С.П.Иваненков,
д.ф.н., профессор
СПбГИПСР, С-Петербург,

В.В.Павленко,
студент ГОУ ВПО
«Сибирский государственный
индустриальный университет»

(г. Новокузнецк)

АМЕРИКАНСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ - ЭТО ОСОВРЕМЕНЕННАЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИ-РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕМОНА

«Какой человек, будучи рабом удовольствий,
не извратит своего тела и души?»
Сократ

Современная международная ситуация, складывающийся расклад сил на мировой арене, попытки построить однополюсной мир при более пристальном рассмотрении обнаруживают удивительные черты сходства с ситуацией, которая уже проживалась в истории человечества, имя которой - Римская империя и шире - эллинистическо-римская гегемония. Мы постараемся, сопоставив некоторые факты древней истории и современной, провести аналогию между двумя историческими эпохами и сделать некоторые выводы относительно возможных способов реагирования России на события в современном мире.

История древнего Рима имеет несколько периодов, но нас интересует История Рима, начиная с III века до н.э. Как справедливо подчёркивает известный российский философ А.Ф.Лосев: «едва ли будет преувеличением сказать, что свою великодержавную сущность Рим стал раскрывать именно в III - I вв. до н.э, когда после уравнения прав патрициев и плебеев (366) Рим устремился как к покорению всей Италии (343-266),так и к завоеванию всего тогдашнего культурного мира… Именно в ту эпоху, которую мы называем эллинистической, Рим и превратился в мировую державу, в тот зрелый социально политический организм, по которому можно судить и об его эмбриологии». (1, 10)

Политика Рима базировалась на принципах благополучия жизни простых граждан и процветания страны за счёт захватнических войн. Боевая мощь создавалась за счёт разработок и усовершенствования вооружения, воспитания духа воинов и превосходства нации над другими, колоссальная муштра, подготовка и шлифование техники ведения боевых операций. Параллельно в сенате использовался принцип дебатов для совершенствования не только мыслительного процесса, но и создания известного во всём мире Римского права, а среди полководцев разрабатывалась стратегия и тактика ведения боя в различных ситуациях.

Философия была одним из основных предметов для воспитания будущих деятелей в любой области, в том числе, и воинского мастерства. Дебаты в сенате представляли собой демонстрацию ума и просвещённости, а после того, когда плебеи добились права занимать посты любого уровня, основным критерием для них стал интеллект и способность достойно выступать и держаться перед аудиторией. Иными словами, произошли важнейшие изменения в культурной и социальной сферах жизнедеятельности общества, суть которых проявляется именно с развитием римской всемирно-завоевательной политикой. Характеризуя её как эллинистическую, А.Ф.Лосев указывает её важнейшую философскую характеристику: Римское чувство жизни впервые начинает бить в глаза с развитием римской всемирно-завоевательной политики, ареной действия которой является эллинистическая эпоха, то есть эпоха всё той же абстрактной единичности. Это – исходный пункт… Если имеется острое чувство собственной изолированной личности, то, в условиях последовательного субъективизма, всё личное, то есть всё разумное и волевое, отрывается от бытия и противопоставляется ему, а, становясь единственным утверждением сущего, в системе цельного бытия оно оказывается уже не просто покоящимся в своём самодавлении, но властвующим, единственно властвующим, в то время как всё внешнее ему формально подчиняется. Вспомним наиболее яркие в этом отношении философские идеи – провиденциализм и телеологию. Когда объективно сущим оказывается социальное, то, в условиях абстрактной единичности, оно тоже расслаивается из единосовокупного самодовления в двуплановую субординацию: один план мыслится в нём властвующим и другой план – подвластным. Так римское чувство жизни начинается с некоего инстинкта онтологического всемирного господства, коренящегося одинаково и в глубине самого римского духа, и в последних изгибах вообще эллинистического сознания. (1, 12-13)

