О.Л.Белобородова

Роль женщины в эпоху Майтрейи

Эпоха Майтрейи есть Эпоха Женщины, и именно женщине предстоит иметь в ней решающую роль. Эта решающая роль выявится в духовной активности женщины.[1]

Одной из важных граней Учения Живой Этики является утверждение Женского Начала. В Учении говорится о роли Женского Начала в мироздании и о «законе величия и равноценности двух Начал, как основе Бытия[2]».

В Гранях Агни Йоги говорится «Обычно не задумываются над ролью Женского Начала в процессе эволюции духа, но она велика. Сколько великих творений человеческого гения было вдохновляемо женщиной. Как огненно начинает творить мысль при соприкосновении Высших Энергий двух противоположных Начал. Высочайший аспект Женского Начала выражен в Образе Матери Мира. Её несказуемой мощью идёт творчество Владык».[3]

«Женское начало необходимо для полноты и продуктивности творчества духа. В его высших аспектах участие женского начала в творчестве открывает возможности бесконечного расширения знания. Наличие мужских и женских божеств показывает, что присутствие Двух противоположных Начал восходит и в Высшие Сферы. Матерь Мира, Великое Женское Начало, Занимает высочайшее место в общей схеме вещей. При создании миров Она Занимает равное место с Началом, ей противоположным. Слова «мужское и женское», «активное и пассивное», «положительное и отрицательное» только весьма не полно и не совершенно выражают величие Двух Начал в аспекте их проявления в Высших Мирах. Но сейчас надо прочно усвоить их равнозначность в процессах космического творчества. Нарушение этого понимания в сферах человеческих привело к тому разновесию, которое ныне уявляется в мире. Понимание равнозначности величия Двух Начал необходимо снова утвердить на Земле. Это будет зарею Новой Эпохи, Эпохи Матери Мира».[4]

Борьба за восстановление прав женщин началась уже давно и сейчас можно сказать, что в большинстве цивилизованных стран времена, когда женщинам надо было бороться за изменения в законодательствах, за право участвовать в выборах или занимать высокие государственные посты, канули в лету. Однако вопрос о том, восстановлено ли истинное равновесие начал, до сих пор остается актуальным.

«Когда женщина вернёт своё право на участие во всех сторонах общественной и государственной жизни, много недопустимых явлений исчезнет и, прежде всего, войны. Эпоха Женщины внесёт благие изменения в жизнь человечества».[5]

Хотя женщинам даны многие права, реально лишь немногие из них действительно стремятся их реализовать. И в этом уже не приходится обвинять мужчин.

Что же мешает женщинам в полное мере проявить себя?

Прежде всего, – это отсутствие осознания своей роли и понимания ответственности за происходящее.

«…При наступлении новой эпохи сама женщина должна осознать, что она ничем не ниже мужчины, именно она не обижена Природой. Но особенно больно слышать, как часто сами женщины признают своё как бы низшее положение даже в космическом созидании и в космическом предначертании. Какое пагубное заблуждение!»[6]

Старый мир активно сопротивляется тому, чтобы женщина задумалась о своём космическом назначении. Множество неверных установок, закладывается с детства и воспроизводится общественным мнением.

Женщинам говорят, что их умственные способности ниже мужских, что Женское Начало – не творческое.

Однако известно множество примеров высоких достижений женщин в самых разных областях науки и искусства, во всех областях деятельности человека.

Женщину убеждают смотреть на себя как на красивый материальный предмет. Множество достижений науки и техники создаётся и используется для поддержания внешней женской красоты в неизменном виде, и именно к этому, кажется, следует стремиться каждой женщине. При этом внимание совершенно отвлекается от вопроса, для чего ей дана красота. Не для достижения личного счастья или поклонения противоположного пола. Призывать к Красоте во всех проявлениях жизни является одним из космических назначений женщины. И красота женщины делает этот призыв убедительным. Внешняя красота лица и тела названы «одним из наиболее мощных рычагов мирового движения».[7]

Говорят, будто главное для женщины – личное счастье, что положение вещей, когда сфера приложения способностей женщины сосредоточена на интересах дома и семьи, происходит из самой женской природы, и что ничего другого женщине не надо.

Но мы понимаем, что идеал так называемого «женского счастья» был выработан веками запретов и ограничений, и женщины просто не привыкли желать большего. Условия уже изменились, но ранее установленное направление мышления мешает устремиться к более широким задачам, развить и применить свои способности.

Настало время пересмотреть устаревший идеал, начать более требовательно относиться к себе и ставить перед собой более сложные задачи. Многое уже достигнуто: мы видим, что женщины работают практически везде, однако, чаще всего, на вторых ролях и не обладают реальным влиянием. Вместе с тем, важно не то, чтобы женщины достигали больших карьерных успехов и занимали ответственные посты, копируя при этом мужчин, а именно проявление высших и лучших свойств женского начала. При правильном понимании своей роли и полноправном участии в управлении и принятии решений женщины смогут внести тот дополняющий взгляд, который даст синтез, благодаря которому негативные явления исчезнут, и равновесие будет восстановлено.

