САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕРИХОВСКИЙ ЦЕНТР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ
МУЗЕЙ-ИНСТИТУТ СЕМЬИ РЕРИХОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Санкт-Петербург и Семья Рерихов:
сохраним преемственность

Санкт-Петербург
2001

Публикуется по одноименной брошюре, любезно предоставленной журналу
Рериховским центром Санкт-Петербургского государственного университета.

<<< назад

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ зарегистрирован решением Регистрационной палаты Санкт-Петербурга от 31 января 2001 года.

ЦЕЛИ ФОНДА:
· создание в Санкт-Петербурге Музея-института семьи Рерихов и его последующая поддержка;
· содействие сохранению Рериховского наследия, его научному и художественному освоению;
· создание условий для широкого ознакомления с жизнью и творчеством семьи Рерихов;
· содействие деятельности Рериховского центра Санкт-Петербургского государственного университета;
· поддержка научно-художественного издания Петербургский Рериховский сборник ;
· содействие восстановлению российских духовных и культурно-исторических традиций;
· содействие утверждению принципов этики в научном и художественном творчестве и иной жизнедеятельности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· благотворительная деятельность;
· просветительская деятельность;
· помощь и участие в проведении исследований в различных сферах науки, культуры, а также общественной, политической и экономической жизни;
· финансирование формирования музейных коллекций;
· участие в создании электронных коллекций и библиотек;
· участие в разработке, организации и проведении региональных, российских и международных программ в области науки, образования и культуры;
· содействие распространению знаний среди населения, повышению его общеобразовательного и культурного уровня.

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ фонда осуществляет надзор за его деятельностью, в том числе за принятием решений и обеспечением их исполнения, а также отслеживает вопросы целесообразности использования средств и соблюдение фондом законодательства.

ПРОЕКТЫ, которые поддерживает фонд в рамках своих благотворительных программ:

О тесной связи Рерихов с Санкт-Петербургом говорит многое из их духовной биографии, за последние десятилетия появилось немало публикаций об этом. Приведём лишь один пример, который весьма символичен. Он всегда напоминает о том, что САНКТ-ПЕТЕРБУРГ с его наукой и образованием, его культурой - ЭТО ГОРОД ЗНАНИЙ, в высшем аспекте - ОБИТЕЛЬ МУДРОСТИ.
Здесь в безопасности пребывает - гласит надпись на официальном гербе Санкт-Петербургского государственного университета вокруг античного символа Божественной Мудрости Афины-Минервы, у стоп которой раскрыта Книга Священного Знания. Фоном композиции служит возносящийся двуглавый орёл Российского государства, с широко раскрытыми огнеподобными крыльями. Этот же возвышенный символ в 1932 году в ином художественном воплощении мы находим в картине Н.К. Рериха София - Премудрость Божия : над тёмным силуэтом города в небе в языках пламени на летящем коне величавая фигура Божественной Софии, увенчанной короной Высшей Власти. В простёртой над землёй деснице - Свиток Священного Знания. От композиции как бы исходит зовущая и возносящая сила.
Такою зовущей возносящей силой как раз и были творчество и жизнь Николая Константиновича, источник же этой силы он обрёл ещё в России, в Петербурге, в университете. Добрые воспоминания Рериха о преподавателях предреволюционного, революционного и последующих призывов : профессоре, академике П.К. Коковцове, приват-доценте Г.В. Вернадском, приват-доценте Л.П. Карсавине, профессоре Б.В. Фармаковском, профессоре, академике Е.В. Тарле и ряде других свидетельствуют о том, что до конца своих дней Н.К. Рерих не терял связи с университетом, любил его. Да и университет в лице А.Д. Александрова, В.В. Струве, Д.С. Лихачёва, А.Д. Столяра, Л.А. Вербицкой, В.Н. Трояна, И.В. Мурина, С.Н. Иконниковой, Н.Я. Олесич, А.Н. Кирпичникова, Е.А. Рябинина, Г.С. Лебедева, Р.Г. Баранцева, Ю.А. Ендольцева, И.Л. Тихонова и многих-многих других, не забывал и не забывает своего выдающегося выпускника, способствует распространению рериховских идей о Культуре, о воспитании Прекрасным, о духовных сокровищах России и стран Востока, участвует в музеефикации рериховских мест в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Благодаря этому уже нынешние универсанты находят в творческом наследии Н.К. Рериха и его семьи неиссякаемый источник мудрости для совершенствования, самообразования и добротворчества.

