Вадим Климов

Эдипов комплекс бытия

 

Миф об Эдипе – наглядный пример никчёмности человеческих амбиций, притязаний, и мнимого, наигранного величия! Эдип был как раз из той породы людей, которые по духу своему были творцам самих себя и своей жизни. Мудрейший. Сильнейший. Именно он разрешил загадку о человеке, загаданную непобедимым Сфинксом, ибо он знал сущность человека, обладал высшим знанием о нём, о его устройстве. Это знание позволило ему стать царём своего же царства! Он вернулся в свой дом победителем и побеждённым одновременно, он, величайший! Он – царь Фив, земли отца своего, и владелец дома своего, лона Иокасты, матери-жены. Эдип низверг отца и, обладая высшими знаниями, занял его место, но не из-за сатанинской гордости ангела-отступника, а из-за слепоты души своей, невидящей преград своего восхождения. Мудрец-убийца. Спаситель народа, нарушивший табу. Отец своих братьев. Человек, не побоявшийся взглянуть в глаза правды, чей взор выжигает глаза и калечит душу. Прозрение души через ослепление, как оказалось, бесполезных глаз. Только человек пошлый увидит в этом мифе очередную кровавую драму, замешанную на убийствах и сексе.

Это история о пределах человеческих возможностей: никто, повторяю, никто из смертных, каким бы выдающимся умом он не обладал, не сможет заменить Отца и продолжать творение мира с помощью лона, давшего ему жизнь. Чрево естества никогда не выдержит чужого вмешательства, и перед тем как лишить себя жизни, даст миру больные плоды, ибо худое дерево даёт худой плод, а доброе дерево – добрый. То, что так ясно виделось собственным выбором, оказалось игрой жестокого фатума. Почему пастух сжалился над младенцем Эдипом и не лишил его жизни, нарушая приказ? Почему жителю Коринфа пришла в голову идея назвать Эдипа подкидышем, тем самым разоблачая его происхождение? Люди, не ведая, что творят, даруют самую беспощадную и жестокую жизнь величайшему из них. Творя милосердие, пастух дал начало этому мифу, потому что он было добрый человек, и не мог убить ребёнка. Правильно ли он поступал? Правильно, ибо сохранил жизнь ни в чём не повинному младенцу. Подгулявший коринфянин сказал правду, ибо Эдип, действительно, был подкидышем. Правильно ли он поступил? Правильно, ибо говорить правду человеку в лицо - признак искренности и смелости. Слуга, свидетель убийства Лая и свадьбы Эдипа и Иокасты, промолчал в угоду своего народа, которому был новый царь. Правильно ли он поступил? Правильно, ибо действовал в угоду своих сограждан. Правильно ли поступил Эдип, отправившись в Дельфы? Правильно, ибо он хотел знать правду. Милосердие пастуха, правдивость коринфянина и самопожертвование верного слуги привели Величайшего из них в гибели.

Миф об Эдипе – отображение нашего загнившего мира, где милосердие, правдолюбие и искренность, эти столь благородные стремления, обращаются в зло, способное уничтожить и низвергнуть даже самого сильного духом царя. Взгляните на картину Ренуара «Царь Эдип» и вы поймёте меня: больше нет чётких линий и силуэтов, границы между правдой и ложью размыты. На лицах людей нет глаз, их души слепы от рождения, поэтому им они больнее не нужны. Темнота и забвение – правда нового мира. Мира пустых глазниц. Желающий правды будет убит молчанием, непониманием, повальным эгоизмом, нежеланием выбраться из своих нор и что-то изменить. Будет убит медленно, и, наверняка, и никто не будет виноват. Убийцам даже в голову не придёт мысль, что они кого-то убили.

Двойственность натуры Эдипа – двойственность человеческой сути. Взгляните внимательно: Лай, Фивейский царь, - кровный отец Эдипа, возжелавший его уничтожить, а Полиб, царь Коринфа, человек, принявший подкидыша, как своего родного сына, и давший ему воспитание, теплоту отцовской любви. Именно он дал отвергнутому мальчику имя Эдип, что значит «с опухшими ногами». Получается, что биологический отец хотел умертвить своё чадо, а чужой человек дал ему эту самую жизнь. И именно из-за боязни убить благосклонного Полиба, Эдип не возвращается в Коринф. Да, он убил Лая, своего настоящего отца, он был ли он отцом истинным? Нет, не был. Настоящие отцы не приказывают сбросить своих сыновей со скалы. Убив Лая, Эдип освободился от оков крови, сохранив настоящего отца, который дал ему приют и ласку. Получается, что он стал орудием возмездия, убийца был убит своей несостоявшейся жертвой, но это не было местью, ведь не знал же Эдип, кого он убил на перекрёстке трёх дорог. Аполлон-предсказатель обладал действительно гениальным умом: сын убивает отца, убийца становиться жертвой, и никто не признал в другом родственника. Каждый считал себя правым, и это привело к катастрофе.

Какой же можно сделать вывод из вышесказанного?

Во-первых, сексуальный подтекст, по моему мнению, не является главным в мифе, и лишь служит неким усилителем главного – отцеубийства, причём не бытового, а метафизического. Невозможность преодоления естества путём уничтожения того, кто тебя породил, и отказа от своих корней - вот основополагающая проблема этого мифа.
Во-вторых, миф об Эдипе – сложный, неоднозначный миф, с развитой структурой явных и скрытых смыслов, который на поверку далёк от фрейдистской трактовки. Ненамеренное посягательство на естество умнейшим из людей, взаимоотношения с отцом биологическим и духовным, бегство от судьбы, взаимоотношение человека, нарушившего табу, и общественной морали, двойственность человеческой природы – таков не полный перечень проблем, которые обозначили древние.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

39 дата публикации: 01.09.2009