<<<

>>>

Святые места джайнизма, шиваизма и вишнуизма: Шраванабелагола

(штат Карнатака).

Юг Индии очень своеобразен. Он сохранил самобытную многотысячелетнюю культуру в своей нетронутости завоевателями. Штат Карнатака интересен многими своими достопримечательностями. Я уже рассказывал о городе парков Майсуре, о Шрирангапатне - острове на священной реке Кавери и о ряде храмов. Беседуя время от времени с индийцами, склонившись вокруг карты штата, во время очередного обсуждения я не мог решиться на новую поездку, слишком всё было заманчиво и разнообразно. Однако после нескольких дней размышлений мне удалось определиться и организовать небольшую группу энтузиастов из числа индийцев для однодневного маршрута Шраванабелагола - Белюр - Халебид.

27.11.2000

Выезд был назначен в субботу на 3 часа ночи, но мы все дружно проспали и собрались только к 3.30. Машины нет. Нас 14 человек, включая двухлетнюю Шрийю, спокойно посапывающую на руках мамы. Многие участники экскурсии - студенты в фирме. Некоторые приехали только неделю назад из разных частей Индии. В основном это юг - штат Тамил Наду. Кэнан - с самой южной точки материка. Кто-то из Кералы, славящейся своими пляжами. Весь юг Индии занимают 4 штата. Карнатака со своей столицей Бангалором всё-таки не самый крупный штат. Область Мадраса больше.

Наконец, в 4 часа появляется микроавтобус с сонным водителем. Ехать перед рассветом оказывается гораздо приятнее, нежели по ночной дороге к водопадам. То ли направление на север больше загружено, чем на запад, то ли время очень удачное, но машин практически нет и мы добираемся быстро, за 2 часа. Запомнилось, что по дороге на наше колесо с обочины бросилась огромная кобра, да петух едва успел перебежать дорогу перед несущимся микроавтобусом, как в типичной российской деревне летом .

Первый город, который мы решили заранее по пути посетить, - Шраванобелагола. (Подробнее об истории Шраванобелаголы). Шраванобелагола находится в 158 км от Бангалора. Согласно традиции, здесь провёл свои последние дни в затворничестве в пещере великий император Чандрагупта Мориа. Здесь же находится высочайшая из известных статуй из монолитного камня, высотой в 60 футов, созданная в 983 году н.э.

Голову огромной статуи Шивы на вершине горы, возвышающуюся над стенами храма, видно далеко при подъезде к горе. В 7 утра камень холодный, но мы все снимаем обувь и по длинной каменной лестнице поднимаемся вверх. Немного пасмурно и всё подёрнуто дымкой над горизонтом. Гора представляет из себя единый монолит. Как будто лава, извергнутая из недр земли, застыла единым комом без единой трещины. В этом монолите высечены ступени. Сколько их? Оказывается около 500. Высоко подниматься. Высота холма - 470 футов.

Индийцы очень любят свою историю и начинают историю любого храма с допотопных времён, тщательно описывая, кто кем был, какую религию исповедовал, кто был его учеником, а кто учеником этого ученика. Так Шраванобелагола - это миф, легенда и история одновременно. Это два холма, Чандрагури и Индрагури, между которыми расположен город. На малом, Чандрагури, расположен храм джайнов, мы его не посещали, но его прекрасно видно с противоположной стороны. Там даже возвышается то ли минарет, то ли колонна. На большом холме - статуя Шивы высотой 58 футов. Здесь же озеро Белагола. Чандрагури (малый холм) берёт начало религиозной истории ещё до Рождества Христова и уже через несколько веков становится местом поклонения и центром джайнизма. В начале XII века здесь строится прекрасный храм. Чудно читать эту длинную историю далёкого народа, как одни строили, другие разрушали, третьи восстанавливали, четвёртые привносили изменения на протяжении долгих веков. Имена, имена, имена и даты, далёкие и непонятные...

На Индрагури, на который мы совершаем восхождение, много каменных построек и храмов. Они чем-то мне напоминают Грецию. Огромные валуны, хорошо обтёсанные камни, аккуратно выложенные стены, каменные огромные подпорки под фундамент. Каменные колонны и плоские каменные крыши. Всё это на огромном каменном монолите.

