Е.П.Блаватская

Сигнал опасности

"Посвященные безусловно должны входить в общество богов"
Сократ в Федоне

 

В первой части замечательной статьи нашего брата и коллеги, эрудированного корреспондента-секретаря Т.О. "Гермес", опубликованной в первом номере "Revue Theosophique", мы читаем в примечании (прим. 2 на стр. 23):

Мы обозначаем термином "посвященный" всякого, кто пытается овладеть элементарными принципами оккультной науки. Следует опасаться смешивания этого названия с термином " адепт" , который показывает высший уровень восхождения, которого может достигнуть посвященный. В Европе есть много посвященных, но я не знаю, живут ли в ней какие-либо адепты, как на Востоке".

Поскольку мы чужды гению французского языка, и у нас даже нет в руках этимологического словаря, мы не можем сказать, является ли это двойное определение присущим французскому языку вообще, а не только масонской фразеологии. Но в английском языке, в том смысле, который признан теософами и оккультистами в Индии, эти два термина имеют совершенно иное значение, чем то, которое дает автор. Я имею ввиду, что определение, которое дает м-р Папюс слову " адепт" относится к слову " посвященный" , и наоборот.

Я никогда бы не подумала исправлять эту ошибку, - по крайней мере, перед теософами, - если бы она не угрожала бы, по моему мнению, тем, что она может в будущем внести в умы подписчиков нашего Revue" весьма прискорбную путаницу.

Поскольку я была первой, кто должен был употреблять эти два прилагательных (qualificatifs) в смысле, полностью противоположном тому значению, которым наделяли их масоны и м-р Папюс, это могло бы, безусловно, привести к некоторым "двусмысленностям" (quiproquos), которых следовало бы избежать любой ценой. Давайте сначала поймем самих себя, если мы хотим быть понятыми своими читателями.

Дадим же твердые и неизменные определения тем терминами, которые мы применяем в теософии, потому что иначе вместо порядка и ясности, мы лишь привнесем великую путаницу в уже существующий хаос представлений профанного мира.

Мне неизвестно о тех причинах, которые вынудили нашего мудрого брата использовать эти термины таким образом, как он это делает, и я осуждаю "сыновей вдовы", которые применяют их в смысле, полностью противоположном их истинному значению.

Каждому известно, что слово "адепт" происходит от латинского "adeptus" . Оно образовано из двух слов: "ad" , предлога of в английском, и "apisci" , достигать, добиваться" (ap в санскрите).

Тогда "адепт" был бы человеком, сведущим в определенном искусстве или науке, приобретенной тем или иным способом. Из этого следует, что данное определение может быть отнесено к адепту в астрономии так же, как и к адепту в искусстве приготовления pates de foies gras (печеночного паштета); сапожник, так же как и парфюмер, поскольку один искусен в искусстве изготовления обуви, а другой опытен в искусстве химии, - являются "адептами".

Что же касается термина "посвященный" , то это совсем другое дело. Каждый "посвященный" должен быть адептом оккультизма; он должен стать таковым, прежде чем он будет посвящен в Великие Мистерии. Но какой-либо адепт вовсе не всегда является посвященным. Совершенно справедливо, что "иллюминаты" , говоря о себе, применяли термин "adeptus" , но они употребляли его в общем смысле, например, на седьмой ступени в последовательности ритуала Циммендорфа. Таким же образом применялись термины Adeptatus, Adeptus Coronatus на седьмой ступени шведского ритуала, и Adeptus Exemptus на седьмой ступени у розенкрейцеров. Это нововведение Средних веков. Но никакой истинный посвященный Великих (или даже Малых) Мистерий не называется в классических работах "adeptus" , но именуется "Initiatus" в латыни и "Epopte" (эпоптом) в греческом языке. И те же самые "иллюминаты" считались "посвященными" только теми из их братьев, которые были более сведущи, чем другие, в таинствах своего общества. И только менее обученные среди них носили имена "мистов" и "адептов" , ввиду того, что они были допущены всего лишь на низшие ступени.

Перейдем теперь к термину "посвященный".

Сперва необходимо сказать, что существует большая разница между глаголом и существительным (substantif) этого слова. Профессор посвящает своих учеников в азы некой науки, науки, в которой студент может стать адептом, то есть, опытным в этой специальности. С другой стороны, адепт в оккультизме сначала "обучается" религиозным мистериям, после чего, если он достаточно удачно избежал поражения в ходе ужасных испытаний посвящения, он становится ПОСВЯЩЕННЫМ. Лучшие классические переводчики неизменно переводят это с греческого языка такой фразой: "Посвященный в Великие Мистерии", ибо этот термин синонимичен слову "иерофант" , "тот, кто объясняет священные мистерии". У римлян слово "Initiatus" было эквивалентно слову "Mystagogus" (мистагог), и оба они были полностью применимы к тому, кто в храме посвящал других в высшие мистерии. Таким образом, он фигурально представлял Всеобщего Творца. Никто не осмеливался произносить это имя перед непосвященным. Место "Initiatus" было на востоке, где он восседал, с шаром, который находился возле него или был подвешен к его шее. Масоны пытались подражать иерофанту-посвященному ("initiatus" ) в своих "Преподобных" и "Гроссмейстерах" лож.

