Э.А.Мирзоян

 

ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ОПЫТ  

Философский анализ

 

Продолжение
начало
| назад | далее

 

Важные аспекты электрофизиологии (Наброски к теории). Закон полярных противоположностей в ЦНС. Музыкальные соотношения.

Возможные музыкальные (фоновые) ионные соотношения и взаимодействия

 

Музыкальные взаимоотношения Ca + , K + , Na + , Cl - и P + являются основой для ионного баланса в нервной системе. При рассмотрении данных соотношений необходимо учитывать весь квантовый ряд данных элементов и взаимодействие этих рядов между собой. По всей видимости, взаимодействие данных ионов должно происходить в хлорном буфере, не взирая на тот факт, что сам хлор всего лишь обеспечивает постоянство среды, но сам в данном обмене играет пассивную роль.

Все представленные элементы, кроме K + и Ca + входят в III Период, что позволяет говорить о том, что они относятся к третьей нотной градации, т.е. условно данные элементы относятся к ноте Mi . Нужно отметить, что нахождение данных элементов в разных Группах указывает на тот факт, что они пребывают в различных тонических положениях.

Так, к примеру, Na + , Cl - и P , пребывая в III Периоде, находятся в различных Группах: в I , в VII и в V , соответственно. Следовательно, Na + , относясь к градации ноты Mi , находится в тонике Mi (Тоническая Прима). P - , соответственно, должен пребывать в той же нотной градации, что и Na + , но в тонике Sol (Тоническая Квинта). Хлор, располагаясь в VII Группе вышеуказанного Периода, соответствует ноте Mi в тонике Si (восходящий вводный звук) . Ca + , K + , в отличие от описанных элементов, относятся к IV Периоду и, соответственно, должны пребывать в градации ноты Fa . Кальций располагается во II Группе, что соответствует тонике Re (Секунда). Калий, находясь в том же Периоде, соответствует Тонической Прима ( Fa ).

Таким образом, становится ясным взаимодействие между ионами вышеописанных элементов. Кальций активизирует Калий, а Фосфор – Натрий. Хлор – посредник между ними. Роль последнего, по-видимому, сводится к тому, что Хлор одновременно способен являться и промотором, и антагонистом относительно взаимоотношениям Кальций-Калий и Фосфор-Натрий. Такая уникальная способность Хлора является следствием его положения в Периодическом Ряде Элементов.

Фоновые взаимодействия между ионами данных элементов строятся следующим образом.

Фосфор, будучи в квинтовой тонике, пребывает фактически в доминанте от тонической примы, т.е. от градации Натрия. Так, Фосфор относится к уровню ноты Mi , в активном состоянии имеет, как правило, 3 неспаренных электрона, но за счёт недостроенной d -орбитали может находиться и в 4-х, и в 5-и валентных состояниях. Нужно заметить, что 3-х валентное состояние менее устойчиво, что влечёт к сильному восстановительному эффекту. Таким образом, целесообразно будет предположить, что в нервной системе ионы P пребывают в 3-х валентном состоянии. Прибывая в доминанте от тоники ноты Mi , в ноте Si , Фосфор активизирует Натрий, но не непосредственно, а с помощью устойчивой медианты – ионов элемента Третьей Группы Третьего Периода. Таковым являются ионы Алюминия. Именно они дополняют данное трезвучие. Если восходящим вводным звуком в данном музыкально-химическом соотношении является Хлор, то нисходящим вводным звуком должен быть ион Магния. Субмедиантой будет, соответственно, ион Серы ( Do следующей октавы). Кварте (субдоминанте) соответствует Кремний. Кроме Натрия, Алюминия и Фосфора, ионы остальных элементов не являются устойчивыми в ионном равновесии.

Аналогично строится соотношение в тонике ионов Калия. Ионы этого элемента, как отмечалось, относятся к тонике ноты Fa , соответственно, к медианте будут относиться ионы элемента Третьей Группы Четвёртого Большого Периода, т.е. ионы Скандия. Доминанте соответствуют ионы Ванадия. Кальций при этом соответствует нисходящему вводному звуку, тогда как Марганец – восходящему. К субмедианте в этом соотношении относятся ионы Хрома, а к субдоминанте – ионы Титана.

Подходя к изучению ионных механизмов возбуждения и торможения в нейронах, нужно удерживать в поле зрения постоянную оптимизацию частоты в мозге, которая осуществляется, по-видимому, посредством ионов элементов Четвёртого Малого Периода. Так, данная оптимизация начинается с активизации ионами Меди. Медиантой при этом является Галлий, а доминантой – Мышьяк. Нисходящему вводному звуку соответствует Цинк, а восходящему – Бром 33. К субмедианте относиться будет Селен, а к субдоминанте – Германий. Ионы элементов прибывающих в VIII Группе Четвёртого Большого Периода, возможно, являются инертными относительно воздействия на нейрон или действуют на него в иной градации. К ним относятся ионы Железа, Кобальта и Никеля.

Продолжая данное ионно-музыкальное соотношение, следуя закону трезвучий, выявляется следующая музыкально-химическая цепь:

Na +-Al 3+-P 3-; K +-Sn 3+-V 5+; Cu 2+-Ga 3+-As 3- . Так, Na + - тоника; Al 3+ - терция; P 3- - доминанта. K + - тоника; Sn 3+ - терция; V 5+ - доминанта. Cu 2+ - тоника; Ga 3+ - терция; As 3- - доминанта.

Относительно трёх-ионного соотношения: Cu 2+ - Ga 3+ - As 3- нужно отметить, что оно не принимает участия в рефрактерности, а наоборот, поддерживает оптимальную частоту при возбуждении нейромембран и терминалей. Калиевое и натриевое трезвучия постоянно поддерживают трёхфазовый режим работы нейрона. Ионы меди, по-видимому, с одной стороны, «снимают» быстродействие, обеспеченное ионами натрия, а с другой стороны, – усиливают долгодлящуюся потенциацию ( K + - активность ). Представляя натрий-калиевое трезвучия, необходимо отметить, что потенциал покоя основан на выходе некоторого количества калия и меньшего выхода натрия. Натрий входит во внутреннюю мембрану клетки, сама же концентрация ионов внутри мембраны основана на т.н. «натриевом насосе»; при покое направлена в сторону калия и выходе натрия. Уровень калия при покое выше в самой клетке, нежели в плазме. При нейронном импульсе уровень натрия в клетке повышается (вход натрия). При рефрактерности вновь калий входит в клетку, а меньшее количество натрия выходит из неё. Когда ионы натрия входят в клетку, внутренняя мембрана приобретает положительные заряды в 30-50 мВ, при разности в 90-120 мВ. Инверсия потенциала покоя есть потенциал действия равный 1 мс. Выход натрия приводит к восстановлению, а сам натрий – к гиперполяризации мембраны. За счёт этого снимается долгодлящаяся потенциация.