Сейчас уже много женщин, преуспевающих и успешно сочетающих работу, научную, творческую или общественную деятельность с воспитанием детей и заботой о семье. Очень важно, чтобы это совмещение было именно совмещением, чтобы в стремлении достичь собственных успехов женщины не забыли о том, что от того, какими вырастут их дети, на самом деле, зависит будущее.

Одухотворения требует понятие материнского долга. Если когда-то главной задачей матери считалось накормить и одеть детей, создать хорошие условия для их физического развития, а позднее к этому прибавилась забота о том, чтобы дети получили хорошее образование, то теперь надо понять, что родители должны заниматься и воспитанием духовной культуры. Живая Этика говорит, что воспитание есть «питание всем возвышенным и утончённым».[8] Всё это невозможно без постоянного внимательного отношения к внутреннему миру детей, без непрерывающегося духовного контакта с ними. Уча других, мы учимся сами, поэтому в стремлении и поисках того возвышенного и утончённого, что нужно дать детям, женщина будет подниматься сама.

Расширение поля деятельности совместно с наполнением более глубоким смыслом заботы о семье является одним из путей духовного развития женщин. Рано или поздно общепланетность задач будет осознана, и женщины начнут, наконец, принимать должное участие в управлении миром.

Однако не всем женщинам подходит этот путь, для многих духовным идеалом и единственным смыслом жизни является самореализация в семье. Таким женщинам приходится тратить много времени и сил на воспитание детей, и это может казаться препятствием для интеллектуального и духовного развития. Однако именно самоотверженная любовь к детям может стать для такой женщины путём духовного продвижения. «…Материнский инстинкт может развиться до такой степени, что женщина может стать, так сказать, духовной матерью для всего человечества и будет способна подняться на любую высоту развития».[9]

В подтверждение последних слов как пример высокого развития материнского чувства хочется привести фрагмент из жизнеописания спасительницы Франции Жанны Д’Арк: «Жанна … разрывалась от жалости к дофину, и ко всему множеству «добрых людей», которые «все, начиная от семилетних детей, должны были погибать злой смертью», и к сиротам всех монастырских приютов, какие попадались ей на пути, и к раненым солдатам, французским и английским, и ко всему своему народу, и ко всем «бедным людям» во всём мире. И могло быть, что в силу неисчерпаемых и преображенных свойств своей материнской природы чистейшая семнадцатилетняя девочка хотела быть в Духе Святом «мамой» всем тем, кто исторически несёт ответственность за сохранность жизни людей».[10]

В письмах Е.И.Рерих сказано: «В женщине заложено качество самоотверженности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничилась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах».[11]

«Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти бесчисленные огни укрепят и украсят её собственный очаг».[12]

Полноценному проявлению женщин мешают и некоторые их негативные свойства.

«Постоянная охраняемость и опекаемость приветствовались многими женщинами, и именно это ослабило её силы и притупило способности. Потому сейчас необходимо обратное явление, женщина должна принять борьбу с жизненными препятствиями, чтобы на них закалить свои силы и выявить свою истинную сущность».[13]

«Многое нам, женщинам, нужно изжить и, прежде всего, начнём воспитывать в себе сознание своего достоинства, и мужественно научимся опираться на свои силы и знание, чтобы приобщиться и принять свою долю ответственности в великом строительстве на общее благо».[14]

Размышляя над сильными сторонами Женского Начала, важно не впадать в крайности. Неразумно думать: «Раз мы женщины, значит мы уже очень хорошие, мужчины должны нас почитать», а самим при этом оставаться прежними.

Очень плохо начать кричать и требовать для себя новых прав и привилегий, и думать, что мужчины нам до сих пор чего-то не дают. Лучше не криками, а разумными действиями показать, что участие женщины полезно в любом деле.

Действия поодиночке не смогут дать всех желаемых следствий, поэтому надо избавляться от чувства соперничества, которое нередко бывает присуще женщинам. Важно научиться объединять свои усилия и помогать друг другу. Ведь женское движение – один из ближайших даров эволюции.

Также недопустимо заимствовать грубые методы, которые используются теми мужчинами, в которых Мужское Начало не облагорожено и проявляется на низшей шкале.

