П.П.Лабецкий

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ В СВЕТЕ ТВОРЧЕСТВА Н.К.РЕРИХА

на примере астромифологического фрагмента памятника наскального искусства Горного Алтая

<...>в области наук о природе происходит
процесс, имеющий огромную важность:
применение методов одних наук
к другим и синтетическое
объединение наук воедино .

А.Л.Чижевский.
«КОСМИЧЕСКИЙ ПУЛЬС ЖИЗНИ».

В этой работе мы, в основном, ставим вопросы и стараемся по мере сил будить мысль, направляя её в нетрадиционном направлении. Один из таких вопросов касается синтеза научного и художественного методов. Эта проблема решена семьёй РЕРИХОВ - ЧЕТВЕРЫМИ, и даёт каждому из нас возможность сначала понять, а затем и применить то знание, которое помогло ИМ решить труднейший вопрос БЫТИЯ - соединения ума и сердца. В данном контексте нелишне напомнить, что правильность ответов на поставленные нами вопросы в большой степени будет зависеть от широты нашего восприятия жизненных явлений. Изучающим творчество Н.К.Рериха известно, что энциклопедически выраженной системы миропонимания, в которой всё было бы разложено по полочкам, нет. Николай Константинович давал основные вехи, по которым изучающему предлагалось направление поиска истины. И если это направление принималось, то по пути к этой вехе ищущий находил те жизненные факты, из которых слагалась полная и убедительная картина, подтверждающая правильность избранного пути.

Руками и ногами человеческими достигается избранная цель - иначе материя и дух опять не согласятся в песне труда немолчного , - пишет Николай Константинович в статье Струны Земли [9]. Сейчас особенно отчётливо видим, к чему приводит насильственное навязывание каких-либо идей, пусть в конечном смысле и правильных. Но в наше время, - время качания маятника из крайности в крайность, так же жизненно важно помнить мудрый девиз - Спешить медленно , синтезирующий такие элементы действия, как - устремление и качество. И этот девиз должен занять достойное место на щите каждого искреннего исследователя.

Изучение археологических памятников, включая и изучение петроглифов, всё острее ставит вопросы, связанные с введением в научный оборот сопредельных областей научных знаний. По какой-то роковой случайности археологическая наука уделяет непозволительно мало внимания изучению научного пространства, противоположного полусфере земли , - полусфере неба . Вернадский утверждал, что любое явление можно понять, только определив его место в научной реальности Космоса. Циолковский размышлял о различных силах Космоса и Воле Вселенной. Чижевский чертил кривые зависимости земных исторических событий от активности Солнца и улавливал в этом взаимодействии неведомые ритмы [17, 20].

Астрономия до недавнего времени практически не была должным образом представлена в археологии. Комплексность изучения археологических памятников, а тенденция на расширение комплексного подхода в археологии несомненна, будет неполной, если не будет учтена география звёздного неба с её топонимикой , астрохронологией, астромифологией и другими подобными науками. Например, болгарка Радославова определяет этноастрономию как науку, изучающую астрономические мотивы в народных обычаях и верованиях, в мифах и легендах, в произведениях народного творчества. Неявный смысл этноастрономических исследований скрывается в необыкновенной жизненности народных традиций. Как говорит Дж.Хокинс: Обычай сохраняется и добивается новой силы путём соединения культур над пропастями пространства и времени [12].

В дальнейшем этот неявный смысл может всё больше быть предметом рассмотрения науки, так как общее эволюционное направление мысли, как планетарное явление, устремляется к одухотворению. И эта вера, постепенно обогащаясь наблюдениями, переходит в знание <...>“ - формулирует А.Л.Чижевский.

Барнет А.Конлан назвал Н.К.Рериха МАСТЕРОМ ГОР, но горы на Земле - это то, что соединяет человека с Космосом, с Высшим, с Духом. Можно говорить определённо, что всё творчество РЕРИХА имеет космическую тональность.