2-4 октября 1996 года во Всероссийском Музее-квартире А.С. Пушкина на Мойке была проведена научная конференция Наследие семьи Рерихов в музеях и собраниях Петербурга , организованная под руководством доктора искусствоведения Елены Пантелеевны Яковлевой Отделом научной каталогизации Государственного Русского музея и инициативной группой сотрудников СПбГУ и МСССМ.

 

photo_5.jpg (10650 bytes)

на снимке: Николай Рерих в университетской форме. Фото Елены Мрозовской около 1897 г. из МСССМ

24 марта 1998 года в выставочном зале Ленинградского областного музейного центра этой же инициативной группой была организована юбилейная научная конференция Н.К. Рерих и Санкт-Петербургский университет . Конференция собрала не только специалистов - искусствоведов, археологов, культурологов, традиционно интересующихся жизнью и творчеством нашего великого соотечественника, но и представителей других университетских дисциплин и культурно-просветительских организаций, - всех тех, кто пожелал совместно отметить знаменательную дату: 100-летие окончания Николаем Константиновичем Рерихом университета.
Обращаясь с приветственным словом к участникам конференции, доктор С.К. Гангули, генеральный консул Индии в Санкт-Петербурге, отметил непреходящее значение наследия Н.К. Рериха: Пока на земле будут существовать две наши страны, Россия и Индия, имя Рериха не будет забыто. Это имя всегда будет первым в ряду тех, кто укреплял дружбу между нашими народами .

на снимке: Н.К. Рерих. Дневниковая запись о художественных разговорах (фрагмент). Ноябрь - декабрь 1898 г. Оригинал в МСССМ

Участников конференции приветствовал и Свами Джъетирупананда, представитель миссии Рамакришны в России. В его речи были такие слова: Университет может гордиться тем, что даёт такое образование. На примере Рериха мы видим, как оно позволяет достигать столь высоких результатов .
Большинство докладов, сделанных на упомянутых конференциях, были изданы. Специально для этого при поддержке Академической гимназии СПбГУ был подготовлен к печати первый выпуск ежегодного иллюстрированного научно-художественного издания Петербургский Рериховский сборник . На следующий год, после выхода под обложкой сборника первого тома книги Н.К. Рерих. Археология , это издание стало общеуниверситетским. В 2000 году на базе редакции Петербургского Рериховского сборника был создан Рериховский центр. Помимо издательской и выставочной деятельности, Рериховский центр инициировал в университете работу над проектом Музея-института семьи Рерихов. Завещанное Рерихами музейное дело утвердилось в alma mater Николая Константиновича.

РЕРИХОВСКИЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА является научно-издательским центром в структуре Издательства СПбГУ, созданным в 2000 году на базе Редколлегии научно-художественного издания Петербургский Рериховский сборник (далее - ПРС).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· проведение научных исследований в области рериховедения и других сферах науки и культуры, освещение его актуальных проблем и достижений;
· публикация материалов наследия семьи Рерихов, их современников и университетского окружения;
· подготовка и выпуск ежегодного научно-художественного издания Петербургский Рериховский сборник и его приложений;
· проведение ежемесячного культурологического семинара Петербургского Рериховского сборника ;
· организация и проведение образовательно-художественных выставок с применением современных компьютерных технологий;
· создание электронного архива наследия семьи Рерихов;
· организация конференций, семинаров, выставок и других мероприятий, способствующих достижению целей центра.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ реализуются в тесном сотрудничестве с Музеем-институтом семьи Рерихов, среди них:
· Наследие семьи Рерихов в архивах
- Санкт-Петербурга
- Москвы
- Европы
- США
- Индии
· Художественное наследие Н.К. Рериха в музеях и собраниях мира
· Н.К. Рерих - идеолог и организатор музейного дела
· Н.К. Рерих - литератор
· Н.К. Рерих - учёный
· Творческое наследие Е.И. Рерих
· Всемирная Лига Культуры
· Жизнь и творческое наследие Ю.Н. Рериха
· Художественное наследие С.Н. Рериха в музеях и собраниях мира.

