В. Г. Семёнова,
главный библиограф ГРДБ

 

НОСИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

Павел Фёдорович Беликов (1911-1982)

01  02

 

Есть множество определений библиографии: канонических, вошедших в учебники, и неканонических. Среди последних особой популярностью у библиографов пользуется то, которое дал академик Д. С. Лихачёв: «Библиография - удивительная область деятельности: она воспитывает абсолютную точность, эрудицию и основательность, основательность во всех смыслах. Без неё не могут развиваться не только литературоведение, искусствоведение, языкознание, история, но и любая другая наука. Это почва, на которой растёт современная культура» (1). А посему, провозглашает академик: «Слава библиографическим трудам и слава библиографам!» (2)

Прекрасные слова! Но сегодня у многих библиографов они оставляют в душе чувство горечи. Всегда ли библиографические пособия помогали росту культуры? Разве не было среди них и таких, где рекомендуемые книги содержали, выражаясь словами Н. К. Рериха, «глубочайшие целые океаны ложных измышлений, в большинстве сознательно направленных ко злу»? (3) Самый яркий пример - библиографическая «Лениниана», которую ещё до недавнего времени считали выдающимся достижением советской библиографии.

А можно ли было в условиях идеологической цензуры создать достойный библиографический труд по другим темам и видам литературы? Ведь любой указатель при veto, например, на труды авторов русского зарубежья, диссидентов - отечественных и зарубежных - был бы заведомо неполным, односторонним... Это сейчас мы получили возможность вести «всемирный отбор лучшего, сознательного, просвещённого» (4), а ведь каких-нибудь семь лет назад советский библиограф даже не смел и мечтать об этом. И всё-таки вопреки цензуре и «железному занавесу» появлялись библиографические труды, авторам которых не пришлось бы краснеть перед потомками.

Н. К. Рерих называл Культуру почитанием Света, а тех, кто своими трудами - большими или малыми - не давал погаснуть этому Свету, - Носителями Культуры. Это определение очень точно характеризует деятельность Павла Фёдоровича Беликова - собирателя и исследователя материалов об уникальной семье Рерихов.

В 1968 г. Павел Фёдорович опубликовал фундаментальную библиографию литературных трудов Николая Константиновича Рериха. (5) Увы, эта работа, признанная специалистами - философами, филологами и искусствоведами, осталась не замеченной нашим библиографоведением. Позднее, в самых разных изданиях, Павел Фёдорович поместил списки трудов Н. К. Рериха и литературы о нём.

Рассказ о библиографических работах П. Ф. Беликова невозможно вести в отрыве от биографии их создателя. Без этого мы не поймём во всей полноте их значения для культуры, не постигнем, отчего они отмечены печатью такого высокого качества и красоты, не узнаем, как возникла приверженность исследователя именно к этой теме научного поиска, почему он посвятил себя служению делу Рерихов?

Да, «людей неинтересных в мире нет...». Но есть особенные судьбы, знакомство с которыми вызывает постоянное удивление. Именно такой и была судьба Павла Фёдоровича Беликова. Разве не удивительно, что исследователь, чьё имя пользуется почётом в среде рериховедов, не имел никаких научных степеней и званий и не работал в научных учреждениях? Грузчик, ткач, помощник мастера на прядильной фабрике, работник торговой фирмы, бухгалтер - вот список основных профессий П. Ф. Беликова. Своей исследовательской деятельностью, равной по масштабу деятельности целого института, он занимался до выхода на пенсию на досуге, не получая субсидий и помощи от государства.

