Сергей Мельников

 

Петроглифы Тамгалы

Южный Казахстан

 

Петроглифы

 

Самое большое и изученное собрание петроглифов Казахстана, внесённое в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится в урочище Тамгалы, в 170 км к северо-западу от города Алматы в юго-восточной части невысоких Чу-Илийских гор, протянувшихся с юга на север от гор Заилийского Алатау до озера Балхаш, в горном массиве Арнахай.

Тамгалы – это самый известный центр из 50 центров наскальных рисунков Семиречья, территории бассейна Балхаша.

В комплекс памятника входят могильники, петроглифы, культовые места, которые создают единую сакральную территорию, использовавшуюся людьми в течение более двух тысяч лет. Здесь находилось святилище, проходили ритуальные церемонии, люди молились богам и духам предков.

Петроглифы датируются периодом от XIV в. до н.э. VI-VIII вв., т.е. от бронзового века до освоения Великой степи тюркскими народами. Петроглифы находятся на большой территории размером 3х10 километров. Но наиболее значительная их часть сконцентрирована на участке примерно 250х500 метров, здесь около 2000 петроглифов, а всего в Тамгалы насчитываются до 5000 рисунков.

«Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы» включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году. См. сайт Центра всемирного наследия ЮНЕСКО: whc.unesco.org/en/list/1145

 

фото 01. Степь упирается в горы Заилийского Алатау. фото 02. Чу-Илийские горы. фото 03. Раскопки могильников. Фото Л.Масловой

 

Открыты петроглифы были в 1957 археологической экспедицией Казахстанской академии наук под руководством Анны Максимовой. В 1982 году были найдены могильники. Учёные считают, что в эпоху бронзы здесь жили племена андроновской культуры. В своё время эти племена распространились по всей центральной части Евразии.

Вместе с тем, некоторые учёные высказывают предположение, что здесь был зороастрийский Храм. Основана эта гипотеза на том, что живущие здесь племена происходили от индо-иранцев.

 

К сожалению, время не щадит петроглифы. Камни, на которых они созданы, с течением времени разрушаются, раскалываются плиты, осыпаются гладкие поверхности. Но сейчас предпринимаются усилия по сохранению бесценного памятника и происходят работы по восстановлению каменной картинной галереи.

 

Галерея петроглифов очень напоминает привычную нам картинную галерею, с той лишь разницей, что первые авторы относятся ко второму тысячелетию до н.э. Точно так же, как и в современных музеях, посетители постепенно переходят из зала в зал. Но если в музеях последовательность и расположение картин определяются художественными критериями, то последовательность и расположение картин каменной галереи Тамгалы определялись сакральными причинами. И если сейчас экскурсии водят экскурсоводы, то тогда их водили жрецы. И, наверное, водили не группы, а каждого человека индивидуально, что отвечало назначению этого места. При этом самое непосредственное участие в восприятии рисунков принимает природа – всё происходит среди невысоких гор в степи под огромным голубым небом, воздух пропитан непередаваемым запахом степных трав, среди которых очень явно слышится горьковатый запах степной полыни.

Наиболее важным является период середины второго тысячелетия до н.э., к которому относятся наиболее уникальные композиции и образы, прежде всего образы Солнцеголовых божеств.

В целом тематика рисунков очень разнообразна: люди, животные, всадники, сцены охоты людей, сцены охоты хищных животных, сены из жизни людей, ритуальные пляски, Солнцеголовые божества…

 

Конечно, фотографии не покрывают даже малой части петроглифов урочища Тамгалы, но всё же дают хотя бы некоторое представление о них.

