Левичев Олег Фёдорович

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

На правах рукописи

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.

АВТОРЕФЕРАТ
диссертация на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук

Работа выполнена на кафедре управления образованием Омского государственного педагогического университета.

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Аплетаев М.Н.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Маврина И.А.; кандидат педагогических наук, доцент Синицина Г.П.

Ведущая организации: Тюменский государственный университет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ОмГПУ по адресу: 644099, г.Омск, наб. Тухачевского, 14.

Автореферат разослан 22 апреля 2002 г.

Учёный секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент Н.А.Дука.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современное российское общество переживает кризисный период в своём развитии, который выражается в борьбе духовных и материальных ценностей.

Человек как часть общества естественно ощущает напряжение данного противоречия. Стараясь примирить в своём сознании "внешнего" и "внутреннего" человека, он испытывает противоречивость чувств и мыслей.
В этом процессе согласования мышление имеет важное значение. При помощи его человек разрешает противоречия, принимает решения и актуализирует их в своём бытии, тем самым меняя его. Хорошо, если он этически грамотен, а если нет, то сколько ошибок он может сделать в своей жизнедеятельности. Сколько страданий причинит себе и близким.

Ни для кого не секрет, что многие старшеклассники, которые уже завтра будут самостоятельными членами общества и от чьей этической образованности будет зависеть и нравственный уровень нации, пренебрегают этическим образованием, не стремятся к приобретению устойчивых нравственных принципов.

Происходит это потому, что ошибочные представления о простоте и лёгкости освоения этического материала на теоретическом уровне вызывают неадекватное отношение к нравственности вообще. С таким отношением к этическому образованию старшеклассников трудно воспитать убеждённых носителей нравственности.

В создавшейся ситуации педагогика нуждается в такой методике развития нравственной личности, которая могла бы вызывать неподдельный интерес учащихся к основам нравственности и морали, которая актуализировала бы их соответствующие потребности, чувства, эмоции, мысли.

Над проблемой развития нравственного сознания личности работали многие учёные (Л.Н.Антилогова, М.Н.Аплетаев, О.С.Богданова, Е.В.Бондаревская, В.И.Бакштановский, Л.И.Божович, К.М.Бырлиба, Л.И.Конникова, А.Г.Спиркин, А.И.Титаренко, В.Э.Чудновский, В.А.Якубанец).

Исследование этического мышления и этических знаний в нравственном развитии личности изучались К.М.Бырлибой, Л.М.Истлентьевой, В.Н.Клочковой, Б.Т.Лихачевым, А.Шемшуриной, Н.Е.Щурковой.

Важную роль в исследовании природы мышления как процесса прогнозирования сыграли работы А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна.

Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:

Наличие выделенных противоречий свидетельствует о существовании проблемы определения новых подходов, принципов и методики педагогической актуализации этического мышления старших школьников.

Тема исследования: педагогическая актуализация этического мышления старших школьников. Основные понятия: педагогическая актуализация, этическое мышление, сопряжённые нравственные понятия, методика, поступок, содержание которых раскрывается и используется в процессе.

Вместе с тем, многие вопросы остаются неисследованными. Так, недостаточно полно освещены вопросы, связанные с актуализацией этического мышления старших школьников, взаимосвязи этического мышления и нравственного поступка.

Цель исследования. Разработать и реализовать теоретические идеи и методику педагогической актуализации этического мышления старших школьников в образовательном процессе.

Объект исследования - этическое мышление старших школьников.

Предмет исследования - содержание и методика педагогической актуализации этического мышления старших школьников.

Задачи исследования:

В процессе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой педагогическая актуализация этического мышления способствует развитию этического мышления старших школьников, если при этом соблюдаются следующие условия:

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют идея единства системно-деятельностного и системно-личностного подходов и труды, раскрывающие этико-философские, культурологические основы этического образования (М.М.Бахтин, B.C.Библер, В.А.Блюмкин, Г.Н.Гумницкий, А.А.Гусейнов, И.С.Кон, В.Л.Махлин):

В диссертационной работе использовался комплекс методов теоретического уровня исследования: теоретический анализ и синтез, сравнение, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация, обобщение; комплекс методов эмпирического уровня исследования: исследование результатов деятельности старшеклассников, обсервационные методы (прямое, косвенное и включённое наблюдение), анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, диагностический, преобразующий).

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средних школ № 4; № 8; № 31 г. Ишима Тюменской области. Всего в эксперименте было задействовано 8 старших классов с общим количеством 310 человек.

