В.Л.Мельников

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСОВ “СИНТЕЗ ИСКУССТВ В КУЛЬТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” И “Н.К.РЕРИХ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА”

Опубликовано (в другой редакции):Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании: Материалы научно-практической педагогической конференции. СПб.: Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2001. С.45-49.

Первый из названных предметов мы начали преподавать в 1995/96 учебном году в Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета. Среди тем первых занятий три темы имели прямое отношение к наследию Николая Андреевича Римского-Корсакова: “Рерих и Римский-Корсаков: Союз Муз и Закон Прекрасного”, “Надгробный памятник Римскому-Корсакову: идеи синтеза искусств в камне” и “Музеи Римского-Корсакова в России”.

Эти темы были разработаны в виде методических материалов к спецкурсу, содержащих подробное изложение 12занятий по следующей схеме: 1)Цель и задачи занятия; 2)План; 3)Новые понятия; 4)Текст, рекомендуемый учителю к изложению на занятии; 5)Вопросы учащимся; 6)Ответы на вопросы; 7)Задание на дом; 8)Материалы к заданию.

Приведём цели и задачи первой темы по занятиям: 1)Дать начальное представление о Н.А.Римском-Корсакове и Н.К.Рерихе. На нескольких примерах, извлечённых из трудов художника[i], показать его отношение к творчеству композитора и близость как в творчестве, так и в жизни; 2)Рассказать о “Китеже” - в литературе, в музыке и в живописи; 3)Сопоставить звукосозерцание Римского-Корсакова и музыкальность живописи Рериха; 4)Рассказать о связи творчества Римского-Корсакова с фольклором по материалам научного архива Рериха. Рассказать о “Снегурочке” и работах Рериха по оформлению этой оперы; 5)Подвести итог теме.

Соответственно планы этих занятий в методических материалах таковы: 1)Этические аспекты творчества Римского-Корсакова. Влияние Римского-Корсакова на Рериха в молодые годы. Чему мог научиться Рерих у Римского-Корсакова. “Историческое”, “этиче­ское” и “космическое” в творчестве мастеров; 2)Участие Рериха в постановках опер Римского-Корсакова на Западе. Мечты Рериха о постановках в Индии. Общечеловеческий характер наследия обоих мастеров на примере “Китежа”. Легенда о Китеже по материалам Рериха. “Небесный Китеж” в опере Римского-Корсакова - Бельского. Рериховский эскиз “Сеча при Керженце”; 3)Музыка цвета Рериха и цветовое звукосозерцание Римского-Корсакова. Что такое синестезия (соощущение). Общие черты синтеза “звука” и “цвета” у композитора и у художника; 4)“Безотчётные параллели” в творчестве обоих мастеров на примере их отношения к фольклору. Римский-Корсаков и Рерих о “Снегурочке”. Атмосфера, в которой Римский-Корсаков творил оперу. Предания о месте создания “Снегурочки” по материалам научного архива Рериха; 5)Вера обоих творцов в реальность Красоты и Прекрасного. “Доказательство” реальности Прекрасного Римским-Корсаковым. “Закон Прекрасного” по Рериху.

На занятиях использовались фонограммы сочинений Римского-Корсакова, а для знакомства с творчеством Рериха привлекались как известные изоиздания, так и компьютерные средства воспроизведения живописи: компьютерные копии на выставке “Театрально-декорационное искусство Н.К.Рериха в собраниях США” и мультимедийное издание “Николай Рерих”, содержащее изображения свыше 500картин художника[ii].

Примерно по такой же схеме разработаны и другие темы этого спецкурса. Назовём некоторые из них: “Рерих и издательство «Свободное искусство»: идеи синтеза искусств в книге”; “Рерих и Кавказ: пути учёного, художника и мыслителя”; “Бологое: встреча эпох и искусств” (круг А.С.Пушкина, князь П.А.Путятин, Митусовы, Рерихи и др.); “Шутливая поэзия художника И.Я.Билибина”; “«Соловей» И.Ф.Стравинского - С.С.Митусова: образы Китая”; “М.А.Бихтер и его мысли о едином ритме творчества”. Разработки многих занятий были нами оформлены в виде научных статей и опубликованы[iii]. Материалы спецкурса прошли апробацию в 1997г. в Экспертно-культурной группе Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга (отзыв кандидата искусствоведения И.В.Рудневой), в Отделе научной каталогизации Государственного Русского музея (отзыв доктора искусствоведения Е.П.Яковлевой) и в Отделе координации Российской национальной библиотеки (отзыв доктора филологии О.Д.Голубевой). На занятиях были использованы документы и сведения, полученные нами непосредственно от современников деятелей Серебряного века: Людмилы Степановны Митусовой и Татьяны Владимировны Римской-Корсаковой.