Среди счастливых обстоятельств, способствовавших сближению безвестного интеллигента с известным на весь мир мыслителем и художником, немалую роль сыграло место жительства. Павел Фёдорович родился 29 июля 1911 г. в Эстонии, туда же вернулся в 30-е гг., получив образование в Ленинграде. Жизнь его в Таллинне, насколько это можно судить по скупым биографическим материалам, опубликованным в печати, мало чем отличалась от жизни других молодых людей, которым самим приходилось добывать себе средства к существованию. Работа, которой приходилось заниматься ради куска хлеба, не могла удовлетворить любознательного юношу, испытывавшего тягу к философии, искусству и литературе, по-рыцарски влюблённого в книгу. С 1932 г. Павел Фёдорович вхож в литературные организации Эстонии. В местных газетах появляются его публикации, в том числе - отзывы о книгах и библиографические обзоры. Но только в 1937 г. отчасти исполняется его мечта о профессии, связанной с литературой: он возглавляет представительство советской книги в торговой фирме "Международная книга". Как ни трудно складывалась судьба П. Ф. Беликова, всё-таки он был счастливее своих ровесников, живущих в России: над ним не было идеологического диктата, никто не запрещал ему читать книги, изымаемые из библиотек той страны, «где так вольно дышит человек». Недогматическое мышление помогло ему воспринять и философские идеи Рериха.

Но прервём ненадолго рассказ о П. Ф. Беликове и перенесёмся в Индию, где в конце 20-х гг., вернувшись из экспедиции по Центральной Азии, обосновалась семья Рерихов. В местах своего пребывания Н. К. Рерих оставлял музеи и культурные центры. Верен себе он был и в Индии. В 1928 г. он создал небывалое в истории научное и культурное учреждение - Гималайский институт научных исследований «Урусвати». Как вспоминал академик И. Л. Кнунянц: «Институт вёл очень интересную и важную работу: организовывал комплексные научные экспедиции и археологические раскопки, изучал языки и культуру народов Центральной Азии. Работала биохимическая лаборатория с отделом изучения рака. Был составлен первый в мире атлас тибетских лекарственных трав. Проводилось исследование космических лучей в высокогорных районах. Институт обменивался научной информацией с различными научными учреждениями Европы, Азии и Америки. Из советских учёных с институтом сотрудничал выдающийся советский ботаник и генетик Николай Иванович Вавилов...» (6)

С полным правом сотрудником этого института можно назвать и Павла Фёдоровича Беликова, ставшего комплектатором библиотеки Рерихов. Их постоянно интересовала советская литература, особенно работы востоковедов. Но из-за препятствий, чинимых британскими колониальными властями, библиотеку приходилось комплектовать в основном во Франции и Прибалтике. Была и ещё одна причина избегать прямых контактов с родиной: опасение за жизнь своих адресатов. И опасение это было не беспочвенным. Так, за переписку с Рериховским центром в Нью-Йорке был арестован ученик Н. К. Рериха художник-космист Б. А. Смирнов-Русецкий.

Книги из Прибалтики в адрес института высылали члены общества имени Н. К. Рериха в Латвии, а также "Международная книга" в Эстонии, где заказы выполнял П. Ф. Беликов, ставший к этому времени знатоком восточной литературы. Это сотрудничество началось в 1938 г., когда Н. К. Рерих обратился с просьбой найти книгу Поппе «Грамматика монгольского языка», изданную в том же году в Ленинграде. П. Ф. Беликов выполнил заказ и предложил свои услуги по ознакомлению с советской научной литературой. Николай Константинович ответил согласием и приложил список разыскиваемых им книг.

«Потом мы начали переписываться и с Юрием Николаевичем Рерихом. А встретились через 20 лет, когда, уже в 1957 году, я позвонил Юрию Николаевичу по его московскому телефону. Он сразу назвал меня по имени и отчеству, спросил, где я нахожусь и не могу ли сразу к нему приехать. Через полчаса я был возле дома на Ленинском проспекте, где он жил. Юрий Николаевич уже ждал меня и проводил в кабинет. В кабинете, заставленном книжными полками, царил полумрак, горела лишь настольная лампа на большом письменном столе. Показав на полки с книгами, Юрий Николаевич сказал:

- Чувствуйте себя как среди старых знакомых - среди книг много тех, которые Вы посылали мне». (7)

Около пяти тысяч книг из этой библиотеки после смерти Ю. Н. Рериха были переданы в Институт востоковедения, где он заведовал сектором. Библиотека мемориального кабинета послужила потом ученикам Ю. Н. Рериха для написания работ по истории и культуре Востока, вошедших в сборник, посвящённый памяти учёного. Разве не позавидуешь, читая эти строки, П. Ф. Беликову?! Разве не хотелось каждому библиотекарю быть причастным к приумножению знаний?!

