Н. Надточий
«ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ Я НЕ ИСКУССТВОВЕД...»
Недавно наши книголюбы и специалисты по литературе и искусству познакомились с новой книгой о замечательном русском художнике Н. К. Рерихе, вышедшей в полюбившейся читателю серии «Жизнь замечательных людей».
Интерес к ней был настолько велик, что едва появившиеся книги мгновенно исчезали с прилавков книжных магазинов Таллина и Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Интерес к личности Рериха в последние годы очень вырос, в то время как отрывочные знания о нем бытуют рядом с легендами. Автор книги - Павел Фёдорович Беликов живёт недалеко от Таллина, в маленьком посёлке Козе- Ууэмыйза.
Рерих будто поселился в его доме давно и надолго. Он везде - в портретах на стенах, на редких фотографиях и, конечно же, в незабываемых рериховских красках.
Здесь много памятных вещей, связанных с Рерихом, многие присланы из далёкой Индии его сыном Святославом. В кабинете Павла Фёдоровича царит порядок, какой бывает в архивах и кабинетах учёных-исследователей: тут ценнейшие архивные документы, редкие книги и монографии, папки с уникальными письмами, картотеки, малоизвестные материалы о жизни и деятельности Рериха. Павел Фёдорович вынимает альбомы с фотографиями, присланными из разных стран: Рерих с экспедицией в «небесной империи» - Тибете, его домик в Кулу (место, где он постоянно жил в Индии), семейные снимки.
Вот на фотографии русский «гуру» с индийскими крестьянами, они преподносят ему традиционную гирлянду цветов. В маленькую квартирку, из окон которой виден весь посёлок, близко подступивший к нему лес, ближние и дальние поля, идут письма отовсюду: из Академии художеств и научных институтов в Москве, Новосибирске, Париже, Алтае, из Индии, из музея им. Рериха в Нью-Йорке и т.д. Нет, хозяин этих сокровищ по профессии не искусствовед и не историк. Его специальность - экономист, и работал он в системах «Международная книга», «Союзпечать», «Гидрометеослужба», в последние годы был главным бухгалтером Козеского отделения «Эстсельхозтехники». А одновременно исследовал жизнь и творчество Н. К. Рериха, занимался философией, историей культуры народов Востока, искусствоведением. «Так уж получилось, - говорит Павел Фёдорович и при этом как-то лукаво щурится. - «Хлеб насущный» давало одно, «духовную пищу» - второе. И знаете, ничто друг другу не мешало, никакого раздвоения трудового пути не было и быть не могло. Древние греки говорили, что детям нужно давать в руки ремесло и, по меньшей мере, два вида искусства. Как это верно! Без этого нельзя воспитать гармонически развитого человека будущего».
Более тридцати лет отдано Павлом Фёдоровичем изучению и исследованию творчества Рериха.
«Искусством и философией я увлекался всегда, что может быть интереснее сочетания искусства и философии в жизни, в человеке? Всё это я нашёл и люблю в Рерихе. Он - мыслитель и художник одновременно.
Но одними только средствами живописи, даже такими, как у Рериха, - его обобщённостью, символичностью, особенно экспрессивной цветовой гаммой, для выражения множества проблем, волнующих людей, - не обойтись. Поэтому закономерно появление Рериха - писателя.
Трудно до конца понять его картины, не будучи знакомым с его литературным наследием, с его раздумьями над природой и жизнью. Личность Рериха бесконечно многообразна и богата. Не зная Рериха-писателя, мы не узнаем Рериха-археолога, общественного деятеля, путешественника, этнографа, юриста, искусствоведа, педагога...».
Более тридцати лет интереснейшего труда, но одновременно кропотливого и тяжёлого. За это время Павлом Фёдоровичем проделана огромная работа - собраны почти все рериховские литературные первоисточники, многие из которых были до этого неизвестны. Впервые составлена опубликованная в «Ученых записках ТГУ» полная библиография Н. К. Рериха; его изданные и находящиеся в рукописях литературные произведения на русском и иностранных языках.
В составлении библиографии и сборе материалов Павлу Фёдоровичу Беликову помогал ещё при жизни сам Н. К. Рерих, с которым Павел Фёдорович находился в переписке, а после смерти художника - его сыновья: известный востоковед Юрий Николаевич и Святослав Николаевич, талантливый художник, возвратившийся на Родину в 1957 году и привезший в дар Стране Советов большое количество завещанных отцом картин. Сам Рерих так и не успел вернуться на Родину. Он умер в 1947 году, когда уже всё было подготовлено к переезду в Советский Союз.
В чём же ценность и новизна вышедшей книги о Рерихе, написанной П. Ф. Беликовым в соавторстве с В. Князевой (ленинградским искусствоведом)?
О Рерихе, особенно о заграничном периоде его жизни, сложилось много легенд, широко бытовали самые неправдоподобные выдумки из-за малой изученности его биографии, в то время как интерес к художнику и его жизни был велик. Оказавшиеся в руках П. Ф. Беликова неизвестные доныне материалы позволили ему в плане художественной биографии восстановить достоверно-точную летопись жизни этого большого человека. В отличие от многих жизнеописаний, автору этой книги удалось избежать беллетризации и внешних приукрашиваний. Книга отличается богатым документальным материалом, но не лишена и многих художественных достоинств. Она глубоко раскрывает талантливую и недюжинную личность Рериха.
Но художественная биография, как всякий жанр, имеет свои границы, поэтому вполне естественно, что большое количество интереснейшего материала туда не вошло.
Сейчас Павел Фёдорович полон новых творческих замыслов: к юбилею Рериха, который будет отмечаться в сентябре 1974 года, по его инициативе и при его участии Институтом истории и теории изобразительных искусств Академии художеств СССР готовится большой однотомник о Рерихе. Скоро выйдут в свет публикации произведений Рериха-писателя в научном сборнике ИМЛИ им. М. Горького («Контекст»). Зреет намерение написать статью на тему «Рерих и Эстония». Художник не раз бывал в наших краях, его картины: «За морями земли великие», «Старый король» и др. написаны в Эстонии или вдохновлены ею.
Есть у исследователя задумка - привлечь к исследованию молодых. «Хорошо чувствовать и знать, что эстафета передана. Рерихом должны заниматься люди разных специальностей: археологи, востоковеды, искусствоведы, философы, этнографы и т. д.». Размечтавшись, Павел Фёдорович добавляет: «Давно собираемся с женой побывать на Алтае, полюбоваться «живыми» картинами Рериха, ведь он тоже их там писал. А вот в космосе вряд ли уже побываю, - а сам улыбается, - жалко, при разговоре космонавт Виталий Иванович Севастьянов сказал мне, что, встречая на космическом корабле восход солнца, он записал в бортжурнал: «Рерих в натуре». Так бы хотелось увидеть это великолепие самому!»
Опубликовано: «Вечерний Таллин», 18 ноября 1972 г.
Ваши комментарии к этой статье
№45 дата публикации: 25.03.2011