 

фото 04. Разрушающееся большое «полотно», покрытое рисунками. фото 05. Фрагмент большого «полотна». фото 06. Петроглифы.
фото 07. Петроглифы. фото 08. Петроглифы. фото 09. Петроглифы.
фото 10. Петроглифы. фото 11. Петроглифы. фото 12. Петроглифы.
фото 13. Петроглифы. фото 14. Петроглифы. фото 15. Петроглифы.
фото 16. Петроглифы. фото 17. Петроглифы. фото 18. Петроглифы.
фото 19. Петроглифы. фото 20. Петроглифы. фото 21. Петроглифы.
фото 22. Петроглифы. фото 23. Петроглифы. Фото А.Трусова. фото 24. Петроглифы. Фото А.Трусова.
фото 25. Петроглифы. Фото А.Трусова. фото 26. Верблюд. фото 27. Беременное животное (маленькое животное внутри большого).
фото 28. Всадник. фото 29. Петроглифы. фото 30. Охота волков.
фото 31. Охота волков. фото 32. Охотящийся волк. фото 33. Пляшущие человечки.

 

В описании петроглифов Тамгалы на сайте ЮНЕСКО говорится: «Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами. Это, к примеру, изображения божественных солнцеголовых существ, или же фигуры мужчин с хвостами (очевидно, это ряженые в шкуры животных жрецы), это воины, вооружённые палицами, брачные пары, роженицы. Это «пляшущие человечки», всадники на лошадях, и целые многофигурные композиции с изображением множества людей и животных, сцены охоты и сцены жертвоприношений. Есть изображение колесницы, запряжённой быками. Весьма многочисленны солярные знаки – изображения солнца, особо почитаемого у древних племен. Среди животных наиболее часто встречаются лошади и архары (дикие горные бараны) – обладатели мощных загнутых назад рогов. Однако присутствуют и иные представители животного мира, включая даже вымерших, ныне в этих краях уже не встречающихся ». [ 1 ]

 

Древние мастера очень искусно использовали материал и расположение каменных полотен-плоскостей, точно оценивая их ориентировку относительно сторон света и, прежде всего, относительно Солнца. При дневном движении Солнца в зависимости от времени суток и угла падения солнечных лучей разные рисунки выделяются в разное время. Места для петроглифов – места каменных полотен - выбирались специальным образом так, чтобы с одного места можно было видеть несколько рисунков и групп рисунков. В долине урочища есть несколько мест, откуда скалы с рисунками видны одновременно целыми группами, объединяясь в сложные композиции. Такие площадки находятся в нескольких десятках метров от рисунков, но рисунки, тем не менее, видны хорошо.

Кроме того, здесь очень хорошая акустика, негромкий разговор слышен метров за 100. Это свойство местности, без сомнения, тоже использовалось в сакральных обрядах.

 

Особое место занимает Храм Солнца, храм под открытым небом. Здесь есть «алтарь» с рисунками Солнцеголовых божеств и ритуальных обрядов, ровная площадка на склоне горы для служения, места для участников в красивой небольшой долине, окружённой склонами небольших гор с композициями каменных рисунков.

«В книге «Наскальные изображения урочища Тамгалы» АГ.Максимовой, А.С.Ермолаева и А.Н.Марьяшева [13] говорится, что, вероятно, солнцеголовые великаны Тамгалы - одни из наиболее древних антропоморфных изображений Бога. Таким его представляли древние индийцы, что нашло отражение в их священной книге « Ригведе», датируемой второй половиной II тысячелетия до нашей эры. В ней солнечный бог Сурья, с диадемой на голове, носит такие имена-эпитеты: «Владыка лучей», «Лучезарный», «Лучащийся блеском». [3]

 

фото 34. Солнцеголовое божество, стоящее на быке. фото 35. Солнцеголовое божество, человек и животные. фото 36. Солнцеголовое божество.
фото 37. Солнцеголовое божество и животные. фото 38. Солнцеголовые божества. Фото А.Трусова.