Если бы великое служение Павла Фёдоровича семье Рерихов заключалось только в пересылке книг, то и за это ему стоило бы высказать признательность и благодарность. Но на этом оно не ограничилось. Переписка с Н. К. Рерихом положила начало духовному росту Павла Фёдоровича, помогла найти цель жизни: стать распространителем его идей. В Риге общество Рериха создало музей его имени, насчитывавший в своём собрании около сорока пяти картин художника, издавало его философские произведения, научно-художественные сборники «Мысль» и «Литературные записки», в 1939 г. выпустило большую монографию о нём. Н. К. Рерих помог Павлу Фёдоровичу связаться с латвийским обществом. Узнав о его деятельности, Беликов загорелся идеей основать подобное общество в Эстонии, стал искать единомышленников в среде интеллигенции. На себя он взял очень трудное и ответственное дело - сбор по всему миру материалов и документов о семье Рерихов.

Но деятельности поклонников искусства и философских взглядов Н. К. Рериха в Эстонии помешала война, а затем - сталинщина. Когда-нибудь будет написана подробная история советского рериховедения, и мы узнаем о подвиге тех, кто не отрёкся от Учителя, продолжал хранить и изучать его наследие. Да, в тех условиях это было подвигом. Как тут вновь не вспомнить Н. К. Рериха! «...Лишь подвигом, - писал он в черновых записках к очерку «Пламя», - движима русская жизнь. И подвиг самый непреложный - подвиг народного просвещения. Культ самовластья, тирании, культ мёртвого капитала может смениться лишь светлым культом знания..." (3. С. 260.)

Эти слова оказались пророческими - как только рухнул культ личности, появилась и возможность открыто изучать наследие Рериха. И среди первых работ, посвящённых Н. К. Рериху, были работы П. Ф. Беликова.

В 1967 г. журнал «Наш современник» поместил большую подборку «Листов дневника» Н. К. Рериха, которую П. Ф. Беликов подготовил в соавторстве с В. Нечаевым. В следующем году в авторитетном научном издании - «Ученых записках Тартуского государственного университета» - были опубликованы две работы: «Рерих и Горький» и «Библиография трудов Н. К. Рериха». Кто бы мог подумать, что автор этих работ - главный бухгалтер отделения «Эстсельхозтехники», находящегося в посёлке Козе-Ууэмыйза, куда Павел Фёдорович переехал в 1961 г. из Таллинна?!

Труд подобного масштаба появился у нас впервые. Составитель выявил и систематизировал обширные литературные публикации Н. К. Рериха. Достаточно сравнить эту библиографию с подобной библиографией на английском языке (8), чтобы оценить сделанное П. Ф. Беликовым. Если в зарубежной библиографии учтено только двадцать изданий, то у П. Ф. Беликова их 30, а кроме того, им выявлено 48 произведений, не вошедших в издаваемые и подготавливаемые к изданию книги. Ещё одно отличие от зарубежной библиографии - раскрытие содержания всех сборников с датировкой очерков, а их только в подборках «Листов дневника» было 973! Изданию предпослано обстоятельное предисловие, в котором составитель ничего не пишет о себе, кроме упоминания о собственном архиве, данными которого он пользовался. Но по работе нетрудно получить представление об этом человеке и не зная подробностей его биографии. На такой кропотливый труд способны только подвижники. Работу выполнял не дилетант, а профессионал. Это подтверждают, в первую очередь, комментарии. Составитель - человек редкой образованности, не каждый библиограф владеет несколькими иностранными языками и может раскрыть содержание зарубежных книг. Это - благородный человек, не забывающий выразить благодарность всем, кто помогал ему в работе. Часто ли мы встречаем у профессиональных библиографов такую черту?

Среди слагаемых Культуры Рерих называл и красоту (9). Эта черта свойственна и работе П. Ф. Беликова, отличающейся чёткостью, стройностью, логичностью.

