Андрей ЮШКОВ[1]

 

ЧУТКОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА

 

Без всякого преувеличения можно сказать, что Павел Фёдорович был уникальным рериховедом, коему не было равных в нашей стране. (...) О таких деятелях, как он, надо знать и говорить[2].

Н. Д. Спирина

 

 

Вспоминая о Павле Фёдоровиче Беликове, Наталия Дмитриевна Спирина[3], близко знавшая его, в своём слове «О друге» писала: «Говорят, что время залечивает раны и помогает забыть пережитое горе; но так бывает не всегда. Не проходит боль утраты, не приходит забвение, когда тот, кого больше с нами нет, незаменим. Когда нужность его ощущается постоянно – в самых важных и насущных делах. Таким был и остался для нас Павел Фёдорович Беликов - верным другом, мудрым советчиком; человеком, с которым было хорошо работать и общаться, говорить и переписываться, радоваться и печаловаться. (...)

В личном общении он был простым, обаятельным и приветливым человеком, обладавшим большим чувством юмора, очень интересным собеседником, доброжелательным и терпимым к сотрудникам и суровым обличителем врагов Света и Знания, которых он отлично распознавал под всеми их многообразными личинами. Причём, он был всегда объективен в своих оценках и обосновывал их на критериях Живой Этики. (…)

В прошлом, когда у нас о Рерихе ещё почти ничего не знали, он проложил путь к изучению его жизни и творчества, приблизил его к нам»[4].

Павел Фёдорович Беликов родился 29 июля 1911 года в городе Нарва в Эстонии. С молодых лет его привлекали философия, литература, искусство, а работать ему довелось грузчиком, ткачом, помощником мастера на прядильной фабрике. Затем получил образование в Ленинграде. С 1932 года принимал деятельное участие в литературных организациях, выступал с докладами, печатался в местных газетах и журналах, давал библиографические обзоры советских книг. С 1937 года - возглавил представительство советской книги в Эстонии - «Международная книга».

Будучи по характеру работы в курсе советской научной востоковедческой литературы, высылал Н. К. Рериху и его сыну Юрию Николаевичу в Индию заказанные ими книги. Неожиданно получил от Николая Константиновича письмо. Так началось их многолетнее и плодотворное сотрудничество.

Много лет спустя Павел Фёдорович писал: «Большой, не знающий предубеждений ум, целеустремлённость, вера в людей, необычайная организованность, участливость и внимание к человеку совмещались в Рерихе с громадной творческой силой и широчайшим, как теперь говорят, "комплексным" охватом происходящих в мире событий. Увидеть в малом большое и не потерять в большом малое - это было какое-то особое свойство Рериха, которое я лично испытал на себе. Ведь ему было за шестьдесят, а мне только 25 лет, когда мы интенсивно переписывались. Он был художником, учёным и культурным деятелем мирового масштаба, я же только что вступил на самостоятельный жизненный путь. И, давая мне очень многое, он ни разу не дал почувствовать различие наших положений»[5].

Сам Павел Фёдорович в своей жизни следовал примеру Николая Константиновича. «В нём была удивительная черта, особенность его характера, - он не прятал свои материалы, собранные десятилетиями, он их предоставлял каждому, кто ими интересовался, делал это охотно, доверчиво, искренне, - писал известный журналист Евграф Кончин. - Я чрезвычайно ему благодарен за помощь, за то, что он, пожалуй, первый открыл мне Рериха. Я благодарен судьбе, которая дала мне возможность познакомиться, с замечательным человеком...»[6] Об этих же прекрасных качествах Павла Фёдоровича Беликова писала Н. Д. Спирина: «Все наши проблемы, нужды и дела находили незамедлительный отклик у Павла Фёдоровича. Он безотлагательно откликался на наши запросы и, имея огромный житейский опыт и знания, подавал всегда помогавший нам мудрый совет. Он щедро делился своими обширными и точными знаниями всего, что касалось Николая Константиновича Рериха и его наследия»[7] .