 

Т.Турекулов и Н.Турекулова пишут: «Нераскрытые тайны изображений Тамгалы привлекают многих учёных, которые единодушны в том, что все они связаны с древнейшими солярными культами Евразии и так или иначе имеют свои отголоски и в сегодняшних религиях: и в христианстве, и буддизме, и исламе. Так, к примеру, в православных храмах жертвенник и сейчас располагается на северной стороне алтаря. А сам Иисус - тот же "солнечный правоприемник": Рождество Христово совпадает с датой зимнего солнцестояния и древнейших праздников, посвящённых одновременно смерти старого и рождению нового солнца. Может, об этом повествует картина главного алтаря Тамгалы, на которой в нижнем ряду изображены пара совокупляющихся и цепочка 12 человечков. Между собой эти две группы связывает изображение ещё одного, лежащего (или умершего?). Одиннадцать из этих двенадцати идентифицируются как "танцующие" и один - как "роженица" (кстати, ещё одна параллель - Световой Девы года и Девы Марии). На оси, проходящей через "роженицу", выше расположен первый " солнцеголовый" третьего ряда.

 

фото 39. Часть алтаря Храма Солнца. фото 40. Часть алтаря Храма Солнца. Фото А.Трусова.
фото 41. Вид от алтаря Храма Солнца. фото 42. Степная гадюка – вечный страж Храма. Фото А.Трусова.

Художественная сила его изображения не вызывает много сомнений в том, что перед нами изображение Солнца, а парное ему - Луны, которые вместе с нижним рядом представляют единую композиционную нить. "Танцующие" держат в руках топорики, а ведь знак топора ("кайло") в древних рунах - символах, происхождение которых лежит в самых древних солярных культах, - означал топор, которым отделяется пуповина Нового года от Старого.

Продолжают ряд " солнцеголовых" ещё пять антропоморфных изображений. Если основываться на том, что первые два обозначают движущиеся по небу светила, можно предположить, что и две другие пары имеют аналогичное значение и связаны с планетами, известными нам как Венера, Юпитер, Марс, Сатурн. И Полярная звезда между ними как неизменная константа Вселенной и её порядка… На тибетских буддийских иконах часто можно встретить космогоническую картину, изображающую Будду в окружении семи звёзд, среди которых бодхисатвы солнечного и лунного света и Полярная звезда, которая контролирует продолжительность человеческой жизни. Ну, а астрология всегда была и есть одна из самых "востребованных" наук в Тибете, благодаря изолированности этого района Центральной Азии от окружающего мира: она развивается здесь беспрерывно на протяжении тысячелетий и тесно связана с религией, медициной, сельским хозяйством и животноводством, в быту ни одно событие не планируется без предсказателя судеб. А судьба предсказывается не только живым, но и умершим. <…>

Картины Тамгалы - это картины циклического вращения жизни в космических масштабах, жизни, не существующей вне Времени и Света – четвёртого измерения пространства. Среди антропоморфных и зооморфных изображений встречаются и геометрические знаки, аналоги которым можно найти в древних рунических символах. К примеру, вертикально стоящие " гантельки" или "очки" - "древнейший арктический иероглиф, означающий связь между собой двух кардинальных точек года - нижней и верхней. Позже это фрагмент был осмыслен как "нисхождение лета к зиме", в этой руне видны черты древнейшего иероглифа бытия". Крюки в руках "ряженных" - в рунах символ крюка, подтягивающего неба к земле, очень важный символ в мифологии многих северных народов. А олень, символ восходящей половины года, несущий на спине расчерченный на клетки прямоугольник, типичный рунический символ года или дома Солнца? Сами изображения " солнцеголовых", тела их имеют чёткую графику стрелок с руками вниз и руками вверх - опять же, эти знаки находим среди рун, имеющих кроме "божественных" смысловых нагрузок, ещё и календарные. Первые рунические знаки - символы, в которых была закодирована именно картина мироздания во времени: день, год, солнечные и лунные многолетние циклы… По-видимому, с их помощью записывались самые древние религиозные повествования, и история письменности разных народов, как полагает Х.Вирт, и финикийской, и индийской, и шумерской, и китайской, и египетской, и др. восходит именно к самым древним рунам, а корни таких слов как "бог", "солнце", "лето", "день" едины во многих языках… Да-да, всё это уже кажется очень далеким от архитектуры, и эти наши рассуждения - так, этюды на тему "Тамгалы", построенные на наших личных ассоциациях. Мысль о том, что этот комплекс петроглифов связан, по крайней мере, с календарными наблюдениями и сезонными праздниками не нова и не вызывает сомнения у многих учёных. Искусство петроглифов Тамгалы может быть понято только на стыке многих наук - искусствоведческих, религиоведческих, исторических, астрономии, математики, лингвистики, этнографии и других... Предполагаем, что и архитектурно-археологическое исследование комплекса памятников Тамгалы, его поселений жилищ и общественных зданий, планировки, культурного ландшафта может дать много информации для интерпретации петроглифов Тамгалы. Но это всё зависит от движения небесных светил и находится во власти Времени…» [ 4 ]