В 1971 г. Павел Фёдорович вышел на пенсию. Жить ему осталось недолго - всего 11 лет. Но как много успел он сделать именно за эти годы, когда у большинства людей гаснут творческие способности! Вот когда полностью реализовался его литературный и научный талант. Это и участие в подготовке книг, возвращающих литературное наследие Н. К. Рериха, и написание работ, посвящённых семье Рерихов. В начале 70-х гг. в соавторстве с ленинградским искусствоведом В. П. Князевой Павел Фёдорович выпустил первую советскую биографию Н. К. Рериха. Книга, вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия», выдержала два издания на русском, каждый раз моментально исчезая с прилавков. О книге хорошо писалось в эстонской прессе, но авторы вряд ли могли быть полностью довольны своей работой. И не только из-за цензурных условий, но и потому, что не имели возможности пользоваться всеми архивными материалами. Рерихи наложили запрет на публикацию отдельных источников, считая, что время для этого ещё не настало.

Всё же книга, особенно данная в ней библиография, сыграла большую роль в приобщении тысяч людей, особенно молодых, к художественному и философскому наследию Н. К. Рериха. В самиздате появились копии его произведений, не публиковавшихся в России, в том числе философских работ, изданных в Риге до войны. Интерес к философскому наследию Н. К. Рериха, к книгам «Живой этики», написанным Н. К. и Е. И. Рерихами от имени Махатмы Мории, рос так стремительно, что КГБ стал принимать свои меры. Об этом стало известно совсем недавно из публикаций в газете «Аргументы и факты» (1992, № 9(594). С. 5): «1984 год. Завершена работа по проверке советских граждан, имевших внеслужебные контакты с гражданином Индии художником С. Рерихом в период его пребывания в СССР. 12 контактов поставлены на учёт. (Фонд 6, опись 5/16. Дело Ф-175. Т. 1. С. 11.)

В связи с проявляемым в последнее время интересом со стороны некоторых антиобщественных элементов к философским трудам художника Н. Рериха от агента «Сергеевой» получены аналитические материалы, раскрывающие истинный характер мировоззрения художника и показывающие ошибочность его взглядов".

В 1984 г. Павла Фёдоровича уже не было в живых, но к «интересу к наследию Н. Рериха» он был причастен. Его статьи и книги не только зажигали у читателей искру интереса, но и через библиографию помогали этому интересу разгораться.

Из прикнижных списков литературы, составленных П. Ф. Беликовым, отметим список в первом советском сборнике «Н. К. Рерих. Из литературного наследия», выпущенном в 1974 г. В списке два раздела: «Труды Н. К. Рериха»; «Книги о Н. К. Рерихе и основные публикации о нём в сборниках и периодических изданиях». Для того времени это был самый значительный труд, и остаётся только поражаться, как удалось в тисках цензуры выпустить такой обширный список, куда попали все важные труды исследователей творчества Н. К. Рериха, в том числе - авторов русского зарубежья и ведущих иностранных рериховедов. Сейчас мы радуемся появлению библиографических источников, «наводящих мосты», соединяющих отечественные публикации с зарубежными, ранее запрещёнными. П. Ф. Беликов сделал это в своей работе, вышедшей на заре застоя. Этот труд - и документальное обвинение сталинщине. Мы не встретим в нём работ, выпущенных в Советском Союзе с конца 20-х гг. до 1958 г. Нет, имя Рериха не было окончательно стёрто, оно упоминалось в каталогах картинных галерей (10) и в некоторых других искусствоведческих изданиях. Но не вышло ни одного фундаментального исследования, представляющего ценность для искусствоведения.

Помимо книг и статей, Павел Фёдорович рассказывал о семье Рерихов на многочисленных лекциях и выступлениях - в Академии художеств, в Русском музее, в Московском и Новосибирском домах учёных и во многих других местах, куда направляло его общество «Знание».

Непрестанно пополнялся и архив П. Ф. Беликова. К началу 80-х гг. в нём было собрано около 4 тыс. документов, статей, фотографий. Почти во всех работах 70-90-х гг. о Рерихах мы встретим ссылки на архив Павла Фёдоровича. Авторы публикаций о П. Ф. Беликове вовсе не преувеличивали, когда писали, что его дом в Козе-Ууэмыйза выполнял роль Всесоюзного Рериховского центра.

