В.Деревянко

Человековедение

Из цикла: "Жизнь и её смыслы"

 

Человек на Земле - настоящее и будущее

 

1. Развитие человека и цивилизации Земли

Если смотреть на Землю из космоса, даже ближнего, то людей не увидеть, так они малы. Подобное можно говорить и о развитии человека, так оно медленно и незаметно. Но людей на Земле становится всё больше, каждый из них в той или иной степени развивается и вместе с ними развивается и цивилизация Земли. Выйдя из природы и являясь её органической составляющей, человек весьма зависит от природных условий и ресурсов и, удовлетворяя свои потребности, воздействует на окружающий мир. В этих зависимости и воздействии проявляется сущность человека, познавая которую возможно понять и рационализировать жизнь людей на Земле. От того, как это делает человек, зависит его настоящее и будущее на Земле... Человек и цивилизация, как ступень общественного развития и культуры, - явления и понятия относительно определённые и взаимосвязанные. Без человека нет цивилизации и наоборот: человек – продукт цивилизации. То есть индивидуальное развитие и отношения человека с социумом определяют характер и уровень развития цивилизации как некоей совокупной характеристики деятельности людей и их сообществ. А цивилизация, как хранилище накопленного и обобщённого опыта существования людей, воздействует на каждого человека и определяет его принадлежность к той или иной экономико-политической и культурной среде-группе, являющейся частью-подмножеством человечества-множества. При этом и человек, и его сообщество развиваются каждый по своим и общим законам. Всё вместе, называемое цивилизацией, также находится в развитии, которое имеет не только свои закономерности, уровни и характеристики, но и адекватные цели и средства их достижения. О развитии отдельного человека можно судить по его действиям, которые могут быть более или менее сообразны его возрасту и развитию, сущности и разумности. Об уровне развития социума можно судить по его организации и целям, - чем более они демократичны, тем выше развитие. Развитие и ориентация экономики, её имущественная, распределительная и потребительная структура также являются важными показателями и характеристиками развития социума. Оценивать развитие цивилизации намного сложнее, но также возможно. Будучи выражением цельности и общезначимости интересов людей, важнейшими и существенными характеристиками цивилизации естественно являются показатели единения, общности её стран и сообществ и их взаимодействия с природой. Надо ли говорить, что пока они далеко не оптимальны, как, впрочем, и процессы производства и использования жизненных ресурсов, и это чревато для всех людей весьма серьёзными проблемами и последствиями. Кстати, наличие, структура и глубина проблем на разных уровнях существования людей является весьма существенной негативной характеристикой цивилизации.

Если спуститься на уровень отдельных стран, то и здесь видны те же проблемы разобщения людей между собой и природой, несправедливость и конфликтность взаимоотношений, повышенная опасность жизни и недостаточная степень реализации жизненных возможностей. Весьма показательна неравномерность развития населения Земли от ещё сохранившихся первобытных племён и большого числа развивающихся до высокоразвитых стран. В результате получаем реальную картину цивилизации Земли, которая, будучи разнородной, недостаточно организованной и уравновешенной, имеет очевидно невысокий уровень развития в целом. То есть без натяжки и преувеличения можно говорить о ранней стадии или детстве земной цивилизации, которое легко связать с эгоистичным стремлением людей к удовольствиям и развлечениям и каким-то "легкомысленным" нежеланием видеть и кардинально решать весьма серьёзные и нередко опасные проблемы... Человек, рождаясь в той или иной стране, обретает их культурные особенности и следует жизненному укладу и обычаям, которые могут сильно отличаться от других. Не смотря на это, у каждого остаётся то, что определяется его сущностью, одинаковой у всех людей, независимой от национальной принадлежности, экономики и культуры и определяющей их существенные потребности в воздухе, воде и пище, одежде, жилище и работе, партнёре другого пола для продолжения рода и совместной жизни для улучшения вида. Необходимость удовлетворения этих потребностей и возможности для этого в социуме предопределяют важнейшие устремления людей и их социальную организацию.

 

2. Ресурсная обеспеченность и развитие человека

Чем лучше обеспечен ресурсами человек, тем более он свободен и тем больше у него времени для того, чтобы уделять внимание другим сторонам жизни и, прежде всего, своему развитию. Если вспомнить организацию жизни животных сообществ - семей, стай, то она всегда иерархична и на её вершине находится вожак - самая сильная и воинственная особь, который имеет большие и лучшие ресурсы для жизни и её продолжения. То есть в животном мире побеждает сильнейший и сила является решающим условием лучшей жизни. Но, если для животных это естественно - их разум слаб, то для людей - это своеобразный атавизм, ибо, имея разум, они в состоянии организовать свою жизнь разумнее и справедливее... Коль скоро людьми движет стремление к обогащению и власти, очень похожее на борьбу за ресурсы у животных, можно говорить, что они в своём развитии ушли не слишком далеко от своих предков, а организация их социума не слишком рациональна. Это даёт проекцию на всю цивилизацию и наводит на мысль, что человеку и человечеству ещё предстоит! реализовать вполне свои человеческое и видовое начала и выйти на более высокий уровень развития.

По мере своего развития люди производят всё больше ресурсов и лучше обеспечивают свои потребности, впрочем, это зависит ещё и от отношений собственности или от того, как произведённое распределяется и сколько люди имеют. Если у примитивно-первобытного человека - охотника и собирателя - зависимость от ресурсов высока и его жизненная необходимость - выживание, то с появлением средств производства и транспорта эта зависимость снижается, а степень свободы производителя повышается, впрочем, если он владеет результатами своего труда... Отчуждение произведённых им ресурсов в пользу собственников, правителей или грабителей, паразитирующих на трудящихся, порождает нерациональную организацию социума и тормозит его развитие. С этой точки зрения в историческом процессе можно выделить несколько экономико-социальных формаций, для каждой из которых характерны некоторые уровни производства и потребления ресурсов и диапазон различий в производстве и потреблении, определяемый положением людей по отношению к средствам производства и власти. Примечательно, что в каждой последующей формации растут уровни производства и потребления ресурсов вообще и снижается несоответствие между трудовым вкладом людей и их потребительскими возможностями.

Внимательный взгляд на происходящее позволяет увидеть неслучайность составляющих его процессов и обосновать их объективно-закономерный характер. Как каждый человек от рождения проходит определённые этапы развития с характерными для них целями и действиями, так и в собирательном смысле человек идёт от детства с его эгоизмом и своекорыстием интересов и действий к зрелости, когда он лучше понимает, организует и решает свои жизненные задачи, соотнося свои интересы с интересами других людей и находя не только их паритет, но свою пользу. Впрочем, люди неодинаковы в понимании своих обязаностей и прав и это является следствием не только различий в возможностях, но и в разумности, в зависимости от которой находится то или иное видение человеком его жизненной необходимости и пользы, определяющие его индивидуальные действия и взаимодействие с социумом, находящие выражение в жизненных ценностях.