Методологическая основа и поставленные задачи определили логику и ход исследования, которое проводилось в несколько этапов.

Первый этап (сентябрь 1997 - май 1999) был связан с осмыслением методологических, теоретических основ решения проблемы педагогической актуализации этического мышления старших школьников, с разработкой методики констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы на основе изучения уровней актуализации этического мышления старших школьников в образовательном процессе, с определением объекта, предмета, цели, гипотезы, задач. На втором этапе (июль 1999 - июль 2000) осуществлялась поисковая, опытно-экспериментальная работа со школьниками. Разработана методика педагогической актуализации этического мышления старших школьников и определена модель процесса сравнения сопряжённых нравственных понятий в ходе преобразующего этапа опытно-экспериментальной работы.

На третьем этапе (июнь 2000 - март 2002) определялись результаты исследования, формулировались выводы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведённой работы, осуществлялась апробация и внедрение результатов исследования в образовательную практику, были опубликованы пособие и монография по теме диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём:

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика актуализации этического мышления старших школьников и её реализация в образовательном процессе ведёт к самостоятельному освоению учеником индивидуального опыта самоактуализации этического мышления и нравственного поступка; использование старшеклассниками модели процесса актуализации этического мышления способствует успешному разрешению противоречий, содержащихся в жизненных ситуациях, и их выражению в адекватных сопряжённых нравственных понятиях.

Достоверность и обоснованность результатов и научных выводов проведённого исследования определяется исходными методологическими и теоретическими положениями; диагностикой, отражающей особенности изучаемой проблемы; применением передовых научных разработок по теме исследования; реализацией нравственных поступков старшеклассниками в этических ситуациях, умением грамотно принимать решения на основе разрешения сопряжённых нравственных понятий; выполнением математических действий для расчётов динамики этической образованности (количественный анализ данных) и проведением качественного анализа данных, длительностью, систематичностью опытно-экспериментальной работы и непосредственным участием в ней автора диссертации; подтверждением гипотезы исследования полученными результатами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись несколькими путями: обсуждением методики педагогической актуализации этического мышления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях (г. Омск, 1997 г.), Ершовских чтениях (г. Ишим, 1997 г.), областной научно-практической конференции (г. Тюмень, 1997 г.), областных и городских семинарах социальных педагогов (г. Ишим, 1999 г.), педагогических советах школ № 4, 8, 31 (1997 - 2000 г.). По материалам исследования опубликовано 8 работ, в том числе монография и методическое пособие.

Разработанная методика на протяжении многих лет была апробирована в образовательной практике в школе №8. Её использовали на факультативных занятиях в 10-11 классах, направленных на актуализацию этического мышления, а также в социально-педагогической работе с детьми.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сопряжённые нравственные понятия, под которыми подразумеваются понятия, связанные определёнными признаками между собой, но различные по значению и мотивационному обоснованию, реализованные в образовательном процессе, актуализируют этическое мышление старших школьников.

2. Модель процесса актуализации этического мышления старших школьников, суть которой состоит в механизме сравнения сопряжённых нравственных понятий, способствует осознанию и успешному разрешению противоречий, содержащихся в вербальных и жизненных ситуациях, и их выражению в адекватных сопряжённых нравственных понятиях.

3. Методика педагогической актуализации, характерной особенностью которой являются способы самостоятельного освоения учеником индивидуального опыта самоактуализации этического мышления и нравственного поступка, при её реализации подтвердила свою эффективность.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 32 таблицы, 12 рисунков, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы (305 источников), приложения. Основной текст составляет 155 страниц.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования; дан анализ проблемы, определены основное противоречие, проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, теоретическая и методологическая основа, методы, этапы, база исследования; изложена теоретическая и практическая значимость работы; определены основные положения, выносимые на защиту, представлена апробация и внедрение результатов исследования.

В первой главе "Теоретическое обоснование содержания и методики педагогической актуализации этического мышления старших школьников" рассмотрен вопрос о сущности педагогической актуализации этического мышления и обоснованы её содержание и методика; раскрыто: а) содержание понятий "педагогическая актуализация", "этическое мышление", "сопряжённые нравственные понятия", "поступок"; б) установлены критерии и показатели этического мышления, а на их основе уровни развития этического мышления; описана взаимосвязь этического мышления с типологией нравственных поступков; разработаны содержание и методика педагогической актуализации этического мышления.

