
В ИЗДАТЕЛЬСТВО «РУССАНТА»
2 февраля 2009 года
Коллективу исследователей и издателей
книги «Елена Рерих. Листы дневника.
Т. 1: 1920-1923. – М.: РУССАНТА;
Государственный музей Востока, 2009.»
Уважаемые исследователи и издатели,
получил книгу. Позвольте выразить глубокую благодарность за проделанную Вами масштабную, замечательную, работу. Выход в свет этой книги, столь полного, тщательно подготовленного издания, несомненно, означает прорыв, начало нового, по сравнению с теми же текстами в Интернете, этапа в нашем постижении Державы Рерихов. Нельзя не согласиться с высказанным в «Предисловии» положением о том, что открыто «целое направление в НАУЧНОМ изучении философско-этического учения «Живой Этики».
Меня всегда удивляет способность отдельных участников Рериховского движения, запросто оперировать доводами: «если Вы внимательно изучали поведение Махатм, то…»! Остается загадкой – где, когда и как они изучали «поведение»?!
Чрезвычайно узок круг специалистов, например, по философскому наследию Платона, Канта, Гегеля, Соловьева, Бердяева. Высказать свое суждение не каждый осмелится. А вот по сложнейшему философско-этическому «Учению Живой Этики», в том числе, по срокам его вхождения в жизнь, специалистов не сосчитать.
Недостойная кампания «против», основанная на обычных человеческих слабостях, обнаруживает полное непонимание ДУХА Живой Этики, зовущей мыслить свободно, зовущей к научному постижению многообразия действительности. Странной в связи с этим представляется уверенность организаторов кампании, что именно они вырастят и воспитают тех, кому доверят, начиная с 2055 года, прочитать эти тексты. У меня нет никаких иллюзий относительно возможных перемен в их позиции, у меня к ним лишь одно пожелание – разрешить современному рериховскому миру быть таким, как он есть…
Эти записи вошли в нашу жизнь уже сегодня. Содержание изданной книги требует большого духоразумения, к нему невозможно применять одномерные критерии. Тексты (а также справочный аппарат) дают богатейшую пищу для размышлений и обогащения знаний о вкладе в мировую культуру, сделанном Н. К., Е. И., Ю. Н., С. Н. Рерихами и их спутниками.
Нельзя не вспомнить, что еще нет ни одной полноценной документальной книги о великой русской женщине. Пока, по большому счету, благодаря расторопным людям, мы имеем только «Житие Елены Рерих». «Дневники» приближают возможность жизнеописания на документальной основе.
В качестве «критического» замечания выскажу мнение, что логичнее было бы поместить фотографию Е. И. Рерих периода 1920-1923 гг…
…В свое время на протяжении десятилетий миллионы приверженцев марксизма довольствовались положениями, изложенными в статье В. И. Ленина «Три источника и три составных части марксизма». Параллельно существовал институт Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина при ЦК КПСС, издавались многотомные собрания сочинений для научного изучения. Однако, выход в свет в 1956 году книги «К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений» показал, что идеи Маркса и Энгельса в нашей стране подавались, мягко говоря, в урезанном виде. Это ничего не изменило в массовом общественном сознании, но научная справедливость была восстановлена.
Мы живем в той же стране. Поэтому существенно, что на таком раннем этапе появилась достойно подготовленная (однако, неминуемо оставляющая пространство для конструктивных текстологических дискуссий) книга-посредник в нашем общении и изучении Рериховского наследия. Она ставит новые вопросы, она не для легкого чтения, это фундаментальная основа для многих поколений исследователей. Одновременно книга дает читателю возможность поразмышлять о смысле своей жизни…
С благодарностью за проделанный важный труд
А. Н. АННЕНКО.
г. Абакан
Ваши комментарии к этой статье
№36 дата публикации: 04.02.2009