Как видим, тематика спецкурса в целом предполагает привлечение богатого фактического материала, показывающего на примерах пути реального взаимодействия различных искусств в творчестве российских мастеров рубежа ХIХ-ХХвв. Очевидна большая познавательная, культурологическая и социальная значимость поставленной задачи, ибо синтез искусств невозможен без сближения не только конкретных приёмов, художественных форм и стилей, но и идей разных эпох, народов и культур. При выборе темы спецкурса нами руководила мечта о том, что блистательное время Серебряного века не ушло безвозвратно, что эпоха «неимоверной композиционности», когда разные музы пели единый гимн Прекрасному, ещё вернётся. И эта мечта о будущем синтезе искусств имеет многие основания в прошлом: синкретизм древнеиндийской цивилизации, союз муз под единым началом покровителя искусств Аполлона в античности, расцвет искусств в Европе в эпоху Возрождения и в России в эпоху Г.Р.Державина – А.С.Пушкина и т.п. Конечно, в будущем синтез искусств будет качественно иным, но неизбежно исчезнет современная цеховая ограниченность творчества, настанет эра творчества космического, устремлённого за земные пределы в выражении и передаче красоты и величия природы.

Второй предмет, указанный в заглавии этого очерка, был начат нами в сентябре 1998г. в стенах Санкт-Петербургского университета культуры и искусств (быв. Институт культуры им. Н.К.Крупской), с лекции “Н.К.Рерих об открытости и единстве культур”, прочитанной студентам Токийского университета. В лекции сформулированы основные цели и задачи нового спецкурса, имеющего специально культурологическую направленность. Приведём некоторые моменты этой лекции.

«Многие произведения и исследования Н.К.Рериха по праву вошли в “золотой фонд” искусства и науки. Творческую деятельность Рерих начал в конце 1880-хгг. в Санкт-Петербурге, а завершил в 1947г. в долине Кулу на севере Индии. Между этими вехами гигантская работа в разных частях света - в России, Европе, Америке, Египте, Индии, Китае и Японии. В творческом наследии Рериха, во всей его деятельности нашли отражение закономерности развития многих наций, эпох и культур.

Пройдя столько стран, изучив многовековое культурное наследие мира, обнаружив массу уникального художественного и научного материала, подчас совершенно забытого или утерянного его современниками, Рерих пришёл к важным выводам об открытости и единстве всех культур Земли, в широком смысле - вообще Культуры.

В творчестве Рериха на первом месте всегда Путь Духа: будь то Божий промысел, мыслящий дух человека или стихийный дух природы. Почитание света Культуры - Бога присутствует во всём, что Рерих живописует, о чём говорит и что стремится донести людям. Особенно удаются Рериху образы героев, истинных воинов Духа, какому бы времени и какой бы вере они не принадлежали.

Личность Рериха сама по себе прекрасный пример единства разного в одном - гармоничного сочетания разных дарований и сфер творческой и общественной деятельности. Его пример свидетельствует о том, как может быть мудр, справедлив и красив человек, владеющий в полной мере живописью и скульптурой, поэзией и красноречием, историей и знанием законов сцены, архитектурой, языками, западной и восточной философией и ещё многими искусствами и знаниями.

В русском искусстве и вообще в культуре России Рерих видел черты, присущие всем искусствам и культурам.

В наше время его гений, знания и путешествия остаются мощным стимулом для осознания общечеловеческих ценностей, для построения общества, в котором все народы будут открыты друг другу во взаимном доверии и развитии».

Процитированный фрагмент был во время лекции переведён на японский язык и остался у японских студентов на руках. Многие мысли, высказанные в первой лекции спецкурса, стали лейтмотивами большинства других лекций. Уже в 1999/2000 и 2000/2001 учебных годах студентам 3-го курса Академии культуры и искусств были изложены следующие темы: “Наследие Н.К.Рериха в Российской национальной (Публичной) библиотеке”, “Наследие семьи Рерихов в Мемориальном собрании С.С.Митусова в Санкт-Петербурге”,“Рерих и Римский-Корсаков: страницы сотворчества”,“Вклад Рериха в педагогику и образование”,“Современники Н.К.Рериха: художник И.Я.Билибин”,“Археология в жизни и творчестве Н.К.Рериха”,“Этические взгляды семьи Рерихов и проблемы общения”.

Основные выводы последней темы были апробированы также и в рамках школы-семинара“Специализация школы. Нервно-психическая адаптация”, проходившем в июне 1998г. в Академической гимназии СПбГУ[iv]. Такое внимание к педагогической тематике в рамках культурологического спецкурса вызвано тем, что Рерих имел богатый педагогический и преподавательский опыт, уникальность которого не только в том, что носителем его был крупнейший художник, мыслитель, учёный, один из самых выдающихся деятелей своего времени, но и в том, что накапливался этот опыт не в одном городе, даже не в одной стране, а поистине по всему миру, в разных государствах, в разных образовательных традициях, в разных социальных и психологических условиях.