И космическая тема в непосредственно земном смысле, как феномен ЗВЁЗДНОГО НЕБА никак не могла миновать поле зрения художника. Подтверждение тому мы получаем, зная, что созданы такие, например, художественные полотна, как “Звёздные руны”, “Звезда героя”, “Звезда Матери Мира”.

Космическая тональность, как мы уже говорили, присутствует прямо или опосредовано во всём, что творил Рерих. Но Звёздная тема , как ни странно на первый взгляд, наиболее концентрированно прозвучала в относительно раннем произведении, - в стихотворной сюите ПОРА из цикла БЛАГОСЛОВЕННОМУ , написанной в 1916 году. Нигде в более поздних произведениях так насыщенно не говорится о звёздах и созвездиях. Почему берётся это стихотворение, а не книги УЧЕНИЯ, где рассыпаны драгоценные камни знания по всем вопросам?

ПЕРВОЕ: О ценности поэтического сборника ЦВЕТЫ МОРИИ насколько можно полно сказал П.Ф.Беликов, биограф Н.К.Рериха: В стихотворениях сборника ЦВЕТЫ МОРИИ последовательно отражён процесс развития общений с Учителем... За поэтическими образами и аллегориями скрываются автобиографические моменты, связанные с опытом осознания первоочередных задач Эпохи и своей роли в их осуществлении [1].

ВТОРОЕ: В этом сборнике впервые в творчестве МАСТЕРА появляется предмет нашего рассмотрения - созвездие ОРИОН.

ПОРА

ВСТАНЬ ДРУГ.

ПОЛУЧЕНА ВЕСТЬ. ОКОНЧЕН ТВОЙ ОТДЫХ.

СЕЙЧАС Я УЗНАЛ, ГДЕ ХРАНИТСЯ

ОДИН ИЗ ЗНАКОВ СВЯЩЕННЫХ.

ПОДУМАЙ О СЧАСТЬЕ,

ЕСЛИ ОДИН ЗНАК НАЙДЁМ МЫ.

НАДО ДО СОЛНЦА ПОЙТИ.

НОЧЬЮ ВСЁ ПРИГОТОВИТЬ.

НЕБО НОЧНОЕ, СМОТРИ,

НЕВИДАННО СЕГОДНЯ ЧУДЕСНО.

Я НЕ ЗАПОМНЮ ТАКОГО.

ВЧЕРА ЕЩЁ КАССИОПЕЯ БЫЛА

И ГРУСТНА, И ТУМАННА,

АЛЬДЕБАРАН ПУГЛИВО МЕРЦАЛ.

И НЕ ПОКАЗАЛАСЬ ВЕНЕРА.

НО ТЕПЕРЬ ВОСПРЯНУЛИ ВСЕ.

ОРИОН И АРКТУР ЗАСВЕРКАЛИ,

ЗА АЛТАИРОМ ДАЛЁКО

НОВЫЕ ЗВЁЗДНЫЕ ЗНАКИ БЛЕСТЯТ

И ТУМАННОСТЬ СОЗВЕЗДИЙ ЯСНА И ПРОЗРАЧНА.

РАЗВЕ НЕ ВИДИШЬ ТЫ ПУТЬ К ТОМУ,

ЧТО МЫ ЗАВТРА ОТЫЩЕМ.

ЗВЁЗДНЫЕ РУНЫ ПРОСНУЛИСЬ.

БЕРИ СВОЁ ДОСТОЯНИЕ.

ОРУЖИЕ С СОБОЮ НЕ НУЖНО.

ОБУВЬ ПОКРЕПЧЕ НАДЕНЬ.

ПОДПОЯШЬСЯ ПОТУЖЕ.

ПУТЬ БУДЕТ НАШ КАМЕНИСТ.

СВЕТЛЕЕТ ВОСТОК.

НАМ ПОРА.

