Пришла коляда

Музыкально-выставочный святочный праздник

Санкт-Петербург, Музей-институт семьи Рерихов 14 30 января 2007 г.

 

Программа праздника

1. Выставка Александра Батурина «Звезда ВОЛХВОВ». 1 этаж. Читальный зал библиотеки. Открытие 14 января 2007 г., в 14.30.

2. Концерт - святочное гулянье «Пришла

КОЛЯДА». Фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской государственной консерватории им. ИЛ. Римского-Корсакова. 3 этаж. Мастерская М.П. Боткина. 14 января 2007 г., начало в 15.00.

3. Школа ремёсел для детей и взрослых.

Освоение техники изготовления праздничных открыток и рождественских витражей. 3 этаж. 14 января 2007 г., начало в 16.00.

 

Рерихи в Рождество

«Привет, самый сердечный привет к Рождеству и к Новому Году всем друзьям!»[1], - примерно так в течение всей жизни ежегодно, накануне Рождества и Нового Года, приветствовал своих родных, близких и дальних друзей и сотрудников художник Николай Константинович Рерих. Аналогично поступали и его супруга Елена Ивановна, и их сыновья Юрий и Святослав.

В художественном творчестве Н.К.Рериха непосредственно Рождеству посвящены два клейма из Богородичных Праздников для иконы Казанской Божией Матери, запоминающиеся своей необычной иконографической схемой. Сама икона вместе с другими каноническими изображениями была включена художником в его знаменитый «Пермский иконостас» 1907 года. Как отмечает в своём исследовании искусствовед Е.П. Маточкин, иконостас Рериха - редкое для художника произведение - «даёт пример органичного синтеза отечественного и западноевропейского религиозного искусства: средневековой русской иконописи с образами, наследующими иконографию известных творений итальянских мастеров»[2]. На обширном источниковедческом материале Е.П. Маточкин показывает, какие именно средневековые образцы послужили основой для этой работы Рериха. Художник стремился отобразить единый источник вдохновения мастеров всех ветвей христианства. С одной стороны, он учитывал стилистику флорентийской живописи XIV века (мастер пределлы Фьезо-ле). Другой явной реминисценцией послужил шедевр Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов» 1423 года из Уффици.

Изображённые Рерихом святые цари - Каспар, Бальтазар и Мельхиор - принесли, ведомые Вифлеемской Звездой, дары: ладан, золото и мирру. Знание о символике этих даров сохранилось до наших дней: золото - знак уважения к Царству Христову; ладан - признание божественности Христа; мирра, употреблявшаяся при бальзамировании, - пророчество крестной смерти Христа[3].

 

Н.К. Рерих. Святое семейство. Фрагмент композиции «Поклонение волхвов». Левая половина верхнего яруса рамы иконы Казанской Божией Матери из Пермского иконстаса. 1907

Эти же святые цари - маги-волхвы православной традиции -стали героями книги «Криптограммы Востока», составленной Е.И. Рерих и изданной в Париже в 1929 году. Читая страницы «Из жизни Христа», а именно рассказ «Звезда», невольно обращаешься в молитвенном устремлении к «Пермскому иконостасу» Рериха. И вновь звучат через два тысячелетия высокие слова «из первых уст»:

«Что это за Звезда, которая вела магов? Конечно, это Указ Братства, чтоб приветствовать Иисуса и сохранить и передать бедной семье некоторые средства.

По лицу земли, не зная точного места, мы шли. Указы Терафима вели изо дня в день. <...>

Вот за яслями маленькое жилище, прислоненное к скале. Вот у очага женщина и на руках Он! Какие же были знаки при этом? Он протянул к нам ручку и на ладони был красный знак. На этот знак мы положили лучшую жемчужину из привезённых нами.

Передав ценности и свящённые предметы, мы предупредили мать о необходимости странствий. И немедленно отправились обратно, выйдя через тот же загон скота»[4].

 

Н.К. Рерих. Три царя. Фрагмент композиции «Поклонение
волхвов». Правая половина верхнего яруса рамы иконы
Казанской Божией Матери из Пермского иконстаса. 1907

Именно таким - в подлинных и достоверных образах - предстаёт Рождество в наследии Рерихов.

И в Индии они отмечали этот древний праздник, не забывали о нём в иной культурной среде. А близкое знакомство с буддизмом только обогащало привезённую из России традицию: «Разве буддийское древо желаний, увешанное предметами всех желаний, не отвечает нашему понятию рождественской ёлки?» - восклицал Николай Константинович в очерке «Струны земли» (1924) [5].

