К. А. МОЛЧАНОВА,
председатель Эстонского общества Рериха,
член Международного Совета Рериховских организаций
имени С. Н. Рериха, Эстония, г. Таллинн
Страж Культуры
Из воспоминаний о П.Ф. Беликове
Сотрудник Н. К. Рериха в духе, Павел Фёдорович Беликов (1911-1982) состоял с ним в переписке, а со временем стал сподвижником его младшего сына Святослава Николаевича Рериха (1904-1993), с которым они многое обсуждали и решали вместе.
Павел Фёдорович Беликов видел главную задачу своей жизни в написании именно духовной биографии Рериха и делал это с одобрения Святослава Николаевича, который пережил Павла Фёдоровича на 11 лет и оставался до конца деятельным человеком.
Павел Фёдорович говорил, что работа над полной биографией Рериха только ещё начинается и к своей работе «Рерих (опыт духовной биографии)» относился всего лишь как к подготовительной, как к заложению фундамента. Я печатала для Павла Фёдоровича и неоднократно слышала от него о надежде на то, что со временем учёные, прежде всего, трёх стран - России, США, Индии - должны будут соединить свои усилия и создадут полноценную Биографию, имея в виду жизненный подвиг Н. К. Рериха и всех членов его семьи. Павел Фёдорович считал, что продвигать эту работу надо в двух планах: один - внешний рисунок жизни, чисто биографический, и другой - внутренний, где требуется особое углубление и философское осмысление. Свою разработку этой темы, внутренней, он назвал «опыт», всего лишь как личный опыт исследования и воспроизведения результатов, не претендуя на исчерпывание темы. Вот почему в названии книги скобки.
С тех пор прошло 25 лет. За это время многое изменилось в нашей жизни. С середины 80-х годов началась политическая перестройка Советского Союза и затем он распался. Отделились Прибалтийские, Средне-Азиатские и Кавказские республики, Украина и Белоруссия. Сама Россия стала самостоятельным государством. Распались и идеологические клише, но свободомыслие и вседозволенность пошли рядом.
Ещё при жизни Святослава Николаевича Рериха и при его участии в Москве был создан в 1989 году Международный Центр Рерихов - независимая неправительственная организация при ООН, которая стала ведущим научно-исследовательским и просветительским центром в области рериховедения. Вскоре приоткрылись и «таинственные» или малоизвестные страницы биографии Рерихов.
Неоценимый вклад в разработку творческого наследия Рерихов внесла организатор Международного центра Рерихов, учёный-востоковед, писатель, заслуженный деятель искусств и выдающийся современный историк Людмила Васильевна Шапошникова. Будучи Доверенной С. Н. Рериха и выполняя его указания, она стала постепенно отодвигать границы неизведанного своими публикациями. В 1993 году были изданы некоторые записи Е. И. Рерих под названием «У порога Нового Мира», а в 2000 г. издание это было расширено. Своим капитальным трудом о Рерихе (1) Л. В. Шапошникова раскрыла перед нами творческий эволюционный процесс, в котором участвовали Рерихи, рассказала о входящем в жизнь человечества синтезе земного и надземного и фактически создала энциклопедию эволюционно нового, космического мышления.
Каждая эпоха имеет своё слово. При жизни Павла Фёдоровича Беликова (2) господствовал грубый материализм и официальная идеология не допускала никакого инакомыслия. Однако невидимый процесс вхождения в земную жизнь духовных (высших) энергий по космическим срокам уже начался и требовал соответствующих действий. Время возрождения духа пришло неминуемо!
Будучи человеком высоко духовных знаний, Павел Фёдорович считал передачу этих знаний долгом перед своим временем и уже в тех условиях начал проводить назначенное в жизнь, рассказывать о необычной жизни Рериха, о скрытых проявлениях Космоса. Рукопись задуманной большой (и в тех условиях тайной) исследовательской работы стала быстро и широко распространяться по СССР.
