Н.Д.Лащенко

Теоретические основы
педагогических взглядов Е.И.Рерих

Публикуется по изданию: Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие»: Том I: Музей-институт семьи Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. С.107-113.

В настоящее время для отечественной педагогики становится актуальным использование идей, направленных на гуманизацию теории и практики образования, независимо от того, на основе каких философских систем они сложились. Равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей позволяет черпать из различных источников идеи, обогащающие педагогическую теорию и практику.

Таким благодатным источником мы по праву можем считать богатейшее культурное наследие Е.И.Рерих. Елена Ивановна не оставила отдельных педагогических произведений, но во всех её работах так или иначе отражаются её педагогические взгляды. Значительное внимание в творческом наследии Е.И.Рерих уделяется проблеме создания школы, развивающей душевные и духовные силы человека, способствующей реализации его высшего предназначения.

Елена Ивановна определяет цель, содержание образования, формы организации и осуществления педагогического процесса, методы руководства деятельностью детей, стиль педагогических взаимоотношений и многое другое. Можно утверждать, что мы имеем дело с оригинальной педагогической теорией. Есть основание систему этих взглядов именовать педагогикой Е.И.Рерих.

Педагогические взгляды Е.И.Рерих представляют собой проекцию философских, антропологических и этических воззрений, составляющих основу Учения Живой Этики, на вопросы воспитания. Поэтому мы убеждены, что наиболее полное их осмысление и истолкование возможно лишь в единстве с исследованием Живой Этики, которая является методологической и теоретической основой педагогики Е.И.Рерих. Такой подход соответствует многовековой традиции, характерной для истории педагогической мысли, когда эта сфера знаний и практической деятельности рассматривалась как прикладная философия, этика или социология, как определённые выводы или следствия, вытекающие из этих наук.

Так мыслят и современные педагоги. Практической философией воспитания называл этику видный отечественный теоретик и практик педагогики В.А.Сухомлинский. Об этом же убедительно говорит и яркий представитель современной отечественной гуманистической педагогики Ш.А.Амонашвили. Он утверждает, что каждый педагог для того, чтобы выработать собственную педагогическую позицию, должен иметь определённые философские взгляды, исходя из которых он осмысливает личность ребёнка и которые служат источником педагогических размышлений и ориентиром в педагогической практике. Шалва Александрович пишет: «Я не мыслю себе педагогический процесс, если он не имеет под собой философской основы» [i] . Именно философия Живой Этики самым непосредственным образом определила своеобразие и гуманистическую сущность педагогики Е.И.Рерих.

В Живой Этике говорится о Единстве всего сущего, из которого следует понимание единства человека и всего Мироздания. Всё Мироздание (иначе – Макрокосм) содержит в себе три плана бытия: мир материальный (или физический), мир тонких субстанций (или энергий), к которому относится мир психоэнергетический и мир духовный.

Человек (или Микрокосм) тождествен в своей организации Макрокосму. Три плана Макрокосма соответственно имеются в человеке, который предстаёт как некая иерархическая система – единство трёх основных начал: физического, психического и духовного.

Жизнедеятельность человека протекает на физическом, психическом и духовном уровнях одновременно, в их тончайшем взаимодействии как между собой, так и с Мирозданием в целом. Физическое начало (организм) взаимосвязано и взаимодействует с природным миром, подчиняется его Законам, психическое начало человека включает в себя чувства, разум и желания (волю), духовное начало– психическую энергию, Сердце и самосознание.

Принципиально важной отличительной чертой мировоззрения Е.И.Рерих служит положение о субстанциональности мысли. Это означает, выражаясь её словами, что «в действиях и в мышлении мы отделиться от материи не можем. Мы обращаемся к высшим слоям или грубейшим видам той же материи» [ii] . Мысль, по Е.И.Рерих, как явление духовного плана пронизывает собой всё сущее, влияет как на самого её создателя, так и на окружающий мир. В связи с этим по-разному оцениваются мысли в зависимости от их нравственной и эстетической сущности. Каждый человек ответствен не только за свои поступки, но прежде всего за свои мысли и побуждения. Поэтому она не только рассматривает мышление как познавательный процесс, но и раскрывает значение его нравственно-содержательной стороны. Елена Ивановна убеждена в полезности дисциплинированного добромыслия и в его необходимости для раскрытия всех сил, заложенных в человеке, их правильного развития [iii] . Отсюда делается вывод о необходимости воспитания добромыслия и самовоспитания, начиная с детского возраста.