Исходя из этого духа, правящие элиты Рима и в демократическую, и особенно в императорскую эпоху много внимания уделяли вопросам идеологическим, когда для простого народа формировалась система взглядов: как он должен мыслить, чтобы любые действия руководства воспринимались только как единственно правильное решение. Люди подвергались сильному, говоря современным языком, информационному и идеологическому воздействию. А для того, чтобы они меньше задумывались над происходящим, и чтобы снять социальную напряжённость, для них устраивались всевозможные зрелища, включая известные бои гладиаторов. «Идея римского императора есть абсолютизация абстрактной государственности и юридически понимаемого социального бытия – отмечает далее А.Ф.Лосев. Рим наполнен миллионным плебсом, который давно обезземелен и разучился работать, который вечно бездельничает и горланит на выборах, требуя себе бесплатного хлеба и зрелищ, этого мяса и крови гладиаторов и зверей, этой сладострастной одури пылкого и невоздержного духа древних итальянцев. Но всё это бунтующее и неугомонное исступление социальной и личной плоти пронизано тончайшими и невидимыми, однако, острейшими и всесильными токами юридического абсолютизма и обожествлённой императорской власти. Цезаризм – это пронизание горячего социального мяса и крови холодными иглами и стальными, хотя и не видимыми, узами юридической теократии. В Риме трансцендентное было в виде абсолютизации абстрактной государственности». (1, 60-61) Согласитесь – юридическая теократия очень подходит к существенной характеристике социального бытия современных США.

Участие в оргиях было составным элементом воспитания послушания и подчинения, когда удовлетворение животных инстинктов, с одной стороны, резко повышало авторитет своих правителей и доверие к ним и, с другой стороны, создавало предпосылки к готовности мирных жителей участвовать в разрушительных войнах и грабежах. Каждая война сопровождалась предоставлением воинам возможности совершать акты насилия и мародерства, после чего шла откровенная попойка с оргиями, насилием и грабежом.

В современно Западном мире с его культом комфорта существует и культ права. Однако в разных странах он имеет разные формы и образцы для подражания. Так, в частности, в США существует культ Римской империи, идёт открытое восхваление образа жизни римлян, создаются фильмы один за другим, демонстрирующие подвиги, восхваляются смертоубийства и жестокость на благо империи. Основным в выборе устройства общества для США послужил фактор серьёзного изучения преимущества всех систем, существовавших на протяжении всего человеческого развития и анализ того, как можно управлять своим народом, формировать его мышление в нужном направлении, выгодном для идеологии гегемона и превосходства. Главным для идеологов США является создание государства, в котором граждане воспринимают всё сделанное Конгрессом и президентом (даже если это сопровождается убийствами и насилием), как само собой разумеющееся, единственно правильное решение в данной ситуации, народ поддерживает любое самое жестокое решение относительно любого народа (кроме своего) и человечества. Всё оправдано, поскольку обеспечена благополучная жизнь американца, как в своей стране, так и за рубежом и не важно, какими методами было достигнуто их благополучие.

Разве можно оправдывать и идеализировать Александра Македонского и Римскую империю в такой степени? Ведь Александр Великий, объявивший себя сыном Зевса, казнил всех наследников на трон царя, грабил и сжигал целые города вместе с их культурой и мирными жителями. И такие «подвиги» нужно восхвалять? Если углубиться в историю и вспомнить поход Александра в Индию, когда царь Таксил присягнул Александру, надеясь с его помощью одолеть соперника, царя Пора из восточного Пенджаба. Пор выставил армию и 200 слонов на границах своей земли, и в июле 326 до н.э. произошла битва на реке Гидасп, в которой войско Пора было разгромлено, а сам он попал в плен. Неожиданно для Таксила Александр оставил Пора царём, и даже расширил его владения. Это была обычная политика Александра в завоёванных землях: ставить прежних властителей в зависимость от себя, стараясь при этом сохранить им противовес в лице других удельных властителей. Александр и его дела, по меткому замечанию А.Ф. Лосева, были прообразом или моделью великодержавия. Америка полностью переняла эту философию управления – философию гегемона и применяет её на практике в современных условиях. Такая философия и практика несут всему миру не благополучие и процветание, а господство одной страны над остальным миром.

