<<<

>>>

Рамануджа и Шанкарачарья

Шанкарачарья (составное имя из Cfnkara, собственно имя и acarya - учитель, брахман в переводе с санскрита) был знаменитым индийским реформатором и философом, одним из главных учителей и проповедников философской школы Веданта. Жил он в VIII или (вероятнее) в IX в. Наиболее достоверное предание свидетельствует, что он родился в 788 г. по Р. Х. Менее достоверные известия относят его ко второму и третьему столетиям нашей эры. Он был родом из Кералы или Малабара, из касты брахманов Намбури, и вёл очень беспокойную жизнь, во время своих странствований успешно диспутируя с представителями различных религиозных учений, начиная с ортодоксальных вишнуитов и шиваитов и кончая менее правоверными джайнистами и буддистами. При этом он никогда не упускал случая популяризировать в устных беседах и писаниях философское учение Веданты. Во время своих путешествий он основал ряд монастырей для сохранения и распространения своего учения. Некоторые из них уцелели и по настоящее время. Главный из них - монастырь в Шрнгири, или Шнга-гири, на склоне западных гхатов, в Майосоре, вблизи источников р. Тунгабхадры.

Под конец жизни Шанкарачарья добрался до Кашмира (пройдя всю Индию с юга на север) и там, после победоносного диспута с разными оппонентами, воссел на трон Сарасвати. Умер в Кедаранатх (в Гималайских горах), ещё совсем молодым (32 года). События последних лет его жизни засвидетельствованы местными преданиями. Трон Сарасвати, на котором сидел Шанкарачарья, показывают и теперь в Кашмире, а в храме Шивы в Бадари с незапамятных пор жрецом, совершающим богослужение, всегда состоит малабарский брахман из рода Намбури. Учёность и святость жизни Шанкарачарьи пользовались таким уважением, что его считали воплощением Вишну и Шивы и верили в его способность совершать чудеса. Тем не менее, ему приходилось считаться и с проявлениями неуважения и неприязни. Рассказывают, что когда после возвращения домой из странствий, умерла его мать, и он должен был совершить над ней погребальный обряд, то родственники его отказались снабдить его огнём, а брахманы не захотели совершать богослужение. Тогда Шанкарачарья произвёл огонь из своей руки и сжёг тело матери во дворе своего дома, произнеся заклинание, что брахманы здесь не будут изучать вед, нищие монахи никогда не получат милостыни, а мёртвые всегда будут сжигаться вблизи домов, в которых жили. В Малабаре Шанкарачарье приписывают разделение первичных четырёх каст на 72 (по 18 подразделений в каждой из основных каст) и определение их занятий и обязанностей. По своим религиозным догматам Шанкарачарья, по-видимому, скорее склонялся к вишнуизму, но пользуется одинаковым почётом у представителей обеих главных сект индуизма - шиваитов и вишнуитов.

Как философ, он был апостолом учения о так называемом адваита, составляющем одну из главных составных частей школы Веданта, т. е. о тождестве человеческого духа с мировым духом (advaita = недвойственность, единство). Согласно этому учению, дух человека и верховный дух составляют одно целое; всё, что мы видим в мире - разные формы, произведённые мировым духом, и в то же время впечатления нашей души. Вне нашей души и вне верховного духа нет ничего. Таким образом, весь мир есть ни что иное, как наша иллюзия, наше представление. Только наше незнание заставляет нас отделять нашу душу от Мирового духа и считать её существующей отдельно и независимо. Устранение этого незнания приводит к полному освобождению человеческой души от неумолимого закона о переселении душ и достигается изучением философских истин Веданты.

Существует очень много философских трактатов и литературных произведений, действительно принадлежащих Шанкарачарье или только приписываемых ему. Наиболее важным является его Бхашья (Bhashyam), т. е. комментарий на Ведантасутру, приписываемую Вьясе. Приписываются Шанкарачарье ещё трактаты: Атмабодха (Познание Атмана - Mиpoвого духа) и Прашноттараратнамала (Pracnottararatnamala = Драгоценное ожерелье вопросов и ответов ), комментарии на Бхагавадгиту; сборник гимнов в честь Парвати, супруги Шивы, носящий название Ананда-лагари (Ananda-lahari = волна наслаждения).

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона также написано: буддисты считают Шанкарачарью (вместе с Кумарилой) злейшим врагом своей религии и приписывают ему её падение, что, впрочем, преувеличено, так как буддизм продолжал держаться в Индии еще более 6 веков после смерти Шанкарачарьи. Несомненно, однако, что учение Шанкарачарьи способствовало постепенному умиранию религии Будды в самой её родине.

Рамануджа жил в XI - XII вв. и был большим святым, религиозным философом, основателем вишишта-адвайты - разновидности веданты, характеризующейся, в отличие от абсолютного монизма адвайта-веданты, ограниченным монизмом: Рамануджа признаёт наряду с существованием брахмана реальность эмпирического мира и индивидуальных душ. Концепция Рамануджи послужила основой многих течений бхакти.

Самые известные комментарии им были написаны к Веанта-Сутре и Бхагавадгите.

Учителем Рамануджи был известный учитель Ямуначарья, живший в 916-1036 гг.

Подробно о Раманудже можно найти информацию, набрав в любой поисковой машине слово Рамануджа . С одной стороны, его последователи вишнуиты и кришнаиты, а с другой - традиционные философы заполнили в Интернете чашу знаний об этом удивительном Учителе древности.

/журнал Грани эпохи № 8 зима 2001-2 гг. / дата публикации 13.02.2002

<<< // >>>

публикации | наука | точка зрения | эпика скорби | жемчужины мудрости | литература | A и W | почта | архив | библиотека | документы | редакция