Как видим, в литературном наследии Рерихов новогодне-рождественская и святочная темы присутствуют не случайными страницами обычных в таких случаях эпистолярных приветствий. В Рождество тексты Рерихов помогают почувствовать великое обаяние тайны Прихода Спасителя. А зимняя сказка рериховских декораций и костюмов к «Снегурочке» (1908, 1912, 1922) окунает в весёлый мир русских Святок, гаданий и весёлых игр.

 

Н.К. Рерих. Пролог. Лес. Вариант декорации к опере
Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». 1908. Воспроизводится
по открытке из собрания Музея-института семьи Рерихов

Однажды П.Ф. Беликов обнаружил один рождественский рассказ Н.К. Рериха, появившийся 25 декабря 1913 года (по старому стилю) в газете «Русское Слово» (Москва). В рассказе описывается ряд чудес, произошедших в Сочельник и повергших всех в страх и трепет. Однако на другой день самые, казалось бы, необъяснимые «чудеса» нашли банальное объяснение. Кончает Рерих свой рассказ словами: «После того у нас никогда ничего не бывало. Даже сны прекратились. Знаков особенных нет ни на чём. Знамений ждём! Знамений просим!»[6]. И высокие знамения вскоре пришли, чтобы уже никогда не исчезнуть для Будущего.

Путь Рерихов - это Путь подлинных знамений и вдохновений. В Рождество и Святки особенно светло на их родине, в их домах и с их образами. Пусть взыскание Светлого Града устремит путников по кремнистому Пути к Прекрасному!

 

Владимир Мельников

 

 

 

СВЯТОЧНЫЙ КОНЦЕРТ «ПРИШЛА КОЛЯДА...»

 

Музыкально-литературная гостиная Музея-института семьи Рерихов приглашает детей и взрослых на святочное гулянье. Рождественскую программу подготовил Фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской государственной консерватории им. НА. Римского-Корсакова. В программе концерта - колядки, подблюдные песни-гадания, святочные игры и хороводы, вечерочные припевки, ряженые и другие традиционные зимние молодёжные забавы.

Концерт «Пришла коляда...» посвящен одному из самых любимых периодов народного календаря - Святкам. Издавна на Руси в течение двух недель от Рождества до Крещения дети, молодёжь, а иногда и люди старшего поколения собирались на вечёрки, где пели поцелуйные припевки, водили хороводы, играли, плясали, кульминацией веселья был приход ряженых.

Святки - особое время, когда можно было узнать свою судьбу, вечерами девушки и женщины гадали. В концерте представлен один из древнейших видов гадания с кольцами и пением подблюдных песен, которое описывал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

 

Фольклорный ансамбль Санкт-петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова

Ведёт свою историю с 1976 г. Инициатор создания и бессменный руководитель коллектива - Заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, заведующий Кафедрой этно-музыкологии Санкт-Петербургской консерватории, профессор Анатолий Михайлович Мехнецов.

В первый состав ансамбля входили преподаватели, сотрудники Лаборатории народного музыкального творчества, аспиранты и студенты различных факультетов консерватории. Всех их объединил подлинный интерес к народной традиционной культуре, знакомство с которой проходило в фольклорных экспедициях. Начало экспедиционной деятельности (1970-е) связано с исследованием территорий Русского Севера. В последующие годы полевая работа велась в Псковской, Смоленской, Тверской, Новгородской, Брянской областях и в Сибири. Лучшие старинные обрядовые песни, пляски и наигрыши, записанные от народных исполнителей, составляют основу репертуара, который постоянно обновляется.

Участники ансамбля - студенты отделения этномузыкологии СПбГК, - стремятся познакомить слушателей с выдающимися образцами традиционной музыкальной культуры различных регионов России, воссозданными в этнографически достоверном звучании, раскрыть глубину и красоту народной песни. Ансамбль постоянно даёт концерты в залах Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, Государственной академической Капеллы имени ММ. Глинки, Российской Академии музыки имени Гнесиных; участвует в фольклорных фестивалях в городах России и за рубежом; научно-практических семинарах по проблемам изучения и специфике исполнения народной песни; проводит творческие встречи с жителями российских деревень. С участием ансамбля сняты музыкальные телефильмы: «Снега», «Поклонилась весна кузнецу», «И хлеб, и песня», «Живые струны» («Лентелефильм», режиссёр М. Михеев), «Тот уголок земли» (Центральное телевидение); записаны грампластинки: «Песни Архангельской области», «Напевы родины М.П. Мусоргского».

