ПавленкоВ.В.,
ГОУ ВПО «СибГИУ», Новокузнецк

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ И КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТРОВ, СПОСОБНЫХ СНЯТЬ СОЦИАЛЬНУЮ НАПРЯЖЁННОСТЬ В МИРОВОМ МАСШТАБЕ

 

Введение

Сегодня философия (во всех развитых странах мира) сформулировала основные принципы построения научно-образовательных программ, а это:

  1. Научно-образовательная программа должна давать человеку возможность развиваться до последних дней его жизни;
  2. Ученик в процессе освоения материала должен превзойти своего учителя.

Понятно, что стопроцентное выполнение указанных выше положений невозможно, но сама организация образовательного процесса, ставящая перед собой самую высокую планку, даёт обществу и конкретному государству поколение, имеющее высокий интеллект, культуру и высокопрофессиональных специалистов. Общество, в котором вырастает образованная молодёжь, защищает себя от социальной напряжённости. Если посмотреть и проанализировать ситуацию в развитых странах, где такая система работает, то можно видеть, что социальная напряжённость возникает только из среды иммигрантов или социально неблагополучной прослойки, которая не получила должного образования. Очевидно, что люди, получившие хорошее образование, имеют и неплохой достаток, они чувствуют себя полноправными гражданами данного государства, гордятся, что они живут в этой стране, у них самый высокий показатель патриотизма и им есть, что терять.

Если посмотреть на страны, где население живёт на грани или за гранью бедности, то видно, что они представляют не просто социальную опасность, но это очаги вооружённых конфликтов, как внутреннего характера, так и в мировых масштабах. Очень легко управлять кучке экстремистов целыми народами и нациями, образование которых находится на низком уровне. Необразованные люди, которым нечего терять (это аксиома, обозначенная ещё Марксом), способны ради своих лидеров, бога и других лозунгов идти на самопожертвование, уничтожение других людей и угрожать мировому сообществу.

Россия – это многонациональная страна с различными конфессиями и религиозными течениями и представляет собой макет мировой культуры с различными взглядами на мир, здесь присутствуют все элементы, присущие для стран от высокого уровня развития до нищего существования. В рамках национального проекта Россия провозгласила своё намерение внедрять принципы качественного образования, которое должно решить основные проблемы социальной напряжённости.

В представленной работе даётся анализ, как философия образования даёт ответы на вопросы, как решать проблемы социальной напряжённости не только в масштабе одной страны.

 

Социальные проблемы в рамках России и других стран и пути их решения

Россия представляет уникальную страну в плане многонациональности, вероисповедания, присутствия огромного количества культур и кланов в определённых народах. В этом плане, если посмотреть исследования, которые ведутся в Америке, то можно увидеть, что уделяется большое внимание изучению философии африканской, арабской, китайской, японской, египетской, греческой, римской и многих других культур разных стран мира, но совершенно нет исследований, имеющих отношение к русской истории. Сегодня самым важным для всего мирового сообщества должен быть решён вопрос предотвращения вооружённых конфликтов, которые могут перерасти из частных и локальных в очередную мировую войну и это будет страшнее, чем проблемы изменения климата и других глобальных вопросов.

На примере нашей страны можно найти все примеры конфликтов, существующих в мире, это Среднеазиатские и Кавказкие республики с клановой структурой и отсутствием современных научно-технологических производств; регионы на дотационном обеспечении; области, дающие государству основной приток капитала, но живущие в черте бедности и многое другое. Если внимательно приглядеться к областям с наибольшими социальными проблемами, то можно отчётливо проследить, что научно-образовательная база в данных регионах находится на низком уровне. Помимо отсутствия высокой культуры и образования, здесь не развивается научный потенциал, способный принести новые технологии производства в свой родной край, помимо этого из этих районов идёт отток самой талантливой молодёжи в центральные зоны, где материальный достаток на уровни выше.