Представляя вышесказанное в виде музыкальных соотношений, необходимо учитывать как мажорную, так и минорную гаммы, а также параллели между ними.

 

 

***

 

Головной мозг человека регулируют 24 основных ритма, которые, каждый для другого, являются контрапунктами, т.е. сопутствующими. Эти 24 ритма соответствуют Додекаэдрическому Закону Вселенной. Обратимся вначале к т.н. ионной асимметрии и рассмотрим её в соотношении с музыкой. Как отмечалось, нервная клетка, как и любая другая, представляет собой диполь. Наружная сторона мембраны в состоянии покоя заряжена положительно, а внутренняя – отрицательно. Во время возбуждения полярность меняется и наружная сторона мембраны нервной клетки становится отрицательной, тогда как внутренняя – положительной. Происходит это благодаря постоянному динамическому процессу, который не совсем верно назван ионной асимметрией. В данной динамике постоянного изменения участвуют катионы K +, Na +,Cl -, а также анионы аминокислот. Так, при покое на поверхности мембраны находятся катионы натрия, а на внутренней стороне – катионы калия. При возбуждении калий выходит наружу, а натрий – входит внутрь; при торможении происходит более сложная картина: в реакцию вступают анионы хлора, которые проникают из внеклеточной среды (эктоплазмы) через мембранные поры. Хлор при этом вступает во взаимодействие с калием, но вначале хлор, поступая через мембрану клетки вместе с натрием, под воздействием кальция к моменту торможения выходит вновь на поверхность связываясь с калием, что снижает мембранный потенциал клетки. Это приводит к тому, что натрий выходит наружу под воздействием опять-таки кальция, и будучи более активным во внеклеточной среде вытисняет калий; при этом натрий вместе с хлором находятся в диссоциированном равновесии. Возникает вопрос: почему в процессах возбудимости принимают участие именно ионы калия, натрия, хлора? Речь идёт пока только о мембранных потенциалах без синапсов, но калий и натрий и хлор присутствуют и в синаптической передаче. Вот здесь мы подходим к тончайшей физиологии, в которую задействованы законы музыки и квантовой механики. Известно, что во Вселенной всё подвержено Закону Аналогий; исходя из данного Закона, ничего случайного не происходит, и на Низших планах Бытия зеркально отображаются планы Высшие. Аспект Звука, являясь Высшим, проявляется также и в Химии; ниже представлено соотношение между звуковым рядом и химическими элементами в ПТЭ. Здесь же следует поговорить о соотношении музыки с химизмом мембранных потенциалов в нервной клетке. Так, калий, который находится в Четвёртом периоде Первой группы соответствует ноте Фа, в градации До именно нота Фа является нотой, задающей ритм на нашем плане. В цветовом аспекте калий также сдвоенно усилен двумя взаимодополняющими цветами: зелёным (Четвёртый восходящий период) и красным (Первая группа). Натрий, находясь в Третьем периоде и Первой группе, соответствует ноте Ми в градации До. В хроматической градации натрий пребывает соответственно жёлтому цвету в красном луче. Хлор, соответственно, – жёлтый в фиолетовом луче, а также в ноте Ми, в градации Си. Кроме того, процессы возбуждения и торможения тождественны Манвантарам и Пралайям в Беспредельности. Так, этапы возбуждения будут соответствовать мажору, тогда как этапы торможения – минору. Возбуждение в данной нервной клетке бывает избирательным по мембранным каналам, а торможение характерно раскрытием всех ионных каналов нервной клетки. Главную роль в торможении играет хлор, который, как уже было сказано, относится к градации ноты Си, пребывая в ноте Ми. Здесь нужно отметить, что если калий, относясь к градации До, сам пребывает в ноте Фа и тем самым задаёт ритм возбуждению; то два других элемента: натрий и хлор относятся к одной ноте Ми, но пребывают в разных музыкальных градациях. Натрий пребывает в градации До, а хлор – в Си. Выше представлено полное деление двух целых нот: Ми и Фа, в соответствии с Периодическим Законом Менделеева. Исходя из данного графика видно, что биохимическая функция того или иного элемента зависит от его числового значения, после – расположения на октаве, после – от расположения в хроматическом спектре.

В сущности, такой фоно-хроматический фундамент организма ставит под сомнения нейронную теорию маркиза С.Рамона–и–Кахала как незыблемый догмат Нейрофизиологии. Но этот факт не означает, что теория сетевидного строения ЦНС, которую разработал граф Гольджи, абсолютно верная. Одна великая теория не может быть объяснена без другой. Если объяснить данное положение, опираясь на Древнюю Философию, то, в первую очередь, необходимо сказать, что частное вытекает из общего, но само частное (per se ), также является целым, но т.к. это частное и находится как само в себе, так и в общем целом, то составляет всего лишь одну единицу данного целого. В этом кроется Закон ИЕРАРХИИ. Таким образом, мы подходим к вопросу архитектуры и архитектоники ЦНС.

 

 

Рис. 10 а.

 

 

 

Музыкальность ЦНС на примере головного мозга

Соответствие главных отделов головного мозга нотам на полной октаве

 

Исходя из того, что в каждом отделе находятся различные организации, о которых сказано в начале раздела, тональности как в мажоре, так и в миноре будут пребывать в соответствии с каждым из образований того или иного отдела. Тональная специфика каждого из образований всецело зависит не только от иерархического уровня, но и от специфики в проводимости импульсаций. Так, в одном из отделов, который соответствует определённой ноте, могут находиться образования, соответствующие совершенно другим нотам. Открытым остается не только вопрос о точном соответствии того или иного образования определённым нотам, но и вопрос связанный с самими тональностями в отделах мозга. При активизации мажорной или минорной тональностей в каком-либо отделе во внутренний процесс подключаются только те образования, которые принадлежат данному отделу или вместе с тем подключаются и другие отделы мозга, соответствующие, по своему фоно-хроматическому статусу вышеотмеченным образованиям? По всей видимости, в данном процессе наличествует чёткая последовательность в разграничении проводимости импульсаций. Поэтому, ниже будут представлены тональности, относящиеся только к главным семи отделам головного мозга с соответствием между собой. Относительно повышенного и пониженного положения нот в определённой тональности и прямой их связи с подобными положениями отделов мозга нужно отметить, что эти связи носят несколько условный характер и должны относиться не к самим отделам, а к образованиям в отделах. Несмотря на этот факт, сами образования, пребывающие в той же фоно-хроматической градации, что и отделы, имеют прямую взаимосвязь с последними.