Итак, развитие человека производно его разумности, которая отражает степень эффективности управления своим поведением и его природосообразности и рациональности производства и использования жизненных ресурсов для позитивной видовой самореализации, предполагающей снижение противоречий и всё большее единение с окружающим миром людей и природы. И чем большим и тесным будет это единство, тем лучше будет жизнь на Земле и более развита цивилизация, тем дальше не только разумом, но и телом человек сможет устремиться во вселенную... Пока же, если на Земле появятся инопланетяне, они будут немало удивлены и затруднены в оценке её цивилизации, когда в одном месте могут встретить неграмотного охотника примитивного племени, а в другом - высокообразованного исследователя, своим интеллектом проникающим в тайны бытия и глубины материи и вселенной...

 

3. Перспективы развития человечества

Чтобы говорить о перспективах развития человека, нужно хорошо представлять себе, какой он, как развивается и насколько эффективно решает задачи своего существования. Последнее поворачивает человека к его сущности, вынуждая к её объективному определению и обоснованию сообразного ей рационального поведения. Сделав это, он сможет свободнее и эффективно развиваться, максимально реализуя свой видовой потенциал! Пока же люди весьма неоднозначно представляют себе свою сущность и выражающую её жизненную необходимость, а полезным считают не реализацию своего видового потенциала, а обогащение и власть, благодаря которым возможно получение больших жизненных ресурсов и удовольствий от их потребления. Научно-технический прогресс и экономический подъём способствуют улучшению ресурсной обеспеченности жизни людей, но пока механизм их перераспределения нерационален настолько, чтобы люди в массе смогли начать думать о своём развитии и совершенствании, а не о средствах к существованию.

Если окинуть взглядом исторический процесс за последние несколько сотен лет, то нельзя не увидеть позитивных изменений в жизни людей и возрастающей их динамики: это и решение продовольственной проблемы в развитых странах и значительное увеличение продолжительности, повышение комфортности и информативности жизни, особенно стремительные в последнее столетие. Изменилась имущественная структура населения, например, в развитых странах число обеспеченных людей доходит до 80-90% против 10% в развивающихся. Это в значительной степени связано с развитием производительных сил, которые в ряде африканских стран находятся на очень низком уровне и нередко люди голодают... Тем не менее, и в благополучных странах развитие и действия людей не вполне адекватны их сущности, в результате они много болеют и живут меньше, чем могли бы, не говоря об опасностях на производстве и дорогах, преступности, терроризме и военно-силовых конфликтах между странами и их блоками.

Обращаясь к сущности человека и тому, как он её реализует, можно полагать, что в силу накопления исторического опыта и знаний он приближается к тому, чтобы начать последовательное самопознание и более эффективную самореализацию. Коль скоро человек социален, это скажется и на организации социума. Занимаясь оптимизацией социума естественно ожидать и повышения общечеловеческого уровня отношений людей. Эта рационализационная цепочка, познание и реализация которой связана с развитием человековедения, станет основой позитивного развития человека и всей цивилизации. Последовательно и постепенно рационализируя свою жизнь на всё более высоких уровнях, люди станут лучше сознавать и осуществлять свою жизненную необходимость и действовать в направлении своей высшей пользы, на пути к достижению которой они будут улучшать себя, социум и весь свой вид.

Впрочем, пока эти задачи не вполне осознаются и реализуются людьми и не последним в этом является отсутствие теоретической и познавательной опоры их жизни. Действуя методом проб и ошибок, люди нащупывают более верные решения, но это нередко обходится им очень дорого. Известно, что многие правила, например, техники безопасности на производстве, дорожного движения или действий в экстремальных условиях, например, террористической угрозы, пишутся кровью людей... По странному стечению обстоятельств считается, что улучшить жизнь можно за счёт социальных преобразований, изменения отношений собственности и перераспределения ресурсов и средств. Увы, это вторично, ибо действительно решить проблемы и улучшить жизнь, не изменив-улучшив самого человека, - нельзя! А это не приходит в голову людям в силу другой их жизненной ориентации и потому, что нет цельного и объективного представления о человеке и его сущности.

С помощью разума человек может опереться на свою сущность и, сознавая жизненную необходимость, устремиться к достижению высшей пользы, гармонизируя свои духовное и телесное/животное начала во взаимодействии с окружающим миром людей и природы, органической частью которого он является. И, чем более природосообразным будет поведение людей, тем лучше будет их жизнь, тем большим будет их общность между собой и единство с природой, тем выше будет развитие цивилизации Земли и тем ближе к ним будет природа-вселенная с другими разумными существами, частью которой они являются.

 

4. Возможные перспективы человечества:

1. Если всё будет делаться, как сейчас, то:

Будет по-прежнему несправедливым распределение жизненных ресурсов и неравномерным развитие людей и народов на Земле. Будет по-прежнему гибнуть много людей в техногенных катастрофах и природных катаклизмах. Будут истощаться жизненные ресурсы, накапливаться экологические проблемы и ухудшаться среда существования людей. Будут продолжаться социальные и национальные конфликты, могущие перерасти в мировую войну. Разобщение и взаимное отчуждение людей будет тормозить познание мира и себя и отдалять контакт с другими цивилизациями. Наконец, если вблизи Земли появятся инопланетяне, вспомним об НЛО, они могут не вступить в контакт с людьми из-за их недостаточно-примитивного развития и ориентации на обогащение и удовольствия... Без эффективных развития и совершенствование и улучшения своего вида люди не смогут вполне понять пришельцев, если они появятся на Земле, и сами никогда не достигнут иных миров...

2. Если люди будут действовать сообразно сущности, то:

"Благодаря разуму, человек может и должен понять, что лучшая жизнь - это жизнь более развитых и совершенных людей и что другая жизнь не может быть реализована силой или насилием. Для достижения этого человек должен опереться на свою разумную сущность и системное знание о её познании и реализации. Наука разумной жизни человека /человековедение/ призвана рассеять вековую иллюзию о том, что улучшить жизнь можно, лишь изменяя внешние обстоятельства и вещное окружение. Она должна рассказать о том, что путь к другой, лучшей жизни - это развитие и совершенствование людей, которые осознают это, как свою жизненную необходимость.

По мере изменения и углубления представлений о сущности человека начнут изменяться его жизненные ценности и ориентиры, он будет естественно социализироваться и гармонизировать свои внутренние и внешние взаимодействия. Деньги и власть постепенно утратят своё значение, - место своекорыстия и достижения превосходства над миром в сознании и интересах людей постепенно займут развитие и дружеское взаимодействие. Почему так, а не иначе? Потому, что - это разумная альтернатива тому, что сейчас происходит. Кстати, и в современных условиях чего-то значительного и общезначимого можно добиться только разумом, согласием и единением, вспомним международную космическую станцию... Если человек задумается о своей, не просто пользе, а о высшей пользе, он придёт к мысли об общем благе, что означает - и о себе в позитивном контексте взаимодействия с социумом и природой. За счёт рационализации жизни сократится время необходимого труда и решения бытовых задач, - люди смогут уделять больше времени своим здоровью, развитию и самовыражению. Впрочем, сокращение рабочего времени для человека, живущего природосообразно - не самоцель, если трудишься для своей пользы, хочешь и делаешь то и столько, сколько нужно и можешь сделать!.. Минимизация личного имущества и увеличение доли средств общего пользования, позволят существенно сократить объём используемых ресурсов и улучшить состояние окружающей среды, повысить индивидуальный жизненный потенциал и накапливать внутреннюю энергию разума, развития и совершенствования, которая лежит в основе позитивной видовой самореализации, воплощающей высшую пользу человека.

