Т. О. Книжник

 

ХРАНИТЕЛЬ

 

…Я много лет занимался и до конца жизни буду заниматься работой по исследованию жизни и деятельности Н. К. Рериха. Плоды своих трудов я всегда складывал и буду складывать к подножию того Алтаря, пред Которым предстоят служители Общего Блага, провозглашённого Н. К. Рерихом.

П. Ф. Беликов

 

Его труд «Рерих», изданный в 1972 году в серии «Жизнь замечательных людей», и по сей день является наиболее полным исследованием жизни и творчества великого русского художника, учёного и философа. Его архив по рериховской тематике, крупнейший в СССР, насчитывавший более 4000 единиц хранения, долгие годы был источником знаний для искусствоведов, писателей и учёных. В нелёгкое время торжества материалистической идеологии и преследования инакомыслия он сумел сохранить для нас Имя и Наследие наших выдающихся соотечественников, помогая осуществить их завет: «Для народа русского мы трудились, ему несём знания и достижения». Именно он был одним из главных организаторов мероприятий, посвящённых юбилейным датам - 90-летию и 100-летию со дня рождения Н. К. Рериха, устроителем первых Рериховских чтений. Его ответственности и огромного объёма работы вполне хватило бы на целый коллектив, но судьба распорядилась так, что на этом посту он был один.

 

Павел Фёдорович Беликов... Этот человек, стоявший у истоков изучения жизни и творчества семьи Рерихов, не был дипломированным философом или искусствоведом. Экономист по роду деятельности, он был «рериховедом» по призванию, уделяя творческой работе вечерние часы после службы. Однако его труды ни в чём не уступали трудам «остепенённых» учёных. Их печатали в серьёзных научных изданиях, литературно-философских журналах, к ним обращаются и будут обращаться те, кто занимается исследованием рериховского наследия сегодня. Ему принадлежит первая библиография литературных произведений Н. К. Рериха, созданная при участии самого Николая Константиновича и его сыновей, а также замечательная исследовательская работа, рассказывающая о внутренней, сокровенной стороне жизни великого художника: «Рерих. Опыт духовной биографии».

 

В июле 2001 года ему исполнилось бы 90 лет. Именно к этой дате приурочен двухтомник «Непрерывное Восхождение» [1], подготовленный Международным Центром Рерихов совместно с Эстонским обществом Рериха, где бережно хранят память о своём Учителе и Основателе. Всю свою жизнь П. Ф. Беликов прожил в Эстонии: сначала в Нарве, затем в Таллинне и последние годы - в небольшом посёлке Козэ-Ууэмыйза.

 

В первом томе после краткой автобиографии представлены воспоминания современников, лично знавших Павла Фёдоровича. Написанные разными людьми - журналистами, искусствоведами, учёными и деятелями рериховского движения, разные по стилю и объёму, эти воспоминания объединяет одно: глубокое чувство благодарности и признательности человеку, с которым подарила встречу судьба. Павел Фёдорович обладал редкой душевной щедростью, никогда не отказывал обращавшимся к нему в поддержке и совете и искренне радовался их успехам. В нём не было ни малейшего намёка на чувство превосходства или желание поучать других, хотя он переписывался с самим Николаем Константиновичем, лично знал его сыновей, а глубине его познаний мог позавидовать каждый. «Да не оскудеет рука дающего» - таким принципом руководствовался он в своих отношениях с другими людьми. Павел Фёдорович всегда бескорыстно делился материалами своего архива, пользуясь любой возможностью их обнародовать, порой отдавал другим готовые свои наработки, при этом скромно оставаясь в тени. Это редчайшее качество подмечено всеми без исключения авторами воспоминаний. Он рецензировал, редактировал и дорабатывал научные статьи, рукописи книг, диссертации, консультировал создателей фильмов. «...Дело Н. К. Рериха - это большое всенародное, даже общечеловеческое Дело, - объяснял он свою позицию. - Оно будет разрастаться. К нему примкнут многие учёные и научные институты. Нас не будет, а Истины, провозглашённые Н. К. Рерихом, победно будут завоёвывать всеобщее признание. Наша посильная помощь заключается не в претензиях на монополию, а в пробуждении инициативы и широкой помощи везде, где в ней имеется нужда». Впечатление от воспоминаний в значительной мере дополняет обширный иллюстративный материал - более 50 фотографий, в основном любительских, запечатлевших душевный и гармоничный облик Павла Фёдоровича.

 

Следующий раздел первого тома, «Письма», включает все сохранившиеся на сегодняшний день письма Н. К., С. Н. и Ю. Н. Рерихов к П. Ф. Беликову: 15 писем Николая Константиновича, три письма Юрия Николаевича, 84 письма Святослава Николаевича Рериха и одно письмо Девики Рани Рерих.