И сейчас этот труд Павла Фёдоровича Беликова продолжает свою независимую жизнь. Он нужен многим людям. Его читают и перечитывают, радуются открытиям и хотят иметь на своём столе, потому что автор объясняет нам и помогает осмыслить происходящее на Планете. Книга является достойным ключом к постижению высшего смысла жизни, к утончению духа.
Эта незавершенная черновая рукопись П. Ф. Беликова «Рерих (опыт духовной биографии)», хотя и только частично осуществленный замысел, даёт право называть автора одним из классиков рериховедения. Он смог воссоздать целостную объективную картину событий в жизни Рериха, что и составляло задачу биографа. Помимо того, скрупулезно изучая творческое наследие Рерихов, профессионально владея подробной информацией о них и философскими знаниями, по собственному выражению Павла Фёдоровича, он «ввёл наследие Рерихов в научный оборот», то есть в сферу научных интересов, научных исследований, и привлёк к этому научные учреждения - структуры Академии художеств и Академии наук СССР, Всесоюзное географическое общество.
Обладая философским складом ума и творческим восприятием явлений жизни, Павел Фёдорович умел размышлять, опираясь на факты и вытекавшие из них скрытые идеи. И таким образом он содействовал формированию у современников нового мышления - космического.
Павел Фёдорович неразделимо воплощал в себе исследователя и мыслителя как единое действие. Им руководило обостренное чувство нового в служении людям. И многих удивляло то, что такой незаурядный человек жил в сельской местности Эстонии, скромно и добровольно совершал свой жизненный путь, без всякого шума соединяя высшее знание с высшим устремлением своего непрерывного восхождения.
Так как Павел Фёдорович постоянно работал на пределе своих творческих сил во имя Общего Блага, без своекорыстия (без самости), то это определяло его судьбу и охраняло неизвестным способом. Письма от Святослава Николаевича Рериха и Девики Рани из Индии доходили до него в Козе-Ууэмыйза в течение недели или 10 дней, в то время как мне в Таллинн письма от Девики Рани шли в течение месяца. Бескорыстный и самоотверженный труд Павла Фёдоровича Беликова ставит его в ряд Светлых Вестников Нового Мира и созидателей новых оплотов Культуры.
Зная Павла Фёдоровича с детства, я могу утверждать, что это был Деятель Культуры нового вида, или человек космического сознания. Понятие «деятель культуры» обычно воспринимается как определение человека, своей деятельностью и социальным положением связанного с творческими профессиями и учреждениями культуры. Категории нравственности у таких деятелей чаще всего остаются на уровне демагогических воззваний.
Главным же достоинством деятеля культуры нового вида (в соответствии с положениями Учения Живой Этики), каким обладал Павел Фёдорович, является высокая нравственность и утверждение космичности жизни. Во всем облике Павла Фёдоровича сказывалось и чувствовалось знание своей высокой жизненной задачи, но он не отделял себя от окружающих его людей. В компании родственников и знакомых доброжелательно молчал, слушая их внимательно. Наши родственники и правоверные христиане часто обсуждали, конечно, дела церковные и греховные. Когда пересуды громкоголосых дам, наконец, стихали, Павел Фёдорович оживлялся и, покрякивая (с помощью такой манеры как бы переносил внимание на себя) остроумно замечал: «Если больше опасаться уловок дьявола, чем любить Бога, то дьявол оказывается на первом месте, а Бог уже на втором!»
Философские размышления Павла Фёдоровича, особенно на исторические темы, меня всегда удивляли своими настоящими открытиями. Так, когда однажды разговор зашёл о мерзостях современной жизни, оказалось что не было ни одного исторического отрезка, в котором было бы меньше этих мерзостей, неблагополучия или трагедий, чем в наше время одновременно повсюду и вне России. Надо не забывать об уничтожении целых народностей колониальными державами, ужасы инквизиции. Период тридцатых годов прошлого столетия характеризовался кровопролитием в Испании, террором китайцев в Средней Азии и японцев в Китае и Манчжурии и т.д.