Год от года росла репутация Павла Фёдоровича в научных кругах. Он был консультантом и рецензентом многих работ о Н. К. Рерихе, консультировал фильм о нём, снятый студией «Научфильм» в Киеве. В советах Павла Фёдоровича нуждались не только отечественные, но и зарубежные учёные. Ему писали из Лондона и Парижа, Мадраса и Бомбея, из музеев и обществ им. Н. К. Рериха, действовавших в разных странах мира. Предпочтение перед всеми искусствоведами отдавал ему Святослав Рерих, над книгой о творчестве которого в 60-70-е гг. работал П. Ф. Беликов. «Я очень ценю Ваши мысли и Ваш труд, - говорил художник в одном из писем в Козе-Ууэмыйзу. - Ваш подход к моему искусству правилен именно потому, что Вы мыслите свободно и глубоко и Вы видите гораздо больше, нежели многие так называемые критики. Ведь глубина нашей творческой интерпретации пропорциональна нашей внутренней культуре, нашему духовному прозрению и устремлению. То, что мы ощущаем и лицезреем в храме нашего сердца, озаряет нам окружающую нас жизнь и позволяет проникнуть в ещё скрытые аспекты Бытия». (8. С. 17.)

Ученик Н. К. Рериха был причастен к организации «Рериховских чтений» в Новосибирске, к открытию его музея в посёлке Извара и к созданию Культурно-экологического центра им. Н. К. Рериха в Карелии. Благодарности П. Ф. Беликову и поныне звучат в среде рериховедов.

При жизни о Павле Фёдоровиче писали редко, да и он не стремился к известности, оставаясь в тени Рерихов. За десять лет, прошедших со дня смерти П. Ф. Беликова, публикаций о нём почти не прибавилось. Но хочется верить, что обязательно появится книга о Павле Фёдоровиче, глубоко раскрывающая личность этого человека. Живший в нелёгкое время, он, как и многие, часто разделял общественные иллюзии, но не многие сумели стать такими Носителями Культуры, как он.

Имена Рерихов сегодня произносятся очень часто. Вокруг них не только благоговейное преклонение, но и жаркие споры. Поэтому так нужны работы П. Ф. Беликова, посвящённые этой уникальной семье, работы человека, увлечённого благородной идеей, настоящего русского подвижника.

 

 

Примечания:

1) Лихачев Д. С. Поэзия труда библиографа // Сов. библиогр. 1980. № 2. С. 63.

2) Там же, с. 64.

3) Рерих H. K. Твердыня пламенная. Рига, 1991. С. 47.

4) Рерих H. K. Указ.соч. С. 89.

5) Беликов П. Ф. Библиография трудов Н. К. Рериха // Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 217. Тр. по рус. и слав, филологии. ХIII. Горьковский сборник. Тарту, 1968. С. 265-282.

6) Цит. по кн.: Линник Ю. В поисках Шамбалы. Петрозаводск, 1992. С 131.

7) Беликов П. Ф. "Величайший победитель в битве..." // Огонек. 1982. № 9. С. 20.

8) Nicholas К. Roerich. Bibliography. Karachi: The Young Builder Press, 1936.

9) Рерих H. K. Указ.соч. С 63.

10) 0строй О. С Русские справочные издания по изобразительному и прикладному искусству: Аннот. указ. М.: Книга, 1972. 280 с..

 

 

П. Ф. Беликов: Библиография

Основные труды и публикации из архива

1. Великое искусство Святослава Рериха // Святослав Рерих. - Бангалор [Индия], 1965. - Англ.; То же. - Наггар [Индия], 1974.

2. Рерих Н. К. Моя жизнь: [Гл. из кн. "Моя жизнь"] /Предисл., публ. и коммент. П. Беликова и В. Нечаева // Наш современник, - 1967. - № 7. - С. 102-114: ил.; фото.

3. Рерих и Горький // Учен. зап. Тартуского гос. унта. Вып. 217. Тр. по рус. и слав, филологии. XIII. Горьковский сборник. - Тарту, 1968. - С. 251-265.

4. Библиография произведений Н. К. Рериха // Там же. - С 265-282.