Как не может быть одинаковой степени в проводимости функций внутри отделов, так не может быть и одинакового соответствия образований данных отделов определённым нотам и цветам. Данная проблема должна решаться не только в аспекте функциональном, но и в аспекте биохимическом, а также в аспекте геометрическо-морфологическом. Локализация образований в отделе имеет строгую геометрию и архитектонику и данная геометрия полностью соответствует Семеричности.

 

Экзотерическая градация

 

Рис. 11. Общая схема соответствия главных подсистем ЦНС с нотами октавы.

 

Каждый отдел, соответствующей той или иной ноте, содержит в себе, кроме собственной ноты, все остальные в соответствии с Иерархией. Информация в головной мозг поступает по двум главным, противоположным друг другу входам: сверху – непосредственно центры коры и внутренние структуры переднего мозга, и снизу – ствол мозга. Сама информация проходит в мозге три главных этапа своего формирования, прежде чем она станет доступной для самого мозга.

Изменение в сторону устойчивости:

тоника остается устойчивой,

доминанта – тоже устойчива,

субдоминанта – ниспадает вниз и т.к. её аналог вверху – медианта – терция, то последняя остается устойчивой. Этому способствуют тоника и доминанта.

нисходящий вводный звук – 2,

медианта – 3,

субмедианта – 6,

восходящий вводный звук – 7.

К тонике устремляется – 2-я, 3-я, 5-я, 7-я ступени. Не устремляются – 6-я, 4-я. К доминанте устремляются – 3-я, 4-я, 6-я. Не устремляются – 2-я, 7-я, 1-я. К 3-й ступени – медианте стремится – 4-я и 2-я ступени нотного стана.

Что же касается остальных ступеней, то это, по сути дела, различные стадии проявления Логоса. Именно благодаря неустойчивому положению субдоминанты и устойчивому положению медианты и осуществляется образование и состояние неустойчивости нот на ступенях октавы. Посредством этой неустойчивости звуки продвигаются циклично; при нисходящем состоянии – устремляясь вверх, а при достижении кульминации – устремляясь вновь вниз.

Когда 7-я ступень соединяется с тоникой, происходит завершение восхождения нот, что сразу же влечёт за собой этап нисхождения. Оба этих этапа – семеричны и они объединяются всегда постоянной тоникой – Восьмым объединяющим началом и концом одновременно. Вся эта система соответствует также атомным уровням и подуровням, а также Эзотерической системе. Самое сильное тяготение происходит между 7ст. и 1ст. Тем более, что звучание на полутон всегда сильнее, чем на целый тон.

Рассмотрим теперь в отдельности отдел мозга, который соответствует тонической приме – тонике, а именно, мозжечок.

 

 

Музыкальная теория устойчивости и головной мозг; мажорный лад на примере До мажорного лада, т.е. в мозжечковой тонике.

Мажорные диезные тональности в мозге.

 

Академик Л.А.Орбели был, несомненно, прав, утверждая, что мозжечок является главным регуляторным отделом мозга. Ибо мозжечок не только главный тормозящий отдел ЦНС, но главный координирующий и запускающий основной ритм мозга отдел. Мозжечок, запуская ритм мозга, как бы пребывает в автономном режиме от остальных отделов мозга. При этом он участвует как в регулировании торможения вибраций, когда необходимо запустить каскад тормозных реакций; будь это локальный или общий каскад, так и в регулировании возбуждения, если необходимо запустить возбуждение.

 

  1. Мозжечок До – тоника, тоническая прима.
  2. Продолговатый мозг Ре – нисходящий вводный звук.
  3. Эпифиз Ми – тоническая терция, медианта.
  4. Средний мозг Фа – субдоминанта
  5. Кора, неокортекс Соль – тоническая квинта, доминанта.
  6. Межуточный мозг Ля – субмедианта.
  7. Внутренний мозг, палеокортекс Си – восходящий вводный звук.

Синим отмечены те отделы мозга, аналогичные ступени лада которых наиболее устойчивы в сочетании с тонической примой. То же самое мы можем наблюдать и в мозге. Самым устойчивым и вместе с тем задающим ритм отделом мозга является мозжечок, в сочетании с которым более устойчивыми становятся межуточный мозг и неокортекс – кора мозга. Здесь прослеживается полная аналогия с музыкой ещё на одном примере. Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, т.к. служат основой важнейших аккордов. При этом тоника находится в центре, доминанта – на чистую квинту выше, а субдоминанта – на чистую квинту ниже от доминанты34:

 

 

 В данном случае рассматривается пример возбуждения, т.к. оно соответствует мажору, тогда как минор – торможению. И, действительно, мозжечок непосредственно связан с таламусом, а через него с корой мозга. Именно мозжечок регулирует активацию и торможение в продолговатом мозге; влияя, напримеру, на вестибулярные ядра продолговатого мозга или на черепно-мозговые ядра. Именно мозжечок интегрирует афферентные и эфферентные импульсы спинного мозга. Остаётся несколько открытым вопрос о взаимосвязях мозжечка со старой корой, т.к. известно, что интерпозитус мозжечка связан с красным ядром, с оливарными ядрами афферентными и эфферентными волокнами. Видимо, тут важен фактор коры и таламуса; это верхнее связующее звено в интегративной и регулирующей системе мозга35. Существуют неоспоримые данные о гиппокампо-мозжечковой связи, а также есть ряд работ посвящённых выявлению мозжечково-гиппокампальным связям36.

