САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕРИХОВСКИЙ ЦЕНТР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ
МУЗЕЙ-ИНСТИТУТ СЕМЬИ РЕРИХОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Санкт-Петербург и Семья Рерихов:
сохраним преемственность

Санкт-Петербург
2001

Публикуется по одноименной брошюре, любезно предоставленной журналу
Рериховским центром Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Владимир Яковлев, губернатор Санкт-Петербурга:
Имя Николая Константиновича Рериха, выдающегося русского художникам и путешественника, археолога и философа неразрывно связано с Санкт-Петербургом, где он родился и прожил 43 года. Выпускник гимназии Мая, Петербургского университета и академии художеств, Н.К.Рерих стал одним из символов культуры рубежа XIX-XX вв.
Деятельность Н.К.Рериха и его семьи многообразна и широко известна во всём мире. Его Международный Пакт о защите объектов образования, науки, культуры и исторических памятников (Вашингтон, 1935г.) оказался выражением насущной необходимости новейшего времени и лёг в основу Межправительственной конвенции о защите культурных ценностей во время вооружённого конфликта (Гаага, 1954г.). Рериховская концепция культуры не утратила своей значимости и сейчас: она, опираясь на культурно-историческую традицию и духовное единение, придаёт положительный смысл глобальным мировым процессам.
Санкт-Петербург обладает значительным Рериховским наследием: в музеях, архивах, частных собраниях хранятся художественные произведения, документы и научные отчёты, личные вещи и мебель. В Изваре, бывшем имении матери Николая Константиновича, открыт небольшой музей. Установлены мемориальные доски. Однако музея семьи Рерихов в Петербурге нет.
Заслуги семьи Рерихов перед отечественной и мировой культурой столь велики и несомненны, что вопрос о создании музея является закономерным. Инициатива Санкт-Петербургского государственного университета, ставшего оплотом проекта создания в городе Музея-института семьи Рерихов, очень своевременна. Это может быть шагом в направлении беспристрастного научного подхода не только к оценке деятельности наших знаменитых земляков, но и продвижением к пониманию проблем синтеза разных областей творчества.

 

Л.А.Вербицкая, ректор Санкт-Петербургского государственного университета:
Более сорока лет перед нашим городом стоит вопрос о создании музея крупнейшего деятеля мировой культуры Николая Константиновича Рериха. Его мощный облик неотделим от Санкт-Петербургского университета, где Рерих обучался на историко-филологическом и юридическом факультетах, и памятью о котором очень дорожил. С самого детства его окружала университетская среда с её неповторимой атмосферой духовно-интеллектуальной раскрепощённости и истинного универсализма. В значительной степени университетским был круг друзей его отца К.Ф. Рериха.
Именно эта атмосфера, сочетавшая в себе основания твёрдой веры в Высшие принципы бытия и глубокого знания духовной традиции с обширными научными знаниями и творческой свободой, во многом и определила судьбу и руководящую идею всей жизни Николая Константиновича - идею Культуры как священного оплота человечества .
Выдающийся художник и путешественник, археолог и философ, писатель и общественный деятель, Рерих выступил организатором крупных международных культурных организаций в Америке, Европе и Азии. Он стал одной из самых заметных фигур того триумфального шествия российской культуры, которое в XX веке приобрело мировой масштаб. Именно он сумел вывести на международный уровень возросшие на петербургской почве идеи и опыт сохранения культурных ценностей, став основателем современного международного движения по охране объектов культуры, науки и образования (Пакт Рериха, Вашингтон, 1935 г.).
Однако не только творчество Рериха и всей его семьи, но и удивительная цельность этих людей, их любовь к Родине и бескорыстное служение искусству, культуре, знанию, благу всего человечества, как и наследие других подвижников общего блага, представляют для нас непреходящую ценность.
Санкт-Петербург является одним из крупнейших мировых центров наследия семьи Рерихов. Создание в нашем городе рериховского музея - не просто насущная необходимость, но и долг перед памятью и историей. Поэтому Санкт-Петербургский государственный университет стал инициатором и автором проекта создания в Санкт-Петербурге Музея-института семьи Рерихов как мемориально-художественного, научно-образовательного и информационного комплекса. Создание такого Музея-института должно стать шагом в восстановлении преемственности российских научных и культурно-исторических традиций и современных поисков в области науки, образования и культурного строительства.