Как это может выглядеть? Каждый человек трудится, но не как неразумная пчела по заданной сверхорганизмом семьи программе, а с общественной и индивидуальной пользой, которая может сознаваться только разумом, и занимаясь любимым делом с радостью, что для пчелы немыслимо! При этом люди будут иметь всё необходимое для осуществления всего необходимого, сначала в некотором месте, а со временем по мере увеличения материально-энергетического потенциала социума и в любом!, в том числе, и в космосе, месте жизни. Сообразное сущности поведение будет способствовать сближению людей и их интересов, выравниванию стартовых и текущих жизненных возможностей. Природосообразным изменениям в поведении людей будут соответствовать и гуманизационные процессы в хозяйственной, культурной и социальной сферах жизни.

Основным следствием гуманизации жизни будет её демилитаризация. Последнее предполагает, прежде всего, сокращение и последующую ликвидацию оружия массового уничтожения. Сначала ограничению, а затем и прекращению подлежат любые виды деятельности, связанные с нанесением явного или неявного, в настоящем или в будущем вреда человеку, обществу или природе. Одновременно должны поддерживаться и всячески стимулироваться действия, способствующие эффективной реализации сущности человека, общественной пользе и сохранению природы. От борьбы с нарушением законов на пересечении многочисленных противоречий общество перейдёт к постоянной рационализации и гармонизации жизни и взаимоотношений людей, без которых в настоящее время практически невозможно эффективно бороться с терроризмом...

Однако, связывая будущее человека с рационализацией его поведения и использования ресурсов, человековедение исходит из того, что это процесс естественный и продолжительный, разворачивающийся по своим законам, которые можно и нужно познавать, но невозможно знать сейчас и вполне. Потому человеку не стоит обольщаться его выводами о возможности улучшения жизни и расчитывать на быстрое приближение к другой природосообразной жизни. Это зависит, прежде всего, от того, насколько каждый человек захочет сам изменяться к лучшему, развиваться и совершенствоваться". Из статьи цикла 1 "Другая жизнь".

 

Далеки ли люди от животных?

1. Животное и человек - сходство и отличия

Некоторым людям вопрос, вынесенный в название статьи, может показаться неуместным и даже кощунственным, однако, для его постановки есть серьёзные основания. При видимом сходстве человека и обезьяны и их геномы настолько близки, что впору удивиться тому, почему не все люди принимают теорию Дарвина, считая её принижением человека, как творения Божьего или посланца внеземной цивилизации. Биология человека и животных так схожи, что рефлексы изучают на собаках, кровообращение на лягушках, а многие эффективные лекарственные средства были разработаны, благодаря опытам на обезьянах, кроликах или крысах. Самое же неприятное для человеческого достоинства состоит в том, что сходство и в организации жизни так велико, что непросто узреть различия и, особенно, преимущества человека... Разумеется, нельзя не видеть научно-технических и экономических достижений людей, но в их отношениях между собой и природой имеет место примерно то же, что и в животном мире. И от этого никуда не денешься... Может быть, это не так важно? Пожалуй, если забыть о том, что человек в отличие от животных - разумен...

Когда человек - животное и когда - человек? И всегда ли человек - человек? И что означает быть человеком? Надо ли говорить, что процесс за/рождения человека и животных-млекопитающих подобны, более того, человек рождается животным, которое в благоприятных условиях становится в той или иной мере человеком. Эта оговорка не случайна потому, что, если ребёнок родится среди животных, его разум не "включится" и он никогда не станет человеком. Из этого следует, что важнейшим отличием человека от животного является наличие развитой психики и её вершины - разума. При этом последний имеет важную особенность - его надо развивать и постоянно тренировать, как и мышцы. Но, если тело развивается как бы само по себе, движимое внутренней энергией развития и необходимостью удовлетворения потребностей, то разум, даже если он включился, надо регулярно подпитывать новыми знаниями и тренировать в решении всё более сложных задач. В противном случае в сознании формируется и увеличивается "чёрная дыра потребления", которую трудно преодолеть, ибо это требует дополнительных усилий, а разум не развивается или деградирует и нуждается в "костылях" - знаниях, подсказках, замыкаясь на обеспечении потребностей тела через его удовольствия, что есть ни что иное, как животная жизнь...

По-видимому, определяющим человеческое начало является не только наличие разума-интеллекта, его развитие и высокий потенциал, но регулярная духовная деятельность, - то самое, что определяет небольшие отличия геномов человека и обезьяны. Но в чём выражается духовность или разумность человека? В достижениях искусства, науки и техники, творчестве или более сложной организации, повышении комфортности и увеличении продолжительности жизни, множестве полезных вещей и разнообразных знаний? Наверное, но не только в этом. Важнейшим проявлением разумности человека является его стремление к самопознанию и наилучшей самореализации, как и организации жизни в социуме и природе. Именно в таком контексте наиболее очевидны и духовность человека и его преимущество над животными, которые, впрочем, неоднозначны и в неравной степени присущи людям. Увы, в жизни пока торжествуют сила - животное начало и выражающее его потребление, а в организации жизни и использовании её ресурсов мир людей очень сильно пересекается с животным миром.

Что же можно отнести к явным признакам человека? Первое: включённый разум. Второе: разум, осуществляющий самопознание или познающий сущность человека и помогающий ему реализовать её наилучшим образом вместе с другими людьми и в гармонии с природой. Третье: развитый и активно работающий разум в направлении рационализации жизни и её ресурсов. Всё это, разумеется, не случайно, ибо человек, как существо разумное и биосоциальное, должен, и это - его жизненная необходимость, с помощью разума познавать свою сущность и выражающий её или имманентный ей смысл жизни и адекватно и рационально организовать свою жизнь индивидуально и в социуме, в пространстве и во времени. У животных нет смысла жизни, который осознаётся разумом, и в их сознании - огромная и непреодолимая "чёрная дыра потребления", которая определяется инстинктами. Развитый разум и духовность, как способность к самопознанию и наилучшей самореализации в окружающем мире людей и природы, есть то, что отличает человека от животного и в главном определяет его сущность.

 

2. Человек, его разумная сущность и развитие

Животные, руководствуясь инстинктом и примитивным разумом, в своём ареале обитания естественно реализуют видовые задачи. И только неординарные события и катаклизмы нарушают природную заданность их поведения. У человека, как высшего млекопитающего, биологическая составляющая жизни дополняется психической и это делает его и сильнее и слабее животного... Сильнее потому, что благодаря разуму и создаваемым с его помощью орудиям труда, он может иметь и использовать эффективнее для своей пользы гораздо большие ресурсы, слабее - потому, что большие ресурсы требуют больших и совместных с другими людьми усилий для производства и управления ими и при недостаточной разумности отчуждают человека от природы и своей сущности, приводя к нарушению биологического и социального равновесия существования. Имея разум, человек способен знать, чего и сколько ему необходимо, и рационализировать жизнь и её ресурсы, тем не менее, большинство людей ориентировано на увеличение ресурсов и получение выгоды и преимуществ перед другими людьми, а не на собственное развитие и рационализацию действий в социуме и природе. Увы, пока разум человека не в состоянии преодолеть власть инстинктов и потребительства...