Таким образом, любая система со своими подсистемами, каждой в отдельности, может стать тоникой для всего мозга и так строится сама тональность мозга, но кроме частных и индивидуальных тональностей головной мозг млекопитающих, в том числе и человека, обладает общей земной тональностью на данный Круг Эволюции. Эта тональность – Фа: в мажоре или в миноре, с различными знаками альтерации. Мозг представляет собой целую симфонию, состоящую из различных частей, с различными тональностями, но связанных воедино. По своей сути очень близко мозгу бессмертное произведение И.С.Баха «Искусство фуги», где присутствуют четыре канона и десять контрапунктов (сопутствующих).

Если, например, за тонику принять ноту Ре, то начало активации будет со спинного мозга и его структур, т.е. ритм будет задаваться непосредственно от спинного мозга:

  1. Продолговатый мозг – Ре тоника, которая образуется благодаря фа и до
  2. Средний мозг – Фа, но в данном случае он соответствует фа и становится медиантой – тонической терцией.
  3. Межуточный мозг – Ля становится доминантой.

 

 

Отсюда видно, что при активизации продолговатого мозга в устойчивой активизации пребывают также и межуточный мозг, и средний мозг, как центры вегетативной регуляции организма.

Сейчас рассмотрим тот же пример на шишковидной железе и водопроводной системе (третий желудочек в частности), которые пребывает в градации Ми:

 

Когда активация начинается с эпифиза, устойчивыми активирующими структурами становятся кора – Соль и продолговатый мозг - Ре .

 

Здесь в устойчивое трезвучие вступают: средний мозг, эпифиз до активации или межуточный мозг после неё, мозжечок.

 

Соль мажор
фа

В данном случае кора, лимбическая система и продолговатый мозг образуют устойчивое трёзвучие посредством среднего мозга.

 

В таком раскладе тоническое трезвучие образуют: лимбическая система, продолговатый мозг и средний. Происходит это посредством повышения на полтона мозжечковой, продолговато-мозговой, эпифизарно-вентрикулярной, среднемозговой и межуточно-мозговой градаций.

Таким образом, в ЦНС, при активизации тех или иных функций возникают устойчивые трёзвучия, образуя, таким образом, временные модульные системы регуляции в мозге. Посредством диезов и бемолей, которые соответственно связаны с отдельными отделами мозга, данные трезвучия выявляются. В свою очередь диезы соответствуют локальным фазам возбуждения, тогда как бемоли – локальным фазам торможения. Эта музыкальность универсальна для всей ЦНС.

Нужно отметить, что в диезной тональности До имеет при себе 7.

 

 

Бемольные тональности мажорного лада в мозге

Тональность от До мажор

 

Бемольные тональности строятся с помощью субдоминанты предыдущей тональности:

 

 

Энгармонизм мажорных тональностей на примере ЦНС

 

Как известно, энгармонизм означает равенство в Музыке. То же понятие существует и в процессах ЦНС с точными музыкальными аналогиями. Так же известно, что при энгармонизме диезные тональности могут заменяться бемольными и наоборот37. Существует три энгармонических равенства:

  1. Си мажор (5) = До b мажору (7 b)
  2. Фа мажор (6) = Соль b мажору (6 b)
  3. До мажор (7) = Ре b мажору (5 b)

Сумма ключевых знаков при этом должна быть равна 12.

 

Если исходить из главного закона нервной системы: «всё или ничего», в норме любой музыкальный лад в ней, будь это мажор или минор, всегда пребывает в устойчивости; т.к. является завершённым ладом. Неустойчивость возникает при различных патологиях в НС, ибо именно при патологиях возникает незавершённость музыкального построения в передаче информации. В норме, при возникновении неустойчивости, наблюдается тяготение в сторону устойчивости, которое переходит в разрешение. Человеческий мозг в числовом значении, как это было представлено выше, соответствует 154 подстроке расширенного нотного стана, который относится к четвёртой градации, т.е. ноте Фа.

Таким образом, и наш мозг соответствует этой градации с учётом того, что при выполнении различных функций меняются локальные градации по тональностям. Если также принимать в расчёт то обстоятельство, что в Музыке существует несколько ключей, два из которых - основные: скрипичный – соль и басовый – фа, то становится более понятным тот факт, что человеческий мозг имеет два ключевых гармонических начала: высшее, которое соответствует коре (неокортекс) и низшее, соответствующее среднему мозгу. Эти два ключевых начала всегда должны учитываться при исследованиях и при лечении от патологий.

 

 

Интервалы в музыке и их соответствия в ЦНС

 

Известно, что интервал – это последовательное или одновременное сочетание двух звуков. Нижний звук – основание интервала, верхний - вершина38. Ниже приводится система интервалов в музыке, с их полными аналогиями в центральной нервной системе.

  1. Чистые примы – 0 тон. Пример: до-до; между основными ступенями все примы чистые.
  2. Малые секунды - ? тона, большие секунды – 1 тон: ми-фа, си-до; остальные – большие.
  3. Малые терции – 1? тона, большие терции – 2 тона: до-ми, фа-ля, соль-си; остальные – малые.
  4. Чистые кварты – 2?, увеличенные кварты – 3 тона (тритон); от ноты через тон. Между основными ступенями все кварты – чистые, кроме фа-си – увеличенной.
  5. Чистые квинты – 3?, уменьшенные – 3 тона (тритон). Две терции – одна за другой. Между основными ступенями все квинты – чистые, кроме си-фа (уменьшенной).
  6. Малые сексты – 4 тона, большие – 4? тона. Терция + кварта. Ми-до, ля-фа, си-соль; остальные – большие.
  7. Малые септимы – 5 тонов, большие 5? тона. Три терции – одна за другой. Две ноты на линиях или в промежутках между линиями. До-си, фа-ми; остальные – большие.
  8. Чистые октавы – 6 тонов. Октавы – все чистые.

Те же соотношения можно применить и в ЦНС. Поэтому обратимся к отделам ЦНС.

