И.Ципин

 

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ

 

* * *

Самый невероятный коктейль - это русская нация. Наверное, этот коктейль и породил нашу евро- азиатскую культуру. Только в ней в одно и тоже время могли существовать такие писатели как Достоевский, Салтыков-Щедрин с его «Историей одного города» и самый российский писатель - Лесков. Его «Левшу» совершенно неверно толкуют. Тульский умелец вовсе не утёр нос англичанам. Сделал очень тонкую, но совершенно пустую, глупую работу – подковал блоху. Она перестала прыгать, сломалась. В русском характере смесь «квасного» патриотизма с надругательством и высмеиванием своего, преклонением перед заграницей. В нём одновременно уживается монархист и анархист. Это хорошо видно из пугачевского бунта. Гуляй, грабь, убивай за батюшку царя. Любовь к абсолютной, жёсткой власти и ничем не стесняемая личная свобода живёт в нас и сейчас. Душевный мазохизм доставляет русскому человеку, особенно интеллигенту, сладкую боль. Он её смакует, претендуя на свою национальную избранность. Только небольшой процент интеллигенции способен к устойчивому созиданию. Основная масса её тяготеет к разрушению уже существующего, называя это либерализмом. Критика - её девиз. Испокон веков грешить и, рвя на себе рубаху, каяться - было любимым занятием русского человека. Недаром самыми почитаемыми людьми на Руси были юродивые, а самый любимый сказочный герой – Иван-дурак.

 

* * *

Самая непонятная и загадочная профессия – актёр. Как можно одновременно прожить не одну, а сотни жизней, не потерять в них себя, не заблудиться? Играть в ней не по своему сценарию, написанному своей судьбой, а кем-то другим. Вживаться в чужие, иногда совершенно неблизкие для него жизни и не перепутать себя с ними.

 

* * *

Меня не удивляет, и я не осуждаю исполнителей так называемого юмористического разговорного жанра. За деньги и не такое делают. Поражают слушатели, заполняющие концертные залы на выступлениях этих «юмористов». Неужели наш народ настолько отупел, что эта пошлятина может нравиться, может смешить. Подобную халтуру не могли вынести даже обыватели захолустного американского городка у Марк Твена в « Гекльберре Финне», изваляв «герцога» и «короля» в перьях и пронеся их голыми на шесте через весь город. М. Горький в своей повести «В людях» рассказывал о своих хозяевах, любящих смаковать человеческие гадости. «Вот, оказывается, есть люди ещё хуже, чем мы». Это согревало их. Так и на этих концертах, зрителей радует, что есть люди глупее их. Юмор и сатира должны исправлять человека. Делать его лучше, а не вызывать «желудочный» смех.

 

* * *

Говорят, что человеческая жизнь коротка. Но то, что мы видим сейчас вокруг себя, удивительно. Как изменился наш быт, техника, наука, за какие-то пятьдесят-шестьдесят лет. Теперь трудно представить себе будущее. Сколько тысячелетий понадобилось человеку, чтобы от каменного века перейти к изобретению колеса. Сегодня невозможно догадаться, что будет не только через тысячу лет, но и через 20- 30.

 

* * *

Если бы мне кто-нибудь предложил 600-сотый «Мерседес» и трёхэтажную виллу, я, наверное, не отказался бы от них. Но как ХОРОШО, что у меня их нет. Я свободен и счастлив. Свобода тех, кто их имеет, - лишь иллюзия свободы.

 

* * *

«Чёрный квадрат» Малевича породил торжество мёртвого над живой плотью. Торжество формы над внутреннем содержанием. Мне совершенно чужды и в живописи, и в поэзии хлебниковы и малевичи. Их искусство от духовной бедности. Поиск, приводящий в пустоту.

 

* * *

Меня удивляет неумение людей науки писать. Какое невероятное количество и нагромождение слов им нужно, чтобы высказать свою мысль.

 

* * *

Признак творческого человека - не взять, не получить, а отдать всё то, что есть в тебе. Меня мучит то, что во мне заложено, но я не могу это реализовать. Гениальности завидовать глупо, это озарение, дар свыше, но таланту завидовать можно. Так хочется сжать свою мысль. Сказать одним словом то, что пишется на десяти страницах.

 

* * *

Я верующий, но не религиозный. То есть не адепт только какой-то одной из существующих ныне религий. Они все мне близки. Православие, католицизм, протестантство, иудаизм, мусульманство и даже буддизм – есть вера в одного и того же БОГА. Одни и те же ценности и мораль. Только разность формы, разность дорог к одной и той же цели. Но люди, разных конфессий почему-то решили присвоить именно для себя БОГА. Сказать, что он только мой, как какая-нибудь вещь, на которую только они имеют право. Получается, что не человек служит БОГУ, а ОН должен служить какому-то одному религиозному клану. Разные конфессии не враги, а попутчики. Но почему-то особая неприязнь возникает у близких друг другу течений: между католиками и православными, между суннитами и шиитами. Чего они не могут поделить друг с другом? Ведь нетрудно всем прейти к одной и той же цели, не толкаясь, не подставляя друг другу ножку и не оплёвывая друг друга. Что такое БОГ? Какая-то космическая система? Ещё не увиденная нами цепь с множеством звеньев, рождённая для ещё не понятой нами цели? Может быть, человек - одно колечко в этой цепи.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

29 дата публикации: 01.03.2007