Рамануджа и Шанкарачарья
Шанкарачарья (составное имя из Cfnkara, собственно имя и acarya - учитель, брахман в переводе с санскрита) был знаменитым индийским реформатором и философом,
одним из главных учителей и проповедников философской школы Веданта. Жил он в VIII или (вероятнее) в IX в. Наиболее достоверное предание
свидетельствует, что он родился в 788 г. по Р. Х. Менее достоверные известия относят его ко второму и
третьему столетиям нашей эры. Он был родом из Кералы или Малабара, из касты брахманов Намбури, и
вёл очень беспокойную жизнь, во время своих странствований успешно диспутируя с представителями
различных религиозных учений, начиная с ортодоксальных вишнуитов и шиваитов и кончая менее
правоверными джайнистами и буддистами. При этом он никогда не упускал случая популяризировать в
устных беседах и писаниях философское учение Веданты. Во время своих путешествий он основал ряд
монастырей для сохранения и распространения своего учения. Некоторые из них уцелели и по
настоящее время. Главный из них - монастырь в Шрнгири, или Шнга-гири, на склоне западных гхатов, в
Майосоре, вблизи источников р. Тунгабхадры.
Под конец жизни Шанкарачарья добрался до Кашмира (пройдя
всю Индию с юга на север) и там, после победоносного диспута с разными оппонентами, воссел на трон
Сарасвати. Умер в Кедаранатх (в Гималайских горах), ещё совсем молодым (32 года). События последних
лет его жизни засвидетельствованы местными преданиями. Трон Сарасвати, на котором сидел
Шанкарачарья, показывают и теперь в Кашмире, а в храме Шивы в Бадари с незапамятных пор жрецом,
совершающим богослужение, всегда состоит малабарский брахман из рода Намбури. Учёность и
святость жизни Шанкарачарьи пользовались таким уважением, что его считали воплощением Вишну и
Шивы и верили в его способность совершать чудеса. Тем не менее, ему приходилось считаться и с
проявлениями неуважения и неприязни. Рассказывают, что когда после возвращения домой из
странствий, умерла его мать, и он должен был совершить над ней погребальный обряд, то родственники
его отказались снабдить его огнём, а брахманы не захотели совершать богослужение. Тогда
Шанкарачарья произвёл огонь из своей руки и сжёг тело матери во дворе своего дома, произнеся
заклинание, что брахманы здесь не будут изучать вед, нищие монахи никогда не получат милостыни, а
мёртвые всегда будут сжигаться вблизи домов, в которых жили. В Малабаре Шанкарачарье приписывают
разделение первичных четырёх каст на 72 (по 18 подразделений в каждой из основных каст) и
определение их занятий и обязанностей. По своим религиозным догматам Шанкарачарья, по-видимому,
скорее склонялся к вишнуизму, но пользуется одинаковым почётом у представителей обеих главных
сект индуизма - шиваитов и вишнуитов.
Как философ, он был апостолом учения о так называемом
адваита, составляющем одну из главных составных частей школы Веданта, т. е. о тождестве
человеческого духа с мировым духом (advaita = недвойственность, единство). Согласно этому учению, дух человека и верховный дух составляют
одно целое; всё, что мы видим в мире - разные формы, произведённые мировым духом, и в то же время
впечатления нашей души. Вне нашей души и вне верховного духа нет ничего. Таким образом, весь мир
есть ни что иное, как наша иллюзия, наше представление. Только наше незнание заставляет нас
отделять нашу душу от Мирового духа и считать её существующей отдельно и независимо. Устранение
этого незнания приводит к полному освобождению человеческой души от неумолимого закона о
переселении душ и достигается изучением философских истин Веданты.
Существует очень много философских трактатов и
литературных произведений, действительно принадлежащих Шанкарачарье или только приписываемых
ему. Наиболее важным является его Бхашья (Bhashyam), т. е. комментарий на Ведантасутру, приписываемую Вьясе. Приписываются Шанкарачарье ещё
трактаты: Атмабодха (Познание Атмана - Mиpoвого
духа) и Прашноттараратнамала (Pracnottararatnamala = Драгоценное ожерелье
вопросов и ответов ), комментарии на Бхагавадгиту; сборник гимнов в честь Парвати, супруги Шивы,
носящий название Ананда-лагари (Ananda-lahari =
волна наслаждения).
В энциклопедии Брокгауза и Ефрона также написано: буддисты
считают Шанкарачарью (вместе с Кумарилой) злейшим врагом своей религии и приписывают ему её
падение, что, впрочем, преувеличено, так как буддизм продолжал держаться в Индии еще более 6 веков
после смерти Шанкарачарьи. Несомненно, однако, что учение Шанкарачарьи способствовало
постепенному умиранию религии Будды в самой её родине.
Рамануджа жил в XI - XII вв. и был большим святым, религиозным философом, основателем вишишта-адвайты -
разновидности веданты, характеризующейся, в отличие от абсолютного монизма адвайта-веданты,
ограниченным монизмом: Рамануджа признаёт наряду с существованием брахмана реальность
эмпирического мира и индивидуальных душ. Концепция Рамануджи послужила основой многих течений
бхакти.
Самые известные комментарии им были написаны к Веанта-Сутре
и Бхагавадгите.
Учителем Рамануджи был известный учитель Ямуначарья,
живший в 916-1036 гг.
Подробно о Раманудже можно найти информацию, набрав в
любой поисковой машине слово Рамануджа . С одной стороны, его последователи вишнуиты и
кришнаиты, а с другой - традиционные философы заполнили в Интернете чашу знаний об этом
удивительном Учителе древности.
|