О Н. К. Рерихе Павел Фёдорович говорил, что истинная цель его пребывания в 1926 году в Москве не должна рассматриваться как политическая. Рерих выступал Вестником Новой Эры, духовного преображения, намеченного Планом Владык во всём мире во имя Будущего. Послание Махатм было адресовано не лично Ленину, а народу для осмысления и раскрытия задач в их последовательности. Это было указание на эволюционный потенциал России и на то, что только ещё в Будущем должно быть сделано. Люди должны изживать в себе всё негативное и готовиться к осознанию Космической жизни, привыкать мыслить космическими категориями. Сейчас человечество находится в переходной стадии от слепого подчинения законам Природы к Гармонии сознательного творчества.
Прирождённый философ, Павел Фёдорович относился к философии как к объединяющей науке. Поэтому среди научных и философски осмысленных им представлений в разных исторических эпохах он выдвигал понятие космической эволюции человечества, космических законов, космических сроков, неоспоримую принадлежность нашей Планеты и всей совокупности жизни на ней, в том числе, и человечества, к необъятности Космоса и к единой цепи причинно-следственных явлений. И во всех своих трудах он исходил из своего космического мировосприятия.
Теперь, опираясь на чтение писем Павла Фёдоровича и на свои наблюдения, хочу объяснить, как происходило его духовное восхождение, осознание и выполнение своей миссии иерархического звена и преданного Стража, готовящего возможности для передачи Наследия Рерихов в Россию. И это событие состоялось позднее, в условиях перестройки. Его реализовала Людмила Васильевна Шапошникова, десять лет спустя после ухода Павла Фёдоровича Беликова.
Одним из самых преданных сотрудников Рериха в Прибалтике с тридцатых годов, а также личным другом Павла Фёдоровича, был Гаральд Феликсович Лукин (Лукиньш). И вот 11 августа 1977 года Павел Фёдорович пишет ему: «Ещё в 1960 году, после ухода Ю. Н., С. Н. предостерёг меня от одного шага, который был на стадии решения (переселение в Сибирь). До этого был разговор с Ю. Н. и С. Н., и моё намерение было одобрено. Но после ухода Ю. Н., С. Н. сказал: «Теперь Вы не должны уезжать далеко от центров, Вы будете здесь нужны». Я тогда ещё не думал ни о своих работах, да передо мной как будто и не было практической возможности давать публикации в научные издания, или писать и составлять книги о Н. К. Однако всё это оказалось осуществимым и только потому, что я послушал С. Н. Также и в этот раз С. Н. указал мне на некоторые сферы моей прямой деятельности, на те задачи, которые мне предстоит выполнить».
И на следующий же день 12 августа 1977 г. тоже Лукину: «В 1960 году С. Н. сказал мне: «Самое прискорбное то, что за три года в Москве никто к Ю. Н. близко не подошёл». Очевидно, на эту тему у С. Н. с Ю. Н. был разговор» (3).
Из общения с Павлом Фёдоровичем знаю, что инициатором и ведущим автором книги «Рерих» в серии ЖЗЛ издания 1972 года был он. И тогда он сразу же решил продолжить работу над биографией Рериха, чтобы зафиксировать те факты, которые могут безвозвратно утеряться после того, как из жизни уйдут живые свидетели и современники Рериха. Об этом Павел Фёдорович написал В. А. Шибаеву 25 мая 1972 г. Ему же 14 августа 1972 г. пишет, что продолжение работы хотел бы назвать «внутренней духовной биографией» и что «вся Тема должна быть рассмотрена в ключе совместного жизненного подвига Н. К. и Е. И., переплетения их творческих трудов. По всему этому предмету кое-какие материалы у меня уже систематизированы». Об этом же он написал также 14 августа 1972 г. Святославу Николаевичу:
«В эту тему войдёт и тема Е. И., которую в книге ЖЗЛ я почти не затронул, т.к. боялся, что не смогу найти полнозвучных формулировок. Для них требуется особое углубление, привлечение материалов из писем и книг Живой Этики, т.е. всего того, что уже по объёму своему и специальной философии Востока в рамки серии ЖЗЛ просто не вмещается. Конечно, в будущем всё это найдёт место в работах других авторов, но не хочется, чтобы и тот материал, который удалось собрать мне, остался без употребления. Поэтому намерен с осени сесть за такую работу».