В зависимости от того, какую область объективного мира познаёт человек, его мышление отражает специфику диалектики развития вещей и явлений в ней, приобретает характерные черты, преобразуется и формируется в определённую разновидность. Так, существует педагогическое мышление, математическое мышление, художественное мышление и т.д.

Следовательно, изучение этики как науки о нравственности и морали придаёт мышлению субъекта характерные особенности, определяемые спецификой предмета мышления - этикой.

Этическое мышление - это процесс, направленный на овладение человеком нравственными понятиями и позволяющий осознавать и прогнозировать поступки участников этической ситуации.

На основании анализа работ Л.Н.Антилоговой, М.Н.Аплетаева, В.И.Бакштановского были разработаны 3 критерия этического мышления и их показатели. Первый критерий - нравственная самоорганизация: а) планирование своей деятельности; б) быстрое принятие решений и ответственности за них. Второй критерий - альтруистиче­ская мотивация: а) осмысление потребности; б) осознание и выбор мотива. Третий критерий, сам акт действия или бездействия - нравственный поступок: а) наличие альтруистической установки в поступке; б) стабильность, устойчивость в реализации нравственных поступков.

На основе данных критериев и показателей нами выделено три уровня этического мышления старших школьников в образовательном процессе: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень. Отношение учащихся к нравственным принципам и нормам либо отрицательное, либо неопределённое (неустойчивое). Учащиеся с низким уровнем этического мышления ориентируются не на внутренние, а на внешние нормы поведения. Подражают другим в своих поступках, отождествляя себя с тем или иным членом коллектива. Средний уровень характеризуется знанием нравственных принципов и норм, составляющих суть этического мышления, но эти знания не всегда становятся мотивами поведения старшеклассника. Отношение к ним со стороны личности активно-положительное, но недостаточно устойчива актуализация этических знаний в поступках. Высокий уровень, когда старшеклассник имеет чёткое и адекватное представление о нравственных принципах и нормах и актуализирует их в нравственных поступках.

Этическое мышление взаимосвязано с нравственными поступками. Так, при высоком уровне этического мышления учащиеся могут совершать целостный (гармоничный) тип поступка, при среднем уровне этического мышления у старшеклассника возможна реализация рационального и аффективного типов поступка. При наличии низкого уровня этического мышления у старшеклассников скорее всего вероятен конформистский тип поступка.
Эффективным средством актуализации этического мышления являются сопряжённые нравственные понятия.

Сопряжённые нравственные понятия — это понятия, которые взаимосвязаны определёнными признаками между собой, но различны по значению, по мотивационному обоснованию. Их нужно сравнить, указав на общее и различное, и выявить тот сопрягающий признак, который соединяет эти понятия и позволяет им "переливаться" из одного в другое.

В этом процессе сравнения сопряжённых нравственных понятий актуализация этического мышления осуществляется в определённом алгоритме:

Выделение этапов, пошаговых процедур позволило нам создать модель процесса актуализации этического мышления (см. рис. 1):

Сопряжённые нравственные понятия выделяются по 3 принципам:

 

Рис. 1 Модель процесса актуализации этического мышления.

Соблюдение трёх выделенных принципов позволяет педагогу эффективно реализовывать методику педагогической актуализации этического мышления старших школьников.

Под педагогической актуализацией мы понимаем педагогические действия, направленные на освоение учеником нравственного опыта в осуществлении перехода этических знаний из потенциального в реальное, актуальное состояние.

В процессе педагогической актуализации мы выделили четыре этапа деятельности: диагностический, поисковый, активный, рефлексивный.

Диагностический - выявление и фиксация проблемы: отсутствие нравственной ориентации, наличие противоречий, недостаточность этических знаний для их разрешения.

Задача педагога на этом этапе - помочь ученику выявить противоречия и научить отражать их в сопряжённых нравственных понятиях.

Поисковый - организация совместного с учеником поиска причин возникновения противоречий, предвосхищение возможных последствий при их разрешении. Целью поискового этапа является принятие учеником на себя ответственности за принятое решение проблемы.

Задача педагога на данном этапе состоит в формировании у ученика нравственной самоорганизации и альтруистической мотивации.

Активный - становление самоактуализации: ученик делится нравственным опытом с учителем, рассказывает, как раньше он поступал в подобных этических ситуациях и как совершает поступки в настоящее время при наличии приобретенных этических знаний.

Задача педагога на данном этапе состоит в том, что он должен расположить ученика к искреннему разговору и обратить его внимание на имеющиеся в практике противоречия.

