П. Ф. Беликов

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Н. К. РЕРИХА

(Выступление в московском Доме учёных 15 декабря 1968 года)

 

 

4-го декабря этого года в "Литературной газете" под общим заголовком "Принадлежит России" - появились три публикации: док[тора] искусств[едческих] наук А. Лебедева, писателя Л. Гинзбурга и доктора юридических наук Н. Ушакова. В них шла речь о похищении в Великую Отечественную войну и до сих не возвращённых на родину произведениях искусства. Авторы публикаций должны были констатировать, что систематического розыска этих ценностей не ведётся и, если немедленно не приступить к его организации, многое будет для России окончательно утеряно.

Всё живущее один раз умирает. Таков закон природы. Но творцов культурных ценностей человечества подстерегает более суровая участь. Им часто приходится умирать дважды. Первый раз - подобно всем смертным, второй - когда незаслуженно забывают, теряют, искажают или уничтожают их творения. И эта вторая смерть - более несправедлива, более жестока, чем первая.

Уничтожение произведений искусства следовало бы приравнять к убийству талантливейших сынов народа, к убийству людей, которые в своих гениальных творениях остались жить для будущих, совершенно им неизвестных и уже ничем не способных отблагодарить их поколений. Поэтому всякое посягательство на бесценные неповторимые дары прошлого - величайшее  преступление против бессмертной души народа.

Инициаторы сегодняшнего вечера, посвящённого памяти Николая Константиновича Рериха, добровольно приняли на себя ответственный дозор по охране памятников культуры. Члены общества охраны памятников истории и культуры поставили перед собой благороднейшую задачу - предупреждать и исправлять неразумно-пренебрежительное или злоумышленно-преступное отношение к всенародному достоянию. И они, конечно, не случайно обращаются к памяти Николая Константиновича - отважного воина и верного союзника всех взыскующих о сохранности того, что неизменно и вечно должно принадлежать России, о плодах творческого гения её народов.

7-го мая 1945 года под занавес развязанной германским фашизмом разрушительной войны и за 22 с половиной года до появления тех публикаций в "Литературной газете", о которых я упомянул, Николай Константинович писал: "Германия кончена. Много сообщалось об ограблении немцами художественных сокровищ и книгохранилищ. Где всё это? Говорят, вероятно, в подземельях. Где же такие хранилища? Ведь в них должны быть запрятаны не только награбленные сокровища, но и содержание немецких музеев, которым грабители должны расплатиться за все убытки ими причинённые.

О судьбе культурных ценностей ни радио, ни газеты пока не сообщали, а это предмет величайшего внимания. Минули времена, когда культура и творения народного гения оставались в пренебрежении. Но если о судьбах красоты и науки не сообщается - значит, эти клады ещё не найдены.

Не слышно, чтобы на конференциях толковали о судьбах народных достояний. Даже если клады ещё не найдены, то их надо искать и не теряя времени выяснить этот великого значения вопрос. Пусть народы скорей услышат о судьбах их творческих достижений.

У нас собраны кой-какие выписки об увезённых немцами сокровищах. Выходит, что грабёж был чудовищный. Даже крупные размерами произведения были вывезены... и настало уже время грозно потребовать возврата и восстановления.

Чем громче будет сказана забота о народном достоянии, тем воспитательнее это будет для народов. Нельзя удовлетвориться мыслью, что народное сознание уже сдвинулось... Народы справедливо возмущаются немецким вандализмами, но и сами ещё в недалёком прошлом не прочь были принять участие в разрушениях.

Что было - то было, но не должно быть в будущем. Да, да, чаще напоминайте о священном народном достоянии. Напоминайте о любви к Родине, сложившей неповторимые сокровище. Напоминайте о Культуре, ведущей человечество к преуспеянию".

Этот отрывок из очерка Рериха - один из примеров актуальности его литературного наследия, о котором мне хотелось бы сказать здесь несколько слов.

Николай Константинович начал писать очень рано. Ещё будучи гимназистом, он опубликовал свои очерки в журнале "Охотник". В студенческие годы стали появляться специальные работы по археологии. В 1914 году в Москве, в издательстве Сытина вышла первая книга собрания сочинений Рериха. В 1921 году, уже за рубежом, появилась книга стихов художника, доход с которой пошёл в фонд голодающим в России. За рубежом были также изданы книги на русском языке: "Пути благословения" - 1924 г., "Сердце Азии" - 1926(8) г., "Держава Света" - 1931 г., "Твердыня Пламенная" - 1933 г., "Священный "Дозор" - 1934 г., "Врата в будущее" - 1936г., "Нерушимое" - 1936г..

Были подготовлены к изданию, но по разным причинам не увидели света: "Алтай-Гималаи", "Шамбала", "Да процветут пустыни" (на русском языке).

На иностранных языках были изданы книги:

"Адамант" - 1924 (анг.) и 1925 (японск.), "Алтай - Гималаи" - 1929 (анг.), "Шамбала сияющая" - 1930 г. (анг.), "Сердце Азии" - 1930 (анг. и испан.), "Чаша пламенная" - 1930 (анг.), "Держава Света" - 1932 (анг.), "Твердыня Пламенная" - 1935 (анг.), "Радость искусству" - 1942 (анг.), "Прекрасное Единение" - 1946 (анг.), Гимават - 1947 (анг.).