 

«...Я начал переписываться с Н. К. Рерихом ещё в середине тридцатых годов, причём первым написал не я ему, а он мне», - рассказывал Беликов своему корреспонденту А. Андрееву. Письмо, полученное 25-летним Павлом Беликовым от всемирно известного художника и философа, глубоко затронуло его душу и внушило веру в собственные силы. Вокруг него стали собираться люди, так же, как и он, серьёзно интересовавшиеся литературой и философией. По совету Николая Константиновича Беликов знакомится с Р. Я. Рудзитисом, главой Латвийского общества Рериха, в те годы крупнейшего и активнейшего рериховского центра в Европе, и помогает распространять издаваемую обществом литературу - книги Учения, труды Е. И. и Н. К. Рерихов, «Тайную Доктрину» Е. П. Блаватской - у себя в Эстонии. Тогда же он начинает собирать свой архив: книги, фотоматериалы, публикации о Н. К. Рерихе, его письма и очерки. Часть этого архива, к сожалению, была уничтожена во время войны. В 1957 году Павел Фёдорович лично знакомится с вернувшимся в Россию Юрием Николаевичем Рерихом (их переписка началась ещё в 1930-е годы), а в 1960 году - со Святославом Николаевичем Рерихом, с которым у него устанавливаются прочные дружеские отношения. Обычно скупой на письма, Святослав Николаевич неизменно держал Беликова в курсе всех дел и извещал его о каждом своём приезде в Советский Союз.

 

Все эти письма, оригиналы которых хранятся в архивах Международного Центра Рерихов, Эстонского общества Рериха и П. Ф. Беликова, публикуются впервые и сопровождаются обширным комментарием.

 

И, наконец, третий раздел составили труды самого П. Ф. Беликова, написанные им в разные годы: выступления, очерки, публикации в прессе, в том числе и несколько стихотворений («Я сам когда-то грешил стихами, - признавался он, - они затягивают и требуют полной отдачи, а это оправдано лишь тогда, когда человек рождается поэтом»). Простота изложения, глубокое проникновение в сущность вопроса, тщательно выверенные факты и неизменно бережное отношение к теме присущи всем беликовским работам. Этот человек явил всем нам достойный пример того, как надо работать с Наследием. «...Когда мне было лет тридцать, - писал он одному из своих корреспондентов, - я думал, что я могу много сказать о Рерихе, и стремился к этому. Жизнь сложилась так, что вышел я на профессиональную арену с чувством, что теперь-то я могу сказать о Рерихе так, как надо, когда был на исходе пятый десяток лет. А теперь, когда мне на исходе шестой десяток, я гадаю - сумею ли я до конца жизни вообще сказать о Рерихе то, что нужно и так, как нужно...» Замечательное высказывание! Невежество, погоня за сенсацией и профанация были органично чужды его стилю и методам работы. Сам он всегда настаивал на необходимости строго научного подхода к фактам биографии Н. К. Рериха, особенно когда это касается малоизученных эпизодов из его жизни: «...мы хорошо знаем, что подробное жизнеописание Н. К. Рериха - очень ответственная работа, - писал он С. Н. Рериху. - Сейчас я пользуюсь исключительно архивными материалами, и если у меня возникают сомнения, то предпочитаю такие моменты вообще выпускать, чтобы не исказить фактов. Но, безусловно, важны не только сами факты, но и их интерпретация, и в этом Ваше указание будет особенно ценным...»

 

На страницах первого тома представлены работы Беликова, посвящённые различным аспектам многогранной деятельности семьи Рерихов: научной и общественной деятельности, литературному и художественному творчеству, здесь же публикуются биографические заметки о Н. К. Рерихе и воспоминания о Юрии Николаевиче Рерихе в форме интервью. Надо отметить, что С. Н. Рерих очень высоко ценил написанное Павлом Фёдоровичем о своём искусстве и об искусстве отца. «У Вас очень правильный подход и анализ - но иначе и не могло быть, - писал он, - мы на одном общем Пути». «Я очень ценю Ваши мысли и Ваш труд. Ваш подход к моему искусству правилен именно потому, что Вы мыслите свободно, глубоко и Вы видите гораздо больше, нежели многие так называемые критики. Ведь глубина нашей творческой интерпретации пропорциональна нашей внутренней культуре, нашему духовному прозрению и устремлению». Читатель может легко убедиться в этом сам, познакомившись с такими блестящими работами Беликова, как «На выставках Святослава Рериха», «Святослав Рерих и проблемы современного искусства», «Об идеологии творчества Н. К. Рериха» и др. Большинство работ предваряется эпиграфами - выдержками из писем самого Беликова, в которых он раскрывает историю написания той или иной статьи. Часть работ («Творчество Н. К. Рериха», «К 90-летию со дня рождения Н. К. Рериха», «К 60-летию С. Н. Рериха», «О “Весне Священной”») и поэтическое наследие публикуется впервые.

 

Эпистолярное наследие Павла Фёдоровича будет опубликовано во втором томе двухтомника (части 1 и 2) [2]. Эти письма, частично представленные в рубрике «Наследие» этого номера нашего журнала, показывают разносторонность интересов П. Ф. Беликова, широту его взглядов, глубокие познания в различных областях философии, литературы, искусства. Они могут служить блестящим пособием для усвоения метода, которым в совершенстве владели Рерихи, умевшие эффективно и без упрощения «переводить на общедоступный язык» основополагающие идеи Учения Живой Этики, и, безусловно, являются ценнейшим документом, отражающим историю рериховского движения в России в 1960 -1970-е годы.

 

 

Примечания:

1. Непрерывное Восхождение / Сост. К. А. Молчанова, справочный аппарат И. В. Сяэск. М.: МЦР, 2001. Т. 1.

2. Непрерывное Восхождение / Сост. К. П. Беликов, Т. О. Книжник, И. В. Сяэск, справочный аппарат К. А. Молчанова, О. Е. Цветкова. М.: МЦР, 2003. Т. 2. Ч. 1, 2.

 

Опубликовано: Журнал «Культура и время». 2002. № 1/2.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

45 дата публикации: 31.03.2011