 

Интервальные соотношения в ЦНС, вверх от мозжечка

 Ниже представлена музыкальная интервальная шкала вверх от ноты до:

  1. 0 т. Ч. 1 Do-Do, Do bb-Re-------------- Мозжечок – мозжечок, мозжечок дважды в нисходящей градации (мозжечок - эпифиз) – продолговатый мозг.
  2. 1 / 2 т. М. 2 Do b-Re, Do-Do --------------- Мозжечок в нисходящей градации (мозжечок - лимбическая система) – продолговатый мозг, мозжечок – мозжечок - продолговатый мозг.
  3. 1 т. Б. 2 Do-Re, Do-Mi bb------------------- Мозжечок – продолговатый мозг, Мозжечок – эпифиз и желудочки - мозжечок (нота Do дважды повышается).
  4. 1 1/ 2 т. М. 3 Do-Mi b, Do-Re---------------Мозжечок – эпифиз и желудочки -, мозжечок продолговатый мозг – продолговатый мозг.
  5. 2 т. Б. 3 Do-Mi, Do-Fa b-------------------------- Мозжечок – эпифиз и желудочки- мозжечок – средний мозг, таламус и межуточный мозг без эпифиза в низшем аспекте- эпифиз и желудочки.
  6. 2 1/ 2 т. Ч. 4 Do-Fa, Do-Mi----------------- Мозжечок – средний мозг, таламус и межуточный мозг без эпифиза в низшем аспекте, мозжечок – эпифиз и желудочки-средний мозги.
  7. 3 т. Ув.4 Do-Fa, Do-Sol b---------------------- Мозжечок – средний мозг таламус и межуточный мозг без эпифиза в низшем аспекте - кора, мозжечок – кора-средний мозг, таламус и межуточный мозг без эпифиза в низшем аспекте.
  8. 3 т. Ум. 5 Do-Sol b, Do-Fa--------------------- Мозжечок – кора - средний мозг, мозжечок - средний мозг, таламус и межуточный мозг без эпифиза в низшем аспекте - кора.
  9. 3 1/ 2 т. Ч. 5 Do-Sol, Do-La bb-------------------- Мозжечок – кора, мозжечок – Межуточный - средний мозг, таламус и межуточный мозг без эпифиза в низшем аспекте (La дважды понижается).
  10. 4 т. М. 6 Do-La b, Do-Sol---------------------- Мозжечок – межуточный мозг в высшем аспекте - кора, мозжечок – кора - межуточный мозг без эпифиза.
  11. 4 1/ 2 т. Б. 6 Do-La, Do-Si bb--------------------------- Мозжечок – межуточный мозг, в высшем аспекте, мозжечок – лимбическая кора - кора (Si дважды понижена).
  12. 5 т. М. 7 Do-Si b, Do-La------------------------------------ Мозжечок – лимбическая система - межуточный мозг, мозжечок – межуточный мозг в высшем аспекте - лимбическая система.
  13. 5 1/ 2 т. Б. 7 Do-Si, Do-Do b----------------------------------------- Мозжечок – лимбическая система, мозжечок – мозжечок - продолговатый мозг.
  14. 6 т. Ч. 8 Do-Do, Do-Si, Do-Re bb--------------------------------- Мозжечок – мозжечок, Мозжечок – лимбическая система - мозжечок, мозжечок – продолговатый мозг - лимбическая система.

 

Рис. 12. Интервальные соотношения ноты Do .

 

 

Аналогия интервалов в мозге

 

  1. 0 тон соответствует любому отделу мозга взятого в отдельности. До – до, таким образом, соответствует мозжечку.
  2. Интервалы вверх от до

     

  3.   Малые секунды - ? тона, большие секунды – 1 тон: ми-фа, си-до; остальные – большие. Малые секунды - ? тона. Они соответствуют полутональным интервалам между межуточным мозгом и средним мозгом, и таким же интервалом между лимбической системой и мозжечком. Большие секунды – 1 тон, которые показаны на втором графике в виде соединительных колец между нотами: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля и ля-си. Эти интервалы соответствуют тональным интервалам между мозжечком и спинным мозгом, спинным мозгом и межуточным мозгом, средним мозгом и корой, корой, продолговатым мозгом, между последними, продолговатым мозгом и лимбической корой.
  4.  

  5. Малые терции – 1? тона, большие терции – 2 тона: до-ми, фа-ля, соль-си; остальные – малые. Начиная с терций, происходят некоторые изменения; наступает относительность между интервалами составляющими малые терции. Ниже даны графики, где малые терции между различными нотными вариациями представлены в пунктирных окружностях, а большие – в окружностях сплошной линией; в зависимости от той или иной тоники, меняются соотношения интервалов, начиная с терций. Те же относительные соотношения и в ЦНС.
  6.  

  7. Чистые кварты – 2?, увеличенные кварта – 3 тона (тритон); от ноты через тон. Между основными ступенями все кварты – чистые, кроме фа-си – увеличенной.
    В аналогии с ЦНС увеличенный интервал взаимодействия образуется лишь между средним мозгом и лимбической системой. Пройдя две стадии, через кору и палеокортекс, средний мозг связывается уже переработанной оформленной импульсацией (идеациями) с лимбической системой.
     Верхним аналогом увеличенной кварты является уменьшенная квинта – тоже тритон – 3 тона.
  8. Чистые квинты – 3?, уменьшенные – 3 тона (тритон). Две терции – одна за другой. Между основными ступенями все квинты – чистые, кроме си-фа (уменьшенной). Нижним аналогом уменьшенной квинты является увеличенная кварта.
  9. Малые сексты – 4 тона, большие – 4? тона. Терция + кварта. Ми-до, ля-фа, си-соль; остальные – большие.
  10. Малые септимы – 5 тонов, большие 5 1/ 2 тона. Три терции – одна за другой. Две ноты на линиях или в промежутках между линиями. До-си, фа-ми; остальные – большие.
  11. Чистые октавы – 6 тонов. Октавы – все чистые.