на снимке: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих. 1908-1910. Фото из ГМИЛИКА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - РОДНОЙ ГОРОД РЕРИХОВ, здесь начиналось и крепло это уникальное созвездие устремлённых, творческих, ищущих душ. Николай Константинович родился под сенью Святых Апостола Андрея Первозванного и Николая Мирликийского - в доме на Университетской набережной, прямо напротив Никольской часовни, приписанной к Андреевскому собору, где Николая Константиновича потом крестили. Елена Ивановна пришла в мир под сенью величайшего Святого Руси Сергия Радонежского в доме на Сергиевской улице рядом с Сергиевским всей артиллерии собором, где затем её и крестили. Первый общий адрес Николая Константиновича и Елены Ивановны на Галерной улице явился одновременно и первым петербургским адресом детей Рерихов Юрия и Святослава.

на снимке: С.Н. Рерих и Ю.Н. Рерих в Крукети (Калимпонг, Индия)
1956. Фото из МСССМ

В этом году исполняется 100 лет со дня бракосочетания Рерихов (28 октября 1901 года по старому стилю). И в год столетия этой удивительной семьи на её родине учреждён Музей. По уставу Музея-института семьи Рерихов, первой и главной целью нового учреждения культуры является обеспечение преемственности в выявлении, сохранении и изучении наследия семьи Рерихов, их культурного окружения, современников, его научное и художественное освоение . Итак, преемственность Рериховского наследия - вот то, что прежде всего стремится утвердить в своей работе создаваемый Музей-институт.


МУЗЕЙ-ИНСТИТУТ СЕМЬИ РЕРИХОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ


МУЗЕЙ-ИНСТИТУТ СЕМЬИ РЕРИХОВ является некоммерческим учреждением культуры, зарегистрированным решением Регистрационной палаты Санкт-Петербурга от 11 мая 2001 года.
УЧРЕДИТЕЛЬ - Международный благотворительный фонд Рериховское наследие .
АВТОРЫ ПРОЕКТА: Санкт-Петербургский государственный университет (далее - СПбГУ), Международный благотворительный фонд Рериховское наследие .

КОНЦЕПЦИЯ:
Очевидная принадлежность Рерихов к российской, петербургской культуре диктует необходимость создания подлинно петербургского по духу музея. Основой концепции музея является рериховская идея о том, что Музей (в широком смысле) - это не только собрание предметов, имеющих художественную, историческую или какую-либо иную культурную ценность, это, прежде всего, Дом, Обиталище Муз всех родов и направлений человеческого творчества, их Союз как свидетельство духовного единства человечества и его внутренней устремлённости к усовершенствованию и творчеству, устремлённости к Прекрасному. Рериховский музей должен стать таким Обиталищем всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их (Н.К. Рерих). Учитывая многогранность жизни и универсальность творчества Николая Константиновича, Елены Ивановны, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича Рерихов, он представляется авторам проекта прежде всего в виде Музея-института, созданного в результате объединения духовных, интеллектуальных, организационных и материальных усилий и возможностей заинтересованных лиц и организаций. Проведение научных исследований, семинаров и конференций, выставок произведений и коллекций Н.К. Рериха - весь широкий спектр деятельности, связанной с увековечением памяти о художнике и его семье, будет осуществляться в реальном пространстве музея, его филиалах и научных базах.