Про книгу в серии ЖЗЛ узнаём, что около четверти текста осталось «за бортом» и что Павел Фёдорович не хотел «комкать» тему Елены Ивановны Рерих, что в скором времени собирается приступить к работе над рукописью, куда намерен вместить всё, что удалось собрать и что по разным причинам не могло войти в книгу ЖЗЛ (4).
В конце 1973 года, 23 ноября он пишет В. А. Шибаеву такое объяснение : «Я сейчас целиком занят подготовкой публикаций к Юбилею, однако в планах у меня уже созрела, как я считаю, главная работа моей жизни. Это - книга, в которой должна раскрываться связь между Основными Положениями Этики и мировосприятием, как и творческой деятельностью Н. К. Рериха. Такие же параллели и с его искусством. Короче говоря, своего рода «духовная биография» Н. К.» (5).
Не прошло и двух лет, как первый вариант далеко не завершённого труда уже оказывает кому-то помощь. «Главное должно ещё быть написанным. К теме «Цветы Мории» я, по существу, только подхожу. Хронологически я дошёл в своей работе только до карельского периода жизни, то есть до Встреч с Учителем», - письмо от 25 мая 1976 г. (6).
Через год Павел Фёдорович отмечает, что работа эта «рассчитана на много лет вперёд и продвигается тихо. В ней, в силу своих знаний и возможностей, постараюсь зафиксировать приоткрытые нам по разным источникам моменты «стыковок» нашего плана с Иным на реальной канве жизненного пути Четверых... Считаю это важным ещё и потому, что некоторые моменты выяснены только в беседах и частной переписке».
И про книгу в серии ЖЗЛ там же: «Книга серии ЖЗЛ - один из труднейших этапов. Она открыла путь многому последующему, и в этом её основное значение. О большинстве её недочётов я знал в процессе работы над нею с редактором и стремился к одному, а именно к тому, чтобы недочёты по своему характеру были бы «пропусками», которые впоследствии можно заполнить, а не искажениями, которые пришлось бы «опровергать» и краснеть за них. Над такими «дополнениями» я и работаю» (7).
В июле 1978 года Павел Фёдорович пишет: «Две недели, проведённые С. Н. у нас (в стране, - К. М.), промелькнули как один день... не так уж часто удавалось побеседовать с глазу на глаз... Тем не менее, удалось о многом важном переговорить, много нового узнать» (8).
Существенное откровение Павла Фёдоровича читаем в письме от 7 мая 1979 года: «После ухода от нас в 1960 г. Ю. Н. пришлось заново закладывать фундамент дела Н. К.. Я смею утверждать, что мне лучше, чем кому-либо, известно, с каким трудом это делалось, какие препятствия приходилось преодолевать. Чего стоила только книга серии ЖЗЛ, пробившая дорогу другим изданиям и оказавшая решающее значение в праздновании Юбилея. Я первый начал публикации о Н. К. в научных изданиях и прекрасно знаю, на какие сваи опирается фундамент той широкой популярности имени Н. К., которая в необыкновенно короткое время была достигнута. Доскональное изучение всех трудов Е. И. и Н. К., как опубликованных, так и неопубликованных, их переписки, личное общение с Ю. Н. и С. Н. вооружили меня не только в меру моих возможностей усвоенными Знаниями, но и методами их использования» (9).
