Павел БЕЛИКОВ

 

ДОКЛАД ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ КНИГИ «Л. С. М.»*

 

 

Буду говорить не столько о прочтении книги, сколько вообще о некоторых важнейших принципах Учения, которые должны быть нами восприняты, если мы отозвались на книгу «Зов».

Во-первых, несколько слов об Учении. Живая Этика открывает перед нами путь беспредельного познания, беспредельного сознательного труда и служения общему благу. Красота и особенность Учения в том, что оно делает своих последователей самих создателями своей жизни и сотрудниками жизни космической. Из афоризмов, мыслей и символов изучающий Учение сам должен составить стройную и величественную систему всей жизни, всего Сущего.

Ключ к Учению каждый должен найти в сердце своём. Этим, как видно, на первое место выдвигается самостоятельность. В другом месте сказано - лук можем дать, но стрелу должны пустить сами. Луком является даваемое Учение - стрелой же будем мы сами, наша жизнь, которую можно прожить, выражаясь словами Учения, «красиво, бережно и стремительно» и которую можно вконец испортить.

Как мы уже раньше говорили, Учение существовало всегда, и под разными наименованиями мы находим его в каждом периоде истории. Из корней Учения вытекают также и все Религии. Даваемое в настоящее время Учение имеет своей целью синтезировать не только все ранее бывшие Учения и Религии - эту задачу более-менее успешно выполнило Теософское Движение, открытое в прошлом веке Блаватской, которой первой была поручена на Западе большая задача - поколебать устои материализма и обратить взор к просвещённой духовности и неисследованным, обойдённым наукой, тайнам природы. Учение Живой Этики, продолжая непосредственно дело, начатое Блаватской, объемлет собой все истинно культурные ценности…

(Братство, 447)**.

По адресу последователей ЖЭ меньше всего может [быть справедливым] намёк о сектантстве, об узости, о партийности или оторванности от жизни. ЖЭ призывает к самой щедрой всеобъемлющей культуре, ко всякому истинному знанию и науке, к великой Красоте и Искусству. Поэтому каждый последователь ЖЭ, сталкиваясь с бескорыстными и искренними борцами за культуру и науку, должен всегда найти с ними общий язык и возможности совместных действий, хотя бы последние не имели понятия по эзотерическим вопросам. Потому нашими Водителями не особенно приветствуются слова «оккультный» или даже «эзотерический» - их можно употреблять лишь с чувствознанием - зная, где и как. В конце концов, истинное Знание и истинная Наука лишь одна, и можно найти для них один язык. Многие деятели науки и искусства, ставшие последователями ЖЭ, доказали своим примером возможность такого слияния.

Сегодня мы закончили чтение первой книги Учения «Л. С. М.» или «Зов». Эта небольшая, сравнительно, книга содержит все главнейшие принципы Учения. Перед началом чтения второй книги подведём маленькие итоги. Перед чтением первой книги уже говорилось, что всякое не использованное, не применённое знание, является лишь тяжестью для того, кто его получает. Любопытствующим можно сказать словами Соломона: «Во многой мудрости - много печали», ибо действительно печален удел тех, кто лишь из любопытства подходят к Основам Жизни и, раскрывая их, продолжают прежнюю жизнь.

Основы Жизни, даваемые Учением, должны преобразовывать жизнь и такое преобразование жизни должно происходить путём расширения сознания. Будем помнить, что Учение само ничего не запрещает. В одной из книг Учения сказано: «Учитель, сидящий под деревом и запрещающий, в наше время не пригоден». Лишь наше расширенное сознание должно отбирать пригодное для нас и непригодное, должно направлять нашу жизнь по правильному руслу. Конечно, расширить сознание моментально нельзя, сознание перерождается лишь после тщательного изучения и следования Учению, но для начала надо открыть сознание. Открытие сознания даётся моментально одной волею. И, приступая к Учению, первым делом проверим себя - открыто ли у нас сознание, то есть, можем ли мы с доверием, беспристрастно принимать в своё сознание ВСЁ, что даётся нам Учением. Подчеркнём здесь слово всё. В Учении сказано: «Лучше трудно подходить к большому, чем легко подходить к малому»…

(Озарение, ст. 207)***.

Обратим особое внимание на такое полное принятие Учения. Потому что действительно невозможно принять какую-то часть Учения и отбросить от себя другую, нельзя верить тому, что говорится на одной странице и не доверять тому, что говорится на следующей.

Это не значит, что следует принимать всё без рассуждений. Верить - ещё не значит отказаться от проверки. Требуя с одной стороны веры, Учение требует с другой стороны самой тщательной проверки, проверки над самим собой всех указов Учения, ибо лишь таким путём оно может быть нами воспринято. И, надо сказать, как раз те, которые возопиют, что нельзя же всему дословно верить, что нельзя же принимать не сомневаясь, всё, что тебе говорят, как раз они не потрудились и не потрудятся исполнить над собою в точности ни одного Указа, даваемого Учением, и отвернутся от него, признав его чем-то не жизненным. Надеюсь, что ни с кем из нас этого не произойдёт и мы сумеем открыть наше сознание именно для всего Учения, а не для какой-нибудь особенно нам понравившейся или наиболее лёгкой и понятной для нас частицы.