СТРУКТУРА:
Экспозиционный отдел
- Мемориальная экспозиция
- Художественная экспозиция произведений Н.К. Рериха, С.Н. Рериха и мастеров Серебряного века
- Экспозиция произведений современного искусства
Научный отдел
- Историко-архивный сектор
- Искусствоведческий сектор
- Естественнонаучный сектор
- Восточный сектор
- Сектор философии и религии
- Сектор учёта и каталогизации
- Сектор экспертизы
- Научные лаборатории
Учебно-методический отдел
- Библиотека
- Фонды, архив
- Информационный отдел
- Международный отдел
- Общество друзей Музея-института
- Кино-, ТВ- и фотостудии
- Художественный салон
- Мастерские

МЕМОРИАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
посвящена петербургскому и последующим периодам жизни и творчества семьи Рерихов. В её основе - наследие семьи Рерихов, сохранённое в Мемориальном собрании С.С. Митусова (далее - МСССМ), в том числе:
- мемориальная мебель XVIII-XX вв. (15 предметов);
- живопись и графика (около 50 наименований);
- прикладное искусство (около 15 наименований);
- посуда (более 30 предметов);
- личные вещи (30 предметов);
- предметы каменного века (более 160 предметов);
- рукописи и документы (более 50 единиц хранения);
- фотодокументы XIX-XX вв. (более 100 единиц хранения);
- библиотека (около 100 книг);
а также:
- вещи, картины, документы и другие мемориальные предметы из частных собраний Петербурга;
- научно-вспомогательный документальный фонд Рериховского центра СПбГУ.

СОБРАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.К. РЕРИХА на момент учреждения Музея-института составляло 18 работ, сохранённых в МСССМ. В июне 2001 г. петербургский коллекционер и культуролог Валерий Витальевич Петров стал первым дарителем в истории Музея-института, передав для художественной экспозиции подлинников Н.К. Рериха три произведения из своей коллекции.

на снимке: Н.К. Рерих. Горный пейзаж. Альпы. 1906. Собрание Музея-института семьи Рерихов, СПб. Дар В.В. Петрова в 2001 г.

НАУЧНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ формируются при участии и поддержке Санкт-Петербургского государственного университета, что во взаимодействии с отраслевыми институтами Российской Академии наук, другими ВУЗами и музеями города обеспечит весь спектр направлений деятельности музея-института, позволит вести его работу на уровне современных достижений науки и музейного дела.

ПРОГРАММА СЕМЬЯ РЕРИХОВ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕТЕРБУРГА является базовой, в её реализации участвуют все подразделения Музея-института и партнёры. Консультант - Людмила Степановна Митусова, хранитель МСССМ.

ПРОГРАММА СЕМЬЯ РЕРИХОВ И ЕЁ ВРЕМЯ В ФОТОДОКУМЕНТАХ направлена на создание стационарных и передвижных выставок для культурных, образовательных и научных учреждений; издание сводного альбома Фотолетопись семьи Рерихов . Руководитель - доктор философских наук, профессор Светлана Николаевна Иконникова.

ПРОГРАММА ДЕРЖАВА РЕРИХОВ направлена на составление полной карты Рериховского наследия с учётом всех мест жизни и творчества семьи Рерихов, маршрутов их экспедиций, географии их переписки, основанных Рерихами научных и культурных учреждений, современного местонахождения художественных произведений Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, рукописных и печатных материалов всех членов семьи Рерихов, кинофотофонодокументов и собранных ими коллекций. Руководитель - доктор экономических наук, кандидат географических наук, профессор Кирилл Игоревич Новосельский.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ развивается в тесном взаимодействии с Рериховским центром СПбГУ.

ФИЛИАЛЫ, НАУЧНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ И БАЗЫ планируется создать как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах России, а также зарубежом. Среди них разрабатываются проекты:

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге осуществляет Международный благотворительный фонд Рериховское наследие .

В ПРОДВИЖЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ: Администрации городов Санкт-Петербург и Вышний Волочёк, Вышневолоцкого района, Комитет-300, Выставочное объединение РЕСТЭК, Международное Палеонтологическое общество, Русское Географическое общество, Российский институт истории искусств РАН, Международный фонд Восточный союз , Музей Николая Рериха в Нью-Йорке, АНО Культура новой эпохи (г. Вологда), МОО Центр духовной культуры , Издательский дом Агни (г. Самара), Санкт-Петербургские отделения Международной лиги защиты культуры и Международного центра Рерихов, Музей истории гимназии К.И. Мая, сотрудники других музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области, другие научные, общественные, культурно-просветительские учреждения и организации.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА РОССИИ, и мы уже привыкли вкладывать в это понятие представление о городе как источнике различных нововведений и установлений в области культуры, науки, образования, политики. Мы уже давно согласились с тем, что наш город - это своеобразная лаборатория российской политической и культурной жизни. Можно сказать, что Петербург соединил и воплотил в себе все творческие искания России последних столетий. И не только России. Стремление к всеобщности, всеединству, цельности, составляющие главную особенность российского менталитета, обрели в Петербурге зримое воплощение в эпоху небывалого расцвета отечественной культуры в XIX - начале XX века.
Проводя аналогию с эволюционными процессами в природе, процессы, протекавшие в тот период в науке, образовании, искусстве, в других сферах общественной жизни, можно было бы назвать, по В.С. Соловьёву, не только процессами развития и совершенствования, но и процессами собирания вселенной . Мы поражаемся широте взглядов, образованности, огромному творческому потенциалу и объёму совершённого деятелями культуры того времени. Их бескорыстное служение искусству, культуре, знанию сейчас кому-то может показаться странным, даже неправдоподобным. Неправдоподобной может показаться самая атмосфера, сочетавшая в себе основание твёрдой веры в Высшие принципы бытия и глубокого знания духовной традиции с обширными научными знаниями и творческой интеллектуальной свободой.
Известный коллекционер, археолог, знаток старины (в наше время сказали бы о нём одним словом - культуролог) князь Павел Арсеньевич Путятин так охарактеризовал своё время: Религиозные воззрения, одно время затемнённые, начали приходить к своей первоначальной чистоте. Люди поняли, что космогонические истины нигде так ясно не выражаются, изучение природы нигде так не поддерживается, как в основных книгах наших верований, и что истинная религия никогда не была против практического изучения сил природы. Прежняя нетерпимость, перешедшая было в фарисеев науки, сгладилась. Педантические взгляды, зависть к идее и к новым отраслям знаний, поддерживаемые клеветой и всякой ложью, притупили своё жало. Желание людей, слабых умом, повредить прогрессу подпольными интригами составляет теперь исключение. Словом, настало время, когда мы, взаимновспомоществуемые, смело можем идти по стезям мира и света, изучать всё, что есть нерешённого и неизвестного в живой всеобщей науке человеческой культуры .
Эти слова были написаны в конце XIX века через несколько лет после рождения Рерихов, они как бы предвозвещали их вхождение в удивительную эпоху российской культуры - в Серебряный век. При активной поддержке написавшего их князя П.А. Путятина, многих и многих других деятелей искусства и науки Рерихи начинали свой жизненный и творческий путь и выработали своё понимание Культуры как священного оплота человечества .
Ныне охрана культурных сокровищ во всём мире неразрывно связана с именем Николая Константиновича Рериха. Ко времени подписания знаменитого Пакта Рериха (1935 г.), развёртывания работ по его реализации, утверждения Знамени Мира как культурно-охранительного символа Рерих имел большой научный и организаторский опыт. И мы, петербуржцы, гордимся, что наш город стал колыбелью идейного вдохновителя международного договора, впервые так возвысившего и укрепившего в общественном сознании понятие Культуры.
Рерих говорит: Соприкасаясь с Культурой, мы менее всего нуждаемся в словах и более всего обязываемся к просвещенному действию. Не стеснять, не ограничивать, но следует прежде всего взаимно связать, сердечно откликнуться в огненности действия, в неутомимости, в мужестве, в возжжении сердец и в неустанном труде познавания во Благо Общее - это есть задача Культуры . Понятие всемирности не нуждается ни в каких объяснениях, ибо правда одна, красота одна и знание едино, и в этом не может быть никаких словопрений. Также и о слове Культура каждый образованный ум не будет спорить, ибо служение Свету, утончение и возвышение сердца общечеловечно .
Ещё в годы учёбы в Императорском Санкт-Петербургском университете Рерих изучал правовое положение художников Древней Руси под руководством профессора, историка юриспруденции Василия Ивановича Сергеевича. Неизгладимый след в памяти Рериха-студента оставили лекции профессоров-юристов А.Ф. Кони, Н.М. Коркунова, И.Я. Фойницкого. Вспоминал Рерих и ещё одного профессора-юриста - Василия Владимировича Ефимова: На государственном экзамене Ефимов, уже знавший моего Гонца , спрашивает: На что вам римское право, ведь, наверно, к нему больше не вернётесь? Был прав, но всё же история русского права и римское право остались любимыми . Несомненно, знания, полученные на юридическом факультете, пригодились Рериху, когда он формулировал положения международного договора о защите культурных ценностей.