Ещё с середины 1930-х годов его основные интересы сосредоточились на творчестве, культурной и общественной деятельности Н. К. Рериха. Павел Фёдорович становится одним из организаторов Рериховского Общества в Таллинне, начинает собирать материалы о жизни и творчестве семьи Рерихов, ведёт обширную переписку. «В настоящее время архив, собранный П. Ф. Беликовым, составляет около 4-х тысяч документов, статей, фотографий, отображающих с наибольшей полнотой творческую деятельность семьи Рерихов»[8]. Благодаря  самоотверженному «труду, энергии и мужеству ему удалось, с немалым уроном[9] - в застойные времена - издать книгу о Николае Рерихе в серии "Жизнь замечательных людей", которая до сих пор является главным пособием для изучающих жизнь и творчество этого великого художника и мыслителя»[10]. Впоследствии эта книга была переведена на бенгальский, непальский, румынский и литовский языки. «Павел Фёдорович написал также немало прекрасных статей о Рерихах и начал уникальный труд по созданию духовной биографии семьи Рерихов. То, что этот труд остался незавершённым, - огромная потеря для нас. Но и то, что он успел сделать, принесло благие плоды»[11].

Незадолго до своего ухода Павел Фёдорович писал Н. Д. Спириной: «Продолжаю работу над "Духовной биографией Рериха". Больше 200 страниц уже написано, а задумано страниц на 500. Работа требует сосредоточенности»[12]. Следует отметить, что в этот период, вследствие болезни, некоторое время ему пришлось писать левой рукой, но он мужественно преодолевал недомогание. При этом ему нужно было отвечать на многочисленные письма, которые шли со всех концов света, из музеев и обществ имени Н. К. Рериха в США, Великобритании, Франции, Индии.

В своё время Павел Фёдорович консультировал создателей документального фильма о Рерихе на киностудии «Киевнаучфильм» (режиссёр Р. Григорьева), а также оказал огромную помощь в создании в 1982 году ещё одного фильма о Рерихе (режиссёр Ю. Белянкин). Автор сценария этого фильма - Виктор Жданов - вспоминал об этом: «Поначалу была не смелость, а робость. Чувство известной уверенности пришло позже, после многих встреч с интереснейшими людьми, так или иначе связанными с Рерихом. Одним из них был Павел Фёдорович Беликов... Мы встретились с ним, к сожалению, поздно, когда он был уже тяжело болен. Но его советы всё-таки дали нам очень много, и хотя он не смог непосредственно участвовать в работе над фильмом, в титрах стоит его имя, как консультанта» [13].

Мне посчастливилось общаться с Павлом Фёдоровичем с середины 70-х годов, во время его приезда в Новосибирск на «Рериховские Чтения», и во время моих приездов к нему в Козе-Ууэмыйза (Эстония), а также и по переписке. Познакомила нас Наталия Дмитриевна.

В нём, наряду с другими прекрасными качествами (устремление к Высшему, находчивость, подвижность и др.), было ещё одно ярко выраженное качество - чуткость сотрудничества. И так же, как в своё время Н. К. Рерих по отношению к нему, сам Павел Фёдорович по отношению ко мне, тогда достаточно молодому человеку, «ни разу не дал почувствовать различие наших положений».

Кроме непосредственно рериховской, нас объединила тема творчества в самом широком смысле, которая была ему тоже очень близка. Павел Фёдорович был глубоким знатоком литературы, философии, живописи; он потрясающе читал стихи, обнаруживая богатейшую эрудицию, в том числе, - в знании мировой поэзии. Павел Фёдорович открылся мне не только как уникальный исполнитель, но и как слушатель поэзии.

Слушая исполнение стихов и песен, он, неизменно закрыв глаза, всем существом отдавался восприятию, глубоко переживая каждое мгновение и каждый нюанс исполняемого, иногда слегка покачиваясь в такт и решительно кивая, как бы утверждая тот или иной мыслеобраз, что очень усиливало творческую атмосферу, тем более, что во всём этом не было ни тени искусственной экзальтации, но было глубоко, серьёзно и убедительно. Рядом с ним всегда ощущалось присутствие того Высокого и Значительного, что присуще только истинной духовности.