Но и одного только вмещения мало для успешного продвижения вперёд. Имеется ещё одно качество, которое мы должны немедленно же начать воспитывать в себе. Качество это - постоянность. Учение о нём говорит следующее…

(Община, 153)****.

Из прочитанного следует, что необходимо постоянно, т.е. каждый день помнить о Учении и согласно ему направлять свои мысли и дела. Это также достигается не сразу. Чтобы Учение сделалось мерою всех наших поступков, следует для начала ежедневно хоть несколько минут думать о нём или читать хоть по одному параграфу из книг Учения. Литовская группа приняла одно очень верное решение, к которому присоединились многие другие группы, а также отдельные лица. От членов латвийской группы имеется предложение и нам к нему присоединиться. Решение это следующее: посылать каждый день добрые мысли на Общее Благо, где бы и кто не находился - утром в 7 часов и вечером в 9 часов.

Под конец скажу, что прочитав книгу «Зов» и переходя к следующим, мы её не предадим забвению, а каждый в отдельности перечтём ещё по несколько раз, а может быть, когда-нибудь перечтём ещё и группой, потому что перечитывание книг Учения имеет очень большое значение…

(АУМ, 169)*****.

 

 

Примечания:

*«ЛИСТЫ сада МОРIИ». Париж: Тип. «Франко - Русская Печать», 1924.

**Братство, 447: «Среди обычаев нужно оставлять все, которые содействуют возвышению духа. Не будем нарушать чувств, которые могут дать самые ценные ветви. Не будем отсекать здоровые побеги, ибо нельзя мгновенно создать нечто новое и более прекрасное».

***Озарение, 3. 5. 17: «Вспомним несколько случаев, много раз повторенных в разных жизнях.

Ждали вестника десять лет, но за день до его прихода закрыли дверь. Или, избрав частицу разделённую, вообразили, что всё допущено и позволено. Или, избрав частицу, впали в блаженное бездействие, удивляясь, как худеет частица. Или, избрав частицу, удумали сохранить старые привычки - пусть за одною пазухой лежит часть блага, за другою можно сохранить милых тараканов. Или, избрав частицу, решили только на минуту выскочить из поезда, забыв, что прыжок на ходу губительно относит назад. Или, избрав частицу, удумали клеветать на брата, забыв, что клевета больно бьёт по лбу.

Спросите: «Как же поступить, чтобы не замарать частицу избранную?» Могу дать совет: вместо частицы примите всю Чашу Общего Блага. Этот приём защитит вас от всех нечистот. Вместо боязливого раздумья решите принять, как опыт, на семь лет план Общего Блага. Если совет Мой плох, успеете снова завести своих тараканов.

Кому Чаша Общего Блага покажется тяжкою, тому Скажу: «Учение - не кедровые орешки в сахаре, Учение - не серебряные бирюльки. Учение есть мощная серебряная руда, назначенная и сбережённая. Учение есть целебная смола, открытая и устремленная»…».

****Община, 153: «Решит кто-то: «Разве трудны настороженность, или соизмеримость, или подвижность, или преданность? Вот чувствую, могу вместить эти условия, не возьмёте ли меня в дальний путь, в Общину?» Но разве этот спешный путник подумал о непременном условии сказанных им качеств? Забыта постоянность. Мелькающие огоньки только на миг вмещают все качества пламени, но тьма поглощает их так же быстро, как жаровня снежинку. Нельзя доверять моменту вмещения; только постоянность, закалённая трудом и препятствиями, даёт возможность поверить ценности вмещения.

Истинный музыкант не думает над каждым пальцем, вызывающим звук, только ученик считает годные пальцы. Истинный сотрудник не думает о намеренном применении качеств труда. Музыка сфер сливается с песней преуспеяния труда.

Думайте, как постоянность подобна лестнице огненной».

*****АУМ, 169: «Следует перечитывать книги Начал и Основ. Вообще, нужно возобновлять своё впечатление от прочитанного. Напрасно думают, что книга, прочитанная три года назад, не будет новой при следующем чтении. Сам человек изменился за эти годы. Его сознание и понимание не могло оставаться на том же уровне; во всём окружающем произошло изменение, человек не мог бы вернуться к прежним условиям. При обновленном кругозоре человек усмотрит новое содержание в книге. Потому книга прочтённая не должна быть навсегда ввергнута в темницу. Знание живёт, и каждый знак его должен быть живым».

 

 

Доклад сделан на заседании кружка по изучению Живой Этики, который вёл П. Ф. Беликов в Таллинне в конце 1930-х годов.

Публикуется впервые по копии из Архива П. Ф. Беликова (Таллинн).

Публикация А. Н. Анненко (Абакан).

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

45 дата публикации: 24.03.2011