 

ПРОЕКТ ЗНАМЕНИТЫЕ УНИВЕРСАНТЫ

Составной частью проекта является подготовка и выпуск многотомного издания Знаменитые универсанты. Золотая книга Санкт-Петербургского университета , посвященного 300-летию Санкт-Петербурга и университета. Издание будет содержать очерки о выдающихся питомцах университета. Среди них: граф А.А. Бобринский, князь С.М. Волконский, князь П.А. Кропоткин, С.Ф. Ольденбург, С.Ф. Платонов, В.И. Вернадский, Л.П. Карсавин, И.Ф. Стравинский, Н.К. Рерих, А.А. Блок, С.П. Дягилев, А.Н. Бенуа, П.А. Столыпин, А.Ф. Керенский. В рамках проекта также планируется:

· Ассамблея знаменитых универсантов и их потомков Из века в век на крыльях Славы ;

· Научно-практическая конференция Universitas urbi et orbi ,

· Сбор материалов о выпускниках университета и их потомках в России и эмиграции.

Автор и руководитель проекта - доктор исторических наук, профессор Нинель Яковлевна Олесич.

 

ИЗДАНИЯ:

Центр в сотрудничестве с МСССМ выпускает

· ежегодное научно-художественное издание Петербургский Рериховский сборник (с 1998 г.), в котором публикуются материалы из наследия семьи Рерихов и её окружения, современников и последователей, а также современные исследования по искусству, культурологии, археологии, естествознанию, генеалогии и другим областям современного знания, освещаются актуальные проблемы и достижения в области рериховедения. Редколлегия сборника проводит ежемесячный культурологический семинар (начиная с 1999 г., заседания семинара проходят каждую третью пятницу в СПбГУ);

· Приложение к Петербургскому Рериховскому сборнику (с 2000 г.);

· Труды ежегодной научно-практической конференции Рериховское наследие (с 2001 г.);

· Информационный бюллетень Наследие семьи Рерихов в музеях и собраниях мира (с 2002 г.).

 

ВЫСТАВКИ:

Центр совместно с Международной общественной организацией Центр Духовной Культуры (г. Самара) проводит в Северо-Западном регионе России художественно-образовательные выставки полноформатных репродукций (компьютерных копий) из музейных и частных собраний России, США и других стран.

Имеющиеся экспозиции:

· Фрески Эпохи Возрождения

· Мастера русского пейзажа

· Н.К. Рерих из музеев и собраний США

· Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха

· Живопись С.Н. Рериха из собраний Индии, США и России

· И.К. Айвазовский из собраний России и Армении

На базе центра планируется разработка учебно-методических материалов.