Определяя разумное поведение как приведение потребностей человека в соответствие его сущности, естественно опереться на неё. Именно сущность задает мотивационную основу поведения человека, предопределяя жизненную необходимость и полезность его самопознания и оптимальной самореализации. Но что такое сущность человека и почему так по-разному определяют её философы? Может быть, из-за каких-то существенных различий людей и, как следствие, интересов и устремлений, что означает и смыслов их жизни?.. А может быть, из-за того, что их сущность можно реализовать по-разному - от примитивного до совершенного. Анализируя действия человека как результирующую взаимодействия тела и духа между собой и с другими людьми и окружающей природой с точки зрения его необходимости и пользы, можно приблизиться к пониманию того, что стоит за каждым его действием и что предопределило именно этот результат, а не какой-либо другой. В противном случае не удивительно ограниченное восприятие человека и смысла жизни через его тело или психику, имея в виду первичность духа или материи.

Но тело - это потребление, движение и действие, обмен веществ и взамодействие с окружающим миром, формирование и распределение жизненной энергии. А дух, разум? Эта управляющая субстанция и функция, реализуемая мозгом и нервными волокнами, обеспечивающих формирование сознания, которое возникает в теле для его наилучшего воспроизводства и развития во времени и в пространстве /вспомним ребёнка/, как дополнение и развитие инстинкта животного! Сколь совершенным ни был последний, разум способен помочь человеку не только лучше управлять своими действиями, но сознавать и оптимизировать свои потребности, улучшать себя и рационализировать взаимодействие с окружающим миром людей и природы! Эта присущая человеку возможность и есть то, что в значительной степени определяет его сущность и духовное - собственно человеческое начало, которое позволяет человеку подниматься над животным и стихийным естественным отбором!

При этом одним из важнейших оснований сущности человека и условий его существования является развитие, как последовательное раскрытие или реализация сущности. Чем лучше человек реализует себя, то есть сознает свои сущность и осуществляет жизненную необходимость, тем выше уровень его развития. Развитие человека - весьма многогранное явление и понятие. Оно реализует некую внутреннюю биоэнергию поступательного проявления его сущности и является имманентной ей. С другой стороны развитие человека производно его разумности, степени обеспеченности жизненными ресурсами, удовлетворения потребностей и оптимальности индивидуальных действий и взаимодействию с окружающим миром. Что за этим стоит и как это лучше понять? Если вспомнить о животном происхождении человека, о чём свидетельствует несколько десятков рудиментов в его организме, нельзя не отметить того, что в отличие от своих предшественников он способен не только сознавать себя, свои жизненную необходимость и пользу, но и влиять на своё развитие. Потому, если сравнить изменения в мире животных и людей за исторический период развития человека, то нельзя не видеть очевидного застоя у животных и существенных изменений в жизни людей. При этом их содержание и формы объективно отражают меру познания и реализации их сущности, которые производны разумности и совершенству людей.

 

3. Далеко ли люди ушли от животных и как увеличить их отрыв?

Чтобы понять, как далеко в своём развитии люди ушли от животных, следует обратиться к человековедению, которое исходит из того, что человек имеет свою природную основу-сущность, логику и динамику её осуществления, которые постепенно проявляются в определённых форме и содержании и реализуются во времени и пространстве, в социуме и природе. Для лучшего понимания того, о чём идёт речь, нелишне ассоциировать развитие человека с растением, например, с деревом, которое при наличии всех факторов роста эффективно развивается и растёт свободно, широко раскидывая свои ветви. В противном случае и дерево в густом лесу и неблагоприятных условиях угнетается и чахнет, и человек среди людей и проблем развивается не вполне и не всегда и хорошо живёт свой век. Человековедение обосновывает адекватность социальных отношений, как, впрочем, и обеспеченность жизни ресурсами и энергией, развитию и разумности людей, что позволяет судить и о том, как далеко люди ушли от животных.

В отличие от животного развитие человека - процесс сознаваемый и его важнейшей целью является осуществление жизненной необходимости! Если человек вполне сознает её своим разумом и осуществляет своим телом, ему не надо ждать чьих-то милостей или благоприятного случая, - он будет позитивно, адкватно сущности, развиваться и совершенствоваться, стремясь ко все большей полезности своих действий. Коль скоро процесс развития человека, как и сама его сущность, имеет управляемую разумную основу, реализуемую людьми на разных уровнях в определённых формах, естественно их выделять, анализировать и оптимизировать. С этой целью весьма важно попытаться конкретнее определить особенности и уровни развития человека, ведь последнее и есть то самое, что выделило его из животного мира и сделало человеком!

Развитие человека - важнейший процесс и характеристика его жизнедеятельности, которые позволяют делать некоторые весьма важные выводы о нём самом, достижениях социума и о состоянии цивилизации Земли в целом. Как и другие процессы в природе, развитие человека происходит в определённых формах и соотносится с обеспеченностью его жизни ресурсами. Будучи важнейшим процессом его жизни, развитие человека имеет свои цели и содержание, составные элементы и уровни. Наиболее важными являются оценки развития человека по степени адекватности его сущности и содержанию действий. Первая из них может быть установлена по соответствию вектора развития его целям, выражением которых является высшая польза, а вторая - по тому, как он осуществляет жизненную необходимость. Не забывая о том, что человек - существо социальное, его развитие безусловно необходимо соотносить с развитием и организацией социума, которые являются важнейшим фактором и производной его индивидуального развития. Рассматривая структуру важнейших процессов осуществления жизненной необходимости под углом зрения его сущности и высшей пользы, Чел выделяет четыре уровня развития человека и социума: примитивный, корыстно-хозяйственный, организованный и совершенный. Каждому из них соответствуют определённые цели развития, представления о жизненной необходимости и высшей пользы и степени их осуществления и достижения, формы и уровни самоорганизации человека и организации социума, способы производства и использования жизненных ресурсов и энергии и т.д.

Итак, насколько далеки сейчас люди от животных? Определённые уровни развития и адекватные им действия - это, обоснованные человековедением, ступени прошедшего, реалии настоящего и вероятные перспективы развития и совершенствования человека и его сообщества и реализации возможностей, заложенных в его сущности. Кстати, чтобы не думать об иллюзорности такой стратификации развития человека, стоит обратиться к развитию ребёнка и увидеть, как похоже изменяются его интересы и цели по мере его развития!.. Если исходить из приведённой стратификации развития, можно говорить о неравномерности развития отдельных людей, племён, народов и стран, среди которых есть и примитивные племена, развивающиеся и высокоразвитые страны. Общий уровень развития человека и социума, которому адекватен капитализм, соответствует второй ступени, говорящей о том, что впереди - уровни развития, соответствующие организованному и совершенному поведению человека. Из этого следует, что человек по уровню разумности, определяющего его развитие, ушёл пока не очень далеко от животных, коль скоро в его действиях нередко торжествует сила, а не разум. Общеизвестно, что человек тем разумнее, чем лучше и системнее организует свою жизнь и чем дальше в социуме, во времени и в пространстве её видит. Если при этом он считается с интересами других людей, то выстраивает свои действия по некоторым правилам, следование которым, подкреплённое религиозными, нравственными и идеологическими установками, делает его более разумным и человечным. От того, как люди понимают и реализуют свою жизненную необходимость и пользу, то есть, чем более намерение или деяние человека сообразно его сущности и выражающей её высшую пользу, тем выше уровень его развития и рациональнее взаимодействие с людьми и природой. Таким образом, в развитии, адекватном его сущности, человек становится разумнее, совершеннее и человечнее, всё более отдаляясь от своих животных предков.