 

Так же как и в музыке, в ЦНС происходит восхождения и нисхождения импульсации по отделам мозга. Так, если тоника в ЦНС прибывает в мозжечке, то к данной тонике по канону музыкальной гармонии будут устремляться импульсации от следующих отделов мозга: продолговатого мозга; эпифиза, который при этом активизируется до высшесго состояния и приводит к активизации весь межуточный мозг с таламусом39; коры мозга и лимбической системы. Устремление не происходит от таламуса и гипоталамо-гипофизарного комплекса, т.к. последние, находясь в активизированном состоянии, вместе с эпифизом прибывают во взаимосвязи и «поддерживают» последний. Устремления не происходит и со стороны среднего мозга и базальных ганглиев, ибо эти отделы при мозжечковой тонике бывают всецело подчинены эпифизу межуточному мозгу и таламусу. Как было отмечено, активность при мозжечковой тонике получает эпифиз, соответствующий медианте в мажорном трезвучии. К эпифизу соответствующим образом устремляются импульсации от продолговатого и среднего мозгов, а также от базальных ганглиев. К коре мозга, как к соответствующей доминанте при мозжечковой тонике устремляются импульсации от эпифиза, среднего мозга и базальных ганглиев, а также активизированный межуточный мозг и таламус. Мозжечок и продолговатый мозг вместе с лимбической системой тяготения к коре не проявляют. Тяготение импульсаций в головном мозге, по сути, должно происходить так же, как и тяготение нот на нотном стане, т.е. в сторону устойчивости. Выше представлен ряд интервальных соотношений в мажоре, на примере мозжечковой активности. Аналогично данному ряду можно построить ряд интервальных соотношений для всех отделов головного мозга.

 

Минорная тональность в ЦНС

Соответственно мажорному трезвучию в ЦНС наличествует и минорное трезвучие, образующее минорный лад. Так же, как и в мажоре, минорное трезвучие делится на тоническую приму, тоническую терцию и тоническую квинту. Сам же лад характеризуется наличием малой терции (минорной) вверх от тоники. Именно малая терция придает окраску всему ладу. Минорная гамма располагает секундами в следующем порядке: большая (б. 2), малая (м. 2), две большие (б. 2, б. 2), малая (м. 2), две большие (б. 2, б. 2). Один из признаков минора – окружение малыми секундами большой (верхней) терции, тонического трезвучия.

 

Таким образом, в аналогии с отделами головного мозга, вышеотмеченные схемы будут соответствовать следующим корреляциям: лимбическая система – мозжечок (первая малая секунда), мозжечок – эпифиз (большая терция), эпифиз – средний мозг и базальные ганглии (вторая малая секунда). Весь окрас минорного лада в ЦНС будет придаваться от прямого вибрационного перехода от мозжечка к эпифизу, минуя продолговатый мозг. Остальные отделы мозга между собой будут иметь следующие соотношения: кора мозга – межуточный мозг и таламус – лимбическая система (межуточный мозг и таламус связывают воедино кору с лимбической системой), мозжечок – продолговатый мозг – эпифиз (разделяет мозжечок от эпифиза)40.

Необходимо отметить, что между мажорным и минорным ладами существует прямое соответствие в звукоряде, с одним ньюансом: минорная тональность отстоит от мажорной на малую терцию вниз от тоники мажора. У мажора и у минора общая большая терция, которая становиться минорной, когда к ней сверху добавляется малая терция и, соответственно, большая терция становится мажорной, при добавлении малой терции снизу.

 

 

Отсюда следует, что минор отстоит от мажора на IV ступени октавы, как это показано ниже.

Проводя аналогию с ЦНС можно определить, с «прибавлением» межуточно-таламической окраски снизу (т.е. пройдя базальные ганглии и средний мозг, и лимбическую систему, «прибавление» происходит на третьем по счёту от них отделе) к соотношению мозжечок-эпифиз, общая тональность становится минорной. При той же большой мозжечково-эпифизарной терции, тональность становится мажорной, когда к ней добавляется малая терция сверху, т.е. корковая окраска (пройдя эпифиз, базальные ганглии со средним мозгом, и дойдя до коры мозга). Стало быть, при образовании мажора, начиная с мозжечковой активности, участие принимает трезвучие мозжечок-эпифиз-кора, которое имеет нижний аналог в трезвучии мужуточный мозг-мозжечок-эпифиз. Таким образом, мозжечково-эпифизарный диатон, стремясь к устойчивому тритону, в одном случае приобретает мажорное мозжечково-тоническое значение, тогда как в другом – минорное межуточно-мозговое-тоническое значение. В обоих случаях эпифиз пребывает в активизированном состоянии. В мажорном ладе мозжечковой тональности, эпифиз активизируется со стороны самого мозжечка и усиливается со стороны коры мозга. В минорном ладе, соответствующем мозжечковой мажорной тональности ладе, эпифиз также активен благодаря мозжечку, при этом сам активизированный эпифиз активизирует межуточный мозг и таламус.

Для более полного представления представим две ладовые системы в соответствии друг к другу.

Мажорная тональность                         Минорная параллельная тональность

В химии существует определенное правило относительно последовательного заполнения атомных электронных орбиталей в зависимости от энергетического значения главного и орбитального квантовых, следовательно, при увеличении заряда ядра атома последовательное заполнение электронных орбиталей происходит от орбиталей с меньшим значением суммы главного и орбитального чисел ( n + l ) к орбиталям с большим значением данной суммы (первое правило Клечковского). Аналогичным образом происходит и построение по октавным градациям, в зависимости от числа заполнения знаками альтерации, как в мажорном, так и в минорном ладах (от меньшего – к большему числу знаков).

 

 

 

 

 

Из вышеуказанных схем видна активизация той или иной тональности при соответствующих повышениях или понижениях определённых нот. То же самое можно видеть в ЦНС, в частности, в головном мозге.

Так, при активности среднего мозга и базальных ганглиев проявляется повышенная активность в эпифизарной минорной тональности. Соответствующим образом, диезная минорная тональность лимбической системы выявляется благодаря повышенной активации мозжечка и среднего мозга. Та же средне-мозговая-базилярная тональность способна проявиться при диезах в мозжечке, том же среднем мозге (базальных ганглиях) и коре мозга. Для диезной мозжечковой тональности к альтерирующим отделам мозга подключается продолговатый мозг, а для активации корковой тональности – межуточный мозг и таламус. К подобной продолговато-мозговой тональности добавляется активация от эпифиза. В конце концов, межуточно-мозговая диезная минорная тональность проявляется при пребывании всех отделов в активизированном повышенном состоянии. Обратное состояние, т.е. при понижении минорной активности в определённых отделах мозга, происходит аналогичным образом. Так, бемольная минорная активность в мозге начинается с продолговато-мозговой тональности, которая пребывает в понижении благодаря сниженной активности лимбической системы. Далее, по нарастающей, пониженная активность охватывает корковую тональность, которую характеризует наличие наряду с лимбическим понижением, понижение в активности эпифиза. При подключении в этот процесс межуточного мозга, наступает понижение мозжечковой активности, которая сменяется снижением базилярно-средне-мозговой тональной активности, при прибавлении пониженной активности мозжечка. С вовлечением в этот процесс альтерирующего влияния коры мозга, наступает понижение тональной активности лимбической системы. Когда же к альтерациям добавляется активность продолговатого мозга, проявляется пониженная тональная активность эпифиза. При общей альтерации со стороны всех отделов мозга проявляется понижение тональной активности межуточного мозга и таламуса.