Отличительной чертой педагогических взглядов Е.И.Рерих является интегральный подход, имеющий целью воспитание человека в единстве его гармонично развитых физических, психических и духовно-нравственных качеств. Такой подход обеспечивает целостность, единство компонентов воспитательно-образовательного процесса, преодолевает их раздробленность и обособленность.

Процесс мышления Елена Ивановна рассматривает также в контексте эстетического воспитания. Она показывает значение красоты мысли, которая должна стать основополагающим началом эстетического развития личности. Красота речи, слова как выражение красоты мысли в свою очередь влияет на мышление, служит средством совершенствования сознания человека.

Ещё одной отличительной чертой мировоззрения Е.И.Рерих является представление о человеке как носителе психической, иными словами, духовной или жизненной энергии. Эта энергия, по её убеждению, служит основой жизнедеятельности человека, функционирования организма и сознания. Для нормальной жизнедеятельности нужно постоянное напряжение психической энергии, которое обеспечивается и проявляется в стремлении к самосовершенствованию, к высшим достижениям, к лучшему качеству жизни.

Природное стремление к совершенствованию во всех областях жизни заложено в Сердце человека, которое служит местом средоточия психической энергии, живёт и управляет этой энергией, являясь её проводником. Следует обратить внимание, что Сердцем Елена Ивановна называет не физический орган, а духовный аспект сознания, его нравственный строй, основанный на идеалах истины, добра и красоты. Глубокое убеждение Е.И.Рерих в том, что человечество вступает в эпоху развития духовного сознания, приводит её к мысли о необходимости воспитания и развития Сердца. Решение этой проблемы она считает наиглавнейшей задачей школы.

Фото: Е.И.Рерих. Фото 1930–хгг. из MRN

Сердце в совокупности с психической энергией, самосознанием Е.И.Рерих определяет как высшее «Я» человека, голос которого она называет совестью. Елена Ивановна полагает, что Сердце должно быть судьёй и мерилом «во всех вопросах» [iv] , «всегда и во всём должно руководить нами» [v] , поэтому воспитание Е.И.Рерих определяет как «внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет» [vi] . Смысл воспитания она видит, прежде всего, в пробуждении этического сознания и нравственном самосовершенствовании ребёнка.

Интегративный характер педагогики Е.И.Рерих проявляется в использовании такого понятия как чувствознание. Чувствознание, или этическое чувство, представляет собой слитное единство мысли и чувства, которое проявляется в виде мгновенных импульсов, озарений, прозрений. Для того чтобы в ситуациях нравственного выбора голос совести «не пропадал втуне», требуется осознанное восприятие этих импульсов. В процессе мышления импульсы чувствознания следует «претворять в слова», в противном случае они могут оставаться неосознанными. В связи с этим Е.И.Рерих говорит о необходимости развивать с детских лет нравственно-эстетические чувства и стремиться при этом к достижению равновесия, гармонии чувств и рассудка человека. Непропорциональное же развитие рассудка или Сердца она считает явлением уродливым.

Особый интерес в творческом наследии Е.И.Рерих представляет её осмысление факторов, определяющих развитие человека. К ним относятся наследственность, воспитание и социальная среда, причём наследственности, понимаемой особым образом, Елена Ивановна отводит ведущую роль.

В основе её определения наследственности лежит представление о человеке как иерархической системе физического, психического начал, которые она называет низшим Ego, и духовного– высшего Ego. Вместо понятия высшего Ego в контексте проблемы факторов развития человека мы используем понятие индивидуально-духовной наследственности.

Е.И.Рерих не разделяет взглядов, согласно которым ребёнок рождается как tabula rasa. Анализ её высказываний позволяет утверждать, что появившийся на свет ребёнок – носитель двойственной наследственности: биологической и индивидуально-духовной (энергоинформационной).

Биологическая наследственность – это филогенетически приобретенные качества, определяющие физические, «чисто технические» [vii] способности.

Индивидуально-духовная наследственность – это духовные накопления многочисленных прошлых воплощений, завоёванные «личным трудом и личными усилиями» [viii] , определяющие характер, наклонности, творческие способности, своеобразие и неповторимость индивидуальности. Накопленный за многие жизни опыт, хранящийся в глубине сознания (в «чаше») в свёрнутом состоянии, называется в Живой Этике спящей мудростью. У каждого человека количество и качество таких накоплений различно. Малые накопления выражаются в слабости характера; такие люди, считает Елена Ивановна, как правило, становятся узкими специалистами. И наоборот, твёрдость характера, знание цели, упорство в решениях и достижениях, уравновешенность, «прирождённая мудрость» свидетельствуют о богатстве накоплений.