 

Рождество и Святки[7]

Рождество - церковный праздник, посвящённый воспоминанию о рождении Иисуса Христа, в большинстве стран отмечается 25 декабря. В Православной церкви (кроме Греческой) Рождество празднуют 7 января. Английское слово Christmas восходит к древнеанглийскому Cristes maesse (Месса Христова) и впервые вошло в обиход в XI в. В Германии праздник носит название Weihnachten (Святая ночь); аналогичное название употребляется в некоторых славянских языках. В романских языках обычно используются производные от латинского Dies natalis Domini (День рождества Господа), например, И Natale в итальянском, La Navidad в испанском. Французское Noёl, вероятно, также образовано от латинского natalis.

Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надёжная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трёх первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание Рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Ггипте на рубеже II и Шве.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова (ок. 320 или 353). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января). Выбор даты, возможно, связан и с тем, что 25 декабря в Риме отмечался митраистский праздник бога Солнца (natalis solis invicti) и в это время праздновались также сатурналии. Церковь, таким образом, использовала возможность отвлечь народ от соблюдения языческого праздника зимнего солнцестояния, превратив этот день в праздник поклонения Христу. Указания на это можно обнаружить и в сочинениях Киприана, и у Иоанна Златоуста.

Для Римско-католической церкви Рождество Христово это самый торжественный праздник. Рождество в сознании католиков тесно связано с милосердием к нищим. В Рождество церковь вспоминает о том, как родился Младенец Иисус, ведь именно об этом говорят отрывки из Евангелия, которые зачитывают на праздничной Мессе. Проповедь обычно на ту же тему: «Беззащитный Младенец в яслях...». Поэтому есть много мероприятий церковных общин, церкви, направленных на милосердие к нищим. Нередко устраивается пир с нищими, одинокими стариками, бездомными, иммигрантами, больными, чтобы им не было одиноко.

В католических странах главный символ праздника - рождественские ясли (франц. creche, итал. presepe, исп. nacimento, нем. Krippe), или вертеп, пещера, в которой родился Христос. Вертепы делают с фигурками Марии, Иосифа, пастухов, волхвов и животных, окружающих ясли с младенцем Иисусом. Традиционно принято считать, что этот обычай установил св. Франциск Ассизский в Греччо (Италия): в рождественский Сочельник 1223 года он устроил ясли с настоящими людьми и животными в роли евангельских персонажей.

Рождественские свечи своим происхождением обязаны еврейскому празднику Ханукка (посвящённому повторному освящению Второго храма в Иерусалиме, 164 г. до н. э.). В средние века существовал обычай устанавливать свечу в центр венка из лавровых ветвей и зажигать её в рождественский Сочельник, а затем и в каждый вечер рождественской недели. Этот обычай был особенно распространён в Ирландии, где в рождественский Сочельник католики в период гонений ставили свечи на подоконники в своих домах, чтобы священник, оказавшийся поблизости, мог найти этот дом и отслужить в нём мессу. В Америку этот обычай принесли ирландские иммигранты в XIX в. Так было положено начало современному обычаю украшения домов и общественных зданий иллюминацией.

Украшение домов на Рождество вечнозелёными растениями имеет дохристианское происхождение. Во время празднования сатурналий в Риме ветви лавра и других растений широко использовались в торжественных процессиях и для украшения домов. В странах Северной Европы вечнозелёные растения, не сбрасывающие листву на зиму, воспринимались как символ вечной жизни и были объектами религиозного поклонения. Омела считалась священной у друидов Британских островов, которые приписывали ей множество волшебных свойств. Для римлян она была символом мира: если враги встречались под её сенью, это означало, что они сложили оружие и заключили перемирие (отсюда обычай целоваться под омелой). Другим популярным рождественским украшением был и остается остролист, которому также приписывались чудесные свойства. Согласно одной из легенд, Христу перед распятием возложили на голову венец из колючего остролиста; отсюда - обычай украшать дома рождественскими венками. В Средневековье рождественское полено у германских племён Северной Европы было элементом обрядов, связанных с праздником зимнего солнцестояния. Полено (а иногда и целый ствол дерева) выбиралось на Сретение и тщательно сберегалось, чтобы за лето оно успело как следует просохнуть. В рождественский Сочельник полено сжигалось в очаге вместе с углями от прошлогоднего полена.