1916 [15]

Н.К.Рерих, по свидетельству П.Ф.Беликова, написал стихи, датированные 1915 г., и почти все 1916 г., в Валдайском крае в летние месяцы среди природы, сближающий плотный и тонкий план Бытия. Легко можно себе представить безлунное северное небо, сверкающее мириадами звёзд. Царственный и таинственный Млечный путь, простирающийся из бесконечности в бесконечность. Символ того Верхнего Пути, который был суждён людям всегда и являлся постоянным напоминанием о Горнем, о Духе, о Вечном ...

Упоминание в стихотворении Пора конкретных звёзд и созвездий особенно ценно для нас, пытающихся уловить любое указание, о направлении исследований столь сложного вопроса. Перечислим их в порядке, данном в стихотворении: Кассиопея, Альдебаран, Венера (в данном контексте Венера выступает не как планета, а как Звезда Матери Мира), ОРИОН, Арктур, Алтаир. Все звёзды и созвездия находятся в пределах Млечного пути. Альдебаран - альфа Тельца - светит жёлто-оранжевым светом, в древней астрологии он получил название Глаз Быка и Страж Востока . Венера, сияющая ослепительно белым светом, также находится, если брать лето 1916 года, в созвездии Близнецов, т.е. в пределах Млечного Пути. Раскрытие Символизма всех перечисленных звёзд и созвездий, а также разгадка общей картины поэмы, данной МАСТЕРОМ, ждёт своего исследователя.

Мы же попытаемся рассказать о наскальных рисунках Горного Алтая имеющих отношение к Преданиям Алтая и созвездию Ориона. Постоянно имея в виду, что в творчестве РЕРИХА темы Алтая и Ориона занимают центральное место [11]. Короткие выдержки из путевого дневника Алтай - Гималаи говорят сами за себя:

«<...>От Пиалмы до Завы около 38 миль. Мы вышли ещё до рассвета под знаком ОРИОНА. Первый раз за весь путь увидели любимое созвездие. Опять пустыня.<...>

<...> Золотое, слегка притушенное солнце долго касалось зубцов дальних гор и ушло, оставив мягкий огнёвый столб. За этими горами русская земля. Сегодня песен нет. Поселок тих. За околицей на равнине наши палатки. Сверху глядит ОРИОН. Е.И. почти поправилась.<...>»

В ниже приведённом фрагменте мы дадим короткую справку об исследованиях памятника наскальных изображений, языком принятым при изложении подобных исследований.

Сравнительная редкость местонахождения петроглифов, отображающих астрономическую тематику, побуждает автора к попытке ввести в научный обиход небольшой фрагмент памятника наскальных рисунков, расположенного в Кош-Агачском районе Республики Горный Алтай в 10 км от села Бельтыр на правом берегу р. Чаганка - притока р.Чаган-Узун, открытого в 1981 году Институтом Истории Философии и Филологии СО АН СССР совместно с ИЭ ЛО АН СССР. Памятник получил наименование: Кара-Оюк , но известен так же, как: Чаганка, Кзыл-Джар, Ак-Кол. [4.с.29]. Рисунки памятника в течение полевого сезона 1981 года были полностью сняты техникой микалентного копирования, но до сих пор опубликованы лишь фрагменты [7;8].

Контраст открытости пространства в сторону Чуйской степи с высокогорной суровостью урочища создают неповторимую атмосферу перехода от сравнительной монотонности всхолмленной равнины к снежникам с лежащими на их вершинах облаками. Невольно начинаешь ощущать причастность грандиозному Храму Природы, воспринимая горы, как последнюю ступень перед небом.

В 150 м. от берега р.Чаганка на заглаженной, почти горизонтальной поверхности верхнего яруса скального выхода нанесены два зооморфных рисунка, представляющие собой ряд лункообразных выбивок, соединённых линиями в виде выполненных в точечной технике бороздок. Сравнивая расположение лунок петроглифов с конфигурацией звёзд первой и второй величин созвездия ОРИОН, отчётливо видимых в средних широтах, убеждаешься в почти полном соответствии двух изображений [3;19].

