Х. Танклер,
кандидат исторических наук
Папка с надписью «Рерихи»
Голубоватый листочек с машинописным текстом - письмо Николая Константиновича Рериха, письма его сыновей Юрия и Святослава, редкие фотографии дома Рерихов и окрестностей Кулу (штат Пенджаб, Индия), несколько цветных репродукций с картин Святослава Рериха - всё это бережно хранится в небольшой папке с лаконичной надписью «Рерихи» в Научной библиотеке Тартуского государственного университета.
Письма Н. К. Рериха и его сыновей передал библиотеке Павел Фёдорович Беликов, один из авторов книги о Николае Рерихе в серии «Жизнь замечательных людей».
Сам Павел Беликов жил в Козе-Ууэмыйза в Харьюском районе, был одним из участников эстонской организации Пакта Рериха по защите памятников культуры в военное время, в 1936-1940 годах он работал представителем советской книготорговой фирмы «Международная книга» в Эстонии, переписывался с Н. К. Рерихом, пересылал ему в Индию литературу, выпущенную в СССР. Именно к этому периоду и относится письмо, переданное П. Ф. Беликовым Научной библиотеке ТГУ.
Письмо написано 5 ноября 1937 года. В нём Н. К. Рерих выражает радость по поводу того, что в Таллине собираются создать общество в поддержку Пакта Рериха. Автор письма советует искать контакт с председателем рижского общества Рихардом Рудзитисом, чтобы создать в Прибалтике монолитную организацию. Создание общества в Таллине считает, в связи с угрозой войны, необходимым.
Попытку создать такую конвенцию Н. К. Рерих предпринял ещё в 1914 году. Но тогда война уже началась, и для подобных сугубо мирных инициатив время было не вполне подходящим.
К своей идее Н. К. Рерих снова вернулся к 1929 году, когда по примеру деятельности и основных документов Общества Красного Креста он с помощью юристов Парижского университета выработал проект Пакта защиты памятников культуры.
Первый и второй параграфы Пакта гласили: «Образовательные, художественные и научные учреждения, научные миссии, персонал, имущество и коллекции таких учреждений и миссий будут считаться нейтральными и как таковые будут подлежать покровительству и уважаемы воюющими. Покровительство и уважение в отношении названных учреждений и миссий во всех местах будет подчинено верховной власти договаривающихся сторон независимо от государственной принадлежности какого-либо отдельного учреждения или миссии. Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг, который даст им право на особое покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договаривающихся стран».
Идеи художника немедленно поддержали его современники, первыми из которых были Р. Тагор, Р. Роллан, Б. Шоу, Т. Манн, А. Эйнштейн, Г. Уэллс...
За свою деятельность в области защиты памятников культуры, за пропаганду мира между народами Н. К. Рерих был выдвинут в 1929 году Парижским университетом на соискание Нобелевской премии мира. Это выдвижение было поддержано научными учреждениями многих стран, потому что сама личность, само имя Н. К. Рериха является символом мира и сотрудничества - искренний патриот своей Родины, Советского Союза, он 27 лет жил в Индии, а один из самых представительных музеев его творчества находится в Нью-Йорке.
По сведениям П. Ф. Беликова эстонская организация защиты памятников культуры в военное время была создана в 1939 году. В неё вошли художники Р. Ниман, Э. Таска, А. Кайгородов, поэт Б. Тагго-Новосадов, сам П. Беликов и другие.
В конце тридцатых годов во всём мире работало свыше 80 обществ, музеев и других центров, связанных с именем Н. К. Рериха. Наиболее значительными из них были музей в Нью-Йорке, парижское общество, центр Брюгге, а также общество и музей в Риге. Хранилище наших южных соседей базировалось на подарках самого Н. К. Рериха - в конце тридцатых годов оно включало 40 полотен.
Последние слова письма, хранящегося в Научной библиотеке ТГУ, звучат как завещание великого гуманиста - живописца, театрального художника, археолога, писателя: «Каждое культурное дело для произрастания своего требует продолжительного времени и должно нарастать естественно, ибо всякое доброе начинание непременно встретит и противоречие и непонимание. Борьба с невежеством должна быть действенным лозунгом каждого культурного работника».
...Осень 1984 года называют Рериховской (110 лет со дня смерти [так в тексте!] Николая Константиновича и 80 лет со дня рождения Святослава Николаевича). В эти памятные дни папку с надписью «Рерихи» беру в руки с особым трепетом.
Опубликовано: газ. «Советская Эстония» (Таллин). 1984. 30 ноября. № 275. Пятница. С. 3. Рубрика «Страницы истории».
Благодарим за помощь в публикации О. И. Ешалову (Санкт-Петербург).
Ваши комментарии к этой статье
№45 дата публикации: 24.03.2011