Но может ли ряса сделать человека монахом?

И это должно быть весьма прискорбно, что они не удовольствовались этой обыкновенной профанацией.

Французское (и английское) существительное "посвящение" произошло от латинского слова "Initium" , "начало", и масоны, больше уважающие мертвую букву, "которая убивает" , чем дух, который животворит, применяли этот термин ко всем своим неофитам или кандидатам - к начинающим - во всех масонских степенях, на высших так же, как и на низших.

И все же они лучше, чем кто-либо другой, знали о том, что термин "Initiatus" относился к 5-ой и высшей степени ордена тамплиеров; что титул "посвященного в мистерии" был 21-ой степенью столичного капитула во Франции, точно также, как и титул "посвященного в абсолютные мистерии" означал 62-ю степень того же капитула. Зная все это, они тем не менее применяли этот титул, сакрализованный и освященный своей древностью, к своим обыкновенным кандидатам младенцам (bambins) среди "сыновей вдовы". Но коль скоро страсть к нововведениям и изменениям, которые восточный оккультист рассматривает как настоящее кощунство, достигло своего завершения у масонов, есть ли смысл для теософов принимать их терминологию?

Мы, ученики Учителей Востока, не имеем ничего общего с современным масонством. Истинные тайны символического масонства утрачены, как это прекрасно доказывает Рэгон. Краеугольный камень (clef de voute), главный камень в арке, воздвигнутой первой царской династией посвященных, - десять раз доисторической, - был поколеблен со времени исчезновения последних мистерий. Работа по разрушению, или скорее подавлению и удушению, начатая Цезарем, была в конце концов завершена отцами церкви. И в результате всего этого, принесенный еще раз из святилищ Дальнего Востока, священный камень был расколот и в конце концов разбит на тысячи кусков.

На кого должна пасть ответственность за это преступление?

На масонов и, в особенности, на тамплиеров, - которых преследовали, убивали и насильственно лишили своих летописей и письменных памятников? На Церковь, которая, присвоив догмы и ритуалы первоначального масонства, выдавало их, как и свои собственные искаженные обряды, за единственную ИСТИНУ, и решило задушить последнее?
Но как бы то ни было, больше нет масонов, которые обладали бы всей истиной, - объявим ли мы виновной Римскую церковь или же насекомое "Shermah" [1] знаменитого храма Соломона, который современные масоны считают фундаментом и источником происхождения своего ордена.

В течение десятков тысяч лет генеалогическое древо священной науки, которой обладали все народы, оставалось тем же самым, - поскольку храм этой науки был ЕДИН, и он был воздвигнут на нерушимой скале первозданных истин. Но масоны последних двух веков предпочитали отделять себя от него. Еще раз, применяя в этом случае метод аллегорий, они разбили куб, который разделился на двенадцать частей. Они отвергли подлинный камень как подделку, и что бы они не делали с первым - своим "угловым камнем" - это, конечно, относилось не к духу, который дарует жизнь, но "было связано лишь с мертвой буквой, которая убивает" .

Или это опять-таки Червь Самис (название "насекомого Shermah"), следы которого на отвергнутом камне уже привели к ошибке "строителей Храма", проточил те же самые линии? Но в таком случае то, что было сделано, было сделано совершенно сознательно. Строители должны были знать наизусть сумму,[2] чтобы судить по "тринадцати" линиям или "пяти" поверхностям.

Не имеет никакого значения! Мы, преданные ученики Востока, предпочитаем всем их камням тот камень, который не имеет ничего общего со всеми остальными спектаклями масонских степеней.

Мы останемся верны "Eben Shatijah" (что имеет другое название в санскрите), совершенному кубу, который, содержа "дельту" , или треугольник, замещает имя Тетраграмматона каббалистов символом непередаваемого имени.

Мы охотно оставляем масонам их насекомое, надеясь в то же время, что современная симвология, которая двигается столь большими шагами, никогда не откроет идентичность червя "Shermah-Samis" с Хирам Абифом, - что было бы достаточно затруднительно.

Однако, если подумать, это открытие имело бы и свою полезную сторону и большую привлекательность. Идея о черве, который стоял бы во главе масонской генеалогии и был бы архитектором первого храма масонов, сделала бы также из этого червя "прародителя Адама" масонов и превратила бы "сыновей вдовы" в поклонников дарвинистов. Это вновь сблизило бы их с современной наукой, которая лишь ищет доказательств в Природе для подтверждения теории эволюции Геккеля. Какое же значение имеет все это для них, если они утратили тайну своего истинного происхождения?