Из непродолжительной по времени, но насыщенной и разнообразной практики преподавания обоих предметов мы убедились в правильности следующих положений, в целом соответствующих тому, что высказывал в своё время Рерих.

Необходимо поощрять творческое побуждение ученика, ибо это стимулирует усвоение любого изучаемого им предмета.

Необходимо в комплексе воспитывать способность самостоятельно мыслить и желание полнее окунуться в мир духовных ценностей человечества, ибо это пробуждает потенциальные силы души и приводит к видимому развитию талантов и добрых качеств.

В стрессовых ситуациях, которых всегда много в жизни учащихся и студентов, преподаватель должен быть настоящей опорой для своих учеников; именно гармоничное общение с учителем должно помочь ученику развиваться.

Факторы гармонизации, выявленные Рерихом в практике преподавания, на нашем опыте действительно способствуют решению проблем общения в школе и ВУЗе. Этоспокойствие, терпимость,доверие,доброжелательство, уважение и почитание учителей,традиции,совместное проживание при учебном заведении и ряд других.

Поставленные в преподавании и воспитании задачи эффективнее всего решаются при опоре на исторические корни национальной культуры, особенности народного быта, красоту и гармонию природы.


[i] Специально для этой темы нами была составлена подборка из опубликованного литературного наследия художника:“Н.К.Рерих о творчестве Н.А.Римского-Корсакова, о его окружении и о своих работах по оформлению его опер”. В неё вошли более 60 фрагментов из очерков, “листов дневника”, статей и т.д. периода с 1898 по 1946гг.

[ii] Компьютерные технологии, привлекавшиеся при подготовке и проведении спецкурса, разработаны специалистами МОО “Центр Духовной Культуры” (г.Самара).

[iii] См.:МельниковВ. Памятник. //Музыкальная Академия. М., 1994. №2. С.164-169;Он же. Находки в Краснодаре. //Нива России. М., 23октября 1995;Он же. Н.К.Рерих в Екатеринодаре-Краснодаре. // Российские вести на Дону и Кубани. Краснодар, 20декабря 1996. С.3;Он же. Союз Муз и Закон Прекрасного. //Перед Восходом. Новосибирск: СибРО, 1997. №4 и 5;Он же. Н.К.Рерих о Кавказе и юге России. // Путник. Ярославль, 1997. №3. С.4-5;Он же. “Неизвестный Рерих” в Ораниенбауме. //Балтийский луч. Ломоносов, 6февраля 1998. С.5; Фрагменты из переписки С.С.Митусова и И.Ф.Стравинского. (1909-1925). Публ. Ю.Ю.Будниковой и В.Л.Мельникова. //Утренняя звезда. М.: МЦР, 1997. №2-3. С.322-338; МитусоваЛ. Воспоминания. // Там же. С.339-351;БондаренкоА.А., МельниковВ.Л. Н.К.Рерих и Санкт-Петербургский университет. //Санкт-Петербургский университет. 6мая 1998. №11-12. С.47-51;МельниковВ.Л. Н.К.Рерих и издательство “Свободное искусство” (1916-1918). //Петербургский Рериховский сборник. СПб., 1998. №1. С.293-340;Римская-КорсаковаТ.В. История одного памятника. // Там же. С.208-212;БилибинИ.Я. Из стихотворных приветствий и посланий. Публ. Ю.Ю.Будниковой, В.Л.Мельникова и В.В.Строганова. //Там же. С.267-274;МитусовС.С. Для памяти. //Там же. С.275-279;МельниковВ.Л. Н.К.Рерих и Вышневолоцкий край. // Дельфис. М., 1998. №2. С.42-47. №3. С.41-46; МельниковВ.Л. Николай Рерих в Шлиссельбурге. //Ладога. Кировск, 30апреля 1998. С.7;РерихН.К. Археология. Кн.1: Материалы Императорской Археологической комиссии. 1892-1918. //Петербургский Рериховский сборник. Самара: Агни, 1999. №2-3. Главный ред. А.А.Бондаренко. Сост. В.Л.Мельников;МельниковВ.Л. О культурологических идеях Н.К.Рериха (по материалам Императорской Археологической комиссии). // Там же. С.745-770;МельниковВ.Л. Князь П.А.Путятин и его бологовская усадьба. СПб. – Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2000. 72с.

[iv] См.:МельниковВ.Л. Этические взгляды Н.К.Рериха и проблемы общения. // Специализация школы. Нервно-психическая адаптация. Сб. материалов школы-семинара. СПб. – Ст.Петергоф, 1998. С.180189; То же. //Три ключа. Педагогический вестник. М.: изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999. Вып.3. С.67-70.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

8 дата публикации: 5.12.2001