 

Украшения

Обычай украшать и освещать рождественское дерево, возможно, восходит к средневековым германским мистериям, где т. н. Райское древо (Paradeisbaum), символизировало сад Эдема. После запрещения этих мистерий дерево начали ставить в домах, и постепенно сложился обычай украшать его сладостями, фруктами, а затем и свечами. Некоторые исследователи видят здесь пережиток языческого культа дерева, восходящего к Древнему Риму и Древнему Египту. К началу XIX в. этот германский обычай распространился в большинстве стран Северной Европы. В Англии он был введён в 1841 г. герцогом Альбертом, супругом королевы Виктории. Выходцы из Германии принесли его в США. Обычай устанавливать украшенные огнями рождественские ели в общественных местах возник именно в этой стране.

 

Рождественские песнопения

Древнейший из дошедших до нас гимнов, посвящённых Рождеству Христову, - «Иисус озарил всех» («Jesus refulsit omnium»), принадлежит Иларию Пиктавийскому (ум. 368). Вплоть до XIII в. рождественские гимны носили в основном торжественный и строго религиозный характер. Подлинные рождественские песнопения, более лёгкие, живые и неформальные, родились в Италии в францисканской среде. Самый любимый из этих гимнов - «Придите, верные» («Adeste fideles»), иногда приписывался Бонавентуре (ум. 1274), хотя самая ранняя рукопись этого гимна датируется 1790 г. и подписана Дж.Ф. Вейдом, который был кантором в католической колонии в Дуэ (Франция). Происхождение гимна «Да возрадует вас Бог, люди добрые» («God Rest You Merry, Gentlemen») также неизвестно; некоторые исследователи связывают его с Корнуоллом и датируют XVI в. Гимн «Внимайте пению ангелов-вестников» («Hark! The Herald Angels Sing») был написан Ч. Уэсли в 1737 г. Лютеру принадлежит гимн «С Небес гряду Я к вам» («Vom Himmel hoch da komm' ich her»). Исполненный воодушевления гимн «Joy to the World» («Радость миру») был написан И. Уотсом в 1719 г., а современная музыка к нему была сочинена Л. Мейсоном на темы из «Мессии» Генделя. Рождественская песенка «Тихая ночь, святая ночь» («Stille Nacht, heilige Nacht») была сочинена в 1818 г. Й. Мором, приходским священником из Оберндорфа в Тирольских Альпах.

 

Рождество на Руси

На Руси существовала традиция святочных гуляний и ярмарок. Рождество всегда считалось всенародным праздником. Народ веселился от мала до велика. Накануне Рождества по домам ходили ко-лядовщики с пением поздравительных песен, хозяева ждали их прихода и обязательно одаривали пирогами, салом, яйцами.

Святки - праздник, который некогда назывался на Руси «Зимними русалиями», продолжается с Рождества до Крещения (Богоявления), то есть с 25 декабря по 6 января (по новому стилю - с 7 по 19 января). Более поздние христианские даты наложились на языческие торжества, связанные с солнечно-лунным календарём. Поэтому Рождество Христово совпало с такими праздниками как Коляда, Виноградие, Щедровка, Авсень, а Крещение с Велесовым днём.

Славяне были уверены, что на Святки с неба нисходит и странствует по земле новорождённый Бог, а его явление сопровождается чудесными знамениями. В полночь накануне Рождества (Сочельника) и Крещения отверзаются небесные врата, пресветлый рай, в котором обитает Солнце, открывает свои сокровища. Воды в реках и источниках оживают, получают целебную силу. В этот таинственный час божество рассыпает щедрые, богатые дары на весь мир: о чём помолишься отверстому небу, то и сбудется.

Считалось, что вместе с богами с заоблачных высот спускаются и духи блаженных предков, посещают своих родичей, садятся возле очага и участвуют в семейной трапезе. Боги и духи усопших праотцев, являясь к своим потомкам, открывают перед ними тайны будущего, те грядущие события, которые определены непреложным Судом Божьим. Поэтому гадания на Святки - возможность увидеть будущее, а всё, что видится в это время во сне и наяву, получает вещее значение. По состоянию погоды в продолжение двенадцати праздничных дней от 25 декабря по 7 января судили о том, каков будет наступающий год - каждый из этих дней давал предзнаменование о погоде соответствующего ему месяца.

Весь праздничный круг дней сопровождали колядки. Колядующие обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам. И все эти обряды тоже пришли из очень глубокой древности, когда колядующие выступали в роли «духов предков», проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.