С приходом к руководству государством молодых руководителей и политиков отношение к регионам стало изменяться в лучшую сторону, началось выделение средств на создание современных научно-образовательных учреждений в периферии, призванных развивать эти регионы. За данными решениями стоит философия наших лидеров, стремящихся через науку и образование решить вопросы комплексного развития периферии и развитие экономики через научный потенциал населения, проживающего в этих областях, а за этим стоит и вопрос привлекательности жить и трудиться подрастающему поколению в своём родном крае, а не продолжать перенаселять центральные зоны. В нашей стране политики, социологи, публицисты, СМИ и все неравнодушные люди ведут очень серьёзные споры, как решать проблемы национальных конфликтов, что мы делаем неправильно или без учёта особенностей республик, входящих в состав России. Если не брать во внимание наличие кланов в национальных республиках, то общечеловеческие критерии не могут зависеть от принадлежности к нации, а основываются на высоком научно-образовательном уровне этих регионов, развитой экономике и материальном благосостоянии населения. Создание культурной, высокообразованной прослойки населения в отдельно взятом регионе способно решить практически все основные проблемы благосостояния за счёт научного потенциала. Что касается клановой структуры, то это амбиции людей по статусу претендовать на власть, но при этом им не всегда требуется наличие профессионализма, высокого уровня знаний и необходимости трудиться, а, следовательно, часть этой проблемы также лежит в плоскости научно-образовательной системы и воспитания. В рамках Американского общества эта проблема существует только внутри определённых эмигрантов из Италии, Китая и американцев, выходцах из других стран, которые продолжают жить в Америке своими этническими группами, но это не распространяется на государство как общество, где национальность одна – американец, не зависимо от цвета кожи, национальности, этнической принадлежности. Но сегодня перед всем человечеством стоит вопрос, как жить в добрососедстве, материальном благополучии людям, не зависимо от страны проживания, поэтому именно в России можно изучать данную проблему и находить способы её решения. Этот опыт будет полезен всему мировому сообществу. Невозможно всех граждан переселить в Америку с одной нацией на земле, как и невозможно Америке стать единственной страной в мире без учёта других стран, их границ и суверенитета. В противном случае неблагополучные страны (как и в эпоху империй) могут превратиться в колонии (а не самостоятельные государства с самодостаточной экономикой), которые будут работать на экономику и благосостояния данной страны.

Без научно-образовательного потенциала невозможно развивать дотационные области, поскольку на примере дотационных государств, таких как Палестина, Африканские страны и т.д. сколько не вкладывается денег в их экономику, как социальные, так и вооружённые конфликты там не прекращаются и никакие ограничения финансирования этих стран не дают желаемого результата. Страны, где ничего не производится и не продаётся, где население необразованно и не трудится, любые деньги только ещё больше развращают население и отбивают любую потребность трудиться и получать достойное образование, поскольку деньги будут в любом случае. Сегодня, когда существуют современные технологии, которые не требуют использования природных ресурсов (их нет в этих странах и областях), можно ориентировать экономику на эти технологии, для чего необходимо создать образовательные учреждения для подготовки таких кадров. Самое интересное, что экономический эффект от умственных технологий значительно превышает продажу недр, а появление в регионе образованных и квалифицированных специалистов – это культурное составляющее, которое не сравнится с малоквалифицированным трудом. Возвращаясь к Америке, можно отметить, что там выстроена достаточно рациональная структура государства, где каждый штат – это, практически, государство со своими законами, экономика которого построена с учётом производств, способных приносить доход, как самому штату, так и государству. Никаких дотационных регионов, содержащихся на финансировании из государственной казны, не существует, и развитие поддерживается на высоком уровне вне зависимости от наличия ресурсов и полезных ископаемых. В России с решением вопроса дотационных регионов также началась работа и если этот вопрос будет снят, то мы получим, как образованное общество, способное само решать проблемы материального благосостояния, так и население, которому не нужны ни локальные конфликты, ни тем более войны мирового масштаба.
Что касается областей использующих недра, то здесь также ведётся активная работа по созданию технологических предприятий по переработке ресурсов в готовые современные продукты, а, следовательно, повышается культура и образование населения данных областей. В нашей стране есть проблемы, которые связаны с невысокой обеспеченностью людей, работающих в бюджетной сфере, по сравнению с работниками ресурсодобывающих отраслей, поскольку цены на все виды услуг и продуктов ориентированы именно на тружеников в основных областях добычи и переработки сырья, а зарплаты бюджетников - это единые тарифные сетки для всей страны. В нашей стране не отработан механизм, аналогичный Американскому государству, где каждый штат сам регулирует эту диспропорцию. По разному данные вопросы решаются в странах, где материальное благополучие напрямую зависит от ресурсов, так жители Объединённых Арабских Эмиратов имеют достаточно неплохое материальное обеспечение, притом, что в большинстве случаев люди могут совсем не работать, чего не было ранее в этой стране. То есть благополучие населения в данной стране зависит от определённых лиц, которые склонны или не склонны решать проблемы своего народа, кроме того, чем будет заниматься данный народ, если природные запасы истощаться? Какое материальное благополучие будет у граждан, если нет научно-образовательной базы и технологий, приносящих материальную выгоду, а, следовательно, и рабочих мест? Какую угрозу мировому сообществу будут представлять люди, не привыкшие к труду, не имеющие профессионального образования, и лишившиеся материального благополучия? Есть страны, поставляющие сырьё, где бюджет достаточно высок, но неработающее население не финансируется государством на достаточном уровне. Наука и образование - это ключевые направления, которые не зависят от национальности и вероисповедания, способные решить социальные вопросы для граждан любой страны. Зачастую в Америке используется принцип привлечения талантливых людей из развивающихся стран работать на интересы сугубо американской экономики и этих специалистов обеспечивают рабочими местами в Америке. Таким образом, создаётся ситуация, когда мы не помогаем этим странам растить свой потенциал в неблагополучных регионах, а наоборот, тормозим и замораживаем развитие данной страны, а, следовательно, получается ещё один очаг конфликтов.