Не нужно принижать значение этого утверждения, которое является хорошо доказанным фактом. Я позволю себе напомнить господам масонам, которые смогут прочитать это, что практически все тайны, относящиеся к "эзотерическому масонству", исчезли после Элиаса Ашмола и его прямых наследников. Если они попытаются опровергнуть нас, мы, подобно Иову, скажем им: "Тебя обвиняют уста твои, а не я: да, твои собственные "книги" свидетельствуют против тебя" (XV, 6).

Нашим величайшим тайнам некогда обучали в масонских ложах всего мира. Но их гроссмейстеры и гуру погибли один за другим, и все, что осталось записано в тайных манускриптах, - например, таких, как рукопись Николая Стоуна, уничтоженная в 1720 году некими щепетильными братьями, - было предано огню и погибло в период между концом семнадцатого и началом восемнадцатого века как в Англии, так и на материке.

Почему же они были уничтожены?

Некоторые братья в Англии по секрету сообщают друг другу, что это уничтожение было результатом постыдного договора, заключенного между некоторыми масонами и церковью. Здесь недавно умер один старый брат, крупный каббалист, дедушка которого, прославленный масон, был близким другом графа Сен-Жермена, когда последний был послан Людовиком XV в Англию, чтобы договориться о мире между двумя странами. Граф Сен-Жермен оставил в руках этого масона некоторые документы, имеющие отношение к истории масонства и содержащие ключи ко многим непостижимым таинствам. Он сделал это при условии, что эти документы станут тайным наследством всех потомков этого масона, которые станут масонами. Этими бумагами воспользовались два масона, отец и сын, который недавно умер, и больше они не принесут пользу никому из европейцев. Перед своей смертью он доверил эти документы некоему восточному человеку (индусу), миссией которого было доставить их некоему человеку, который придет за ними в Амритсаре, городе бессмертия. Кроме того, по секрету сообщают, что прославленный основатель ложи тринософов, Ж. М. Рэгон, был также посвящен во многие мистерии в Бельгии неким человеком с Востока, и некоторые утверждают, что он знал в своей юности графа Сен-Жермена. Это, вероятно, объясняет, почему автор "Tuileur General De La Maconnerie", или "Устава посвященного" утверждает, что Элиас Ашмоле был настоящим основателем современного масонства. Никто не знает лучше, чем Рэгон, о том, до какой степени утрачены тайны масонства, как хорошо говорит он сам: "Это вполне естественно для масона, искать свет везде, где, как он полагает, он сможет найти его", - гласит "циркуляр" "Великого Востока" Франции. "Тем временем", - добавляет он, - "масону дается славный титул Сына Света и он остается сокрытым в темноте" (Cours Philosophique, и т.д., стр. 60).

Таким образом, если м-р Папюс, как мы полагаем, следовал масонам в своем определении терминов "адепт" и "посвященный", то он ошибался, ибо нельзя обернуться к "темноте", если ты сам находишься в луче света. Теософия ничего не изобретала и не сказала ничего нового, но лишь преданно повторяет уроки высокой древности. Терминология, введенная пятнадцать лет тому назад в Теософском Обществе, истинна, ибо в каждом случае ее термины являются достоверным переводом своих санскритских эквивалентов, почти столь же древних, как и человеческий род. Эта терминология не могла бы быть изменена в наше время, без риска внести в теософские учения весьма прискорбный хаос, столь же прискорбный, сколь и опасный для их чистоты и ясности.

Напомним себе столь правдивые слова Рэгона:

"Колыбелью посвящения была Индия. Она предшествовала цивилизациям Азии и Греции, и в том, что касается очищения и усовершенствования духа и обрядов людей, она послужила основой для всех законов, гражданских, политических и религиозных".

Слово "посвященный" означает то же, что и "двиджа", дваждырожденный брахман. Следует сказать, что посвящение считалось рождением в новой жизни, или, как говорит Апулей, это есть 'воскресение к новой жизни', 'novam vitam inibat' ".

Во всем остальном, статья месье Папюса о Печати Теософского Общества превосходна, а эрудиция, которую он показывает в высшей степени замечательна. Члены нашего Братства выражают ему искреннюю благодарность за объяснения, которые столь же ясны и обоснованны, сколь и интересны.

 

--------------------

[1] По еврейской традиции, камни, которые служили для постройки храма Соломона (аллегорический символ, понимаемый буквально как то, из чего было построено реальное здание), были вырезаны и отполированы не рукой человека, но червем Самисом, сотворенным Богом для этой цели. Эти камни были таинственным образом перенесены в то место, где должен был быть возведен храм, и впоследствии соединены вместе ангелами, которые строили Храм Соломона. Масоны ввели «Червя Самиса» в свою легендарную историю и называют его "насекомым Shermah".

[2] Эта сумма состоит из «разделенного надвое равнобедренного» треугольника - трех линий - со стороной куба в качестве основания; двух разделенных по диагонали квадратов, каждый из которых имеет перпендикулярную линию к центру - шесть линий; двух прямых линий под прямым углом; и разделенного по диагонали квадрата - две линии; в сумме тринадцать линий или пять поверхностей куба.


 

Ваши комментарии к этой статье

 

36 дата публикации: 01.12.2008