Чутко и бережно поддерживая искру творчества в собеседнике, Павел Фёдорович щедро делился своим духовным опытом. Так в одном из писем ко мне, давая тончайший сопоставительный анализ стихотворений Николая Гумилёва и Иннокентия Анненского на тему творчества, он открыл для меня ещё одно замечательное, но, к сожалению, малоизвестное явление в поэзии - творчество Б. Тагго-Новосадова. Павел Фёдорович писал: «Борис Тагго-Новосадов - очень талантливый поэт. Был хорошим моим знакомым и другом. К сожалению, умер рано, в расцвете творческих сил. В Таллинне было издано только два его сборника. У меня имеются некоторые его неопубликованные стихи. Вот одно из них, написанное в 1937 году:

 

Пусть Музы губят наши чувства,

Пусть это - отблеск, а не свет.

Но ничего на свете нет

Святее тайного искусства.

 

Овладевая вещей речью,

Слагать певучие стихи

И претворять свои грехи

Во что-то свыше-человечье.

 

Во что-то без причин и цели,

Во что-то данное Богам,

Во что-то равное громам,

Или пастушеской свирели[14] .

 

…До конца своих дней Павел Фёдорович переписывался со Святославом Николаевичем Рерихом и неизменно сопровождал его в поездках по нашей стране. Павел Фёдорович начал работу над книгой о жизни и творчестве С. Н. Рериха, но, к сожалению, не успел её закончить. В одном из писем к Беликову С. Н. Рерих писал: «Я очень ценю Ваши мысли и Ваш труд. Ваш подход к моему искусству правилен именно потому, что Вы мыслите свободно и глубоко и Вы видите гораздо больше, нежели многие так называемые критики»[15].

Несмотря на многоплановость своей деятельности (обширная переписка, редактирование объёмных рукописей и др.), Павел Фёдорович очень многое предусматривал и старался извлечь из всех обстоятельств максимальную пользу для общего дела. Так, сознавая особое предназначение Сибири для будущего и её мощный культурный и научный потенциал, Павел Фёдорович приложил немало усилий для пробуждения у сибиряков глубокого интереса к научно-философскому и художественному наследию семьи Рерихов. Он был неизменным участником и организатором «Рериховских Чтений» в Новосибирске. Большой интерес представляет многолетняя переписка Павла Фёдоровича с Наталией Дмитриевной Спириной. Так, он писал ей по поводу очередного издания сборника «Рериховских Чтений»: «Ещё одна строка вписана Новосибирцами в летопись деятельности Н. К. [Рериха]. Хвала им и честь за преданность делу Н[иколая] К[онстантиновича]. Уверен, что и в дальнейшем будет так же!»[16]

Как актуальны сейчас слова П. Ф. Беликова: «Каждый век имеет свои задачи и свой собственный ключ к Необъятной Истине. О прошлом надо знать, но прошлым нельзя жить»[17]. «Наша эпоха принесла осознание реальности необъятного мирового пространства. (...) Но чем заполнит это пространство человек? Прекрасным!»[18] . «Мы иногда забываем, что в широком народном понимании искусство есть, прежде всего, Красота»[19]. «...Путь в Космос идёт через познание Красоты, а ключами от врат Беспредельности является человечность»[20]. «Народное творчество показывает, что народ ждёт от искусства не только той реальности, которая его окружает, но и той, которой ещё предстоит себя окружить. В народе заложена перспектива будущего. Он в существе своём бессмертен»[21]. «Неомрачаемая радость свободного труда - это будущее, слагаемое нашими руками»[22] . «Каждый день зовёт к решению неотложных задач. Исполненная неотложность наполняет чашу жизни и творит земной подвиг. (...) ...Было указано: "Руками человеческими"... Поможем Руке Помогающей»[23].

 

29 июля 1998г. - 29 июля 2011г.