На Святки были распространены и святочные вечёрки с вечё-рочными поцелуйными песнями и представлениями ряженых (игра в покойника со срамной молитвой, продажа коня или козы, дед с бабкой и др.). Поцелуйные окончания вечёрочных песен имели магическое значение: «Цалуй в уста, чтобы рожь густа...»

Праздник Крещения (по новому стилю - 19 января) замыкал двенадцать святочных дней. В этот день Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озёрах, совершалось водосвятие, обряд освящения воды в иордани - проруби, сделанной в виде православного креста.

 

Анастасия Гриб

 

 

Александр Батурин (1914—2003)

Звезда волхвов

В читальном зале библиотеки Музея-института представлены произведения выдающегося отечественного живописца, первого лауреата Пунинской премии, основателя «Института А.Б. Батурина» в Париже, до конца своих дней - попечителя Международного благотворительного фонда «Рериховское наследие». Александр Борисович был первым художником, членом Союза художников России, кто поддержал инициативу создания в нашем городе Музея-института семьи Рерихов. В память об этом художнике, творце истинно прекрасного искусства, добром, отзывчивом человеке, всегда готовом прийти на помощь, много сил отдавшем молодым, начинающим дарованиям, вниманию посетителей Музея-института и предложена небольшая экспозиция из его новогодних и рождественских миниатюр, выполненных в оригинальной смешанной технике, пастелей, масла; биографических материалов и фотографий из личного архива Л.С. Митусовой (1910—2004), которую художник именовал Зюмой, как и все её близкие и друзья.

 

Владимир Мельников

 

 

 

Каталог выставки «Звезда волхвов»[8]

1. Фотографии А.Б. Батурина

1 Ленинград. Май 1932. 13,2x8,5. На обороте надписи: «Май 1932 года» и «24/VI-33 года. На память Зюме - любимейшему человеку из человечества. Саша». Происходит из Мемориального собрания С.С. Митусова (далее -МСССМ).

 

2 Ленинград. Начало 1930-х. 8,9x5,7. На обороте надпись: «Злате. На возобновление памяти обо мне. Саша». Происходит из МСССМ.

3 Бугульма, Татарстан. 1951. 9,8x6,6. Происходит из МСССМ.

 

4 Ленинград. Около 1980. 11,5x8,4. Происходит из МСССМ.

 

2. Масло

Вырица. Июль 2002. Картон, масло. 22x28. На обороте надпись: «Дорогой Зюмочке на добрую память с любовью АБ. 15/11-2003». Происходит из МСССМ.

 

3. Пастель

Человек с собакой. 1960-е. Бумага, пастель. 28,7x20,2. На обороте надпись: «А. Батурин. 1960-е гг.» Происходит из МСССМ. Вырица. 1993. Бумага тонированная, пастель. 41,5x33,5. Происходит из МСССМ. Крыши. 1994. Бумага, пастель. Лист 23x18, рисунок 19x14. Происходит из МСССМ.

 

4. Акварель, тушь и смешанная техника

Зюма Митусова. 1932-1933. Бумага, тушь. 5,3x4,7. Происходит из МСССМ. Портрет Л.С. Митусовой. 1932-1933. Цветной картон, акварель, белила. 8,5x6,7. На рисунке автограф автора: «Л что бы ты сделал, если бы я сказала, что ты мне нужен». Происходит из МСССМ. Визитка с инициалами «Л. М.», обозначавшая место Л.С. Митусовой за столом на торжестве у Батуриных. Конец 1970-х. Картон, акварель. 11x7,2. Происходит из МСССМ.

С Рождеством Христовым! Конец 1970-х. Бумага, смешанная техника. В развороте 14,3x19,2. Происходит из МСССМ.

С Рождеством Христовым! 1980-е. Бумага, перо. 13,8x9,8. На обороте поздравление Л.С. Митусовой от А.Б. и М.А. Батуриных. Происходит из МСССМ.

С Рождеством Христовым! 1983. Бумага, смешанная техника. 14x9,5. На обороте поздравление Л.С. Митусовой от А.Б. и М.А. Батуриных. Происходит из МСССМ.

Вифлеемская звезда ведёт волхвов. 1990-е. Бумага, акварель. 14,6x10,4. Происходит из МСССМ.

С Новым Годом! 1991. Бумага, смешанная техника. 13,7x9,8. На обороте поздравление Л.С. Митусовой от А.Б. и М.А. Батуриных. Происходит из МСССМ.

С Новым Годом! 1994. Бумага, аппликация, акварель. 14x9,8. На обороте поздравление Л.С. Митусовой от А.Б. и М.А. Батуриных с Новым 1995 годом. Происходит из МСССМ.