Вышеотмеченное можно представить в аналогичных схемах в квинтовых кругах для двух ладовых системах, где все тональности одного лада расположены по чистым квинтам.

 

 

КВИНТОВЫЙ МАЖОРНЫЙ И МИНОРНЫЙ КРУГИ И АНАЛОГИИ В ЦНС

Как известно, одной из универсальных систем в мажоре и в миноре, позволяющих наблюдать тональную динамику, как по нарастающей так и по убывающей спиралям, являются квинтовые круги. Данная система может быть приложима и ко всей ЦНС.

 

Мажорные тональности в сторону нарастания бемолей по чистым квинтам:

 

  1. C – dur (Do)
  2. F – dur (Fa)
  3. B – dur (Si b)
  4. Es – dur (Mi b)
  5. As – dur (La b)
  6. Des – dur (Re b)
  7. Ges – dur (Sol b)
  8. Ces – dur (Do b)
  9. Fes – dur (Fa b)
  10. Heses – dur (Si bb)

 

Мажорные тональности в сторону нарастания диезов по чистым квинтам

 

  1. C – dur (Do)
  2. G – dur (Sol)
  3. D – dur (Re)
  4. A – dur (La)
  5. E – dur (Mi)
  6. H – dur (Si)
  7. Fis – dur (Fa )
  8. Cis – dur (Do )
  9. Gis – dur (Sol )
  10. Dis – dur (Re )

 

Корреляции в ЦНС относительно мажорных тональностей в сторону нарастания бемолей по чистым квинтам

 

  1. Мозжечок.
  2. Средний мозг, базальные ганглии.
  3. Лимбическая система, по нисходящей – кора мозга.
  4. Эпифиз в своём пробуждённом состоянии - средний мозг, базальные ганглии, гипофиз, гипоталамус и таламус.
  5. Межуточный мозг (гипофиз, таламус, гипоталамус) после активации. Также эпифиз до активации – кора мозга.
  6. Продолговатый мозг – мозжечок.
  7. Кора - средний мозг, базальные ганглии, гипофиз, гипоталамус и таламус.
  8. Мозжечок – лимбическая система.
  9. Средний мозг, базальные ганглии, гипофиз, гипоталамус и таламус, до пробуждения – эпифиз в своем латентном состоянии.
  10. Лимбическая система – продолговатый мозг.

 

Корреляции в ЦНС относительно мажорных тональностей в сторону нарастания диезов

 

  1. Мозжечок.
  2. Кора мозга.
  3. Продолговатый мозг.
  4. Межуточный мозг после активации.
  5. Эпифиз при активации.
  6. Лимбическая система.
  7. Средний мозг, базальные ганглии – кора.
  8. Мозжечок – продолговатый мозг.
  9. Кора – межуточный мозг после активации.
  10. Продолговатый мозг – эпифиз в своем пробужденном состоянии.

 

В квинтовом круге, будь это мажор или минор, построения тональностей, происходит строго по энгармонизму, о котором говорилось выше. Аналогично этому, энгармонизм заложен в основу квинтового круга в ЦНС.

Существует три энгармонических равенства:

  1. Si мажор (5) = Do b мажору (7 b),
  2. Fa мажор (6) = Sol b мажору (6 b),
  3. Do мажор (7) = Re b мажору (5 b).

Сумма ключевых знаков при этом должна быть равна 12.

Соответственно, в «квинтовом круге» ЦНС существуют три энгармонических равенства в головном мозге.

  1. Лимбическая система = мозжечок – лимбическая система.
  2. Средний мозг, базальные ганглии, гипофиз, гипоталамус и таламус, до пробуждения – кора = кора - средний мозг, базальные ганглии, гипофиз, гипоталамус и таламус, до пробуждения – кора.
  3. Мозжечок – продолговатый мозг = продолговатый мозг – мозжечок.

Данная квинтовая система, соответствующая мажорному квинтовому кругу, имеет беспредельное продолжение по спирали, причем спираль направлена в сторону восхождения таким образом, что фазы нисхождения приобретают сопутствующий характер.

 

Минорные эквиваленты в квинтовом круге

Построение в минорной тональности происходит аналогичным путём, учитывая соответствие тональностям мажора.

Минорные тональности в сторону нарастания диезов

 

  1. la – минор
  2. mi – минор
  3. si – минор
  4. fa - минор
  5. do - минор
  6. sol - минор
  7. re - минор
  8. la - минор
  9. mi - минор
  10. si - минор

 

Минорные тональности в сторону нарастания бемолей

 

  1. re – минор
  2. sol – минор
  3. do – минор
  4. fa – минор
  5. si b – минор
  6. mi b – минор
  7. la b – минор
  8. re b – минор
  9. sol b – минор
  10. do b – минор

 

Корреляции в ЦНС относительно минорных тональностей в сторону нарастания диезов с соответствием в других отделах

 

la – минор межуточный мозг (таламус, гипоталамус, гипофиз) при активации; эпифиз, до активации

mi – минор эпифиз, после активации

si – минор лимбическая система

fa - минор средний мозг, межуточный мозг (таламус, гипоталамус, гипофиз), до активации, подкорка – кора

do - минор мозжечок – продолговатый мозг

sol - минор кора – межуточный мозг, до (эпифиз) и после активации

re - минор продолговатый мозг – эпифиз, после активации

la - минор межуточный мозг (таламус, гипоталамус, гипофиз), после активации – лимбическая система

mi - минор эпифиз после активации – межуточный мозг (таламус, гипоталамус, гипофиз), до активации, подкорка, средний мозг

si - минор лимбическая система – мозжечок

 

Корреляции в ЦНС относительно минорных тональностей в сторону нарастания бемолей

 

re – минор продолговатый мозг

sol – минор кора

do – минор мозжечок

fa – минор средний мозг, межуточный мозг (таламус, гипоталамус, гипофиз), до активации, подкорка

si b – минор лимбическая система – кора

mi b – минор эпифиз, после активации – продолговатый мозг

la b – минор межуточный мозг (таламус, гипоталамус, гипофиз), после активации, эпифиз, до активации, средний мозг, подкорка

re b – минор продолговатый мозг - мозжечок

sol b – минор кора – средний мозг, подкорка, межуточный мозг (таламус, гипоталамус, гипофиз), до активации

do b – минор мозжечок – лимбическая система .