 

4. Как определить уровень развития человека?

Чтобы это сделать, хорошо бы понять и принять изложенное выше и опереться на информацию следующую ниже.

А. Развитие людей может отличаться по уровню и составляющим, которые, прежде всего, определяются степенью их самопознания и реализации сущности, что вместе по-крупному составляет жизненную необходимость. Отмечая важность самопознания, следует заметить, чем менее человек знает свою сущность, тем ниже уровень его развития и наоборот. Говоря о реализации сущности, - чем лучше человек реализует свою сущность, тем эффективнее его развитие по определению и тем более высоким должен быть уровень самопознания.

Б. Следующая ниже стратификация, разработанная в человековедении, применима и для развития конкретного человека и исторического развития человека с небольшими оговорками. Соотнося нижеследующее со своими представлениями и понятиями, можно в первом приближении оценить и своё развитие и развитие других людей, которых хорошо знаете, и развитие целых народов и стран... Всё, и жизнь и развитие тоже, познается в сравнении. Итак, сравнивайте уровни развития:

1. ПРИМИТИВНЫЙ: основная цель и жизненная необходимость человека - выживание, представление о высшей пользе отсутствует. Самоорганизация и уровень хозяйствования, производства и использования жизненных ресурсов и энергии низкие, самовоспроизводство примитивно с преобладанием потребления, реализации сущности всех уровней и особенно социального и общечеловеческого неэффективна или отсутствует, самоотчуждение и разобщение людей очень велики, социальная организация несовершенна и несправедлива, взаимодействие с природой нерационально, безопасность и продолжительность жизни низки;

2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ /корыстный/: важнейшие цели, реализующие жизненную необходимость человека - выживание, под высшей пользой подразумевается обогащение и достижение господства над людьми и природой. Самоорганизация растёт, но неравномерно у всех людей, производство жизненных ресурсов и энергии не вполне достаточно, а использование неоптимально, самовоспроизводство многих людей не обеспечено и нормализовано и в нём преобладает потребление и при возможности накопление, индивидуально-профессиональная реализация сущности успешных людей близится к норме при недостаточной реализации социального и видового уровней, самоотчуждение и разобщение людей высокие, социальная организация неоптимальна, безопасность жизни, в том числе экологическая, недостаточна;

3. ОРГАНИЗОВАННЫЙ: жизненные цели и жизненная необходимость - самопознания и реализации сущности в её развитии, что определяет смысл жизни и пользу человека. Самоорганизация включает задачи рационализации взаимодействия с социумом и производства и использования жизненных ресурсов и энергии, которых производится достаточно. самовоспроизводство расширяется и нормализуется, а реализация сущности по мере возможностей осуществляется по всем уровням - от индивидуального до общечеловеческого /видового/. Самоотчуждение и разобщение имеют тенденцию к снижению, основной принцип социальной организации - обеспечение эффективной реализации сущности и безопасности каждого человека и стремление к оптимальному развитию людей и совершенствованию организации социума и его взаимодействия с природой;

4. СОВЕРШЕННЫЙ: жизненные цели - осуществление жизненной необходимости и достижение высшей пользы. Самоорганизация высока, производство и использование жизненных ресурсов и энергии оптимальны, реализация сущности высокоэффективна во всех её сферах, самовоспроизводство - нормальное, обеспечивающее развитие, самоотчуждение и разобщение минимальны /стремятся к нулю/, важнейший принцип социальной организации - всё для улучшения вида человека и его непрерывного развития и совершенствования в гармонии с окружающим миром людей и природы, безопасность жизни каждого человека высока, продолжительность и пространство жизни человека увеличиваются /стремятся к бесконечности/.

 

Литература:

1. Деревянко В.И. Основы человековедения. 7-я ред. М, 2008, комп. файл.

 

 

Некоторые мировые события-ситуации
под углом зрения человековедения

 

Разобщение и интеграция людей и народов

Человек - существо социальное и его нормальная жизнь невозможна вне социума. Люди взаимодействуют между собой, но между ними существует много противоречий и проблем, которые находят своё отражение в несовершенстве социальной организации и их разобщении. Разумеется, это не может не сказываться негативно на развитии человека, ибо это наносит ему прямой или косвенный вред. Как самоотчуждение человека наступает в результате неадекватных его сущности индивидуальных действий, например, нарушения обмена веществ или гиподинамии, так и разобщение - есть неисполнение им своих социальных обязанностей, которое производно его пониманию своей сущности и осуществлению жизненной необходимости в социальной сфере. Есть и ещё одна особенность разобщения между людьми - оно производно развитию социума, то есть при кажущейся первичности негативных индивидуальных действий человека, есть нечто, стоящее над ним, закреплённое в жизненных ценностях и устремлениях людей, что порождает противоречие их интересов и разобщение. Первое, что надо иметь в виду для минимизации разобщения, это невозможность силового преодоления в силу его глубокого, сущностного характера. Чтобы преодолевать разобщение людей эффективно надо, чтобы нечто естественно сближало их. Коль скоро человек разумен, это сближение должно начаться в его разуме, который осознает его необходимость и большую пользу. Чтобы это произошло, человек должен сознавать свою жизненную необходимость и рационализировать её осуществление.

В наших рассуждениях не раз используется слово должен, которое очень не нравится многим людям потому, что напоминает об их обязанностях, в то время, как им хочется говорить об их правах. В этом состоит момент истины - разобщение будет меньшим, если люди будут помнить не только о своих правах, но и об обязанностях. И в этом им поможет познание их сущности и пользы, которая постепенно постигается их разумом. Именно польза, а если вспомнить о её идеале - высшей пользе, которую человек способен сознавать, и является той "силой", с помощью которой возможно преодоление разобщения. Человековедение показывает, что по мере познания и реализации его сущности и жизненной необходимости, возрастания энерго-информационного потенциала человека и рационализации жизненных ресурсов корыстно-хозяйственные мотивы его поведения будут постепенно вытесняться организационными. И это не теоретический посыл, а ответная реакция человека на вызовы современности, связанные с ухудшением условий и среды его существования и жизненная необходимость улучшения жизни во всех её сферах. Как следствие, более выраженным и оптимальным станет соотношение индивидуальных и социальных действий человека, который благодаря своему разуму, должен, наконец, ощутить себя частью неразрывного целого, а единение, сближение с окружающим миром людей и природы - стать естественной составляющей его действий. И эта тенденция находит своё подтверждение и выражение в формировании содружеств и сообществ, экономической интеграции и усилении политических и культурных связей стран и народов. /14.10.08/

 

Разумен ли "человек разумный"?