Рефлексивный — совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности. В ходе рефлексии могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемой самоактуализации. При обсуждении с учеником этапов продвижения к разрешению проблемы выделяются ключевые моменты: выделяет ли старшеклассник нравственную проблему в предложенной ему ситуации в форме сопряжённых нравственных понятий; последовательно ли старшеклассник рассматривает структуру сопряжённых нравственных понятий, то есть может ли он выделить в этической ситуации единичные, частные понятия, входящие в структуру общих понятий, и сравнить их; может ли он выявить несколько сопряжённых нравственных понятий и показать их взаимосвязь в ходе решения предложенной этической ситуации.

Таким образом, материалы первой главы позволяют сделать выводы о том, что актуализация этического мышления старших школьников в образовательном процессе осуществляется на основе реализации этапов методики педагогической актуализации этического мышления и модели, суть которой состоит в механизме сравнения сопряжённых нравственных понятий; результаты актуализации этического мышления оценивается по критериям: нравственная самоорганизация, альтруистическая мотивация, нравственный поступок. В главе подтверждено предположение, что педагогическая актуализация этического мышления старших школьников способствует приобретению учеником индивидуального опыта самоактуализации этического мышления и нравственных поступков.

Во второй главе "Содержание и методика педагогической актуализации этического мышления старших школьников" посвящена практическому обоснованию методики педагогической актуализации этического мышления старших школьников. С этой целью мы описываем содержание и методику констатирующего и преобразующе­го этапов эксперимента.

Констатирующий этап эксперимента проведён на базе школ №№ 4, 8, 31 г. Ишима, были задействованы учащиеся 10-11 классов, всего 310 человек. В ходе констатирующего этапа исследовались уровни актуализации этического мышления старших школьников. Для анализа и систематизации полученных результатов мы использовали выделенные нами критерии и показатели актуализации этического мышления.

Исследование показало, что хотя довольно значительное число старшеклассников и имеют представление о нравственных нормах поведения, но эти нормы не стали мотивами их поведения. Отношение к ним со стороны личности активно-положительное, но недостаточно устойчивая актуализация этических знаний. Неустойчивая актуализация этических знаний проявляется старшеклассники в тех ситуациях, в которых противоречия выражаются в сопряжённых нравственных понятиях.

На основе описанной нами в первой главе теории, а также с учётом данных констатирующего эксперимента были реализованы этапы методики педагогической актуализации этического мышления старших школьников. Многочисленные беседы, анкетирования позволили нам определить актуальные сопряжённые нравственные понятия для старшеклассников. Сопряжённые нравственные понятия, представленные в таблице 1, выделены по трем принципам (см. с. 11).

Использование педагогом сопряжённых нравственных понятий в образовательном процессе способствует приобретению учеником нравственного опыта по осуществлению перехода этических знаний из состояния потенциального в состояние реальное, актуальное. Наше предположение подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы.

 

Таблица 1. Сопряжённые нравственные понятия

I. УРОВЕНЬ
ЕДИНИЧНЫХ
ПОНЯТИЙ
II. УРОВЕНЬ ЧАСТНЫХ ПОНЯТИЙ III. УРОВЕНЬ
ОБЩИХ
ПОНЯТИЙ
Разбор, рассмотрение причин и следствий Самокритика, самооценка Самоанализ Самоедство
Разбор, рассмотрение следствий Излишняя самокритичность, самотерзание
Убеждённость, стойкость, твёрдость Последовательность в достижении цели, целесообразность Упорство Упрямство
Убеждённость, стойкость, твёрдость Неуступчивость, несговорчивость в достижении цели
Строгость, суровость Истинность, честность, объективность Справедливость
Жестокость
Строгость, крайняя суровость Безжалостность, беспощадность
Изучение, выяснение причин и следствий Объективное мнение и оценка Обсуждение Осуждение
Изучение, выяснение причин и следствий Субъективное мнение, порицание
Шутка, смех Язвительность, юмор Остроумие Издевательство
Шутка, смех Злая язвительность, насмешка, оскорбление
Мягкость, невзыскательность Терпимость Снисходительность
Потворство
Мягкость, невзыскательность Либерализм, попустительство
Владение, выдержка, хладнокровие Самообладание, самоконтроль Сдержанность Лицемерие
Владение, выдержка, хладнокровие Самообладание, самоконтроль, двоедушие
Самоуважение, самоутверждение, чувство личного достоинства Самолюбие, скромность, совесть, честь Достоинство Высокомерие
Самоуважение, самоутверждение, чувство личного достоинства Самолюбие, самовосхваление, себялюбие, тщеславие, честолюбие

 

В ходе исследования была апробирована авторская программа "Искусство этического мышления" (10-11 классы).