Современные североамериканские теоретики в области международных отношений, в частности, Чарлз Киндерберг считал, что гегемонистским влияние США стало с 1945 г. Он же, в последнее время, называл наличие гегемонистского государства необходимым условием для обеспечения существования международного экономического порядка и системы безопасности. В этом случае государство владеет многими общественными благами, включая относительно открытые рынки, стабильную международную валюту и поддержание сил ядерного сдерживания. Такие аргументы использовали для объяснения глубины и длительности депрессии 1930-х гг. (как утверждалось, проистекавших из-за отсутствия дееспособного гегемона), в стремлении предупредить возможные последствия нынешнего экономического упадка США и обосновать утверждения о том, что получающие от данного режима выгоду должны нести большие расходы, т.е. диспропорции покрываются доминирующим плательщиком, отчего гегемония становится системой, естественным образом направленной к саморазрушению. (2)

Сегодняшний мировой порядок сотрясают десятки региональных локальных конфликтов. Встают вопросы - почему они постоянно возникают, и какова роль США в их существовании? Представляется вполне обоснованной аналогия между США и Римом. Ведь существование локальных конфликтов заложено в философской концепции любой гегемонии. И США, следуя  этому принципу, лежавшему и в основе политики гегемонии Римской империи, усиленно создают самую боеспособную армию – это армия, прошедшая испытания в настоящих боевых сражениях, а приобретённый военный опыт - самое основное бесценное достояние.

Эту доктрину американцы применяют на протяжении всей современной истории, даже если нет повода воевать. Идеологи, независимо от принадлежности к демократической или республиканской партии, на «ровном месте» создают концепцию нестабильности мира и необходимости силовым путём решать эти проблемы. Таким образом, идёт постоянная тренировка не в учебном режиме, а в полноценной военной обстановке с человеческими жертвами. У людей, не знающих философских основ, заложенных в доктрине США, формируется целенаправленно через всю систему современных СМИ впечатление, что в США есть истинная демократия, благополучный образ жизни граждан населяющих эту страну. Что эта страна несёт самые лучшие человеческие ценности другим странам, всегда миролюбива, не даст в обиду слабые государства, находящиеся под её контролем. Но мы можем сказать, что это во многом ложное впечатление, которое не выдерживает проверки ни историей, ни философией, ни долговременной практикой осуществления гегемонии США в современном мире.

Если вспомнить историю США, то легко проследить, что все эти элементы римской империи, особенно в части использования рабской силы, были основополагающим фактором в создании процветающей империи. Через современные шоу, фильмы игры и т.д., США создают индифферентное к политике общество и полностью подчиняемую и послушную прослойку, и эти же шоу отвлекают внимание своего населения от проблем человеческого развития, идёт оболванивание собственного населения и выброс эмоций и удовлетворение. Очередной раз всё взято из Римской истории - «народу хлеба и зрелищ». В своё время главные идеологи США приняли все основные принципы господства Римской империи и учли, что империи распадаются, изучили причины распада и серьёзно проработали новые положения для своего существования. Первым шагом к вечности империи было закрытие вопроса этнических различий в любых формах его проявления, т.е., человек любой нации и вероисповедания является американцем (не англичанином, которые победили французов, несмотря на то, что США были подданными королевства Англия), проживающим на данной территории, имеет одинаковые права и возможности, исключением были негры. Они использовались как рабы, необходимые для развития экономики без зазрения совести, пока этого требовала ситуация для процветания империи.

По мере того, как рабский труд уже не был востребован и существовали высокие технологии, требующие квалифицированные кадры, идеологи сделали следующий сильный шаг, провозгласив отмену рабства в своей стране и запретив использование слова «негр», переименовав его на «афроамериканец». Этим они снискали славу, как в своей стране, так и за рубежом. Сразу же они стали бороться с ЮАР через лозунги равноправие чёрных и белых, а на самом деле, за его ресурсы и несметные богатства, поскольку ЮАР не пускал американские деньги, инвестиции и американский бизнес на свои территории. США устроили им всеобщую блокаду, в то время как рабский труд, в это же самое время, существовал и в Австралии, но там американцы не устраивали истерии. В конечном итоге, приведя к власти афроязычное население, они стали хозяевами этой страны, поскольку сегодня ресурсы ЮАР - это их ресурсы, как благодарность за власть, данную людям, не имеющим образования и навыков хозяйствования. США отхватили уникальный лакомый кусок мирового пирога.