Такая постановка вопроса может показаться странной, но для этого есть немало оснований. Прежде всего, заметим, что проявление разума или разумность - формируемое качество, которое позволяет человеку всё лучше реализовать себя /свою сущность/ и развиваться и определяет его собственно человеческое духовное начало. Если новорождённый практически лишён разума и его поведение определяется инстинктами, то постепенно в зависимости от воспитания его разумность возрастает. При этом количество и качество разума - категории относительные и потенциальные, то есть разум может не/работать или работать лучше/хуже, если развитием и жизненной практикой человека он не поддерживается на оптимальном рабочем уровне. Как мышцам необходима некоторая норма движения, так и для эффективного действия разума необходимы его более раннее включение у ребёнка, регулярная тренировка и совершенствование в решении всё более сложных задач! Человековедение определяет разумное, как сообразное сущности и жизненной необходимости, поведение человека, нацеленное на достижение высшей пользы, а разумность - как степень сообразности поведения его сущности. Чем лучше и системно человек познаёт и реализует! свою сущность, тем более он разумен и тем большим в первом приближении является преимущество человеческого начала над животным.

Обычно в рассуждениях о человеке и его разуме исходят из представления о некоем усреднённом потенциале разумности, одинаково понимаемого людьми без каких-либо оговорок и безотносительно индивидуальных различий в её уровне. Однако, при ближайшем рассмотрении разумность, как и физиологические особенности человека, необходимо индивидуализировать, поскольку она может иметь существенные различия от одного человека к другому. К сожалению, пока нет массовых и репрезентативных данных об индивидуальных различиях и показателях разума человека, разве что методики определения IQ позволяют в какой-то мере говорить об интеллекте. Недостатки разума, будь то слабый интеллект в целом или память, способность к умозаключению и воображение, рефлексия и креативность человека могут быть серьёзным препятствием адекватного сущности поведения, вызывая его патологию. Последнее следует рассматривать, как основание для весьма серьёзных выводов о необходимости учёта и введения поправки на разумность при взаимодействиях людей и коррекции или компенсации её недостаточности.

Это имеет огромное практическое значение во всех сферах жизни человека и его социума, ибо неравномерность развития разума людей делает их взаимопонимание и взаимодействие не только неоднозначными и неэффективными, но проблемными. И подтверждением тому - жизнь на земле с её кризисами и несправедливостью, милитаризацией и терроризмом, болезнями и многочисленными опасностями для людей. Для лучшего понимания вопроса обратимся к сферам образования и медицины, где разноразумность обучаемых и обучающего, больных и врачей вкупе с разными способностями к передаче-восприятию информации может свести на нет эффект обучения и лечения, и административно-правовой сфере государства, в которой разноразумность людей приводит к неэффективности управления и несоответствию юридических установлений среднему уровню развития и естественной логике взаимодействия людей, с одной стороны, и неверному толкованию и исполнению указаний руководителей и законов - с другой. Учитывая недостатки разума в методиках преподавания и обучения и нормативных документах, важно, во-первых, считаться с этим обстоятельством, во-вторых, в некоторых случаях вводить дополнительную ответственность лиц, работающих с людьми, за неразумность их действий и, в-третьих, всеми способами стимулировать повышение разумности, как необходимого условия развития человека и совершенствования всех сфер его жизни. /29.10.08/

 

Чему и как учат людей?

Часть 1. Чему и как учат людей? "Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь", - писал А.С.Пушкин и эта мысль отражает очень важные особенности образования людей, которое в принципе, несмотря на новые предметы, методы и средства, остается таким же, как и в прошлые времена. Научив человека грамоте и счёту, его много лет затем напичкивают множеством разнообразных общих и утилитарных знаний, значительная часть которых становится ненужным и забываемым со временем багажом... К сожалению, современная школа не видит в ученике человека, способного к самосознанию и самоуправлению сообразно своим природным качествам и способностям с максимальной пользой для себя и других. Она подавляет в учащемся его собственную волю и жизненную необходимость свободного развития и подменяет её социальным заказом на работников и специалистов с некоторыми знаниями и деловыми качествами, как бы клонируя и консервируя несовершенство людей и социума. Всему учит школа - многим "знаниям" и "ведениям", но не знанию и ведению человека самого себя и самоорганизации среди этих предметов и дисциплин, которые призваны дать ему цельную картину мира и его положения в нём для наилучшей самореализации. Получается, что школьные науки как были ветвями без ствола-стержня, так ими и остаются, несмотря ни на какие инновации и информатизацию учебного процесса. А таким стержнем должны быть: ученик - свободный и компетентный в функционировании собственного Я и весьма полезный школьный предмет - человековедение, которое научит его самостоятельной организации своей личности и успехосозидающей жизни сообразно сущности и выражающей её жизненную необходимость.

Как сказал замечательный украинский педагог Н.Аверин, в школе учат не человека и не на человека, а обучают знаниям, которые часто повисают в воздухе и не способны воспитать в учащемся мудрый жизненный ум, - в определении человековедения - разум. Жило бы в школе человековедение, в сознании ребёнка на всю жизнь сформировался образ активного самоорганизующегося творческого Я и возник стимул к постоянному самосовершенствованию, для которого основы изучаемых наук были бы необходимыми и желаемыми, а не ненавистными, как это нередко случается... Современная школа обязывает учащихся выполнять упражнения, решать задачи, заучивать тексты, но не учит, как это делать лучше и эффективнее, не прививает умения работать над собой. Не все справляются с этим и причина слабой успеваемости - не в неспособности или лени учащихся, а в их неумении организовать себя для интеллектуальной работы. Цепная реакция обесчеловечивания учебно-воспитательного процесса продолжается и перейти с накатанной десятилетиями узкопредметной одноколейной тропинки на широкий человековедческий, личностносозидающий путь не позволяют предметный эгоцентризм и бальная система оценок. Разумеется, это предполагает реформирование всей классно-урочной системы, которая своей архаичностью уступает разве, что пирамиде Хеопса. Основы наук способен продуктивно осваивать ученик, умеющий работать, хотя бы в азах над самим собою, и процесс познания и самопознания - именно та колея, по которой должен двигаться локомотив развития детской личности. К сожалению, вторая рельса - человековедение - пока бездействует...

 

Часть 2. Об изучении человековедения. Главная задача изучения курса человековедения - повернуть человека к своей сущности, показать её и научить жить более разумно или сообразно ей. Несмотря на отдельные попытки разработки и включения в учебный план, систематический курс человековедения пока не существует и не изучается. По-видимому, для того, чтобы он был признан и получил своё развитие, а затем и был введён в образовательные программы, необходимо, чтобы люди осознали его жизненную необходимость. Самое же любопытное состоит в том, что его преподавание уже сейчас не только не причинило бы никакого вреда людям, но послужило для пользы всех и стало основой социально-гуманитарного образовательного блока. Особенностью человековедения является и то, что это - не обычный школьный информативный предмет, который может кому-то даваться или нет и по которому можно иметь тройку или пятёрку, - это жизненно-необходимый процесс подготовки человека к разумной, более успешной и менее проблемной для него и других, жизни со своими критериями оценки и степенями освоения, в котором, прежде всего, должен быть заинтересован он сам. И помочь ему в этом задача курса человековедения и его преподавателей.