 

Примечания:

[1] Упоминания П. Ф. Беликова - об авторе (А. П. Юшкове) - см. в издании: «Непрерывное Восхождение», Т.2, ч.2. Москва, 2003. С.318, 319, 333, 550.

[2] Спирина Н. Д. Отблески, 1991. Екатеринбург, 1997. С.17.

[3] Спирина Наталия Дмитриевна (04.05.1911 - 10.12.2004):

- поэт, прозаик, автор неоднократно переиздававшихся сборников стихов «Капли», «Перед Восходом», а также книг «Сказы», «Жизнь без смерти», «В Стране, где всё возможно» (повесть-сказка), «Отблески» (тематические сборники очерков, докладов и бесед) и т.д.; за издание художественного альбома «Весть Красоты» (со стихотворениями Н. Д. Спириной, созданных ею - под впечатлением от картин Н. К. Рериха, и, - с репродукциями этих картин) - издательство Сибирского Рериховского Общества (СибРО) - удостоено почётного диплома лауреата конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года» (1997 г.) - «…за изящество, художественный вкус и высокий издательско-полиграфический уровень»;

- известный рериховед, ученица Б. Н. Абрамова - ближайшего ученика Н. К. Рериха;

- основоположник и вдохновитель-организатор (совместно с академиком А. П. Окладниковым) и постоянный участник традиционных научно-общественных конференций «Рериховские Чтения», проводимых СибРО совместно с Сибирским отделением РАН с 1976 г.;

- Основатель и почётный Председатель Сибирского Рериховского Общества;

- главный редактор художественно-иллюстрированного журнала «Восход» (ранее - «Перед Восходом» и «На Восходе»);

- вдохновитель-основоположник и идейный руководитель строительства первого в России Азиатской уникального общественного Музея Н. К. Рериха в г.Новосибирске (строительство велось СибРО - на добровольные пожертвования - методом народной стройки). В 2000 году СибРО было удостоено Диплома и Большой Золотой медали «Сибирской Ярмарки» в номинации «Лучший объект показа Сибири» - за создание Музея Н. К. Рериха. В 2001 году Музей был включён Представительством Президент РФ в Сибирском Федеральном округе - в Атлас культурных проектов «Золотые россыпи Сибири»;

- представительская информация о Н. Д. Спириной включена в издание «Кто есть кто в Новосибирске» (Новосибирск, 2006 г. С.234) - о Почётных гражданах и выдающихся деятелях города.

[4] Спирина Н. Д. Отблески, 1991. Екатеринбург, 1997. С.17.

[5] Утренняя Звезда. Альманах МЦР. М.,1997.С.189-190.

[6] Там же. С.186.

[7] Спирина Н. Д. Отблески, 1997. С.17.

[8] Рериховские Чтения. (Материалы конференции). Новосибирск, 1983. С.3.

[9] Книга была издана со значительными сокращениями.

[10] Спирина Н. Д. Отблески, 1991. С.17.

[11] Там же.С.17.

[12] Из письма П. Ф. Беликова к Н. Д. Спириной от 04.08.1981. Архив Н. Д. Спириной.

[13] О прошлом память сохрани... // Сборник сценариев док. телефильмов. М., 1984. С.23.

[14] Из письма П. Ф. Беликова к А. П. Юшкову от 20.11.1979.

[15] Рериховский вестник. Январь - декабрь, 1990. С-Пб-Извара, 1991. С.17.

[16] Из письма П. Ф. Беликова к Н. Д. Спириной от 12.08.1980. Архив Н. Д. Спириной.

[17] Из письма П. Ф. Беликова к Н. Д. Спириной от 04.05.1979. Архив Н. Д. Спириной.

[18] Беликов П. Ф. Красота - закон творчества // Рерих С. Н. Свет искусства. M., 1994. С.16.

[19] Там же. С.15.

[20] Там же. С.16.

[21] Там же. С.7.

[22] Рериховский вестник. Январь - декабрь, 1990. С.10.

[23] Держава Рериха. М., 1994. С.331-332.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

46 дата публикации: 13.07.2011