На стенах храмов и на камнях можно видеть надписи. Всё это близко и знакомо. Те же барельефы, те же рисунки на камнях. Традиция эта уходит в незапамятные времена и интернациональна. В основном древние надписи здесь датируются VIII - X веками. Очень красивый орнамент букв. Настоящий Восток.

После джайнизма в этих местах прошла эпоха вишнуизма, последователи Рамануджи внесли много изменений и внесли своих богов. Теперь всё органично уживается вместе.

Вот тут на стене высечены рядами около 70 фигурок, сидящих в позе лотоса. Над ними - ещё одна, тоже сидящая в позе лотоса, а в основании - стоящая фигура с широкими плечами, так характерными для здешней традиции. Оказывается, это известный раджа со своими сыновьями. А я по невежеству думал, что буддийский пантеон...

Постройки начинаются на склоне и отдельные валуны прекрасно вписаны в стены и углы построек, величественно нависая над нашими головами.

Шива оказывается на поверку не Шива, а Шри Гоматешвара. В мире нет другой более высокой статуи из монолитного камня. Даже Египет не затеняет эту статую по признанию авторитетов. Согласно преданию, изображение было установлено в 988 году нашей эры. Сам Шива вблизи - просто огромный. Без всяких одежд, с вьющимися по ногам то ли змеями, то ли цветком. Дети, глядя снизу на Шиву, потихоньку смеются. Сами родители спокойно молятся, простираясь ниц перед огромным идолом. Здесь на самом деле наглядно познаешь чувство соизмеримости. Если ты ростом чуть больше пальца ноги Шивы, то как можно понять, что он там замышляет наверху, глядя куда-то вдаль за горизонт, возвышаясь над стенами? Раз в двенадцать лет здесь проводится церемония - на голову Шиве льют воду, молоко, масло и проводят обряд. На фотографиях это выглядит достаточно эффектно. Эта джайнистская местная традиция сильно перекликается с индуистскими практиками кормления богов. Однажды я видел передачу о проведении подобного обряда по местному телевидению. Когда на ваших глазах струи белого молока стекают по черному камню, происходит неожиданное чудо - камень начинает оживать. И это, действительно, красиво, если не вдаваться в религиозные предрассудки.

В стенах храма вокруг Шивы - тоннель. В нём установлены два или три десятка богов. Снимать в полумраке на видеокамеру практически невозможно из-за того, что материал наподобие эбонита, из которого сделаны многие статуи, - просто катастрофически поглощает весь свет, ничего не отражая. Этот материал очень популярен здесь, на юге. Из него сделано большинство статуй богов, которых мы не понимаем. Из цельного камня. Если приглядываться более внимательно, встречаются просто шедевры, которые можно понять только со временем, но не набегом, по-туристски. Некоторым изображениям европейцу тоже не грех было бы помолиться, настолько они по-гречески красивы и по-индийски совершенны.

Индийская молодёжь не избалована видеотехникой и моя камера лучше всякого магнита привлекает их. Они не стесняются сами просить, встают группой и с превеликим удовольствием позируют. Я никогда не отказываю и делаю снимок.

При спуске с горы навстречу движется паланкин с женщиной. Четыре индийца, медленно раскачиваясь, несут кого-то из молодых или богатых поклониться Шиве. Это рикши. На самом верху я видел пожилых женщин, с трудом поднимающих ноги. Они сами проделали свой нелёгкий путь.

***

В автобусе меня встречают восторженными криками. Все давно уже ждут видеооператора и изрядно беспокоятся, где я потерялся. Мы трогаемся дальше. Следующим пунктом - Халибиду. По дороге мы мерно под шум шин начинаем дремать, такой сильный магнетизм этого монолитного каменного холма с Шивой.

Ваше письмо автору

/журнал Грани эпохи № 8 зима 2001-2 гг. / дата публикации13.02.2002

<<< // >>>

публикации | наука | точка зрения | эпика скорби | жемчужины мудрости | литература | A и W | почта | архив | библиотека | документы | редакция