На одном из рисунков помимо лунок, соединённых линиями, выбиты три желобка, соединённые в центре. Фигура может быть отождествлена с оперением стрелы, изображённой в плане. Один из желобков не заканчивается лункой и, на наш взгляд, добавлен художником для подчёркивания зооморфности рисунка.

Петроглифы солярно-лунарного характера среди памятников наскальных изображений встречаются довольно часто. В Горном Алтае это Дъялонгаш, Калбак Таш, Бичикту Бом, стела из посёлка Озёрного, на Катуни близ с. Иня, вблизи курганов пазырыкской культуры - урочище Шиба [4]. На Енисее - урочище Мугур-Саргол [ 2 ] , на Окунёвских стелах. Обычно это ямки-лунки, чашечные углубления, реже - окружности с точкой в центре. Трактовка этих изображений необычайно разнообразна, спектр оттенков от солярно-лунарно-астрального до чисто производственно-магического. Спектр резко сужается в случаях, когда лунки соединены линиями. Однозначность принадлежности этих выбивок к астральной тематике, на наш взгляд, не вызывает сомнения. Ближайшим аналогом рассматриваемых нами изображений служат петроглифы уникального по количеству небесных сюжетов памятника наскальных рисунков Саянского каньона Енисея - Мугур Саргол. Интересно в контексте нашего рассмотрения предположение М.А.Дэвлет, что изображения звёздного неба возникли в связи с падением крупного метеорита предположительно в эпоху бронзы [2]. Чисто физические феномены, сопровождающие падение подобных крупных метеоритов, не исключают, по-видимому, явления более тонкого порядка. По свидетельству Штернберга чукчи могли невооружённым глазом различать фазы спутников Юпитера, что позволяет нам предполагать, что человека древности могли привлекать феномены не доступные восприятию современного цивилизованного человека [20].

Созвездие Орион было известно многим древним народам. О нём говорится в библейской книге ИОВА, о нём рассказывали Гомер и Гесиод. Это великолепное созвездие царит во время наших зимних ночей. Названия трёх центральных звёзд созвездия - Пояс Ориона, Три Мага, Три Волхва, Посох Иакова. Этимология слова Орион означает: границы, пределы, страж. Последнее название больше всего подходит созвездию, сверкающему на границе двух полушарий. В греческой мифологии Орион представлен отважным охотником гигантского роста. Он является и под другими именами: Орус, Арион, Минотавр [14].

А вот что пишет в 1924 году академик Н.К.Рерих Рано зажигаются звёзды. К востоку неугасимо горит тройное светило Ориона. По всем учениям проходит это поражающее созвездие. В архивах старых обсерваторий, надо думать, можно найти многое о нём замечательное. Культ, окружающий некоторые созвездия, вроде Медведицы и Ориона, поражает своей распространённостью. Шаманская мудрость поклоняется им. Не случайно Иов перечисляет именно их как акт высшего достижения. Блёстки разбросаны всюду. В последнем выпуске журнала Лондонского Азиатского общества многозначительна неожиданная заметка. В окрестностях Баракуха находится мечеть, называемая Джауза Маджид . Истинное значение этого названия есть Дом Ориона . Джауза есть имя Ориона . С каким же древним культом слилась мечеть, указанная Бабуром, теперь, вероятно, смытая песками великих пустынь? Неустанно притягивает Орион глаз человеческий. Опять говорят астрономические бюллетени о непонятных розовых лучах, вспыхнувших в этом созвездии. Созвездие Ориона включает знаки Три Мага . В древних учениях значение Ориона приравнивалось значению Атласа, державшего ношу мира. Звезда Востока!..

... Семизначное созвездие под именем Семи Сестёр или Семи Старцев или Большой Медведицы привлекло сознание всего человечества. Библия славословит это созвездие. Буддийская священная Трипитака ему же посылает пространное моление. Древние Майя и египтяне на камнях его запечатлели. К нему же обращалась чёрная вера шамана дикой тайги. Другому чуду неба, созвездию Ориона, посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Ему же сознание астрономов подносит название Трех Магов Как два сверкающих крыла, раскинулись по небу эти два созвездия ... [9].