5. Рерих Н. К. Листы дневника /Предисл., публ. и примеч. П. Ф. Беликова // Прометей: Ист.-биогр. альм. сер. ЖЗЛ. - Т. 8. - М., 1971. - С. 233-252: фото.

6. Беликов П. Ф., Князева В. П. Рерих. - М.: Мол. гвардия, 1972. - 256 с: ил. -(ЖЗЛ); То же. - 2-е изд., стереотип. - 1973; То же. - Вильнюс: Вага, 1975. - Лит.; То же. - М.: Прогресс, 1979. - Непали; То же. - М.: Прогресс, 1979. -Бенгали; То же. - Бухарест: Эдутуре Меридиане, 1980. - Рум.

7. Николай Рерих и Индия // Страны и народы Востока. Вып. XIV: Индия -страна и народ. Кн. 3. - М., 1972. -С. 211-232. - Библиогр.

8. [Рерих Н. К. Очерки из третьей подборки "Листов дневника"] /Публ. П. Ф. Беликова на основе своего архива // Там же. - С. 232-236.

9. О литературном наследстве Н. К. Рериха // Контекст. 1973. - М., 1974. - С. 388-414.

Из содерж.: Беликов П. Ф. О литературном наследстве Н. К. Рериха /Вступ. ст.; Рерих Н. К. Героический реализм. - Еще радости. - Полнота жизни. - Старые друзья. - Блок и Врубель. - Встречи. - Недописанное. - Века. - Ко времени. - Сотруднику. - Синтез.

10. Рерих Н. К. Из литературного наследия /Под ред. М. Т. Кузьминой. - М., 1974. - 534 с: ил.; портр.

Из содерж.: Беликов П. Ф. Рерих Н. К. Биограф, очерк. - Рерих Н. К. Листа дневника. - Моя жизнь: Избранное. - Примечания /Сост. П. Ф. Беликов, В. М. Володарский, И. А. Свиридова, В. В. Шлеев. - С. 439-476. - Указатель имен, упоминаемых в текстах Н. К. Рериха /Сост. П. Ф. Беликов, В. В. Шлеев, при участии Г. К. Буровой, В. М. Володарского, Р. А. Незлобиной, И. А. Свиридовой. - С. 477-516. - Библиография: 1. Труды Н. К. Рериха. 2. Книги о Н. К. Рерихе и основные публикации о нем в сб. и периодике /Сост. П. Ф. Беликов. - С. 517-524.

11.  Окладников А., Беликов П., Маточкин Е. Рерих - исследователь Азии // Сиб. огни. -1974. - № 10. - С. 166-172: ил.

12. Свет таланта: [К выст. картин С. Н. Рериха в Улан-Удэ] // Байкал. -1975. - № 5. - С. 151-154: фоторепр. И. Нечаева.

13. Праздник красоты: [К выст. картин С. Н. Рериха в Улан-Удэ] // Правда Бурятии. -1975. - 20 мая.

14. Уран Белигёй hайндэр: [К выст. картин С. Рериха в Улан-Удэ] // Буряад Yнэн. -1975. - 28 июня. - Бурят.

15. Последняя научно-исследовательская экспедиция Н. К. Рериха // Рериховские чтения. 1976. К 50-летию исследований Н. К. Рериха на Алтае: Тез. конф. - Новосибирск, 1976. - С. 94-97.

16. Беликов П. Ф., Шапошникова Л. В. Институт «Урусвати»: [Науч. деятельность Н. К. Рериха и Ю. Н. Рериха в Индии] // Страны и народы Востока. Вып. XIX: Индия - страна и народ. Кн. 4. М., 1977. - С. 250-270. - Библиогр.

17. Пакт Рериха // Памятники Отечества. - Кн. 3. - М., 1977. - С 140-146.

18. В Гималаях // Н. К. Рерих. Жизнь и творчество: Сб. ст. - М., 1978. - С. 201-219. - Библиогр. в сносках.

19. Пакт Рериха по охране культурных ценностей // Там же. - С. 186-191. - Библиогр. в сносках.

20. Беликов П. Ф., Шапошникова Л. В. Институт «Урусвати» // Там же. - С. 225-236. - Библиогр. в сносках.