Кроме того, многие очерки публиковались в различных периодических изданиях на русском языке, английском, французском, немецком, болгарском, чешском, датском, итальянском, греческом, сербском, испанском и т.д. и т.д.

Несмотря на обилие публикаций, очень большая, и, пожалуй, наиболее интересная часть литературных трудов Николая Константиновича до сих пор остаётся неизданной. Начиная с 1934 года художник стал группировать свои очерки в трёх подборках: "Листы дневника" (222 очерка), "Листы дневника. Моя жизнь. I" (9 очерков) "Листы дневника. Моя жизнь. II" (659 очерков). Из этих, почти тысячи очерков, только около трёхсот было опубликовано. У нас наиболее обширные публикации из "Листов дневника" появились в журнале "Октябрь" № 10 за 1958 г., и журнале "Наш современник" №7 за 1967 г. 19 очерков Рериха, в сопровождении мало известных фотографий, пойдут в восьмом номере альманаха "Прометей".

Тех, кто хотел бы подробнее ознакомиться с опубликованным и неопубликованным наследием, я отсылаю к 217 выпуску "Ученых записок Тартуского университета", где помещена полная библиография трудов Рериха.

Я не буду сейчас останавливаться на обилии тем, которых касался Николай Константинович в своих литературных произведениях. Скажу только, что их лучшей характеристикой является сама жизнь художника, в которой слово никогда не расходилось с делом. Именно полное отсутствие пустых промежуточных дистанций между словом и действием, этих скрипучих тормозов жизни, привносит особенную убедительность и живописные и литературные труды Николая Константиновича. Разрешите мне закончить своё краткое сообщение о литературном наследии художника небольшими выдержками-афоризмами из его очерков. Они сами скажут о том, о чём Рерих считал нужным неустанно напоминать себе и людям.

 

 

* * *

 

Когда говорим о великих понятиях, не убоимся и больших слов.

 

Для незнающих культуры бывает страшна каждодневность, между тем в ней выковывается совершенствование и восхождение. Утончённое сознание примет все трудовые века, как источник бесконечного творчества. Завещание может быть кратко: "Пылайте сердцами и творите любовью".

 

Общественное мнение есть выражение общественного сознания. В существе своём оно всегда прогрессивно, ибо именно им создавалась всякая цивилизация.

 

Когда сердце теряет трепет восторга, оно может впасть в трепет смущения. Насколько трепет восторга будет устремляющим ввысь и прекрасным, настолько трепетание смущения будет ограничивающим, поникающим, устрашенным. А что же может быть безобразнее зрелища страха?

 

Если не всегда способен человек на творчество, то ведь причинить боль он всегда может. И может он сделать боль не только людям же, не только животным, но и всей природе и целой планете. Велика ответственность человеческая.

 

Молодёжь любит не предположения, не туманность, но факт и действие. Это и есть залог вечной молодости.

 

Человечество должно беречь своих героев. Также оно должно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героев.

 

Благо - не бесформенность, не мягкотелость, не день вчерашний. Благо - устремлённость, построение, не мозговое только, а сердечное, во всей сердечной беспредельности.

 

Каждая жестокость уже есть безумие.

 

Любовь и совершенство будут применены в жизни, в простоте и ясности творчества. Если простота выражения, ясность желания будут соответствовать неизмеримости величия космоса, то это путь истинный.

 

Мы не отвлечённые идеалисты. Наоборот, нам кажется, что тот, кто хочет украсить и облагородить жизнь, тот является  настоящим реалистом.

 

Убедительность, это магическое качество творчества, необъяснимое словами, создаётся лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы везде горы, вода везде вода, небо везде небо, люди везде люди. Но тем не менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать.

 

Главное же воздержитесь от всяких предрассудков. Ведь это они своею мертвенностью влагают в мозг предрешённые, несправедливые, ограниченные соображения. Если бы написать историю каждого предрассудка, то праотцем его оказался бы очень слабый, колеблющийся и неистовый в раздражениях человек.

 

Когда-то каждое будущее станет прошлым. Пусть шлифовка алмазов будет другая, но достоинство камня сохранится. Так говорим в полном устремлении к будущему. Конечно, будущее в своей беспредельности окрыляет и вдохновляет. Но разве прошлое не является чудесными вратами к тому же будущему?

 

Не будем умалять друг друга, ибо из мысли о малом и родится малое.

 

В конце концов, ищите ближе. А в особенности тогда, когда хотите посмотреть вдаль.

 

Спросят - как перейти жизнь? Отвечайте - как по струне бездну - красиво, бережно и стремительно.

 

15 декабря 1968 г.

 

 

Архив П. Ф. Беликова (Эстония). Публикация А. Н. Анненко (Абакан). Публикуется впервые.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

45 дата публикации: 03.05.2011