на снимке: Главное здание университета ( Двенадцать коллегий ). Фото из Литературного сборника произведений студентов… (СПб., 1896)

Начиная с 1894 года, ещё до окончания Петербургского университета и Академии художеств, Николай Константинович руководил археологическими экспедициями по заданию Императорской Археологической комиссии и Императорского Русского Археологического общества - учреждений, призванных изучать и оберегать памятники. В 1898 г. его приглашают преподавать в Петербургский Археологический институт, где уже через год ему поручают работу по составлению археологической карты Санкт-Петербургской губернии, совершенно новую по тем временам акцию, целью которой было выявление и изучение памятников археологии с их последующей охраной. Эту работу Рерих организовал широко: во все концы губернии рассылалась составленная им специальная памятка, в которой предлагалось отмечать не только памятники археологии, но и объекты, имеющие общекультурное значение. Результатом стали десятки ответных писем сельских священников, земских учителей, исправников и просто неравнодушных к старине людей, описи памятников, составленные под руководством Рериха его коллегами по Археологическому институту.
Уже тогда Рерих столкнулся с правовой необеспеченностью культурно-охранительной деятельности, на себе испытал равнодушие официальных властей и оторванность значительной части учёных от реальных забот по защите памятников от разрушения. Поговорите с духовенством, поговорите с чиновничеством и с полициею, - писал Рерих в 1903 г. в статье По старине , - и увидите, какие люди стоят к старине ближайшими. Ведь стыд сказать: местная администрация, местные власти часто понятие не имеют об окружающей их старине. <…> Откуда же тут возьмётся здоровая почва? Откуда сюда придёт самосознание? <…> Старшее поколение, не имея в руках археологии русской, которая занимает своё место лишь за последнюю четверть века, мало знает старину; молодёжь почему-то считает старину принадлежностью стариков. И как выйти из этого заколдованного круга? Каким путём удастся нам полюбить старину и понять красоту её - просто неведомо .
Но Рерих не отчаялся, не смирился с заколдованным кругом безразличия и невежества, он продолжил борьбу. Вся его жизнь явилась ответом на поставленный им вопрос о путях к истинному пониманию ценностей Культуры.
В 1903-1904 гг. Николай Константинович и Елена Ивановна предприняли беспрецедентные по охвату художественно-археологические поездки по России. Впервые одним художником была создана живописная панорама культурных памятников Руси - более 90 произведений знаменитой Архитектурной серии .
В 1909 году, уже будучи директором Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств (ныне - Петербургское Художественное училище им. Н.К. Рериха), Н.К. Рерих стал одним из создателей Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, в последующие годы активно участвовал в совете этого Общества и в двух комиссиях - по реставрации Ферапонтова монастыря и по регистрации памятников старины в Санкт-Петербургской губернии. Последняя комиссия продолжила работу по составлению археологической карты Санкт-Петербургской губернии, начатую ещё в 1899 году. В документах комиссии, которую возглавил петербургский губернатор граф Александр Васильевич Адлерберг, понятие памятника искусства и старины ещё более расширилось. К числу таких объектов были отнесены: Курганы, городища, могильники и кладбища; Монастыри, церкви, часовни, придорожные кресты; Гражданские сооружения: общественные, дворцовые и частные; Поля сражений и памятники всех времен; Произведения изящных искусств и драгоценности; Церковная утварь, иконы, старопечатные книги, рукописи, грамоты и гравюры; Мебель и домашняя утварь; Предметы старинного вооружения, музыкальные инструменты, предметы роскоши и прочее , - по сути дела всё, чем жив дух человеческий .