Провозглашение одной национальности в своей стране не сопровождалось культивированием этого принципа в зонах, где самые жестокие конфликты и войны происходили на этой почве. Наоборот, США каждый раз принимали решение, кого поддерживать, а кого признать виновником бед, в зависимости от своих притязаний. Одновременно в этих территориях, при благоприятных для США обстоятельствах, оттачивалась стратегия и тактика ведения боя, обучалась армия в боевых условиях, готовились элитные подразделения, «прошедшие огонь и воду». В Америке принята доктрина, что армия и воины должны не в учебных условиях, а в реальных боевых операциях в зонах конфликтов приобретать навыки владения оружием, выполнения команд и умения выживать в жизненных экстремальных ситуациях. Все эти принципы не просто использовались в Греции и Риме, а система воспитания, которую предлагали и внедряли древние философы для создания сильной армии и воспитания духа победителя, полностью скопирована США.

Приведём пример, когда основные положения античной философии отразилась в семи пунктах воспитания детей США.

С одной стороны данные трактовки служат для адаптации детей к суровым реалиям жизни в обществе и обучают их приспосабливаться и находить своё место в жестоком мире. С другой стороны подвергают их грубому исследованию, что может данный ребёнок представлять собой, и как можно использовать его для интересов общества. Все указанные выше принципы, разработанные в Греции и Риме, учитывали главное: что империя должна существовать не на людях, имеющих привилегии, а гражданах государства, которые способны проявить себя как личности, которые могут усилить мощь этой империи. Причём, как следует из последнего пункта, детей из привилегированного сословия старались воспитать по этим, достаточно жёстким правилам, невзирая на их преимущества. В нашей стране этот принцип использовался при Петре I, когда дворянских детей насильно отправляли в другие государства учиться математике, корабельному мастерству, литейному делу и т.д. наравне с простолюдинами.

Для боеспособности армии США в боевых условиях использовались ещё четыре принципа, взятые из эпохи эллинизма:

Физический тренинг;

Экспедиции с марш бросками и походной жизнью;

Оттачивание навыков использования всевозможных подручных средств, с целью выживания в экстремальных ситуациях;

Совершенное владение оказания медицинской помощи пострадавшим.

Помимо этих пунктов шла работа внутри армии и снова по принципам:

Самоопределиться в своих возможностях (как в спорте: какую позицию и кто лучше осваивает и чему соответствует), что позволяет самому наиболее лучше выполнять свои функции и чувствовать себя уверенно и комфортно;

Уметь думать по ситуации и находить наиболее верное решение;

Быть способным учиться и получать знания;

Выносить тяготы и лишения;

Прочувствовать успех и поражение;

Уметь кооперироваться и соревноваться;

Владеть разнообразными приёмами и техникой и уметь внедряться;

Хорошо ориентировать по обстановке;

Уметь скрываться и отражать соперника;

Обладать навыками помощи и поддержки друг друга в сложных ситуациях.

Все эти принципы были использованы США в войнах с Вьетнамом и Кореей, на территории которых, независимо от наличия карт и компасов, американский солдат в неизвестной ему обстановке уже был ориентирован, что он должен делать. Вьетнам и Корея были странами, где американцы создавали боеспособную армию, привыкшую переносить тяготы и лишения. Тот же Александр Македонский отважился повести войска в совершенно неизвестные районы и его войска с достоинством справлялись с тяготами и лишениями и при этом побеждали всех противников и брали любые крепости, стоявшие на их пути, считавшиеся непреступными. Вьетнам и Корея не были странами с ресурсами, а представляли собой полигон реальной войны и подготовки самой боеспособной армии мира. Причём там велись широкомасштабные операции. Приученные к римским догмам, американцы не могут усвоить, что сегодня даже захватив территории, такие как Афганистан и Ирак, не получишь полной победы над народом из-за существования этнических разногласий. Придя к данному выводу и заведомо готовясь к войне с Ираном, они отрабатывают методы ведения войны, разработанные Грецией, Римом и Гитлером, которые использовали тактику «выжженной земли». Через Грузию Америка применила операцию «чистое поле» и сейчас у неё богатый материал для разработки новой военной доктрины. Иран на Евроазиатском континенте, кроме России, остаётся последним регионом, который представляет интерес как сырьевая страна, все остальные или уже захвачены или находятся под влиянием США.