 

И ещё: «… выскажем мысль о том, что вместе со всеми археологическими объектами, включающими поселения, культовые и погребальные комплексы, Тамгалы - это и древнейший памятник градостроительства и культурного освоения ландшафта. <…> Но на эту гипотезу наводит уже схема планировки комплекса святилища, которая представляет собой строгую систему расположения отдельных его объектов. Центральной осью композиции является русло небольшой речки, наполняемой талыми водами и текущей строго на север. На выходе из ущелья с северной стороны располагается удивительно правильной формы круглая гора, привлекающая к себе внимание, сильно выделяясь на общем фоне окружающего скалистого ландшафта, кажется, будто она построена здесь специально руками человека. Здесь же, на Севере, группируются некрополи, подтверждая ещё раз правоту М.Сембина, утверждающего, что реки текущие на Север почитались как реки текущие в Страну Мёртвых, а древние курганы и некрополи часто располагались именно вдоль таких рек. Главный алтарь святилища с "иконостасом" с изображениями " Солнцеголовых" имеет почти строгую ориентацию на север, русло реки и площадь расположены с южной от него стороны. Четыре других обширных группы петроглифов располагаются по восточному берегу реки и объединяются в единую повествовательную картину. Поселение, имеющее мощный культурный слой, начиная с эпохи бронзы, <…> расположено с южной стороны от входа в ущелье с петроглифами. Чем не традиционная планировка буддийских монастырей? Река или водоём на Юге, храмы и их алтари - на севере, центральная ось - река-дорога - ведёт к главному храму, все остальные храмы по правую руку, или с Востока. И главное, на севере от них должна быть самая красивая в округе гора… И конечно же, жильё <…> должно быть изолированно от монастырских комплексов, находиться с южной стороны и на расстоянии не менее, чем человеческого голоса. А сами монастыри должны быть закрыты для свободного доступа злых духов и людей горами и разного рода преградами. А если посмотреть на буддийские иконы можно обнаружить, что очень часто встречается изображение солнца и луны, порой стилизованно, а порой конкретно. Да ведь и в храм буддийский можно входить лишь после того, как обойдёшь его с молитвой по кругу - по ходу Солнца!» [ 4 ]

 

Примечательно, что, в частности, солнце с 32 лучами на голубом фоне изображено на Государственном флаге Республики Казахстан. Голубой цвет символизирует мирное небо Казахстана; солнце - покой и богатство.

 

Рис.43. Государственный флаг Республики Казахстан.

 

При описании урочища Тамгалы использовались материалы сайтов [1], [3], [4], [5], [14].

 

 

 

Соприкосновение с Рерихом

 

Средне-Азиатская Экспедиция Рерихов прошла значительно восточнее этих мест, да и открытие петроглифов Тамгалы произошло уже после ухода Н.К.Рериха. Тем не менее, соприкосновения – пусть неявные - историко-архитектурного памятника Тамгалы с творчеством и наследием Н.К.Рериха всё же есть.

