе и накоплении опыта и знаний, возвышает себя человек над преходимостью внешних форм своего земного быстротечного существования и утверждает своё бытие на Камне Вечного Основания Жизни».

 

1964 г. 347. (Июль 14). «Можно ли полагаться на что-либо или кого-либо, кроме Ведущего? Только на Иерархию. Всё остальное непрочно. Больше всего ненадёжны слова и настроения человекообразных. В своих планах на будущее это приходится принимать в расчёт. Психика человеческая неустойчива сама по себе, ибо её состояние зависит от множества разных причин. Движения, происходящие в оболочках, и поток материальных частиц, текущих через каждую из них, показывают на то, что человек – это процесс. И жизнь заключается в смене явлений, когда Говорим о постоянстве, Имеем в виду постоянство и незыблемость основ. И когда говорится, что Неизменяем Владыка, говорится о Камне Основания, который заложен во главу угла. Среди быстро проходящих дел человеческих, мелькающих в беспрерывной смене, Камень Основания остаётся неподвижным, ибо заложен на тысячелетия. В Нём можно опору найти и мощь устойчивости. Я – Камень Вечного Основания Жизни».

 

1964 г. 410. (Гуру). «Полнота ощущения пульса духовной жизни осознаётся благодаря связи с Владыкой. Тускло сознаниям, не знающим Его. Временные услады земные и обладание вещами не дают настоящего счастья. Слишком уж непрочно оно и зависит от столь многих причин, тоже неустойчивых и непрочных. Мало задумываются над тем, в зависимость от кого и чего ставят своё счастье. Но Камень Основания недаром был назван так, ибо Владыка поистине есть Камень Вечного Основания Жизни. И когда люди счастье своё и будущее своё ставят на это Основание, – прочно оно и нерушимо, и осмыслена тогда жизнь полнотою её мироощущения2.

 

1964 г. 424. (Авг. 20). «Сын Мой, все живут, ослеплённые Майей. Но только через Майю можно прийти к пониманию действительности. Когда Указую среди преходящего учиться находить элементы Вечности или непреходящего, Хочу втолковать, как сквозь мираж Майи учиться уметь различать проблески действительности. В высшем понимании временное есть разрез вечного, и каждому явлению можно найти его настоящее место в общей схеме вещей. И тогда Майя покажет свою другую сторону, другой аспект, который поможет уяснить сущность действительности. Человек в обычном его восприятии другими людьми действительности собой не являет. Но, взятый в своей семеричной сущности, во всех оболочках, видимых и не видимых глазу, он представляет собою уже реальность…»

 

1964 г. 625. (Дек. 19). «Если настоящее обычного человека можно считать разрезом происходящего в вечном, то Твердыню Нашу можно рассматривать как явление вечного в преходящем. Именно около Неё найдёт дух возможность отделиться от Майи текущего часа и почувствовать дыхание Вечности. Пусть сфера Её окружена будет границей, за которой прекращается звучание земной суеты и Майя земная перестаёт быть единственной реальностью для сознания. Пусть будет Она убежищем духу от ярой очевидности земных сновидений. Мыслью можно всегда устремиться в Твердыню, обрезая за собою хвост назойливых впечатлений дневных. Ведь когда-то всё же придётся расстаться и с телом и со всем, что его окружает. Но хорошо, если в духе заранее подготовить себя к отрыву от жизни телесной. Трудно потом сбрасывать с себя наросты земные и наслоения земных пережитков. Даже и на Земле, в жизни обычной, не следует допускать, чтобы всё окружающее казалось слишком реальным. Непрочно это окружающее и быстротекуще. Взгляд в прошлое на пять, десять, двадцать лет назад показывает, насколько быстро всё изменяется вокруг человека и неумолимо уходит в невозвратное. Хорошо научиться уже сейчас отделяться в духе от ленты впечатлений текущего дня, зная, что Твердыня Наша являет собою действительное убежище духа от ярких иллюзий Майи земной. Таким же оплотом будет Она и от Майи Надземной, тоже текущей и преходящей, ибо огненность Её построения делает Её поистине Твердынею Огненной, которая высится как скала Вечности над преходимостью земного, астрального и ментального мира».