Отдельным является вопрос о взаимоотношениях Женского и Мужского Начала. В наше время эти взаимоотношения очень далеки от идеала. Если мужское начало уже поделилось с женским необходимой частью прав, касающихся общественной жизни, то понимание, а главное, воплощение духовной роли женщины как вдохновительницы и ведущей пока не наступило. На протяжении многих веков женщину привыкли рассматривать, как препятствие на пути духовного развития мужчины, считалось, что женщина - источник греха и падения. Учение говорит нам, что именно в силах женщины изменить это убеждение. Это произойдёт, если женщина « откажется быть соучастницей падения <мужчины> и откроет его умственному взору всю красоту и изящество высших аспектов женственности, лишь тогда она сможет заставить его признать эти высшие аспекты и возжелать их».[15]

«Отношение к женщинам можно трансмутировать из недопустимого и нечистого в такое, когда у духа вырастают крылья и поднимается он к вершинам творческой мощи. Но этому изменению отношения должна способствовать, прежде всего, сама женщина. Женщина тогда становится вдохновительницей лучших начинаний духа и ведущей его к таким достижениям, которые без неё невозможны. <…> творческая сила женщины <…> распространяется на все сферы творческой деятельности человека. Именно, вдохновительница духа на всё высшее, на подвиги, на устремление к красоте, на совершение дел необычных. Сколько их, женщин, оставшихся неизвестными, вдохновляли художников, поэтов, мыслителей и всех прочих творцов во всех областях жизни на лучшее, что дали они человечеству. И лишь грубое и низкое отношение к женщине толкало человека во тьму и лишало его полётов творческой мысли».[16]

Хочется отметить, что выдающиеся достижения женщин имели место не только в наше или близкое к нам время. Так Святая Екатерина Сиенская, жившая в XIV веке, умиротворяет Италию, уладив огромное количество обычных для того времени кровавых распрей. Обращаясь с письмами к папе Григорию XI и флорентийской синьории, она примиряет Флорентийскую республику с папством и добивается возвращения папы из Франции в Италию.

Жившая в XVI веке Святая Тереза Авильская реформирует орден Кармелитов, основывает множество новых монастырей, в которых, несмотря на бедную обстановку и внешне простую однообразную жизнь всегда царила радость, источником которой была подлинная духовная жизнь и ясная светлая душа основательницы.

Особенно вдохновляет пример нашей современницы Матери Терезы, основавшей Орден милосердия и посвятившей себя помощи больным и умирающим, которых она вместе с сёстрами подбирала прямо на улицах Калькутты. Благодаря её усилиям, люди получали возможность вылечиться либо умереть в пусть скромных, но всё-таки хороших условиях и, что намного важнее, почувствовать себя нужными и любимыми, ощутить человеческое тепло. Позднее отделения Ордена милосердия открываются и в других странах, деятельность Матери Терезы становится международной.

Наверное, самым дорогим и близким для нас является образ Елены Ивановны Рерих, женщины, в полной мере воплотившей все лучшие черты женского начала и всей своей жизнью показавшей, какой должна быть женщина будущего. Прекрасная мать, Ведущая и Вдохновительница, Матерь Агни Йоги. В «Листах дневника» Н.К.Рерих писал: «Сорок лет – немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть встречены многие бури и грозы. Дружно проходили всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, Другине, Спутнице, Вдохновительнице». Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны были бы носить два имени – женское и мужское».[17]

Закончить хочется цитатами из письма Е.И.Рерих:

«В руках женщины спасение человечества и планеты. Женщина должна осознать своё значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества.

«Женщина, стремящаяся к знанию и красоте, в полном сознании своей ответственности, высоко подымет нравственность и уровень всей жизни».

«…Стремясь к знанию, пусть не забывает она Источник Света и тех Водителей Духа, те великие Умы, которые, истинно, творили сознание человечества. Приближением к этому Источнику, приобщением к этому Ведущему синтетическому Началу найдёт человечество путь истинной эволюции.

Пусть именно женщина познает и провозгласит об этом Ведущем Начале, ибо от начала ей вручена нить связи двух миров, видимого с невидимым…».[18]

---------------------------------------

[1] Грани Агни Йоги, Т.11, 163.

[2] Письма Елены Рерих, Т.1, 7.10.30.

[3] Грани Агни Йоги, Т. 5, 539.

[4] Грани Агни Йоги, Т. 9, 316.

[5] Грани Агни Йоги, Т.11, 163.

[6] Письма Елены Рерих, Т.2, 23.4.38.

[7] Учение Храма, Т.1, 40.

[8] Надземное, Т.1, 425.

[9] Учение Храма, Т.2, 201.

[10] Подвижники, Самара, изд. «Агни», 1994, стр. 305, 306.

[11] Письма Елены Рерих, Т.2, 17.5.37.

[12] Письма Елены Рерих, Т.1, 7.10.30.

[13] Письма Елены Рерих, Т. 2, 17.5.37.

[14] Письма Елены Рерих, Т.2, 9.8.37.

[15] Учение Храма, Т.1, 95.

[16] Грани Агни Йоги, Т.4, 500.

[17] Н.К.Рерих, «Листы дневника», Т.2, «Сорок лет».

[18] Письма Елены Рерих, Т.1, 1.3.29.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

25 дата публикации: 01.03.2006