Петроглифы в научных интересах и художественном творчестве Николая Константиновича занимали заметное место (см., например: Е.П.Маточкин. Археологические мотивы в искусстве Н.К.Рериха [6]).

«На этих древних изображениях вы различаете горных козлов с огромными крутыми рогами, яков, охотников-стрелков из лука, какие-то хороводы и ритуальные обряды. Характер этих рисунков потому заслуживает особого внимания, что те же древние изображения мы видели на скалах около оазиса Санджу в Сензиане, в Сибири, в Трансгималаях, и можно было узнавать их же, вспоминая Халристнингары Скандинавии. Не будем делать выводов, но будем изучать и складывать.» - пишет Николай Константинович в «Сердце Азии» [7].

И петроглифы Тамгалы, как кирпичик, вкладываются вехой в общую схему движения древних народов по просторам Евразии. Достаточно, например, сравнить петроглифы на приведённых выше фотографиях и картины Н.К.Рериха «Скалы Лахула» и «Скалы Ладака», чтобы увидеть, что на них изображены «одинаковые» петроглифы (круторогие животные, пляшущие человечки), что в очередной раз подчёркивает единство древнего культурного пространства Тибета и Средней Азии.

 

Рис.44. Н.К.Рерих. Скалы Лахула. Рис.45. Н.К.Рерих. Скалы Ладака.

 

На это указывает В.Мешкерис в статье «Наскальное искусство в творчестве Н.К.Рериха»: «Имеются уникальные изображения ритуального танца двенадцати человек перед двумя солнцеобразными божествами-великанами в петроглифах ущелья Тамгалы близ Алма-Аты в Казахстане. Другая сцена изображает ряженых охотников, её персонажи одеты в шкуры с бубнами в руках. Другой фрагмент композиции показывает динамичный ритуальный танец с характерными жестами». [8]

И там же: «Сюжет картины “Скалы Лахула” (1935 г.) связывался с легендарными знаками Гэсэра. На самом деле, изображение представляет традиционную сцену кругового танца, посвящённого солнечному божеству.

Ритуальный круговой танец в честь солнечного божества в скальной живописи Средней и Центральной Азии относится к эпохе бронзы. Теперь с уверенностью можно сопоставить этот сюжет с аналогичными сценами Бимбетки (Индия), Саймалы-Таш (Киргизия), Тамгалы (Казахстан), Чулуут (Монголия). В этой цепи известных археологических находок сюжет из Лахула (Западный Тибет) имеет дополнительное значение в исследовании кругового танца ритуального действа, который связывается учёными с культовой обрядностью индоевропейцев эпохи бронзы». [8]

Интересно отметить, что Ю.Н.Рерих считал, что наскальные изображения горных козлов «играли важную роль в культе огня». [9]

 

* * *

О символике Триединства с упоминанием петроглифов Тамгалы см. статью «Символика Триединства в культуре Казахстана». [10]

 

* * *

В начале 90-х годов прошлого века экспедиция научно-спортивного общества «Путь Лотоса» работала в урочище Тамгалы. Члены общества так определяют свои задачи: «...«Путь Лотоса» - это путь ко всему чистому, прекрасному, вечному, это стремление ввысь. По этому пути шёл Николай Рерих. Он выдвинул лозунг «Мир через культуру!». И мы пытаемся продолжить его дело, возродить Пакт Рериха по защите исторических, культурных и научных памятников, который очень актуален в наше время». [11]

 

* * *

Нельзя не сказать о казахстанском учёном-исследователе, докторе биологических наук, профессоре зоологии, писателе, фотографе и художнике Павле Иустиновиче Мариковском. На материалах наскальных изображений он описал животный мир древнего Казахстана.

