Григорий Ломакин

 

Размышления об индивидуальности

назад к содержанию

 

Общество неповторимо и очень богато на сюрпризы. Оно лучше всего иллюстрирует мысль Гераклита об изменчивости всего в мире. Общество - это самая изменчивая река, из которой нельзя выйти даже в полном одиночестве. Общество состоит из людей, а человек постоянно меняется внешне (телесно) и внутренне (духовно). Телесные изменения в их основе легко предсказуемы. Начиная от рождения, в течение всей жизни человек движется к окончанию – к смерти тела. Разница лишь в месте жизни, цвете кожи, национальности, болезнях, и других качествах, которые в сравнении с общей схемой жизни выглядят как акциденции и субстанция. Духовные измерения противоположны телесным, если их тоже изобразить в виде общей схемы. Тут множество загадок с самого начала. Если о существовании тела мы знаем с неопровержимой достоверностью, то в существование души приходится верить, опираясь на факты, которые принято считать следствиями её существования (интеллект, религиозность). Материалистическая психология отрицает существование нематериальной составляющей в человеке. Мыслительную деятельность она рассматривает как совокупность химических процессов головного мозга. Для опровержения этой точки зрения нужны позитивные доказательства существования души, которые на сегодняшний день невозможно представить. О душе возможно рассуждать, опираясь на метафизические прозрения. Они выглядят как уверенность, что может быть только так и не иначе. Например, наблюдение изменений всего видимого и особенно тела рождает протест. Так как на фоне общей смерти бессмысленными выглядят все устремления человека, для достижения которых затрачивалось много сил, приносились жертвы. Возникает требование вечной жизни и, как следствие, уверенность, что вечная жизнь существует. Но если тело не вечно, нужно предположить существование внетелесной составляющей человека – души. Она должна быть вечной по природе, и носительницей разума, который покидает тело в момент смерти. Душе можно приписать все качества, которыми человек не соглашается наделить тело. К ним можно отнести и индивидуальность.

Индивидуальность, как нечто стабильное, парадоксальна на фоне изменчивости внутреннего мира человека. Меняются взгляды, убеждения, отношения к предметам и явлениям. Некоторых людей называют беспринципными, так как их взгляды меняются очень часто в зависимости от множества факторов. Но, вместе с тем, существуют особенности внутреннего мира, которые присущи только этому человеку, которые делают его уникальным. Это совокупность черт характера, данных человеку от рождения, это интеллектуальные и физические задатки, которые со временем могут проявить себя подобно распускающимся цветам. Эти составляющие присутствуют на протяжении всей жизни человека, хотя по общему правилу изменчивости всего существующего во времени, они должны были бы претерпеть коренные изменения и со временем частично или полностью исчезнуть, как зрение или слух у некоторых людей. Это наводит на мысль о существовании высшего источника неизменных индивидуальных черт человека, который сам совершенно индивидуален, не подвижен, поэтому (согласно Аристотелю) вечен. Поэтому индивидуальные качества в человеке и во всех остальных существах и предметах видимого мира можно рассматривать как онтологический аргумент.

В этой работе я особое внимание обращу на индивидуальность человека. Сейчас перед нами только слово «индивидуальность». Оно ближе всего к нам из изучаемого вопроса. Это слово – термин, относящийся к определённой научной сфере.

Что таит в себе термин? Слово «термин» происходит от латинского слова « terminus » - граница, предел, конечная цель. Слово « terminus » происходит от глагола « terminare » - определять, ограничивать, завершать. Сформировать термин, значит, завершить процесс выделения однородного интеллектуального содержания из общего информационного поля. Это интеллектуальное содержание, обретая границы в термине, получает стабильные очертания, и благодаря этому, занимает своё место в мире подобных терминологически оформленных содержаний. Таким образом, термин выставляет своё содержание на общее обозрение, значит, появляется возможность влиять на него.

Термин «индивидуальность» происходит от латинского глагола « dividere » - разделять. Прилагательное от этого глагола « dividuus » означает делимый, раздельный. Добавим приставку « in » со значением отрицания и получим прилагательное « individuus » - неделимый. Поставив это прилагательное в средний род, получим термин « individuum », которое русский язык использует без изменений в произношении, только наделяет его значением существительного. Индивидуум – это «человек, как отдельная личность, а также вообще отдельный живой организм, особь»[1]. Индивидуальность – это «особенности характера и психического склада, отличающие одного индивида от другого»[2]. Когда мы размышляем об индивидуальность, возникают образы людей, наделённых особыми качествами, благодаря которым они выделяются из общества. Эти качества бывают настолько яркими и самобытными, что их носители стоят на несколько порядков выше простых людей. Общество, в котором яркая индивидуальность проявляет себя, со временем теряет уютную атмосферу, порождённую согласием с судьбой и нежеланием выходить из зоны комфорта. Поэтому яркие индивидуальности очень часто одиноки. Этому есть две причины:

  1. Поведение носителя индивидуальности.
  2. Поведение окружающих.

Благодаря второй причине от проблем не застрахована даже самая миролюбивая индивидуальность. Отношения яркой личности к обществу тоже могут складываться особым образом, либо положительно, либо отрицательно.

Положительно:

  1. Благодаря состраданию и альтруизму.
  2. Благодаря желанию облегчить жизнь человека.
  3. Благодаря наличию в сердце добродетелей (любовь, скромность, простота, открытость, дружелюбие, правильная мотивация деятельности).

 

Отрицательное отношение, к сожалению, встречается гораздо чаше потому, что для делания добра нужно потрудиться, а для делания зла достаточно просто перестать делать добро.

 

Можно предположить причины, по которым рождается отрицательное отношение яркой индивидуальности к обществу.