Сегодня зоной конфликта является суверенное государство Грузия, в которой на неплохом уровне находится образование только в крупных городах и отсутствует на территориях, отдалённых от центра. Научный потенциал этой страны оставляет желать лучшего, поскольку технологии производства товаров, затребованных на рынке, отсутствуют, сырьевой базы в этой стране нет, и она получает нефть и газ из других источников и, тем более, не продаёт их. Конфликт распространяется не только на территории Абхазии и Южной Осетии, а вышел за пределы самой Грузии и направлен на Россию, которая больше не поставляет дешёвое сырье, не покупает винодельческую продукцию, закрыла все финансовые поступления из России в Грузию от граждан Грузии, проживающих на территории России. В Грузии материального благополучия для жителей этой страны сегодня не существует, а Абхазия и Южная Осетия в этом плане более обеспечены и не хотят иметь такую экономику как в Грузии, а средства, выделяемые Америкой для поддержки Грузии, не достаточны для развития экономики. Ни Абхазия, ни Южная Осетия не вступила бы в конфликт с Грузией, если эта страна была развитой и обеспечивала своих граждан достаточными материальными ресурсами. Животноводство в этой стране продолжает оставаться на уровне средневековья и не соответствует мировым стандартам, то есть отсутствуют какие-либо современные технологии в любой отрасли. У Грузии выбранный путь получения дотаций от развитых стран, это тупиковый путь, он не позволит ей стать процветающей страной. Конфликт вокруг границ представляет собой оправдание руководства перед жителями своей страны за бедность, попытка списать свои промахи на соседей, тем более, что основная масса населения - это необразованная прослойка, которая не может грамотно и самостоятельно оценивать события.
Новое время требует переосмысления всей политики в отношении стран неблагополучных. Закончилось время, когда дотации и финансовые подпитки решали вопросы урегулирования конфликтов. Войны на примере Вьетнама, Кореи, Афганистана, Ирака не дали никому желаемых результатов, а только продолжают накалять ситуацию, грозя вырасти в конфликты мирового масштаба с серьёзными последствиями. Философия - это та наука, которая должна найти выход из сложившейся ситуации, разработать новые подходы и дать реальные рекомендации, куда и как двигаться мировому сообществу далее. Одним из способов решения, проблем освещённых выше, считаю создание, в первую очередь, научно-образовательных баз в странах с низким уровнем жизни и конфликтных государствах. В нашей стране, обессиленной первой мировой, русско-японской и гражданской войнами, был провозглашён лозунг всеобщей грамотности населения, который был воплощён в жизнь и дал на этом этапе колоссальный прорыв в науке и технике, хотя при той бедности, которая тогда существовала, это было огромное достижение. История повторяется, пока государство не решает вопросы образования своей нации, его развитие невозможно. Сегодня каждая страна, имеющая низкий уровень жизни и представляющая угрозу безопасности как внутри страны, так и за её пределами, должна или сама развивать научно-образовательную систему или получить её от развитых стран. Американская научно-образовательная система является эталоном существующих аналогичных систем в мире и создана она при участии мирового сообщества из других стран, она проверена временем и подтверждается научными достижениями, созданными Американскими учёными в содействии с учёными из других развитых и развивающихся стран. Новейшие технологии, которые затребованы во всём мире, также подтверждают, что система подготовки учёных и профессионалов поставлена очень хорошо.