Первой публичной акцией Рериховского центра стала мемориально-художественная выставка Н.К. Рерих: из сердца Петербурга в сердце Азии , проходившая с 22 ноября 2000 г. по 13 января 2001 г. в Выставочном зале Музея истории университета, в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове. Художественная часть экспозиции была подготовлена Международной общественной организацией Центр Духовной Культуры (г. Самара), имеющей эксклюзивное право на изготовление при помощи современных компьютерных технологий полноформатных репродукций (компьютерных копий) произведений, принадлежащих Музею Н.К. Рериха в Нью-Йорке и ряду университетских и частных собраний США и других стран мира. В мемориальной части выставки экспонировались подлинные вещи семьи Рерихов из МСССМ. Эти уникальные экспонаты - автографы, рисунки, фотографии, книги, украшения, личные вещи, археологические находки - предоставила на выставку Людмила Степановна Митусова, всю жизнь хранящая наследие семьи Рерихов и преданность их идеям и заветам. Кроме этого, в экспозиции использовались воспроизведения графических работ Н.К. Рериха из Литературного сборника произведений студентов Императорского С.-Петербургского университета… (СПб., 1896) и фрагменты изданных в нём текстов на сюжеты, заимствованные из сокровищницы письменности Востока. По замыслу организаторов выставки, посетители могли, что называется, воочию убедиться в истоках давнего устремления художника к сердцу Азии , устремления, так счастливо поддержанного ещё в годы его учёбы в университете.
Изучив материалы выставки, каждый посетитель мог представить тот круг современников Рерихов, благодаря которым осуществлялось их общение с университетом в течение всей жизни. Этот круг включал представителей самых разных областей отечественной культуры - литераторов, музыкантов, учёных, просто любителей искусства и литературы как таковых, и в этом заключалась одна из самых характерных черт петербургских универсантов, студенчества и профессуры, да и самой постановки обучения в университете в конце XIX - начале XX века. Именно широта инициативы, отсутствие узкой заспециализированности науки, свободный доступ к разным проявлениям творческой деятельности определяли атмосферу, царившую в эпоху Серебряного века в университете. Выставка Н.К. Рерих: из сердца Петербурга в сердце Азии ещё раз показала, что духовно-нравственная основа обучения в стенах современного Петербургского университета не утрачена, сохраняется преемственность всех лучших культурных накоплений прошлого.
Выступления руководителей университета на открытии этой выставки 22 ноября 2000 года говорят сами за себя. Ниже они приводятся с некоторыми сокращениями по стенограмме из архива Рериховского центра СПбГУ.

на снимке: Л.А. Вербицкая, В.Н. Троян, И.Л. Тихонов и другие на открытии выставки Рериховского центра Н.К. Рерих: из сердца Петербурга в сердце Азии . 22 ноября 2000 г., Выставочный зал Музея истории СПбГУ

ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА ВЕРБИЦКАЯ (профессор, доктор филологических наук, ректор СПбГУ): Дорогие друзья, очень важно, что сегодня открывается такая выставка. Важно и потому, что для нас всех Н.К. Рерих - это выпускник Петербургского университета. Та фундаментальная подготовка, которую давал университет, позволяла человеку найти себя и в других областях. Вспомните: ещё один выпускник юридического факультета, ровесник Н.К. Рериха, Р.М. Глиэр стал прекрасным композитором, создал Гимн Великому городу , который дорог и сегодня городу и университету. Так и Н.К. Рерих, получив образование юридическое, стал художником и учёным-археологом, был таким удивительно разносторонним человеком. Вообще, это было как-то очень свойственно университету того времени. Недаром говорят, что сказать такой-то - профессор Петербургского университета значило сказать очень многое. Можно было ничего не добавлять. Профессор - значит человек, который всё прекрасно знает, разбирается в искусстве, литературе, тонко чувствует поэзию и при этом остаётся специалистом и в своей области. Поэтому сегодня, говоря о Николае Константиновиче, даже трудно сказать: кто он? Он и путешественник, и археолог, и художник, и писатель, и философ. В названии выставки отражены, наверное, два основных влияния на его творчество и его жизнь. Несомненно, что исконная основа его творчества всегда была русская, народная. И при этом ему были открыты ценности Культуры всех стран. Поэтому мы можем гордиться такими учениками.
Мне приятно видеть здесь сегодняшних наших студентов. Мы абсолютно уверены в том, что они тоже прославят Россию. Они прекрасные у нас - интересующиеся, раскованные, знающие, зачем они пришли в университет, и понимающие, что будущее их зависит от того, что они получат в университете. Поэтому сегодня у нас действительно прекрасный день, и мы очень рады тому, что скоро сможем увидеть на выставке .