<...> Имя Ориона часто связывается с повествованиями о Гессер-хане. На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре, Уч-Орион. Сюре - жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумере. На горе Уч-Сюре восходят по белому хадаку. Небесная птица на горе Уч-Сюре победила дракона. Цаган-убугун - белый старик - всегда близок к Большой Медведице. <...>

Эти царственные созвездия были воспеты так же в мифах и легендах коренного населения Горного Алтая. Вспомним шаманская мудрость поклоняется им...и ...К нему же обращалась чёрная вера шамана дикой тайги. У алтайцев сохранилось много древних мифов о героях великанах: о Сартакпае, пальцем прочертившем русла рек Бии и Катуни и попросившем Солнце и месяц утащить на небо семиголового людоеда Дельбегена; о метком охотнике Когюльдее, который истреблял на земле всё живое, а затем, улетев на небо в погоне за тремя маралами, превратился вместе с ними в созвездие Юч-Мыйгак - созвездие Ориона; о семи братьях великанах, впоследствии также ставших семью звёздами Большой Медведицы. В дальнейшем эти мифы стали костяком богатырских поэм.

Древний эпос Алтая сохранился в устном поэтическом творчестве, слагавшемся с древнейших времён. Исследователями записано в Южной Сибири не менее полумиллиона строк героических сказаний [13].

Обращают на себя внимание заключительные строки грандиозного сказания Алтая МААДАЙ-КАРА:

«Я подымусь на небосвод,

И стану яркою звездой.

Смотреть оттуда, как живёт

Народ освобождённый мой.

В любых краях с заката дня

Среди небесной темноты

Всегда отыщете меня,

Я вас увижу с высоты .

Так молвил славный Когюдей,

И улетел с женой своей.

Но стали звёздами они.

На небосводе - не одни.

Гляди - семь звёзд сияет в ряд,

То - Семь Каанов, говорят,

Семь одинаковых мужей

Семь молодых Богатырей,

И каждый с виду Когюдей.

- Они на свадьбу, говорят,

По небу вечному спешат,

Спешат, могучие, туда,

Где светит вечной красотой,

Стоит Алтын Казык звезда

– Невеста, ставшая звездой.

Ещё в народе говорят,

Что в глубине небес горят

Три Маралухи - Юч Мыйгак.

Чуть выше их всегда красна,

Пробившая небесный мрак,

Звезда ещё одна видна.

И это, люди говорят,

Алыпа славного стрела ». [5]

Героический эпос исполнялся горловым пением под струны топшура - щипкового музыкального инструмента. Исполнение длинных богатырских поэм певцом-сказителем - кайчи длилось много часов, иногда не один день. Вот как описывает горловое пение этнограф А.Сагалаев:- И вот из горла певца рождаются странные звуки: низкое гудение или ворчание. Описать их невозможно, их надо слышать. В этих гортанных звуках, льющихся мощным потоком, есть всё - свист ветра и рёв водной стремнины, крик птицы и мычание быка и что-то ещё, не поддающееся определению, но воздействующее на слушателей чрезвычайно сильно. А. самое удивительное, в другом: на фоне звуков низкой частоты звучит ещё и скороговорка кайчи. Он как бы поёт сразу двумя голосами. Глаза кайчи закрыты, он погружен в себя. Такое пение, называемое горловым, известно не только на Алтае. Так поют сказители Монголии, Тувы, Хакасии. Похожая манера пения практиковалась в буддийских монастырях Тибета и [Монголии, Л.П.], унаследовавших многое из древней культуры кочевников . [13]

Такое необычное, можно сказать, не земное звуковое оформление сказания о Героях, выполнивших земную миссию, удалившихся в космические глубины, вызывают у слушателей буквально неизгладимое впечатление.

