Каждый день здесь бывает около сотни человек, иногда больше.
Так сказал смотритель. На праздник залы закрыты, поэтому я один. В этом есть особый смысл - быть
один на один с художником, смотреть на его картины.
Картины Н.К.Рериха в
Бангалорской картинной галерее.
Зал картин Святослава Рериха состоит из двух больших залов.
Встречает вас у входа знаменитая картина Господом Твоим , или её еще знают под именем Возлюби
ближнего своего . Поражают размеры картины, которые по репродукции просто невозможно оценить, и пронзительно
голубые глаза Христа. То, что поражает - цвет и жизнь глаз, имеющих более сильное выражение, чем это
можно ожидать.
Сама выставка смотрится очень богато. Картины разных размеров
и сюжетов создают неповторимый хор красок. Многие из картин известны, но
смотрятся они на удивление неповторимо. Чувствуется, что Рао не просто друг Рериха, но и истинный
знаток искусства.
Картины С.Н.Рериха в
Бангалорской картинной галерее.
Нас было 7 или 8 человек, я был самым молодым и мне не хотелось
обременять своим присутствием незнакомых людей, но мы провели не меньше 2 часов вместе, прежде чем
я откланялся. При прощании д-р Рао предложил в удобное время свою помощь для содействия в поездке в
имение Рерихов Татагуни .
***
Поездка была запланирована на субботу. Молодой индиец,
которому было поручено меня сопровождать, предложил воспользоваться авто (моторикши) для
поездки. Он немного говорил по-английски, поэтому пока ехали, я успел узнать, что в имении сейчас
никто не живёт, и, более того, оно охраняется и опечатано.
Через полчаса пути мы заехали на какой-то пост и захватили с
собой полицейского. Ещё минут через 5 остановились прямо на дороге у калитки с надписью на языке
карнада штата Картатака. Она гласила, что с 1996 года имение находится под государственной охраной,
так было мне переведено на английский.
Мы решили не ждать, пока придёт посыльный с ключом для того,
чтобы рикши мог въехать, и вошли через калитку. Имение оказалось на удивление отличающимся по
растительности от придорожных деревьев. Где-то в стороне индийские женщины проводили какие-то
садовые работы. Аккуратно обложенные по обочине камнем дорожки вели вглубь сада, в котором на деревьях распускаются цветы. В этот поздний октябрьский день цветы всё ещё радовали глаза путника и давали
отдых и покой душе, уставшей от гула мотора и грязных улиц города. В глубине виднелись большие
баньяновые деревья. Со стоявших в стороне огромных деревьев свисали лианы, местами пустившие
корни и ставшие в свою очередь большими деревьями. В самом центре этой чащи виднелось небольшое сооружение, оказавшееся ничем
иным, как храмом под открытым небом, в котором мы увидали две маски, мужской и женский лики.
Рядом же возвышалась усадьба. В традиционно индийском исполнении с красной, цвета земли, черепицей на крыше. Рядом стоял
недостроенный двухэтажный корпус, на первом этаже которого размещалась когда-то мастерская
Святослава Николаевича. На
дверях висели три больших замка, опечатанные несколько лет назад. Местный сторож (из штата в 6
человек), аккуратно держась за решетку, приподнялся на выступ и пригласил осмотреть через окно
мастерскую. Первое, что бросалось в глаза - рабочий стол, полностью забитый бумагами. Рядом - бутылки и банки с красками. Везде пыль, в углу - лежанка и ковры, которые когда-то верно служили хозяину. Прошло всего семь лет, хотя нет, 10, последние три года Св. Ник. жил в отеле Ашока в центре города,
т.к. сильно болел. Все это время всеми делами распоряжалась его секретарь.
Десять лет. Много это или мало? Для России, наверное, нет, но для
джунглей Индии - много. Именно
здесь это почувствовалось вдруг очень сильно, почувствовалось, что джунгли заполоняют собою всё,
что не занято человеком. То ли обезьяны на крышах, то ли состояние запустения, но что-то неуловимо
напоминало о временности пребывания на земле.
Мои проводники проводили меня к небольшому навесу рядом с
домом, под которым аккуратно были выложены кирпичом две могилы. Одна больше размером. Красная земля. Глина. Та самая глина, из которой так
любят местные мастера делать кувшины. Эти кувшины стояли рядом, как будто сошедшие с картин. Нет
привычного креста. Только
нечто вроде камина, внутри которого небольшой горшок с землей. На стенках этого сооружения видны
две выцветшие свастики, по одной с каждой стороны. Да, свастика в Индии встречается везде. На
стенах Храмов, в домах, при торжествах её ставят как лучшее пожелание счастья и процветания, как
символ вечного движения. И пронзительная тропическая природа с её цветами, звуками и цветными
большими листьями...
Мы прошли по вымощенным дорожкам дальше вглубь и увидели
большую запруду на реке, которая стекала в одном месте через небольшие камни водопадом в овраг. Было удивительно приятно идти по этим
неровным камням, смотреть вокруг, присесть на каменную скамейку и очень живо представить, как этим
же путём любили ходить Святослав Николаевич с Девикой Рани. Для нас может быть удивительно, но в Бангалоре все знают Девику Рани, она
была очень известной актрисой, её фильмы знают и помнят; Святослав Рерих известен меньше. Но можно
быть уверенным, что в сочетании эти два имени всегда вызовут хорошие воспоминания и ваш знакомый
кивнет с улыбкой знаю, это известные люди .
С трудом, с большим трудом увязывается запустение в имении и
наступление джунглей с именем Рериха.
***
На обратном пути мы заехали в храм Быка. Огромный многотонный
монолитный камень, из которого древние создали это могучее изображение. Сам храм реставрируется, но брамин с большим
удовольствием прочел мантру, позвонил в колокол для нас и разрешил заснять на видеокамеру.
Многое реставрируется и восстанавливается в Индии. Может быть,
придет черёд и усадьбы Татагуни в скором времени. Кто знает? Хочется верить, что не только русские
туристы будут приезжать сюда, но и сами индийцы оценят величие людей, живших рядом с ними.