Там же читаем: «Некоторые вещи не хочется доверять бумаге. Но об одном, объяснившем мне очень многое, в том числе, и из нажитого личного опыта, немного поведаю сейчас. В последний раз у меня состоялась со С. Н. беседа на очень важную тему о дальнейшей судьбе Наследия Е. И.. С. Н. сказал, что они получили по этому поводу Указ еще в 1924 году. Как и всегда, полной расшифровки Указа не было. Отсутствует одна важная деталь, которую так до сей поры не удалось уточнить. Это не позволяет конкретизировать некоторые действия. С. Н. буквально, слово в слово перевёл мне этот Указ, он зафиксирован чёрным по белому на санскрите... С. Н. добавил: «Как и всегда, в подобных случаях для выполнения Указа должны возникнуть соответствующие благоприятные обстоятельства. Их нужно вовремя усмотреть, но до сих пор я не вижу, чтобы они сложились»... Эта короткая фраза С. Н. открыла мне многое из опыта Агни Йоги, из жизни Е. И. и Н. К., из моей собственной жизни» (10).
Всегда чувствовалось, что у Павла Фёдоровича была высоко духовная цель и задача ориентироваться на Будущее. Поэтому, забывая о себе в напряжённом труде и в общении с людьми, он, тем не менее, получал устойчивую радость жизни и всегда был терпеливо приветлив. Другого Павла Фёдоровича я не знаю. Помню, как он радовался, говоря, что по привычным человеческим меркам у него не было ни малейших предпосылок к осуществлению поставленных перед ним Святославом Николаевичем задач. И, конечно, некоторые очень существенные моменты жизни Рерихов он смог выяснить только благодаря живому общению с Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем.
В главной работе П. Ф. Беликова «РЕРИХ (опыт духовной биографии)» на примере жизни Рериха рассматривается суровая школа земной жизни Человека как часть Единой Космической Жизни. От страницы к странице читающий познаёт, как укрепляется дух в земных битвах, как постепенно осознаются задачи эпохи и своя роль в их осуществлении, как чередуются ритмы активности сосредоточения тонкого и земного и как происходит главное сосредоточение - огненное, «когда сердце вмещает и небесное и земное». Всё это может происходить и происходит только в энергичной познавательно-творческой деятельности человека и в обычных для всех людей условиях земного существования.
Вспоминая общение с Павлом Фёдоровичем и вчитываясь в его работы, я могу утверждать, что Павел Фёдорович Беликов является человеком нового уровня сознания и деятелем культуры совершенно нового вида. Именно такими людьми созидаются новые оплоты Культуры.
Примечания:
1) Шапошникова Л. В. Великое путешествие. Кн. 1. Мастер. М,.1998; Кн. 2. По маршруту Мастера. Ч. 1. М,. 1999; Кн. 2. По маршруту Мастера. Ч. 2. М., 2000; Кн. 3. Вселенная Мастера. М., 2005.
2) Более подробно о нём см.: Непрерывное восхождение. Сб., посвящ. 90-летию П. Ф. Беликова. В 2 т. Т. l. M.,2001; Т. 2. М., 2003.
3) Непрерывное восхождение. Т. 2. Ч. 2. С. 169.
4) Непрерывное восхождение. Т. 2. Ч. 1. С. 250-251.
5) Там же. С. 331.
6) Непрерывное восхождение. Т. 2. Ч. 2. С. 67.
7) Там же. С. 191-192.
8) Там же. С. 251-252.
9) Там же. С. 320.
10) Там же. С. 325.
Опубликовано: Как охраним живую ткань Культуры?: Материалы Международного общественно-научного форума, Абакан, 25 июня - 1 июля 2007 г. / Науч. ред. О. А. Уроженко. - М., 2008. С. 141 - 149.
Ваши комментарии к этой статье
№45 дата публикации: 18.04.2011