Материалы занятий направлены на развитие способности старших школьников к актуализации своих этических знаний в современных межличностных и общественных отношениях, в основе которых лежит уважение достоинства в человеке: умение понимать чувства и настроение другого человека, умение слушать и слышать его, уважать его мнение. Задания, которые предлагались ученикам, способствовали развитию умения быть внимательным к себе, самоконтролю своего настроения, умения осмысливать свои поступки, способствовали развитию рефлексивных способностей: старшеклассники учились соотносить свои действия и поступки с ожиданиями и настроением других людей. Все это способствовало актуализации этического мышления и нравственных поступков.

В диссертации отражены результаты изучения динамики актуализации этического мышления старших школьников.

 

Таблица 2. Динамика уровней актуализации этического мышления
Старшеклассников

УРОВНИ АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДО ЭКСПЕРИМЕНТА ПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
школа
4
10-11
кл.
школа
8 10-11
кл.
школа
31 10-11
кл.
школа
4
10-11
кл.
школа
8
10-11
кл.
школа
31 10-11
кл.
низкий 34,8 % 34,5 % 30,2 % 33% 9,2 % 28,2 %
средний 39% 35,1 % 39,9 % 40% 39,6 % 40,9 %
высокий 25,2 %; 30,4 % 29,9 % 27 %; 51,2% 30,9 %

Полученные данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что в экспериментальных классах школы № 8 после реализации методики педагогической актуализации произошли положительные изменения. До эксперимента высокий уровень актуализации этического мышления старшеклассников составлял 30,4%, а после - 51,2%. Низкий уровень актуализации этического мышления старшеклассников до эксперимента составлял 34,5%, после - 9,2%. Характерной особенностью изменения среднего уровня актуализации этического мышления является то, что старшеклассники с низким уровнем актуализации этического мышления перешли на средний уровень. Так, средний уровень до начала эксперимента составлял 35,1%, а после - 39,9%.

Данные преобразующего этапа опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о заметных изменениях в этическом образовании учащихся 10-11 классов, что позволяет нам сделать следующие выводы:

В заключении диссертации обобщённо представлены основные выводы исследования, подтверждающие выдвинутую гипотезу и раскрывающие положения, выносимые на защиту, определены перспективы дальнейших исследований проблемы актуализации этического мышления учащихся других возрастов.

В приложении представлены методические рекомендации, способствующие эффективной реализации методики педагогической актуализации этического мышления.

 

 Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Левичев О.Ф. Педагогическая актуализация этического мышления старших школьников: Монография. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П.Ершова, 2002. - 144 с.

2. Левичев О.Ф. Уроки "Искусство этического мышления": Методическое пособие учителю. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П.Ершо­ва, 2001.-54 с.

3. Левичев О.Ф. От искусства мышления к искусству социально­го творчества // Проблемы культуры городов России: Материалы Третьего всероссийского научно-практичекого семинара. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - С. 157-160.

4. Левичев О.Ф. Содержание и технология актуализации развития этического мышления // Молодежь России: история и современность. Сб. статей / Под общей ред. Г.А.Порхунова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. Вып. 1.-С. 130-135.

5. Левичев О.Ф. Феномен сопряженных нравственных понятий и его значение в нравственном развитии личности // Материалы международной научной конференции молодых ученых. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П.Ершова, 2001. - С. 110-112.

6. Левичев О.Ф. Реализация методики педагогической актуализации развития этического мышления старших школьников // Материалы международной научной конференции молодых ученых. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П.Ершова, 2001. - С. 112-116.

7. Левичев О.Ф. Этическое мышление и особенности актуализации его развития в образовательном процессе // Управление развитием образования: поиски, опыт, перспективы. Материалы межвузовской конференции / Под об. ред. профессора М.Н.Аплетаева. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - С. 60-64.

8. Левичев О.Ф. Взаимосвязь этического мышления, нравственного сознания и нравственного поступка // Управление развитием образования: поиски, опыт, перспективы. Материалы межвузовской конференции / Под об. ред. профессора М.Н.Аплетаева. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - С. 78-82.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

34 дата публикации: 01.06.2008