Вернувшись к вечности Американской империи, которая учла развалы других империй, американские идеологи сделали однозначный вывод, что падение империи напрямую зависит от падения и разрушения философских школ. Ни в одной стране мира не существует такого огромного количества профессиональных философских, идеологических и политических институтов как в США. Эта огромная армия призвана разрабатывать принципы Американской гегемонии.

Так, например, в годы холодной войны с СССР именно эти профессионалы сформулировали доктрину прав человека, фактически как орудие вмешательства во внутренние дела любых стран.

Ключевым элементом созданной во второй половине 70-х годов администрацией демократов инфраструктуры в области обеспечения внешней политики прав человека явился Государственный департамент, в котором было завершено создание механизма имплементации политики прав человека. Более того, для обеспечения прямой связи с президентом США был выделен специальный сотрудник Совета национальной безопасности, отвечавший за осуществление связи между Белым домом и Государственным департаментом по вопросам прав человека. Госсекретарь С.Вэнс поручил персоналу отдела планирования внешней политики формулирование "глобальной политики в области прав человека", концепция которой, по выражению сенатора Д.Мойнихена, должна была стать "такой же интегральной частью американской внешней политики, каковой является марксизм-ленинизм для советского внешнеполитического планирования и соответствующих практических действий СССР в этой области". В 1978 г. президент США издаёт секретную директиву, содержащую указание всем правительственным учреждениям рассмотреть вопрос о воздействии принимаемых ими решений на права человека за пределами США. В результате кропотливой работы, в том числе, и в направлении институциализации политики прав человека, США к началу 90-х годов имели права человека уже неотъемлемым компонентом внешней политики американского государства-гегемона.

Сегодня американцы довольны и так оценивают свои усилия в области прав человека - это: "...содействует обеспечению интересов США в области безопасности (выделено нами – И.С., П.В.); помогает созданию системы мирового порядка, основывающегося на господстве права и устремлениях народов; является благоприятным с геополитической точки зрения, так как содействует мирной эволюционной демократизации государств; обеспечивает массовую поддержку со стороны общественности, так как отражает фундаментальные ценности американской нации". (3,3)

Американскими философами и идеологами для создания единой нации и предотвращения конфликтов на расовой почве использовался принцип Александра Македонского, который взял в жены бактрийскую княжну Роксану, после чего вся Бактрия без применения силы перешла во владение македонскому царю. Также законными жёнами Александра, из политических соображений, были дочери персидских царей Статира и Парисатида. Помимо этого он приказал всем своим диадохам (полководцы Александра, после его смерти, разделившие между собой его империю) жениться на знатных персидских женщинах, и Александр тем самым пытался создать мощное единое государство без этнического компонента, но его планы не сбылись из-за новых походов в другие территории и ранней смерти.

Территория США для населения этой страны стала воплощением идей Александра и римских императоров, когда было создано одно общество, на одних принципах. Единое мощное государство с одним народом и нацией, сплочённой одной идеей своего превосходства с колоссальным патриотизмом. Однако всё, что касалось других стран, это уже была философия Рима, использующая этнос, как демонстрацию своего могущества и превосходства своей нации и принцип «разделяй и властвуй». Когда говорится, что американцы используют двойные стандарты, то для них это один стандарт, который в рамках Американской Доктрины Гегемона, позволяет им использовать любые приёмы и информационную ложь для достижения одной цели.

Мировому сообществу, чтобы понять на каких принципах США выстраивает свою политику, необходимо обратиться к эллинистической истории. Все постулаты уже образовательной системы дошкольного и начального образования этой страны начинаются с Греческой и Римской философии. Воспитание детей начинается с прививания им навыков муштры, умения выживать в экстремальных ситуациях и принимать правильные решения, патриотизма и своего преимущества перед ровесниками из других стран. Американскими идеологами в общественном мышлении создана атмосфера одобрения действия своих лидеров в отношении других народов, даже если это сопровождается уничтожением этих народов и стран. Любой американец готов оправдать действия своего государства, если это преподносится как действия для его блага.

С целью оболванивания и отвлечения народа от внутренних проблем и создания доверия к идеологам в США вместо гладиаторских сражений используется шоу, широкоформатные фильмы различного толка, игровые автоматы и многое другое.