В 1908-1915 годах Рерих становится соучредителем ещё нескольких культурных учреждений, таких как Общество архитекторов-художников и Общество возрождения художественной Руси. Он лично руководит организацией двух музеев - Допетровского искусства и быта при Обществе архитекторов-художников и Русского искусства при Императорском Обществе поощрения художеств. Уже тогда роль музеев в деле охранения культуры он считал решающей. Спустя годы об этом он записал: Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона - Дома Муз? Самоё понятие Музея он толковал расширительно. Для Рериха Музей - это не только собрание предметов, имеющих художественную, историческую или какую-либо иную культурную ценность, это прежде всего Дом, Обиталище Муз всех родов и направлений человеческого творчества, их Союз как живое свидетельство изначального духовного единства человечества и его внутренней устремлённости к усовершенствованию и творчеству, устремлённости к Прекрасному. И это понимание Николай Константинович вынес из так называемого петербургского периода , из петербургских музеев, петербургской строгости и петербургского гранитного простора…
Его старший сын, выдающийся востоковед, Юрий Николаевич Рерих, в историческом очерке о Пакте Рериха отметил: Проблема мира во всём мире, охрана памятников культуры человечества давно привлекали внимание Николая Константиновича Рериха. Об охране памятников в России он постоянно писал на страницах русской прессы. Перед лицом небывалых разрушений Первой мировой войны, перед картиной разрушения Лувена и Реймса он обращается к верховному командованию русских армий, призывая к охране культурного достояния на театре военных действий .
Таким образом, Пакт Рериха стал результатом напряжённого сорокалетнего труда художника и его единомышленников. Рерих сумел вывести на международный уровень возросшие на российской петербургской почве идеи и опыт сохранения культурных ценностей и соединить с опытом международным.
Как известно, все годы жизни за пределами Родины Рерихи предпринимали попытки вернуться домой. Удалось это лишь в 1957 году, уже после ухода из жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны, Юрию Николаевичу Рериху. Обосновавшись в Москве, заведуя сектором в Институте востоковедения Российской Академии наук, он продолжил музейное дело семьи Рерихов, посвятив огромную часть своих усилий устройству художественных выставок отца и организации Музея Н.К. Рериха в Ленинграде.
Будет по-нашему , - говорил Людмиле Степановне Митусовой в 1960 году о Музее в Ленинграде Юрий Николаевич. К тому времени он уже добился согласия Министерства культуры СССР на его создание. Шла интенсивная переписка, активное участие в подготовке Музея принимало Русское Географическое общество, другие организации. Подключились и ленинградские власти. Основу экспозиции должны были составить художественные произведения, вещи и документы из огромного собрания, привезённого Юрием Николаевичем в Союз, а также документы, мемориальные предметы, вещи и мебель из их бывшей квартиры на Мойке, сохранённые в Ленинграде семьёй Митусовых. Такова была воля самих Николая Константиновича и Елены Ивановны. Но внезапная смерть Юрия Николаевича помешала тогда довести дело создания Музея до конца. В 1970-80-е годы Святослав Николаевич Рерих продолжил работу по организации Музея, привлекая к этому прежде всего деятелей искусства и науки. Его обращения в Академию наук, Академию художеств и к ленинградским властям обеспечили сохранность фамильных вещей семьи Рерихов. Это помогло созданию Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре. Однако принципиально вопрос о Музее в Ленинграде оставался открытым.
В настоящее время в Петербурге реализуется проект создания в городе Музея-института семьи Рерихов, разработанный Санкт-Петербургским государственным университетом в сотрудничестве с Международным благотворительным фондом Рериховское наследие . Весной - летом 2001 года этот проект получил одобрение Администрации Петербурга, а также ряда научных и общественных организаций. Нынешний губернатор города Владимир Анатольевич Яковлев в августе 2001 года выразил свою поддержку в особом приветствии.
Так рериховские идеи возвращаются к своим истокам, восстанавливается генетическая преемственность в культурно-историческом пространстве самoй культурной столицы России. Настало время, когда и родной город, и родные стены Рерихов становятся достойным обрамлением прекрасной картины - всего многообразного творчества великой семьи.

 

далее >>>

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

8 дата публикации: 26.01.2002