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТРОЯН (профессор, доктор физико-математических наук, проректор СПбГУ по научной работе): Людмила Алексеевна много хороших слов сказала о выпускнике нашего университета. Действительно, добавить, наверное, сложно. Но вот я сегодня, увидев наших студентов, вспомнил, что первая рериховская выставка как раз прошла в мои студенческие годы. Это был 1960 год. В Эрмитаже впервые мы увидели Н.К. Рериха. На меня такое колоссальное впечатление произвела та выставка. Всё, что я увидел, было очень красиво, я никогда подобного раньше не видел. Я стал искать литературу, читать. И впервые узнал, что это действительно был выпускник нашего университета. Н.К. Рерих - это великий мыслитель, особый человек - человек Мира. По сути, он объединил в себе культуру и России, и Индии. И вообще объединил в себе те два начала, которые, казалось бы, не могут быть объединены: Восток и Запад. Этот удивительный сплав оказал решающее влияние и на живопись Рериха, и на его мировоззрение.
После той первой выставки в Эрмитаже, буквально через несколько месяцев, я попал в горы на Памир. Ведь сначала я подумал о картинах Н.К. Рериха: Это только прекрасное воображение художника , и вдруг, на Памире, я увидел эти краски. Я увидел этот восхитительный мир. И тогда я понял, что Рерих, действительно, сумел передать неповторимую реальность, которая есть на Земле, только мы о ней часто не знаем или даже не хотим знать… И вот это удивительное чувство сопричастности с таким великим художником и человеком осталось у меня на всю жизнь со студенческих лет, и очень бы хотелось, чтобы наша молодёжь, наши юноши и девушки, тоже прониклись этой удивительной красотой, прониклись философией Рериха, его любовью к людям и к нашей планете. Так что, дай Вам Бог, чтобы Рерих был с Вами также всю жизнь!


ПОПЕЧИТЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО
ФОНДА РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ

на снимке: В.Н. Троян. Фото СПбУ

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТРОЯН, профессор, доктор физико-математических наук, проректор Санкт-Петербургского государственного университета по научной работе (председатель Попечительского Совета). Три важных компонента, на которых держится будущее страны: образование, наука и культура. Если эти три элемента будут уничтожены, то России как великой державы в принципе не может быть. Это будет уже совсем другая страна: некий сырьевой придаток Европы или Америки, но уже не будет страны с той тысячелетней культурой, историей, с великими традициями, с теми научными школами, которые прославили Россию (29 июня 1998 г.).

БОРИС СЕРГЕЕВИЧ СОКОЛОВ, академик, советник Президиума Российской Академии наук, президент Международного Палеонтологического общества: Дорогие друзья, прежде всего поздравляю Вас с завершением всех официальных процедур, связанных с судьбой и дальнейшей разработкой Рериховского наследия во всех его формах. Санкт-Петербург исторически и по наследственному праву давно должен был занять самое достойное место в Рериховском движении в России и в мире. Принципом Рериховского наследия должна стать его неделимость и я глубоко надеюсь, что будет исключено какое-либо соперничество в этой области между Санкт-Петербургом, Москвой или Новосибирском, между Россией, Индией или США, между их музеями и институтами. Пишу об этом не без тревоги, так как знаю, что признаки такого соперничества существуют. Когда-то было сказано о Чюрлёнисе, что это целый континент в духовной жизни человечества . Тем более допустимо такое утверждение в отношении семьи Рерихов.

на снимке: Б.С. Соколов. Фото С. Новикова

Как воспитанник Санкт-Петербургского (Ленинградского) университета, я особенно рад той роли, какую взял на себя университет, возглавив новое культурное движение с полным пониманием, что Рериховское движение должно быть очищено от всего наносного и антинаучного. Для меня лично имя Н.К. Рериха прямо связано с университетом 1930-х годов. И самое удивительное: я пишу эти слова из тех самых Берёзок, где в самом начале XX века Е.И. Рерих с детьми проводила летнее время и откуда Н.К. Рерих ходил или ездил на лодке на раскопки, открытого им Лялинского городка - неолитической стоянки. Мы вспоминали со С.Н. Рерихом о Вышневолоцком крае не так уж задолго до его кончины.
Благодарю Вас, дорогие друзья, за оказанную мне честь и выражаю готовность принять посильное участие в работе Попечительского Совета (8-9 июля 2001 г.).