В.Коченов пишет: «Честь научного открытия этой уникальной галереи наскальных рисунков принадлежит замечательному натуралисту, путешественнику, энтомологу и писателю Павлу Иустиновичу Мариковскому. Девяностолетний патриарх отечественной науки весьма лаконично написал о своём великом археологическом открытии: Тамгалытас впервые в 1957 году нашла археолог Максимова. Я наткнулся на него через 9 лет, опубликовав о нём 31 июля 1962 года статью в еженедельнике “Неделя”. Впоследствии, через один-два десятка лет, Тамгалытас посетили многие отечественные и зарубежные археологи. Благодаря изобилию и своеобразию рисунков это урочище приобрело мировую известность. На тех, кто впервые увидел эти наскальные рисунки, они производят глубокое и неизгладимое впечатление”.» [ 1 2]

В 2006 году П.И.Мариковскому исполнилось 94 года. Он рисует картины, на которых представлены копии наскальных рисунков Тамгалы, выполненные в разные годы. «… в беседе с Павлом Иустиновичем аким города Алматы Имангали Тасмагамбетов [глава администрации города – С.М.] заметил, что в исследовательской, писательской, творческой жизни учёного много схожего с творчеством Николая Рериха. В одной из своих работ Н.Рерих писал: «Все Учения, все философии были даваемы для жизни. Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего». П.Мариковскому это утверждение близко по духу, видимо, поэтому с таким сравнением акима он согласился». [13]

 

 

Фотографии автора (кроме фотографий с указанным авторством).

Апрель 2007

 

 

Ссылки и литература

 

1. В.Р.Крогиус, Н.В.Максаковский. Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы. ЮНЕСКО. http://heritage.unesco.ru/index.php?id=1138&L=9

2. Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985; 1996.

3. Каменные книги Тамгалы. АиФ Казахстан, №46 (650) от 16.11.2005, http://www.aif.kz/PrintVer.aspx?Art=12594

4. Т.Турекулов , Н.Турекулова. Четвёртое измерение Тамгалы, http://www.kumbez.kz/arh/Arh_05.htm

5. Алматы, http://www.almaty.kz/

6. Е.П.Маточкин. Археологические мотивы в искусстве Н.К.Рериха. Петербургский Рериховский сборник. Вып. II – III . Самара: Издательский дом «Агни», 1999, с.729 – 744. http://www.roerich-museum.org/PRS/catalog.php?id=2&pn=43

7. Рерих Н.Сердце Азии. Алматы, 2007, с.22. http://www.roerich.kz

8. В.Мешкерис. Наскальное искусство в творчестве Н.К.Рериха. «Новая эпоха», N 3 (22), 1999. http://novepoch.narod.ru/journals/22/meshkeris.html

9. Е.П.Маточкин. Юрий Николаевич Рерих – художник, исследователь искусства Алтая. Сайт Института археологии и этнографии СО РАН: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/LARYCH/?html=Mat.htm&id=1330

10. Символика Триединства в культуре Казахстана. Сайт «Сердце Азии»: http://www.roerich.kz/publication/simvolikatriedinstva.htm

11. Б.Б.Резванцев, Б.З.Резванцев. Солнцеголовые великаны Тамгалы. Вокруг Света, № 8 (2647), август 1994. http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=1424

1 2. Владимир Коченов. Каменные страницы веков. http://www.sweetlife.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=142&Itemid=115

13. Казахстанский Рерих, или человек, открывший миру Stenoponia sidimi Marikowsky и Polyergus nigerrimus Marikowsky. Официальный сайт города Алматы, 12.10.2006: http://www.almaty.kz/page.php?page_id=693&lang=1&article_id=2141

14. А.А.Горячев, А.Н.Марьяшев. Наскальные изображения Семиречья. http://tourkz.com/articles/petrog1_1.html

15. Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985; 1996.

16. Рогожинский А.Е. "Изобразительный ряд петроглифов эпохи бронзы святилища Тамгалы". В сборнике "История и археология Семиречья". Вып.2. Алматы, 2001.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

30 дата публикации: 01.06.2007