Нарастающие культурные противоречия или, как утверждает известный американский политолог Хантингтон, внутреннюю борьбу между цивилизациями в Америке руководство США пытается преодолеть с помощью создания массовой культуры. Как известно, последняя нацелена на удовлетворение психологических стереотипов человека, порождаемых потребительской рекламой. Этой же цели подчинён весь государственный механизм, дающий человеку максимум свободы для удовлетворения этих природных желаний, закономерно ведущих к духовному обнищанию.

Пытаясь устранить этнические противоречия в своей стране, США полностью выдерживает принципы эллинистической философии, когда в других регионах этнические противоречия при непосредственном участии США разрастаются не только в локальные конфликты, но и перерастают в настоящие войны.

Любое государство, политик или лидеры стран, прежде чем выстраивать свои отношения с США, должны отчётливо представлять, что равноправных отношений никогда не будет. Они будут втянуты в интриги американских политологов, идеологов и философов и целых институтов международных отношений, которые тщательно изучили сильные и слабые стороны этих стран и никогда не позволят равноправных отношений.

В римско-эллинистической истории имеются ответы на многие вопросы, как относиться к политике гегемона. Участие любой страны в сотрудничестве США всегда обращается против этой страны и несёт ей и её народу больше вреда, чем пользы. За всю мировую историю и не только римскую, держава, вступившая на путь сотрудничества с гегемоном, расплачивается кровью, поскольку любой диктатор начинает использовать ресурсы данной страны, в том числе, и людские и как участников вооружённых столкновений. Если внимательно посмотреть на сегодняшнюю обстановку, то можно отчётливо пронаблюдать, как даже самые развитые страны, продолжают «плясать под дудку» США, хотя имеется обратная и, на наш взгляд, усиливающаяся тенденция. Сегодня эта страна использует весь потенциал любой развитой страны (не говоря о бедных странах), «перекачивая мозги и технологии» в угоду своего благополучия и процветания. Особенно сильно «утечка мозгов» сказывается на странах, где не созданы благоприятные условия для молодёжи в научно-образовательной системе, где молодёжь не признаётся как полноправный участник всех свершений, что относится и к нашей стране. Это подтверждается наиболее выгодными условиями работы для молодых учёных и специалистов из любых стран, которых США ждут с распростёртыми объятиями.

По словам известного американского политолога Збигнева Бжезинского, Америка занимает доминирующие позиции в четырёх имеющих решающее значение областях мировой власти: в военной области она располагает не имеющими себе равных глобальными возможностями развёртывания; в области экономики остаётся основной движущей силой мирового развития, даже, несмотря на конкуренцию в отдельных областях со стороны Японии и Германии (ни одной из этих стран не свойственны другие отличительные черты мирового могущества); в технологическом отношении она сохраняет абсолютное лидерство в передовых отраслях науки и техники; в области культуры, несмотря на её некоторую примитивность, Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодёжи всего мира, - всё это обеспечивает Соединённым Штатам политическое влияние, близкого которому не имеет ни одно государство мира. Именно сочетание всех этих четырёх факторов делает Америку единственной мировой сверхдержавой в полном смысле этого слова.

Но США, как всякая страна, не имеющая глубоких культурных традиций, не могут выйти за рамки своей модели развития, во многом, как мы видели, гегемонистской и имперской. Для поддержания устойчивого развития ей постоянно нужны внешние стимулы. Это отчётливо просматривается на всех крупных этапах новейшей истории Соединённых Штатов. Но это же приводит к мысли, что, повторяя в основных моментах имперское развитие Рима, США могут прийти к такому же печальному итогу.

Посмотрим, что происходило и происходит после падения Берлинской стены, краха социализма в Европе и распада СССР. Наиболее наглядно гегемонистская и экспансионистская сущность политики Соединённых Штатов в мире проявилась в развязывании Вашингтоном агрессии в Югославии, Афганистане, Ираке.