на снимке: Р.А. Григорьева. Фото Л. Мищенко

РЕНИТА АНДРЕЕВНА ГРИГОРЬЕВА, кинорежиссёр, лауреат Государственной премии СССР, премии имени А.П. Довженко, режиссёр и сценарист документальных и художественных фильмов Николай Рерих (1975), Праздники детства (1981), Говорит Москва (1986), Мальчики (1990) и многих других: Я приветствую создание Международного благотворительного фонда Рериховское наследие и учреждение Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. Готова всеми силами помогать в их работе. Несказанно рада, что во главе Рериховского наследия в родном городе Рерихов стал университет, alma mater Николая Константиновича. Как никогда актуальны его идеалы, воплощённые в творчестве и жизни. Пакт Рериха, Знамя Мира и рериховский девиз Мир через Культуру должны стать предметами изучения и практического применения как основа взаимоотношений между народами.
Николай Рерих был великим миротворцем. Его идея миротворчества сегодня необычайно своевременна - она должна стать основополагающей в наступившем тысячелетии. Это для нас сказано: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (2 октября 2001 г.).

на снимке: А.Б. Батурин. Фото Г. Шабловского

АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ БАТУРИН, член Союза художников СССР (1973), почётный член Творческого Санкт-Петербургского Союза художников (1998), первый лауреат премии им. искусствоведа Н. Пунина (1994). Хранитель традиций художественной школы В.В. Стерлигова, художник А.Б. Батурин своим творчеством связал несколько эпох в культуре XX века. В его приветствии в адрес фонда есть такие слова: Мои молодые годы освящены общением с ближайшим сотрудником Н.К. Рериха Степаном Степановичем Митусовым, в ленинградском доме которого я нашёл своих первых единомышленников в искусстве и жизни. Я приветствую Ваши начинания и готов содействовать деятельности Музея-института семьи Рерихов в художественном воспитании молодежи. По мере сил постараюсь помочь в отборе произведений для экспозиции современного искусства (1 октября 2001 г.).

Благодаря тому, что на всём протяжении ушедшего века наследие семьи Рерихов было для целого ряда деятелей культуры и исследователей Петрограда - Ленинграда - Санкт-Петербурга именно делом жизни , ныне НАШ ГОРОД - ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ МИРОВЫХ ЦЕНТРОВ РЕРИХОВСКОГО НАСЛЕДИЯ.

Здесь оно рассредоточено по десяткам музеев, архивов и частных собраний. Это прежде всего художественные произведения, археологические коллекции, книги, рукописи, документы, фотографии, мебель, личные вещи и, конечно же, многочисленные места, связанные с их жизнью и творчеством: дома, квартиры, мастерские, усадьбы… Всё культурно-историческое пространство Петербурга наполнено наследием рериховской семьи. Нет такого района в исторической части города, который бы не был так или иначе связан с Рерихами.
Одной из основных задач Музея-института семьи Рерихов является объединение всего этого уникального комплекса в стройную социокультурную систему на принципах сотрудничества, открытости, творческого поиска и просвещения.

Как уже упоминалось выше, по воле Рерихов, в состав экспозиции Музея-института в первую очередь должны войти художественные произведения, привезённые Юрием Николаевичем Рерихом из Индии в 1957 году, и предметы семьи Рерихов, сохранённые в МЕМОРИАЛЬНОМ СОБРАНИИ С.С. МИТУСОВА.
Краеугольный камень любого культурного построения - духовная преемственность и память поколений. Три поколения семьи Митусовых сохранили особо выделенную часть наследия семьи Рерихов и (что самое главное) высокое Поручение о том, когда, где и как этой частью наследия семьи Рерихов следует распорядиться.

на снимке: Л.С. Митусова

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА МИТУСОВА, последняя из представителей древнего дворянского рода, двоюродная племянница Е.И. Рерих, знавшая всех Рерихов, она в наши дни стала вдохновителем рериховского музейного дела в Санкт-Петербурге. И в этом она продолжила то, что заповедал ей отец, СТЕПАН СТЕПАНОВИЧ МИТУСОВ (1878-1942): Обязанность выполнения части заветов Николая Константиновича .