С Рождеством Христовым! 1994. Бумага, смешанная техника. 13,9x9,9. На обороте поздравление Л.С. Митусовой и В.Л. Мельникова от А.Б. и М.А. Батуриных. Происходит из МСССМ.

Рождество Христово. 1995. Картон, акварель. 15x10. На обороте поздравление Л.С. Митусовой и В.Л. Мельникова от А.Б. и М.А. Батуриных. Происходит из МСССМ.

Лета (новогодняя открытка). 1996. Картон, аппликация, акварель, пастель. 15x10,6. На обороте поздравление Л.С. Митусовой и В.Л. Мельникова от А.Б. и М.А. Батуриных. Происходит из МСССМ.

 

Христос Воскрес! 1996. Бумага, карандаш, акварель. 14,8x9,5. На обороте поздравление Л.С. Митусовой от А.Б. и М.А. Батуриных, датированное 10 апреля 1996 г. Происходит из МСССМ.

С Новым Годом! 1998. Бумага, аппликация, золотая краска. 15x10. Происходит из МСССМ.

Рождество Христово! 1998. Бумага, акварель, золотая краска. 11x21,3. На обороте поздравление Л.С. Митусовой от А.Б. и М.А. Батуриных. Происходит из МСССМ.

Поздравляем! 1999. Бумага, карандаш, акварель, золотая краска. 14,5x10,5. На обороте поздравление Л.С. Митусовой и В.Л. Мельникову от А.Б. и М.А. Батуриных. Происходит из МСССМ.

Рождество Христово. 1999. Бумага, смешанная техника. 15,4x11. На обороте поздравление Л.С. Митусовой и В.Л. Мельникова от А.Б. и М.А. Батуриных. Происходит из МСССМ.

Рождество Христово. 2001. Бумага, акварель, гелевая ручка, фломастер. 10,5x20. На обороте поздравление Л.С. Митусовой и В.Л. Мельникова от А.Б. и М.А. Батуриных. Происходит из МСССМ.

 

С Новым Годом! С Рождеством! 2001. Бумага, акварель. 10,Зх20,8. На обороте поздравление А.Б. и М.А. Батуриных Л.С. Митусовой и В.Л. Мельникову. Происходит из МСССМ.
Новогодняя открытка. 2002. Бумага, аппликация, смешанная техника. 13,3x10. На обороте поздравление А.Б. и М.А. Батуриных Л.С. Митусовой и В.Л. Мельникову от 27 декабря 2002 г. Происходит из МСССМ.

 

5. Автографы А.Б. и М.А. Батуриных

Поздравление Л.С. Митусовой с Новым Годом. На обороте открытки, изданной в 1982 г. Происходит из МСССМ.

Поздравление Л.С. Митусовой и В.Л. Мельникова с Новым Годом. 1993. На обороте открытки. Происходит из МСССМ.

Поздравление Л. С. Миту совой и В.Л. Мельникова с Новым Годом. 2000. В левом верхнем углу наклеена фотография репродукции портрета А.А. Блока. Происходит из МСССМ.

 

6. Изоиздания

Буклет выставки Александра Батурина и Олега Николюка. - СПб.: Центр искусств Сергея Дягилева; Славия, 1991. - 16 с., ил. - Формат B5.

 

Монография «Batourine». - Париж: Институт Александра Батурина, 1996. - 48 с., ил. - Формат A4.

Буклет выставки Александра Батурина «Пейзажи Вырицы и Михайловского». СПб.: галерея S.P.A.S., 2000. - 4 с, ил. - Формат B5.

 

______________________

[1] Цит. по: Рерих Н.К. Письма в Америку. - М.: Сфера, 1998. - С. 428. - Письмо от 28 ноября 1943 г.

[2] Маточкин Е.П. Пермский иконостас Н.К. Рериха // Маточкин Е.П., Скоморовская Н.В. Пермский иконостас Николая Рериха. - Самара: Агни, 2003. - С. 84.

[3] Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - С. 441.

[4] Криптограммы Востока. - Рига: Угунс, 1992. - С. 39-41.

[5] Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. - Рига: Виеда, 1992. - С. 115.

[6] Рерих Н.К. Знамения. - 1913 г. // Рерих Н.К. Избранное. - М.: Советский писатель, 1979. - С. 52-53.

[7] При подготовке текста использованы материалы сайтов www.christmas.ru и www.krugosvet.ru.

[8] Составители каталога В.Л. Мельников и М.А. Мельникова.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

28 дата публикации: 04.02.2007