 

1964 г. 631. (Дек. 24). «На непоколебимых основах стоящий от них не уйдёт. Аз с вами всегда – основа. Основы не могут зависеть от преходящих состояний сознания. Они поверх сомнений шатающегося призрачного «я». Я с вами не там, в Твердыне, но в жизни вашей каждого дня, если вы сердцем со Мною. Не Я, но вы отвращаетесь от Меня, погружаясь в своё призрачное «я». И тогда Я замолкаю, отделённый частоколом самости вашей. Что же ставите вы тогда первее Меня? И раньше тоже ставили что-то. Но это что-то прошло и забылось, как пройдёт и забудется поставленное сейчас. Моё же Присутствие в вас неизменно, поверх всего, что было, что есть и что будет поверх всего, что временно в вас. Ибо Я вечен и вечен дух ваш. Вневременны вы, вневременен Я, вневременна Твердыня Огненная, то есть поверх преходящих снов Майи. На основах в духе стоящий колебаний не знает. Они от тьмы внешней. А вы на Мне утверждайтесь поверх очевидности преходящего, ибо Я с вами всегда. Я – Камень Вечного Основания Жизни. Меня положите в основание жизни своей как Камень краеугольный основания дома вашего духа. И, утверждаясь на Нём, отбрасывайте всё, что не соответствует начертаниям основания, то есть Основ, на которых зиждется огненная действительность жизни. Аз есмь Путь, Аз есмь Истина, Аз есмь Жизнь. Любовью ко Мне удержите Меня и устоите на Основании Вечном. Вечное поймите как антитезу временного и преходящего в вас. Сказал: отвергнись от себя и следуй за Мною, отвергнись от своего временного, личного «я», чтобы утвердить Вечное «Я», вневременное, которое нераздельно со Мною и неотделимо от Меня. И тогда буду Я в вас, а вы во Мне, вы во Мне, Я в вас, мы в Отце всего Сущего – беспредельны. Новую Заповедь Даю вам – стать сынами огненной Беспредельности, ибо в ней Жизнь Жизни, но не жизнь смерти (которой живут обычные люди). Ближе близкого Я и поверх мира сего. И Я с вами всегда. Не от мира сего Моё Царство, но от Беспредельности и в Беспредельности Сущего…»

 

1965 г. 103. (Май 2). «Я твоя крепость, Я твоя смелость, Я равновесие твоего духа, Я спокойствия сила, Я сила всех качеств духа, которые ты хочешь в себе утвердить. Во Мне всё, ибо Путь только через Меня, ибо Я Путь. Бесцельны страдания, приносимые во имя своё, но во Имя Моё – плодоносны. Так же и качества духа, утверждаемые во Имя Моё и ради Меня и со Мною, утверждаются на прочной основе, на скале нерушимой. Называем её Камнем Вечного Основания Жизни, ибо бессмертие духа обосновывается на нём».

 

1965 г. 260. «Непреходящее в преходящем надо понять и не только понять, но и освоить, то есть ассимилировать в сознании. Если всё, что есть, существует в Беспредельности, то и каждая, даже малая частица всего есть выражение Беспредельности – как капля воды из океана выражает его состав. Тогда вечность приобретет новый аспект своего выражения, являя во времени лик непреходящего. Говорят о вечной жизни. Да, это так – жизнь вечна, хотя и проявляется во временности умирающих и вновь нарождающихся форм. Даже само время отсчитывает секунды биением пульса маятника вечности. Всё рождается из Беспредельности, и всё в Беспредельность уходит, и не исчезает ничто. Сознание, связывающее себя с явлением вечного во временном, само становится над потоком меняющихся трансформаций окружающего его мира и тем приобщается к непреходящему. Длительность Космических процессов и жизни Галактик подходит уже к пределам Вечности, по сравнению с которыми земная жизнь человека со всеми её событиями – как миг перед миллиардами лет. И это сравнение доступно уму человека, ибо в нём, как и во всём, заложены элементы Беспредельности, ибо сам человек тоже есть выражение вечного во временном. Понятие Беспредельности и книгу «Беспредельность» людям Даём, чтобы мыслью могли к ней прикоснуться и почуять себя не только участниками беспредельной жизни, но наследниками всего, чем по Космическому Праву предназначено овладеть человеку. Мы в Беспредельность Открываем Врата, и желающий может войти».