Наследственность человека Елена Ивановна рассматривает как некую целостность, т.е. сочетание биологических и индивидуально-духовных особенностей.

Индивидуально-духовная наследственность в своём латентном состоянии рассматривается Еленой Ивановной и как фактор, влияющий на развитие личности. Количество и качество содержания индивидуально-духовной наследственности играет существенную роль в развитии и воспитании индивида. В то же время индивидуально-духовная наследственность диалектически взаимосвязана с биологической природой человека.

Хотя биологическому фактору Елена Ивановна не отводит решающей роли в развитии личности, однако считает, что он обусловливает возможность выявления и развития задатков, наклонностей ребёнка, так как «нельзя ни в чём отделить физическое от духовного. Всё так переплетено и зависит одно от другого» [ix] .

По мнению Е.И.Рерих, сущность человека, сформированная многочисленными воплощениями, его природный потенциал не подлежит изменению, а нуждается в облагораживании и возвышении, иными словами– в воспитании. Она глубоко убеждена в том, что психическое и духовно-нравственное развитие человека зависит главным образом от воспитания. Именно воспитание является решающим фактором развития человека. Понятие воспитания Елена Ивановна называет великим понятием [x] . А роль воспитания она видит в возможности с его помощью преобразования биологического человека в духовного.

Воспитание Е.И.Рерих трактует как преднамеренный процесс облагораживания и возвышения, совершенствования природы человека; «питание всем возвышенным и утончённым» [xi] сущности индивида, т.е. как целенаправленное воздействие на индивидуально-духовную наследственность, с помощью которого пробуждается скрытый положительный потенциал, проявляются дарования воспитанника и сдерживаются задатки, которые являются продуктом отрицательных накоплений прошлого опыта.

Целью воспитания Елена Ивановна считает «рождение истинного человека», человека духовно развитого, нравственно воспитанного, носителя нового миропонимания, который мыслит себя жителем не только Земли, но и Вселенной. Поэтому задачу воспитания она видит в формировании у ребёнка, а затем и у взрослого человека направленности на общую со всем человечеством и всем Мирозданием судьбу, на Общее Благо и Добро как основы жизни и пути самосовершенствования.

Следует подчеркнуть, что педагогические взгляды Е.И.Рерих пронизывает идея приоритетности воспитания перед образованием. Эта идея, на наш взгляд, весьма актуальна для современной педагогической действительности, характеризующейся утратой или сведением к минимуму воспитательной функции образовательных учреждений. При этом заслуживает особого внимания современной педагогики идея Е.И.Рерих о доминировании нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе.

Елена Ивановна расширяет содержание нравственного воспитания и считает, что оно должно распространяться на взаимодействие человека и окружающего мира, человека и общества, человека и его внутреннего мира: во взаимодействии с Мирозданием человек должен быть сотрудником, сотворцом; с другими людьми– строить взаимоотношения на принципах сотрудничества, владеть «искусством творить отношения»; с самим собой– подняться до уровня духовного человека, стать неповторимой индивидуальностью.

В такой трактовке цели воспитания заложена возможность формирования не только планетарного, но и космического сознания человека, которое должно определять все его жизненные проявления: «нужно озаботиться о новых школах, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости; при таком понимании, – поясняла Елена Ивановна, – его общественная природа и, главное, его личная ответственность получили бы должное значение» [xii] .

Характеристику цели воспитания Е.И.Рерих связывает с саморазвитием и самовоспитанием человека, которые проявляются как «концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него» [xiii] . Её высказывания по вопросам самовоспитания человека позволяют утверждать, что она выделяет его в самостоятельный, чрезвычайно значимый фактор развития и совершенствования личности. Смысл воспитательной работы Елена Ивановна видит в том, чтобы побудить ребёнка к самовоспитанию – осознанной, целенаправленной, систематической деятельности по самосовершенствованию. Возникновение сознательного стремления к самовоспитанию – показатель качественно новой и необходимой ступени развития личности.

К сожалению, ограниченные рамки статьи не позволяют остановиться на рассмотрении таких факторов и условий, влияющих на развитие человека, какими являются, по мнению Е.И.Рерих, социальная среда, семья как социальный воспитательный коллектив, а также деятельность самой личности.