  1. Придание слишком большого значения имеющимся у него дарованиям. Следствием этого может быть начало унижения окружающих.
  2. Защита от нападок завистников.
  3. Придание слишком большой цены похвалам окружающих. Это рождает завышенную самооценку, со следствием, унижением окружающих.

Проиллюстрируем сказанное на примерах жизни и творчества Сальвадора Дали, Жана Поля Сартра, Петера Пауля Рубенса, Фомы Аквинского.

Без сомнения, эти люди оставили заметный след в истории, но кого из них можно назвать индивидуальностью? Дали и Сартр постоянно старались самоутвердиться, так как у них были проблемы в отношении к самим себе. Дали не покидала мысль, что его умерший младший брат, имя которого носил Дали, мистически жил в нём. Сартр постоянно терпел насмешки из-за внешнего вида (косые глаза, маленький рост, оттопыренные уши). Их творчество, это постоянная попытка решить проблему самоакцептации, это поиск самотождественности, достижение внутренней цельности любой ценой. Внутренне раздробленный человек не может называться неделимым ( individuum ). Их внимание обращено, во-первых, на себя, во-вторых, на общество. Идеи и сюжеты двух поистине гениальных людей были орудиями самоутверждения, их обнародовали, чтобы применить. Под воздействием произведений литературы и искусства общество входило в пассионарное состояние. Колебались объективные моральные ценности. Происходило разрушение положительного содержания в воспринимающих. Это практическое отрицание положительного содержания в зрителях и слушателях означает отрицание самих слушателей. Поэтому назову Сартра и Дали людьми с негативно-эгоистическим содержанием. Предположим, что они достигли внутренней цельности, тогда для поддержания жизни им постоянно требовалось бы разрушать положительное морально-нравственное содержание. Так возможно жить, пока существуют носители положительных морально-нравственных ценностей. С исчезновением последнего индивидуальности типа Дали и Сартр останутся без подпитки и направят процесс разрушения на самих себя до полного самоуничтожения. Паразитирование на морально-нравственных ценностях и саморазрушение, как предполагаемое окончание жизни так же ставят нас перед фактом внутренней коррупции и раздробленности людей такого склада, что также препятствует назвать их индивидуальностями. Подлинная индивидуальность, указывая фактом своего существования на высшее начало совершенно индивидуальное, самостоятельное и поэтому положительное (созидающее, а не поглощающее себя и других) и сама должна быть положительной и самостоятельной.

Кроме того, высшее начало, поскольку положительно, постольку положительно относится к другим, понимает их трудности, сострадает им, любит их. Оно по природе склонно распространяться вовне, раздавать своё положительное содержание[3]. При этом положительная индивидуальность не терпит ущерба, не уменьшается в количестве и в качестве. Библейский пример показывает, что в момент раздачи добра происходит его умножение (см. библейский пример творения мира из ничего ( creatio ex nihilo ) где ничего не сказано о том, потерпел ли Бог после этого какой либо ущерб). Любовь порождает новых носителей жизни с целью разделить с ними радость существования в любви. Так ведёт себя высшая совершенная индивидуальность. Люди – подлинные индивидуальности отчасти воплощают этот идеал. Петер Пауль Рубенс прославился как один из самых плодовитых художников потому, что в жизни имел подобное по качеству направление вовне. Он делился работой и славой с учениками, предоставляя им возможность окрепнуть и обрести собственное лицо. Рубенс не был придирчив к заказчикам, выполняя, по возможности, все их пожелания. Следствием этого является сведение к минимуму «мук творчества», поглощающих огромное количество сил и времени. Рубенс делится своим временем с учениками и друзьями, устраивая большие встречи в его дворце для деятелей науки и искусства.

На примере Фомы Аквинского мы видим попытку воплотить тот же тип индивидуальности. Исполнение монашеских обетов дало Фоме большую свободу в служении Богу и ближнему. Опыт общения с Богом в молитве и наблюдение за жизнью породили в его душе глубокое понимание вечных проблем человечества и проблем общества его времени. Цель его творчества - облегчить жизнь человечества, приняв на вооружение весь, возможный для него положительный опыт, а не самоутвердиться. Это лучше всего иллюстрируют его труды. В каждом вопросе «Суммы теологии» Фома даёт высказаться своим оппонентам, потом даёт свою версию ответа, основанную на авторитетных высказываниях. Далее отвечает на возражения оппонентов, примиряя их со своим вариантом ответа, не ущемляя их своеобразия, но расширяя смысл их высказываний. Для Фомы, как для философа и христианина, это радостная жертва, признание чужих достоинств, а иногда отведение другому философу первого места.

 

 

Наше время мало отличается от других эпох. Потому что основные проблемы во все времена одинаковы. Меняются только внешние стороны. Во все времена были актуальны вопросы любви и ненависти, гордости и жертвенности, кротости и гнева, и многие другие. Проблема индивидуальности тоже относится к этому ряду. Я не считаю индивидуальностями в полном смысле слова людей, хотя и талантливых, но внутренне похожих на Дали и Сартра. Я убеждён, что истинно индивидуальны люди - с позитивно-альтруистической направленностью, которые, подобно Фоме и Рубенсу, вносят созидательное начало в жизнь общества.

 

13 мая 2007 г.

 

назад к содержанию

 

_____________________

[1] Ожегов С.И. «Словарь русского языка» под редакцией Н.Ю.Шведовой. Издание 21. М.: Русский язык. 1998.

[2] Ожегов С.И. «Словарь русского языка» под редакцией Н.Ю.Шведовой. Издание 21. М.: Русский язык. 1998.

[3] См. Библию, книгу Бытия 1,2. главы о творении мира. Евангелие о сошествии на землю Иисуса Христа.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

30 дата публикации: 10.06.2007