 

1965 г. 363. (Авг. 30). (М. А. Й.). «Неизменяем Владыка. От этого и следует исходить. Неизменяемость Его в том, что Знание Основ и построение Плана на Камне Вечного Основания исключают возможность уклонения от чётко поставленной цели эволюции человеческого духа и всего сущего. Законы Света неизменны в веках. И крепко Основание в Скалистых Башнях. И непоколебима Лестница Иерархии. И узкая тропа, ведущая в жизнь, остаётся всё той же. Значит, можно идти, не колеблясь, не сомневаясь и не являя страха, ибо неизменяем Владыка и с нами всегда».

 

1965 г. 420. «Я есть Камень Вечного Основания Жизни. Меня утверждая в сердце своём, утверждаете вечное начало в себе. Лик Мой, в сердце введённый, Будет постоянным соприкосновением с непреходящим и постоянным напоминанием о том, что Я с вами всегда. Он непоколебим, непреложен и прочен, как гранитный утёс среди бурных волн стремящегося мимо потока. Памятуя беспрестанно обо Мне, непреходящее и бессмертное в себе утверждаете над всем, что, подобно реке, проносится мимо».

 

1965 г. 496. (М. А. Й.). «Волны житейские яро стремятся сокрушить гранитную скалу духа. Но устоим. Их ярость не будем считать достаточно сильной, чтобы одолеть Камень. Камень устоит. Помните это. Камень Вечного Основания Жизни, на котором строите дом вашего духа, не может разрушиться яростью волн. Стихии воды не одолеть Камня, ибо Камень – это Огонь, собранный духом и кристаллизованный в Чаше на протяжении долгих тысячелетий борьбы, трудов и усилий его утвердить. Волны приходят, и волны уходят, но гранитная духа скала остаётся стоять, ибо скала духа – это Камень – Огонь – Алатырь. Камень вечной жизни чудесный, несокрушимый ничем».

 

1966 г. 633. «Вот Говорим о расах, кругах, Манвантарах, о рождении и гибели великих цивилизаций, о Беспредельности и бесконечном пути, но действующим лицом, ради которого существует всё это, является человек. Сказано было: «Аз Есмь Альфа и Омега». Это можно также отнести к человеку, который есть Альфа и Омега сущего. Без него планета теряет свою жизнеспособность, а Эволюция – смысл. Микрокосм – дитя Макрокосма, и в нём, как в Макрокосме, в потенциале заложено всё. То, что выявлено в человеке в настоящий момент, – только ничтожно малая доля того, что будет выявлено в будущем. Человечество обитает на многих планетах. На некоторых из них люди достигли такой ступени развития, что по сравнению с Землёю могут считаться богами. Люди седьмой расы седьмого круга уже живут на Далёких Звёздах. Но ведь это не есть предел. Есть Звёзды и выше. Спираль Эволюции уходит в Беспредельность. В Вечности достигается то, что современному человеку кажется невозможным, немыслимым и невероятным. При углублении мышления о понятии Вечности невозможное становится возможным и достижимым».