Чтобы понять истоки этой преемственности, необходимо перенестись в 80-е годы XIX века, когда были написаны строки из сочинения князя П.А. Путятина, процитированные выше.
В петербургском доме и в бологовской усадьбе князя Путятина прошли детские и отроческие годы Степана Митусова и Елены Шапошниковой, в замужестве Рерих. Первый был пасынком князя с четырёх лет, вторая приходилась племянницей супруге князя Путятина княгине Евдокии Васильевне. Неразлучный спутник моего детства - так ёмко охарактеризовала Елена Ивановна своего кузена спустя полвека. Действительно, они росли и играли вместе, читали одни книжки, учились у профессора И.А. Боровки в одной музыкальной школе. В 1922 году Елена Ивановна рассказывала своим ученикам о том, какие шалости они устраивали с Митусовым, за что их вместе примерно наказывали… В МСССМ сохранился уникальный парный фотопортрет Елены Ивановны и Степана Степановича в возрасте 12-14 лет. Чувствуется, как духовно близки друг другу эти подростки. На обороте детский автограф: Ляле от Стёпы …

на снимке: С.С. Митусов. Фото 1916-1917 гг. из МСССМ

Пришло время и именно через Степана Митусова, своего хорошего знакомого по университету, Николай Рерих познакомился с его кузиной. Митусов сыграл роль проводника к заветной цели, он объяснил Рериху, как лучше добраться до путятинского имения, где в то время, как и в предыдущие годы, гостила Елена Шапошникова. Произошло это летом 1899 года, о чём через сорок лет Николай Константинович записал в своём дневнике: Во время <…> раскопки, в Бологом, в имении князя П.А. Путятина я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость! Спустя два года после этой встречи состоялось историческое бракосочетание, столетие которого мы отмечаем теперь. Ещё через семилетие Рерих пригласил Митусова на работу в Рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств, где, вплоть до своего призыва в действующую армию в 1916 году, Степан Степанович выполнял обязанности помощника инспектора, секретаря канцелярии и руководителя хора. В советское время Митусов выполнял в Ленинграде ответственные поручения Рерихов. Он передал важные документы наркому просвещения А.В. Луначарскому и спас вещи семьи Рерихов, находившееся в их квартире на Мойке, перевезя их в свой дом. В 1920-1930-е годы Митусов являлся членом-корреспондентом некоторых культурных учреждений Рерихов за рубежом. При посредстве этих учреждений музыкальные издания США печатали его статьи.
Все, кто знал Митусова, свидетельствуют о нём как о разносторонней личности, выразителе самого духа петербургской художественной интеллигенции. Митусов был культурным продуктом своего времени, человеком эпохи Серебряного века , получившей название русского культурного Ренессанса , и в этом смысле ренессансным человеком. Только такому светлому, ищущему, творческому человеку можно было доверить судьбу наследия семьи Рерихов в Ленинграде.
Кратки, но весомы упоминания имени Митусова в литературном наследии Николая Константиновича. Например, в листе дневника Друзья (1937 г.) Рерих пишет: ...Стёпа Митусов всегда был живым звеном с музыкальным миром. В нём были заложены крупные музыкальные способности . В 1946 году, узнав о его смерти, Николай Константинович с горечью написал своему корреспонденту из гималайской долины Кулу: Печально письмо Ваше <…>. В каждой строке - печаль. Да и как иначе, когда и внешние и внутренние обстоятельства так тяжки. Из семьи Митусовых из семи человек в 1942-м осталось всего двое. А ведь не исключение такая гибель. Уже не увидеться здесь с нашим милым Стёпою .
Значительны мысли о Степане Степановиче в дневниках Елены Ивановны, где он упоминается под именем Кай . В МСССМ хранится первая книга Живой Этики Зов , на авантитуле которой это имя также запечатлено её чётким росчерком: Каю! . Возвышенные и чеканные записи Елены Ивановны свидетельствуют о высоком Поручении Степана Степановича: Нужное посылаю К<аю>. Также пасу будущих сподвижников (осень 1924 г.); К<ай> двигается, остаётся единственным помощником в деле сообщения русским… (16 января 1926 г.); …Кай может иметь значение. Кроме того, он был близок Урусвати [Е.И. Рерих]. Явите ему Моё желание быть ближе (19 января 1926 г.); Ручаюсь, можно дать Каю право быть представителем… (Москва, 18 июня 1926 г.).
Ю.Н. Рерих, уже в России, в конце 1950-х годов, однажды в разговоре с Л.С. Митусовой сказал: Я здесь одинок, мне так не хватает дяди Стёпы . Сохранилась фотография рабочего стола Юрия Николаевича, на котором среди других дорогих и нужных предметов и изображений, стоит фотопортрет Степана Степановича.