 

 

Параллельность в тональностях в ЦНС

Диезные тональности

Мозжечок, как тонический отдел для всего мозга в целом, выявляет последовательно все тональности в отделах мозга, не проявляя при этом явной тональной активности, за исключением собственной. Так, при мозжечковой натуральной активности, как известно, доминантой будет кора мозга, с которой, следуя канону квинтовых кругов, начинается нарастание в сторону повышения (диезов). Корковая мажорная тональность становится таковой благодаря активации базилярно-средне-мозговой альтерации, которая, в свою очередь, получает импульсацию от эпифиза, ставшего при корковой тональности доминантой. Наряду с диезной (повышенной) корковой тональностью активизируется параллельная ей минорная диезная тональность эпифиза, где активизация протекает также, благодаря базилярно-средне-мозговой диезной альтерации.

fa 41

Второй после корковой мажорной диезной тональности является таковая в продолговатом мозге, которому соответствует минорная тональность в лимбической системе. Общими для этих тональностей альтерирующие отделы являются те же базальные ганглии и средний мозг, а также мозжечок:

 

 

Таким образом, при мажорной активизации в корковой тонике, за счёт альтерирующего воздействия со стороны активизированного средне-мозгового и базилярного комплексов, происходит «угнетение» тональности в эпифизе. Соответственно, диезная мозжечковая альтерация вкупе с fa проявляют мажорную продолговато-мозговую тональную активность, а с другой стороны, «понижают» тональность в лимбической системе. Дальнейшим этапом в «диезном» нарастании мажора и минора являются межуточный мозг с таламусом и базальные ганглии со средним мозгом. В данном случае, к альтерирующим отделам добавляется кора мозга:

 

При мажорной диезной тональности межуточного мозга, за счёт альтерирующего влияния коры, средний мозг переходит в минорную активность.

С прибавлением альтерирующего влияния со стороны продолговатого мозга, мажорная и минорная тональности переходят на стадии эпифиза и мозжечка, соответственно:

 

 

Таким образом, повышенной активности эпифиза, сопутствует пониженная активность (минорная) мозжечка.

Вслед за мажорной тональностью эпифиза следует тональность лимбической системы и соответствующей ей минорная корковая диезная тональность; следовательно, более древняя иерархическая система, которой является лимбическая, способна понизить активность более молодой системы – коры мозга. Этому содействует альтерация со стороны межуточного мозга и таламуса:

 

При прибавлении к альтерирующим отделам эпифиза, мажорная и минорная диезные тональности переходят на стадии тональностей базальных ганглиев и среднего мозга, и продолговатого мозга, соответственно:

Последующей стадией является полная альтерация со стороны всех отделов мозга, что приводит к семеричной диезной активности в мозжечковой мажорной тональности и межуточно-мозговой минорной:

 

 

 

Бемольные тональности

Иерархия в сторону нарастания бемольной (понижающей) альтерации в мажоре, начинается с F - dur – мажорная тональность в базальных ганглиях и в среднем мозге, тогда как минорная бемольная активность будет пребывать в d - moll – в продолговато-мозговой тональности. Этому способствует пониженная альтерирующая активность со стороны лимбической системы:

 

С добавлением пониженной альтерации со стороны эпифиза, бемольные мажорная и минорные тональности переходят на уровень лимбической системы и коры мозга.

 

Далее, по возрастанию бемолей (пониженных альтераций) следуют пониженные тональности эпифиза в мажоре и мозжечка в миноре, за счёт пониженной альтерации со стороны межуточного мозга. После подключения в процесс пониженного альтерирующего влияния мозжечка тоника переходит в мажоре к межуточному мозгу, а в миноре – к среднему. Соответствующим образом, при подключении коркового бемольного влияния, тоника переходит к продолговатому мозгу в мажоре и к лимбической системе в миноре. Когда в этот альтерирующий процесс включается продолговатый мозг, то мажорная и минорная тоники переходят к коре и к эпифизу соответственно. Как и в диезных (повышенных) тональностях, данный поступательный процесс завершается семеричной альтерацией всех отделов мозга (после подключения среднего мозга). В данном случае, тоника в мажорной бемольной тональности пребывает в мозжечке, а в минорной – в межуточном мозге.

 

 

 

 

начало | назад | далее

 

 

_________________

 

33 Данное положение указывает на тот факт, что ряд Меди всегда поддерживает ту частоту, которую задаёт ряд Калия, т.е. мозг находится во власти оптимально-низких частот.

34 И.В.Способин. Элементарная теория музыки. М.: «Музыка», 1968г.

35 А.С.Аматуни. Функциональная организация и участие центральных ядер в интегративной деятельности мозжечка. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1987г.

36 Г.Рейм, Э.А.Оганесян, Д.Шмидт, В.Гашке «Электрофизиологическое исследование церебелло-гиппокампальных взаимоотношений у кроликов». Труды IV симпозиума по проблеме «Структурная и функциональная организация мозжечка» 8-10 декабря 1977г. Ереван : Издательство АН Армянской ССР 1979г.

37 Там же: ссылка на сноску № 15

38 Там же.

39 Данная активизация эпифиза и межуточного мозга через мозжечковую активность проявляется постоянно, но воспринять её человеку с неразвитым сознанием практически невозможно. Так как эпифиз и межуточный мозг в целом способны пребывать в двух тональностях – в зависимости от уровня эпифиза – то, соответственно, эти два отдела мозга следует рассматривать в тритонных интервалах между собой, как например, квартово-квинтовые интервальные соотношения.

40 Только, когда речь заходит о натуральном миноре.

41 Нота fa способна снизить активность эпифиза, т.к. на нашем объективном плане гипофиз – проводник Низшего Манаса, а эпифиз – Высшего. Несмотря на этот факт, тональная активность эпифиза скрыта для нашего сознания, но проявляется в мозге постоянно.

 

начало | назад | далее

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

27 дата публикации: 03.09.2006