 

1967 г. 396. (Июль 9). «Вечность материи и временность форм, в которых она выявляется; вечность жизни и временность проявленных её форм; вечность духа и временность облекающих его оболочек – вот те положения, из которых следует исходить при постижении Основ. Прежде начала времён дух есть. Сознание формируется позднее, в процессе эволюции духа путём последовательного воплощения его в различные формы. При этом монада, носительница духа, проходит все ступени проявленной жизни от верха до низа и от низа до верха во всех царствах природы. Все эти царства сосредоточены в микрокосме человека, и тело только потому и живёт и функционирует, что дух, его оживотворяющий, когда-то прошёл ступени минерального, растительного и животного царств и выработал способность ассимилировать их свойства. Ныне человек достиг той ступени эволюции, когда перед ним ставится задача овладеть стихиями земли, воздуха и воды, чтобы кульминировать эти достижения в овладении стихией огня…»

 

1967 г. 405. (Июль 15). «Земля – только временное пристанище человека. Когда-то она умрёт, как умерла Луна. Но человек, закончив свой цикл, перейдёт на более высокую планету. В Доме Отца обителей много, и звёздный путь духа долог, он так же бесконечен, как бесконечно число проявленных Миров, уводящих дух всё выше и выше. Вечность не имеет конца, но циклы жизни конечны. Даже Великая Манвантара имеет конец. Она завершается, чтобы после Пралайи начать следующую. В этом великом Космическом Потоке Эволюции цепь жизни духа не прерывается, но продолжается в Беспредельность. Это и есть вечная жизнь, о которой Говорили все Носители Света. Дух тоже вечен… Всё проявленное эволюционирует, то есть эволюционирует и материя, из которой состоит плотное тело планеты, а также и растения, и животные, и всё – от атомов до Высочайшего Духа. Всё насыщено вечной жизнью и вечным движением. Достижение ступени сознательного я непрерываемого бессмертия есть высочайшая цель человека».

 

1969 г. 386. (Авг. 4). «Великая Тьма является вечным антиподом Света и противоположным полюсом проявленного Космоса. Тьма земная и тёмные антагонисты Света – явление чисто земное и временное. Частный случай Земли и её тёмных нельзя распространять на всё Мироздание. Поэтому так важно осознать явление Дальних Миров и отсутствие на них тёмных. Там есть несовершенства, и есть эволюция, есть преодоление прошлого будущим, но нет служителей тьмы и тёмной Иерархии. Устремление к Дальним Мирам и сознательная связь с ними ускорят эволюцию вашей планеты. Дальние Миры даются как магнит притяжения для устремлённых к ним духов. Мы, Братья человечества, – Пришельцы из Дальних Миров. Мы в них Возвратимся, увлекая за Собою всё человечество, за исключением Космических отбросов. Осознанная Вечная Жизнь – основной принцип Дальних Миров и достижение человечеств, населяющих их. Великое будущее и беспредельная жизнь ожидают идущих за Нами».

 

1970 г. 080. (Гуру). «Беда вся в том, что строят на песке, на своих личных предположениях, желаниях и расчётах, но не на Основах, не на Камне Вечного Основания Жизни. А потом приходят в отчаяние, когда все личные построения распадаются как карточные домики от столкновения с действительностью. Прочно, не боясь разрушения, можно строить только на непреходящем. Всё остальное развеяно будет по ветру как сухие осенние листья».

 

1970 г. 279. (Май 2). «Беспредельное всевмещающее пространство имеет в себе достаточно места для всех духов, населяющих его, и всех видов минеральной, растительной и животной жизни. Оно даёт возможность каждому духу эволюционировать в своём развитии и умножать своё могущество безгранично. Оно даёт не ограниченное ничем поле для проявления его творческой силы, начиная от самых начальных её ступеней до создания планет и целых звёздных систем. И сколько бы ни было духов, обладающих творческой мощью космического размаха, и как бы ни было широко и космично это творчество, всевмещающее пространство в состоянии включить в себя всё. Лишь бы творчество это было в согласии с непреложными Космическими Законами эволюционной сущности проявленного мира. Мириады миров и беспредельность пространства служат свидетельством этого утверждения. Время ограничено Вечностью, а пространство – Беспредельностью. А Вечность и Беспредельность являются тем, в чём и где проявится жизнь духа, где может он развиваться и совершенствоваться без конца. И много обителей в Космосе для проявления жизни во всём многообразии её форм. Есть миры, где человеческий дух достиг такой степени могущества и силы, которая даёт право называть людей этих миров богами. Но всё это духи, бывшие когда-то людьми. Есть миры и повыше. В Беспредельности нет предела росту могущества духа. Мы, пришедшие с Дальних Высших Миров, Знаем направление течения эволюции земного человечества. Мы Устремляем его в должное русло…»