Содержание и структура основы курса общего человековедения подчинены решению задачи формирования необходимого минимума знаний учащихся, которые позволят им более объективно рефлексировать свои и чужие действия по отношению к социуму и природе и более рационально строить своё поведение. Курс человековедения предполагает не только изучение, но и практикум, если не всей системы природосообразного поведения, то некоторых её элементов с использованием необходимых вспомогательных средств. Самой важной практической задачей изучения и освоения курса общего человековедения является формирование конкретного представления о жизненной необходимости и нормализация жизненных отправлений учащихся в контексте её осуществления. Также важным является валеологический мотив поддержания постоянно хорошего здоровья и высокой работоспособности. Ещё одним весьма существенным направлением практических занятий человековедения является способствование каждому учащемуся в осознании, выборе и осуществлении наиболее эффективного способа индивидуального самовыражения /в настоящее время это называется профессиональной ориентацией/. И таких направлений может быть намечено и осуществлено немало.

Значение курса человековедения невозможно переоценить по той простой причине, что, являясь наукой разумной природосообразной жизни, оно призвано не только дать необходимые знания, но и научить человека такой жизни. Последнее должно помочь в понимании весьма существенной роли человековедения в воспитании и образовании людей и его принципиально важного места и значения в учебно-воспитательном процессе будущего. Разумеется, в настоящее время непросто представить себе возможность реализации этого процесса, особенно в Российском образовании, находящемся в цепких путах чиновничьего бюрократизма и консерватизма, но на его необходимость указывают многочисленные проблемы современной жизни, логика научного человековедения и содержание его общего учебного курса. /Более подробно вопросы содержания курса и изучения человековедения изложены на странице сайта "Изучение человековедения": http://ocheloveke.narod.ru/doc/izucel.htm /14.11.08/

 

Современное искусство

Искусство, как и жизнь, изменяется, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. То, что современное искусство в значительной степени коммерциализировано и развлекательно, возбуждает агрессию, страх и низменные страсти, а не высокие чувства и мысли, говорит само за себя. Многие формы искусства примитивизировались до уровня массовой культуры, представления и зрелища которой, приобретают всё более пошлый и наркотический характер, играя на примитивных и грубых чувствах человека, оболванивая его и порабощая. Разумеется, искусство, как и жизнь, неоднозначно и разнообразно, однако, говорить при этом о рациональном многообразии искусства и его форм не приходится. Как в реальной жизни существуют полюса высоких идеалов и вульгарных примитивов, так и в искусстве наряду с Джокондой существует чёрный квадрат, а в музыкальных интересах людей преообладают далеко не Бетховен, Чайковский или Гершвин... Когда кому-то из мастеров современного искусства удаётся вырваться из цепких пут дьявольских примитивов, создаются произведения, воспевающие идеалы добра, оптимизма и единения людей и природы, которые остаются в сознании людей и переживают своих создателей... Можно ли сформулировать главную задачу искусства с позиций человековедения? Разумеется, и она состоит в том, чтобы художественными средствами способствовать развитию и совершенствованию человека и социума. Как наука призвана объяснить человеку, оторвавшемуся от своих природных корней и разобщённому с людьми, смысл его существования и научить свободному развитию на основе познания и эффективной реализации его природы-сущности, так и позитивное искусство должно помогать человеку в этом сложном и продолжительном процессе.

Как и человековедение с его сверхзадачей достижения высшей пользы, настоящее искусство имеет свою сверхзадачу - создание художественных образов, утверждающих и воспевающих справедливость и добро, созидательный труд и гармонию взаимодействия человека с окружающим миром, радость жизни и счастье. Искусство должно быть позитивным и оптимистичным, помогая человеку становиться самим собой и выступать по выражению М.Пришвина "как сила восстановления утраченного родства между чужими людьми". Произведение искусства с точки зрения биоэнергетики должно обладать высоким потенциалом духовности, позитивной энергии совершенствования и единения людей, способствовать преодолению невежества и зла в человеке. Как икона или церковная музыка должны вызывать у верующего чувство любви к Богу, так и истинное произведение искусства должно приближать человека к его идеалам, людям и природе, вспомним Н.К.Рериха. Отражая всё многообразие жизни, оно призвано показывать то, что достойно восхищения и любви человека, что помогает ему познавать себя, совершенствовать дух и тело и искать их гармонию, стремиться к единению с миром людей и природы! /14.10.08/

 

О "чёрных дырах сознания" человека

О "чёрных дырах сознания" людей, как о преобладающих неосознаваемых желаниях, определяющих важнейшие мотивы их действий, можно говорить условно по ассоциации с космическими чёрными дырами, имеющими невероятную энергию притяжения веществ и излучений. Рождаясь животным, человек имеет безграничную "дыру потребления" в сознании, которая по мере развития его психики-разума постепенно уменьшается и модифицируется, определяя/формируя его мотивационную сферу. Чем более человек разумен, тем сообразнее своей сущности он действует и тем меньше "чёрные дыры" в его сознании. Практическим выражением сущности человека является его жизненная необходимость, осуществляя которую, он способен действовать с большей или меньшей пользой для себя. Будучи частью природы и осуществляя с ней обмен веществ, человек должен стремиться к его рационализации и гармонизации и это существенная составляющая его жизненную необходимость. Коль скоро человек социален и зависим от других людей, жизненная необходимость подразумевает его рациональное взаимодействие с другими людьми в контексте решения задач существования со всё большей пользой для всех. Квинтэссенцией разумности человека является осознание и достижение высшей пользы, определяющей высший смысл его жизни и состоящей в решении задачи улучшения вида. Увы, в сознании многих людей сейчас зияют огромные "чёрные дыры"...

Человек, сознающий вполне и оптимально действующий для достижения высшей пользы, разумен и способен преодолевать энергию инстинктов и желаний, невежества и вредных привычек, определяющих наличие и энергию "чёрных дыр сознания". Из этого, хочется думать, не слишком сложного рассуждения, составляющего контекст человековедения, явствует, что в основе "чёрных дыр сознания" человека лежат неуправляемые инстинкты; чрезмерные, несообразные его сущности желания; невежество как незнание и слабый интеллект как неспособность вполне сознавать и контролировать это и, наконец, недостаточная разумность человека как несообразность желаний и действий его сущности. Содержание и структура составляющих "чёрных дыр" элементов может варьировать, предопределяя ту или иную степень ошибочности действий человека по отношению к самому себе, другим людям и природе, доходя до уродств. Таким образом, "чёрные дыры сознания" человека есть мера адекватности его желаний и действий его сущности и их масштабы и энергия производны его развитию и разумности. Последнее показывает, что "чёрные дыры сознания" людей в принципе преодолимы и весьма важным для этого является воспитание и развитие человека сообразно его сущности. Коль скоро познание и эффективная реализация сущности - предмет человековедения, как говорится, сам Бог велел его развивать, изучать и реализовать на практике. Хуже от этого никому не будет! /23.10.08/ (см. страницу сайта "Изучение человековедения": http://ocheloveke.narod.ru/doc/izucel.htm)

 

Человек и справедливость. Народ и власть.