Двадцать лет назад Китай провозгласил проведение реформ в научно-образовательной сфере и с первых же лет этой реформы внедрил основные принципы системы разработанной мировым сообществом. Первым шагом Китай привлёк англоязычные страны к обучению своих граждан работающих в сфере науки и образования английскому языку, считающемуся международным для научных исследований. Китай также профинансировал обучение своих студентов в самых престижных ВУЗах Америки и Европы. На сайте Министерства образования и науки (он выполнен на двух языках, английском и китайском) записано, что научно-образовательная система Китая полностью соответствует мировым стандартам. Сегодня Китай по темпам роста научного прогресса обгоняет все передовые страны, он завоёвывает всё новые рынки по реализации своей продукции и вытесняет самых основных конкурентов. Естественно, Китай сегодня не может похвастаться своими достижениями в области материального обеспечения своих граждан, поскольку население страны слишком велико и рост экономики не покрывает численности населения страны, но уже сейчас очевидно, что именно научно-образовательная система позволяет решать экономические и социальные вопросы. Есть ещё один очень важный вопрос, который необходимо будет решать Америке и мировому сообществу, - это философия умения договариваться о рынках сбыта продукции на взаимовыгодной основе, поскольку в ближайшее время именно Китай станет основным конкурентом в этих рынках, согласно темпам развития науки и конкуренции товара китайского производства при его невысокой себестоимости. Относительно Китая ни одна страна не сможет принимать решения в одностороннем порядке, в силовой форме или привлечения денежных средств. Китай - это и ядерная держава, и страна с одной партией и государственными монополиями и корпорациями на всех стратегических направлениях, ни одна страна мира не сможет сравниться с ней в наличии денежных средств на счетах государства. Капитал Америки как государства не складывается из капитала основного бизнеса частного сектора, а для Китая частный бизнес - это контролируемый сектор. Что касается энергоресурсов, то для Китая это не американская проблема, поскольку все государства, имеющие их, находятся в непосредственной близи, и не требует длительной транспортировки, а средств для их приобретения на конкурентной основе у Китая будет достаточно. Развитие Китая даст хорошее материальное и социальное благосостояние для жителей этой страны, и эта держава будет цивилизованной и культурной, им будет также, что терять, и интерес к урегулированию будет лежать в плоскости договорных отношений внутри мирового сообщества. Если проследить историю Китая, то можно заметить, что эта страна никогда не вела захватнических войн, её территорию неоднократно оккупировали другие державы, а войны носили локальный характер внутри страны, то есть Китай - это миролюбивая страна. При тех темпах развития, которого добилась эта страна, выстроив научно-образовательную систему, у данного государства есть все шансы решать вопросы социальной напряжённости в ближайшем будущем. Сегодня именно Китай наглядно демонстрирует всему миру, что через научно-образовательную систему можно решать вопрос благополучия всей нации.

 

Заключение

Если посмотреть на зоны конфликтов и их участников, то это в огромном большинстве страны, не имеющие образовательной системы для своих граждан, или эта система не соответствует мировым стандартам. В этих государствах отсутствует философия развития и будущего, до сих пор руководство или не понимает, или опасается иметь образованный народ. На саммите, прошедшем в Японии, было озвучено, что средства, вкладываемые в экономику развивающихся стран, не дают эффекта и требуется пересмотр выделения средств под программы. Именно повышение грамотности населения в этих странах - это путь к цивилизации. Существует два способа помощи странам с низкой и неэффективной экономикой, это: создание научно-образовательной базы соответствующей мировому стандарту и передача новых технологий, которые позволят обеспечить рабочими местами и заработками населения этих стран.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

35 дата публикации: 23.09.2008