21. «Принадлежит моей Родине»: [О С. Н. Рерихе] // Огонек. - 1978. -№ 35. - С. 16-17; То же // Мир через культуру: Ежегод. - М., 1990. - С. 180-186.

22. Личное участие членов семьи Н. К. Рериха в работе института «Урусвати» // Рериховские чтения. 1979. К 50-летию, института «Урусвати»: Материалы конф. - Новосибирск, 1980. - С. 291- 301. - Библиогр. в сносках.

23. «Величайший победитель в битве...»: [Беседа с биографом семьи Рерихов П. Ф. Беликовым в связи с 80-летием со дня рождения Ю. Н. Рериха /Вела Т. Калугина] // Огонек. - 1982. - № 9. - С. 20-22: фото.

24. Рерих в Карелии /Публ. Ю. В. Линника на основе архив. материалов П. Ф. Беликова // Комсомолец. - Петрозаводск, 1982. - 24 апр.

25. Творчество Святослава Рериха: К выст. худож. в Москве // Рериховский вестн.: Публ. Сообщ. Исслед. 1990, янв.-дек. - Спб.;Извара, 1991. - С. 10-13.

26. Письма С. Н. Рериха П. Ф. Беликову // Там же. - С. 13-17.

27. Н. К. Рерих: Из записей Сортавал. периода /Из арх. материалов П. Ф. Беликова // Комсомолец. - Петрозаводск, 1991. – 16 февр.

28. Николай Рерих о большевизме: [Фрагм. из сортавал. записей. 1917-1918 / Из арх. П. Ф. Беликова; Публ. Ю. В. Линника] // Набат Северо-Запада [Рос. нар. газ.]. - 1992. - 12 июня. - С. 7.

29. Линник Ю. В. В поисках Шамбалы. - Петрозаводск: Карелия, 1992. - 576 с. Публ. материалы из архива П. Ф. Беликова.

 

Материалы к биографии

30.  Геродник Р. "Рерих" и его автор // Сов. Эстония. - 1973. - 20 мая.

31.  Андросова Л. А., Спирина Н. Д. Павел Фёдорович Беликов - исследователь творчества Н. К. Рериха. Препринт - Новосибирск 1983. - 6 с. Библиогр.

32.  [Павел Федорович Беликов] // Рериховский вестн. Публ. Сообщ. Исслед. - 1990, янв.-дек. С-Пб; Извара - 1991. С. 13-14: фото.

33. Попова Р. «Красотою молимся. Красотою объединяемся» // Молодежь Эстонии. - 1991. - 16 февр.

 

 

Послесловие

Читатели вправе спросить: как развивалась библиографическая рерихиада после смерти П. Ф. Беликова? Увы, до сих пор не создана фундаментальная библиография творчества семьи Рерихов. Среди отдельных публикаций выделяются работы Л. А. Андросовой и Н. Д. Спириной. Удивительный факт, но все библиографы наследия Рерихов - люди поразительной судьбы, все связаны с историей рериховского движения в нашей стране, являются исследователями и пропагандистами творчества семьи Рерихов.

Л. А. Андросова - научный сотрудник Дома-музея Н. К. Рериха в Изваре. Здесь подготовлена библиография трудов Е. И. Рерих.

Н. Д. Спирина - почётный член Новосибирского отделения общества дружбы «СССР - Индия». Ей было предоставлено право приветствовать участников 1-й общественной конференции, посвящённой 110-летию со дня рождения Е. И. Рерих (Новосибирск, 11-12 февр. 1989), на которой впервые публично прозвучали стихи Н. Д. Спириной из сборника «Капли». С этими стихами была знакома Е. И. Рерих: «О «Каплях»... могу сказать, что яро они мне близки и я принимаю их всем сердцем. Пусть пишет со всем пылом сердца своего, не сомневаясь ни в чём. Очень хотелось бы иметь ещё несколько «Капель», ибо чую источник их».

 

 

Опубликовано: Семенова В. Г. Носитель культуры (Павел Федорович Беликов) // Библиография, 1993, № 1, с. 118-127.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

46 дата публикации: 19.06.2011