По свидетельству ученицы Ю.Н.Рериха востоковеда Т.Елизаренковой: Юрий Николаевич говорил, что существует путь науки, а есть и другой путь. Этот другой путь был у человечества до того, как оно стало двигаться к цивилизации. И по мере продвижения к ней второй путь был забыт. Он остался где-то на Востоке, у тех, кто не причастен к цивилизации . [10] Изучение этого второго пути необычайно важно, на наш взгляд, так как оно помогает понять ту часть культуры древних, которая слагала общую сумму культуры человечества и без научного знания этого недостающего звена невозможно понять многообразия человеческого сознания.

Закончить доклад, нам думается, будет целесообразно словами учёного-космиста А.Л.Чижевского: И кто осмелится утверждать, что, претерпев ряд преобразований, человеческая мысль не вернётся снова к тем первоначальным философским концепциям, которыми болела на заре истории человечества .

__________________________

ЛИТЕРАТУРА

  1. БЕЛИКОВ П.Ф. РЕРИХ (Опыт духовной биографии) //Новосибирск:1994.
  2. ДЭВЛЕТ М.А. Петроглифы Мугур Саргола //М.:Наука,1980.
  3. ЗИГЕЛЬ Ф.Ю. Сокровища звёздного неба // М.: Наука, 1986.
  4. КУБАРЕВ В.Д., МАТОЧКИН Е.П. Петроглифы АЛТАЯ //Новосибирск: 1992.
  5. МААДАЙ-КАРА, АЛТАЙСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС //Горно-Алтайск: Ак-Чечек,1995.
  6. НАДЗЕМНОЕ, 118. //Агни Йога, т.5, М.:Русский Духовный Центр,1992.
  7. ОКЛАДНИКОВА Е.А. Петроглифы Кара-Оюка. // Урало-Алтаистика. - Новосибирск: Наука, 1985.С.85-88.
  8. ОКЛАДНИКОВА Е.А. Граффити Кара-Оюка, Восточный Алтай. //Материальная и духовная культура народов Сибири. - Л.:Наука,1988.МАЭ, С.140-158.
  9. РЕРИХ Н.К., Пути Благословения. // NEW YORK- PARIS; RIGA- HARBIN; 1924.с,107;142.
  10. РЕРИХ Ю.Н. :Материалы юбилейной конференции. //МЦР.М.,1994.С.14-19.
  11. РИХАРД РУДЗИТИС. БРАТСТВО ГРААЛЯ. /Минск: 1994 г.
  12. РОДОСЛАВОВА Ц. Специфика археоастрономических исследований. // Методология и методика археологических реконструкций, Новосибирск.:1994. С.119-123.
  13. САГАЛАЕВ А.М. Алтай в зеркале мифа. //Новосибирск: Наука,1992.
  14. ФЛАМАРИОН К. История неба. //М.: 1994.
  15. ЦВЕТЫ МОРИИ. // Берлин: 1921.
  16. ЧИЖЕВСКИЙ А.Л. Космический пульс жизни. //МОСКВА: МЫСЛЬ , 1995 г.
  17. ШАПОШНИКОВА Л.В. Исторический процесс как космическое явление. //МЦР, Материалы международных конференций, М.: 1995.- С.201-223.
  18. ЩЕГЛОВ П.В. Отражённые в небе мифы земли. //М.: Наука,1986.
  19. Помимо идей Н.К.Рериха, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, К.Э.Циолковского о проблемах энергетического обмена, человек-человек, человек-космос говорят новейшие исследования академика РАН В.П.Казначеева: Дистантно-образные коммуникации как космопланетарный феномен в палеопсихологии . // В.П.Казначеев, академик РАН, А.В.Трофимов к.м.н., из сборника тезисов 1-ой международной конференции АЛТАЙ, КОСМОС, МИКРОКОСМ ; Барнаул, Горный Алтай, 1993.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

25 дата публикации: 01.03.2006