ГАГАРИНСКИЕ ЗНАКИ

12-1  12-2

 

 

12 апреля 2011 года - 50-летие космического полёта Ю. А. Гагарина.

Предчувствуя, что земляне стоят на пороге космической эры, Николай Константинович Рерих писал в тридцатых годах прошлого века о главном: «Повторяю и твержу, если человек не знает, зачем он стремительно кружится над всей Землёю в быстрейшем воздушном корабле, то даже само Солнце, сама красота пространства станут для него оловянной заслонкой» (Н. Рерих. Твердыня Пламенная. Париж, 1932, с. 144).

В книге «Природа эстетической ценности» доктор философских наук, профессор Тартуского университета Л. Н. Столович, размышляя о первых полётах человека в космос, заметил: «…Закономерности свето-цветовых ощущений, необычайным проявлением которых в космосе восхищались первые космонавты, были выявлены как эстетические в общественно-исторической практике задолго до их полёта. В этой связи интересно, что Ю. Гагарин, наблюдая переходы космических красок, увидел в их необычности и нечто знакомое, правда, знакомое из мира искусства: «Необычно. Как на полотнах Рериха» («Правда», 23 апреля 1961 г.). А Святослав Рерих, наблюдал эти необычные краски, хотя и в необычных условиях - в Гималайских горах - но условиях земных (См. «Литературная газета», 19 ноября 1963 г.). Достойно внимания, что в космосе особенно остро ощущается красота Земли. Об этом говорят буквально все космонавты…» (М.: Политиздат, 1972. С. 124 - 125).

Весной космического 1961 года произошло знакомство Павла Фёдоровича Беликова с Зинаидой Григорьевной Фосдик, вице-президентом Музея имени Н. К. Рериха в Нью-Йорке. Она приезжала в СССР, была в Ленинграде и Москве.

В этом же году началась их многолетняя переписка, составившая сотни писем. Из переписки П. Ф. Беликова и З. Г. Фосдик в эти юбилейные дни будет уместно привести два документа, относящихся к этому событию.

Первый из них, выписка из газеты «Правда», сделанная П. Ф. Беликовым. Это фрагмент из отклика народного художника СССР С. Конёнкова «Свет весны»:

«Правда. 30 IV 1961 г.

«Свет весны»

С. Конёнков

Вернувшись из своего беспримерного полёта, Юрий Гагарин, говоря о красоте Вселенной, сказал: Необычно, как на полотнах Рериха!

Эти слова глубоко запомнятся всем людям искусства. Ведь это признание первого лётчика-космонавта поднимает потолок искусства, его призвание».

«Правда» от 23 IV 1961»

И второй - конверт, в котором в Нью-Йоркский Музей имени Н. К. Рериха П. Ф. Беликов в 1971 году послал список подготовленных к изданию «Листов дневника» Н. К. Рериха. Здесь обращают на себя внимание марки. Одна из них выпущена к 10-летнему юбилею прорыва человека в Космос.

Недавний интернет-опрос газеты «Известия» показал, что 46 % опрошенных рассматривают событие 12 апреля 1961 года как «переломный момент в истории человечества», 33 % - «следующее по значению событие после победы нашей страны в Великой Отечественной войне», 12 % - один из этапов соперничества СССР и США, и не более того. Полагают, что «слишком большое внимание уделяется этому событию, всё в прошлом» - 9 процентов.

Удивительный, но очевидный факт - совершая свой полёт, Юрий Алексеевич Гагарин увидел в космосе краски именно рериховских картин.

 

Документы хранятся в архиве Музея имени Н. К. Рериха в Нью-Йорке.

Публикация и послесловие А. Н. Анненко (Абакан).

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

45 дата публикации: 11.04.2011