Таким образом, в своих высказываниях, затрагивающих проблему факторов формирования и развития человека, Елена Ивановна (на наш взгляд, весьма удачно) преодолевает односторонность преформистских, биологизирующих и социологизирующих концепций развития человека – процесс эволюции человека она трактует как сложный процесс взаимообусловленного влияния биологических и социальных факторов, выделяя при этом в качестве ведущего – воспитание. Следует ещё раз подчеркнуть: под воспитанием и формированием человека она понимает преднамеренное влияние на процесс эволюции природных свойств человека, их совершенствование в противоположность такому пониманию воспитания, как воздействие на ребёнка с целью выработки наперёд заданных качеств личности, вызванных требованиями извне (например, социальной системой, идеологией и т.п.).

Иными словами, Е.И.Рерих была сторонницей идеи природосообразности в воспитании.

Как уже было отмечено, в своих педагогических взглядах Елена Ивановна руководствовалась философской концепцией Учения Живой Этики, в которой важное место отводится Закону Свободной Воли и Закону Кармы. Эти Космические Законы представляют собой исходный пункт, теоретическую базу гуманистической педагогики Е.И.Рерих и служат предпосылкой необходимости осуществлять в воспитании ребёнка идею свободы.

Изучение творческого наследия Е.И.Рерих позволяет выделить ряд аспектов, под углом зрения которых она рассматривает понятие свободы личности как принцип гуманистической педагогики.

Для неё свобода ребёнка – это:

Ратуя за создание школ нового типа, Елена Ивановна пропагандировала идею персонализации воспитания и выступала против уравниловки, сведения всех учащихся под общий знаменатель. Эта гуманистическая педагогическая позиция Е.И.Рерих вытекает из её представления о человеке как носителе психической энергии, которая проявляется своеобразно и уникально, поскольку «неисчислимы индивидуальные выражения психической энергии», «нет двух живых существ с одинаковым выражением её» [xiv] .

Ребёнок как субъект воспитания и образования представляет собой неповторимую индивидуальность с присущими только ему наклонностями, способностями.

Из этого вытекает потребность ценить, «уважать индивидуальность», «почитать личность». «Индивидуальность личности, – считает Елена Ивановна, – должна быть заботливо охранена. Опытный школьный учитель чувствует, как должна быть охраняема индивидуальность учеников. Только невежество может полагать, что можно всех обрезать по одной мерке» [xv] . Она предостерегала от пагубности ориентации в процессе воспитания на какого-то «усреднённого» ребёнка и ещё большей пагубности игнорирования неповторимой индивидуальности каждого.

Эта точка зрения определяет в педагогическом процессе отношение к каждому ребёнку как к неповторимому, уникальному явлению, субъекту жизнедеятельности.

Исследование рериховского наследия позволяет утверждать, что педагогические взгляды Е.И.Рерих имеют свои, специфические особенности, продиктованные своеобразием философии Учения Живой Этики, отличающие их от традиционных представлений. Вместе с тем эти взгляды во многом совпадают с наиболее ценными достижениями мировой гуманистически ориентированной педагогики.

ПРИМЕЧАНИЯ


[i] Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. С.10.
[ii] Учение Живой Этики (Агни Йога). Община. §101.
[iii] Рерих Е.И. Письма. 1929–1938. В 2 т. Минск, 1992. Т.2. С.311. Письмо 23 сентября 1937 г.
[iv] Там же. Т.1. С.171. Письмо 17 апреля 1934 г.
[v] Там же. Т.2. С.90. Письмо 18 января 1936 г.
[vi] Там же. С.429. Письмо 26 января 1939 г.
[vii] Там же. Т.1. С.414. Письмо 11 июня 1935 г.
[viii] Там же. Т.2. С.414. Письмо 10 сентября 1938 г.
[ix] Там же. Т.1. С.289. Письмо 10 октября 1934 г.
[x] Там же. Т.2. С.431. Письмо 26 января 1939 г.
[xi] Учение Живой Этики (Агни Йога). Братство. Ч.2. Надземное. §425.
[xii] Рерих Е.И. Письма. 1929–1938. В 2 т. Минск, 1992. Т.2. С.195. Письмо 14 августа 1936 г.
[xiii] Там же. Т.1. С.224. Письмо 21 июля 1934 г.
[xiv] Учение Живой Этики (Агни Йога). Аум. §598.
[xv] Учение Живой Этики (Агни Йога). Братство. Ч.2. Надземное. §740.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

13 весна 2003 г дата публикации: 1.03.2003