 

1970 г. 483. (Авг. 3). «Материя вечна, и вечна жизнь, но временны формы материи, в которых вечная жизнь проявляется. Вечный дух проявляется тоже в этих временных формах, но имеет в себе вечную жизнь. Это нужно знать и в это поверить, прежде чем достичь непрерываемого состояния сознания, то есть бессмертия. Сказано было: «Верующие в Меня имеют вечную жизнь». Неверующий и отрицающий бессмертие духа жизни не имеет в том мире, ибо там царствует мысль. И тот, кто в мыслях своих отрицает жизнь после смерти тела, лишает себя возможности существования. …»

 

1972 г. 360. (Июль 10). «Я Есть Альфа и Омега, начало и конец. Высочайшее на Небе и глубочайшее непоколебимое Основание на Земле. Высочайшее на Небе, потому что Отец во Мне и Я и Отец – Одно. Прежде начала времён Аз Есмь. Я Есть Камень Вечного Основания Жизни. И строящий на Мне строит прочно и навсегда. Вечное и временное соприкасаются на Земле. Земля на лестнице жизни есть ступень к Вечному Свету. Всё живущее на Земле и в Мирах восходит по этой лестнице. Вечное во временном – это дух в теле. Временно тело земное, но вечен дух. Через временное и во временном происходит осознание вечного. Без этой ступени человечеству вечного не достичь. В этом глубочайший смысл и значение воплощения духа в тело. И всё происходящее с человеком, пока он в теле, имеет смысл и оправдание, поскольку осознана цель. Иначе жизнь превращается в бессмыслицу и нелепость. И тогда задыхается человек в тисках материального мира и ищет напрасно забвения во всевозможных крайностях. Но узка тропа, ведущая в жизнь, и немногие идут ею. Ныне пространственный Зов звучит над планетой, призывая тех, кто безвозвратно не предал себя тьме, встать под Знамена Владыки Майтрейи, идущего в мир, чтобы утвердить в нём навеки победу Света».

 

Следует отметить, что на Земле существуют очень древние построения, которые кажутся от Вечности. Примером таких построений служат пирамиды и сфинкс в Египте, представленные ниже на фотографии. Этим сооружениям более 4 000 лет. Эти древние изваяния тоже, как видно, подвержены постепенному разрушению.

 

 

В заключение отметим, что «…Будучи вечен, не хочет дух примириться с преходимостью окружающего и постоянно стремится удержать его около себя. Во временных формах пытается он воплотить идею о вечном. В пирамидах и сфинксах запечатлено это стремление, в памятниках и огромных курганах давно умерших вождей, в статуях и каменных изваяниях. Всё это память о бывшем, но канувшем в Лету…» [3]

 

Литература:

1. Ждут # 51 (Ждущие) 1917, https://gallery.facets.ru/show.php?id=319

2. А. Файнлейб. Высшее, что есть в человеке – Безмолвный Свидетель. Журнал “Грани Эпохи” №91/Осень 2022, http://www.facets.ru/index.htm?issue=91&article=9110

3. Грани Агни Йоги, 1963 г. 325, https://roerich-lib.ru/grani-agni-jogi-1963#ch_4

 

Подготовил:

Александр Файнлейб.

Израиль, март 2025 г.

 

 


№103 дата публикации: 01.09.2025

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2025