«В геополитическом плане США, - отмечает Владимир Ларцев, - стремятся, во-первых, ещё раз доказать своё право регулировать международные отношения по своим правилам; во-вторых, поставить окончательную точку в процессе раскола славянского мира; в-третьих, вытеснить на задворки мира Россию, которая всё более решительно переходит от заигрывания с Западом к отстаиванию собственных интересов. В-четвёртых, спровоцировать раскол среди национально-территориальных образований СНГ.» (4)

Гегемонизм США в мире вызывает отрицательную реакцию у многих стран второго и третьего мира, а так же и у союзников Вашингтона в Европе. Политические, стратегические и экономические интересы США и стран Европы в последние годы всё более расходятся. Директор гамбургского Института исследований мира и политики безопасности Дитер Луц писал: «Продолжающееся господство США в Европе соответствует ныне (предполагаемым) американским интересам. Оборотная сторона дела заключается в следующем: США будут верховодить в Европе, пока это в их национальных интересах. Но на основе такого положения нельзя создать надёжной системы мира и безопасности в Европе... Европейская безопасность, заслуживающая имя «европейской», предполагает способность европейцев к самостоятельным действиям. Европа и европейские нации должны поэтому освободиться от Америки». (4)

Таким образом, ряд внутренних и внешних факторов развития США свидетельствует о начале конца периода мирового американского гегемонизма. Как отмечал известный французский мыслитель Г.Лебон, после того, как какой-нибудь народ достигает той ступени могущества, что он, уверенный в своей безопасности, начинает наслаждаться благодеяниями мира и благосостояния, доставляемыми ему богатством, его военные доблести постепенно теряются, излишество цивилизации развивает в нём новые потребности, растёт эгоизм. Погоня только за наслаждениями, быстро приобретёнными благами, вынуждает граждан предоставлять ведение общественных дел государству, и скоро теряют все качества, некогда создавшие их величие. Тогда соседние варвары, имея очень малые потребности и очень интенсивный идеал, совершают нашествия на слишком цивилизованный народ, уничтожают его и на развалинах разрушенной цивилизации образуют новую. Так, несмотря на страшную военную организацию римлян и персов, варвары уничтожили империю Рима и арабы - империю персов.
Следовательно, история учит, что любые государства обречены на разрушение и гибель в том случае, если их развитие начинает идти по пути максимального удовлетворения примитивных потребностей своих граждан за счёт подавляющей части народов других стран. Сегодня совершенно очевидно, что США движутся именно по этому пути, ведущему к катастрофе. Финансовый кризис, начавшийся в середине 2008 года в США, перерос в мировой экономический кризис и пока непонятно, кто больше выиграет или проиграет в результате этого кризиса. Но всё более становится очевидным несостоятельность гегемонистской политики США в современном мире.

Считаем, что при активной позиции граждан нашей страны, особенно молодёжи, можно создать предпосылки для урезонивания США, в части их могущества, и донести мировому сообществу преимущества российской идеологии выстраивания взаимовыгодных отношений, но мы должны находиться в одинаковом положении. Как необходимый минимум, в частности, владение английским языком, чтобы на должном уровне донести миру наши ценности. А то, как показали последние события, связанные с Южной Осетией, именно отсутствие каналов массового вещания на английском языке, позволило Грузии, под покровительством США и других стран Запада, в течение почти целого месяца фактически дезинформировать общественное мнение Запада. А современные возможности Интернета, если бы большее количество молодёжи владело английским языком, позволило бы быстрее донести миру всю правду об агрессии Грузии.

Россия в отношении США заняла жёсткую позицию относительно возможности существования гегемонии и однополярности мира. В противовес диктатуре силы миру предлагается миролюбивая политика и взаимодействие на строго взаимовыгодных условиях, без каких либо амбиций той или другой стороны. В этом плане необходимо разработать программы вовлечения талантливой молодёжи России во все сферы жизнедеятельности страны и мира, чтобы не иссыхал источник мозгов для формирования специалистов для регионов, которые смогут поднять экономику России и тем самым способствовать снятию напряжённости в мире.

 

Источники
1.Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I – II вв.н.э. М, МГУ, 1979.
2. www.i-u.ru/biblio/forsp.aspx?dictid=45&
3. Права человека во внешней политике США:1970-1990 гг. – М., ИНИОН, 1990.
4. Постигнет ли Америку участь древнего Рима, - http://www.zn.ua/1000/21691/

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

37 дата публикации: 01.03.2009