Все живые существа одного вида, будь то люди или животные, составляют иерархии - самые сильные становятся лидерами и владеют лучшими ресурсами для жизни и её продолжения, - слабые имеют столько, сколько могут добыть или насколько близки к сильным или ресурсам. Разумеется, отношения людей определяет не только сила, которая олицетворяется властью, но и разум, который также расставляет их по-разному в иерархии жизни. Увы, далеко не всегда это происходит справедливо... Когда одни люди говорят о неприкосновенной и даже святой частной собственности, а другие - доказывают приоритет общественной, и те и другие правы для частных или отдельных случаев, и неправы в принципе, если обратиться к сущности человека, которая имеет индивидуальную и социальную составляющие. Человековедение доказывает, что мера справедливости жизни человека производна разумности или сообразности поведения его сущности и уровню развития. Потому, стремясь к справедливости, важно учитывать это обстоятельство, чтобы не допускать столь трагических ошибок, как это было в 1917 году в России. Важный аспект проблемы справедливости - отношения народа и власти. История знает немного случаев, когда они были довольны друг другом и, прежде всего, народ, который хочет, а власть не может вполне удовлетворить его желания, но не забывает о своих и при этом очень гордится своим высоким положением. Потому естественно взаимное отчуждение между народом и властью из-за расхождения между словами-декларациями и делами со стороны власти и неисполнимой надеждой народа на лучшую жизнь. Кстати, чем ниже культура народа, тем сильнее может быть его отчуждение с властью. Давайте задумаемся, для чего и кому нужна власть? Чтобы принуждать людей делать то, что нужно всем? Или, может быть, для того, чтобы более сильный мог владеть и распоряжаться большими ресурсами? А как же демократия? Увы, что бы о ней ни говорили, она вряд ли возможна там, где есть значительное имущественное или культурное расслоение людей. По-видимому, власть нужна для того, чтобы уравновешивать интересы разноуспешных людей, стремящихся к общезначимым ценностям, которые не доступны всем. Последнее сообразно развитию людей и их жизненным ценностям. Как есть развитые и отсталые страны, так есть и более и менее совершенные формы социальной организации. Наверное, нетрудно понять, - чем менее развито общество, тем деспотичнее и авторитарнее власть и наоборот, - в развитом социуме власть менее авторитарна и более демократична. Разумеется, при нынешних жизненных ценностях - реальная демократия возможна настолько, насколько богатый захочет расстаться с частью своего богатства, накапливать которое для того, чтобы затем кому-то отдавать, бессмысленно. Впрочем, есть примеры экономически и социально развитых стран, в которых перераспределение осуществляется государством посредством прогрессирующих налогов. Возможно, это и есть путь к более справедливой жизни и преодолению противостояния народа и власти и даже её исчезновения путём перерастания в систему управления?..

Жизнь показывает, что это происходит отнюдь не в результате революций и переворотов, а вследствие достижения компромиссов или возникновения таких жизненных обстоятельств, выход из которых бывает невозможен при сохранении существующих имущественных отношений, порождающих разобщение и проблемы людей. Нетрудно понять, что подразумеваются угрозы всему человечеству, которые можно преодолеть, например, мировой кризис или терроризм, экологическую катастрофу или возможное столкновение Земли с крупным астероидом, только общими усилиями. Но может быть указана и другая причина трансформации отношений собственности - развитие людей и их разума, который помогает им видеть иные жизненные необходимость и пользу... /04.11.08/

 

Что делать, чтобы лучше жить?

Представления людей о лучшей жизни различны и зависят от их возраста, развития и положения в обществе. Райская жизнь и земля обетованная, город солнца и свобода, равенство и братство, свободный мир и коммунизм - эти и другие идеальные построения выражают чаяния людей о лучшей жизни. Мечтая, люди вкладывают в представление о ней то, чего им не хватает в жизни реальной. Можно ли как-то суммировать желания людей, чтобы получить некий собирательный образ лучшей жизни? Наверное, но люди не всегда желают и имеют столько, сколько необходимо и полезно, у них неравные возможности и права, не все одинаково хорошо работают и честны по отношению к другим людям. В истории человечества было немало попыток улучшения жизни и большинство из них имело характер заговоров или бунтов, восстаний или революций. Были и исключения из правила, когда к власти приходили просвещённые монархи или прогрессивные министры, но они не внесли перелома в ход истории, а многие из них сложили головы от рук террористов-революционеров, ретроградов или коварных и жестоких конкурентов. Эти попытки отличались масштабами и количеством жертв, но редко и надолго изменяли жизнь, которая возвращалась на круги своя, представляя собой некий инвариантный процесс, идущий по своим законам. Становится всё более очевидным, что улучшение жизни - это не разрушение старой, а её последовательная рационализация, которая достижима общими, несиловыми /без революций!/ усилиями более развитых и разумных людей. И это объективно, как и то, чтобы рационализировать этот процесс, нужна наука о человеке и его жизни - человековедение.

На вопрос: что делать, чтобы лучше жить, следует ответ - становиться лучше самому. Для этого надо познавать себя и с помощью человековедения стараться вести себя всё более сообразно своей сущности. Что же мешает начать прямо сейчас? Увы, современный человек - раб своих желаний, невольник лени и вредных привычек, и перед ним лежит, кажущееся непреодолимым, болото наживы и обмана, похоти и безнравственности, неразумного эгоизма и воинствующего невежества. Кажется, надо бы радикально преобразовать это болото и построить город солнца или райские кущи?.. Ну, а как же человек? Он, что, ни при чём? Многие не придавали этому значения, а вот здесь-то "собака и зарыта"... Чтобы реально улучшить жизнь, недостаточно победить в восстании, изменить социальное устройство или отношения собственности, - надо, нет, - не изменить человека ибо это невозможно, - надо, чтобы изменился и стал лучше он сам! Только и всего-то?.. Но почему этого не происходит? Наверное, потому, что для этого люди должны стремиться не к обогащению и власти, а к развитию и совершенствованию, что пока неактуально?.. Увы, жизнь человеку даётся только один раз и он способен сознавать это своим разумом, как и то, что улучшить жизнь он может только, начав с себя, учась на своих ошибках и стремясь к достижению большей пользы. Чтобы лучше жить, человек должен делать не то, что хочется, а то, что жизненно необходимо, эффективно познавая и реализуя свою сущность и стремясь к высшей пользе, вместе со всеми людьми. И другого пути к лучшей жизни нет! /23.10.08/ (Более подробно этот вопрос рассмотрен на странице сайта "Что хорошо и плохо и как улучшить жизнь?": http://ocheloveke.narod.ru/doc/horgit.htm)

 

О других событиях-ситуациях вы можете прочитать на сайте В.Деревянко:
http://ocheloveke.narod.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

36 дата публикации: 01.12.2008