на снимке. С.Н. Рерих с супругой Девикой Рани Рерих в Мемориальном собрании С.С. Митусова. Ленинград, 1975 г. Слева направо - С.А. Ковалевская, неизвестная, А.В. Гнездилов, П.Ф. Беликов, Т.С. Митусова, Л.С. Митусова, Р.П. Сергиенко, В.М. Сидоров, Девика Рани Рерих, С.Н. Рерих, Р.А. Григорьева, О.Ф. Мартынов

Младший сын Рерихов, Святослав Николаевич, сказал замечательные слова о Митусове. В МСССМ бережно сохраняется фонограмма беседы С.Н. Рериха с Л.С. Митусовой и музыковедом Л.В. Казанской, состоявшейся 9 мая 1987 года, во время одного из его приездов в Россию. Святослав Николаевич говорил о деятельности Митусова в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств:
Степан Степанович в основе своей был очень талантлив. И это простиралось на музыку и затем на изобразительное искусство, так как он писал, рисовал - хорошо, я это знаю. <…> Он был прекрасным человеком, очень добрым, таким, как бы не от мира сего. Николай Константинович его любил очень. Так и все мы его любили .
Несмотря на то, что в настоящий момент МСССМ в основном систематизировано и вполне доступно исследователям, главные итоги его изучения ещё впереди. В наше время МСССМ получило вторую жизнь, став базовым мемориальным фондом при создании Музея-института семьи Рерихов.
По проекту этого учреждения часть мемориальной экспозиции со временем, когда создадутся необходимые условия, можно было бы разместить в квартире Н.К. Рериха на Мойке, 83, где он более 10 лет жил и работал. Это согласуется с волей Рерихов, о чём 10 июля 1959 года сёстрам Митусовым писал Юрий Николаевич: Планы музея в Ленинграде не оставлены. Большинство теперь за Мемориальный Музей в бывшей квартире на Мойке, 83. Видимо, так и будет .
Будет! Обязательно будет гореть очаг семьи Рерихов в их родном городе!

Удивительное и ответственное время переживаем мы, время выполнения заветов семьи Рерихов, касающихся их Родины - России. Перед нашим поколением стоит задача довершить давно начатое музейное дело и сохранить преемственность Рериховского наследия.
Музей-институт семьи Рерихов должен занять достойное место в пространстве Петербурга. С появлением такого музея в культурной столице России, городе знания и красоты, одном из крупнейших центров Рериховского наследия, создадутся предпосылки и для продолжения в новых культурно-исторических условиях той широкомасштабной деятельности, символом и выражением которой стали Знамя Мира и Пакт Рериха.

© Рериховский центр СПбГУ, 2001.

© МБФ Рериховское наследие , 2001.

© НУК Музей-институт семьи Рерихов , 2001.

Для участия в продвижении и реализации этого проекта приглашаем заинтересованных лиц, всех, кому не безразличны прошлое, настоящее и будущее российской петербургской культуры и науки.

АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ СООБЩЕНИЙ: 190000, Россия, Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 5, офис 19. Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, Международный благотворительный фонд Рериховское наследие , Рериховский центр СПбГУ.
Тел./факс (812) 315-72-10.

E-mail: roerich_center@pobox.spbu.ru ;
info@roerich-heritage.org

URL: http://www.spbu.ru/Science/Centers/RoerichCenter/
www.roerich-heritage.org
www.roerich-heritage.org/RUS/Museum.html

 

<<< назад

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

8 дата публикации: 26.01.2002